РАЗВИТИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Шраер Александр Викторович, кандидат экономических наук, докторант каф.экономики и управления социальной сферой, ГОУ ВПО «Санкт-петербургский государственный университет экономики и финансов».
E-mail: shav60@gmail.com
Аннотация
В статье рассмотрено значение нефтегазового сервиса, выделены основные трактовки этого понятия, определены базовые сегменты нефтегазового сервиса, исследована структура нефтегазового сервиса и сервисных технологий, позволяющих рассматривать их как важнейший фактор повышения эффективности топливно-энергетического комплекса.
Abstract
The paper reports the main aspects of the oil and gas serviceconcept. The impact ofoil and gas service on development of fuel and energy industry is argued with reference to basic components of the service. There is analyzed structure of oil and gas service and there are considered technologies used in it .
Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, нефтегазовый сервис, эффективность ТЭК
Keywords: fuel and energy complex, oil and gas service, effectiveness of fuel and energy complex
Одним из направлений формирования конкурентных преимуществ функционирования различных отраслей и подразделений современного топливно-энергетического комплекса (ТЭК) является повышение эффективности деятельности на основе усиления стабильности добычи и
доставки энергоносителей, снижения всех видов издержек, увеличение отдачи от инвестиций. Одним из важнейших инструментов повышения эффективности деятельности предприятий ТЭК является рост уровня специализации их деятельности и создание условий для наиболее эффективного функционирования основных производственных подразделений. Эта задача решается на основе развития нефтегазовых сервисов и сервисных услуг.
Значение сервисов в деятельности компаний в любых отраслях экономики на сегодняшний день очевидно. Дж. Шоул, автор книги «Первоклассный сервис как конкурентное преимущество», отмечает, что «Поскольку качественный сервис - эффективный инструмент продаж, он обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество. Зачастую это единственное конкурентное преимущество, которое есть у компании, работающей в отрасли, где множество компаний предлагают, по сути, одинаковые товары или услуги»[1, с. 19].
Следует, однако, подчеркнуть, что сервис в отраслях ТЭК отличается по сути и характеру взаимодействия с потребителями от сервиса в других отраслях экономики. «Классический» сервис подразумевает, прежде всего, создание для конечного потребителя наилучших условий для выбора, приобретения и эксплуатации производимой продукции. Однако, в последние десятилетия быстрое развитие получает сервис, ориентированный на создание наилучших условий для самого производителя продукции, так называемый, деловой сервис. «Деловой (профессиональный) сервис представляет собой вид предпринимательской деятельности по оказанию услуг хозяйственно-управленческим структурам и физическим лицам в целях обеспечения их профессиональной деятельности или получения прибыли»[2, с. 11]. Понятие делового сервиса подразумевает, что потребитель заказывает определенные услуги, выполнение которых представляется ему более выгодным на основе привлечения сторонних специализированных организаций.
В настоящее время устоялся термин «нефтегазовый сервис», подразумевающий различного рода сервисную деятельность в указанных отраслях. Нефтегазовый сервис - понятие, объединяющее широкий спектр научно-технических, производственных и транспортных структур, производящих на коммерческой основе разведку, добычу и перевозку нефти и нефтепродуктов и другие виды работ [3, с.112].Сегодня многие авторы отмечают, что нефтегазовый сервис является составной частью «производственной цепочки» нефтегазовой промышленности, играющей важнейшую роль в разведке, разработке и добыче углеводородов[4,с. 9].
В то же время, ряд специалистов делает акцент на информационной составляющей нефтегазового сервиса, указывая, что он представляет из себя «инструмент получения информации о состоянии и перспективах минерально-сырьевых ресурсов государства (результаты геологоразведочных работ, сейсморазведки, бурения, геофизических исследований скважин на суше и море), более того, нефтегазовый сервис обеспечивает необходимый уровень добычи и транспорта нефти и газа (проектирование разработки и обустройство месторождений, ремонт скважин, автоматизацию промыслов, повышение нефтеотдачи, трубопроводы, строительство морских платформ) [5].
Принимая во внимание различные подходы, укажем, что с нашей точки зрения, основными сегментами нефтегазового сервиса в России являются:
• эксплуатационное бурение;
• капитальный ремонт скважин;
• геолого- исейсморазведка и геофизика;
• интенсификация добычи.
Отметим также, что специалисты расходятся в оценке величины российского рынка услуг нефтегазового сервиса: по данным 2011 г. цифры колеблются от 10 млрд. долл.[6] до 20-25 млрд. долл. США в год [7].
В рамках исследуемой проблемы автором впервые рассмотрено значение нефтегазового сервиса как фактора повышения эффективности российского ТЭК в современных условиях. Остановимся подробнее на данном вопросе.
1. Российский топливно-энергетический комплекс характеризуется крайней степенью изношенности используемого оборудования. Даже самые крупные компании, которые обновлялись и приобретали оборудование, имеют в своем парке более 50 %буровых установок, выпущенных в советский период. Последний массовый выпуск отечественных буровых установок прошел в период 1987-1990 гг. Учитывая, что максимально разрешенный срок эксплуатации установки (с учетом всех продлений) -25 лет, то в период 2012-2015 гг. предстоит массовое списание буровых установок, имеющихся на балансе компаний. В зависимости от сделанных за эти годы инвестиций, под списание должно попасть от 60 до 100 % парка[8]. Для решения данной задачи требуются усилия и ресурсы компаний нефтегазового сервиса.
2. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие пять лет необходимо будет произвести принципиальное переоснащение значительного числа месторождений и всех обслуживающих их процессов. Это станет одной из важнейших функций нефтегазового сервиса в ближайшие годы.
3. Быстро уменьшающееся количество относительно легкодоступных месторождений ставит на повестку дня вопрос об освоении новых, менее доступных месторождений, в том числе, на арктическом шельфе. Все работы, связанные с геодезией, обустройством, бурением на указанных месторождениях являются специализацией именно нефтегазового сервиса.
4. В ходе освоения новых месторождений нефтегазодобывающие компании стремятся внедрять более эффективные технологии, такие как гидроразрывы пластов и кислотная обработка скважин, позволяющие повысить дебет вновь вводимых скважин. Эти технологии, применяемые
компаниями нефтегазового сектора, позволяют быстрее окупать чрезвычайно крупные инвестиции, направляемые на расширение добычи углеводородного сырья.
5. Особое значение для нефтегазодобывающих компаний приобретают работы по интенсификации добычи на уже освоенных месторождениях. Находящееся в рабочем состоянии оборудование, имеющаяся инфраструктура, налаженная логистика производственных процессов делают наиболее эффективной сервисную деятельность именно в этой части производственного процесса.
6. Вследствие старения многих скважин и недостаточных инвестиций в предыдущие годы в их надлежащую техническую эксплуатацию в настоящее время крайне актуальным становится осуществляемый сервисными компаниями капитальный ремонт скважин, который позволяет проводить комплекс подземных работ по восстановлению рабочего состояния скважин с использованием технических элементов бурения, поисследованию скважин, переводу скважин в другую категорию, вводу в эксплуатацию и ремонту нагнетательных скважин, консервацию ирасконсервацию, ликвидацию и другие работы.
7. Применявшиеся ранее технологии добычи углеводородов не позволяли обеспечить высокую отдачу от скважин, особенно, сложного профиля. В настоящее время в арсенале нефтегазового сервиса имеется целый ряд технологий, дающих возможность вернувшись к покинутым ранее скважинам, обеспечить рентабельную добычу в промышленных масштабах. К числу подобных работ относятся гидроразрывы пластов для увеличения дебита старого фонда скважин, а также зарезка вторых стволов, способствующая росту добычи. Это позволяет некоторым нефтегазодобывающим компаниям (например, ТНК-ВР) разрабатывать и реализовывать программу восстановления старых скважин при существенно более низких затратах, нежели на освоение новых скважин.
8. Все усложняющийся характер нефтегазового производства потребовал глобальной компьютеризации всех процессов управления, широкого внедрения информационных технологий, создания крупных корпоративных информационных сетей. С этой целью компании и структуры нефтегазового сервиса создали как специализированные 1Т-компании, так и сформировали систему аутсорсинга 1Т-услуг для отраслей ТЭК.
9. Резкое уменьшение затрат и, соответственно, объема работ по геологоразведке привело к уменьшению объема разведанных месторождений, что затрудняет разработку и реализацию средне- и долгосрочных инвестиционных программ развития ТЭК. В настоящее время нефтегазодобывающие компании вынуждены все активнее привлекать сервисные компании ко всем видам работ по геологоразведке, особенно, в таких перспективных регионах, как Восточная Сибирь, Дальний Восток и арктические регионы.
Следует отметить, что термин «нефтегазовый сервис» относительно недавно был включен в научный оборот, хотя все присущие ему функции существовали и на предыдущих этапах развития отрасли. Большинство данных функций выполнялось подразделениями нефтегазодобывающих компаний, обеспечивая возможность выполнения данными компаниями всех процедур, необходимых для организации добычи углеводородного сырья. Безусловно, некоторая часть функций даже в условиях плановой экономики выполнялась специализированными подразделениями, например, проведение НИОКР отраслевыми и академическими НИИ и вузами, проведение аэрокосмических геофизических исследований, внешнеторговые операции и ряд других. Однако, в составе любой крупной нефтегазодобывающей компании было большое количество подразделений, осуществлявших вспомогательные и обслуживающие функции. Данная модель хозяйствования вполне соответствовала организационно-финансовым принципам, применявшимся во всех отраслях народного хозяйства. Преимуществами
указанной модели реализации вспомогательных и обслуживающих функций
являлись:
• знание специалистами вспомогательных и обслуживающих подразделений основных особенностей организации производственного процесса в отдельных районах добычи компанией углеводородного сырья;
• гарантированность максимально быстрого удовлетворения потребностей основного производства во вспомогательных и обслуживающих видах деятельности;
• унификация и, соответственно, определенное снижение себестоимости вспомогательных и обслуживающих процессов за счет массового характера предоставляемых услуг;
• возможность реализации во вспомогательных и обслуживающих подразделениях долгосрочных программ научно-технического развития, доведение основных ориентиров данных программ до производителей различных видов нефтегазодобывающего и другого оборудования;
• достаточно высокая стабильность себестоимости предоставляемых услуг, не подвергавшихся никаким видам конкуренции, в том числе, и ценовой;
• высокий уровень инвестирования во вспомогательные и обслуживающие подразделения, осуществлявшийся в рамках общих инвестиционных программ нефтегазодобывающих компаний;
• в целом, повышение конкурентоспособности компании в случае ее выхода на внешние рынки вследствие возможности выполнения ею всего спектра производственных, вспомогательных и обслуживающих функций.
Однако, указанная модель имела ряд недостатков, особенно явно
проявившихся в ходе рыночных преобразований в российской экономике.
Рассмотрим основные из них:
• в условиях новых экономических отношений наличие у нефтегазодобывающих компаний непрофильных активов, какими являются вспомогательные и обслуживающие производства, ухудшало схему функционирования финансового механизма данных компаний (в
частности, ухудшало налогооблагаемую базу компаний и финансовые показатели компании в случае 1РОвследствие неоптимального соотношения профильности и непрофильностиактивов, структуры персонала, структуры стоимости продукции);
• вспомогательные и обслуживающие подразделения компаний были жестко привязаны к запросам только самой компании, что ограничивало для них возможность развития и реализации новых технологий и иных научно-технических разработок на других рынках;
• в1990-х гг. многие нефтегазодобывающие компании резко сократили инвестирование неосновной деятельности, для того чтобы уменьшить накладные расходы и повысить ценовую конкурентоспособность своей продукции;
• выделившиеся в самостоятельные частные предприятия вспомогательные и обслуживающие подразделения некоторых компаний проводили демпинговую политику в отношении услуг нефтегазового сервиса, что создавало у компаний, еще сохранявших такие подразделения в своем составе, дополнительные стимулы к обособлению соответствующих собственных подразделений.
Важную роль в построении новой структуры нефтегазового сектора России сыграл приход на российский рынок крупнейших транснациональных компаний, специализирующихся на предоставлении широкого спектра услуг, таких как “Schlumberger”, “Halliburton”, “BakerHughes” и “Weatherford”. Появление на российском, только еще формирующемся рынке, рынке таких крупных игроков, привело к тому, что у нефтегазодобывающих компаний возникли планы сотрудничества с данными корпорациями в надежде получить следующие преимущества:
• доступ к самым современным технологиям нефтегазового сервиса и передовой технике[9];
• возможность совместной работы на вновь осваиваемых рынках третьих стран (в Африке, Азии, Латинской Америке);
• получение дополнительных доходов в процессе акционирования обособлявшихся вспомогательных и обслуживающих структур;
• привлечение дополнительных инвестиций, которых российским компаниям в 1990-х гг. остро не хватало, со стороны указанных транснациональных корпораций в необходимый компаниям нефтегазовый сервис;
• длинная линейка предлагаемых технологий и технических решений, позволяющая комплексно решать проблемы освоения, ремонта и восстановления скважин;
• повышение качества предоставляемых услуг на основе уже передового опыта, стандартизации и сертификации [10], а также на основе уже используемых инновационных решений, что позволит повысить конкурентоспособность компании в целом;
• возможность получения сервисных услуг и оборудования на основе международного лизинга.
В заключении подчеркнем, что развитию нефтегазового сервиса уделяется в России все большее внимание. В качестве перспективной задачи повышения эффективности топливно-энергетического комплекса сегодня рассматривается дальнейшее развитие сервисных и вспомогательных предприятий для обслуживания основного бизнеса компаний ТЭК. Эта стратегическая инициатива обозначена в Энергетической стратегии России на период до 2030 г. [11], в которой указано, что необходимо создавать специализированные компании, выполняющие комплекс научноисследовательских, проектно-конструкторских и внедренческих работ.
Библиографический список
1. Николайчук Н.Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. - СПб.: Питер, 2005.
2. Окрепилов В.В. Управление качеством. - М.: Экономика, 2008.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. №1715-р «Энергетической стратегии России на период до 2030 г.».
4. Рогожа И.В. Нефтяной комплекс России: государство, бизнес, инновации. - М.: ИНФРА-М, 2010.
5. Тюленев И.В. Развитие нефтегазового сервиса в России в контексте мирового опыта. Автореф. дис. на соискание уч. ст. к.э.н. М., 2011.
6. Шоул Дж. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
7. Груздилович Л. Спрос на сервис будет расти.Но только на качественный //
Время колтюбинга. - 2010. - № 33. Режим
доступа:http://www.cttimes. org/ru/archive/
8. Логинова Е. Проблемы отраслей, обеспечивающих нефтегазовый комплекс. Режим доступа: http://www. gosbook.ru/node/7 518
9. Портал НО «Союзнефтегазсервис»). Режим доступа: http://n-g-
s.ru/index.php?option=com content&view=article&id=49&Itemid=83&lang=ru
10. Портал Rusenergy. Годовая емкость российского рынка нефтегазового сервиса оценивается примерно в 10 млрд. долл. Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/tek/partnernews/161611.shtml
11. Портал Агентства нефтегазовой информации «Самотлор-экспресс». Режим
доступа:http://geointek.ru/index.php?view=article&catid=3:newsflash&id=158:20
11-06-02