Государственное и региональное управление
Г.А. Балыхин, Г.К. Сафаралиев, А.П. Бердашкевич
КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ЦЕЛИ, ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
В статье проанализирована система непрерывного образования, в том числе функциональное содержание данного понятия, показан зарубежный опыт решения этой задачи, выведены существующие исторические научные взгляды на обозначенную систему, отображено значение ее правового регулирования, в том числе законодательства об образовании.
Исследованы основные особенности организационной структуры системы образования, способной реализовать концепцию непрерывного образования для России.
Ключевые слова: непрерывное образование, информационные технологии, концепция, государственное управление, законодательство, виды образования, технологии обучения, процесс подготовки, переобучение кадров, дополнительные образовательные услуги, образовательные ваучеры, правовое регулирование, непрерывное профессиональное образование, квалификация, МОТ, компетентность, работодатели, государственная молодежная политика, Классификатор видов экономической деятельности.
В период, когда относительно медленная эволюция общественного производства обусловливала постоянство формы и содержания обучения, система образования выполняла функцию, ориентированную на воссоздание производительных сил общества. Фактически был сформирован тип «конечного» образования, продиктованный стремлением научить навсегда, чтобы это пригодилось человеку на протяжении всей его социальной и профессиональной деятельности. Сторонников идеологии, присущей тому периоду развития общества, еще можно встретить среди представителей российского научно-образовательного сообщества. В конце XX - начале XXI в. мир вступил в новую технологическую эпоху. Распространение
© Балыхин Г.А., Сафаралиев Г.К., Бердашкевич А.П., 2011
информационных технологий вызвало фундаментальные сдвиги в экономике развитых стран, обусловленные доминирующим влиянием знаний и передовых технологий. В структуре новой экономики ведущее место заняли отрасли с высоким удельным весом нематериального, человеческого капитала, такие как образование, наука, интеллектуальные услуги, информационно-коммуникационные технологии, а ее важнейшим признаком стало ускорение темпов инвестирования в нематериальные активы и создание условий для постоянного воспроизводства знаний и их воплощения в новых высокотехнологичных продуктах и услугах.
Европейский союз, давно и активно работающий в образовании, в 2000 г. принял стратегию превращения Евросоюза к 2010 г. в наиболее конкурентоспособную и динамичную в мире экономическую зону, в пространство экономики, основанной на знаниях. Этот курс получил название Лиссабонской стратегии, центральным пунктом которой являлось непрерывное образование (НО). Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 г., стал поворотным моментом в определении политики и практики Европейского союза. Его выводы подтвердили, что Европа уже вступила в «эпоху знаний» со всеми вытекающими культурными, экономическими и социальными последствиями. В информационном плане соответствующая деятельность сопровождалась разработкой индикаторов, позволяющих измерять результаты и оценивать достижение намеченных целей. В рамках Лиссабонской стратегии были сформулированы амбициозные цели, которые оказались труднодостижимыми. Поэтому многие тогдашние намерения, в том числе и относительно НО, сейчас перешли в отложенные ожидания. Система НО включает в себя все виды образования и воспитания: дошкольное, среднее, начальное и среднее специальное, высшее, академическое, дополнительное и прочее. При этом переход с одного уровня на другой в условиях НО в рамках системы образования у других странах выражен не так жестко, как в России.
Объектом анализа настоящей работы можно считать НО, а предметом исследования существующие взгляды и подходы к определению понятия «непрерывное образование», которое впервые появилось в США в 50-х годах ХХ в. и в то время использовалось как форма образования взрослых. Первоначально словесный оборот «непрерывное образование» употреблялся как синоним самообразования и потребности человека постоянно совершенствовать свои знания и умения (self-enhancement). Под НО понимается не обучение без отпуска и каникул, а неизменное желание и постоянная готовность включиться в образовательный процесс. Точное понимание качеств, свойств и следствий НО может помочь сформиро-
вать подходы к разработке концепции построения образовательной системы, которая способна реализовать такую функцию образовательного процесса, как НО.
НО интерпретируют как учебную деятельность человека, которая базируется на образовании, обретенном ранее, и которая направлена на изучение возможности более эффективного использования собственных ресурсов или возможностей окружающей среды. В современном мире, который становится все более сложным, каждому человеку в течение жизни может потребоваться исполнять различные задачи. Возникает необходимость продолжать учебу всю жизнь. Питер Друкер1 ввел в оборот особый термин - «работник знания» - для людей, склонных к постоянному интеллектуальному совершенствованию. «Работники знания» имеют высшее образование, обладают особым складом ума, наделены способностью приобретать и применять теоретические и практические знания, демонстрируют инициативный новаторский подход к работе. Когда формировалось понятие обучающегося общества, вводилось понятие общества знания (knowledge society) и самое важное - «научиться учиться». Вскоре в докладе «Учиться существовать: мир образования сегодня и завтра», подготовленном в 1972 г. Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию под председательством Эдгара Фора, была выдвинута новая социально-образовательная концепция. Доклад Фора содержал предложение принять как руководящую концепцию НО во всех странах мира2. Представленная ЮНЕСКО идея НО реализуется в разных странах.
Осознание необходимости в совершенствовании своих знаний и умений приходит к человеку либо как вынужденная реакция на внешние обстоятельства, либо как личная мотивация. Изменяя окружающий мир, человек, естественно, меняется сам. Его отношение к труду и предметам труда, окружающим людям, убеждениям, идеалам становится иным. В обществе растет социальная значимость НО. Растет спрос на услуги в области образования. Вследствие массовости явления спроса следует рассматривать заинтересованность в системе НО как социальное, требующее соответствующих механизмов публичной и государственной поддержки, а также законодательного обеспечения. Формированию юридических требований к механизмам государственного управления системой образования и связанных с нею функциональных структур должно предшествовать построение концепции НО.
Экономическая и социально-политическая ситуация в стране в целом определяет систему правового регулирования, включая законодательство об образовании, которое зависит от перемен, происходящих в государстве и обществе, на рынках труда и обра-
зовательных услуг. Исследование функций законодательства об образовании имеет особое значение, так как от этого прямо зависит структура законодательства, поскольку любые функции выполняются определенной структурой.
Выражение «обучающееся общество» (learning society) относится к нынешнему современному типу общества, где приобретение знаний не ограничено в пространстве стенами образовательных учреждений, а во времени - завершением цикла образования установленного уровня. Одним из направлений стало создание нетрадиционных учебных заведений: «университетов без стен», «школ гибкого обучения» и т. п. Самым известным примером является опыт Открытого университета в Великобритании, где подготовка ведется по опыту, эквивалентному университетскому образованию, причем без отрыва от производства, на заочной основе.
Цель статьи - анализ функционального содержания понятия НО, а также исследование основных особенностей организационной структуры системы образования для реализации концепции НО.
Зачатки концепции НО можно обнаружить у древних философов - Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Сенеки и других выдающихся древних гигантов мысли. Идеи НО нашли свое отражение во взглядах Вольтера, Гёте, Руссо, которые связали их с достижениями развития человечества. Первые попытки реализовать идею НО были предприняты в XIII-XIV вв. в городах Европы на базе «цеховых школ», которые открывались и содержались ремесленными цехами. Основателем современных представлений о НО признан чешский мыслитель-гуманист, педагог и писатель Ян Амос Коменский, в педагогическом наследии которого содержатся мысли, которые прослеживаются и в наши дни в концепции НО.
Необходимость НО признано во всем мире, концепция его включает в себя все виды образования и воспитания, которые каждый человек получает от рождения и на протяжении всей жизни -дошкольное, среднее, начальное и среднее специальное, высшее, академическое, дополнительное и прочее.
В большинстве развитых стран проводится работа по созданию и совершенствованию модели «пожизненного» развития творческого потенциала национальных трудовых ресурсов. Эта политика возведена в ранг международной. Организация и государственная поддержка непрерывного процесса подготовки и переподготовки, обучения и переобучения кадров стала общим делом образовательных учреждений, работодателей и государства.
В Германии, например, НО рассматривается как один из приоритетов государственной политики: в общественном сознании форми-
руются установки на НО в течение всей жизни; предусматривается создание правовой базы образования в любом возрасте; развивается сеть государственных и негосударственных учебных заведений и структур, предоставляющих дополнительные образовательные услуги взрослому населению. В Японии введены специальные государственные акты, регулирующие НО тех, кто имеет постоянную работу. Закон аттестации педагогического персонала предусматривает обязательное повышение квалификации каждые пять лет и возможность повышения класса производственного сертификата после очередного обучения, что значительно повышает зарплату. В Японии используются разнообразные программы государственных субсидий работодателям на проведение профессиональной подготовки персонала. Государственная помощь распространяется на сектор среднего и малого бизнеса. В Нидерландах реализуется проект индивидуальных счетов на профессиональное обучение. Этот счет пополняется работодателем и вкладами самого работника и может быть израсходован исключительно в целях повышения квалификации работника. В странах ЕС система образовательных ваучеров распространяется и на обучение работающих.
Образовательную деятельность во Франции отличает высокая степень правового регулирования, включая элементы НО. Основные нормативные акты объединены в Кодекс образования. Между частными образовательными учреждениями и государством устанавливаются более тесные отношения, что выражается в обучении на тех же условиях, что и в системе публичного образования, а преподаватели имеют статус публичных служащих. Публичные власти могут полностью или частично взять на себя расходы по деятельности частных заведений в обмен на их обязательства как публичной службы. Повышение бюджетного финансирования на 7,8% в 2008 г. достаточно убедительно характеризует отношение государства к этой сфере.
В Испании система непрерывного профессионального обучения находится в ведении государства и социальных партнеров. Эта система включает Трехсторонний фонд по обучению и занятости, учрежденный социальными партнерами (государство, профсоюзы и союзы работодателей). Средства, необходимые для деятельности этого фонда, отчисляют работодатели (0,6% от Фонда оплаты труда) и сами работники (0,1%). В рамках этой системы начиная с 1993 г. заключаются трехсторонние соглашения по непрерывному профессиональному обучению между организациями работодателей, профсоюзами и правительством, которые содержат гарантии, признание важности для социальных партнеров развития НО и включение этих вопросов в отраслевые коллективные договоры.
Международная организация труда (МОТ) проводит связь между непрерывным обучением, компетентностью и квалификацией. Непрерывное обучение охватывает всю учебную деятельность, предпринимаемую в течение всей жизни для развития компетенции и квалификации работника. МОТ разграничивает компетентность и квалификацию работника. Термин «компетентность», по определению МОТ, охватывает знания, навыки и умения, применяемые и совершенствуемые в конкретных условиях. Квалификация связывается с официальным выражением профессиональных и специальных навыков работников, которые признаются на международном, национальном или отраслевом уровнях. В российской интерпретации понятие «компетентность» по объему во многом будет совпадать с понятием «деловые качества работника». Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28 декабря 2006 г. «О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда от 17 марта 2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"» разъяснил, что под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств, личных качеств работника (состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли и другие). В современных условиях на передний план выдвигается чрезвычайно важная задача - обеспечить подготовку работника нового типа (рабочего, фермера, менеджера). Его важнейшими качествами становятся профессиональная гибкость и мобильность, способность в случае необходимости быстро переквалифицироваться или даже сменить профессию.
Многие государства пришли к единому пониманию необходимости непрерывного профессионального образования (НПО), в котором системообразующим фактором станет целостность, отличная от механического приращения элементов традиционной системы. Возникает потребность в образовательных системах и комплексах, в которых структуры, процессы профессионального образования гибко и рационально соединяются в пространстве и времени так, что на каждом этапе или ступени достигается относительная завершенность профессионального образования, способная удовлетворить все образовательные потребности отдельного региона и граждан разных стран.
Правительствам мира, как отмечалось в уже упомянутой Декларации V Международной конференции ЮНЕСКО, необходимо проводить такую образовательную политику, реализация которой позволит человеку XXI в. учиться познавать, учиться делать,
учиться быть и учиться жить вместе. В целом новая образовательная парадигма ЮНЕСКО определена так: «образование в новом веке должно быть инновационным и непрерывным», и мы должны «учиться, чтобы быть».
Такой видится новая модель образования, способствующая формированию социокультурного, информационно-образовательного пространства как среды духовно-нравственного становления личности, что соответствует новой парадигме социально-политического развития общества в XXI в.
Интересные результаты дает сравнительный анализ стран по показателям числа пройденных курсов дополнительного обучения и соответствующих затрат времени. Лидером по этому показателю среди европейских стран стала Швейцария, где почти четверть опрошенных обучались на трех и более курсах, еще 10% - на двух и 21% - на одном курсе. Иными словами, здесь половина взрослых граждан постоянно учится, затрачивая на это в среднем по 52 часа в год.
Первые концептуальные положения доктрины непрерывного образования в России были сформулированы в 1988 г. на Всесоюзном съезде работников народного образования и в дальнейшем получили реальное воплощение в ходе реформирования образования. Главные его идеи отражены в проекте «Всесоюзной комплексной программы реализации концепции НО», в котором было сказано, что «в современных условиях динамичного развития общества невозможно на каком-то определенном этапе жизни человека обеспечить его знаниями, достаточными для успешной общественной и профессиональной жизнедеятельности, поэтому образование должно носить непрерывный и прогностически ориентированный характер»3.
В «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года», утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, есть специальный раздел «Система непрерывного профессионального образования», где перечислены основные направления деятельности Правительства РФ в этой области: формирование конкурентного рынка услуг НО и изменение механизмов финансового НО.
К оказанию таких услуг предполагается привлекать научные, образовательные и исследовательские организации, получившие соответствующую государственную аккредитацию. Все организации вне зависимости от форм собственности должны иметь одинаковое право претендовать на государственное задание (заказ) по оказанию образовательной услуги, размещаемое на конкурсной
основе. При государственной поддержке предстоит создать независимые центры присвоения (сертификации) профессиональных и прикладных квалификаций, которые будут аккредитовываться ассоциациями работодателей. Наличие прикладных квалификаций станет обязательным требованием в бюджетных учреждениях. Содействие получат программы внедрения современных технологий обучения, в том числе дистанционных.
Поддержка частно-государственного партнерства будет осуществляться в том числе в форме грантов, выделяемых на конкурсной основе успешным образовательным программам. Платежеспособный спрос на услуги НО предполагается стимулировать и за счет налоговых льгот для работодателей. Предстоит внедрить финансовые сертификаты, подтверждающие право получения образовательных услуг в рамках повышения квалификации, с возможностью их использования в негосударственных образовательных организациях. Должно начаться создание системы сертификации профессиональных квалификаций и профессионального обучения мигрантов трудоспособного возраста в соответствии с требованиями российского рынка труда, а также формирование открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы НПО на базе современных сетевых информационных технологий.
Система НО персонала играет особую роль в системе НО. Постоянное повышение квалификации - право и юридическая обязанность каждого работника. Обязанность администрации - обеспечить каждому работнику необходимые условия для поддержания и повышения уровня профессиональной подготовки. В случае необходимости перехода на новые продукцию, технологию, методы организации производства и управления администрация обязана предоставить всем работникам, которые вследствие указанных причин могут потерять работу, возможность подготовки и переподготовки. При указанных обстоятельствах подготовка и переподготовка персонала осуществляются за счет средств общества. В случае если подготовка и переподготовка сопряжены с овладением работником специальными знаниями, требующими расходов, существенно превышающих обычно принятые, администрация и работник вправе согласовать условия о привлечении средств работника. Статистический анализ НО является особым видом деятельности, например, российской экономики, основанной на знаниях и задающей тем самым качественно новые требования к уровню подготовки кадров по перспективным направлениям и специальностям, постоянному совершенствованию и актуализации навыков работников в соответствии с меняющимися потребностями социально-экономического и
технологического развития. Расширение участия населения в НО призвано содействовать обеспечению возможностей для адаптации на рынке труда и в конечном счете устойчивому экономическому росту и повышению благосостояния общества. В связи с этим встает вопрос о разработке методологии и организации комплексного статистического мониторинга НО в его различных проявлениях (формальное, неформальное, информальное образование) и институциональных формах.
Утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в качестве одного из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития указывает модернизацию системы образования. Формирование системы на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни. В частности, к 2020 г. намечено внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы НПО.
Исходя из тенденций развития экономики и рынка труда, целью государственной политики в долгосрочной перспективе должно стать создание правовых, экономических и институциональных условий, развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, а также сократить долю нелегальной занятости и повысить мотивацию к труду. Другой задачей является улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы НПО, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики.
Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны. Первая задача при этом - вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи. Решение будет достигаться, в частности, за счет модернизации материально-технической базы учреждений по работе с молодежью, расширения их сети, а также модернизации си-
стемы подготовки и формирования механизмов НО специалистов по работе с молодежью.
В утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 Федеральной программе развития образования на 2006-2010 гг. говорится, что формирование системы НО на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни. При этом необходимо обеспечить равные условия доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию.
Расширение предложения на рынке НО предполагается обеспечить за счет привлечения к оказанию таких услуг научных, образовательных и исследовательских организаций, получивших соответствующую государственную аккредитацию. Все организации вне зависимости от форм собственности должны иметь одинаковое право претендовать на государственное задание (заказ) по оказанию образовательной услуги, размещаемое на конкурсной основе.
Реформирование сети образовательных учреждений направлено на интеграцию образовательных программ в целях формирования умений, востребованных в различных сферах профессиональной деятельности, а также социальных умений, необходимых человеку для жизни и работы независимо от выбранного образования, и на обеспечение гибкости в организации обучения за счет возможности перехода с общеобразовательной траектории на профессиональную и наоборот, а также связи между различными профессиональными траекториями за счет модульного обучения и «смешанных» курсов и, таким образом, направлено на развитие системы НО.
«Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг» ОК 004-93 содержит описание деятельности в области образования и включает все ее виды, связанные как с государственным, так и частным образованием, предоставляемым учебными заведениями, а также частными преподавателями, с отрывом или без отрыва от производства (интенсивный курс обучения), в дневное или в вечернее время, любой ступени и в качестве подготовки для любой профессии. Первые три группы можно отнести к «системе регулярного школьного образования», то есть к системе постепенного школьного обучения детей и молодежи начиная с дошкольной ступени и заканчивая уровнем высшего учебного заведения. Разделение на предложен-
ные группы обосновывается прежде всего уровнем предлагаемого обучения, поскольку школьные системы весьма неодинаковы в разных регионах страны. Виды обучения, направленные на организованный отдых (например, обучение игре в теннис или гольф), классифицированы в соответствующей подгруппе группы «Спортивная деятельность и деятельность по организации отдыха и развлечений» и т. д.
Деятельность образования «прочая» включает другие виды (например, организация обучения на платных курсах для подготовки абитуриентов к поступлению в учебные заведения, обучение в платных кружках для получения узкой профессиональной специализации: ремонт радиоаппаратуры определенного вида, обучение переплетному делу и проч.).
Изучение НО стало актуальным и в России в связи с ростом потребностей экономики во все более квалифицированных работниках, способных быстро осваивать новые знания и навыки. В этом Россия в большой степени может опираться на зарубежный опыт. Оценка НО дается по строго определенным стратегическим направлениям. Наилучшим источником информации считается не поставщик услуг в образовании, а физическое лицо как их потребитель. Приоритетными являются индикаторы, которые обеспечивают количественные параметры участия в образовании и характеризуют ее связь с трудовой деятельностью.
По данным статистики за 2003 г. доля населения России в возрасте 25-64 лет, включенная в процесс НО, составляла 9,6%. Результаты показали, что спрос на дополнительное образование в России довольно высокий и приобрести те или иные знания и навыки (особенно в изучении иностранных языков и информационных компьютерных технологий - ИКТ) хотели бы более половины опрошенных. Однако их желание существенным образом ограничено материальными возможностями и возрастом. Новое исследование НО, выстроенное в большой степени на методологии Евростата, было проведено в России в начале 2007 г. Полученные данные свидетельствуют, что в НО участвовали четверть респондентов в возрасте 25-64 лет. На фоне европейских стран, где им охвачено почти половина взрослого населения, Россия демонстрирует довольно низкий уровень, занимая 26 место. Среди тридцати рассматриваемых стран Россия по дополнительному образованию и самообразованию оказалась на 28 и 27 местах.
Как видно из сказанного выше, нормативные правовые акты российской правовой системы, равно как и международные акты, не содержат исчерпывающего легитимного определения. Упоминания о системе или процессе НО носят декларативный и отрывочный ха-
рактер. Поэтому необходимо дополнить понятие «непрерывное образование» функциональным описанием процесса.
НО с точки зрения системы взглядов на образовательную практику провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте. Она предусматривает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни, при этом в качестве основной цели НО рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности.
Содержание НО ориентировано на опережение развития общества, на развитие профессиональной карьеры, личных навыков, качеств и иной социальной практики. Помимо самих знаний, умений, навыков в содержание входит сам процесс, опыт их приобретения и практического применения, пути и способы самостоятельного добывания, поиска и открытия, самообразование и «личностный опыт» как компонент содержания образования.
Важным фактором развития непрерывности в профессиональном образовании является расширение академических свобод учебных заведений, что создает возможность для формирования содержания образования в соответствии с региональными условиями и потребностями работодателей - заказчиков кадров. Образовательное учреждение может использовать около трети учебного времени для самостоятельного проектирования содержания образовательных программ. Очевидно, что сегодня это не в полной мере используют при разработке вариативных образовательных программ с учетом требований работодателей. С прагматической точки зрения непрерывное профессиональное развитие рассматривают как средство адаптации трудовых ресурсов к требованиям изменяющегося производственного процесса и условиям функционирования глобального рынка. Иметь в распоряжении персонал с актуальным набором знаний - экономическая необходимость для работодателя, а иметь багаж знаний, умений, навыков, компетенций, отвечающих требованиям рынка труда, быть востребованным в течение всей жизни этим рынком труда - экономическая задача работника.
Любое реформирование всегда сопровождается нормативным пакетом документов (образовательным правом), определяющим правовое пространство реформ, позволяющим определить круг задач, которые необходимо решить в ходе реформирования. Оно должно охватывать наиболее важные аспекты образовательной деятельности. Нормативное правовое регулирование слабо представлено в регламентации НПО.
Непрерывное профессиональное развитие в контексте международных документов представляют как обучающую деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью повышения уровня знаний, навыков и профессиональной компетенции.
Стратегия непрерывного профессионального развития включает обязательное профессиональное образование для получения и обновления знаний, умений, а также обучение профессиональным навыкам и другим жизненно важным и просто интересным для человека компетенциям.
Методы непрерывного профессионального развития можно разделить на формальные (первичное получение профессионального образования, дополнительное профессиональное образование, обновление знаний, умений и навыков, присущих уже имеющемуся у человека уровню образования, через институционально оформленные структуры) и неформальные - обучение вне пределов институционально оформленного сектора образования (на рабочих местах, в музеях, общественных центрах, клубах).
Непрерывное профессиональное развитие, его организация, регулирование и финансирование подпадают под юрисдикцию органов управления образованием, а также входят в зону ответственности других правительственных и даже неправительственных структур, в частности профсоюзов, которые должны быть заинтересованы и в обеспечении конкурентоспособности работника на рынке труда, и в личностном развитии работника, формировании его активной гражданской позиции, постоянном обогащении творческого потенциала личности.
Профессиональный стандарт Российской Федерации должен учитывать концепцию непрерывного «пожизненного обучения» работника как с отрывом от производства, так и на рабочем месте. Международный опыт свидетельствует, что концепция пожизненного образования, широко вошедшая в практику развития кадров в 70-е годы ХХ в., окончательно превратилась в его основу в 80-е и 90-е годы. В связи с этим примечательно заключение, к которому пришли участники симпозиума Франция/МОТ «Динамика перемен и защита трудящихся», состоявшегося в январе 2002 г. в Лионе: «Следует еще раз привлечь внимание к необходимости пожизненной учебы для трудящихся, которые заботятся о своей безопасности, работодателей, которые заботятся о производстве, и государства, которое заботится о будущем своих граждан».
Говорить о реализации идеи «образование через всю жизнь» можно только тогда, когда каждый гражданин имеет право и одновременно имеет возможность каждый раз при возникновении личного желания или иной необходимости получить любое образова-
ние, как говорят, «реализовать индивидуальную образовательную траекторию», которая соответствует его способностям, запросам и нуждам.
Идея НО не эквивалентна идее «образования через всю жизнь» и не тождественна последней. Всякий учебный процесс можно представить как продвижение обучаемого по образовательной траектории. В настоящей работе под этим будем понимать воображаемую линию, отображающую в виртуальном образовательном пространстве учебный процесс, его начальные и конечные условия, а также основные промежуточные элементы. О практической реализации идеи НО можно говорить только тогда, когда через любую пару точек упомянутого виртуального образовательного пространства можно проложить реализуемую практически образовательную траекторию так, чтобы она соответствовала определенному циклу обучения. Данное выше описание не претендует на исчерпывающую точность, но позволяет осознать следующее. Для реализации идеи НО национальная система образования должна быть устроена так, чтобы гражданин мог продолжить свое обучение и развитие, на какой бы стадии образования он ни находился, причем продолжить в нужном для себя направлении, по необходимой для себя специальности, в удобное для себя время, в выбранной для себя форме, на нужный для себя (желательно минимальный) период.
Система НО обязана быть дополнена более дискретной градацией и не может представлять собой систему обучения, поделенную только на уровни образования. Переход к нему означает в перспективе введение кредитно-модульной системы образования. Начало же процессу положит предоставление любому учреждению права на образовательную деятельность. При переходе к введению кредитно-модульной системы образовательных программ студенты смогут учиться не по единому учебному плану, а станут выбирать сами предметы для изучения. Определившись, они будут набирать интересующие их кредиты (зачетные единицы) и модули (части образовательных программ), причем получат возможность делать это не в одном, как сейчас, а сразу в нескольких вузах. По завершении каждого такого курса студент получит сертификат, подтверждающий, что курс прослушан. Качество получаемых знаний будет подтверждаться аккредитацией каждого курса, а также системой проверок, организуемых независимыми центрами оценки качества образования.
Национальная система НО должна опираться в своей деятельности на мониторинг и прогноз на рынке труда и спроса на образовательные услуги. У обучающихся должен быть аргументированный выбор индивидуальной образовательной траектории. Две главные
цели НО тесно взаимосвязаны: активная гражданская позиция и конкурентоспособность на рынке труда.
Система образования, в рамках которой могли бы быть реализованы миллионы разных, не совпадающих друг с другом образовательных траекторий, является идеальной моделью для НО. Каждая образовательная траектория должна быть обеспечена преподавателями, материально-технической базой и средствами обучения. Создание и обеспечение функционирования столь разветвленной и многофункциональной системы для населения любой страны требует огромных интеллектуальных и экономических ресурсов. Самые богатые страны мира не могут позволить себе создать и содержать национальную систему образования такого формата. Возможно, вследствие практической невостребованности в нашей стране отсутствует развитая концепция системы НО. Поэтому ее можно рассматривать только как некий идеальный образ, к которому стоит стремиться, правда, без надежды достичь его в ближайшей перспективе. В теоретические построения или стратегические прогнозы развития образования включены, как правило, лишь отдельные элементы системы НО. К наиболее распространенным организационным элементам, составляющим систему НО, часто относят функциональную увязку между уровнями образования от дошкольного до послевузовского, а также развитие дополнительного образования и иные фрагменты обучения, включая повышение квалификации, переподготовку и переобучение кадров.
Ставя задачи создания системы НО, можно подойти к основным принципам, лежащим в ее основе. НО невозможно осуществить без активного участия в ней обучающегося. Мотивация для обучения может быть различной: потребность в знаниях, карьерные устремления, иные жизненные обстоятельства. Система НО может лишь предоставить взрослому человеку возможность для обучения, но не содержит механизмов принуждения. Поэтому очень важно создать в гражданском обществе особое отношение к стремлению учиться, не подавить его в детском и юношеском возрасте.
Необходимо так организовать учебный, воспитательный и иные сопутствующие социальные процессы, чтобы развить в человеке жажду познания. Хорошо известны пытливость детского ума, стремление малыша все постичь, все узнать, причем немедленно и сразу. Поэтому именно в детском саду и начальной школе надлежит начинать НО и «образование через всю жизнь». Именно в школе закладывается умение искать ответы на возникающие вопросы. Именно в школе нужно учить, как учиться. И главная задача школы -не погасить тот творческий огонек, который не дает покоя детской душе.
Общество, желающее выстроить у себя систему НО, должно вести прогноз и мониторинг спроса на услуги системы образования, представляемые в ответ на заказы экономики, а также на публичные и государственные запросы. Нужно по возможности точно знать, каких специалистов ждут на рынке труда сегодня и какие понадобятся завтра. Необходимо подстраивать систему образования под текущий и перспективный спрос на подготовленные кадры. Это относится не только к системе основного образования, но и к повышению квалификации, переобучению, а также вообще ко всем формам дополнительного образования. Общих признанных индикаторов или показателей для описания процесса НО мировое сообщество не выработало. Мониторинг НО пока еще не стал категорией служебной статистики.
НО не является дополнением к основному образованию. Скорее наоборот, все формы основного образования, дополнительного образования, повышения квалификации, переподготовки, самообразования и иных видов обучения - вся эта совокупность включена в состав НО и «образования через всю жизнь». Выделенные элементы перечислены как примеры известных и освоенных форм обучения, поддержанных гражданами и обществом наиболее часто используемых образовательных траекторий. Образовательные траектории для большинства граждан нашей страны включают в себя элементы с относительно готовой организационной и управленческой инфраструктурой. Они обеспечены преподавательским персоналом и материально-технической базой, имеют методическую основу в виде учебников, наглядных пособий и др.
Концепция НО представляет собой развитую систему взглядов на образовательную практику, которая провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составную часть его образа жизни во всяком возрасте. Она предусматривает необходимость достройки образовательного пространства новыми функциональными структурами, рассчитанными на использование во все периоды взрослой жизни. В качестве основной цели НО рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности. По определению Международной комиссии по образованию для XXI в. при ЮНЕСКО, НО должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний, навыков и способности формулировать суждение, предпринимая адекватные ему действия.
НО нужно не только тем, кто учится, но и тем, кто учит. Характерная для нашего времени тенденция учиться в течение всей жизни актуальна для профессии учителя. Необходимость НО учителей диктуется, прежде всего, непрекращающимся развити-
ем самого общества, постоянным обновлением учебных планов и программ, совершенствованием технических средств обучения, изданием новых учебников и пособий, появлением новых педагогических технологий, способствующих повышению профессиональной компетентности учителя, возрастающими темпами роста научной информации.
НО являет процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение духовного мира. Указанный процесс состоит из взаимно увязанных между собой учебных циклов, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса. В центре идеи НО находится человек, его интересы, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание.
НО предоставляет возможность каждому человеку на любом этапе его жизни подключиться к образовательному процессу. Как открытая, гибкая и развивающаяся система НО действует на основе иерархии подсистем дошкольного образования, школьного образования, профессионального образования, а также взаимосвязи и координации иных, основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных, муниципальных и частных, формальных и неформальных институтов. Обеспечивается это преемственностью структурных элементов системы на основе утвержденных единых образовательных стандартов, взаимодополнением различных типов и форм обучения. Принцип единства управления и самоуправления образовательных учреждений поощряет новаторство, педагогический поиск, творчество.
Системообразующим фактором НО служит общественная потребность в развитии личности каждого человека. Этим определена интеграция всех образовательных подсистем и процессов. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимная субординация по уровням, координация по направленности и назначению, обеспечение отношений взаимодополнения между ними превращают совокупность подсистем в единую систему. НО есть целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира.
В настоящее время вырисовываются контуры образовательных систем, открывающих человеку широкие возможности для саморазвития и самовоспитания на протяжении жизни, поддержания неиссякаемого стремления к самосовершенствованию. Развитие НО приведет к возникновению более гибких структур, удовлетворяющих разнообразные как универсальные, так и специальные потребности, помогающих получать новые профессии и развивать потен-
циальные способности. Целью НО является постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни, что влечет за собой и процветание всего общества.
По мнению Г.М. Коджаспировой, автора педагогического словаря, одной из основных целей НО является расширение и диверсификация образовательных услуг, дополняющих базовое школьное или вузовское обучение. Этим признается недостаточность и неспособность базовой системы научить человека всему, что ему придется делать в течение трудовой жизни, так как речь идет о различных формах переподготовки, повышения квалификации и культурного уровня людей, преодолевших обычный возраст базового обучения, и определяется как целенаправленное получение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в учебных заведениях и путем самообразования. В книге Б.А. Симонова «Дифференцированный подход к профилированию отдельных ступеней непрерывного образования» читаем: «НО можно определить как пожизненный процесс целенаправленного систематического формирования человека, подчиненный задачам формирования определенных качеств личности, ее знаний, навыков, ценностей и норм поведения». НО рассматривается как система, включающая в себя общеобразовательное, базовое профессиональное образование, повышение квалификации и самообразование. Это значит, что процесс НО начинается после того, как человек научился читать и писать, и продолжается в течение всей его жизни. НО представляет собой процесс овладения человеком теми ценностями, отношениями и умениями, которые общество считает необходимыми для участия личности в общественной жизни.
Исходя из высказанной позиции, профессиональное образование является подсистемой НО. В то же время само оно рассматривается как непрерывный процесс формального или неформального обучения, состоящий из фаз начального, среднего, высшего и последипломного специального образования. Все эти фазы образования реализуются системой НПО, совокупностью образовательных программ, использованием информационно-коммуникационных сетей, обеспеченных финансовыми и материальными ресурсами, ориентированными на удовлетворение познавательных потребностей личности на протяжении жизни.
При построении системы НПО необходимо учитывать наличие многих уровней и ступеней базового профессионального образования. Необходимо обеспечить человеку возможность изучать различные курсы в зависимости от его интересов и планов, посещать занятия в разных профессиональных учебных заведениях, а также
параллельно обучаться в двух или нескольких вузах по разным специальностям. Концепция НО есть современная система взглядов на образовательную практику, которая провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую его образа жизни во всяком возрасте. Она предусматривает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни. В качестве основной цели НО рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности.
НО обеспечивает поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Оно состоит из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса.
На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы.
НО по своему смыслу и организационной структуре является объединяющим и интегрирующим представлением о целостной национальной системе образования.
Система НО представляет собой идеальную модель, в которую можно уложить любую виртуальную образовательную траекторию. В ее рамках любое расширение и развитие национальной системы образования приближает ее к упомянутой идеальной модели.
Концепция НО в России представлена в виде совокупности отрывочных и разрозненных теоретических построений, дополненных декларациями и нормопринципами, не увязанными между собой легитимно.
Концепция НО в России будет развиваться тем более целеустремленно и эффективно, чем в большей степени система образования будет инкорпорирована в экономику страны и региона и чем более востребованы будут образовательные услуги на рынке труда.
Разделы Концепции НО, относящиеся к дошкольному и/или к послевузовскому образованию, можно отнести к наиболее проработанным в теоретическом отношении и одновременно оптимально организованным в практическом отношении. Главным отличием упомянутых разделов системы образования является высокая доля обучающих на каждого обучаемого. В дошкольном секторе к обучающим можно отнести родителей или лиц, их заменяющих, а также воспитателей, тренеров или преподавателей системы дополнительного образования для детей. В послевузовском секторе к обучающим можно отнести руководителей или консультантов диссертаций, коллег по работе, а также участников конференций, семинаров или иных мероприятий.
Корпоративное обучение является частным случаем системы НО, адаптированным к месту, времени и профессии. Оно обеспечивает получение образования на производстве для его целей и за его счет.
В основе учебного процесса, наиболее адаптированного к требованиям Концепции НО, лежат принципы эвристического обучения, ставящего целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Примером эвристического обучения является обучение в аспирантуре и докторантуре. Последние относятся к категории образования через всю жизнь. Другим примером НО является дошкольное образование детей, когда в поисках способностей и возможностей ребенка его обучают всему, что возможно, и даже не всегда по его желанию.
Требование рассматривать систему образования как инструмент и средство развития экономики страны и региона ставит особые задачи перед научной и образовательной общественностью страны. Более того, новая реальность ставит перед учеными принципиально новые исследовательские задачи: необходимо понять саму сущность новой экономики, направления изменений современного общества, их влияние на развитие материального производства и социальной среды. В частности, необходимо понять, как развивается национальная система образования, как она связана с кадровыми запросами экономики и насколько она доступна для граждан страны. Аналогичные проблемы не чужды для других стран мира. Модернизация европейских и американских школ и университетов, а также учреждений профессионального образования направлена на расширение возможностей трудоустройства.
Примечания
1 Drucker P. The Age of Social Transformation // The Atlantic Monthly. 1994. P. 53-80.
2 Маслов В.И., Зволинская Н.Н., Корнилов В.М. Непрерывное образование: подходы к сущности // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. М., 1993. С. 102-111.
3 Каптерев А.И. Подход к непрерывному библиотечному образованию в СССР и США // Науч. и техн. б-ки СССР. 1991. № 6. С. 34-36.