Научная статья на тему 'Особенности сервисной деятельности в отраслях топливно-энергетического комплекса'

Особенности сервисной деятельности в отраслях топливно-энергетического комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
698
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FUEL AND ENERGY COMPLEX / BUSINESS MODEL / SERVICES PROVIDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шраер А. В.

В статье выделены основные бизнес-модели организации нефтегазового сервиса в России и проведен анализ основных особенностей сервисной деятельности в отраслях топливно-энергетического комплекса страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности сервисной деятельности в отраслях топливно-энергетического комплекса»

ОСОБЕННОСТИ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТРАСЛЯХ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Services’ Features in Fuel and Energy Complex

А.В. Шраер, кандидат экономических наук, докторант каф.экономики и управления

социальной сферой, ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и

финансов».

E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье выделены основные бизнес-модели организации нефтегазового сервиса в России и проведен анализ основных особенностей сервисной деятельности в отраслях топливно-энергетического комплекса страны.

Abstract

The paper reports the main business models encountered in oil and gas services in Russia and presents the leading features that characterize services in fuel and energy complex of the country.

Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс, бизнес-модель, сервисная деятельность

Keywords: fuel and energy complex, business model, services providing

В последние десятилетия сервисная деятельность в отраслях топливноэнергетического комплекса (ТЭК) приобрела решающее значение для повышения эффективности и конкурентоспособности отдельных

нефтегазодобывающих компаний. Автором ранее были проанализированы основные факторы, обусловившие данную тенденцию, такие как крайняя степень изношенности используемого оборудования;

необходимостьпроведения принципиального переоснащения значительного числа месторождений и всех обслуживающих их процессов; необходимость освоении новых, менее доступных месторождений, в том числе, на

арктическом шельфе;внедрение в ходе освоения новых месторождений более эффективных технологий, которые позволяют быстрее окупать чрезвычайно крупные инвестиции, направляемые на расширение добычи углеводородного сырья; интенсификация добычи на уже освоенных месторождениях; реализация программ восстановления старых скважин при существенно более низких затратах, нежели на освоение новых скважин;глобальная компьютеризация всех процессов управления, широкое внедрение информационных технологий, создание крупных корпоративных информационных сетей[1].

В настоящее время в российском ТЭК превалирует три основные бизнес-модели организации сервисных услуг1. Первая бизнес-модель, при которой компания использует собственные подразделения для обеспечения основного производства вспомогательными нефтесервисными услугами, достаточно широко используется на российском рынке. По оценкам специалистов, сервисными подразделениями вертикально-интегрированных нефтяных компанийудовлетворяется потребность от 30 до 40 % рынка данных услуг [3, 4]. Ряд крупнейших российскихнефтегазовых компаниях, таких как «Газпром», «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть» сохранили в своем составе нефтесервисные подразделения или даже отдельные предприятия, и поддерживают их на высоком конкурентоспособном уровне. Наличие ресурсов материнской компании позволяет им развивать эти подразделения и инвестировать в технологические и управленческие инновации.

Вторая бизнес-модель развития отечественного нефтегазового сектора связана с приходом на российский рынок иностранных сервисных компаний. В последние годы эти компании резко расширили свое присутствие в стране, так в 2010 г. на долю иностранных компаний приходилось около 30% сервисного рынка. В 2011 г. к этому добавились новые покупки ключевых

1 Подробно плюсы и минусы основных бизнес-моделейнефтесервисных услуг рассмотрены нами в статье[2].

игроков рынка, так «Сибирь Холдинг Б.В.» (Нидерланды) приобрел 28% акций «Башнефтегеофизики», при этом сообщается, что «Сибирь Холдинг Б.В.» будет присоединен к нефтесервисной компании «Schlumberger» (США)[5], что еще больше усилит консолидацию зарубежного нефтесервиса на российском рынке.

Третья бизнес-модель предусматривает выделение из состава нефтегазодобывающих предприятий сервисных структур и последующее получение сервисных услуг на рынке. Процесс освобождения предприятий от непрофильных активов, которыми являлись для нефтегазодобывающих предприятий обслуживающие подразделения, протекал в российском ТЭК в 1990-х - начале 2000-х гг. и привел к тому, что в настоящее время большинство российских нефтегазодобывающих компаний не имеют в своем составе сервисных подразделений (исключение составляют крупные ВИНК). По оценкам экспертов около 30% объёма нефтегазосервисных работ выполняются независимыми частными, государственными и частногосударственными российскими компаниями.Однако по объему выручки российские независимые компании заметно уступают лидерам мирового нефтесервиса. Так, по оценкам директора по развитию ОАО НПФ ГеофизикаВ.В. Лаптевавыручка одной из крупнейшихнефтесервисных компаний «Schlumberger» в 2008 г. составила 27,2 млрд долл. США, «Halliburton» - 18,3 млрд долл. США, в то время как объем выручки независимых российский нефтесервисных компании не превышал в 2008 г.

0,7 млдр. долл США. В то время как для эффективной конкуренции с лидерами мирового сервисного рынка годовой объем выручки такой компании должен быть не менее 7-8 долл [6,с. 74]. Емкость российского рынка нефтегазового сервиса в 2010 г. оценивалась в 15 млдр долл. США., при этом сервисные услуги в нефтедобыче включают в себя:

• бурение и сопутствующие работы - примерно 46 % рынка;

• ремонт (текущий и капитальный) скважин- 21%;

• сейсмические исследования и геофизические работы - 8%;

• повышение нефтеотдачи пластов (в частности, гидравлический разрыв пласта) - 8%;

• производство, обслуживание и ремонт нефтепромыслового оборудования(втом числе, установка электроцентробежных насосов) - 7%;

• работы, связанные с экологическим обеспечением добычи углеводородов -3 %;

• инфраструктурные услуги, услуги технологического и общего транспорта, другие работы - 7 %[6].

Для правильного понимания сложившейся в отраслях ТЭК ситуации необходимо понять, в чем состоят особенности указанной сервисной деятельности и таким образом определить перспективные направления развития сервисных услуг в отраслях ТЭК.

Первая особенность сервисной деятельности в ТЭК состоит в том, что она в массовом порядке носит аутсорсинговый характер, ориентируясь на запросы добывающих компаний. Специализированный характер данных услуг позволяет оказывать их с более высоким качеством, широкому кругу клиентов и, соответственно, с большей эффективностью. Как указывает

В. Кащавцев, на предприятиях, которые в 2000 г. составляли ТНК, коллектив сервисных подразделений сократился с 50 до 27 тыс. человек. Доля работ, выполняемых собственными сервисными предприятиями, упала с 90 % до 50 %. Во многом именно из-за этого себестоимость излечения из недр барреля нефти сократилась на 50 %[7].

По оценкам специалистов Института национальной энергетики вывод сервисных подразделений за пределы компаний позволил улучшить показатели эффективности бизнеса российских компаний нефтегазового комплекса. Мировая практика показала, что для нефтяных компаний выгодно выделять сервисные структуры в самостоятельный бизнес, а не аккумулировать все виды услуг в рамках основного производства, поскольку в этом случае идет конкуренция между независимыми сервисными фирмами за заказы и тем самым происходит снижение общей себестоимости работ,

отражаемой в цене услуг. Западные нефтяные концерны вывели из своего состава сервисные подразделения еще в начале 1980-х гг. Им это было сделать достаточно просто, чего нельзя еще сказать о российских производителях [8].

Второй особенностью сервисных услуг в ТЭК является то, что их специализированный характер обуславливает более высокий уровень технической оснащенности по сравнению с соответствующими подразделениями добывающих компаний. Это, в свою очередь, обуславливает высокую стоимость сервисной деятельности. Как указывают специалисты, «нефтесервисные технологии сложны и дороги (например, одна современная буровая установка может стоить 15-30 млндолл. США), а инвестиции в полный комплект нефтесервисного оборудования составляют от нескольких сотен млндо 1 млрддолл. в год» [9, с. 10].

Широкий круг клиентов позволяет сервисным организациям аккумулировать, обобщить и анализировать опыт, накопленный в разных регионах, в разнообразных природно-геологических условиях и с учетом различных технических решений, используемых компаниями ТЭК. Это особенно характерно для крупных зарубежных компаний, ведущих свою деятельность в различных странах мира. В условиях упомянутой высокой стоимости сервисных технологий в ТЭК широкий фронт деятельности дает возможность компаниям маневрировать техникой, перемещая ее в случае появления новых заказов и, тем самым, повышая загруженность и эффективность использования.

Третья особенность сервисных услуг в ТЭК состоит в их комплексном характере. В общем случае сервисными организациями выполняется большой комплекс работ, по существу создающих условия для нормального функционирования нефтегазодобывающих (эксплуатационных) компаний. Данная комплексность позволяет говорить о самостоятельном значении сервисных услуг для подготовки и использования месторождений, а также создании необходимой производственной инфраструктуры. Сервисные

организации не только сами предоставляют высокотехнологичные услуги, но и нуждаются в разработке последних силами субподрядчиков в лице научных, исследовательских и опытно-конструкторских

организаций.Комплексный характер сервисных услуг создает дополнительные возможности для автономизации данной деятельности путем создания специализированных компаний.

Четвертая особенность сервисных услуг в ТЭК - это то, что их функционирование в большинстве развитых стран осуществляется в условиях жесткой конкуренции, причем конкурируют между собой не только сами сервисные организации, но и выполняющие по их заказам научные и конструкторские разработки исследовательские центры. При этом специализированный характер сервисных услуг позволяет выстроить эффективную управленческую вертикаль: заказчик (нефтегазовая компания) - подрядчик (сервисная компания) - субподрядчик (научноисследовательские организации), в которой достигается высокая окупаемость инвестиций в науку и в новые технологии. Как указывают в этой связи специалисты, «конкурентная среда в области сервиса позволяет нефтегазовым компаниям эффективно выстраивать всю рабочую цепочку, подбирать подрядчиков и в конечном счете снижать затраты на добычу и обеспечивать высокую рентабельность»[10].

Пятаяособенностьсервисных услуг в ТЭК - это расхождение в качестве услуг, предоставляемых зарубежными и российскими компаниями. Отметим, что крупнейшие зарубежные сервисные компании, являющиеся лидерами на этом рынке, такие как«НаШЬш!оп» и<^сЫштЬе^ег»были созданы в начале XX века и изначально ориентировались на предоставлениесервисныхуслуг, и никогда незанимались добычей и переработкой нефти и газа. То есть концентрация именно на сервисном обслуживаниинефте-и газодобычи, а также конкурентная на рынке стимулировала их к постоянному расширению разнообразия услуг, повышению эффективности, и что важно, повышениюкачества и надежности своих услуг. В период реформирования

российского ТЭК, многие нефтегазодобывающие компании, освобождаясь от непрофильных активов, в качествекоторыхрассматривались и обслуживающиенефтесервисные подразделения, сформировали базу для создания самостоятельных отечественных сервисных компаний, работающих в отраслях ТЭК. Однако, ресурсное обеспечение этих компаний не сравнимо с капиталамизарубежногонефтесервиса.Складывается парадоксальная ситуация, когда российские независимые сервисные компании в своем большинстве не могут обеспечить столь широкую линейку и необходимый уровень качества услуг, требуемый компаниям ТЭК, функционирующим в различных территориально-климатических условиях [11], они привлекаются только к выполнению простых и не наукоемких работи «результат для независимых сервисных компаний плачевный: процветает демпинг,

рентабельность работ и инновации приближаются к нулю, снижается конкурентоспособность и создаётся благоприятная почва для их поглощения иностранными компаниями» [6].

Шестая особенность сервисных услуг в ТЭК - интегрированный характер сервиса. Данная интегрированность выражается в построении достаточно жесткой технологической вертикали, включающей в себя фундаментальные и прикладные исследования в рамках НИОКР, разработку широкого спектра сервисных технологий и размещение заказов (или организацию собственного производства) на необходимое для их реализации оборудование, проведение различного рода работ по информационному обеспечению и созданию для эксплуатации скважин, поддержанию их в рабочем состоянии, повышению эффективности их использования и, вцелом, по обеспечению устойчивого развития процессов освоения месторождений. Безусловно, интегрированный бизнес требует не только четкой координации действий всех вовлеченных в него подразделений, но и привлечения значительных финансовых ресурсов. Так, «по мнению западных экспертов, содержание собственных научных подразделений, участие в научных исследованиях, разработке и выпуске собственных приборов, программного

обеспечения может себе позволить лишь крупная сервисная компания, с оборотом не менее 500 млндолл. США в год» [10].

Особенно остро проблема сопряжения основной и сервисной деятельности в отраслях топливно-энергетического комплекса встает в случае организации последней на условиях аутсорсинга. Поскольку разведка и добыча нефти и газапредставляют из себя довольно сложную последовательность технологических и финансово-организационных действий, то заказ услуги на рынке требует от заказчика обеспечения четкого сопряжения других элементов своей организационно-производственной цепочки с работой подрядчика.

Интегрированный характер нефтегазового сервиса повышает его конкурентоспособность и создает возможность для предоставления более широкого спектра услуг. Как показывает мировой опыт, большинство международных сервисных компаний представляют из себя многопрофильные предприятия, различным образом и на различной организационно-правовой основе сочетающие в себе широкий спектр сервисных видов работ.В то же время интегрированный характер сервиса может достигаться за счет организации субсервисов со стороны средних и небольших компаний, специализирующихся на отдельных видах сервисных работ и услуг. Поскольку среди российских специализированных сервисных компаний отсутствуют гиганты, подобные международным, в условиях развитого рынка субсервисов отечественные сервисные компании в основном работают по модели «компании-оператора», выполняющей функции генерального подрядчика, координирующего работу привлекаемых на субподрядсубсервисных компаний. Как отмечают специалисты, «такая модель особенно удобна для сервисных компаний, создаваемых «с нуля», поскольку при минимально возможном наличии собственных производственных и обслуживающих подразделений может быть обеспечено предоставление необходимых услуг за счет грамотно организованного

привлечения и проектного управления работой аутсорсинговых организаций» [12].

Интегрированный характер сервиса в отраслях ТЭК обуславливает седьмую особенность - необходимость кооперации финансовых, интеллектуальных и организационных усилий для разработки новых технологий, проведения научных исследований, выпуска собственных приборов, программного обеспечения и т.п. Особенно остро данная проблема встает в случае необходимости разработки и освоения высокотехнологичных услуг, позволяющих принципиальным образом повысить эффективность проводимых работ. Следует отметить, что данные услуги имеют многоканальный характер финансирования. С одной стороны, крупные международные сервисные компании тратят на них значительные средства. Одна только «Schlumberger» ежедневно тратит на новые виды технологий и оборудования более 1,5 млн долл. США. По оценкам Ч. Дитона, генерального директора компании BakerHughes, три крупнейшие сервисные компании -«Schlumberger», «Halliburton» и «BakerHughes» в совокупности тратят ежегодно 1,5 млрд долл. США на научные исследования и разработки [13].

Помимо собственных средств сервисных компаний, активно используются гранты нефтяных компаний, а также государственные гранты и различные налоговые льготы, особенно в случаях, когда речь идет об экологических программах. Особенно наглядно данная стратегия проявилась после аварии в Мексиканском заливе, на ликвидацию последствий которой в огромном количестве привлекались государственные средства и средства нефтяных компаний.

Проведенный автором анализ особенностей сервисной деятельности в отраслях ТЭК может стать основой для разработки долгосрочных программ развития на основе совершенствования как организационно-правовых форм деятельности, так и инновационных подходов к применению в данной сфере высокотехнологичных услуг.

Библиографический список

1.Шраер А.В. Развитие нефтегазового сервиса как условие повышения эффективности топливно-энергетического комплекса // Управление экономическими системами. Электронный журнал. Режим доступа: http://uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item/563-2011-08-16-06-25-53

2.Шраер А.В. Бизнес-модели развития нефтегазового сервиса в России // Креативная экономика. - 2011. - № 9 (в печати).

3.Лаптев В.В. Будет ли российский нефтегазовый сервис интегрирован?

// Портал Башкирского отделения Евро-Азиатского геофизического общества. Режим доступа: http://www.bash-

eago.ru/?part_id=616&publication_id=88/

4. Портал Агентства аналитической информации «Прайм». Режим доступа: http://www.investpalata.ru.

5. Коммерсантъ (Уфа). - 2011. - №69 (4607). - 20 апреля.

6.ЛаптевВ.В. Состояниеиперспективы развития российского геофизическогосервиса // Нефтяное хозяйство. - 2010. - №10. - С. 72-75.

7.Кащавцев В. Пока государство спит // Нефть России. - 2006. - №6. - C. 94 - 97.

8. Портал института национальной энергетики. Режим доступа: http://nazenergy.ru/?page_id=182

9. Тюленев И.В. Развитие нефтегазового сервиса в России в контексте мирового опыта. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.к.э.н., 2011. - С 10.

10.Сервисные нефтегазовые компании в России: Серия «Просто ТЭК». Режим доступа: http://gasforum.ru/obzory-i-issledovaniya/790/

11.Окрепилов В.В. Пространственная экономика и качество // Экономика и управление. 2010. № 11. С. 4-9.

12.Нефтесервисные компании: между прошлым и будущим. Рынок

сервисных услуг будет расти. Режим доступа:

http://www.ebrc.ru/library/74190/86008?print=yes

13. Сервисным компаниям необходима консолидация перед ННК //

OilandGasEurasia. 2007. - № 11. Режим доступа:

http://www.oilandgaseurasia.ru/articles/p/63/article/496/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.