Развитие непрерывного образования как фактор модернизации российского общества
Development of continuous education as a modernization factor for Russian society
Г. К. Сафаралиев
депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, член-корресподент РАН, профессор
103265, Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
G. K. Safaraliyev
103265, Moscow, ul. Okhotniy ryad, 1
Системные изменения общества и экономики на рубеже XX-XXI вв. вызвали идею модернизации России. Одной из ее составляющих является качественное обновление национальной системы образования. В статье изложен подход к реформированию системы образования на основе концепции непрерывного образования.
System changes of the society and economy at he turn of XX-XXI centuries brought on an idea of modernization of Russia. Quality renovation of national educational system is one of its components. The article presents an approach to educational system reformation based on the idea of continuous education.
Ключевые слова: модернизация общества, экономическое развитие, человеческий капитал, человеческий потенциал, система образования, непрерывное образование
Keywords: society modernization, economic development, human capital, human potential, educational system, continuous education
Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. затронул не только основы экономики ведущих стран мира, но и указал на необходимость реконфигурирования мировой финансовой системы и всей системы регулирования мирохозяйственного развития. Воздействие кризиса, по нашему мнению, оказалось более глубоким и всесторонним. Он показал, что дальнейшее прогрессивное развитие без перманентного обновления всех сфер общественной жизни, а не только экономики, невозможно. В этой связи востребованной и актуальной для нашей страны является доктрина модернизации, инициатором реализации которой явился Президент Российской Федерации Д. А. Медведев.
Модернизация — всестороннее явление, она охватывает сферы идеологии, политики, экономики, социальную и многие другие сферы. Причем идея модернизации в целом не нова. Ее главный принцип постоянного качественного обновления коррелирует с основной идеей стратегического менеджмента [1, с. 40-47], связанной с тем, что внешняя и внутренняя среда функционирования любой системы, даже такой сложно организованной, как целая страна, непрестанно изменяются. Одна из сфер, которой модернизация должна коснуться непосредственным образом, — образование.
)
ш -
УДК 37 ^
Современный мир изменился. Время, когда сис- О тема образования выполняла функцию, ориентиро- ^ ванную лишь на воссоздание производительных сил о. общества, прошло. Сформированный тип «конечного» ^ образования, продиктованный стремлением научить навсегда, чтобы это пригодилось человеку на протяжении всей его социальной и профессиональной активной деятельности, отлично служил своему вре- < мени. И сторонников идеологии, присущей тому пери- т оду развития общества, еще можно встретить среди ^Е представителей российского научно-образователь- < ного сообщества. Однако в конце XX — начале XXI в. ^ мир вступил в новую технологическую эпоху: рас- ^ пространение информационных технологий вызвало |— фундаментальные сдвиги в экономике развитых стран, ^ обусловленные доминирующим влиянием знаний и передовых технологий. В этой связи трансформиро- х вались и требования к образованию. ^
В структуре новой экономики ведущее место заняли отрасли с высоким удельным весом нематериального, человеческого капитала, такие как образование, наука, интеллектуальные услуги, информационно-коммуникационные технологии, а ее важнейшим признаком стало ускорение темпов инвестирования в нематериальные активы и создание условий для постоянного воспроизводства знаний и их воплощения в новых высокотехнологичных продуктах и услугах [2, с. 7-13]. Новая реальность ставит новые задачи перед национальной системой образования, которые обусловлены необходимостью согласованного решения двух комплексов проблем — связанных с эффективностью удовлетворения кадровых запросов экономики и обеспечением доступности образования для граждан страны [3, с. 6-8].
Сфера образования сегодня остро нуждается в модернизации. В этой связи предпринимаются активные усилия по трансформации институциональной среды ее функционирования. Так, только в течение весенней сессии 2010 г. Комитет Государственной Думы по образованию вел работу над 35 законопроектами. В трех чтениях принят законопроект, направленный на совершенствование государственной аттестации научных и научно-педагогических работников; также в трех чтениях принят законопроект, закрепляющий право педагогических работников на прохождение профессиональной переподготовки и повышение квалификации не реже, чем один раз в пять лет; принят в первом чтении законопроект о совершенствовании базовых для системы образования процедур лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации, подтверждения, признания и установления эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях и т. д.
Значительное внимание уделяется и финансовому обеспечению деятельности и развития системы образования в нашей стране. Достаточно отметить, что
за последние десять лет расходы на образование в £ России выросли почти в 3,5 раза. Реализуется про-^ грамма, включающая рост нормативов на каждого
0 студента (ранее он составлял чуть больше 20 тыс. руб. х на человека в год в среднем, а сегодня он составляет ^ около 80 тыс. руб.).
^ Большой резонанс в целом в обществе и в обра-н зовательном сообществе вызвал Федеральный закон 5 № 83-ФЗ, направленный на формирование и развитие ° законодательной базы новых форм финансового обес-5 печения оказания государственных (муниципальных) ^ услуг Предполагаемые изменения затронут почти к 330 тысяч российских бюджетных организаций из =Ц различных сфер экономической деятельности, в том
< числе примерно 25 тысяч федеральных государст-^ венных и свыше 300 тысяч региональных и муници-
< пальных учреждений. Естественно, что это в полной и мере относится и к федеральным и муниципальным н образовательным учреждениям.
Несмотря на продолжающуюся вокруг данного за-
1 кона дискуссию и его активное обсуждение в профес-х сиональном сообществе, базовые принципы данного
закона соответствуют общему курсу на модернизацию, идеологии ранее проводившихся шагов по реформированию системы образования, которые на практике подтвердили свою эффективность. В соответствии с этим законом каждое государственное или муниципальное учреждение будет функционировать в форме автономного, бюджетного или казенного учреждения. Выбор соответствующего правового статуса будет осуществляться с учетом возможности функционирования учреждения на основе рыночных принципов. А что касается изменений этого закона, его совершенствования, а также отладки и «тонкой настройки» предусмотренных им механизмов, то эти вопросы должны и будут решаться в рабочем, плановом порядке.
Высказываемые опасения, касающиеся того, что данный закон принудительно вводит «самоокупаемость» и бросает на произвол рынка образовательные учреждения, необоснованны. Согласно закону, решение всех вопросов реформирования и оптимизации региональной, муниципальной бюджетной сети образовательных учреждений передается, соответственно, субъектам федерации и муниципальным образованиям. Именно они самостоятельно определяют, какие учреждения переведут в казенные, а какие оставят в статусе бюджетных, а также процедуры, этапы и сроки реформирования бюджетной сети в течение переходного периода (до 1.07.2012 г.). При этом финансовое обеспечение основных видов деятельности (т. е. тех, ради осуществления которых создано образовательное учреждение) осуществляется, как и раньше, в полном объеме за счет бюджета, но только не по смете, а путем предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.
Описанные изменения касаются формальных, организационно-правовых аспектов развития российской системы образования. Однако не меньшее значение, на взгляд автора, имеют и сущностные изменения в системе. Одним из таких востребованных, «наболевших» изменений является внедрение и развитие в российскую практику концепции непрерывного образования. Идея непрерывного образования эквивалентна идее «образования через всю жизнь». Используя второе обозначение процесса, можно более ясно представить себе его детали.
Непрерывное образование, или образование через всю жизнь может быть реализовано тогда и толь-
ко тогда, когда каждый гражданин имеет право и одновременно — возможность реализовать любую индивидуальную образовательную траекторию, которая соответствует его способностям, запросам и нуждам. Ясно, что само представление о такой системе образования, в пределах которой могли бы быть реализованы миллионы разных не совпадающих друг с другом образовательных траекторий, является идеальным представлением. Даже самые богатые страны мира не могут позволить себе роскошь создать и содержать такую национальную систему образования в полном объеме. Поэтому систему непрерывного образования можно рассматривать только как некий «идеальный образ», к которому следует стремиться. В то же время этот образ создается не ради себя самого, а для того, чтобы служить ориентиром в мероприятиях образовательной политики.
Анализ теоретических проработок, касающихся перспективного облика и функций российской системы непрерывного образования, изучение зарубежного опыта позволили сформулировать основные проблемы, без разрешения которых перспективная система непрерывного образования, основы которой закладываются в настоящее время, не будет эффективной:
• во-первых, необходимо так организовать учебный, воспитательный и иные сопутствующие социальные процессы, чтобы не только не подавить, но и развить в человеке жажду познания. В этой связи внедрение в сознание и мировосприятие людей идеи непрерывности образования должно начинаться с «начальной точки» индивидуальной образовательной траектории. Именно в школе надлежит начинать непрерывное образование и образование через всю жизнь. Именно в школе закладывается умение искать ответы на возникающие вопросы. Именно в школе нужно учить тому, как правильно, эффективно и успешно учиться. По указанным причинам главная задача современной школы, с позиций концепции непрерывного образования, состоит в том, чтобы не погасить тот «творческий огонек», который есть у каждого человека, по крайней мере в детстве;
• вторая проблема, с которой должно справиться общество, желающее выстроить у себя систему непрерывного образования, — это создание действенной системы прогноза и мониторинга спроса на услуги системы образования, представляемые в ответ заказы экономики, а также на публичные и государственные запросы. Нужно, по возможности, точно знать, каких специалистов ожидает рынок труда сегодня и какие ему будут нужны завтра. Нужно подстраивать систему образования под текущий и перспективный спрос подготовленных кадров. Это относится не только к системе основного образования, но и к повышению квалификации, переобучению, а также вообще всем формам дополнительного образования;
• третья проблема, с которой должно справиться общество, желающее иметь у себя систему образования через всю жизнь, — это создать систему оперативного мониторинга непрерывного образования, чтобы отслеживать процесс его развития. Строго говоря, общепризнанных индикаторов или показателей для характеристики процесса непрерывного образования мировое сообщество пока не выработало. Поэтому задача мониторинга непрерывного образования пока еще является научно-исследовательской и не перешла в категорию прикладной, практической. Это должно дать новый импульс исследованиям в данной области.
Следует подчеркнуть, что главное при формировании российской модели непрерывного образования — это изменение отношения к нему населения, которое зачастую руководствуется устаревшими подходами и взглядами в этой области, стремительно становящимися неадекватными современным реалиям развития общества. Это приводит к низкой конкурентоспособности отдельных специалистов, нерациональным затратам ресурсов домохозяйств на ту подготовку, которая вряд ли окажется востребованной в будущем. Система непрерывного образования требует изменения концептуальных взглядов на образование в целом.
Непрерывное образование не является дополнением к «основному» образованию. Скорее наоборот, все формы основного образования, дополнительного образования, повышения квалификации, переподготовки, самообразования и иных видов обучения — вся эта совокупность включена в состав непрерывного образования и образования через всю жизнь как его неотъемлемые части, отдельные закономерно связанные в единое целое этапы. Выделенные элементы нами перечислены как примеры известных и распространенных форм обучения, которые современный человек наиболее часто использует в своей жизни. Образовательные траектории большинства граждан нашей страны включают в себя упомянутые элементы. Это элементы с относительно готовой организационной и управленческой инфраструктурой, они обеспечены преподавательским персоналом, имеют материально-техническую основу в виде учебников, методических пособий, имеют институциональное, в том числе законодательное и нормативно-правовое закрепление. Современные условия требуют объединения всех этих элементов в единое целое.
Концепция непрерывного образования представляет собой современную систему взглядов на образовательную практику, которая рассматривает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте. Она предусматривает необходимость «достройки» образовательного пространства новыми функциональными структурами, рассчитанными на использование во все периоды взрослой жизни. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности, развитие не только «человеческого капитала», востребованного в экономике, но и «человеческого потенциала», насыщенного социальными, культурными, гуманитарными и иными ценностями.
Излагаемый нами подход к развитию и модернизации российской системы образования соответствует и международной практике. Так, по мнению специалистов Международной комиссии по образованию для XXI века при ЮНЕСКО, непрерывное образование должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности формулировать суждение и предпринимать адекватные ему действия. Непрерывное образование нужно не только тем, кто учится, но и тем, кто учит.
Характерная для нашего времени тенденция учиться в течение всей жизни актуальна для профессии учителя, преподавателя, воспитателя. Необходимость непрерывного образования для этой категории специалистов диктуется, прежде всего, непрекращающимся развитием самого общества, постоянным обновлением учебных планов и программ, совершенствовани-
ем технических средств обучения, развитием новых ^
образовательных технологий, бурным внедрением £
инноваций в учебный и обеспечивающие процессы, ^
изданием новых учебников и пособий, появлением о
новых педагогических технологий, способствующих х
повышению профессиональной компетентности учи- Ее
теля, возрастающими темпами роста объемов новой ^
научной информации, используемой при обучении. ^
Потребность в непрерывном образовании обус- 5
ловлена не только необходимостью обеспечения вы- °
соких темпов экономического роста, но и задачами 5
модернизации всего российского общества. Дело ^
в том, что непрерывное образование представляет к
собой целостный процесс, обеспечивающий поступа- ^
тельное развитие творческого потенциала личности <
и всестороннее обогащение духовного мира челове- ^
ка. Указанный процесс состоит из последовательно <
взаимоувязанных между собой этапов специально и
организованной учебы, дающих человеку благоприят- н
ные для него изменения социального статуса, а также н
п О
поступательное возрастание его самооценки. В центре ^ внимания идеи непрерывного образования находится х человек, его интересы, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание.
В свете описанных обстоятельств, одна из главных проблем на сегодняшний день состоит в поисках ответа на вопрос: «Как перейти к концепции непрерывного образования?» Здесь, по нашему мнению, необходима более тесная интеграция усилий с европейскими странами, изучение и творческое использование их опыта. Так, Европейский Союз активно работает над перспективными концепциями развития образования. В частности, Лиссабонская стратегия центральным пунктом заявляет непрерывное образование. Модернизация европейских школ и университетов, а также учреждений профессионального образования направлена на расширение возможностей трудоустройства. По доле расходов на высшую школу в ВВП Евросоюз ставит задачу в рамках Лиссабонской стратегии достижения к 2015 г. уровня в 2% ВВП.
Изучение возможностей селективного, поэтапного внедрения элементов системы непрерывного образования становится актуальным и в России в связи с возрастанием потребностей экономики во все более квалифицированных работниках, способных быстро осваивать новые знания и навыки, эффективно и творчески использовать их не только в профессиональной деятельности, но и в социальной практике. Важно в этой связи разработать статистические индикаторы, с помощью которых можно было бы оценить эффективность планируемых в этой области мероприятий, а также сопоставить уровень участия граждан России в непрерывном образовании в международном контексте. В этом плане Россия в большой степени может опираться на зарубежный опыт.
К сожалению, в России до сих пор не проводились достаточно репрезентативные обследования, обеспечивающие подробную статистическую информацию об участии населения в непрерывном образовании, имеющиеся источники данных обеспечивают весьма фрагментарное описание ситуации. По данным, полученным в 2003 г., доля населения в возрасте 25-64 лет, включенного в процесс непрерывного образования, составляла 9,6%. Результаты показали, что спрос на дополнительное образование в России довольно высокий, и приобрести те или иные знания и навыки (особенно в области иностранных языков и информационно-коммуникационных технологий) хоте-
ли более половины опрошенных. Однако их желание £ существенным образом ограничено материальными ^ возможностями и возрастом, а также неразвитостью,
0 а точнее — неадаптированностью, соответствующей х институциональной структуре.
^ Новое исследование непрерывного образования, ^ выстроенное в большой степени на методологии Евро-н стата, было проведено в России в начале 2007 г. в рам-5 ках совместного проекта Национального института ° статистики Италии и ГУ-ВШЭ. Полученные данные 5 свидетельствуют, что в непрерывном образовании ^ участвовали почти четверть респондентов в возрасте к 25-64 лет. На фоне европейских стран, где им охва-=Ц чено почти половина взрослого населения, Россия
< демонстрирует довольно низкий уровень, занимая ^ 26-е место.
< Что касается самообразования, то в России наи иболее распространенной его формой является ис-н пользование различных печатных материалов (таким н способом за последний год получал знания каждый
1 7-й респондент). На втором месте (указали 6% опро-х шенных) — посещение необразовательных заведений,
ориентированных на передачу знаний (библиотек, музеев, выставок). На третьем — обучение на рабочем месте под руководством наставников и коллег (4%). И еще реже россияне пользуются специальными обучающими программами и техническими средствами, особенно в режиме он-лайн.
Указанные показатели свидетельствуют о недостаточности развития идеи непрерывного образования в современной России. Следовательно, имеется необходимость активизации государственного регулирования в этой области. Не случайно утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в качестве одного из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития указывает на модернизацию системы образования. Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни. Тем самым будут созданы необходимые предпосыл-
ки для достижения целей, заявленных в Концепции. И на это направлены конкретные меры. В частности, к 2020 г. намечено внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного профессионального образования.
Проведенный в Концепции анализ позволяет сделать вывод, что, исходя из тенденций развития экономики и рынка труда России, целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность. Вторая задача — это улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики. Очевидно, что обе названные задачи тесно связаны между собой, они взаимно дополняют друг друга.
Развитие системы непрерывного образования — важный фактор модернизации российского общества. Определенные усилия в этой сфере уже прилагаются, консенсус относительно целей и направленности изменений национальной системы образования имеется. Теперь необходимо приступить к разработке законодательной поддержки непрерывного образования и определиться с приоритетными направлениями системного развития непрерывного образования.
Литература
1. Миллер А. Б., Петров А. Н. Стратегический менеджмент как стратегический процесс // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010. № 2 (62).
2. Тарасов С. Б. Принципы управления научно-образовательным потенциалом // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2009. № 2 (58).
3. Сафаралиев Г. К. Подготовка кадров для инновационной сферы: проблемы и пути их решения // Экономика и управление. 2008. № 10.
Новинки СПбАУЭ
В. А. Кунин.
Практический курс управления финансами: Учебник. СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. 280 с.: ил.
В учебном пособии предлагается системный авторский курс управления финансами, разрабатывавшийся в течение последних лет теоретических исследований применения их результатов в практической деятельности предпринимательских структур. Рассмотрение основ управления финансами органично сочетается с примерами практического использования, позволяющими успешно решать конкретные задачи финансового менеджмента.
Издание предназначено для слушателей программ MBA, руководителей финансовых служб и специалистов в области управления финансами, преподавателей, студентов и аспирантов высших учебных заведений.