Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 3(44)
e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066
ШИРОКИХ Светлана Викторовна ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ ...
VTTK" г-ч fi!Wi\ 1©2023 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0
у A14 J ' ° |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license
DOJ. | (j 57145/27129780 2023 12 03 14 lfcae^K^ehttps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ © Автор(ы) 2023
ШИРОКИХ Светлана Викторовна, старший преподаватель кафедры Земельного права и экологических экспертиз
Красноярский государственный аграрный университет 660049, Россия, Красноярск, [email protected]
SPIN: 8562-215
AuthorlD: 780617
ORCID: 0000-0003-3498-2746
Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения метода учебных проектов как одного из интерактивных методов обучения, использование которых направлено на активизацию когнитивных способностей будущих юристов в процессе формирования у них правоприменительной компетентности, являющейся необходимым условием для успешной профессиональной деятельности. Автор характеризует преимущества применения метода учебных проектов в процессе подготовки будущих юристов в вузе, отмечая направленность данного метода обучения на развитие умений и навыков правоприменения, что, в свою очередь, является неотъемлемой частью процесса формирования правоприменительной компетентности будущих юристов; предлагает варианты учебных проектов различной степени сложности. На основе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих образовательную деятельность в сфере высшего, в том числе юридического, образования, исходя из обобщения положений научных работ отечественных и зарубежных ученых-педагогов и юристов по теме исследования, а также собственного педагогического опыта, обосновывается целесообразность применения метода учебных проектов при подготовке будущих юристов в вузе. Делается вывод о необходимости использования метода учебных проектов в совокупности с иными интерактивными методами обучения (например, метод анализа конкретных ситуаций, метод учебных деловых игр) в рамках реализации организационно-педагогических условий, обеспечивающих результативность процесса формирования правоприменительной компетентности будущих юристов.
Ключевые слова: правоприменительная компетентность, правоприменительная деятельность, формирование правоприменительной компетентности будущих юристов, методы обучения, интерактивные методы обучения, метод учебных проектов, проектная деятельность, высшее образование, высшее юридическое образование, обучающиеся, будущие юристы.
APPLICATION OF THE METHOD OF EDUCATIONAL PROJECTS IN THE PROCESS OF FORMATION OF LAW ENFORCEMENT COMPETENCE OF FUTURE LAWYERS
© The Author(s) 2023
SHIROKIKH Svetlana Viktorovna, Senior Lecturer of the Department of Land Law and Environmental Expertise
Krasnoyarsk State Agrarian University 660049, Russia, Krasnoyarsk, [email protected] Abstract. The article discusses the features of the application of the method of educational projects as one of the interactive teaching methods, the use of which is aimed at enhancing the cognitive abilities of future lawyers in the process of developing their law enforcement competence, which is a necessary condition for successful professional activity. The author characterizes the advantages of using the method of training projects in the process of training future lawyers at the university, noting the focus of this teaching method on developing the skills and abilities of law enforcement, which, in turn, is an integral part of the process of forming the law enforcement competence of future lawyers; offers options for educational projects of varying degrees of complexity. Based on the analysis of legal acts regulating educational activities in the field of higher, including legal, education, based on the generalization of the provisions of scientific works of domestic and foreign scientists, teachers and lawyers on the research topic, as well as their own pedagogical experience, the expediency of applying the method is substantiated. educational projects in the preparation of future lawyers at the university. It is concluded that it is necessary to use the method of educational projects in conjunction with other interactive teaching methods (for example, the method of analyzing specific situations, the method of educational business games) as part of the implementation of organizational and pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the process of forming the law enforcement competence of future lawyers.
Keywords: law enforcement competence, law enforcement activity, formation of law enforcement competence of future lawyers, teaching methods, interactive teaching methods, the method of educational projects, project activities, higher education, higher legal education, students, future lawyers.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В настоящий момент Российская Федерация переживает специфический этап исторического развития, связанный с новыми геополитическими, экономическими, социальными вызовами, что неизбежно сказывается на всех сферах общественных отношений, в том числе, на системе высшего образования. Новые политические и социально-экономические условия существования Российского государства предъявляют новые требования к выпускникам высших учебных заведений, от профессиональных и личностных качеств которых, сформированных во время подготовки в вузе, зависит будущее страны.
Функционирование любого государства обеспечивается системой государственных органов и должностных лиц, в обязанности которых входит регулирование раз-
нообразных отношений, возникающих между различными субъектами, путем применения правовой нормы к конкретным обстоятельствам, то есть осуществления правоприменительной деятельности. В связи с этим, особая роль в жизни общества и государства традиционно отводится юристам, так как именно лица с юридическим образованием работают в таких ключевых органах, обеспечивающих правопорядок и укрепление правового государства и гражданского общества, как судебные органы, прокуратура, правоохранительные органы [1]. Стоит отметить, что трое из четырех лиц, замещавших должность Президента РФ (РСФСР), имеют высшее юридическое образование. Исходя из вышесказанного, очевидно, что процесс подготовки будущих юристов к профессиональной деятельности, помимо серьезной теоретической основы, должен быть ориентирован на формирование у обучающихся умений и навыков правоприменения, так как именно данный вид деятельности
SHIROKIKH Svetlana Viktorovna
APPLICATION OF THE METHOD OF EDUCATIONAL ...
является ключевым в профессии юриста. Следует обратить внимание, что особая роль правоприменительной деятельности закреплена и на законодательном уровне (например, во ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 - Юриспруденция введен новый тип практики -учебная правоприменительная и производственная правоприменительная) [2]. Кроме этого, ключевое значение правоприменения, в том числе судебного, отмечается и ведущими юристами РФ. Например, Председатель Конституционного суда РФ В. Д. Зорькин в своем докладе «Право и правоприменение в РФ: доктрина и практика» отмечает, что «право без его применения является оторванным от реальной жизни, практика же является критерием истины» [3]. Следовательно, одной из основных задач подготовки будущих юристов в вузе является формирование у них правоприменительной компетентности. В рамках данной работы под правоприменительной компетентностью мы понимаем интегративную характеристику личности обучающегося, включающую в себя совокупность профессиональных знаний, умений, первичного опыта профессиональной деятельности, мо-тивационно-ценностных ориентиров, рефлексивно-оценочных навыков, которая проявляется в их способности эффективно решать учебные, а также профессиональные задачи правоприменительного типа [4]. Исходя из сущности и особенностей правоприменения, формирование компетентности данного вида целесообразно осуществлять при помощи интерактивных методов обучения, адаптированных к учебному процессу с учетом специфики юридической деятельности. Одним из таких методов является метод учебных проектов, использование которого в совокупности с другими методами обучения направлено на формирование умений и навыков правоприменения у будущих юристов.
Анализ исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы.
В научных исследованиях многих авторов обосновывается необходимость подготовки студентов к проектной деятельности (С. Р. Халилов [5], А. А. Пикалова [6], И. А. Зимняя [7] и др.). Метод проектов определяют как «образовательную технологию, нацеленную на приобретение будущими бакалаврами новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска» [6, с. 74]. Е. С. Полат обращает внимание на то, что «в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления» [7]. И. Сассон [8], Н. Балемен [9] отмечают более высокие образовательные результаты, достигнутые при помощи метода учебных проектов, а также улучшение навыков критического мышления и постановки вопросов. Научные работы Б. А. Бальжиева посвящены анализу возможностей применения метода учебных проектов в целях формирования профессиональных компетенций будущих юристов [10]. Л. П. Климович, Н. Г. Логинова в своих трудах исследуют процесс формирования проектных компетенций при подготовке юристов [11]. Многие зарубежные авторы также отмечают направленность метода учебных проектов на развитие у студентов способности применять новые знания для решения сложных задач профессиональной деятельности [12; 13; 14]. Также ряд работ посвящен определению ролей преподавателя и обучающихся при осуществлении проектной деятельности [15; 16; 17].
Однако, несмотря на наличие научных работ, посвященных проектной деятельности обучающихся различных направлений подготовки, применение метода учебных проектов в процессе подготовки будущих юристов является актуальной темой научных исследований ввиду наличия различных подходов
Baltic Humanitarian Journal. 2023. Т. 12. № 3(44)
e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066
и практики внедрения проектной деятельности в образовательный процесс.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи.
Целью статьи является анализ использования метода учебных проектов при подготовке будущих юристов, а также обоснование целесообразности применения данного метода обучения в процессе формирования у обучающихся правоприменительной компетентности.
Используемые методы, методики, технологии.
В ходе исследования использовались следующие методы: анализ законодательства, регулирующего образовательную деятельность и судебной практики, педагогической и юридической литературы по теме исследования, а также анализ и обобщение педагогического опыта, в том числе авторского (применение метода учебных проектов в совокупности с другими интерактивными методами обучения осуществлялось в рамках преподавания дисциплин «Земельное право», «Право социального обеспечения» студентам 2 и 3 курсов Юридического института Красноярского государственного аграрного университета).
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Необходимо отметить, что проектная деятельность обучающихся является обязательным требованием при подготовке будущих выпускников к профессиональной деятельности в любой сфере, что получило свое отражение в формулировке соответствующей универсальной компетенции (УК - 2), присутствующей во ФГОС ВО по всем направлениям подготовки. Задачами реализации метода учебных проектов являлись: 1. образовательные (направленные на освоение содержания дисциплины); 2. развивающие (направленные на развитие умений и навыков правоприменительной деятельности); 3. воспитательные (связанные с формированием у обучающихся ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности, уважительного отношения к праву).
Применительно к целям нашего исследования, исходя из сущности правоприменительной деятельности, в качестве заданий для учебного проекта при подготовке будущих юристов целесообразно использовать, например, составление проекта судебного решения на основе заранее подготовленного пакета документов, содержащих описание фактических обстоятельств дела (в соответствии с тематическим планом конкретной учебной дисциплины), составление проекта искового заявления либо письменной консультации по данному спору. Проектные задания возможно разнообразить по уровню сложности. Например, составление искового заявления, как правило, не вызывает особых затруднений. Самостоятельное составление проектов письменных консультаций и судебных решений, наоборот, требует повышенных интеллектуальных усилий и временных затрат, так как связана с поиском и анализом большого объема правовой информации, определения имеющих отношение к делу обстоятельств, их квалификацией, выбором конкретных правовых норм, разрешающих ситуацию, а также логичным и обоснованным изложением решения в соответствующем юридическом документе.
Пакеты документов для учебного проекта создаются на основе реальных судебных решений по наиболее распространенным группам споров (например, назначение досрочной пенсии по старости, включение в стаж периодов работы, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, установление или прекращение земельного сервитута и др.). Работу над проектными заданиями возможно разбить на несколько этапов, среди которых могут быть выделены следующие:
1. Подготовительный - поиск и подбор конкретной ситуации, на основании которой создается проектное задание, при этом к данному этапу могут быть привлечены сами студенты, а также работодатели.
Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 3(44)
e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066
2. Основной - посвящен работе по анализу условий задания, его решению и изложению в письменной форме результата проектной деятельности (в зависимости от сложности задания результатом будет проект искового заявления, письменной консультации или судебного решения).
3. Контрольный - на данном этапе происходит оценка проекта преподавателем и самими обучающимися. Для объективности оценивания в качестве эталонного документа используются реальные исковые заявления и судебные решения, что позволяет студентам самостоятельно оценить результаты своей проектной деятельности, выявить ошибки и недочеты и внести необходимые коррективы. Выполненные проекты также могут выступить в качестве рубежного контроля или даже промежуточной аттестации.
При работе с проектными заданиями в задачи студентов входили: 1. Определение предмета спора; 2. Определение нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения; 3. Выбор конкретной правовой нормы, подлежащей применению; 4. Обоснование правовой позиции и ее изложение в форме, соответствующей заданию (исковое заявление, правовая консультация, судебное решение) [17].
Работа над составлением проекта искового заявления, письменной консультации, судебного решения, на наш взгляд, позволяет активизировать развитие исследовательских умений, а также направлено на закрепление умений и навыков правоприменения, таких как установление и анализ фактических обстоятельств конкретной правовой ситуации; юридический анализ информации; выбор нормы материального или процессуального права, подлежащей применению; квалифицированное толкование правовой нормы; принятие и обоснование решения; закрепление результатов своей деятельности в юридической документации. Эффективность применения метода учебных проектов в процессе формирования правоприменительной компетентности будущих юристов подтверждается и данными, полученными в ходе проведения педагогического эксперимента, результаты которого изложены в ранее опубликованных работах [18]. В обобщенном виде, результаты можно представить следующим образом (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика изменений в уровне развития отдельных умений и навыков правоприменения в экспериментальной группе (в %).
Начальный уровень Базовый уровень Высокий уровень
Динамика Динамика Динамика
наличие умении и навыков работы с юридической документацией -18,4 -15 +33,4
способность применять нормы материального и процессуального права -33,3 -1,7 +35
способность логически верно и аргументировано строить устную и письменную речь -20 -6,7 +31,7
способность квалифицированно толковать правовые нормы -28,3 -1,7 +30
способность к юридическому анализу -40 +11,6 +28,3
Анализ данных, представленных в таблице, показывает существенный прирост числа обучающихся с высоким уровнем развития указанных умений и навыков правоприменения на фоне сокращения числа обучающихся с начальным уровнем проявления данных показателей.
ОБСУЖДЕНИЕ
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.
Анализ применения метода учебных проектов дан в научных работах многих авторов применительно к разным уровням образования, а также различным направлениям подготовки. Результаты абсолютного большинства подобных исследований говорят о высокой эффективности данного метода обучения в части развития и закрепления как теоретических знаний, так и практических умений и навыков, необходимых для успешной
ШИРОКИХ Светлана Викторовна ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ ...
профессиональной деятельности [19]. Следует обратить внимание, что изначально метод учебных проектов получил широкое распространение в подготовке специалистов технических специальностей, однако впоследствии опыт использования данного метода был распространен и на гуманитарные направления подготовки. На сегодняшний момент предметом научных исследований является проектная компетентность педагогов, будущих специалистов по связям с общественностью, дизайнеров, юристов и др. Несмотря на различные области применения метода учебных проектов, исследователи сходятся во мнении, что правильно организованная проектная деятельность обучающихся способствует формированию углубленных знаний в сфере будущей профессиональной деятельности, развитию способности квалифицированного применения на практике полученных в ходе подготовки в вузе умений и навыков, а также решения сложных задач профессиональной деятельности [20].
ВЫВОДЫ
Выводы исследования.
Таким образом, проведенное нами исследование позволило выявить потенциал метода учебных проектов как одного из интерактивных методов обучения, использование которых способствует формированию и развитию у будущих юристов умений и навыков правоприменения, а также актуализации теоретических знаний по получаемой профессии. Работа над проектами различной степени сложности позволяет обучающимся проследить все стадии правоприменительной деятельности: от анализа фактических обстоятельств дела до принятия соответствующего решения, сформировать и закрепить умения и навыки правоприменения, определить проблемные места в своей подготовке и наметить необходимые меры по их устранению.
В целом, исходя из результатов, полученных в результате проведенного исследования, можно сделать вывод, что использование в образовательном процессе вуза метода учебных проектов способствует повышению эффективности процесса формирования правоприменительной компетентности будущих юристов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Адольф В. А. Правоприменительная компетентность будущего юриста: понятие, структура и состав /В. А. Адольф, С. В. Широких//Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2021. - № 3(57). - С. 49—58.
2. Приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 № 1011 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)». URL: https://base.garant. ru/74607104/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 14.07.2023).
3. Зорькин В. Д. «Право и правоприменение в РФ: доктрина и практика» [Электронный ресурс] / В. Д. Зорькин // Материалы к докладу на международной конференции «Право и правоприменение в России: междисциплинарные подходы». СПб. — 2010. URL: http:// www.ksrf.ru/ru/News/Speech/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=36 (дата обращения: 17.07.2023).
4. Широких С. В. Правоприменительная компетентность будущих юристов и критерии ее сформированности / С.В. Широких // Перспективы науки. — 2022. — № 2 (149). — С. 197-200.
5. Халилов С. Р. Педагогические условия реализации метода проектов в профессиональной подготовке будущего педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук/С. Р. Халилов. — Ставрополь, 2012. -- 24 с.
6. Пикалова А. А. Развитие проектной компетентности будущих бакалавров инженерных направлений подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 /А. А. Пикалова. — Красноярск, 2020.
7. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. -- 2013. — № 4. — С. 16-31.
8. Евтеева В. В. Методика использования метода проектов в обучении биологии [Электронный ресурс] / В. В. Евтеева, О. В. Хотулёва, Ю. А. Ющенко // МНИЖ. --2020. — № 8-3 (98). URL: https://cvberlemnka.ru/articWn/metodika-ispohovamva-metoda-proektov-v-obuchenii-biologii (дата обращения: 16.07.2023).
9. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса/ Современны педагогические и информационные технологии в системе образования. -М.: изд.центр «Академия», 2010.-200с.
10. Sasson I., Yehuda I., & Malkinson N. (2018). Fostering the skills of critical thinking and question-posing in a project-based learning environment. Thinking Skills and Creativity, 29, 203-212. URL: https://doi.
SHIROKIKH Svetlana Viktorovna
APPLICATION OF THE METHOD OF EDUCATIONAL ..
Baltic Humanitarian Journal. 2023. Т. 12. № 3(44)
e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066
org/10.1016/j.tsc.2018.08.001.
11. Balemen N., & Ozer Keskin, M. (2018). The effectiveness of project-based learning on science education: A meta-analysis search. International Online Journal of Education and Teaching (lOjET), 5(4), 849-865 URL: http://iojet.org/index.php/lOJET/article/view/452/297.
12. Бальжиев Б. А. Проблема повышения профессиональной подготовки будущих юристов в процессе проектной деятельности [Электронный ресурс]/Б. А. Бальжиев // Современное педагогическое образование. — 2018. —№ 5. — С. 114-116. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/problema-povysheniya-professionalnoy-podgotovki-buduschih-yuristov-v-protsesse-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.07.2023).
13. Климович Л.П., Логинова Н.Г. О формировании проектных компетенций в процессе образовательной подготовки юристов (на примере Сибирского федерального университета, г. Красноярск) // Вестник ННГУ. 2022. №4. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/ o-formirovanii-proektnyh-kompetentsiy-v-protsesse-obrazovatelnoy-podgotovki-yuristov-na-primere-sibirskogo-federalnogo-universiteta (дата обращения: 28.07.2023).
14. Guo P., Saab N., Post L. S., & Admiraal W. (2020). A review of project-based learning in higher education: Student outcomes and measures. International Journal of Educational Research, 102, 101586.
15. Miller E.C., Krajcik J.S. Promoting deep learning through project-based learning: a design problem. Discip Interdscip Sci Educ Res 1, 7 (2019). URL: https://doi.org/10.1186/s43031-019-0009-6.
16. Markula A., Aksela M. The key characteristics of project-based learning: how teachers implement projects in K-12 science education. Discip Interdscip Sci Educ Res 4, 2 (2022). URL: https://doi.org/10.1186/ s43031-021-00042-x
17. Pan Gary and Seow, Poh-Sun and Shankararaman, Venky and Koh, Kevin, An Exploration Into Key Roles in Making Project-Based Learning Happen: Insights From a Case Study of a University (May 18, 2020). Journal of International Education in Business, Vol. 14(1): 109-129, Singapore Management University School of Accountancy Research Paper No. 2021-121, URL: https://ssrn.com/abstract=3603881
18. Przybysz-Zaremba Maigorzata & Kolodziejski Maciej. (2017). Project method in educational practice. URL: https://www.researchgate. net/publication/321747866_Project_method_in_educational_practice
19. Konrad T., Wiek A., & Barth M. (2020). Embracing conflicts for interpersonal competence development in project-based sustainability courses. International Journal of Sustainability in Higher Education, 21(1), 7696. URL: https://doi.org/10.1108/lJSHE-06-2019-0190.
20. Широких С. В. Использование метода учебных проектов при подготовке студентов юридических специальностей к профессиональной деятельности / С. В. Широких // Современные проблемы науки, общества и образования : Сборник статей lV Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 июля 2022 года. - Пенза: Наука и Просвещение, 2022. - С. 105-107.
21. Широких С. В. Организационно-педагогические условия формирования правоприменительной компетентности будущих юристов / С. В. Широких // Сибирский педагогический журнал. — 2022. — № 1. — С. 107-115.
22. Kenesbayevna I. Z., & Urimbetova Z. A. (2022). Application of the Project Method in Computer Science Classes. lnternational Journal on Orange Technologies, 4(3), 75-77. URL: https://journals.researchparks. org/index.php/lJOT/article/view/2842
23. Chen C. H., & Yang Y. C. (2019). Revisiting the effects of project-based learning on students' academic achievement: A meta-analysis investigating moderators. Educational Research Review, 26, 71-81. URL: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2018.11.001.
Received date: 02.08.2023 Approved date: 16.08.2023 Accepted date: 10.10.2023