Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ В ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ'

ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ В ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ЮРИСТЫ / ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна, Фетисов Александр Сергеевич

В статье анализируется проблема подготовки юристов в условиях компетентностной модели обучения. Обосновывается необходимость реализации учебного процесса по формированию профессиональной компетентности будущих юристов с помощью интернет-сервисов. Подробно описывается роль интернет-сервисов в обучении будущих юристов посредством взаимодействия преподаватель-студент, а также рассмотрены основные площадки и формы организации цифрового обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна, Фетисов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET SERVICES IN THE TECHNOLOGY OF FORMATION OF FUTURE LAWYERS’ PROFESSIONAL COMPETENCE

The article analyzes the problem of training lawyers in a competency-based learning model. The necessity of implementing the educational process for the formation of professional competence of future lawyers with the help of Internet services is substantiated. The role of Internet services in the training of future lawyers through teacher-student interaction is described in detail, as well as the main platforms and forms of digital learning organization are considered.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ В ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ»

Н. В. Горбунова, А. С. Фетисов

УДК 378.14

ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ В ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

» овременное высшее образование на практике реализует идеи соответствующих ФГОС ВО. Образовательный процесс направления подготовки 40.03.01 Юриспруденция основывается на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (№ 1011 от 13.08.2020 г.), ориентированного на выпускника, обладающего универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. Кроме того, образовательный процесс вуза учитывает требования информационного общества, влекущие за собой изменение общей парадигмы образования: доступность новых знаний обеспечивается за счет цифровизации, что выражается в электронном виде получения информации; формирование профессиональной компетентности будущих юристов новой формации на основе использования интернет-сервисов и включает в себя умения и навыки работы с информационными технологиями (деловая переписка, ведение переговоров и др.) [12].

Интернет-сервисы в современном образовании отражают потенциал информационного общества с развивающейся глобализацией социальных, экономических и культурных процессов. Применение интернет-сервисов в образовательном пространстве вуза актуально и необходимо, так как предопределяет формирование компетенций специалистов, способных эффективно и быстро применять свои способности и новые виды образовательных средств в профессиональной деятельности, а

также развиваться в динамике с общественными процессами посредством информационных технологий [2; 6].

Формирование профессиональной компетентности будущих юристов лежит в рамках международной образовательной практики, ориентированной на Болонскую систему. Анализ литературных источников показал, что компетентностный подход как основа современной образовательной системы изучается многими исследователями: В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Г. И. Ибрагимов, А. М. Новикова, А. В. Хуторской и др. [5; 13].

По мнению Э. Ф. Зеера, в содержание ком-петентностного подхода заложена идея о том, что профессиональное образование ориентировано на получение конечного результата сформированной компетенции, которая реализуется в практической деятельности. Компетентность, по мнению автора, состоит из основных компонентов образования: знаний, умений и навыков, а также включает интеллектуальную часть профессионализма будущего специалиста [4].

Компетентностный подход, лежащий в основе подготовки будущих юристов, предполагает формирование профессиональной компетентности, что актуализирует ее базой основательный теоретический аспект, который формируется на основе глубоких знаний конституционно-правовой материи [1].

Изучение вопросов профессиональной подготовки будущих юристов отражается в работах И. А. Жуковой, Н. В. Львовой, О. А. Макаровой и др. Труды современных исследователей в данной области характеризуют приоритетную направленность компетентностной позиции профессиональной подготовки будущего специалиста в области юриспруденции. С другой стороны, нельзя не отметить, что проблема формирования профессиональной компетентности выпускников образовательных организаций, в том числе юридической направленности, остается недостаточно разработанной.

Н. В. Львова в диссертационном исследовании, опираясь на позицию И. А. Зимней,

А. К. Марковой, А. М. Новикова, В. В. Серикова и др., дает определение профессиональной компетентности юриста как «качественная характеристика личности, обладающей целостной системой общих и профессиональных компетенций, направленных на достижение эффективных результатов в юридической деятельности и позволяющих сформировать высокий уровень профессиональной самоактуализации» [8, с. 11].

В исследовании О. А. Макаровой рассматривается ситуационный подход в формировании профессиональной компетентности будущих юристов в вузе. «Профессиональную компетентность» она трактует как обязательное условие формирования профессионального становления индивидуума в конкретной области. В составе профессиональной компетентности юриста, по мнению исследователя, интегрированы личностные способности и качества профессиональной направленности: «справедливость, честность, гражданское мужество, чувство долга, принципиальность, педагогическая направленность личности и др.» [9, с. 16].

В работах И. И. Жуковой профессиональная компетентность будущих юристов определяется как «способность реализовать полученные знания в соответствии со сложностью поставленных перед ним задач» и представлена совокупностью ключевых квалификаций и надпрофессиональных качеств [3, с. 12].

Описанные выше исследования авторов по проблеме профессиональной компетентности позволяют определить категорию «профессиональная компетентность юристов» как совокупность специальных знаний, умений и навыков, а также способов деятельности в области юриспруденции для решения профессиональных задач.

Стоит отметить, что знания, умения и навыки в трудовой и образовательной деятельности всегда находятся в диалектическом единстве их целостности. Научным ядром образовательного процесса выступают знания, которые позволяют осуществлять верные профессиональные шаги.

В современном образовательном пространстве студенты вынуждены самостоятельно изучать некоторую часть учебного материала и демонстрировать полученные знания в практической деятельности. Самостоятельность в обучении и приобретении знаний будущих юристов обеспечивается за счет создания преподавателями условий в ходе использования различных образовательных технологий, позволяющих формировать важные профессиональные и общепрофессиональные качества: использование различных инновационных идей, принятие ответственных решений, работа в команде и достижение определенных целей - обеспечиваются за счет самостоятельного обучения.

Для создания условий по эффективному самостоятельному получению знаний преподаватель должен владеть различными технологиями и применять их в своей профессиональной деятельности. Использование продуктивных педагогических технологий обучения в высшей школе обеспечивает стимулирование будущих юристов к творческому процессу в познании. Основными элементами продуктивных технологий выступают интуитивное и логическое предвосхищение; работа с гипотезой; анализ и оценка информационных вариантов. Все элементы продуктивных технологий отражают поисковый характер познавательной деятельности, который необходим для самостоятельного применения и добывания знаний студентами, а также их оценки.

Поисковый процесс основан на самостоятельном разрешении проблемы обучения, что сопровождается поиском и отбором различной юридической информации. Самостоятельное получение знаний в ходе учебного процесса отличается действенностью, значимостью, глубиной и прочностью, а студент обладает повышенным интересом и мотивацией. Продуктивная деятельность студента позволяет создать инновационный продукт с использованием новой информации или способов деятельности.

Такой образовательный процесс соответствует требованиям по формированию профессиональных компетенций, заложенных во

ФГОС ВО. Данные требования выражаются в качестве «готовности» (применять знания в работе с нормативно-правовыми актами, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации) и «способности» (применять нормативные и правовые акты, реализовывать нормы права в профессиональной деятельности; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; толковать различные правовые акты; разрабатывать юридические документы) [2; 7].

Работа с информацией в процессе приобретения специальных знаний будущими юристами является неотъемлемой частью формируемой компетентности и обеспечивается с помощью инновационных технологий цифровой направленности. Обучение с применением электронных ресурсов обеспечивает эффективную работу в цифровом информационном поле с использованием интернет-сервисов по поиску и обработке информации юридической направленности. Интернет-сервисы составляют часть глобальной информационной системы, которая «несет» объемное информационное пространство в современном мире. Способы, средства и приемы коммуникации информационного общества нестабильны и меняются в зависимости от достижений в области информационно-коммуникационных технологий [10].

Использование интернет-сервисов позволяет не только эффективно работать с информацией в учебном процессе по формированию профессиональной компетентности бакалавров юриспруденции, но и развивать необходимые пользовательские умения и навыки с цифровой информацией для дальнейшего пути в профессиональной юридической деятельности.

Актуальность использования интернет-сервисов в образовательном пространстве обосновывается тем, что новые знания и технологии не способны публиковаться на бумажных

носителях так же быстро, насколько происходит их обновление. Следовательно, обновление информации быстрее происходит в электронном виде, а доступ к ней открыт из любой точки мира, что способствует экономии времени на ее переработку и усвоение.

Востребованность дистанционного обучения в настоящее время увеличило число образовательных сайтов и онлайн-площадок для взаимодействия и обмена информацией. Он-лайн-взаимодействие в образовательном процессе позволяет проводить учебное занятие, не ограничивая субъектов во времени и пространстве, опираясь на все необходимые виды специальных источников, полезных как для преподавателя, так и для студента (Консультант, Гарант и т. п.).

Опираясь на реалии современного образования, в процессе образования и формирования профессиональной компетентности, будущих юристов необходимо создать условия для эффективной работы с электронной информацией, позволяющей совершенствовать знания, направленные на повышение профессионального уровня. Образовательная организация высшего образования должна располагать материально-технической базой, поддерживающей цифровизацию обучения, а также иметь специалистов профессорско-преподавательского состава, обладающих готовностью обеспечить полноценный педагогический процесс в специфике электронного обучения.

Среди интернет-сервисов со значимым образовательным потенциалом стоит отметить такие площадки, как социальные сети и мес-сенджеры, обеспечивающие взаимодействие всех участников обучения в новом виртуальном пространстве, что решает задачу самостоятельной внеаудиторной работы студента. В ходе такого взаимодействия обеспечивается системность, непрерывность и последовательность всех этапов учебной работы. Следовательно, применяя социальные сети в образовательном процессе формирования профессиональной компетентности будущих юристов, обеспечивается подготовка высококвалифицированного специалиста информацион-

ного общества. Также необходимо отметить «облачные» технологии, обеспечивающие доступ к внешним источникам информации с возможностью широкого использования информации» [12]. Возможностями самостоятельного формирования образовательного контента обучающимися и потенциалом демонстрации творческого и поискового подходов при решении учебной проблемы или кейса по дисциплине обладают мэшап-ресурсы, конструкторы вебинаров, видеоконференций, телеконференций, проектных продуктов и форумы. В работах Д. Тэпскотта и В. Винна описаны особенности работы современного поколения в цифровом поле, где совместная работа посредством интернет-сервисов воспринимается молодежью как естественный процесс [6].

Активное использование интернет-сервисов в процессе обучения в высшей школе меняет способы взаимодействия преподавателя и студента, что обосновывает необходимость изменения традиционных способов организации образовательного пространства. Обучение, насыщенное современными информационно-коммуникационными технологиями, должно соответствовать четко поставленной задаче эффективной подготовки студентов к реальным условиям профессиональной деятельности [12].

Все преимущества, которыми обладают интернет-сервисы в образовательном процессе, определяются их перспективностью в практике высшей школы. Но для достижения главной роли цифровизации в образовательной практике необходимо не только совершенствовать техническое обеспечение, но и качественно подготавливать профессорско-преподавательский состав к эффективному электронному обучению, направленному на формирование профессиональной компетентности будущего юриста. К сожалению, в настоящее время нерешенный в массовой педагогической практике данный аспект создает препятствия для полноценного и широкого использования интернет-сервисов в образовательной практике высшей школы [11].

Таким образом, формирование профессиональной компетентности будущих юристов складывается из необходимых знаний, которые направлены на осуществление деятельности в правовом поле (решение юридически значимых задач, анализ информации и принятие решения, основанного на современной правоприменительной практике, изложение информации в соответствие с Законом, самостоятельность поиска актуальной правовой информации и использования ее по необходимости).

Во ФГОС ВО нового поколения находит отражение компетентностный подход, определяющий цель интеграции фундаментального теоретического образования и прикладной профессиональной подготовки будущих юристов, что отражается в совокупности формируемых различных компетенций в образовательном процессе и итоговой искомой профессионально-юридической компетентности. При этом процесс обучения преобразуется в процесс приобретения знаний, умений, навыков, способов деятельности и впоследствии -компетенций - в статусе самостоятельной дидактической единицы. Для эффективного формирования профессиональных компетенций будущих юристов в современных условиях необходимо использовать продуктивные технологии и инновационные средства обучении. Интернет-сервисы позволяют студентам получать не только знания, способные трансформироваться в профессиональную деятельность, но и компетенции работы с информацией посредством цифровых технологий, что является неотъемлемой частью профессиональной деятельности.

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется проблема подготовки юристов в условиях компетентностной модели обучения. Обосновывается необходимость реализации учебного процесса по формированию профессиональной компетентности будущих юристов с помощью интернет-сервисов. Подробно описывается роль интернет-сервисов в обучении будущих юристов посредством взаимодействия преподаватель-

студент, а также рассмотрены основные площадки и формы организации цифрового обучения.

Ключевые слова: будущие юристы, интернет-сервисы, компетентностный подход, обучение, профессиональная компетентность, цифровизация.

SUMMARY

The article analyzes the problem of training lawyers in a competency-based learning model. The necessity of implementing the educational process for the formation of professional competence of future lawyers with the help of Internet services is substantiated. The role of Internet services in the training of future lawyers through teacher-student interaction is described in detail, as well as the main platforms and forms of digital learning organization are considered.

Key words: future lawyers, internet services, competence approach, training, professional competence, digitalization.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боруленков Ю. П. Компетентность субъекта юридического познания // Библиотека криминалиста. - 2015. - N° 1. - С. 322-330.

2. Жукова И. А. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе. - М.: ГУ-ВШЭ, 2010. -№ 3. - С. 118-128.

3. Жукова И. А. Контекстное обучение как средство формирования профессиональной компетентности будущих юристов: авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2011. - 22 с.

4. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию [Электронный ресурс] // Образование и наука. - 2005. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kompetentnostny y-podhod-k-obrazovaniyu (дата обращения: 25.09.2021).

5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

6. Игнатьев В. И., Розанов Ф. И. Россия в информационной цивилизации: проблемы

вхождения и национальная специфика // Социальная онтология России: сборник научных статей по докладам II Всероссийских Копыловских чтений. - Новосибирск, 2008. -С. 103-121.

7. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник. - М.: Норма, 2008. - 432 с.

8. Львова Н. В. Производственная практика как средство формирования профессиональной компетенции будущего юриста: ав-тореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2009. - 25 с.

9. Макарова О. А. Реализация ситуационного подхода к формированию профессиональной компетентности будущих юристов в вузе (на примере иностранного языка): авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2019. - 26 с.

10. Овсепян Ж. И. Кризис и необходимость нового подъема преподавания конституционного права в вузах России // Актуальные вопросы преподавания конституционного права: сб. матер. Всерос. конф. преподавателей конституционного права, посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации. 27 июня 2013 г. - М.: Университет имени О. Е. Кутафина, 2013. - С. 67.

11. Прокофьева М. С. Создание информационно-образовательного портала вуза: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Саратов, 2003. - С. 179-182.

12. Селинджер М. Современное обучение: взаимодействие между педагогикой, учебным пространством и технологией [Электронный ресурс]. - URL: http://www.comprice.ru/ articles/detail .php?ID=443169 (дата доступа: 10.10.2011).

13. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентирован-ной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.