В практике собственной преподавательской деятельности при составлении конкретных ситуаций по дисциплинам «Право социального обеспечения» и «Земельное право» мы используем решения судов первой инстанции, впоследствии отмененные апелляционной или кассационной инстанциями. Пример: « Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации отказал К. в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал по причине отсутствия у ее ребенка М. на дату рождения гражданства РФ. Суд первой инстанции иск удовлетворил, сославшись на пункт «а» части 1 статьи 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Суд пришел к выводу о том, что ребенок истца М. приобрел гражданство Российской Федерации по рождению, поскольку на день его рождения К. являлась гражданкой Российской Федерации. Судом апелляционной инстанции данное решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении иска». В данном случае студентам нужно определить возможную причину отмены решения, для чего необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой, на которой решение было основано, и предположить, какие обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, что привело бы к отмене решения (в приведенном случае суд первой инстанции не учел, что приобретение гражданства РФ по рождению возможно в случае, если оба родителя или единственный родитель ребенка являются гражданами РФ, истица К. - мать М. (гражданка РФ) на дату рождения М. была в браке с гражданином Туркменистана). Выполнение подобных заданий направлено на формирование у студентов способности юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, развитие критического мышления, самостоятельности при решении учебно-практических задач, а также позволяет актуализировать и расширять знания в области юриспруденции [6].
Еще одним вариантом, позволяющим разнообразить создаваемые ситуации, является включение в фабулу дела изменяющихся условий. В этом случае обучающимся необходимо оценить данные условия и определить, каким образом они повлияют (или не повлияют) на решение дела. В качестве примера возьмем приведенную выше ситуацию по реализации права на материнский (семейный) капитал. В фабулу вводятся дополнительные условия, которые могут повлиять или не повлиять на изначальное решение: каким образом изменится решение, если ребенок истицы М. был рожден на территории Киргизии? Если к моменту рождения ребенка родители находились в разводе? Если ребенок рожден на территории Киргизии, а отец ребенка имеет российское гражданство? Если мать ребенка К. имеет гражданство Киргизии, а отец - российское при условии, что ребенок рожден на территории РФ? Подобные задания позволяют сформировать у будущих юристов способность быстро ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, правильно квалифицировать юридически значимые факты, что является одним из ключевых навыков правоприменения.
Как правило, при составлении конкретных ситуаций на основе судебных решений условие задания содержит краткое описание основных обстоятельств, задачей же студентов является решить дело. Такой способ составления казуса наиболее распространенный, но не единственный. При подготовке подобных за-
Библиографический список
даний можно использовать принцип «от обратного», когда студентам изначально известна резолютивная часть судебного решения (удовлетворены ли исковые требования либо в удовлетворении отказано), а также часть фактических обстоятельств дела (требование истца, позиция ответчика), обучающимся же при анализе ситуации подобного типа следует восстановить пропущенные факты, которые определили позицию суда. При этом следует отметить, что решение может быть не единственным. Правильность решения оценивается преподавателем совместно со студентами, исходя из логики и обоснования позиции обучающихся по конкретному делу. Примером задания подобного типа может служить следующая конкретная ситуация (приведена в сокращенном варианте): «Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обратился в суд с иском к ответчику (ФИО) с требованием о понуждении ответчика к продаже доли в праве общей права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, который принадлежал ответчику на основании свидетельства о права на наследство по закону. Законодательство РФ содержит запрет для иностранных граждан иметь земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на праве собственности, ответчик же является иностранным гражданином. Суд отказал истцу в исковых требованиях» [7]. При анализе ситуации студентам необходимо восстановить отсутствующие фактические обстоятельства, которые послужили причиной для отказа в исковых требованиях (в данном случае причиной отказа стало приобретение российского гражданства в упрощенном порядке, о чем не было известно истцу).
Одной из характерных особенностей юридической деятельности, следовательно, и образовательного процесса юридических институтов является необходимость научить студентов работать с нормативно-правовыми актами, утратившими силу. Эту особенность также возможно продемонстрировать при помощи метода анализа конкретных ситуаций (например, в процессе преподавания дисциплины «Право социального обеспечения» часто приходится обращаться к недействующему законодательству, так как, например, пенсионные права зарабатываются в течение многих лет, в периоды действия разного законодательства, что необходимо учитывать при решении учебно-практических задач). Выполнение заданий данного типа, как правило, вызывает затруднения и требует руководства со стороны преподавателя, однако знания, умения, навыки и опыт, приобретаемые в результате подобной учебной деятельности, являются неотъемлемой частью подготовки будущих юристов к самостоятельной профессиональной деятельности.
Подводя итог, отметим, что метод анализа конкретных ситуаций направлен на закрепление теоретических знаний и демонстрирует обучающимся примеры их воплощения в практической деятельности. Однако его главной целью является развитие у обучающихся аналитических и творческих способностей, критического мышления, самостоятельности в решении учебно-практических задач, способности правильно применять и толковать правовые нормы и в итоге - обеспечение эффективности процесса формирования правоприменительной компетентности будущих юристов.
1. Адольф В.А., Широких С.В. Правоприменительная компетентность будущего юриста: понятие, структура и состав. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2021; № 3 (57): 49-58.
2. Теория государства и права. Москва: КРОНУС, 2014.
3. Костенко М.А., Орлова Е.С. Правоприменительная деятельность: понятие, признаки и стадии осуществления. Таврический научный обозреватель. 2015; № 4-2.
4. Широких С.В. Организационно-педагогические условия формирования правоприменительной компетентности будущих юристов. Сибирский педагогический журнал. 2022; № 1: 107-115.
5. Черниловский З.М. Римское частное право: элементарный курс. Москва: Новый юрист, 1997.
6. Широких С.В. Правоприменительная компетентность будущих юристов и критерии ее сформированное™. Перспективы науки. 2022; № 2 (149): 197-200.
7. Решение № 2-347/2020 2-347/2020~М-345/2020 М-345/2020 от 24 ноября 2020 г. по делу № 2-347/2020. Available at: https: //sudact.ru/regular/doc/DRPjhDxQm5o5/
References
1. Adol'f V.A., Shirokih S.V. Pravoprimenitel'naya kompetentnost' buduschego yurista: ponyatie, struktura i sostav. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 2021; № 3 (57): 49-58.
2. Teoriya gosudarstva i prava. Moskva: KRONUS, 2014.
3. Kostenko M.A., Orlova E.S. Pravoprimenitel'naya deyatel'nost': ponyatie, priznaki i stadii osuschestvleniya. Tavricheskijnauchnyjobozrevatel'. 2015; № 4-2.
4. Shirokih S.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya pravoprimenitel'noj kompetentnosti buduschih yuristov. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2022; № 1: 107-115.
5. Chernilovskij Z.M. Rimskoe chastnoe pravo: 'elementarnyj kurs. Moskva: Novyj yurist, 1997.
6. Shirokih S.V. Pravoprimenitel'naya kompetentnost' buduschih yuristov i kriterii ee sformirovannosti. Perspektivy nauki. 2022; № 2 (149): 197-200.
7. Reshenie № 2-347/2020 2-347/2020~M-345/2020 M-345/2020 ot 24 noyabrya 2020 g. po delu № 2-347/2020. Available at: https: //sudact.ru/regular/doc/DRPjhDxQm5o5/
Статья поступила в редакцию 19.05.23
УДК 377
Gilmiyarova D.Z., postgraduate, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF THE PROCESS OF TEACHING DISCIPLINES WITH THE USE OF METHODS AND MEANS AIMED AT DEVELOPING STUDENTS' CRITICAL THINKING. The article identifies pedagogical conditions that contribute to the development of students' critical thinking, as well as the formation of students' readiness to develop critical thinking their future pupils. A structural and functional model of the process of formation of future teachers' readiness to develop students' critical thinking is considered. The article describes the model, which includes target, methodological, content, organizational-activity, evaluation-diagnostic, result components, which are aimed at forming the readiness of future teachers of mathematics to develop
students' critical thinking. The article presents a program of development of students' readiness to develop critical thinking in their future pupils. The presented material allows to conclude that the preparation of future teachers to develop students' critical thinking is a necessary process nowadays, as this skill is necessary in the field of professional activity.
Key words: critical thinking, pedagogical direction, higher education, professional orientation, skills formation
Д.З. Гильмиярова, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье выявлены педагогические условия, способствующие развитию критического мышления студентов. Рассмотрена структурно-функциональная модель процесса формирования готовности будущих педагогов к развитию критического мышления обучающихся. В статье описывается модель, которая включает целевой, методологический, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-диагностический, результативный компоненты, которые направлены на формирование готовности будущих учителей математики к развитию критического мышления школьников. Разработана программа развития готовности студентов педагогических направлений к развитию критического мышления обучающихся. Представленный материал позволяет сделать вывод, что подготовка будущих учителей к развитию критического мышления обучающихся - необходимый процесс в настоящее время, так как данный навык является необходимым в поле профессиональной деятельности.
Ключевые слова: критическое мышление, педагогическое направление, высшее образование, профессиональная направленность, формирование навыков
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современное общество требует от личности таких качеств, которые будут способствовать эффективной профессиональной деятельности - последовательности и логичности, коммуникабельности и стрессоустойчивости, неординарности мыслительных процессов и творческой стороны развития личности. На сегодняшний день отмечается необходимость развития критического мышления. При организации образовательного процесса для будущих педагогов необходимо создать такие условия, которые будут способствовать развитию критического мышления. Данные условия необходимы для того, чтобы педагог впоследствии смог развивать критическое мышление обучающихся.
На сегодняшний день исследователями (В.И. Андреев, Л.П Вяткин, И.О. За-гашев, С.И. Заир-Бек, Н.В. Саяпин и др.) отмечается, что развитие критического мышления является одним из самых востребованных видов деятельности в системе профессионального образования, так как оно позволяет отделять нужную информацию от лишней, давать собственную оценку действительности сведений, а также идентифицировать происходящее вокруг. Актуальность темы исследования также объясняется тем фактом, что в системе высшего образования отсутствует планомерная и целенаправленная работы по развитию критического мышления студентов педагогических направлений, которое является необходимой способностью в современном мире.
Цель исследования заключалась в разработке актуальной структурно-функциональной модели, которая будет направлена на формирование готовности будущих педагогов развивать критическое мышление обучающихся.
Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи: изучить проблему исследования в психолого-педагогической, научной литературе, рассмотреть вопросы и понятия: критическое мышление, образовательный процесс, средства развития критического мышления, методы и формы работы по развитию критического мышления; разработать и научно обосновать структурно-функциональную модель готовности будущих педагогов к развитию критического мышления обучающихся; провести эксперимент по внедрению данной модели в образовательный процесс в системе высшего образования и дать оценку эффективности модели по развитию готовности будущих педагогов к работе по развитию критического мышления обучающихся.
Научная новизна заключается в том, что теоретически обоснована и апробирована структурно-функциональная модель процесса формирования профессиональной готовности будущих педагогов к развитию критического мышления обучающихся.
Теоретической базой исследования послужили работы о природе и методах развития критического мышления в отечественной и зарубежной литературе (А.В. Бутенко, И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, М.В. Кларин, Д. Клустер, К. Мередит и др.), труды, посвященные анализу структуре и содержанию профессиональной подготовки учителя, а также исследования по теории и методике преподавания математики (В.И. Арнольд, РМ. Асланов, М.И. Башмаков, Л.В. Виноградова, В.А. Пусев, В.А. Далингер и др.)
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная модель по формированию готовности будущих педагогов к развитию критического мышления обучающихся может быть адаптирована для различных специальностей в системе высшего образования и применяться в образовательном процессе. Эффективность результатов внедрения модели дает возможность ее применения в системе высшего образования. Подобранные методы и средства работы, направленные на развитие критического мышления, будут адаптированы для большинства дисциплин. На данном этапе мы можем отметить, что основным критерием в формировании готовности будущих педагогов к развитию критического мышления школьников будет выступать повышенный
уровень сформированности критического мышления у студентов, а также знания и навыки в применении методов и форм работы по эффективному развитию критического мышления.
В исследовании была разработана структурно-функциональная модель по формированию готовности будущих педагогов к развитию критического мышления учащихся. Исходя из этого, мы выводим определение термина «критическое мышление»: интеллектуальный процесс, который предполагает решение задач (ситуаций) с помощью анализа доступной информации, имеющихся знаний в определенной области, а также выдвижение гипотез и аргументированного мнения, которое основывается на законах логики и предполагает подтверждение фактами.
Проблема развития критического мышления студентов на ступени профессионального образования связана с недостаточностью системной работы по развитию критического мышления на этапе основной школы. Данный факт подтверждается в работах М.Л. Варлаковой, которая провела комплексный анализ учебно-методического комплекса по дисциплине «Физика» для основной школы с целью определения количества заданий, направленных на развитие критического мышления учащихся. Она отметила, что в учебниках наблюдаются отдельные задания, в которых прослеживается работа по развитию критического мышления, например, задачи на логику и анализ текстов, но данные задания не имеют единой системы. Было отмечено, что в учебниках отсутствуют задания, связанные с анализом дополнительной литературы [1, с. 27].
В основу моделирования профессиональной подготовки студентов к развитию критического мышления обучающихся на примере преподавания математических дисциплин в вузе системно закладываются:
- принципы научного познания, единства анализа и синтеза, интеграции и взаимодействия наук;
- идеи личностно ориентированного и компетентного обучения;
- психологические теории учебной деятельности, теории проблемного обучения.
Структура модели по формированию готовности будущих педагогов к развитию критического мышления состоит из основных компонентов, отображенных на рис. 1.
Здесь отмечаем, что были выделены три уровня сформированности критического мышления: начальный, средний, высокий. К начальному уровню мы относим студентов, которые обладают базовым набором знаний о мыслительной деятельности, умеют работать с текстовым материалом, решают задачи на базовом уровне. Средний уровень развития критического мышления добавляет к базовым знаниям и умениям навыки решения сложных задач путем поиска альтернативных вариантов решения, а также дискуссионную работу по заданной теме. Обучающиеся среднего уровня сформированности критического мышления готовы к научно-исследовательской деятельности, знают основные теоретические понятия, умеют выражать собственную позицию, подтверждая ее аргументами. Высокий уровень развития критического мышления предполагает умение использовать в ходе решения задач высшую мыслительную деятельность, неординарные способы решения задач, выдвигать предположения, производить глубокий анализ текстовой информации, вычленяя из нее необходимое [2 с. 310].
В ходе исследования на констатирующем этапе были проведены диагностические работы, которые определили уровень математических знаний обучающихся - 67% обладают низким уровнем математических знаний. Диагностические работы были предложены студентам педагогического направления по дисциплине «Математика». В исследовании приняли участие 136 студентов Сургутского государственного педагогического университета. Диагностические работы включали в себя тесты по математике на предмет теоретических знаний
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
фирм цроншше итовжхл и разливать критические мышление (формирование когнитивного компонента ПК; деятельностного компонента ПК; эмоционально-мотивацнонного компонента)
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
когнитивный компонент (усиогние компетенции педагога мат, дисциплин) деятельно стнын компонент (усвоение методических приемов развития Крит, мышления) эмоциоиально-мотноациошшй компонент (развитие эмоцнон. интеллекта)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ
интерактивные методы (усвоение методологии педагогического взаимодействия) формы организации учебного процесса овладение средствами обучения
Рис.1. Структурно-функциональная модельформирования готовности будущих педагогов к развитию критического мышления
по дисциплине, задачи и формулы с правилами. При анализе диагностических работ было определено, что совместно с низким уровнем математических знаний у студентов наблюдается низкий уровень сформированности критического мышления. Следовательно, мы можем предположить, что будущие педагоги не будут готовы к развитию критического мышления школьников.
Для повышения уровня математических знаний и уровня развития критического мышления мы предлагаем создание таких условий работы по формированию готовности будущих педагогов к развитию критического мышления школьников на базе высшего учреждения, которые будут способствовать задействованию высших мыслительных процессов обучающихся, а также готовить их к анализу и синтезу полученных материалов.
Программа работы предполагает комбинацию обязательных составляющих профессиональной подготовки будущего педагога, ориентированного на развитие критического мышления обучающихся через преподавание математики [3, с. 168]. Программа, которая была нами разработана, включает в себя определенные виды заданий и формы работы, которые впоследствии студент сможет применить в своей профессиональной деятельности.
На протяжении четырех месяцев в Сургутском государственном педагогическом университете мы внедряли определенные формы работы и средства, способствующие развитию критического мышления студентов. Для развития критического мышления на дисциплинах математики были реализованы такие формы работы, которые предполагали взаимодействие студентов во время учебных занятий.
При анализе данной программы мы определили, что наибольшую эффективность показали такие виды деятельности, как научно-исследовательская деятельность, связанная с теоретическими вопросами из математической области, а также дидактические игры с применением наглядного материала. Была организована научно-практическая конференция, которая предполагала выступление студентов с научно-исследовательскими работами по актуальным вопросам математики [4, с. 52].
В образовательный процесс, который был направлен на развитие критического мышления студентов, были включены задачи, требующие мышления высшего уровня. Была поставлена цель - добиться выработки собственных суждений обучающихся по заданной теме. Такая работа способствовала не только повышению математических знаний, но и развитию критического мышления. Мы отметили, что при высоком уровне развития критического мышления у студентов будет формироваться готовность к развитию критического мышления во время образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.
Целью экспериментальной работы была проверка гипотезы о формировании у будущих педагогов готовности к развитию критического мышления обучающихся при создании педагогических условий, которые будут обеспечивать эффективную реализацию структурно-функциональной модели, разработанной в ходе исследовательской деятельности.
Экспериментальная работа предполагала не только развитие математических знаний и навыков критического мышления, но и деятельность по формированию устойчивой положительной мотивации к проявлению критического мышления в ходе профессиональной деятельности. Для реализации данного условия были организованы семинарские занятия. В исследованиях С.И. Заир-Бека отмечено, что данная форма работы по развитию критического мышления в системе высшего образования будет наиболее эффективной, так как предполагает применение индивидуальной и групповой работы студентов с включением диалогических высказываний при обсуждении заданной темы или решении задач [5 с. 199]. При использовании таких форм работы будет формироваться самостоятельность мышления, которая считается одним из показателей сформирован-ности критического мышления. В исследованиях Кашапова М.М. сказано, что при организации групповой работы решение проблемы, вопроса или задачи будет происходить максимально эффективно, так как будет выдвигаться предположение, к нему добавляться аргументы, а также согласия и несогласия других участников группы [6, с. 91]. В ходе такой деятельности будет активизироваться внимание участников образовательного процесса, умственное напряжение, а также мыслительная активность, развиваться аналитическое мышление, готовность оценивать полученную информацию. Отметим, что данные навыки являются базовыми составляющими критического мышления.
В ходе экспериментальной работы на занятиях по математике регулярно проводились семинарские занятия, посвященные актуальным математическим вопросам. Формы работы, применяемые на занятиях, - дискуссия. Такая форма работы имеет наиболее высокую эффективность при формировании готовности будущих педагогов к развитию критического мышления, так как при обсуждении проблемного вопроса или решении задач обучающиеся высказывают различные точки зрения по теме/проблеме, которые могут быть как правильными, так и неправильными. В такой момент учитель всегда реализовывает мотивационный компонент структурно-функциональной модели, высказывая позицию о том, что существует множество мнений, но истинно верным будет являться одно. Такая позиция будет способствовать повышению интереса студентов к образовательному процессу, решению проблемного вопроса, подключению высших мыслительных процессов.
После опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика на предмет сформированности готовности будущих педагогов к развитию критического мышления учащихся общеобразовательной школы. Как и на первом этапе, была проведена диагностика уровня математических знаний студентов, которая показала, что он был повышен на 18%.
Был проведен опрос по теоретическим знаниям в области развития критического мышления. Студенты отвечали на вопросы о его сущности, методах и формах развития данной компетенции у школьников, приемах, которые наиболее эффективно будут развивать критическое мышление обучающихся. Данный опрос показал, что способы, которые применялись в ходе изучения математических дисциплин в вузе, показали свою эффективность не только в развитии критического мышления студентов, но и в формировании готовности будущих педагогов к развитию критического мышления школьников. Данный вывод был основан на результатах анализа вопросов опросника.
Таким образом, система работы, направленная на формирование готовности будущих учителей к развитию критического мышления обучающихся, должна быть основана на повышении качества знаний в предметной области, а также повышении уровня развития критического мышления самих студентов. На основе полученных знаний студенты смогут разработать систему заданий по развитию критического мышления школьников с применением изученного материала.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы формирования готовности будущих учителей к развитию критического мышления обучающихся мы видим в более детальном описании программы и разработке системы заданий по развитию рассматриваемой компетенции.
Библиографический список
1. Варлакова М.Л. Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения физике. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Курган: Курганский государственный университет, 2016.
2. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. Москва: Издательство МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.
3. Ставринова Н.И. Система формирования готовности будущих педагогов к исследовательской деятельности. Диссертация ... доктора педагогических наук: Сургут, 2006.
4. Топилина И.И. Образовательные технологии в высших учебных заведениях: курс лекций. Таганрог: Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова, 2013.
5. Волков Е.Н. Научение научному (критическому) мышлению и визуальная объективизация знаний: содержание, практика, инструменты. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016; № 2 (42): 199-203.
6. Кашапов М.М., Пошехонова Ю.В., Кашапов А.С. Инновационные образовательные технологии: учебник. Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2021.
References
1. Varlakova M.L. Razvitie kriticheskogo myshleniya uchaschihsya v processe obucheniya fizike. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kurgan: Kurganskij gosudarstvennyj universitet, 2016.
2. Fedorov A.V. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza. Moskva: Izdatel'stvo MOO VPP YuNESKO "Informaciya dlya vseh", 2007.
3. Stavrinova N.I. Sistema formirovaniya gotovnostibuduschih pedagogovkissledovatel'skojdeyatel'nosti. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk: Surgut, 2006.
4. Topilina I.I. Obrazovatel'nye tehnologii v vysshih uchebnyh zavedeniyah: kurs lekcij. Taganrog: Taganrogskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut im. A.P. Chehova, 2013.
5. Volkov E.N. Nauchenie nauchnomu (kriticheskomu) myshleniyu i vizual'naya ob ektivizaciya znanij: soderzhanie, praktika, instrumenty. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki. 2016; № 2 (42): 199-203.
6. Kashapov M.M., Poshehonova Yu.V., Kashapov A.S. Innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii: uchebnik. Yaroslavskij gosudarstvennyj universitet im. P.G. Demidova. Yaroslavl', 2021.
Статья поступила в редакцию 20.05.23
УДК 371
Gorobets D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE ISSUE OF THE DEVELOPMENT OF THE PERSONNEL POTENTIAL OF THE TEACHING STAFF OF A UNIVERSITY HOLDING. The article attempts to describe a modern integrated approach to the system of human resource development of the teaching staff of the university holding. From the standpoint of theory and practice, the elements and tasks of this system are considered, which rarely find themselves in the focus of attention: the development of social and personal, technological, technical, methodological competencies of teachers. The author concludes that the development of the potential of the teaching staff is a key task of the strategic development of the university holding at the present stage. It is necessary to revise the vision of the goals, objectives, structure of the university holding to develop the potential of the teaching staff. The key and priority element of the activities to develop the potential of the teaching staff of the university holding is the scientific and methodological growth of teachers, taking into account the advanced development in a dynamically changing world.
Key words: personnel potential of university holding, competence of teaching staff
Д.В. Горобец, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА УНИВЕРСИТЕТСКОГО ХОЛДИНГА
В статье предпринята попытка описания современного комплексного подхода к системе развития кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава университетского холдинга. С позиции теории и практики рассматриваются элементы и задачи этой системы, которые нечасто оказываются в фокусе внимания: развитие социальных и личных, технологических, технических, методических компетенций преподавателей. Автор делает вывод о том, что развитие потенциала профессорско-преподавательского состава является ключевой задачей стратегического развития университетского холдинга на современном этапе. Необходимо пересмотреть видение целей, задач, структуры деятельности университетского холдинга по развитию потенциала профессорско-преподавательского состава. Ключевым и приоритетным элементом деятельности по развитию потенциала профессорско-преподавательского состава университетского холдинга является научно-методический рост преподавателей с учетом опережающего развития в динамично меняющемся мире.
Ключевые слова: кадровый потенциал университетского холдинга, компетенции профессорско-преподавательского состава
Современная отечественная система профессионального образования столкнулась с вызовом необходимости инновационного обновления. Ее результатом должно стать такое наращивание потенциала университетов, которое обеспечивало бы опережающий характер подготовки специалистов с учетом тенденций развития науки, техники, социальных отношений и иное содержание образования, содействующее студентам в реализации себя в будущем [1-7].
Социально-экономические и политические реалии современного мира таковы, что инновационное качество высшего образования является стратегическим ресурсом, конкурентным преимуществом. Это также повышает уровень приоритетности и значимости трансформации отечественной системы профессионального образования.
В ответ на социальный вызов в системе отечественного высшего образования происходят изменения организационного, содержательного, методического характера, наращивается материально-технический потенциал. Одним из новых явлений стало появление университетских холдингов. Такие интегрированные образовательные модели по аналогии с холдингами в экономике позволяют аккумулировать ресурсы региона и способствовать ускоренной трансформации системы образования в регионах и на федеральном уровне. Но инновационный характер преобразований возможен только при условии опережающего развития
кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава. Эта задача является одной из самых актуальных, значимых для университетских холдингов и вместе с тем связанных с целым рядом острых проблем и противоречий.
Вышеизложенное указывает на потребность реализации комплексных и фундаментальных исследований в данном ключе. Так, целью данного исследования является освещение теории комплексного подхода к системе развития кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава университетского холдинга.
Основные задачи исследования видятся в следующем: анализ элементов и основных задач комплексного подхода к системе развития кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава университетского холдинга.
Методы исследования: Анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.
Научная новизна статьи заключается в разработке теоретических положений, методических и научно-практических рекомендаций по развитию потенциала профессорско-преподавательского состава университетского холдинга. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о значимости профессорско-преподавательского состава университетского холдинга. Практическая значимость состоит в направленности его результатов