Научная статья на тему 'Возможности и перспективы Мурманской области в освоении углеводородных ресурсов Арктического шельфа'

Возможности и перспективы Мурманской области в освоении углеводородных ресурсов Арктического шельфа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
971
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АРКТИЧЕСКИЙ ШЕЛЬФ / УГЛЕВОДОРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КЛАСТЕР / OIL & GAS INDUSTRY / OIL & GAS CLUSTER / INDUSTRIAL POTENTIAL / ARCTIC SHELF / HYDROCARBON RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадеев Алексей Михайлович, Череповицын Алексей Евгеньевич, Ларичкин Федор Дмитриевич

В статье рассматривается спектр вопросов эффективного использования промышленного потенциала Мурманской области в освоении шельфовых месторождений. Приведён всесторонний анализ состояния промышленного комплекса и дана оценка условий развития нефтегазовой промышленности области. Уделено значительное внимание формированию организационно-экономических механизмов использования промышленного потенциала предприятий Мурманской области при реализации нефтегазовых и сопутствующих им промышленных проектов на её территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фадеев Алексей Михайлович, Череповицын Алексей Евгеньевич, Ларичкин Федор Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial potential of Murmansk region in the development of Arctic shelf hydrocarbon resources

Article shows the spectrum of economic questions which are dedicated to effective utilization of the Murmansk region industrial potential in the development of the marine fields. The comprehensive analysis of the Murmansk area industrial complex condition is resulted same as all-round estimation of conditions for oil and gas industry development in Murmansk region. Considerable attention is paid for formation of organizational & economic mechanisms for regional enterprises industrial potential utilization in the development of oil and gas and large industrial projects on the territory of Murmansk region.

Текст научной работы на тему «Возможности и перспективы Мурманской области в освоении углеводородных ресурсов Арктического шельфа»

УДК 338.45:622.276(470.21) © Фадеев А.М., Череповицын А.Е., Ларичкин Ф.Д.

Возможности и перспективы Мурманской области в освоении углеводородных ресурсов Арктического шельфа

В статье рассматривается спектр вопросов эффективного использования промышленного потенциала Мурманской области в освоении шельфовых месторождений. Приведён всесторонний анализ состояния промышленного комплекса и дана оценка условий развития нефтегазовой промышленности области. Уделено значительное внимание формированию организационно-экономических механизмов использования промышленного потенциала предприятий Мурманской области при реализации нефтегазовых и сопутствующих им промышленных проектов на её территории.

Нефтегазовая промышленность, промышленный потенциал, Арктический шельф, углеводородные ресурсы, нефтегазовый кластер.

Алексей Михайлович ФАДЕЕВ

кандидат экономических наук, ст. научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН

[email protected]

Алексей Евгеньевич ЧЕРЕПОВИЦЫН

доктор экономических наук, профессор, гл. научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН [email protected]

Фёдор Дмитриевич ЛАРИЧКИН

доктор экономических наук, профессор, директор Института экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН [email protected]

Актуальность исследования

В современных условиях развитие мировой экономической системы во многом определяется использованием углеводородных ресурсов в качестве эффективных энергоносителей и также химического сырья.

Во всём мире углеводородные ресурсы потребляются в огромных масштабах, а устойчивый высокий спрос на нефть и газ определяет приоритеты в сфере наращивания добычи и введения в эксплуатацию новых месторождений.

Нефтегазовый сектор занимает особое место в экономике России, в значительной степени обеспечивая функционирование народнохозяйственного комплекса нашей страны. В современных условиях доходы от экспорта углеводородов формируют значительную часть валютных поступлений и консолидированного бюджета государства.

Одна из тенденций мировой нефтегазодобычи на современном этапе — увеличение доли нефти и газа из морских месторождений. В России начинает формироваться новый этап в развитии нефтегазового комплекса — реализация крупномасштабных шельфовых проектов по добыче нефти и газа.

Указанная тенденция ведёт к образованию нефтегазовых провинций — новых добывающих регионов, вовлечённых в процесс освоения месторождений.

Добывающий регион является сложным объектом прогнозирования и управления.

Проведение эффективной промышленной политики в добывающем регионе во многом определяет социально-экономическое развитие, оказывая влияние на динамику бюджетных доходов, развитие территориальной инфраструктуры, занятость и доходы населения.

В современных условиях формирование научных подходов и инструментов проведения в новом добывающем регионе эффективной промышленной политики, направленной на максимально полную и эффективную реализацию его промышленного потенциала, становится важной и актуальной задачей.

Ресурсный потенциал Арктического шельфа России и перспективные нефтегазовые проекты

В настоящее время Мурманская область приобретает статус столицы новой нефтегазовой провинции на Севере России, являясь одним из наиболее промышленно развитых и привлекательных для инвесторов регионов.

Рисунок 1. Схема перспективных структур и работ на углеводородное сырьё (по материалам ФГУП «АМНГР»)

Таблица 1. Характеристика ресурсной базы арктических акваторий России [1]

Показатель Значение

Начальные суммарные извлекаемые ресурсы (НСР) углеводородов Около 80 млрд. т.н.э.

Кроме того, в зоне спорной юрисдикции России и Норвегии 6,5 млрд. т.н.э.

Извлекаемые запасы нефти Более 400 млн. т

Запасы газа Более 8 трлн. м3

Разведанность НСР УВ 6,3%

Месторождения УВ 25

Локальные объекты (выявленные и подготовленные) 524

Эффективность глубокого бурения 27 тыс. т.н.э./пог. м

Таблица 2. Характеристика геологоразведочных работ на арктических акваториях [1]

Море Глубокое бурение Сейсморазведка 2D Сейсморазведка 3D

Объём, пог. км Количество скважин Объём, тыс. пог. км Плотность, пог. км/км2 Объём, км2

Печорское 70,83 21 83,7 0,8 2191,5

Баренцево 93,63 34 275 0,27 2404

Карское (включая губы и заливы) 52,29 28 126,5 0,13 3159,5

Лаптевых - - 30,2 0,04 -

Восточно-Сибирское - - 8,8 0,01 -

Чукотское - - 13,3 0,03 -

ВСЕГО: 216,75 83 537,5 0,13 7755

Становлению этого нового центра нефтегазовой добычи предшествовала эффективная работа геологоразведочных организаций, которыми за последние 25 — 30 лет были разведаны крупнейшие месторождения в Баренцевом, Печорском и Карском морях (рис. 1). Часть этих месторождений являются уникальными по своим запасам. Так, по оценкам экспертов, шельф Западной Арктики содержит около 75% всех запасов углеводородов шельфа России, это стратегический регион для развития нефтяной и газовой промышленности.

Выявление уникальных ресурсов углеводородного сырья на Арктическом шельфе (таблицы 1 и 2) принципиально изменяет перспективы и направления развития топливно-энергетического комплекса и сопряжённых с ним отраслей не только Мурманской области, но и России в целом.

Одним из наиболее перспективных и первоочередных объектов для освоения является Штокмановское газоконденсат-

ное месторождение, открытое в 1988 г. Месторождение расположено в центральной части Баренцева моря, на северо-востоке от г. Мурманска на расстоянии около 600 км. Глубина моря в этом районе колеблется от 320 до 340 м. Разведанные запасы Штокмановского ГКМ оцениваются не менее чем в 3,7 трлн. м3 газа и более чем в 31 млн. т газового конденсата [6].

Проект освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения имеет стратегическое значение. Планируется, что месторождение станет ресурсной базой для поставок российского газа, как трубопроводного, так и полученного с использованием технологий сжиженного природного газа (СПГ), на рынки Атлантического бассейна. Проект разработки Штокмановского месторождения предусматривает ежегодный объём добычи около 70 млрд. м3 природного газа. Это сопоставимо с годовой добычей газа одного из крупнейших поставщиков в Европу — Норвегии.

Добытое сырьё будет транспортироваться с месторождения по морским трубопроводам на берег Териберской бухты, где будут расположены завод по производству СПГ, портовый транспортнотехнологический комплекс, установка комплексной подготовки газа и другие производственные объекты. Для транспортировки газа в Единую систему газоснабжения России предполагается строительство газопровода «Мурманск — Волхов» [6].

Ещё одним месторождением, освоение которого планируется на ближайшую перспективу, является Приразломное нефтяное месторождение, открытое в 1989 г. Оно расположено на шельфе Печорского моря, в 60 км от берега (пос. Варандей). Глубина моря в районе месторождения составляет 19 — 20 м. Извлекаемые запасы нефти Приразломного месторождения составляют 46,4 млн. т, что позволяет достичь годового уровня добычи около 6 млн. т [9].

ОАО «Газпром» рассматривает возможность строительства в Мурманской области нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) для переработки нефти с Приразломного, а впоследствии и с Долгинского месторождений. Мощность НПЗ в поселке Териберка Мурманской области, в случае его строительства, может составить около 5 млн. т в год. Ожидается, что добыча нефти на Приразломном месторождении начнётся в 2011 г., через 6 — 7 лет будет достигнута пиковая добыча в объёме 6,6 млн. т в год [7]. На Долгинском месторождении добычу планируется начать в 2016 г. с доведением её объёмов до 6 — 7 млн. т в год. Изначально нефть с Приразломного будет поставляться на экспорт, а после строительства НПЗ её большая часть пойдёт на переработку с сохранением возможности экспортных поставок.

Основным портом области является Мурманский морской торговый порт (ММТП), своеобразные «арктические ворота России», специализирующийся на перевалке руды и продуктов химической

промышленности. Большим плюсом для порта можно считать то, что он удобно расположен по отношению к основным странам-импортёрам. В последнее время его главной задачей является увеличение пропускной способности, что вызвано ростом грузооборота и, в частности, ростом экспорта углеводородов.

В 2001 — 2005 гг. были осуществлены крупные мероприятия по повышению эффективности и конкурентоспособности Мурманского транспортного узла. В результате дноуглубительных работ в Кольском заливе и реконструкции Мурманский морской торговый порт стал принимать суда водоизмещением более 350 тыс. т. Важно отметить, что подобными возможностями не располагает больше ни один порт в европейской части России. В портах области были введены в строй новые перегрузочные комплексы, нефтетерминалы, что позволило существенно увеличить объёмы грузооборота, объёмы перевалки и отправки нефти на экспорт.

Реконструкция терминалов ММТП, строительство рейдовых нефтеперегрузочных комплексов создают хорошие предпосылки для развития Мурманского транспортного узла не только в традиционном направлении, но и для постепенного превращения его в крупный порт России и Севера Европы по перевалке нефти, в том числе и добываемой на шельфовых месторождениях Арктики.

Осенью 2005 г. компанией ЗАО «Арктик-шельфнефтегаз» было начато строительство на западном берегу Кольского залива нефтеперевалочного комплекса «Лавна», который войдёт в систему Мурманского транспортного узла. Министерство транспорта РФ утвердило генеральную схему его развития. Ожидается, что капитальные вложения в Мурманский порт до 2015 г. составят около 2,5 млрд. долл. Грузооборот порта, согласно прогнозам, к этому году будет равен 78 млн. т в год (38 млн. т сухих и 40 млн. т наливных грузов).

Одной из проблем экспорта углеводородов из Мурманского порта является то, что в настоящий момент к Мурманску не подходит какой-либо нефтепровод и экспортные товары доставляются по железной дороге, пропускная способность которой весьма ограничена. Следует отметить, что теоретически не потеряла своей перспективности идея строительства нефтепровода, который связал бы Кольский полуостров и Западную Сибирь.

Напомним, что в конце 2002 г. нефтяные компании «ЮКОС», «ЛУКОЙЛ», «Сибнефть», «ТНК» и «Сургутнефтегаз» подписали меморандум «О взаимопонимании по вопросу создания нефтепроводной системы для транспортировки нефти через морской нефтеналивной терминал в районе Мурманска».

В соответствии с этим документом Межведомственная комиссия по размещению производительных сил в Мурманской области в 2003 г. рассмотрела и поддержала представленную нефтедобытчиками декларацию о намерениях инвестировать строительство Мурманской трубопроводной системы.

По предварительным оценкам, её создание могло бы принести в федеральный бюджет 1,4 млрд. долл., в региональные бюджеты — до 2,6 млрд. долл., в том числе в бюджет Мурманской области — около 700 млн. долл., и позволило бы дополнительно организовать в общей сложности от 2 до 6 тыс. рабочих мест.

Транспортный потенциал и перспективные проекты по развитию транспорта в Мурманской области приведены в таблице 3.

Освоение месторождений углеводородного сырья на Арктическом шельфе России затруднено в силу суровых климатических условий. Добыча будет вестись в районах, характеризующихся низкими температурами, ураганными ветрами, быстрым обледенением.

На некоторых участках шельфа, на которых планируется добывать газ, свыше 200 дней в году дрейфует полутораметровый лёд. Данные обстоятельства существенно удорожают проекты освоения углеводородных месторождений на Арктическом шельфе.

Таблица 3. Перспективы развития транспортного потенциала Мурманской области

Название проекта Планируемая деятельность

Развитие морского транспорта Реконструкция угольного терминала ММТП 9,6 млн.т Строительство угольного терминала 20 млн. т на западном берегу Кольского залива Строительство контейнерного терминала 1 млн. ТЕи на восточном берегу Кольского залива Строительство нефтяного терминала на 35 млн. т на западном берегу Кольского залива Развитие акватории для судов DW = 350 тыс. т Развитие портового флота Строительство экологического бункеровочного комплекса

Развитие логистической и складской инфраструктуры Строительство дистрибуционно-логистического комплекса Строительство логистического центра

Развитие железнодорожного транспорта Строительство новой ж/д ветки «Выходной - Лавна» 28 км Строительство новых ж/д станций и парков 10 шт. Реконструкция путевого развития 4 станций Реконструкция подходов (от ст. Волховстрой)

Развитие автомобильного транспорта Развитие улично-дорожной сети г. Мурманска Реконструкция автодороги «Кола»

Развитие авиационного транспорта Реконструкция аэропорта «Мурманск»

Реализация проектов освоения на шельфе северных морей месторождений природного газа, которые находятся на значительном удалении от берега, в уникальных по сложности условиях потребует привлечения огромных средств и новых технологических решений: сооружения добывающих комплексов, прокладки газопроводов по дну морей, создания береговой инфраструктуры, включающей объекты по переработке и сжижению газа. Весьма важным фактором при освоении шельфовых месторождений является необходимость учёта жёстких экологических требований. В этой связи промышленный потенциал Мурманска приобретает особое значение.

Промышленный потенциал Мурманской области

Значение промышленного потенциала Мурманской области в реализации нефтегазовых проектов на Арктическом шельфе трудно переоценить. Особенность Мурманского региона заключается в географической близости к разведанным месторождениям углеводородного сырья, в расположении здесь крупнейших промышленных и судоремонтных предприятий, научно-исследовательских и образовательных учреждений.

Всё это дополняется очевидными конкурентоспособными преимуществами Мурманского транспортного узла, которые делают Мурманскую область не только перспективной базой освоения Арктического шельфа, но и важнейшим транспортным узлом Российской Федерации.

Указанные выше обстоятельства превращают Мурманский порт в перспективный транспортный узел по доставке углеводородного сырья к мировым рынкам сбыта (рис. 2).

Кольский залив и прилегающие к нему бухты служат местом базирования торгового, рыболовного, ледокольного и военноморского флотов. Мурманск — начальная точка Северного морского пути и база российского атомного ледокольного флота.

Начало освоения шельфа арктических морей и наращивание объёмов транспортировки нефти неизбежно приведут к тому, что Мурманск станет промышленной базой реализации будущих проектов по добыче нефтегазовых ресурсов региона, и это придаст импульс развитию промышленных предприятий Северо-Запада. С большой долей уверенности можно утверждать, что сегодня Мурманск имеет такое же стратегическое значение

для России в освоении углеводородных ресурсов Арктического шельфа, какое имели порт Ставангер для Норвегии и Абердин для Шотландии в начале нефтяной добычи на шельфе Северного моря более 30 лет назад.

В настоящее время Мурманская область имеет значительное количество производственных фондов, находящихся в ведении военно-промышленного комплекса (ВПК). Однако многие предприятия ВПК находятся на грани банкротства либо терпят убытки.

Так, на территории Кольского полуострова в советское время были созданы предприятия для ремонта и модернизации боевых кораблей и подводных лодок Северного флота, обладающие уникальными основными фондами, но сегодня они простаивают без госзаказа. Часть их производственных мощностей может быть переориентирована на выпуск оборудования для нефтегазового комплекса. Это особенно актуально в плане решения вопросов повышения качества выполнения сварочных работ, обработки металлоконструкций, а также использования опыта и знаний персонала предприятий ВПК.

Как известно, Правительством РФ подписано постановление о создании в Мурманской области особой экономической зоны портового типа. Вместе с тем, имея достаточный опыт в этом направлении, Мурманская область принимает участие в объявленных Минэкономразвития конкурсах по отбору заявок на создание особых экономических зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типа. Таким, например, является предложение о создании на западном берегу Кольского залива промышленно-производ-ственной зоны, ориентированной на производство, ремонт и обслуживание буровой и другой техники и платформ для работы на шельфе.

При этом объём привлечённых инвестиций, по предварительной оценке, составит более 138 млрд. руб.; ожидается создание 1500 новых рабочих мест. Рассматривается предложение о наделении морских портов статусом особых экономических зон.

В то же время Правительство Мурманской области разрабатывает механизм региональных гарантий для привлечения инвестиций в экономику. Приоритетными для инвестиций сферами по-прежнему остаются объекты, связанные с перспективами освоения запасов углеводородного сырья шельфа арктических морей.

В настоящее время действуют долгосрочная целевая программа «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области» (постановление Правительства Мурманской области от 28.09.2006 № 375-ПП/9) и адресная инвестиционная программа на 2010 — 2012 гг. (постановление Правительства Мурманской области от 09.10.2009 № 474-ПП/18). Кроме того, находится в разработке проект регионального закона «О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Мурманской области».

В 2009 г. международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings Ltd» присвоило Мурманской области национальный долгосрочный рейтинг «A+(rus)». Агентство также присвоило области долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте «ВВ-» (ВВ минус) и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «В» [8].

В силу выгодного географического положения, природных богатств, развитой инфраструктуры и мощной энергетической системы Мурманская область уже сейчас стоит в центре деловых интересов российских и зарубежных нефтегазовых компаний, реализующих крупные международные проекты.

Регион располагает двумя крупными аэропортами: «Мурманск» (пос. Мурма-ши) и «Хибины» (г. Апатиты). Через аэропорт «Мурманск» проходят международные авиалинии: Мурманск — Кирке-нес, Мурманск — Тромсе (Норвегия) и Мурманск — Рованиеми (Финляндия) — Лулео (Швеция). На базе Мурманского авиапредприятия в ближайшей перспективе предполагается создание международного транспортного аэроузла.

Наличие в области учреждений фундаментальной и прикладной науки создаёт предпосылки для ускоренного экономического роста реального сектора экономики и перехода его к технологическому развитию и производству инновационных видов продукции.

Перспективы освоения разведанных на Арктическом шельфе месторождений углеводородного сырья и создания на территории Мурманской области нефтегазовой инфраструктуры открывают дополнительные возможности для сервисных компаний в вопросах привлечения предприятий — поставщиков продукции, товаров и услуг.

Ниже приведён SWOT-анализ состояния промышленного комплекса, позволяющий дать всестороннюю оценку условий развития нефтегазовой промышленности Мурманской области (табл. 4).

Несмотря на существующие слабые стороны и угрозы, практически во всех вариантах освоения углеводородных месторождений шельфа арктических морей

Таблица 4. SWOT-анализ состояния промышленного комплекса Мурманской области

Внешняя среда Внутренняя среда

Возможности 1. Выгодное транспортно-географическое положение субъекта Российской Федерации 2. Многообразие уникальных по составу и запасам природных ресурсов территорий 3. Наличие перспективных для освоения новых месторождений (в т.ч. нефти и газа) 4. Высокий образовательный уровень трудовых ресурсов 5. Значительный научный потенциал территории, наличие проработанных инновационных предложений по ряду отраслей 6. Прямая граница с государствами Европейского союза 7. Участие субъекта Федерации в различных международных программах и проектах (в т.ч. в рамках БЕАР) 8. Возможность появления в регионе особых экономических зон Сильные стороны 1. Многофункциональность производственного комплекса 2. Сильная конкурентная позиция на внутреннем и внешнем рынках по некоторым видам продукции 3. Значительный экспортный потенциал 4. Обширная география рынков сбыта

Угрозы 1. Удалённость субъекта Российской федерации от её центра 2. Сложные природно-климатические условия 3. Ухудшение экологической обстановки 4. Прогрессирующий отток населения (в т.ч. его трудоспособной части) 5. Колебания мировых цен на производимую сырьевую продукцию 6. Повышение тарифов в сфере энергетики и транспорта, рост цен на все виды топлива 7. Недостаточное развитие инфраструктуры (в частности, фондового рынка) 8. Утечка капитала из субъекта Федерации 9. Рост реального курса рубля Слабые стороны 1. Повышенные издержки производства 2. Физическое и моральное старение основных фондов 3. Рост себестоимости добычи природного сырья 4. Низкая диверсифицированность производства 5. Недостаточное использование стратегических подходов в области менеджмента 6. Многолетняя безальтернативная сырьевая направленность 7. Крайне низкая доля конечной продукции в структуре экспорта 8. Слабое развитие высокотехнологичных производств 9. Разное состояние производственно-технологической базы и различный уровень конкурентоспособности отдельных производств 10. Ограниченные возможности самофинансирования, недостаток инвестиций 11. Высокая социальная ответственность ряда предприятий (особенно градообразующих) 12. Недостаточный квалификационный уровень персонала

Кольский полуостров является базовым регионом для размещения предприятий материально-технического снабжения и выполнения широкого спектра работ.

Выгодное географическое положение и развитая инфраструктура делают Кольский полуостров привлекательным для размещения предприятий материально-технического снабжения буровых работ, эксплуатации месторождений, транспортировки нефти, газа и газового конденсата, монтажа и ремонта платформ и оборудования, обслуживания флота и социального обеспечения с использованием существующих производственных мощностей и трудовых ресурсов.

На начальном этапе реализации нефтегазовых проектов региональные предприятия готовы выполнять буровзрывные работы, дробление, перемещение скальных пород, намывку песка, строительство подъездных и внутриобъектовых автомобильных дорог, возводить причалы, проводить все электромонтажные работы для временного энергоснабжения на период строительства, устраивать сети и коммуникации под временные и постоянные здания и сооружения. Судоремонтные предприятия области способны выполнять сборку металлоконструкций, строительство плав-причалов, ремонт судов, занятых в работах по обустройству месторождения.

Кроме того, на первом этапе освоения Штокмановского ГКМ многое из необходимого для реализации проекта может быть предоставлено российскими, в том числе региональными, компаниями: от газотурбинных установок, труб, стали до гвоздей. Могут быть задействованы мощности региональных компаний при проведении изысканий, буровых работ, оказании транспортных услуг, в том числе судоходными компаниями. Весьма перспективным является использование для нужд проекта ледокольного флота.

Перспективный фронт работ вырисовывается также для сервисных предприятий региона: на пике строительства первой фазы проекта освоения Штокмановского ГКМ предстоит обеспечить размещение около 16000 сотрудников с полным спектром услуг: питание, бытовые услуги и т.д. Кроме того, территории некоторых предприятий области выступают как перспективные в вопросах размещения комплексной базы обеспечения проекта освоения Штокмановского ГКМ.

Наряду с этим, начало освоения месторождений в Баренцевом море и прокладка трубопровода к побережью Мурманской области будут способствовать значительному социально-экономическому развитию и соседних регионов, в частности Архангельской области, которая является одним из судостроительных центров России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на произошедшую диверсификацию производств на крупнейших предприятиях Архангельской области и их переориентацию на гражданские цели, организации сумели сохранить высокий профессионализм инженерно-технического персонала и умение работать с высокими технологиями. Транспортные предприятия Архангельской области получат возможность поставок в Мурманскую область грузов, которые будут необходимы для реализации нефтегазовых проектов.

Экономические перспективы вовлечения региональной промышленности в нефтегазовые проекты

Когда упоминаются нефть и газ, большинство людей думают о больших корпорациях, но немногие знают, что в работе на шельфе участвуют и мелкие компании. Многие компании, работающие в сфере услуг и снабжения и играющие большую роль на шельфе, относятся к малому бизнесу (в семи из десяти таких компаний работает менее 10 сотрудников [4]).

Опыт ведущих нефтегазовых держав, в частности Норвегии, показывает, что при освоении прибрежного шельфа нефтегазовый сектор открывает большие возможности для развития региональной промышленности, создания новых рабочих мест и роста уровня жизни. Так, один из мировых лидеров в освоении морских месторождений — норвежская компания «^аМЬ с момента своего создания стала активно вовлекать местный бизнес в процесс реализации крупномасштабных проектов по освоению месторождений нефти и газа у берегов Норвегии. Это способствовало ускорению социально-экономического развития территорий, в пределах которых действовала компания [3].

Из мировой практики известно, что при реализации крупных нефтегазовых проектов до 80% работ в нефтегазовой отрасли приходится на долю поставщиков: сервисных компаний, крупных металлообрабатывающих, строительных, транспортных и других поставщиков оборудования и материалов, металлоконструкций, а также научных и образовательных учреждений, являющихся представителями различных отраслей промышленности.

Важно, что именно в промышленности создаётся основной объём валового внутреннего продукта, именно промышленность определяет технический уровень других отраслей народного хозяйства и социальной сферы, и, следовательно, положительная динамика промышленности предопределяет состояние общественного развития региона.

Борьба за получение заказов в нефтегазовой промышленности будет способствовать ускорению темпов развития и модернизации технологической базы предприятий, повышению на этой основе качества и конкурентоспособности продукции, что, в свою очередь, позволит обеспечить ресурсные возможности для дальнейшего технологического развития и экономического роста региональных предприятий.

Реализация на территории Мурманской области нефтегазовых проектов сможет оживить общеэкономическую конъюнктуру большинства отраслей её экономики, и прежде всего промышленности, строительного и транспортного секторов. Реализация нефтегазовых проектов способна вовлечь в работу ключевые отрасли промышленности, являющиеся смежными в межотраслевых технологических цепочках, ускоренное развитие которых будет стимулировать развитие их поставщиков и т.д. В сущности, речь идёт о стимулировании раскручивания восходящей спирали производственного, а впоследствии на его основе инвестиционного и потребительского спроса. Согласно результатам многих научных исследований, именно внутренний спрос является главным и наиболее надёжным двигателем экономического и социального прогресса.

Нефтегазовая промышленность, способная обеспечить загрузку сотен предприятий смежных отраслей, в настоящее время имеет исключительное экономическое и социальное значение, предопределяя занятость населения, оперативность экономических связей, укрепление межрегиональных отношений, а также повышение налогооблагаемой базы. Наращивание производства в смежных отраслях промышленности будет способствовать через цепочки технологических связей росту спроса на продукцию этих отраслей и тем самым формировать у них дополнительные ресурсы.

Степень развития сопряжённых отраслей характеризуется так называемым показателем мультипликации. Для развитых стран величина мультипликатора составляет: 1,6 — 1,7 — для Норвегии; 1,8 — 2,4 — Австралии; 2,1 — США. Расчёты показывают, что для России «нефтегазовый» мультипликатор равен 1,9, что соответствует уровню других нефтедобывающих промышленно развитых стран [5].

Рисунок 3. Возможные эффекты для региона от реализации нефтегазовых проектов

Примечательно, что, по некоторым данным, в проекте освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения доходы российской стороны по «машиностроительной» линии (через размещение заказов у российских подрядчиков, перевозчиков и т.д.) могут вдвое превысить аналогичные её доходы по «газовой» линии. Максимальная загрузка мощностей и увеличение объёмов производства позволит основной массе региональных предприятий улучшить своё экономическое положение, наладить финансовое хозяйство, рассчитаться с кредиторами и наращивать собственные инвестиционные возможности.

В общем виде социально-экономические эффекты для Мурманской области при освоении углеводородных месторождений выглядят следующим образом (рис. 3).

С перемещением сырьевой базы нефтегазодобычи на шельф арктических морей возникает растущий спрос на наукоёмкую, высокотехнологичную продукцию обрабатывающих отраслей промышленности.

Разработка месторождений арктических морей создаёт благоприятные условия для формирования нефтегазового кластера на территории Мурманской области.

Организационно-экономические механизмы использования промышленного потенциала Мурманской области в процессе реализации нефтегазовых проектов

Для успешного использования промышленного потенциала области в процессе реализации нефтегазовых проектов на её территории региональные компании должны отвечать ряду серьёзных требований.

При проведении тендеров будут учитываться технические ресурсы, репутация, производственные показатели, наличие опыта, выполнение аналогичных видов работ ранее, наличие ресурсов для проведения работ, используемые технологии, финансовое положение, возможность приобретения полиса в страховой компании, показатели качества работ, охрана окружающей среды, структура и организация, наличие необходимого оборудования, стоимость и сроки выполнения заказов, кредитоспособность компании.

Важно отметить, что работа в нефтегазовом секторе является новым видом деятельности для региональных предприятий. Несмотря на имеющийся высокий интеллектуальный и промышленный потенциал, местные предприятия нуждаются в значительном повышении уровня компетенции в области международных требований к качеству выпускаемой продукции и оказываемых услуг, к системе охраны труда, защите окружающей среды, участию в реализации нефтегазовых проектов в роли поставщиков и т.д.

Сегодня участие поставщиков в нефтегазовых проектах определяется по результатам тендеров, в которых участвуют зарубежные компании, уже имеющие значительный опыт при выполнении подобных видов работ. Данное обстоятельство обусловливает значительные трудности конкурентной борьбы российских поставщиков с зарубежными фирмами без внешней помощи. В настоящий момент крайне важно преодолеть информационную закрытость иностранных операторов проектов, скоординировать разработку и производство импортозамещающей промышленной продукции.

Для эффективного и безопасного освоения месторождений и качественной работы нефтегазовой промышленности в целом необходимы наличие протекционистской политики государства в отношении всех

предприятий нефтегазового комплекса и их взаимная интеграция как для повышения собственной прибыли, так и для обеспечения энергетической безопасности страны.

Одним из наиболее эффективных механизмов взаимодействия государства и предприятий нефтегазового комплекса может выступать создание промышленных кластеров, ассоциаций производственного типа или иных объединений и союзов, основанных на взаимной экономической интеграции интересов. В современной экономической литературе под кластером понимается сеть независимых производственных и/или сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (университеты, научноисследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости [2].

Создание подобного рода структур является одним из наиболее эффективных инструментов гармонизации взаимоотношений между государством и частным бизнесом. Такие организации, являясь формой поддержки компаний всех уровней, в значительной мере способствуют повышению эффективности работы, конкурентоспособности продукции, достижению финансовой стабильности, росту жизненного уровня населения, продвижению отечественных компаний на международные рынки, а также достижению того, чтобы качество производимой продукции соответствовало мировым стандартам.

Важно отметить, что крупным интегрированным структурам гораздо проще отстаивать свои интересы при взаимодействии с государственными структурами. Субъектом лоббирования на федеральном уровне не может быть отдельный мелкий или средний предприниматель.

Лоббирование есть прежде всего сфера деятельности союзов и объединений предпринимателей, промышленных предприятий, крупных хозяйственных структур. Мировой опыт свидетельствует о том, что в развитых странах большинство прогрессивных промышленных компаний стремятся к консолидации экономической деятельности.

Примером может служить создание с целью реализации норвежского проекта «Сновит» специальной ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности — «Петро Арктик». В настоящее время эта ассоциация включает более 400 компаний, поставляющих широкий спектр товаров и услуг. Ассоциация предлагала свои услуги не только на этапах проектирования и строительства, но и на этапе последующей эксплуатации. Аналогичная сеть поставщиков была сформирована и для проекта «Ормен Ланге».

Интеграционные процессы, возникающие при создании производственного кластера, способствуют повышению компетенции предприятий, участвующих в реализации проектов, диверсификации производств на крупнейших предприятиях региона.

Одним из первых примеров создания подобных структур в Мурманской области является регистрация в 2006 г. ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности — «Мурманшельф». Ассоциация объединяет сегодня более 230 предприятий и организаций, желающих участвовать в реализации нефтегазовых проектов на Арктическом шельфе. Примечательно, что одним из учредителей ассоциации выступило Правительство Мурманской области, которое активно содействовало созданию этой организации.

На сегодняшний день ассоциация поставщиков «Мурманшельф» объединяет операторов проектов, генеральных подрядчиков, нефтесервисные, строительные, транспортные, судоремонтные, логистические, машиностроительные предприятия, а также образовательные, научные и исследовательские учреждения России.

Структура членов ассоциации по видам деятельности выглядит следующим образом (рис. 4).

Главная цель создания ассоциации — подготовка местной промышленности, объединение предприятий, заинтересованных в участии в проекте комплексного освоения Штокмановского ГКМ и других месторождений на шельфе Арктики.

Рисунок 4. Структура членов ассоциации «Мурманшельф» по видам деятельности

Транспорт и логистика; 13%

Сервисные компании; Проектиров.

23,50% Л и изыскания; 0,50%

^^Операторы проектов; 1%

Я Производство

"^оборудования; 18%

Консалтинг; 10%-^

Судостроение и

\ судоремонт; 3%

^Наука и образование; 4%

Строительство и

металлообработка; 27%

Ассоциация содействует повышению компетенции предприятий-членов ассоциации, максимальному использованию их производственного потенциала в проектах по освоению углеводородных месторождений Арктического шельфа, а также строительству соответствующей береговой инфраструктуры на территории Мурманской области. Особое внимание уделяется проблеме подготовки кадров для нефтегазовой промышленности.

За время работы ассоциация поставщиков «Мурманшельф» создала площадку для трансферта передовых отраслевых технологий: ежемесячно проводятся обучающие семинары, привлекаются специалисты из ведущих российских и иностранных нефтегазовых компаний, создана подробная база данных о региональной промышленности и многое другое.

Всё это позволило многим региональным предприятиям, прежде всего среднего и малого бизнеса, изменить стратегию своего развития и взять курс на техническое перевооружение и подготовку кадров.

Подавляющее большинство членов ассоциации «Мурманшельф», представляющих другие государства, другие регионы РФ, зарегистрированы на территории Мурманской области и являются налогоплательщиками регионального бюджета, что позволяет причислять их к промышленному потенциалу региона.

Ассоциация «Мурманшельф» представляет собой формирующийся нефтегазовый кластер, в котором наблюдается взаимодействие власти, науки и бизнеса. Ассоциация предоставляет членам различные консультационные услуги, обеспечивает их необходимой научно-технической, экономической и правовой информацией, организует обмен опытом работы.

Для эффективного использования производственных и финансовых возможностей строительных компаний региона в 2008 г. создан консорциум «Мурманшельф Строительство». Он создан с целью объединения производственных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, а также координации действий предприятий строительного комплекса Мурманской области для совместного участия в крупных проектах, реализуемых на её территории.

Главной задачей консорциума является участие в строительстве портового и берегового комплексов по производству и отгрузке сжиженного природного газа и сухопутного газопровода Териберка — Волхов с соответствующей инфраструктурой. В настоящее время консорциумом «Мурманшельф Строительство» проводится работа по заключению со строительными предприятиями региона соглашений об участии в строительстве данных объектов.

Наряду с этим, в 2009 г. на территории Мурманской области создан консорциум «Мурманшельф Логистика». Его предприятия готовы участвовать в решении вопросов подготовки, организации и осуществления транспортировки, таможенного оформления и хранения оборудования и грузов для строительства береговой и морской инфраструктуры нефтегазовых проектов.

Подобные интегрированные экономические структуры открывают уникальные возможности для объединения с широким кругом партнёров, включая клиентов, поставщиков, конкурентов, представителей государства; позволяют преодолевать барьеры между фирмами с различным стилем ведения бизнеса. Создание экономически интегрированных структур упрощает доступ на другие рынки, повышая уровень конкуренции и принося выгоду всем партнёрам экономического объединения.

Заключение

Очевидно, что практически во всех вариантах освоения углеводородных месторождений шельфа арктических морей Кольский полуостров выступает перспективным базовым регионом для размещения предприятий материально-технического снабжения буровых работ, эксплуатации месторождений, транспортировки нефти, газа и газового конденсата, монтажа и ремонта платформ и оборудования, обслуживания флота и социального обеспечения с использованием существующих в регионе производственных мощностей и трудовых ресурсов.

Для максимально полного использования промышленного потенциала региональных предприятий необходима их экономическая интеграция и дальнейшая трансформация в создаваемый на территории Мурманской области морской нефтегазовый кластер.

Создание таких структур (кластеров) является также одним из наиболее эффективных инструментов гармонизации взаимоотношений между государством и бизнесом. Являясь формой поддержки компаний всех уровней, организации подобного рода в значительной мере способствуют увеличению эффективности их работы, конкурентоспособности продукции, достижению финансовой стабильности, повышению жизненного уровня населения, продвижению отечественных компаний на международные рынки, а также достижению соответствия качества производимой продукции мировому уровню.

Мурманская область обладает достаточно высоким промышленным, экономическим и научным потенциалом, способным обеспечить эффективное и безопасное освоение арктических месторождений.

Очевидно, что для превращения Мурманской области в новый мировой энергетический и транспортный центр настоятельно необходима активная поддержка государства.

Литература

1. Ананьев, В. До арктического шельфа у России «руки не доходят» / В. Ананьев // Oil & Gas Journal. - 2010. - Май. - С. 38.

2. Ильинский, А.А. Нефтегазовый комплекс Северо-Запада России. Стратегический анализ и концепции развития / А.А. Ильинский, О.С. Мнацаканян, А.Е. Череповицын. — СПб.: Наука, 2006. — 475 с.

3. Кутузова, М. В освоении шельфа Statoil опирается на местный бизнес / М. Кутузова // Шельфовые проекты. Специальный выпуск журнала «Нефть России». - 2006. - С. 30.

4. Маршалл, Д. Шанс изменить энергетическую политику на внешнем континентальном шельфе / Д. Маршалл // Нефтегазовые технологии. — 2006. — № 4. — Апрель. — С. 21.

5. Никитин, П.Б. О методологии экономической оценки ресурсов нефти и газа континентального шельфа России / П.Б. Никитин, Ю.А. Кибиткин // Вестник МГТУ. — 1999. — Т. 2. — № 2. — С. 41-46.

6. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gazprom.ru

7. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://intratool.ru/online/market/2009/na_stroitelstvo_npz_v_ murmanskoj_oblasti_potrebuetsya_4_5_let/

S. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://taxhelp.ru/new/view_article.php?article_id=12995

9. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sevmorneftegaz.ru/projects/pnm/index.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.