Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентность / социальная компетентность / развитие социальной компетентности студентов / competence / social competence / development of social competence of students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Великанова Светлана Семеновна, Абрамзон Татьяна Евгеньевна, Рудакова Светлана Викторовна

Представленная статья посвящена вопросу развития социальной компетентности студентов педагогических специальностей. В ней раскрывается понятие социальной компетентности как совокупности знаний и умений, необходимых будущему педагогу для социального взаимодействия, адаптации в обществе и способствующих самореализации и самоопределению. Также в статье представлен авторский комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие социальной компетентности студентов педагогических специальностей в учебно-воспитательном процессе вуза. В состав комплекса входят следующие компоненты: создание в университете образовательной среды, способствующей формированию социальной компетентности студентов на основе применения интерактивных методов обучения, формирование в студенческой группе благоприятного социально-психологического климата и развитие рефлексии будущих педагогов в процессе учебной деятельности. Авторами описываются результаты опытно-экспериментальной работы, подтвердившей эффективность разработанного комплекса педагогических условий, обеспечивающих развитие социальной компетентности студентов педагогических специальностей. Авторы статьи, проведя анализ современных психолого-педагогических исследований, выделили следующие компоненты социальной компетентности: 1) политическая и социально-экономическая компетентность: наличие собственного взгляда на политические и социально-экономические процессы, стремление в них участвовать; 2) социально-коммуникативная компетентность: способность к коллективным действиям, навыки межличностного общения, умение ненасильственно разрешать конфликты, приверженность этическим ценностям; 3) поликультурная компетентность: способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия и взаимодействовать в многокультурном (полинациональном, поликонфессионном) обществе, уважение иных культурных особенностей, обычаев и традиций, интерес к чужой культуре, способность видеть в ней область обогащения личного опыта; 4) информационно-инструментальная компетентность: владение современными информационными технологиями, способность к сбору и анализу информации, направленность на критическую оценку информации; 5) индивидуально-личностная компетентность: способность к самообразованию и саморазвитию; стремление к личностному росту, способность адаптироваться к новым ситуациям, стремление к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIAL INTERACTION SKILLS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The presented article is devoted to the development of social competence of students of pedagogical specialties. It reveals the concept of social competence as a set of knowledge and skills necessary for a future teacher for social interaction, adaptation in society and contributing to self-realization and self-determination. The article also presents the author's complex of pedagogical conditions that ensure the development of social competence of students of pedagogical specialties in the educational process of the university. The complex includes the following components: the creation of an educational environment at the university that promotes the formation of students' social competence based on the use of interactive teaching methods, the formation of a favorable socio-psychological climate in the student group and the development of reflection of future teachers in the learning process. The authors describe the results of experimental work that confirmed the effectiveness of the developed complex of pedagogical conditions that ensure the development of social competence of students of pedagogical specialties. The authors of the article, having analyzed modern psychological and pedagogical research, identified the following components of social competence: 1) political and socio-economic competence: having your own view of political and socio-economic processes, the desire to participate in them; 2) social and communicative competence: the ability to take collective action, interpersonal communication skills, the ability to resolve conflicts nonviolently, commitment to ethical values; 3) multicultural competence: the ability to perceive diversity and intercultural differences and interact in a multicultural (multinational, multi-confessional) society, respect for other cultural characteristics, customs and traditions, interest in foreign culture, the ability to see it as an area of personal experience enrichment; 4) information and instrumental competence: knowledge of modern information technologies, the ability to collect and analyze information, focus on critical assessment of information; 5) individual and personal competence: the ability to self-education and self-development; the desire for personal growth, the ability to adapt to new situations, the desire for a healthy lifestyle Keywords: competence, social competence, development of students' social competence.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 19. С. 15-21. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 19. P. 15-21.

Научная статья УДК 378

doi : 10.24412/2712-827Х-2024-19-15-21

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

1 2 Светлана Семеновна Великанова , Татьяна Евгеньевна Абрамзон ,

Светлана Викторовна Рудакова

' ' Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Аннотация. Представленная статья посвящена вопросу развития социальной компетентности студентов педагогических специальностей. В ней раскрывается понятие социальной компетентности как совокупности знаний и умений, необходимых будущему педагогу для социального взаимодействия, адаптации в обществе и способствующих самореализации и самоопределению. Также в статье представлен авторский комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие социальной компетентности студентов педагогических специальностей в учебно-воспитательном процессе вуза. В состав комплекса входят следующие компоненты: создание в университете образовательной среды, способствующей формированию социальной компетентности студентов на основе применения интерактивных методов обучения, формирование в студенческой группе благоприятного социально-психологического климата и развитие рефлексии будущих педагогов в процессе учебной деятельности. Авторами описываются результаты опытно-экспериментальной работы, подтвердившей эффективность разработанного комплекса педагогических условий, обеспечивающих развитие социальной компетентности студентов педагогических специальностей. Авторы статьи, проведя анализ современных психолого-педагогических исследований, выделили следующие компоненты социальной компетентности: 1) политическая и социально-экономическая компетентность: наличие собственного взгляда на политические и социально-экономические процессы, стремление в них участвовать; 2) социально-коммуникативная компетентность: способность к коллективным действиям, навыки межличностного общения, умение ненасильственно разрешать конфликты, приверженность этическим ценностям; 3) поликультурная компетентность: способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия и взаимодействовать в многокультурном (полинациональном, поликонфессионном) обществе, уважение иных культурных особенностей, обычаев и традиций, интерес к чужой культуре, способность видеть в ней область обогащения личного опыта; 4) информационно-инструментальная компетентность: владение современными информационными технологиями, способность к сбору и анализу информации, направленность на критическую оценку информации; 5) индивидуально-личностная компетентность: способность к самообразованию и саморазвитию; стремление к личностному росту, способность адаптироваться к новым ситуациям, стремление к здоровому образу жизни

Ключевые слова: компетентность, социальная компетентность, развитие социальной компетентности студентов.

Для цитирования: Великанова С. С., Абрамзон Т. Е., Рудакова С. В. Развитие навыков социального взаимодействия студентов педагогических специальностей в учебно-воспитательной среде высшего учебного заведения // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 19. С. 15-21. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-19-15-21

Original article

DEVELOPMENT OF SOCIAL INTERACTION SKILLS OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

© Великанова С. С., Абрамзон Т. Е., Рудакова С. В., 2024

Svetlana S. Velikanova1, Tatiana E. Abramzon2, Svetlana V. Rudakova 3

12'3 Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia 1 [email protected] 3 [email protected] 3 [email protected]

Abstract. The presented article is devoted to the development of social competence of students of pedagogical specialties. It reveals the concept of social competence as a set of knowledge and skills necessary for a future teacher for social interaction, adaptation in society and contributing to self-realization and self-determination. The article also presents the author's complex of pedagogical conditions that ensure the development of social competence of students of pedagogical specialties in the educational process of the university. The complex includes the following components: the creation of an educational environment at the university that promotes the formation of students' social competence based on the use of interactive teaching methods, the formation of a favorable socio-psychological climate in the student group and the development of reflection of future teachers in the learning process. The authors describe the results of experimental work that confirmed the effectiveness of the developed complex of pedagogical conditions that ensure the development of social competence of students of pedagogical specialties. The authors of the article, having analyzed modern psychological and pedagogical research, identified the following components of social competence: 1) political and socio-economic competence: having your own view of political and socio-economic processes, the desire to participate in them; 2) social and communicative competence: the ability to take collective action, interpersonal communication skills, the ability to resolve conflicts nonviolently, commitment to ethical values; 3) multicultural competence: the ability to perceive diversity and intercultural differences and interact in a multicultural (multinational, multi-confessional) society, respect for other cultural characteristics, customs and traditions, interest in foreign culture, the ability to see it as an area of personal experience enrichment; 4) information and instrumental competence: knowledge of modern information technologies, the ability to collect and analyze information, focus on critical assessment of information; 5) individual and personal competence: the ability to self-education and self-development; the desire for personal growth, the ability to adapt to new situations, the desire for a healthy lifestyle Keywords: competence, social competence, development of students' social competence.

Keywords: competence, social competence, development of social competence of students.

For citation: Velikanova S. S., Abramzon Т. Е., Rudakova S. V. Development of social interaction skills of students of pedagogical specialties in the educational environment of a higher educational institution. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;19:15-21. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-19-15-21

Введение

Современному развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, а также обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны [Рябухин 2021]. В данном контексте одним из показателей качества образования является компетентность, которая определяется не только через сумму знаний и умений, но прежде всего, характеризует умение человека мобилизовать полученные знания и опыт в конкретной ситуации. Таким образом, основными задачами образования, в том числе профессионального, является не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и вооружение обучающихся опытом самостоятельной деятельность, личной ответственности и решения проблем в различных сферах жизнедеятельности. Однако необходимо учитывать, что каждый человек, вступающий в контакт с людьми, включается в социальные отношения, и чем качественнее он будет подготовлен к ним, тем успешнее будет его деятельность. Поэтому, поскольку профессиональная деятельность педагога неразрывно связана с обществом, развитие социальной компетентности студентов педагогических специальностей авторы определяют как приоритетную задачу современной высшей школы.

Актуальность проблемы развития социальной компетентности студентов педагогических специальностей определяется следующими противоречиями: между необходимостью развития социальной компетентности будущих педагогов и недостаточной разработанностью теоретических аспектов и эффективных практических путей и средств развития социальной компетентности студентов педагогических специальностей; между требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и недостаточной методической и содержательной разработанностью решения данной проблемы. Таким образом, потребности личности, общества, высшей школы и педагогической науки вступают в противоречие с современным состоянием знаний о возможностях развития социальной компетентности будущих педагогов в высшей школе

[Крюков 2023]. Историко-педагогический анализ различных источников позволяет утверждать, что воспитание осведомленного в жизненных вопросах человека находит свое отражение в философских, социологических и педагогических концепциях многих авторов, начиная с глубокой древности. Интенсивно же изучаться феномен компетентности в зарубежном и отечественном человекознании начинает в XX веке. Контент-анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что само понятие «компетентность» трактуется исследователями неоднозначно: как качество личности, как соответствующее поведение человека, как уровень образованности; как система знаний, умений, ценностей и мотивов; как характеристика квалификации человека так его трактует Дж. Равен [Дж. Равен 2002: 396].

На международном уровне проблема компетентности нашла отражение в материалах ЮНЕСКО, где определятся перечень компетенций, которые должны рассматриваться как желаемый результат образования. В них определены основные, (глобальные) компетентности, на которых должно основываться образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить. Предлагаемые в настоящее время зарубежными и отечественными исследователями классификации компетентностей могут отличаться с точки зрения терминологии, но практически всегда включают социальную компетентность [Селевко 2004; Равен 2002: 396]. Это естественно, поскольку она связана с теми индивидуальными характеристиками и способами поведения, которые делают человека способным успешно строить социальные отношения, адекватно адаптироваться в социальной среде и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.

Вопросы развития социальной компетентности стали предметом специального рассмотрения сравнительно недавно - наибольшее число работ, посвященных данной проблематике, появляется на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Так, Д. Майхенбаум связывает социальную компетентность с выполнением социальной роли [Майхенбаум 1981]; М. Шурэ рассматривает социальную компетентность как умение решать возникающие проблемы [Шурэ 1981]; так же, социальная компетентность - это характеристика личности, достигшей высшего уровня осознания социальных проблем и способов взаимодействия с обществом он представляет социальную компетентность как разновидность профессиональной компетентности, а также полагают, что социальная компетентность определяет политическую корректность и защиту собственных прав и интересов. На взгляд авторов самое лаконичное определение социальной компетентности дал Г. Селевко, определив ее как уметь жить и работать с людьми, с близкими, в трудовом коллективе, в команде [Селевко 2004]. Однако следует отметить, что в настоящее время социальная компетентность как педагогическая категория изучена недостаточно глубоко и не в полной мере определены условия ее развития, особенно у студентов, планирующих связать свою профессиональную деятельность с системой образования [Ме^епЬаит 1981]. Отмеченное обстоятельство и обусловило выбор темы статьи.

Развитие социальной компетентности студентов педагогических специальностей в учебно-воспитательном процессе вуза будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: создание в университете образовательной среды, способствующей формированию социальной компетентности студентов на основе применения интерактивных методов обучения; формирование в студенческой группе благоприятного социально-психологического климата; развитие рефлексии будущих педагогов в процессе учебной деятельности. Работа базируется на следующих методах: теоретических (анализе, обобщении, систематизации, синтезе, моделировании) и эмпирических (беседе, наблюдении, количественном и качественном анализе результатов исследования, обобщении педагогического опыта, тестировании).

Основная часть

Понимая под компетентностью интегральное качество личности, проявляющееся в готовности ее к деятельности, самостоятельности и успешности, авторы на основе работ Р. Хинша установили, что компетентность личности во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и практическую составляющую образования; во-вторых, обладает интегративной природой, поскольку вбирает в себя знания и опыт, относящиеся к различным сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и проч.) [Хинш 2005: 192]. Компетентность личности имеет определенную структуру, компоненты которой связаны со способностью человека решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Авторами уточнено, что социальная компетентность предполагает: наличие знаний об основных нормах и поведенческих стандартах, принятых в обществе;

готовность к быстрому освоению инноваций; умение поставить себя на место другого человека, посмотреть на ситуацию его глазами; умение оценить, как могут быть восприняты те или иные поступки партнером по коммуникации. Сущностные характеристики, выявленные в результате анализа различных трактовок понятий «социальная компетентность», позволило авторам статьи сформулировать следующее определение понятия «социальная компетентность будущего педагога» - это его способность и готовность к решению задач взаимодействия с субъектами образовательного процесса с использованием собственных знаний, учебного, жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Для нашего исследования важным является, то что социально-педагогические характеристики обучающихся, которые, на наш взгляд, создают определенные предпосылки для успешного развития социальной компетентности современных студентов. К таким характеристикам относятся: стремление к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, что выражается в отношении к творчеству, самостоятельности, самореализации, к собственной жизненной позиции - активности в отношении к будущему; существенное возрастание независимости, автономности в суждениях и самооценке; высокая критичность при оценивании себя, своей ответственности в определенной ситуации, критика поведения окружающих людей; стремление к расширению собственных общественных отношений и социальных связей, освоение новых социальных ролей; повышение таких показателей, как самоуважение, настойчивость и упорство в достижении целей, стремление к преодолению трудностей на своем пути и т. д.; развитие готовности брать на себя ответственность за участие в происходящих событиях, анализировать свою роль в ситуациях социального взаимодействия, что связано с формированием внутреннего локуса контроля; качественный сдвиг в социальном развитии, связанный с переходом от углубленного самопознания и познания окружающих людей к личностному самоопределению.

В рамках исследуемой проблемы авторами был разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие социальной компетентности у студентов педагогических специальностей. Рассмотрим его подробнее [Файзиева 2024].

1. Первое педагогическое условие связано с созданием в университете образовательной среды, способствующей формированию социальной компетентности студентов на основе применения интерактивных методов обучения. Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все студенты активно взаимодействуют между собой. В процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин авторы исследования применяли такие интерактивные методы обучения, как:

- «мозговой штурм», целью которого является включение в работу всех членов группы, активизация их творческого потенциала и, что ценно для нашего исследования, формирование умения выражать свою точку зрения и слушать оппонентов;

- проектный метод, ориентированный на самостоятельную работу в сочетании с групповой организацией деятельности, что позволяет студентам приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать с разными людьми, использовать широкие человеческие контакты, понимать разные точки зрения на одну проблему). Кроме общения студентов между собой, в процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие на принципах равного партнерства, с одновременным отсутствием диктата со стороны преподавателя и достаточной степенью самостоятельности для студента;

- игровые методы обучения. Влияние игры на развитие навыков социальной компетентности студентов заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению они знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений, которые становятся образцами для их собственного поведения. Игровая учебная деятельность студентов выполняет следующие функции: коммуникативную (освоение диалектики общения); диагностическую (самопознание в процессе игры); функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); социализации (включение в систему общественных отношений); межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально - культурных ценностей). Следовательно, мы считаем, что использование игровых методов обучения (имитационных игр, деловых игр, операционных игр) способствует получению студентами всех навыков, необходимых для формирования социальной компетентности [Логвиненко 2023].

2. Второе педагогическое условие предполагает формирование в студенческой группе благоприятного социально-психологического климата. Социально - психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива,

возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей [Лоскутова 2023]. Это устойчивое состояние студенческой группы, относительно стабильный и типичный для нее эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений. Работа над установлением благоприятного социально-психологического климата в академических группах студентов педагогических специальностей проводилась нами по трем направлениям: работа над социальным климатом (связанным с гарантированным соблюдением всех прав и обязанностей студентов и с помощью в осознании ими целей и задач будущей профессиональной деятельности), работа над моральным климатом (уточнение и, при необходимости, корректировка моральных ценностей студентов) и работа над психологическим климатом (с неофициальными отношениями, складывающимися между студентами, находящимися в непосредственном контакте друг с другом). Для этого использовались следующие приемы: определение и коррекция неформальной структуры студенческой группы и уровня ее сплоченности; изучение причин конфликтов в группе и обучение студентов способам их конструктивного разрешения; развитие коммуникативных навыков студентов; нахождение общих интересов и формирование традиций группы; развитие толерантности и эмпатийных способностей студентов.

3. Третье педагогическое условие предусматривает развитие рефлексии будущих педагогов в процессе учебной деятельности, Рефлексия относится к методам самовоспитания и означает процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти. Именно в процессе рефлексии и создается программа саморазвития. Программирование саморазвития - это волевой акт человека, который позволяет ему добиваться наибольших успехов в прфессиональной деятельности [Коперт 2023]. Развитие рефлексии студентов педагогических специальностей проводилось с использованием таких приемов, как: написание автопортрета и самохарактеристики, составление рефлексивных графических карт занятия, проведение самодиагностики педагогических способностей, и т. д.

Экспериментальная работа, ставящая собой проверку выдвинутой гипотезы, проводилась в естественных условиях учебно-воспитательного процесса университета в 2022-2024 гг. Участниками педагогического эксперимента являлись студенты 1-3 курсов педагогических специальностей. Всего в эксперименте принимало участие 112 человек, разделенных на контрольную и экспериментальную группу. В экспериментальной группе проверялась эффективность условий развития социальной компетентности будущих педагогов. Нами оценивались такие критерии социальной компетентности студентов, как: осознание необходимости расширения собственных социальных умений, умение актуализировать свой личностный опыт применительно к конкретной социальной ситуации, готовность к принятию личной ответственности за выбор собственного поведения в ситуации социального взаимодействия, толерантность и коммуникативная компетентность [Зубарева 2023].

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что предложенные нами педагогические условия способствуют эффективному формированию социальной компетентности студентов педагогических специальностей, так как коэффициент эффективности такого критерия как осознание необходимости расширения собственных социальных умений в экспериментальной группе составил 1,6; умение актуализировать свой личностный опыт применительно к конкретной социальной ситуации увеличилось на 38%; уровень готовности к принятию личной ответственности за выбор собственного поведения в ситуации социального взаимодействия возрос на 24%. Были установлены положительные изменения в развитии таких качеств студентов, как толерантность и коммуникативная компетентность. В контрольной группе изменении зафиксированы не были.

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования, можно отметить следующее. В настоящее время социальная компетентность рассматривается в качестве сложного, многоаспектного, многокомпонентного явления. Это интегративное личностное образование, включающее знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку адекватно адаптироваться в социальной среде и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в нем выявлены и теоретически обоснованы способы развития социальной компетентности студентов педагогических специальностей в учебно-воспитательном процессе вуза. Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем раскрыто содержание процесса формирования социальной компетентности будущих педагогов; выявлен, апробирован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, способствующий развитию социальной компетентности студентов педагогических специальностей.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: развитие социальной компетентности у студентов педагогических специальностей будет эффективным при реализации следующего комплекса педагогических условий: создание в университете образовательной среды, способствующей формированию социальной компетентности студентов на основе применения интерактивных методов обучения; формирование в студенческой группе благоприятного социально-психологического климата; развитие рефлексии будущих педагогов в процессе учебной деятельности, - что подтверждает выдвинутую авторами гипотезу.

Список литературы

1. Зубарева Е. О. Дисциплина «Введение в специальность»: учечебная и профессиональная адаптация, мотивы и мотивация (на примере направления подготовки 45.03.02 Лингвистика) // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 13. С. 88-95. DOI 10.24412/2712-827X-2023-13-88-95.

2. Коперт А. В., Шустова С. В., Миндиярова Т. Н. Опытно-экспериментальное обучение по проверке эффективности разработанной системы упражнений для формирования прагмалингвистической компетенции // Евразийский гуманитарный журнал. 2023. № 4. С. 100-109.

3. Крюков А. В., Лесевицкий А. В., Юсупова Ю. К. Позитивные и негативные аспекты процесса цифровизации сферы образования // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 13. С. 63-75. DOI 10.24412/2712-827X-2023-13-63-75.

4. Логвиненко А. Ю., Фетисов А. С. Использование метода моделирования в развитии творческого стиля деятельности педагога в системе дополнительного профессионального образования // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 14. С. 28-38. DOI 10.24412/2712-827X-2023-14-28-38.

5. Лоскутова Е. С. Воспитательный потенциал дополнительного образования в социально-культурной адаптации студентов университета средствами студий исторического танца // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 15. С. 86-93. DOI 10.24412/2712-827X-2023-15-86-93.

6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М. : Когито-Центр, 2002. 396 с.

7. Рябухин В. В. Цифровая трансформация как угроза регресса образования в России // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 8. С. 67-72. DOI 10.24412/2712-827X-2021-8-67-72.

8. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 138-142.

9. Файзиева Г. В., Глушенко Л. С. Формирование коммуникативных качеств при обучении неродному языку в школе и вузе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 17. С. 107-115. DOI 10.24412/2712-827X-2024-17-107-115.

10. Хинш Р. Социальная компетенция / пер. с нем. Харьков : Гуманитарный Центр, 2005. 192 с.

11. Shure M. B. Social Competence as a Problemsolving Skill // Social competence / edited by Jeri Dawn Wine & Marti Diane Smye. New York, London : The Guilford Press, 1981. P. 158-185.

12. D. Meichenbaum, L. Butler, L. Gruson // Social competence / edited by Jeri Dawn Wine & Marti Diane Smye. New York, London : The Guilford Press, 1981. Р. 37-60.

References

1. Zubareva E. O. Distsiplina «Vvedenie v spetsial'nost'»: Uchebnaya i Professional'naya adaptatsiya, motivy i motivatsiya (na primere napravleniya podgotovki 45.03.02 Lingvistika) [Discipline "Introduction to the specialty": e-learning and professional adaptation, motives and motivation (using the example of the training direction 45.03.02 Linguistics)]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika ipsikhologiya [Humanitarian studies. Pedagogy and psychology]. 2023, no. 13, pp. 88-95. DOI 10.24412/2712-827X-2023-13-88-95. (In Russ.).

2. Kopert A. V., Shustova S. V., Mindiyarova T. N. Opytno-eksperimental'noe obuchenie po proverke effektivnosti razrabotannoy sistemy uprazhneniy dlya formirovaniya pragmalingvisticheskoy kompetentsii [Experimental training to test the effectiveness of the developed system of exercises for the formation of pragmalinguistic competence]. Evraziyskiy gumanitarnyy zhurnal [Eurasian Humanitarian Journal]. 2023, no. 4, pp. 100-109. (In Russ.).

3. Kryukov A. V., Lesevitskiy A. V., Yusupova Yu. K. Pozitivnye i negativnye aspekty protsessa tsifrovizatsii sfery obrazovaniya [Positive and negative aspects of the process of digitalization of the education sector]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya [Humanitarian studies. Pedagogy and psychology]. 2023, no. 13, pp. 63-75. DOI 10.24412/2712-827X-2023-13-63-75. (In Russ.).

4. Logvinenko A. Yu., Fetisov A. S. Ispol'zovanie metoda modelirovaniya v razvitii tvorcheskogo stilya deyatel'nosti pedagoga v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Using the modeling method in developing the creative style of teacher activity in the system of additional professional education]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya [Humanitarian studies. Pedagogy and psychology]. 2023, no. 14б pp. 28-38. DOI 10.24412/2712-827X-2023-14-28-38. (In Russ.).

5. Loskutova E. S. Vospitatel'nyy potentsial dopolnitel'nogo obrazovaniya v sotsial'no-kul'turnoy adaptatsii studentov universiteta sredstvami studiy istoricheskogo tantsa [The educational potential of additional education in the socio-cultural adaptation of university students by means of historical dance studios]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika ipsikhologiya [Humanitarian studies. Pedagogy and psychology]. 2023, no. 15, pp. 86-93. DOI 10.24412/2712-827X-2023-15-86-93. (In Russ.).

6. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom obshchestve: vyyavlenie, razvitie i realizatsiya [Competence in modern society: identification, development and implementation]. Moscow, Kogito-Tsentr, 2002, 396 p. (In Russ.).

7. Ryabukhin V. V. Tsifrovaya transformatsiya kak ugroza regressa obrazovaniya v Rossii [Digital transformation as a threat to regression of education in Russia]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya [Humanitarian studies. Pedagogy and psychology]. 2021, no. 8, pp. 67-72. DOI 10.24412/2712-827X-2021 -8-67-72. (In Russ.).

8. Selevko G. Kompetentnosti i ikh klassifikatsiya [Competencies and their classification]. Narodnoe obrazovanie [Public education]. 2004, no. 4, pp. 138-142. (In Russ.).

9. Fayzieva G. V., Glushenko L. S. Formirovanie kommunikativnykh kachestv pri obuchenii nerodnomu yazyku v shkole i vuze [Formation of communicative skills in teaching a foreign language at school and university]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya [Humanitarian studies. Pedagogy and psychology]. 2024, no. 17, pp. 107-115. DOI 10.24412/2712-827X-2024-17-107-115. (In Russ.).

10. Khinsh R. Sotsial'naya kompetentsiya [Social competence]. Khar'kov, Gumanitarnyy Tsentr, 2005, 192 p. (In Russ.).

11. Shure M. B. Social Competence as a Problemsolving Skill // Social competence / edited by Jeri Dawn Wine & Marti Diane Smye. New York, London : The Guilford Press, 1981. P. 158-185.

12. D. Meichenbaum, L. Butler, L. Gruson // Social competence / edited by Jeri Dawn Wine & Marti Diane Smye. New York, London : The Guilford Press, 1981. Р. 37-60.

Информация об авторах С. С. Великанова - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогического образования и документоведения,

Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова; С. В. Рудакова - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой языкознания и литературоведения, Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова; Т. Е. Абрамзон - доктор филологических наук, профессор, профессор, кафедра языкознания и литературоведения,

Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова.

Information about the authors S. S. Velikanova - Ph. D. (Education), Associate Professor, Head of the Department of Pedagogical Education and Document Management, Nosov Magnitogorsk State Technical University;

Т. Е. Abramzon - Grand Ph. D. (Philology), Professor, Professor, Department of Linguistics and Literary Studies, Nosov Magnitogorsk State Technical University;

S. V. Rudakova - Grand Ph. D. (Philology), Professor, Head of the Department of Linguistics and Literary Studies, Nosov Magnitogorsk State Technical University.

Статья поступила в редакцию 20.03.2024; одобрена после рецензирования 26.04.2024; принята к публикации 25.06.2024.

The article was submitted to the editorial office on 20.03.2024; approved after review on 26.04.2024; accepted for publication on 25.06.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.