Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правоприменительная компетентность / формирование правоприменительной компетентности будущих юристов / метод анализа конкретных ситуаций / высшее образование / будущие юристы / law enforcement competence / formation of law enforcement competence of future lawyers / method of analyzing specific situations / higher education / future lawyers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.В. Широких

В статье характеризуются теоретические аспекты, особенности и преимущества использования метода анализа конкретных ситуаций как одного из методов обучения, обеспечивающего активизацию познавательных способностей обучающихся в процессе формирования правоприменительной компетентности будущих юристов в течение их обучения в вузе. Автором предлагаются варианты составления конкретных ситуаций различных типов на основе судебных решений (таких как задание с изменяющимися условиями, с включенной ошибкой и др.). Обосновывается целесообразность применения метода анализа конкретных ситуаций при подготовке будущих юристов к профессиональной деятельности в рамках реализации организационно-правовых условий, обеспечивающих результативность процесса формирования правоприменительной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.В. Широких

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE METHOD OF ANALYZING SPECIFIC SITUATIONS IN THE FORMATION OF THE LAW ENFORCEMENT COMPETENCE OF FUTURE LAWYERS

The article characterizes theoretical aspects, features and advantages of using the method of analyzing specific situations as one of the teaching methods that ensures activation of cognitive abilities of students in the process of forming the law enforcement competence of future lawyers during their studies at a university. The author offers options for drawing up specific situations of various types based on court decisions (such as a task with changing conditions, with an error included, etc.). The expediency of using the method of analyzing specific situations in the preparation of future lawyers for professional activity within the framework of the implementation of organizational and legal conditions that ensure the effectiveness of the process of forming law enforcement competence is substantiated.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ»

шествуют по городу, где каждое здание представляет собой упражнение на выбор правильного существительного.

Виртуальная реальность в обучении иностранным языкам предоставляет интерактивные и реалистичные уроки, ускоряя и улучшая процесс обучения. Тем не менее существуют и определенные недостатки.

Среди преимуществ VR следует выделить интерактивность обучения, которое становится более увлекательным для студентов. VR позволяет создавать реалистичные сценарии, что дает студентам ценный опыт и практику в ситуациях, недостижимых в реальности. Мотивация студентов усиливается благодаря обратной связи, доступу к новым материалам и возможности демонстрировать прогресс. VR-уроки доступны в любое время, что упрощает обучение, а безопасность обеспечивается возможностью практиковаться в условиях, которые могут быть рискованными в реальной жизни.

Однако VR имеет и свои недостатки, включая технические проблемы, вызванные недостаточно качественным оборудованием или программным обеспечением. Стоимость VR-технологии остается высокой, делая ее недоступной для некоторых учеников и учебных заведений. Ограниченность контента и программ могут сдерживать полезность VR в некоторых областях обучения. Наконец, длительное использование VR может вызвать усталость глаз, головокружение, тошноту и другие проблемы со здоровьем.

В целом VR-технология показывает хороший потенциал в образовании и предлагает множество возможностей для улучшения процессов обучения и мотивации студентов. Однако перед тем как использовать ее в обучении, стоит внимательно взвесить все ее преимущества и недостатки и выбрать правильный способ ее применения, который будет соответствовать учебным целям.

Использование технологий в преподавании иностранного языка, безусловно, является важным и необходимым аспектом образования в наши дни. Однако при этом преподаватели сталкиваются с рядом трудностей, которые препятствуют проведению эффективного урока.

Во-первых, технические проблемы могут мешать эффективной работе преподавателя. Необходимость использования различных программ и компьютеров требует определенных технических навыков и знаний, которые есть далеко не у всех преподавателей. Дополнительно необходимо уделять время на установку и настройку программного обеспечения, что может затруднить начало урока.

Во-вторых, не все студенты обладают достаточными техническими навыками и знаниями, чтобы работать с использованием технологий на уроке. Неко-

Библиографический список

торые студенты могут не уметь работать с компьютером или не знать, как пользоваться определенным программным обеспечением. Обучение таким навыкам может занимать большое количество времени и требует дополнительных усилий со стороны преподавателя.

В-третьих, использование технологий может порой отвлекать внимание студентов от основного урока. Отображение конспекта на доске или экране, использование интерактивных компьютерных игр, а также другие сопутствующие приспособления могут отвлекать внимание студентов от главной цели урока.

Но, несмотря на эти сложности, использование технологий в преподавании иностранного языка является важным шагом в современном педагогическом процессе. Преодоление этих трудностей поможет преподавателям создать эффективный метод изучения языка для своих студентов, что окажет положительное влияние на их будущее образование и развитие. В современном мире использование цифровых технологий в преподавании иностранных языков становится неотъемлемой частью образовательного процесса. В этом контексте особенно важна подготовка преподавателей, которые могут эффективно использовать эти инструменты. Это остается ключевым вопросом. Подготовка должна включать не только технические навыки, но и педагогические стратегии интеграции технологий в учебный процесс. Примерами мер подготовки могут быть проведение целевых семинаров и рабочих групп, разработка и проведение онлайн-курсов, мастер-классов и вебинаров. Такие образовательные платформы, как Coursera или edX, могут предложить курсы по технологической подготовке для преподавателей. Таким образом, подготовленные и компетентные преподаватели могут в полной мере использовать потенциал современных технологий для обучения иностранным языкам, существенно улучшая эффективность обучения и мотивацию студентов.

Можно сделать выводы, что современные цифровые технологии являются эффективным средством организации обучения иностранному языку в неязыковых вузах. Применение онлайн-курсов, мультимедийных учебников, приложений и виртуальных классов позволяет обогатить учебный процесс и повысить интерес студентов к изучению языка. Это может улучшить качество образования и повысить его доступность. Однако важно помнить, что цифровые технологии должны быть применены соответствующим образом и равномерно распределены во всем учебном процессе для достижения наилучших результатов.

1. Бородич С.А., Тепляковская А.Н. Использование открытых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Международной научной конференции. Краснодар: Новация, 2016: 235-237.

2. Вовси-Тиллье Л.А. Современные цели обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Педагогический журнал. 2018; Т. 8, № 3А: 132-137.

3. Журбенко Н.Л. Использование современных педагогических технологий для повышения эффективности обучения иностранным языкам в неязыковых вузах. Мир науки (электронный научный журнал). 2018; Т. 6, № 2.

4. Карпова Т.А. Влияние различных факторов на эффективность преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 83-86.

5. Мельничук Ю.А. Геймификация в системе мотивации и стимулирования в организации. Научная социологическая школа РГСУ: 25 лет. Социология. Социальность. Современность: материалы XXI Социологических чтений РГСУ. 2016: 85-93.

6. Муратова М.Н. Современные тенденции использования цифровых технологий в обучении иностранным языкам. Экономика и социум. 2023; № 1 (104)-1: 41-46.

7. Шайдуллина РМ., Гарифуллина З.А., Гилязетдинов РА., Михайлов М.О. Новые возможности цифровых технологий в экономическом образовании. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022; № 3 (47): 51-60.

8. Broadbent J. Comparing online and blended learner's self-regulated learning strategies and academic performance. Internet and Higher Education. 2017; № 33 (1): 24-32.

9. Chen Y.-L., Hsu C.-C. Self-regulated mobile game-based English learning in a virtual reality environment. Computers & Education. 2020; Vol. 154.

References

1. Borodich S.A., Teplyakovskaya A.N. Ispol'zovanie otkrytyh obrazovatel'nyh resursov pri obuchenii inostrannomu yazyku. Problemy iperspektivyrazvitiya obrazovaniya: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Krasnodar: Novaciya, 2016: 235-237.

2. Vovsi-Till'e L.A. Sovremennye celi obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze. Pedagogicheskijzhurnal. 2018; T. 8, № 3A: 132-137.

3. Zhurbenko N.L. Ispol'zovanie sovremennyh pedagogicheskih tehnologij dlya povysheniya 'effektivnosti obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovyh vuzah. Mir nauki ("elektronnyj nauchnyj zhurnal). 2018; T. 6, № 2.

4. Karpova T.A. Vliyanie razlichnyh faktorov na 'effektivnost' prepodavaniya inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 83-86.

5. Mel'nichuk Yu.A. Gejmifikaciya v sisteme motivacii i stimulirovaniya v organizacii. Nauchnaya sociologicheskaya shkola RGSU: 25 let. Sociologiya. Social'nost'. Sovremennost': materialy XXI Sociologicheskih chtenij RGSU. 2016: 85-93.

6. Muratova M.N. Sovremennye tendencii ispol'zovaniya cifrovyh tehnologij v obuchenii inostrannym yazykam. 'Ekonomika isocium. 2023; № 1 (104)-1: 41-46.

7. Shajdullina R.M., Garifullina Z.A., Gilyazetdinov R.A., Mihajlov M.O. Novye vozmozhnosti cifrovyh tehnologij v 'ekonomicheskom obrazovanii. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2022; № 3 (47): 51-60.

8. Broadbent J. Comparing online and blended learner's self-regulated learning strategies and academic performance. Internet and Higher Education. 2017; № 33 (1): 24-32.

9. Chen Y.-L., Hsu C.-C. Self-regulated mobile game-based English learning in a virtual reality environment. Computers & Education. 2020; Vol. 154.

Статья поступила в редакцию 13.05.23

УДК 378

Shirokikh S.V., senior teacher, Krasnoyarsk State Agrarian University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: diritto@mail.ru

APPLICATION OF THE METHOD OF ANALYZING SPECIFIC SITUATIONS IN THE FORMATION OF THE LAW ENFORCEMENT COMPETENCE OF FUTURE LAWYERS. The article characterizes theoretical aspects, features and advantages of using the method of analyzing specific situations as one of the teaching methods that ensures activation of cognitive abilities of students in the process of forming the law enforcement competence of future lawyers during their studies at a university. The author offers options for drawing up specific situations of various types based on court decisions (such as a task with changing conditions, with an error included, etc.). The expediency of using the method of analyzing specific situations in the preparation of future lawyers for professional

activity within the framework of the implementation of organizational and legal conditions that ensure the effectiveness of the process of forming law enforcement competence is substantiated.

Key words: law enforcement competence, formation of law enforcement competence of future lawyers, method of analyzing specific situations, higher education, future lawyers

С.В. Широких, ст. преп., Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск, E-mail: diritto@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

В статье характеризуются теоретические аспекты, особенности и преимущества использования метода анализа конкретных ситуаций как одного из методов обучения, обеспечивающего активизацию познавательных способностей обучающихся в процессе формирования правоприменительной компетентности будущих юристов в течение их обучения в вузе. Автором предлагаются варианты составления конкретных ситуаций различных типов на основе судебных решений (таких как задание с изменяющимися условиями, с включенной ошибкой и др.). Обосновывается целесообразность применения метода анализа конкретных ситуаций при подготовке будущих юристов к профессиональной деятельности в рамках реализации организационно-правовых условий, обеспечивающих результативность процесса формирования правоприменительной компетентности.

Ключевые слова: правоприменительная компетентность, формирование правоприменительной компетентности будущих юристов, метод анализа конкретных ситуаций, высшее образование, будущие юристы

Актуальность темы исследования обусловлена сложностью, неординарностью геополитических, экономических и социальных условий, в которых протекает современный этап развития Российской Федерации, что неизбежно сказывается на всех областях общественной жизни, в том числе и на сфере высшего образования. Существующая международная обстановка вызывает необходимость укрепления и свободного развития российского государства. Ключевую роль в данном процессе играет правоприменительная деятельность, так как именно от качества правоприменения зависит эффективность правозащитной системы правового государства [1]. В свою очередь, именно юридические институты готовят кадры для судебных, правоохранительных, законодательных органов, эффективное функционирование которых является необходимой основой для развития правового государства. Таким образом, теоретического анализа и методического сопровождения требует процесс формирования правоприменительной компетентности будущих юристов в вузе. Следует отметить, что на сегодняшний момент правоприменительная компетентность будущих юристов, в отличие от иных видов компетентности (например, коммуникативная, педагогическая, информационная, межкультурная и пр.), не являлась объектом научного исследования, что также предопределяет актуальность, научную новизну, теоретическую и практическую значимость ее исследования.

Целью исследования является обоснование эффективности применения метода анализа конкретных ситуаций в процессе формирования правоприменительной компетентности будущих юристов. К задачам исследования относится характеристика различных видов конкретных ситуаций, а также анализ собственного опыта применения данного метода. Подробное описание разных вариантов применения метода анализа конкретных ситуаций составляет теоретическую значимость результатов исследования. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе юридических институтов при преподавании отраслевых дисциплин.

Методы исследования, используемые в ходе исследования: анализ законодательства, регулирующего образовательную деятельность и судебной практики, а также педагогической и юридической литературы по теме исследования.

Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости применения метода анализа конкретных ситуаций в процессе формирования правоприменительной компетентности будущих юристов.

Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих образовательную деятельность в области высшего юридического образования, а также образовательных программ образовательных организаций, реализующий образовательную деятельность по подготовке юристов, показал, что ключевым видом деятельности, к которой должны быть подготовлены выпускники юридических институтов, является правоприменительная деятельность, то есть деятельность государственных органов и должностных лиц, направленная на реализацию в жизнь правовых предписаний, закрепленных в нормах права [2]. Правоприменение является показателем состояния законодательства, правовой культуры, морали и справедливости, признаваемой обществом в определенный период своего развития [3]. Следовательно, одной из главных задач высшего юридического образования является формирование у выпускников правоприменительной компетентности, наличие которой является необходимым условием для успешного осуществления профессиональной деятельности. Под правоприменительной компетентностью будущих юристов мы понимаем интегративную характеристику личности обучающегося, включающую в себя совокупность профессиональных знаний, умений, первичного опыта профессиональной деятельности, мотивационно-ценностных ориентиров, рефлексивно-оценочных навыков, которая проявляется в их способности эффективно решать учебные, а также профессиональные задачи правоприменительного типа [1], результативность процесса формирования которой

обеспечивается за счет реализации следующих организационно-педагогических условий:

а) развитие устойчивой положительной мотивации обучающихся на основе принятия ценностных ориентиров профессиональной деятельности;

б) активизация познавательных способностей обучающихся при помощи интерактивных методов обучения (метод учебных деловых игр, метод анализа конкретных ситуаций с изменяющимися условиями, метод учебных проектов);

в) обогащение содержания самостоятельной работы обучающихся путем их вовлечения в профессиональную деятельность [4].

Следует отметить, что решение конкретных правовых ситуаций используется при подготовке юристов достаточно давно. Еще З.М. Черниловский обращал внимание на то, что «изучение права требует немалого интеллектуального напряжения, в связи с чем весь учебный курс необходимо обеспечить казусами (задачами), решение которых поспособствует выработке у студентов юридического мировоззрения, заключающегося в способности рассмотреть какой-либо случай через призму права, в его юридической интерпретации, в том числе ответить на вопрос о соответствии или противоречии рассматриваемого казуса букве и духу закона, и даже такому критерию действительности права, каким является критерий нравственный» [5].

Суть анализа конкретных правовых ситуаций, прежде всего, состоит в соединении теоретических знаний с жизненными обстоятельствами, применении какой-либо правовой нормы к условиям реальной ситуации, следовательно, данный метод обучения направлен на развитие у обучающихся умений правоприменения, что является необходимым условием для формирования правоприменительной компетентности. Оптимальной основой для создания конкретных ситуаций являются судебные решения, представляющие собой эталонную модель правоприменения. Следует обратить внимание, что разбор судебных решений является одним из основных методов обучения в юридических институтах стран англосаксонской правовой семьи (Великобритания и бывшие колонии, США, Австралия, Канада), где судебный прецедент является источником права. В Российской Федерации, относящейся к романо-герман-ской правовой семье, судебная практика официально не признается источником права, однако широко используется в процессе правоприменения. Кроме этого, в 2020 году Пленум Верхового суда РФ усилил значение судебного прецедента, рекомендовав апелляционным и кассационным инстанциям при пересмотре дел проверять решения первой инстанции на соответствие правовым позициям Верховного суда РФ. Следовательно, в условиях возрастания роли судебной практики в правовой действительности РФ анализ конкретных ситуаций, созданных на основе судебных решений, является одним из методов обучения, использование которого направлено на формирование правоприменительной компетентности будущих юристов. Исходя из собственного педагогического опыта, необходимо сделать вывод, что анализ судебных решений традиционно вызывает у обучающихся существенные затруднения в части уяснения сути исковых требований, что объясняется большим объемом правовой информации и спецификой юридического языка, которым излагаются обстоятельства дела.

Существует достаточно много сборников задач по разным юридическим дисциплинам, составленных на основе судебных решений. Однако в большинстве случаев фабула ситуаций сильно сокращена, что не позволяет полноценно рассмотреть все обстоятельства дела, также достаточно часто решения многих задач уже можно найти в свободном доступе на различных электронных ресурсах, что приводит к тому, что обучающиеся не пытаются самостоятельно решить предлагаемую ситуацию на основе анализа фактических обстоятельств дела, а находят готовые решения в сети Интернет, что, естественно, не приносит никаких значимых образовательных результатов.

В практике собственной преподавательской деятельности при составлении конкретных ситуаций по дисциплинам «Право социального обеспечения» и «Земельное право» мы используем решения судов первой инстанции, впоследствии отмененные апелляционной или кассационной инстанциями. Пример: « Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации отказал К. в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал по причине отсутствия у ее ребенка М. на дату рождения гражданства РФ. Суд первой инстанции иск удовлетворил, сославшись на пункт «а» части 1 статьи 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Суд пришел к выводу о том, что ребенок истца М. приобрел гражданство Российской Федерации по рождению, поскольку на день его рождения К. являлась гражданкой Российской Федерации. Судом апелляционной инстанции данное решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении иска». В данном случае студентам нужно определить возможную причину отмены решения, для чего необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой, на которой решение было основано, и предположить, какие обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, что привело бы к отмене решения (в приведенном случае суд первой инстанции не учел, что приобретение гражданства РФ по рождению возможно в случае, если оба родителя или единственный родитель ребенка являются гражданами РФ, истица К. - мать М. (гражданка РФ) на дату рождения М. была в браке с гражданином Туркменистана). Выполнение подобных заданий направлено на формирование у студентов способности юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, развитие критического мышления, самостоятельности при решении учебно-практических задач, а также позволяет актуализировать и расширять знания в области юриспруденции [6].

Еще одним вариантом, позволяющим разнообразить создаваемые ситуации, является включение в фабулу дела изменяющихся условий. В этом случае обучающимся необходимо оценить данные условия и определить, каким образом они повлияют (или не повлияют) на решение дела. В качестве примера возьмем приведенную выше ситуацию по реализации права на материнский (семейный) капитал. В фабулу вводятся дополнительные условия, которые могут повлиять или не повлиять на изначальное решение: каким образом изменится решение, если ребенок истицы М. был рожден на территории Киргизии? Если к моменту рождения ребенка родители находились в разводе? Если ребенок рожден на территории Киргизии, а отец ребенка имеет российское гражданство? Если мать ребенка К. имеет гражданство Киргизии, а отец - российское при условии, что ребенок рожден на территории РФ? Подобные задания позволяют сформировать у будущих юристов способность быстро ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, правильно квалифицировать юридически значимые факты, что является одним из ключевых навыков правоприменения.

Как правило, при составлении конкретных ситуаций на основе судебных решений условие задания содержит краткое описание основных обстоятельств, задачей же студентов является решить дело. Такой способ составления казуса наиболее распространенный, но не единственный. При подготовке подобных за-

Библиографический список

даний можно использовать принцип «от обратного», когда студентам изначально известна резолютивная часть судебного решения (удовлетворены ли исковые требования либо в удовлетворении отказано), а также часть фактических обстоятельств дела (требование истца, позиция ответчика), обучающимся же при анализе ситуации подобного типа следует восстановить пропущенные факты, которые определили позицию суда. При этом следует отметить, что решение может быть не единственным. Правильность решения оценивается преподавателем совместно со студентами, исходя из логики и обоснования позиции обучающихся по конкретному делу. Примером задания подобного типа может служить следующая конкретная ситуация (приведена в сокращенном варианте): «Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обратился в суд с иском к ответчику (ФИО) с требованием о понуждении ответчика к продаже доли в праве общей права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, который принадлежал ответчику на основании свидетельства о права на наследство по закону. Законодательство РФ содержит запрет для иностранных граждан иметь земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на праве собственности, ответчик же является иностранным гражданином. Суд отказал истцу в исковых требованиях» [7]. При анализе ситуации студентам необходимо восстановить отсутствующие фактические обстоятельства, которые послужили причиной для отказа в исковых требованиях (в данном случае причиной отказа стало приобретение российского гражданства в упрощенном порядке, о чем не было известно истцу).

Одной из характерных особенностей юридической деятельности, следовательно, и образовательного процесса юридических институтов является необходимость научить студентов работать с нормативно-правовыми актами, утратившими силу. Эту особенность также возможно продемонстрировать при помощи метода анализа конкретных ситуаций (например, в процессе преподавания дисциплины «Право социального обеспечения» часто приходится обращаться к недействующему законодательству, так как, например, пенсионные права зарабатываются в течение многих лет, в периоды действия разного законодательства, что необходимо учитывать при решении учебно-практических задач). Выполнение заданий данного типа, как правило, вызывает затруднения и требует руководства со стороны преподавателя, однако знания, умения, навыки и опыт, приобретаемые в результате подобной учебной деятельности, являются неотъемлемой частью подготовки будущих юристов к самостоятельной профессиональной деятельности.

Подводя итог, отметим, что метод анализа конкретных ситуаций направлен на закрепление теоретических знаний и демонстрирует обучающимся примеры их воплощения в практической деятельности. Однако его главной целью является развитие у обучающихся аналитических и творческих способностей, критического мышления, самостоятельности в решении учебно-практических задач, способности правильно применять и толковать правовые нормы и в итоге - обеспечение эффективности процесса формирования правоприменительной компетентности будущих юристов.

1. Адольф В.А., Широких С.В. Правоприменительная компетентность будущего юриста: понятие, структура и состав. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2021; № 3 (57): 49-58.

2. Теория государства и права. Москва: КРОНУС, 2014.

3. Костенко М.А., Орлова Е.С. Правоприменительная деятельность: понятие, признаки и стадии осуществления. Таврический научный обозреватель. 2015; № 4-2.

4. Широких С.В. Организационно-педагогические условия формирования правоприменительной компетентности будущих юристов. Сибирский педагогический журнал. 2022; № 1: 107-115.

5. Черниловский З.М. Римское частное право: элементарный курс. Москва: Новый юрист, 1997.

6. Широких С.В. Правоприменительная компетентность будущих юристов и критерии ее сформированное™. Перспективы науки. 2022; № 2 (149): 197-200.

7. Решение № 2-347/2020 2-347/2020~М-345/2020 М-345/2020 от 24 ноября 2020 г. по делу № 2-347/2020. Available at: https: //sudact.ru/regular/doc/DRPjhDxQm5o5/

References

1. Adol'f V.A., Shirokih S.V. Pravoprimenitel'naya kompetentnost' buduschego yurista: ponyatie, struktura i sostav. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 2021; № 3 (57): 49-58.

2. Teoriya gosudarstva i prava. Moskva: KRONUS, 2014.

3. Kostenko M.A., Orlova E.S. Pravoprimenitel'naya deyatel'nost': ponyatie, priznaki i stadii osuschestvleniya. Tavricheskijnauchnyjobozrevatel'. 2015; № 4-2.

4. Shirokih S.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya pravoprimenitel'noj kompetentnosti buduschih yuristov. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2022; № 1: 107-115.

5. Chernilovskij Z.M. Rimskoe chastnoe pravo: 'elementarnyj kurs. Moskva: Novyj yurist, 1997.

6. Shirokih S.V. Pravoprimenitel'naya kompetentnost' buduschih yuristov i kriterii ee sformirovannosti. Perspektivy nauki. 2022; № 2 (149): 197-200.

7. Reshenie № 2-347/2020 2-347/2020~M-345/2020 M-345/2020 ot 24 noyabrya 2020 g. po delu № 2-347/2020. Available at: https: //sudact.ru/regular/doc/DRPjhDxQm5o5/

Статья поступила в редакцию 19.05.23

УДК 377

Gilmiyarova D.Z., postgraduate, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: dt2406@mail.ru

ORGANIZATION OF THE PROCESS OF TEACHING DISCIPLINES WITH THE USE OF METHODS AND MEANS AIMED AT DEVELOPING STUDENTS' CRITICAL THINKING. The article identifies pedagogical conditions that contribute to the development of students' critical thinking, as well as the formation of students' readiness to develop critical thinking their future pupils. A structural and functional model of the process of formation of future teachers' readiness to develop students' critical thinking is considered. The article describes the model, which includes target, methodological, content, organizational-activity, evaluation-diagnostic, result components, which are aimed at forming the readiness of future teachers of mathematics to develop

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.