УДК 81
РАЗВИТИЕ НЕРИТОРИЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА1
© Светлана Юрьевна ТОЛМАЧЕВА
Борисоглебский государственный педагогический институт, г. Борисоглебск, Воронежская область, Российская Федерация, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах, e-mail: svitu88@yandex.ru
Освещаются результаты экспериментального исследования использования нериторических речевых жанров в языковом сознании младшего школьника в возрастной динамике (с 1 по 4 класс), проблемы новой, теоретически значимой, в лингвистике практически не рассматриваемой. Представлены тематика и характеристика особенностей нериторических речевых жанров, выявлены и систематизированы основные составляющие речевых жанров и особенности их развития в языковом сознании ребенка.
Ключевые слова: жанры речи; языковое сознание; коммуникативное поведение; жанроведение; нериторические речевые жанры.
«Богатство и разнообразие речевых жанров необозримо, потому что неисчерпаемы возможности разнообразной человеческой деятельности и потому что в каждой сфере человеческой деятельности вырабатывается целый репертуар речевых жанров, дифференцирующийся и растущий по мере развития и усложнения данной сферы», считал известный лингвист М.М. Бахтин [1]. Проблемы жанроведения актуальны на сегодняшний день для различных направлений современной лингвистики. Эта область научного исследования затрагивалась обычно в свете проблем определения понятия речевых жанров, принципов разграничения, классификации речевых жанров. В своей жизни человек сталкивается с жанрами, которые свойственны разным возрастным периодам его социально-психологического развития. Наибольший интерес для исследования представляют нериторические речевые жанры младшего школьного возраста, поскольку младший школьный возраст - это тот период, в котором происходит интенсивное развитие языковой личности и овладение детьми речевыми жанрами. Именно этим жанрам детям не приходится специально обучаться, т. к. они бессознательно, невольно впитываются представителем конкретного этноса, подобно фактам родного языка [2]. Для того чтобы выяснить, какие нериторические рече-
1 Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.В37.21.2126.
вые жанры чаще всего используют дети младшего школьного возраста, было проведено исследование на базе школ города Бо-рисоглебска Воронежской области. Необходимо было выяснить, каким образом идет возрастное развитие младшего школьника (с 1 по 4 класс) в аспекте овладения нериторическими речевыми жанрами, выяснить лингвистический механизм развития речевых жанров в языковом сознании младших школьников в динамике от 1 к 4 классу. Полученные данные показывают, что младшие школьники активно используют жанры рассказа-истории (1 класс - 89 %, 2 класс -92 %, 3 класс - 91 %, 4 класс - 85 %), болтовни (1 класс - 94 % детей, 2 класс - 97 %, 3 класс - 91 %, 4 класс - 95 %), «разговора по душам» (1 класс - 80 %, 2 класс - 78 %,
3 класс - 76 %, 4 класс - 74 %).
Тематика нериторических речевых жанров отражает специфическую, детскую картину мира, отмеченную оптимизмом, антропоморфизмом, условностью, преобладанием игрового и сказочно-фантастического начала над объективно-реалистическим, герои - сказочные персонажи, герои популярных
мультфильмов, животные, а также школа и игры, увлечения, что определяется ведущей деятельностью и коммуникативной потребностью детей. Распределение рассказов по тематическим группам показывает, что тематика рассказов-историй младших школьников определяется ведущей деятельностью и коммуникативными потребностями детей.
Для учащихся 1 класса характерны рассказы-истории о домашних животных (44 %) и об увлечениях, развлечениях, играх (33 %), что обусловлено возрастной особенностью первоклассника, вчерашнего дошкольника, ведущей деятельностью которого была игра, а также антропоморфизмом, преобладанием игрового над объективно-реалистическим. Учащимся 2 и 3 класса также нравится рассказывать о домашних животных (2 класс -41 %, 3 класс - 53 %). Учащиеся 4 класса предпочитают рассказы-истории о летнем отдыхе (39 %), т. к. детей стали больше волновать темы, связанные с взрослым миром, детям стал близок мир человеческих взаимоотношений, жизнь окружающих и своя собственная. Однако самой любимой темой остается тема о домашних животных, что является возрастной особенностью детей. Как показывает исследование, к 4 классу увеличивается объем монологов, они уже представляют собой целостные и довольно связные тексты, характеризующиеся единством замысла, в начале текста намечается тема будущего высказывания. Речевое произведение приобретает большую композиционную стройность, разворачивается замысел более связно и последовательно, в нем меньше нарушений, больше прилагательных, сравнений.
Ядром жанра рассказа-истории в языковом сознании учащихся начальной школы с
1 по 4 класс является составляющая «текст небольшого объема». Как показывают результаты исследования, с 1 по 4 класс доля этой составляющей постепенно и значительно возрастает (1 класс - 11 %, 4 класс -58 %). Практически остается неизменным к 4 классу число детей, в языковом сознании которых рассказ представлен составляющей «словесное изложение событий». Кроме того, к 4 классу исчезает отождествление рассказа со сказкой, появляется более глубокое понимание этого речевого жанра с многочисленными пояснениями (функция рассказа, название, объем, настроение, тематика). С 1 по 4 класс значительно уменьшается количество детей, у которых отсутствует представление о рассказе (1 класс - 16 %, 4 класс -
6 %). Младшие школьники единично дают оценку этому речевому жанру. Таким образом, в языковом сознании учащихся 4 класса жанр рассказа сформирован.
Еще одним нериторическим жанром, который широко используется младшими школьниками, является болтовня. Как отмечает исследователь К.Ф. Седов, «болтовню характеризует особая коммуникативная обстановка говорящих: участники общения обмениваются информацией, при этом в значительной степени коммуникация осуществляется ими ради самой коммуникации». Каждая тема в болтовне возникает совершенно случайно, и ход разговора вполне мог бы изменить свое течение или затронуть другие столь же необязательные темы [2]. В основном дети болтают с мамой и папой, а также с друзьями, чаще всего это происходит дома, в школе и на улице. Общение строится по ассоциативному принципу, с одной темы ребенок легко «соскальзывает» на другую. Для детей 1 класса наиболее характерна тема «об увлечениях, развлечениях, играх», что является их возрастной особенностью. Учащиеся
2 и 4 класса чаще всего разговаривают на тему «школы и школьных делах». Учащиеся
3 класса предпочитают болтать о домашних животных. При разговоре дети редко делают паузы и повторы одних и тех же слов, т. к. их реплики в основном состоят из 1-2 предложений. Проведенное исследование показывает, что по времени болтовня младших школьников (1-4 класса) может длиться в среднем от 10 секунд до 10 минут, главное, насколько заинтересован в разговоре собеседник.
В языковом сознании младших школьников главной составляющей болтовни являются «бессодержательные разговоры, пустословие», которая от 1 к 4 классу занимает все большее место в языковом сознании ребенка (1 класс - 15 %, 4 класс - 57 %), Жанр болтовни представлен в основном отрицательной оценкой, доля которой значительно увеличивается к 4 классу (разговор никому не нужный; болтовня - это плохо). Одна из составляющих болтовни - «беседа», занимающая главные позиции в 1 классе, к
4 классу не столь популярна среди младших школьников, что является возрастной особенностью. К 4 классу в сознании детей появляются представления о том, сколько человек участвует в болтовне, в каком темпе должно идти общение. Отождествление болтовни с «разговором на уроке» возрастает к
3 классу (33 %) и значительно снижается к
4 классу (5%), что также является возрастной особенностью младших школьников. Таким образом, в языковом сознании большинства младших школьников существуют достаточно четкие и развернутые представления о жанре болтовни, как правило, с отрицательной оценкой, только у незначительной части детей в языковом сознании существует представление о болтовне как об интересном общении, что сближает с взрослым общением.
Проведенное исследование показывает, что младшими школьниками также достаточно часто используется «разговор по душам». По мнению саратовского исследователя В.В. Дементьева, этот речевой жанр имеет исключительное значение для русского коммуникативного пространства, а также системы основных ценностей русской культуры. Ученый-лингвист отмечает, что, метафорически выражаясь, можно сказать, что «разговор по душам» - это разговор о душе. Душа человека открывается, когда он показывает другим людям, что он думает и чувствует»
[3].
Как показывают полученные материалы исследования, чаще всего дети рассказывают о том, что их волнует маме, папе, а также бабушке и друзьям. В большинстве случаев такой разговор у детей происходит дома в кругу семьи, чаще всего перед сном. Ребенок делится своими переживаниями и проблемами, радостями или огорчениями, успехами и неудачами. Многие дети рассказывают о школьных делах, о взаимоотношениях с одноклассниками и учителем, делятся новостями, секретами, просят совета, рассказывают о своих увлечениях, мечтах. В 4 классе дети начинают говорить о физиологических особенностях людей, а также о жизни и смерти. Часто в «разговоре по душам» затрагиваются не только детские проблемы, но и проблемы взрослых, которые ребенок видит и пытается понять. Необходимо отметить, что к 4 классу ребенок может доверить свои любовные переживания лучшему другу. Некоторые дети могут откровенно разговаривать даже с малознакомым взрослым (наблюдателем), если он вызвал их расположение. При таком разговоре дети нередко делают паузы, возможно это зависит от степени трудности разговора. По объему «разговоры по душам» у детей 1-4 классов небольшие, в среднем 30-40 слов.
Проведенное исследование показывает, что в языковом сознании младшего школьника речевой жанр разговора по душам выражен следующим набором компонентов: «тайны, секреты», «искренне, чистосердечно, без утайки», «говорить о важном». Доля составляющей «говорить о важном» (2 класс -
7 %, 4 класс - 24 %) увеличивается к 4 классу, тем самым сближаясь с пониманием взрослыми жанра разговора по душам и приобретая черты «разговора по душам», характерные для взрослого человека. Претерпевает значительные изменения от 1 к 4 классу составляющая «искренне, чистосердечно, без утайки», достигая апогея к 3 классу (37 %). На протяжении всего младшего школьного возраста составляющая «тайны, секреты» занимает значительное место, что является возрастной особенностью. К 3-4 классу в языковом сознании младших школьников появляется более глубокое понимание особенностей этого жанра. К 4 классу в языковом сознании младших школьников вдвое уменьшается доля отсутствия представлений о речевом жанре «разговор по душам» (1 класс - 25 %, 4 класс - 10 %).
Таким образом, исследование показывает, что нериторические речевые жанры рассказ-история, болтовня, «разговор по душам» являются для младшего школьника одними из значимых речевых жанров и для взрослого речевого поведения. Поэтому особенно было важно рассмотреть уровни осознания и реализации их в речи детей. Преобладающая тематика рассказов-историй, болтовни, разговора по душам - домашние животные; летний отдых; увлечения, развлечения, игры; «о себе, своей семье», «страшные рассказы-истории», телепередачи, фильмы, мультфильмы; школа, школьные дела; мечты, желания. Анализ полученных данных показывает, что в 1 классе основная масса школьников (87 %) использует в речи нериторические жанры, в то время как осознает их только половина детей (46 %). Необходимо отметить, что с 1 по 4 класс использование нериторических жанров остается практически неизменным (1 класс - 87 %, 4 класс - 84 %), в то время как уровень осознания данных речевых жанров младшими школьниками постепенно возрастает (1 класс - 46 %,
4 класс - 81 %). Таким образом, от неосознанного использования в речи нериториче-
ских жанров ребенок приходит к пониманию и осознанию жанра рассказа-истории, болтовни, разговора по душам.
1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. М., 1996.
2. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 2004.
3. Дементьев В.В. Традиции изучения жанров русской разговорной речи в саратовской лингвистике. Саратов, 2003.
Поступила в редакцию 1.10.2012 г.
UDC 81
DEVELOPMENT OF NOT RHETORICAL SPEECH GENRES IN LANGUAGE CONSCIOUSNESS BY CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE
Svetlana Yuryevna TOLMACHYOVA, Borisoglebsk State Pedagogical Institute, Borisoglebsk, Voronezh region, Russian Federation, Candidate of Philology Senior Lecturer of Russian Language and Its Teaching Methodics in Junior Classes Department, e-mail: svitu88@yandex.ru
The results of the experiment research of using of not rhetorical speech genres in language consciousness by the children of a primary school of age dynamics (1-4 grades) is considered that is the new question which has never been researched in the linguistics. The characteristic and subjects of not rhetorical speech genres features revealed and systematized the main components of speech genres and the features of its development in language consciousness by the child are presented.
Key words: speech genres; language consciousness; communicative behavior; genre study; not rhetorical speech genres.