Рассматривается экономическое взаимодействие операторов проектов по освоению шельфа Арктики и компаний-поставщиков продукции и услуг для нужд нефтегазового комплекса. Авторами проанализирован экономический мультипликативный эффект вовлечения региональной промышленности в реализацию нефтегазовых проектов. Уделено внимание формированию нефтегазовых кластеров на территориях новых добывающих регионов как одной из наиболее эффективных и перспективных форм консолидации экономических интересов компаний-поставщиков.
Ключевые слова: поставщики, нефтегазовая промышленность, Арктический шельф, кластеры, углеводородные ресурсы
Повышение конкурентоспособности российских поставщиков при освоении
арктических нефтегазовых месторождений
А.М. ФАДЕЕВ, кандидат экономических наук.
E-mail: [email protected] А.Е. ЧЕРЕПОВИЦЫН, доктор экономических наук. E-mail: [email protected] Ф.Д. ЛАРИЧКИН, доктор экономических наук, директор Института экономических проблем Кольского научного центра РАН. E-mail: [email protected]
Освоение Одна из современных мировых тен-
Арктического денций - увеличение доли нефти и га-
шельфа — за из морских месторождений. По не-
важнейшая которым оценкам, на континентальном
геостратегическая шельфе сосредоточено до 30% объема задача РФ мировой добычи углеводородов.
Арктический шельф России - это крупный регион, промышленное освоение которого позволит компенсировать падение добычи нефти и газа в старых нефтегазодобывающих центрах страны. Он обладает огромнейшим углеводородным потенциалом, способным обеспечить значительную часть энергетических потребностей России. По оценкам, под дном Северного Ледовитого океана сосредоточены колоссальные запасы нефти и газа, и Арктика со временем станет для человечества одной из важнейших ресурсных баз углеводородного сырья.
Однако реализация столь гигантского потенциала сопряжена с решением многих сложных проблем экономического, нормативно-правового, технико-технологического и экологического характера.
В соответствии с общепринятым географическим определением Арктикой считается район, расположенный севернее полярного круга (66 33" с.ш.). В пределах Арктики (21 млн км2) находятся территории, континентальные шельфы и исключительные экономические зоны восьми арктических государств -России (максимальная протяжённость границ), Канады, США (Аляска), Норвегии, Дании (Гренландия), Финляндии, Швеции и Исландии.
Выявление уникальных ресурсов углеводородного сырья на Арктическом шельфе (таблица) принципиально изменило перспективы и направления развития топливно-энергетического комплекса и сопряженных отраслей не только Мурманской области, но и России в целом1.
Характеристика ресурсной базы арктических акваторий России
Показатель Значение
Начальные суммарные извлекаемые ресурсы (НСР) углеводородов Около 80 млрд т н. э.
^оме того, в зоне спорной юрисдикции России и Норвегии 6,5 млрд т н. э.
Извлекаемые запасы нефти Более 400 млн т
Запасы газа Более 8 трлн м3
Разведанность НСР углеводородов 6,3%
Число месторождений 25
Локальные объекты (выявленные и подготовленные) 524
Эффективность глубокого бурения 27 тыс. т н. э./пог. м
Освоение месторождений природного газа на шельфе северных морей, на значительном удалении от берега, в уникальных по сложности условиях потребует привлечения огромных средств и новых технологических решений: сооружения добывающих комплексов, прокладки газопроводов по дну морей, создания береговой инфраструктуры, включающей объекты по переработке и сжижению газа. При освоении шельфовых месторождений весьма важен и учет жестких экологических требований.
1 Ананьев В. До арктического шельфа у России «руки не доходят» // Oil & Gas Journal - 2010. - Май. - С. 38.
Успешное освоение технологически сложных углеводородных месторождений осуществимо только после широкой модернизации промышленно-производственных фондов в основных отраслях. Некоторые специалисты ставят освоение шельфа в один ряд с космическими программами, на-нотехнологиями и электроникой - реализация будущих проектов на шельфе потребует от науки и промышленности разработки и производства большого количества сложных технических средств: от судов и буровых платформ до аппаратуры и приборов геофизического, навигационного и иного назначения. Кроме всего прочего, проекты разработки нефтегазовых месторождений на шельфе отличаются большой капиталоемкостью и высокой степенью риска.
Шельф арктических морей является естественной ресурсной перспективой не только для России, но и для Норвегии, так что обеим странам предстоит разработать комплекс технологий по охране окружающей среды и мониторингу в специфических условиях Крайнего Севера. Новые технологические вызовы требуют принятия международно признанных норм и стандартов освоения шельфа арктических морей и адаптации к ним многих отраслей промышленности.
Развертывание шельфовой нефтегазодобычи в новом регионе актуализирует и вопрос инфраструктурной, транспортной и производственной обеспеченности ввиду общей удаленности шельфовых месторождений региона от баз снабжения. Формирование подобной инфраструктуры существенно повысит инвестиционную привлекательность ресурсного освоения региона.
Освоение В конце ХХ столетия российское за-
углеводородных конодательство и система регулирования месторождений недропользования были нацелены на маки развитие симальное вовлечение природных ресур-регионов сов в рыночный оборот и изъятие рентного дохода. В связи с выходом экономики на относительно устойчивое развитие основные приоритеты государственного регулирования нефтегазовой отрасли должны сместиться в область формирования условий «участия»
минерально-сырьевого комплекса в решении более широкого круга социально-экономических задач2.
Ведущими нефтегазовыми державами за последние 20-30 лет разработаны и успешно реализованы подходы к освоению новых углеводородных ресурсов. Такие подходы увязывают финансово-экономические последствия реализации проектов с социально-экономическими результатами.
Анализ политики индустриально развитых стран, являющихся одновременно крупными недропользователями (Норвегия, Австралия, США, Великобритания, Германия), показывает, что либеральная система институтов в сфере отношений собственности, связанная с использованием обычных активов, дополняется разветвленной системой норм, правил и процедур использования ресурсов недр. Государства обеспечивают защиту своих прав как собственники ресурсов недр, а также формируют условия для эффективного освоения и использования невозобновляемых ресурсов в интересах общества.
Весьма важная особенность нефтегазового сектора заключается в его влиянии на социально-экономическую систему региона и страны в целом, что находит отражение в получении дополнительных выгод различными реципиентами (промышленность, наука и образование и т.д.). Но не все выгоды могут быть точно оценены в сравнении, например, с косвенными и мультипликативными эффектами от реализации инвестиционных проектов, характеризующихся высокой капиталоемкостью и длительностью периода организации.
К основным задачам новых добывающих регионов на различных этапах освоения месторождений можно отнести сле-дующие3.
На поисково-разведочном этапе - создание условий (нормативно-правовых, инвестиционных и др.) для привлечения нефтегазодобывающих компаний в регион; стимулирование поисков и разведки углеводородных месторождений.
2 Крюков В.А., Токарев А.Н. Нефтегазовые ресурсы в трансформируемой экономике: о соотношении реализованной и потенциальной общественной ценности недр (теория, практика, анализ и оценки). - Новосибирск: Наука-Центр, 2007. - 588 с.
3 Тоскунина В.Э. Проблемы и перспективы освоения нефтегазовых ресурсов на Северо-Западе России. - Екатеринбург: УрО РАН, 2007. - С. 92-93.
На этапе растущей добычи - поддержание конкурентной среды в формирующемся нефтегазовом секторе; привлечение новых инвестиций в регион; обеспечение эффективного отбора запасов; наполнение бюджета; максимизация рентных доходов; создание производственной, транспортной и социальной инфраструктуры; привлечение трудовых ресурсов.
На этапе стабильной добычи - сбор налогов; использование поступающих средств от нефтегазодобычи.
На этапе завершающей добычи - продление нефтегазодобычи в регионе; формирование новой структуры экономики; социальные вопросы, связанные с высвобождением рабочей силы; использование накопленного интеллектуального, производственного, инфраструктурного и финансового потенциала.
По мере освоения углеводородных месторождений необходимо поддерживать уровень занятости населения и формировать в регионе новую структуру экономики.
Сеть вспомогательных производств в дальнейшем может быть переориентирована на обслуживание нефтегазодобычи в других регионах, нефтегазоперерабатывающие мощности, как показывает практика, продолжат действовать за счет поступления сырья из других добывающих регионов (в том числе вновь осваиваемых). Накопленный в процессе освоения нефтегазового региона интеллектуальный потенциал (квалификация, знания и опыт работников) применим при создании в регионе новых высокотехнологичных производств и отраслей.
Формируемая в процессе освоения месторождений высокоразвитая инфраструктура открывает возможность сквозной транспортировки различных грузов, что следует рассматривать как важное направление развития экономики региона на стадии завершающей добычи.
К сожалению, в современных экономических условиях при освоении месторождений на территории РФ комплексный подход к решению проблем сырьевых территорий, учитывающий особенности формирования, развития и функционирования нефтегазового сектора в регионе, в полной мере не реализуется.
Освоение арктических морских месторождений перспективно для развития прибрежных территорий, в особенности Мурманской области. Начало освоения шельфа и наращивание объемов транспортировки нефти неизбежно сделают
Мурманск промышленной базой будущих проектов по добыче нефтегазовых ресурсов региона, что даст импульс развитию промышленных предприятий Северо-Запада РФ. Выгодное географическое положение и развитая инфраструктура обусловят привлекательность Кольского полуострова для размещения предприятий материально-технического снабжения буровых работ, эксплуатации месторождений, транспортировки нефти, газа и газового конденсата, монтажа и ремонта платформ и оборудования, обслуживания флота и социального обеспечения с использованием существующих производственных мощностей и трудовых ресурсов.
Наряду с этим начало освоения месторождений в Баренцевом море и прокладка трубопроводов к побережью Мурманской области послужат толчком к социально-экономическому развитию и соседних регионов, в частности, Архангельской области - одного из судостроительных центров России. (Несмотря на происшедшую диверсификацию производств Архангельской области и их переориентацию на гражданские цели, крупнейшие предприятия сумели сохранить высокий профессионализм инженерно-технического персонала.) Транспортные же предприятия Архангельской области смогут поставлять в Мурманскую область грузы, необходимые для реализации нефтегазовых проектов.
С большой долей уверенности можно утверждать, что Мурманск сегодня имеет такое же стратегическое значение для российской экономики в вопросах освоения углеводородных ресурсов Арктического шельфа, как норвежский порт Ставан-гер и шотландский Абердин в начале нефтяной добычи на шельфе Северного моря три десятилетия назад.
Нефтегазовый комплекс (НГК) состоит из собственно добывающих предприятий и сервисных. Общие услуги, востребованные всеми предприятиями безотносительно отраслевой принадлежности, - это транспорт, ремонт, информационное обслуживание.
К основным специфическим сервисным услугам в НГК относятся: геологические и геофизические работы; оценка
Нефтегазовые проекты и перспективы региональной промышленности
потенциала и ресурсов суши и моря; буровые работы; геофизические исследования в скважинах; разработка и эксплуатация нефтепромысловых труб; капитальный ремонт скважин; производство нефтегазового оборудования; инжиниринг, монтаж; производство программных продуктов для мониторинга и оптимизации разработки месторождений и т.д.
Кроме того, при реализации нефтегазовых проектов требуется огромное количество металлоконструкций, сборного железобетона, лакокрасочных и строительных материалов, спецодежды, продуктов питания, а также проведение строительных, транспортных, научно-исследовательских, образовательных и многих других видов работ.
Перспективы успешного развития НГК тесно связаны с характером организации взаимоотношений нефтегазовых компаний и предприятий-поставщиков товаров и услуг. Когда упоминаются нефть и газ, людям представляются большие корпорации, но в работе на шельфе участвуют и мелкие компании. В сфере услуг и снабжения много предприятий малого бизнеса - в семи из десяти таких компаний работает менее 10 сотрудников.
Опыт ведущих нефтегазовых держав, в частности Норвегии, показывает, что при освоении прибрежного шельфа НГК открываются большие возможности для развития региональной промышленности, создания новых рабочих мест и роста уровня жизни. Так, один из мировых лидеров в освоении морских месторождений - норвежская компания Statoil, с момента ее создания активно вовлекает местный бизнес в процесс реализации крупномасштабных проектов, способствуя ускорению социально-экономического развития территорий4.
Важно, что именно в промышленности создается основной объем валового внутреннего продукта, именно промышленность определяет технический уровень других отраслей народного хозяйства и социальной сферы, и, следовательно, положительная динамика промышленности предопределяет все состояние общественного развития региона.
Борьба за получение заказов в НГК будет способствовать ускорению темпов развития и модернизации технологической
4 Кутузова М. В освоении шельфа Statoil опирается на местный бизнес // Шельфовые проекты. Спец. выпуск журнала «Нефть России». - 2006. -С. 30.
базы предприятий, повышению на этой основе качества и конкурентоспособности продукции, что, в свою очередь, позволит обеспечить ресурсные возможности для дальнейшего технологического развития и экономического роста региональных предприятий.
Реализация на территории новых добывающих регионов нефтегазовых проектов оживит общеэкономическую конъюнктуру большинства отраслей, и прежде всего промышленности, строительного и транспортного сектора. В работу могут быть вовлечены ключевые отрасли, являющиеся смежными в межотраслевых технологических цепочках. Их ускоренное развитие послужит локомотивом для других смежных производств в результате стимулирования к развитию своих поставщиков и т.д. Таким образом, на определенном этапе начнут действовать мультипликативные эффекты, произойдет своего рода самовозбуждение экономического роста. В сущности, речь идет о стимулировании раскручивания восходящей спирали производственного, а впоследствии (на его основе) инвестиционного и потребительского спроса. Согласно результатам многих научных исследований именно внутренний спрос служит главным и наиболее надежным двигателем экономического и социального прогрессов.
В настоящее время РФ имеет значительное количество производственных фондов, находящихся в ведении военно-промышленного комплекса (ВПК). В силу объективных причин многие предприятия ВПК убыточны или находятся на грани банкротства. Так, на территории Кольского полуострова в советское время были созданы предприятия для ремонта и модернизации боевых кораблей и подводных лодок Северного флота. Обладая уникальными основными фондами, сегодня они простаивают без госзаказа. Значительная часть производственных мощностей этих организаций с опытным персоналом может быть переориентирована на выпуск оборудования для НГК, в частности, это качественное выполнение сварочных работ, обработка металлоконструкций и т.д.
Степень развития сопряженных отраслей характеризуется так называемым показателем мультипликации. Для развитых стран показатель составляет: Норвегия - 1,6-1,7; Австралия - 1,8-2,4; США - 2,1. Для России «нефтегазовый»
мультипликатор равен 1,9 и соответствует уровню других нефтедобывающих стран5. По некоторым данным, в проекте освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения доходы российской стороны по «машиностроительной» линии (через размещение заказов у российских подрядчиков, перевозчиков и т.д.) могут вдвое превысить аналогичные ее доходы по «газовой» линии. Максимальная загрузка мощностей и увеличение объемов производства позволят основной массе региональных предприятий привести в порядок финансы, рассчитаться с кредиторами и наращивать собственные инвестиционные возможности.
С перемещением сырьевой базы нефтегазодобычи на шельф арктических морей появится растущий спрос на наукоемкую, высокотехнологичную продукцию обрабатывающих отраслей
Поставщики для нефтегазовых проектов отбираются по результатам тендеров, в которых участвуют опытные зарубежные компании (при реализации крупных нефтегазовых проектов до 80% работ приходится на долю поставщиков). Операторы проектов или крупные генеральные подрядчики учитывают технические ресурсы компаний-поставщиков, репутацию, производственные показатели, опыт выполнения аналогичных видов работ, используемые технологии, финансовое положение, возможность приобретения полиса в страховой компании, показатели качества работ, охраны окружающей среды, структуру и организацию, наличие необходимого оборудования, стоимость и сроки выполнения заказов, кредитоспособность компании и т.д.
Для большинства российских региональных предприятий работа в НГК является новым видом деятельности. Даже обладая высоким интеллектуальным и промышленным потенциалом, местные предприятия столкнутся с необходимостью повышать свой уровень компетенции во многих областях:
5 Никитин П.Б., Кибиткин Ю.А. О методологии экономической оценки ресурсов нефти и газа континентального шельфа России //Вестник МГТУ. -1999.- №2.- Т. 2.- С. 41-46.
промышленности.
Участие российских поставщиков в нефтегазовых проектах
международных требований к качеству выпускаемой продукции и оказываемых услуг, системы охраны труда, защиты окружающей среды.
Другими словами, российские поставщики попадают в условия жесткой конкуренции.
Основные сложности в осуществлении отечественных поставок в НГК РФ при реализации международных проектов таковы.
1. Доминирование глобальной цепи поставок над локальными. Международные нефтяные компании предпочитают сотрудничать со своими «глобальными» поставщиками по ряду объективных причин (отсутствие необходимой инфраструктуры в регионе, вопросы качества продукции и квалификации персонала региональных компаний и т.д.). С целью оптимизации расходов они не желают разрывать взаимоотношения с существующими поставщиками ради получения поставок внутри той страны, где работают в данное время.
2. Определение точек входа в цепочки добавленной стоимости. Часто международные компании заключают сервисные контракты на обслуживание с уже зарекомендовавшими себя на рынке специализированными фирмами (Schlumberger, Halliburton), чьи репутация и капитал гарантируют получение доброкачественной продукции и услуг. Важно отметить, что такая практика обычна в нефтегазовой и многих других отраслях промышленности, где репутация поставщика (в плане обеспечения современных поставок качественной продукции и услуг с соблюдением самых строгих экологических, производственных и общепринятых стандартов) играет важную роль. Лучший вариант для региональных компаний - стать поставщиком поставщика, а не напрямую нефтегазовой компании.
3. Недостаток информации. Многим нефтегазовым компаниям, как международным, так и российским, трудно оценить производственные возможности отечественных поставщиков, так как те не имеют репутации поставщика для НГК или испытывают недостаток собственного капитала для поддержания и продвижения своего предложения на рынке. При этом российским поставщикам не хватает
информации о существующих потребностях в поставках того или иного продукта или услуг для нужд НГК. Недостаток такой информации с обеих сторон «отсекает» местных поставщиков от участия в тендерах, а для нефтегазовых компаний делает идентификацию локальных поставщиков и подрядчиков сложной и дорогостоящей процедурой.
4. Жесткая стандартизация. Стандарты качества и безопасности при реализации нефтегазовых проектов - одни из важнейших для компаний-операторов. В этой связи нефтегазовые компании не стремятся заключать контракты на поставки товаров или услуг с компаниями, не прошедшими международную сертификацию (ISO, Achilles, API (Американский нефтяной институт) или ASME (Американский институт инженеров-механиков)). К тому же страховые компании предъявляют строгие экологические требования.
5. Техника безопасности и охрана окружающей среды. Стратегия местных поставщиков должна быть нацелена на максимальное удовлетворение требований международных нефтяных компаний в отношении мер безопасности и трудовых навыков, включая соблюдение экологических норм при выполнении работ по контракту. Так как все современные компании-операторы несут ответственность за аварийные ситуации, в которых могут пострадать люди или окружающая среда, то новый персонал обязан проходить обучение по соблюдению соответствующей техники безопасности.
6. Поиск высококвалифицированных трудовых ресурсов. Нехватка квалифицированных кадров, в частности, обладающих техническими и управленческими навыками, наносит вред как компаниям-операторам, так и поставщикам. С одной стороны, компании испытывают трудности при поиске местных инженеров, способных пройти требующуюся переквалификацию, с другой - обучение ведет к удорожанию квалифицированной рабочей силы (помимо того, что само обучение специалистов влечет за собой существенные расходы компаний).
НГК - крупный потребитель промышленной продукции, поэтому от действующей системы закупок оборудования зависит загрузка производственных мощностей российских предприятий.
Важно подчеркнуть, что нефтегазовое оборудование - это продукция с длительным циклом изготовления, и для его производства необходима прогнозная информация о потребностях операторов проектов.
В мире ежегодно закупается нефтегазового оборудования примерно на 110 млрд долл., а в России - на 3 млрд долл., что составляет менее 3% и не соответствует доле нашей страны в мировой нефте- и газодобыче6. Среди основных причин такого положения дел можно выделить следующие.
• Существенное сокращение объемов капитальных вложений нефтегазовых компаний. В 2002 г. в нефтегазовом машиностроении впервые наметился спад производства. Следует признать, что увеличение объемов добычи и экспорта нефти не сопровождается адекватным развитием геологоразведки, бурения и обновлением устаревшего оборудования.
• Отсутствие у предприятий информации о потребностях компаний-операторов проектов в нефтегазовом оборудовании. Часто потребности отдельной компании (но не отрасли в целом) в том или ином виде нефтегазового оборудования становятся известны лишь на тендерах. Отсутствие информации не позволяет формировать объективный прогноз потребностей в оборудовании, а значит, затрудняет работу предприятий, которые должны иметь стратегические наработки для переориентации мощностей на выпуск необходимой НГК продукции.
• Экспортный потенциал российского нефтегазового машиностроения весьма высок, но используется слабо. Сегодня необходимо продвигать российское нефтегазовое оборудование в первую очередь, в страны, приобретавшие советское оборудование: Индию, Ирак, Египет, Алжир, Ливию, Сирию, Йемен и др. Весьма актуальны также рынки ближнего зарубежья: Туркменистан, Казахстан, Азербайджан, Белоруссия.
• Процесс стандартизации нефтегазового оборудования. В настоящее время уровень «гармонизации» российских стандартов на нефтегазовое оборудование с международными,
6 Владимиров А.И., Кершенбаум В.Я. Конкурентоспособность и проблемы нефтегазового комплекса: Учеб. пособие. - М.: НП «Национальный институт нефти и газа», 2004. - 413 с.
европейскими и прогрессивными национальными зарубежными стандартами составляет около 20%. Применение западных стандартов в российских условиях обязательно должно происходить с учетом интересов отечественных производителей и потребителей оборудования.
• Недостаточная модернизация производственной базы заводов нефтегазового машиностроения. На сегодняшний день степень износа оборудования в машиностроительной отрасли достигает 72%, и этот показатель ежегодно растет на 1,5-2%. Удельный вес машин и оборудования со сроком службы более 20 лет увеличился за десятилетие с 15% до 30%. Доля нового оборудования со сроком эксплуатации менее 5 лет уменьшилась с 30% до 5%7. Очевидно, что при таком состоянии производственной базы достигнуть конкурентоспособности российского оборудования на мировых рынках весьма затруднительно.
Как повысить Для эффективного и безопас-
конкурентоспособность ного освоения мест°р°ждений российских и повышения эффективности
поставщиков для НГК нефтегазовой промышленности
в целом нужна протекционистская политика государства в отношении всех предприятий нефтегазового комплекса и их взаимная интеграция как для повышения собственной прибыли, так и обеспечения энергетической безопасности страны. Одним из наиболее эффективных механизмов взаимодействия государства и предприятий НГК можно считать промышленные кластеры, ассоциации производственного типа, иные экономические объединения и союзы.
В современной экономической литературе под кластером понимается сеть независимых производственных и/или сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночные институты (брокеры, консультанты) и потребителей,
7 Владимиров А.И., Кершенбаум В.Я. Конкурентоспособность и проблемы нефтегазового комплекса: Учеб. пособие. - М.: НП «Национальный институт нефти и газа», 2004. - 413 с.
взаимодействующих и конкурирующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости8.
Подобные организации являются формой поддержки компаний всех уровней, в значительной мере способствуя повышению эффективности работы, жизненного уровня населения, конкурентоспособности продукции, достижению финансовой стабильности, продвижению на международные рынки отечественных компаний, а также доведению качества производимой продукции до мировых стандартов.
Важно отметить, что крупным объединениям проще отстаивать свои интересы при взаимодействии с государственными структурами. Субъектом лоббирования на федеральном уровне не может быть отдельный мелкий или средний предприниматель. Мировой опыт свидетельствует, что большинство прогрессивных промышленных компаний в развитых странах стремятся к консолидации экономической деятельности.
Примером может служить создание для реализации норвежского проекта «Сновит» специальной Ассоциации поставщиков НГК «Петро Арктик». В настоящее время «Петро Арк-тик» включает более 400 компаний-поставщиков, охватывающих широкий спектр товаров и услуг. Ассоциация предлагала свои услуги оператору проекта не только на этапах проектирования и строительства, но и при эксплуатации. Аналогичная сеть поставщиков была сформирована и для другого норвежского проекта - «Ормен Ланге».
Интеграционные процессы, возникающие при создании производственного кластера, способствуют повышению компетенции предприятий, участвующих в реализации проектов, диверсификации производств на крупнейших предприятиях региона.
«Мурманшельф» Один из первых примеров создания подобных структур в Мурманской области - Ассоциация поставщиков НГК «Мурманшельф», зарегистрированная в 2006 г. Она объединяет уже более 220 предприятий и организаций, желающих участвовать в реализации нефтегазовых проектов на Арктическом шельфе.
8 Ильинский А.А., Мнацаканян О.С., Череповицын А.Е. Нефтегазовый комплекс Северо-Запада России. Стратегический анализ и концепции развития. - Санкт-Петербург: Наука, 2006. - 475 с.
Примечательно, что одним из учредителей выступило правительство Мурманской области.
На сегодняшний день Ассоциация объединяет (рисунок) операторов проектов, генеральных подрядчиков, нефтесервис-ные, строительные, транспортные, судоремонтные, логистические, машиностроительные предприятия, а также образовательные, научные и исследовательские учреждения России и других стран.
Проектирование Ошраторы прожив -
10% 27%
Структура членов Ассоциации «Мурманшельф» по видам деятельности, %
Главная цель Ассоциации - подготовка местной промышленности, объединение предприятий, заинтересованных в участии в проекте комплексного освоения Штокмановско-го и других месторождений на шельфе Арктики. Ассоциация содействует повышению компетенции предприятий-членов, максимальному использованию их производственного потенциала в проектах по освоению углеводородных месторождений Арктического шельфа, а также строительству соответствующей береговой инфраструктуры на территории Мурманской области. Особое внимание уделяется подготовке кадров для нефтегазовой промышленности.
В результате объединения многие региональные предприятия, прежде всего среднего и малого бизнеса, смогли изменить стратегию своего развития и взять курс на техническое перевооружение и подготовку кадров.
Подавляющее большинство членов Ассоциации «Мурман-шельф», представляющих другие государства или регионы РФ,
имеют регистрацию на территории Мурманской области и являются налогоплательщиками регионального бюджета, что позволяет причислять их к промышленному потенциалу региона.
Ассоциация «Мурманшельф» представляет собой формирующийся нефтегазовый кластер на базе взаимодействия власти, науки и бизнеса.
Для эффективного использования производственных и финансовых возможностей строительных компаний региона в 2008 г. на базе Ассоциации «Мурманшельф» создан консорциум «Мурманшельф Строительство» для координации совместного участия предприятий строительного комплекса Мурманской области в крупных проектах на территории региона. Главная задача консорциума - участие в строительстве портового и берегового комплексов по производству и отгрузке сжиженного природного газа и сухопутного газопровода Териберка - Волхов с соответствующей инфраструктурой.
Наряду с этим в 2009 г. на территории Мурманской области под эгидой Ассоциации «Мурманшельф» создан консорциум «Мурманшельф Логистика». Предприятия консорциума готовы участвовать в решении вопросов подготовки, организации и осуществления транспортировки, таможенного оформления и хранения оборудования и грузов для строительства береговой и морской инфраструктуры нефтегазовых проектов.
Подобные интегрированные экономические структуры открывают уникальные возможности для клиентов, поставщиков, конкурентов, представителей государства; позволяют преодолевать барьеры между фирмами с различным стилем ведения бизнеса. Принадлежность к экономически интегрированной структуре упрощает доступ на другие рынки, снижая барьеры на этом пути, повышая уровень конкуренции и принося выгоду всем партнерам экономического объединения.
Реальные На начальном этапе реализации нефтега-
возможности зовых проектов региональные предприятия российских способны выполнять буровзрывные работы, поставщиков дробление, перемещение скальных пород, намывку песка, строительство подъездных и внутриобъектовых автомобильных дорог, возведение причалов, проведение всех электромонтажных работ для временного
энергоснабжения на период строительства, устройство сетей и коммуникаций под временные и постоянные здания и сооружения. Силами судоремонтных предприятий области возможны сборка металлоконструкций, строительство плав-причалов, ремонт судов, занятых в работах по обустройству месторождений.
Кроме того, на первых этапах освоения шельфовых месторождений многое из необходимого для реализации проектов может быть представлено российскими, в том числе региональными компаниями: от газотурбинных установок, труб, стали до гвоздей. Могут быть задействованы мощности региональных компаний при проведении изысканий, буровых работ, оказании транспортных услуг, в том числе судоходными компаниями. Для нужд проекта может использоваться ледокольный флот.
Перспективный фронт работ вырисовывается также для сервисных предприятий региона: например, на пике строительной фазы проекта освоения Штокмановского ГКМ предстоит размещение около 16000 сотрудников с полным спектром услуг (питание, бытовые услуги и т.д.). Кроме того, на территориях некоторых предприятий прибрежной зоны можно разместить комплексные базы по обеспечению проектов.
При освоении месторождений новые добывающие регионы получают шанс на прямые иностранные инвестиции (ПИИ), которые концентрируются в основном непосредственно в сфере нефтегазодобычи. Наряду с этим местные компании, отобранные для участия в проекте (то есть способные по результатам тендерных процедур поставлять товары и услуги для нужд текущего проекта у себя в регионе), могут быть переориентированы на организацию аналогичных поставок на международные рынки. Компаниям нового добывающего региона следует стремиться позиционировать себя как всесторонних поставщиков услуг на различных этапах освоения месторождений, чья специализация будет востребована и после истощения локальных нефтяных и газовых ресурсов. Так, Хьюстон продолжает оставаться центром нефтяной промышленности, хотя большая часть нефтяных месторождений в Восточном Техасе истощена несколько десятилетий назад.
В настоящее время все более значимыми становятся горизонтальные взаимосвязи между мультинациональными
компаниями и местными поставщиками, которые могут приводить к вертикальным. Если нефтегазовая компания, желающая построить трубопровод, обучает местную фирму, скажем, высокопрофессиональной прецизионной рентгенографической сварке, - это пример горизонтальной взаимосвязи. Если же после выполнения сварочных работ по контракту для нефтегазовой компании эта фирма продолжает выполнять рентгенографическую сварку для других секторов экономики, которые должны использовать данную технологию для достижения конкурентоспособности, - перед нами случай вертикальной взаимосвязи за пределами нефтегазового сектора. Такое взаимодействие, при котором горизонтальная взаимосвязь из нефтегазового сектора переносит технологию в другие отрасли, представляет собой один из наиболее важных каналов обеспечения диверсификации экономики, наряду с ростом в нефтегазовом секторе.
Важно также понимать, что значительная часть поставок для нужд нефтегазового комплекса может быть осуществлена региональными поставщиками, причем связь возникает через рыночные институты, а не вследствие использования административных методов.
Региональным поставщикам следует ориентироваться на секторы с высокой добавленной стоимостью и стараться максимально проявить себя в них.
Территориальные промышленные кластеры, подобные Ассоциации «Мурманшельф», должны стать формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса через формирование территориальных производственных кластеров.
Россия может и должна зарабатывать не только и не столько на нефтедобыче как сырьевая держава, но и на конкурентоспособных технологиях и оборудовании. Наличие уникальных технологий, разработанных еще в советские времена, квалифицированных кадров и накопленного научно-технического потенциала все еще является конкурентным преимуществом отечественной нефтесервисной отрасли. Реализованное на практике, оно позволит существенно повысить и конкурентоспособность страны в целом. В современных условиях важно использовать все доступные инструменты, чтобы не упустить имеющийся шанс.