Научная статья на тему 'Возможности практического применения мирового опыта развития системы образования в Узбекистане'

Возможности практического применения мирового опыта развития системы образования в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система образования / человеческий ресурс / дошкольное образование / негосударственное образование / качество образования / таълим тизими / инсон капитали / мактабгача таълим / нодавлат таълим / таълим сифати

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захирова Гулнора Мухамадиевна

В статье показаны актуальные проблемы системы образования в зарубежных странах мира, а также подробно рассмотрены азиатская и европейская модель образования, проведен сравнительный анализ по степени охвата молодого поколения образовательными учреждениями. В данной статье освящены проблемы развития системы образования в Узбекистане и острая необходимость в совершенствовании и реформировании с учётом внедрения передового опыта развитых стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ТАЪЛИМ ТИЗИМИНИ РИВОЖЛАНТИРИШНИНГ ЖАҲОН ТАЖРИБАСИНИ ЎЗБЕКИСТОНДА ҚЎЛЛАШ ИМКОНИЯТЛАРИ

Мақолада таълим тизимини ривожлантиришда хорижий давлатларнинг тажрибалари ўрганилиб, уларни Ўзбекистонда қўллаш имкониятлари кўриб чиқилган. Мақолада хорижий мамлакатлар таълим тизимларининг ташкил этилганлиги усуллари, улардаги муаммолар, таълимни ташкил этишнинг Европа ва Осиё моделлари, аҳолининг энг ёш қисмини таълимга жалб қилишдаги таққослаш таҳлиллари ёритилган. Ш шу билан биргаликда Ўзбекистонда таълим тизимидаги мавжуд муаммоларга тўхталиб, таълим тизимини ривожлантириш ва такомиллаштириш учун ривожланган хорижий мамалакатлар тажрибасини қўллаш зарурияти асосланган.

Текст научной работы на тему «Возможности практического применения мирового опыта развития системы образования в Узбекистане»

ЗАХИРОВА Гулнора Мухамадиевна,

кафедра «Экономическая теория» Экономического факультета Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, старший преподаватель

ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ МИРОВОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

УДК 338.465

ЗАХИРОВА Г.М. ТАЪЛИМ ТИЗИМИНИ РИВОЖЛАНТИРИШНИНГЖАЦОН ТАЖРИБАСИНИ УЗБЕКИСТОНДА ЦУЛЛАШ ИМКОНИЯТЛАРИ

Мак,олада таълим тизимини ривожлантиришда хорижий давлатларнинг тажрибалари урганилиб, уларни Узбекистонда куллаш имкониятлари куриб чикилган.

Маколада хорижий мамлакатлар таълим тизимларининг ташкил этилганлиги усуллари, улардаги муаммолар, таълимни ташкил этишнинг Европа ва Осиё моделлари, ах,олининг энг ёш кисмини таъ-лимга жалб килишдаги так,к,ослаш тах,лиллари ёритилган. Шу билан биргаликда Узбекистонда таълим тизимидаги мавжуд муаммоларга тухталиб, таълим тизимини ривожлантириш ва такомиллаштириш учун ривожланган хорижий мамалакатлар тажрибасини куллаш зарурияти асосланган.

Таянч иборалар: таълим тизими, инсон капитали, мактабгача таълим, нодавлат таълим, таълим сифати.

ЗАХИРОВА Г.М. ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ МИРОВОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

В статье показаны актуальные проблемы системы образования в зарубежных странах мира, а также подробно рассмотрены азиатская и европейская модель образования, проведен сравнительный анализ по степени охвата молодого поколения образовательными учреждениями. В данной статье освящены проблемы развития системы образования в Узбекистане и острая необходимость в совершенствовании и реформировании с учётом внедрения передового опыта развитых стран мира.

Ключевые слова: система образования, человеческий ресурс, дошкольное образование, негосударственное образование, качество образования.

ZAKHIROVA G.M. OPPORTUNITIES OF PRACTICAL APPLICATION OF INTERNATIONAL EDUCATION SYSTEM S EXPERIENCE OF DEVELOPMENT IN UZBEKISTAN

The experience of foreign countries in development of an education system and possibility of its application in Uzbekistan is considered in this article.

Current international problems of an education system of the world are shown in the article. As well in detail considered Asian and the European models of education, comparative analysis by educational institutions coverage of the young generation is carried out.

The problems of development of Uzbekistan's education system and urgent needs of improvement and reforming implementing the best practices of the developed countries of the world are considered in the article.

Keywords: education system, human capital, pre-school education, non-state education, quality of education.

ВВЕДЕНИЕ

Экономическое развитие всего мира и каждого отдельно взятого государства базируется на концепции всемирного развития человеческого потенциала, который напрямую связан с развитием системы образования. Сегодня, в условиях модернизации экономики разница отдельных стран будет все больше зависеть от состояния систем образования и качества человеческих ресурсов, которое определяется уровнем физического, нравственного и интеллектуального потенциала населения.

Система образования это - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов1.

В современном мире положение каждой страны определяется его интеллектуальным потенциалом. До 40% прироста ВВП наиболее развитые страны мира получают в результате развития эффективной системы образования. Инвестиции в развитие образования окупаются наиболее быстро. По оценкам американских экспертов,

1 Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

затрата в 1 доллар в системе образования позволяет получить 3-6 долларов прибыли2. Методология исследования

Вопросами развития и формирования системы образования занимаются многие отечественные и зарубежные ученые. В работах отечественных и зарубежных ученых давались оценки качеству и структуре высших учебных заведений3, изучалась система оплаты за образование в странах Европы4, рассматривалась система образования конкретных стран5,определялось отношение финансирования на подготовку высококвалифицированных кадров6, исследовались современные методы мониторинга качества образовательного процесса7, давали конкретную оценку высшему образованию в России8 и т.д.

Как писал российский ученый экономист О.Т.Богомолов: «Эффективность инновационного

2 Кадомцева С.В. Экономические основы системы социальной защиты. - М:, 1997. -С. 8-9.

3 Муминов Н.Г. Европа мамлакатларида олий таълим-нинг хусусиятлари ва таркиби. // «Замонавий таълим», 2015, 1 -сон, 2015. -4-12-б.

4 Муминов Н.Г. Европа мамлакатларидаги олий таълим тизимида укув йили ва таълим учун х,ак, тулаш хусусиятлари. // «Замонавий таълим», 2015, 2-сон. -3-11-б.

5 Хашимов П.З., Орипов М.А. Буюк Британиянинг таълим тизими. // «Замонавий таълим», 2017, 12-сон. -36-41 -б.

6 Режапов Х.Х. Малакали кадрларни тайёрлашга молиялаштиришнинг таъсири. // «Иктисод ва молия», 2017, 1-сон. -44-53-б.

7 Германова Ю. Концептуальные основы мониторинга качества образовательного процесса. // «Учитель», 2011, № 2. -С. 28-31.

8 Арефьев И.Б. Высшее образование в России: бакалавр, специалист, магистр. / Игорь Борисович Арефьев, Андрей Львович Степанов // «Ректор ВУЗа», 2011, №7. -С. 34-44.

развития зависит от развития демократических институтов, а также институтов управления и поддержания порядка, качества политической и деловой элиты. Преодоление острых кризисных процессов невозможно без развития образования, обучения и воспитания подрастающего поколения»1.

В условиях модернизации экономики наиболее важными задачами исследований в области экономики образования представляются:

• определение допустимых границ действия рыночного механизма в системе образования, и в частности, в общем образовании;

• обоснование соотношения роли государства и рынка образования по уровням системы;

• обоснование методологических подходов к разработке системы экономических отношений в образовании и построение концептуальной модели этой системы;

• определение условий и направлений реформирования системы экономических отношений в образовании и разработка комплекса конкретных механизмов в реализации нововведений.

Постановка проблемы

В последние годы ведущие страны мира приступили к осуществлению преобразований своих систем образования, порой выливающихся в глубокие многоплановые реформы.

В условиях модернизации экономики необходимо изменить взгляд на образование, так как образование является объектом перспективных и важных инвестиций состояние и эффективность которого определяет перспективы и будущий облик государства его производственный потенциал, уровень жизни населения, международный статус.

Глобальные социально-экономические изменения в обществе задают новые параметры функционирования систем образования и одновременно ставят перед ними новые задачи.

1 Богомолов О.Т. Социально-гуманитарный аспекты модернизации России. // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства, 2011, № 7. -С. 135-148.

Основная часть

Наиболее впечатляющие и широкомасштабные изменения происходят как на европейских, так и в азиатских континентах. Ниже мы рассмотрим системы образования в некоторых странах.

Система образования Великобритании развивалась на протяжении многих столетий и в настоящий момент подчинена строгим стандартам качества.

В Британском образовании существует два сектора: государственный (бесплатный) и частный (платный). Согласно законодательству, учиться бесплатно могут все граждане Великобритании в возрасте от 5 до 18 лет, а также иностранцы, родители которых имеют право на постоянное проживание в стране.

Как и во многих развитых странах, частные школы здесь более престижны. Многие из них насчитывают в своей истории по нескольку сот лет и достаточно независимы от государства. В частных школах учится около 7% всех британских учеников, детей в возрасте от 3 до 18 лет. В то же время около 15 % их учеников - иностранцы. Частные школы, как правило, владеют собственными земельными участками, где находятся их учебные корпуса и другие сооружения2.

Система образования в Швейцарии соответствует её политическому устройству. Полномочия центра существенно ограничены со стороны регионов. Более логично было бы говорить о 26 совершенно самостоятельных системах образования в Швейцарии, связанных между собой общими принципами3. В каждом кантоне Швейцарии существует отдельная система образования, однако качество образовательных услуг и их доступность гарантирует федеральная власть. Конституция Швейцарии провозглашает всеобщее обязательное среднее образование для всех граждан с 6 до 16 лет, гарантирует доступность и бесплатность образования в стране, а также отвечает за соответствие дипломов по типу и уровню образования различных кантонов между собой.

Учебный год в Японии в отличии от других стран начинается в апреле. Школьная система

2 Образование в Великобритании [Эл. ресурс]. https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 15.09.2018).

3 Система образования в Швейцарии [Эл.ресурс]. https://ru.wikipedia.org/wiki], (дата обращения: 10.09.2018 г).

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 12(120)

состоит из начальной школы, которая длится 6 лет, средней и старшей по 3 года. Начальная и средняя школа являются обязательными. Старшую школу, несмотря на то, что она не является обязательной, заканчивают около 94 % японских школьников1.

Образование в Российской Федерации - обязательным для получения аттестата об окончании российской школы являются ЕГЭ по русскому языку и математике. В 2020 году в число обязательных предметов для выпускников также планируется ввести «Историю России». Образование в Российской Федерации подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Эта система образования должна обеспечивать возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)2.

Беларусь находится в группе стран с очень высоким уровнем Индекса человеческого развития. Уровень грамотности взрослого населения Беларуси всегда был одним из самых высоких в мире и ныне достигает 99,7%, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием составляет 98%. По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу Беларусь вышла на уровень самых развитых стран планеты. В последние годы на образовательную систему государством выделяется не менее 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в развитых европейских странах3.

В Беларуси хорошо развита система дошкольного образования. И хотя оно не является обязательным, большинство детей, прежде чем пойти в школу, посещают детские дошкольные учреждения. Охват детей с 1 года до 6 лет учреждениями дошкольного образования составляет 74,4 %, в

1 Образование в Японии [Эл.ресурс]. https:// ru.wikipedia.org/wiki, (дата обращения: 10.09.2018 г).

2 Образование в России [Эл. ресурс]. https:// ru.wikipedia.org/wiki, (дата обращения 10.08.2018 г).

3 Система образования в Белоруссии [Эл.ресурс]. http://belarusfacts.by/ru/education/, (дата обращения: 11.08.2018 г).

том числе в сельской местности - 49,7 %, в городской местности - 81,4 %. Высшее образование, включает 52 учреждения высшего образования (университеты, академии, институты), в том числе 9 частной формы собственности. Ежегодный прием составляет более 60 тыс. чел., выпуск -свыше 80 тыс. специалистов.

Высшее образование в Республике Беларусь может быть получено в очной форме (дневной, вечерней) или заочной, в том числе дистанционной, формах.

Образование в Республике Узбекистан, как и во многих странах, делится на следующие этапы: дошкольное, среднее, среднее-специальное, вузовское, послевузовское и на переподготовку и повышение квалификации кадров.

Дошкольное образование обхватывает детей от 2 до 7 лет, далее начинается школьное образование, которое само по себе делится на две ступени: начальное и среднее.

В Узбекистане существует три вида среднего образования: общее среднее получаемые в школах которое длится 11 лет, специальное, которое получают в академических лицеях и профессиональное получают в колледжах по выбору выпускников. Также одобряются формирование частных школ, которое по сравнению с развитыми странами в республике находится на начальной стадии развития.

Высшее образование организовано по Болон-ской системе. Охват населения студенческого возраста системой высшего образования составляет около 9% и является низким по региональным и международным меркам, резко контрастируя с положением на начальном и среднем уровне образовательной системы Узбекистана (здесь обеспечен практически стопроцентный охват населения школьного возраста). Централизованная система планирования определяет как количество студентов в высших учебных заведениях (вузах), так и направления их обучения. Количество мест в учреждениях системы высшего образования по каждому направлению устанавливается правительственными постановлениями, и отбор студентов производится по итогам обще-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 12(120)

национальных вступительных тестов, проводимых государственным центром тестирования при Кабинете Министров. В докладе Центра экономических исследований было приведено, что при практически стопроцентном охвате системой среднего образования и 9% охвате системой высшего образования получается, что 9 из 10 выпускников школ не могут поступить в университет, при этом спрос на высшее образование - высокий, и конкурс на каждое место, предлагаемое в университетах, превышает 6 человек. Из поступающих в вузы студентов 60% - мужчины (доля женщин в вузах снижалась в последние годы, в отличие от других стран региона)1.

Уровень рождаемости в Республике Узбекистан очень высок по сравнению со многими Европейскими и азиатскими странами. К примеру, если на начало 2018 года в Великобритании люди младше 15 лет составляли 17,3% от общего количества населения, в Швейцарии этот показатель равен 15,2%, в Сингапуре 13,8 %, в России 15,2%, в Беларуси 14,2%, то в Узбекистане этот показатель равен 26,5% от общего количества населения2. А это значит, что система образования республики нуждается в кардинальных решениях, чтобы дать подрастающему поколению достойное образование.

Для решения этих проблем, конечно же, нужно создать прочный, качественный и эффективный фундамент образования, что в первую очередь упирается на дошкольное обучение. И в данный момент в Узбекистане особое внимание уделяется дошкольному образованию как началу формирования человеческого капитала.

Несмотря на переход страны в сегмент со среднем уровнем дохода на душу населения, по охвату услугами дошкольного образования Узбекистан находится на уровне развивающихся стран с низкими среднедушевыми доходами. Например, охват дошкольным образованием в Кыргызстане состав-

1 Дошкольное образование как фактор человеческого развития. Доклад Центра экономических исследований, 2017 г. [Эл.ресурс]. http://www.cer.uz/ru/ publications/2982 (дата обращения: 11.08.2018 г).

2 Рассчитано автором на основании «Население Земли». [Эл.ресурс]. countrymeters.info/ru (дата обращения: 12.05.2018).

ляет 22,7%, в Казахстане - 81,6%, в некоторых арабских странах около 20%,в странах Южной и Западной Азии охват в среднем составляет 40%. В таких странах, как Бельгия, Франция, Италия, Испания охват детей дошкольным образованием достигает 100%-ного уровня3.

В основном дошкольная подготовка осуществляется в детских дошкольных учреждениях, но на сегодняшний день много «неорганизованных» детей, поскольку дошкольное образование в Узбекистане не носит обязательный характер и может быть лишь рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников.

По данным государственного комитета статистики Республики Узбекистан, в стране с 2013 по 2016 годы охват детей в детских дошкольных образовательных учреждениях вырос в среднем с 38% до 48 % детей от 3 до 6 лет4.

Низкий охват и низкое качество услуг дошкольного образования вызывает высокий риск неподготовленности детей к школе, а отсутствие должного внимания со стороны родителей усугубляет эту проблему. В дальнейшем это часто приводит к хронической неуспеваемости детей, получающих последующие виды образовательных услуг. В целом это создает разную платформу стартового уровня развития детей.

Для решение вышеуказанных проблем, в Узбекистане уделяется огромное внимание как на систему образования в целом, так особое внимание на развитие дошкольного образования.

После принятия Указа Президента Республики Узбекистан касающегося дошкольного образования, была разработана специальная Программа. Она предусматривает выполнение стратегически важных задач, по созданию современных дошкольных образовательных учреждений, укре-

3 Узбекистан Модернизация системы высшего образования. Сектор по человеческому развитию Отдел по работе со странами Центральной Азии Региональное управление по Европе и Центральной Азии Документ Всемирного банка. Июнь 2014 г.

4 Данные государственного комитета статистики Республики Узбекистан, 2017 г. [Эл.ресурс]. Ы^:// stat.uz/uz/432-analiticheskie-materialy-uz/2024-ta-lim-statistikasi. (дата обращения: 25.05.2018г)

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2018, 12(120)

плению финансово-технической базы 2200 детских садов, реконструкции 1167 и строительству 50 новых детских учреждений, подготовка высококвалифицированных кадров и т.д. на сумму около 3 млн. долларов США1.

Во исполнение вышеупомянутых работ и в целях дальнейшего расширения сети государственных и негосударственных дошкольных образовательных учреждений, в стране свою деятельность начало Министерство Дошкольного образования Республики Узбекистан. Оно решает следующие задачи:

- создания условий для формирования здоровой конкуренции среди государственных и негосударственных дошкольных образовательных учреждений,

- организация новых форм дошкольных образовательных учреждений на условиях партнерства государственного и частного секторов сферы дошкольного образования, а также

- обеспечения эффективной их деятельности. Выводы и предложения

Исходя из вышеуказанного для развития системы образования в республике нужно уделять внимание каждой ступени образование начиная от дошкольного до послевузовского образования. Как показывает опыт стран с развитой экономикой (Япония, США, страны Евросоюза) нужно осущест-

вить взаимосвязь между государственными и самофинансируемыми учебными заведениями для единой цели: получить высококачественные кадры отвечающие мировым стандартам.

Факт появления и развития негосударственных услуг в сфере образования в Узбекистане будет свидетельствовать о том, что они востребованы обществом, восполнят дефицит потребности на каждом этапе образования. Граждане же, оплачивающие образование будут способствовать тому, что хоть как то избавят государство от финансирования образования.

Взаимоотношение образовательных учреждений и бизнес структур, в рамках государственно-частного партнерства, нуждается в совершенствовании, для чего требуется разработать проект закона «О государственно-частном партнерстве», а также внести ряд изменений в действующее законодательство.

Установление законодательно определенных форм взаимодействия образовательных учреждений и предпринимательских структур в Узбекистане позволит привлечь бизнес не только к формированию профессиональных образовательных стандартов, но и к участию в контроле и регулировании качества профессионального обучения.

Список литературы:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 30 сентября 2017 г. № ПП-3305 «Об организации деятельности Министерства дошкольного образования Республики Узбекистан».

2. Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации». https://base.garant.ru/58060755 (дата обращения 22.09.2018г).

3. Кадомцев С.В. Экономические основы системы социальной защиты. - М., 1997. -С. 8-9.

4. Муминов Н.Г. Европа мамлакатларида олий таълимнинг хусусиятлари ва таркиби. // «Замонавий таълим», 2015, 1-сон. -4-12-б.

5. Муминов Н.Г. Европа мамлакатларидаги олий таълим тизимида укув йили ва таълим учун х,ак тулаш хусусиятлари. // «Замонавий таълим», 2015, 2-сон. -3-11 -б.

6. Хашимов П.З., Орипов М.А. Буюк Британиянинг таълим тизими. // «Замонавий таълим», 2017, 12-сон. -36-41 -б.

7. Режапов Х.Х. Малакали кадрларни тайёрлашга молиялаштиришнинг таъсири. // «Иктисод ва молия», 2017, 1-сон. -44-53-б.

8. Германова Ю. Концептуальные основы мониторинга качества образовательного процесса. // «Учитель», 2011, № 2. -С. 28-31.

1 Указ Президента Республики Узбекистан от 30 сентября 2017 г. № ПП-3305 «Об организации деятельности Министерства дошкольного образования Республики Узбекистан».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Арефьев И. Б. Высшее образование в России: бакалавр, специалист, магистр. // «Ректор ВУЗа», 2011, № 7. -С. 34-44.

10. Богомолов О.Т. Социально-гуманитарный аспекты модернизации России. // «ЭКО. Экономика и организация промышленного производства», 2011, № 7. -С.135-148.

11. Образование в Великобритании [Эл .ресурс]. https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 15.09.2018 г.).

12. Система образования в Швейцарии [Эл.ресурс]. https://ru.wikipedia.org/wiki] (дата обращения: 10.09.2018 г.).

13. Образование в Японии [Эл.ресурс] . https://ru.wikipedia.org/wiki, (дата обращения: 10.09.2018 г.).

14. Образование в России [Эл.ресурс]. https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 10.08.2018 г.).

15. Система образования в Белоруссии [Эл.ресурс]. http://belarusfacts.by/ru/education/, (дата обращения: 11.08.2018 г.).

16. Дошкольное образование как фактор человеческого развития. Доклад Центра экономических исследований, 2017 г. [Эл.ресурс]. http://www.cer.uz/ru/publications/2982 (дата обращения: 11.08.2018 г.).

17. «Население Земли» [Эл.ресурс]. http://countrymeters.info/ru (дата обращения: 12.05.2018 г.).

18. Узбекистан Модернизация системы высшего образования. Сектор по человеческому развитию Отдел по работе со странами Центральной Азии Региональное управление по Европе и Центральной Азии Документ Всемирного банка, июнь 2014 г.

19. Данные государственного комитета статистики Республики Узбекистан, 2017 г. [Эл.ресурс]. https://stat.uz/uz/432-analiticheskie-materialy-uz/2024-ta-lim-statistikasi (дата обращения: 25.05.2018 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.