Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное предпринимательство / компетентность в области социального предпринимательства / организационно-педагогические условия / проектная методика / учебная акселерация / social entrepreneurship / competence in the field of social entrepreneurship / organizational and pedagogical conditions / project methodology / educational acceleration

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожнёва Инга Владимировна

В последние годы значительное развитие получило социальное предпринимательство как условие формирования гражданского общества. Вовлеченность студенчества в данный процесс позволяет развивать социальную позицию личности, через нее человек входит в систему общественных отношений. И становится важным для формирования будущего педагога, который в процессе обучения должен стать социально-активной личностью, основной профессиональной функцией которого является воспитание личности ребенка, в том числе, его «социальную самоидентификацию». В статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования компетентности в области социального предпринимательства студентов педагогического университета. Ими являются: разработка и реализация модели формирования компетентности в области социального предпринимательства студентов педагогического университета, направленной на развитие социальных инноваций; разработка и реализация элективного курса «Социальное предпринимательство», который позволит развивать инновационность мышления и деятельности, получить знания о предпринимательской деятельности и возможности развития социальных инноваций как инструмента решения социальных проблем; применение проектной методики с использованием инновационных приемов и методов, способствующих формированию «осязаемого» результата. Модель имеет конкретную цель, задачи, элементы, компоненты, методы, критерии и показатели оценки компетентности в области социального предпринимательства студентов педагогического университета. Спроектирована на основе деятельного и технологического подхода, интегрирует совокупность содержательных модулей (целевой, методологический, содержательно-технологический и экспертный) и реализуется в логике очередности фаз (вдохновения, самоанализа и принятия мер). Содержательная часть второго условия складывается из трех составляющих: использование проектной методики позволяющей сочетать поисковую деятельность с усвоением готовых знаний; создание «осязаемым» продуктом в рамках курса «Социальное предпринимательство»; участие в реализации различных проектов, во внутренней и внешней среде педагогического университета. Курс «Социальное предпринимательство» реализуется в рамках элективного модуля «Дополнительные траектории профессионального развития» ОПОП Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). В основу курса заложена технология учебной акселерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF COMPETENCE IN THE FIELD OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

In recent years, social entrepreneurship has received significant development as a condition for the formation of civil society. The involvement of students in this process makes it possible to develop the social position of the individual, through which a person enters the system of social relations. And it becomes important for the formation of the future teacher, who in the learning process should become a socially active person, whose main professional function is to educate the child's personality, including his «social self-identification». The article discusses the organizational and pedagogical conditions for the formation of competence in the field of social entrepreneurship of students of the Pedagogical University. They are: development and implementation of a model for the formation of competence in the field of social entrepreneurship of students of the Pedagogical University, aimed at the development of social innovations; development and implementation of the elective course «Social Entrepreneurship», which will allow developing innovative thinking and activities, gaining knowledge about entrepreneurial activity and the possibility of developing social innovations as a tool for solving social problems; application of a project methodology using innovative techniques and methods that contribute to the formation of a “tangible” result. The model has a specific goal, objectives, elements, components, methods, criteria and indicators for assessing the competence in the field of social entrepreneurship of students of the Pedagogical University. Designed on the basis of an active and technological approach, it integrates a set of content modules (target, methodological, content-technological and expert) and is implemented in the logic of the sequence of phases (inspiration, introspection and taking action). The content of the second condition consists of three components: the use of a project methodology that allows you to combine search activities with the assimilation of ready-made knowledge; creation of a «tangible» product within the framework of the «Social Entrepreneurship» course; participation in the implementation of various projects, in the internal and external environment of the Pedagogical University. The course «Social Entrepreneurship» is implemented as part of the elective module «Additional trajectories of professional development» of the OBOR Pedagogical education (with two training profiles). The course is based on the technology of educational acceleration.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 18. С. 77-86. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 18. P. 77-86.

Научная статья УДК 378.095.016

doi: 10.24412/2712-827Х-2024-18-77-86

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Инга Владимировна Рожнёва

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, rozhnyova_iv@p spu.ru

Аннотация. В последние годы значительное развитие получило социальное предпринимательство как условие формирования гражданского общества. Вовлеченность студенчества в данный процесс позволяет развивать социальную позицию личности, через нее человек входит в систему общественных отношений. И становится важным для формирования будущего педагога, который в процессе обучения должен стать социально-активной личностью, основной профессиональной функцией которого является воспитание личности ребенка, в том числе, его «социальную самоидентификацию». В статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования компетентности в области социального предпринимательства студентов педагогического университета. Ими являются: разработка и реализация модели формирования компетентности в области социального предпринимательства студентов педагогического университета, направленной на развитие социальных инноваций; разработка и реализация элективного курса «Социальное предпринимательство», который позволит развивать инновационность мышления и деятельности, получить знания о предпринимательской деятельности и возможности развития социальных инноваций как инструмента решения социальных проблем; применение проектной методики с использованием инновационных приемов и методов, способствующих формированию «осязаемого» результата. Модель имеет конкретную цель, задачи, элементы, компоненты, методы, критерии и показатели оценки компетентности в области социального предпринимательства студентов педагогического университета. Спроектирована на основе деятельного и технологического подхода, интегрирует совокупность содержательных модулей (целевой, методологический, содержательно-технологический и экспертный) и реализуется в логике очередности фаз (вдохновения, самоанализа и принятия мер). Содержательная часть второго условия складывается из трех составляющих: использование проектной методики позволяющей сочетать поисковую деятельность с усвоением готовых знаний; создание «осязаемым» продуктом в рамках курса «Социальное предпринимательство»; участие в реализации различных проектов, во внутренней и внешней среде педагогического университета. Курс «Социальное предпринимательство» реализуется в рамках элективного модуля «Дополнительные траектории профессионального развития» ОПОП Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). В основу курса заложена технология учебной акселерации.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, компетентность в области социального предпринимательства, организационно-педагогические условия, проектная методика, учебная акселерация.

Для цитирования: Рожнёва И. В. Организационно-педагогические условия формирования компетентности в области социального предпринимательства студентов педагогического университета // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 18. С. 77-86. https://doi.org/10.24412/2712-827Х-2024-18-77-86

Original article

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF COMPETENCE IN THE FIELD OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

Inga V. Rozhneva

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, [email protected]

© Рожнёва И. В., 2024

Abstract. In recent years, social entrepreneurship has received significant development as a condition for the formation of civil society. The involvement of students in this process makes it possible to develop the social position of the individual, through which a person enters the system of social relations. And it becomes important for the formation of the future teacher, who in the learning process should become a socially active person, whose main professional function is to educate the child's personality, including his «social self-identification». The article discusses the organizational and pedagogical conditions for the formation of competence in the field of social entrepreneurship of students of the Pedagogical University. They are: development and implementation of a model for the formation of competence in the field of social entrepreneurship of students of the Pedagogical University, aimed at the development of social innovations; development and implementation of the elective course «Social Entrepreneurship», which will allow developing innovative thinking and activities, gaining knowledge about entrepreneurial activity and the possibility of developing social innovations as a tool for solving social problems; application of a project methodology using innovative techniques and methods that contribute to the formation of a "tangible" result. The model has a specific goal, objectives, elements, components, methods, criteria and indicators for assessing the competence in the field of social entrepreneurship of students of the Pedagogical University. Designed on the basis of an active and technological approach, it integrates a set of content modules (target, methodological, content-technological and expert) and is implemented in the logic of the sequence of phases (inspiration, introspection and taking action). The content of the second condition consists of three components: the use of a project methodology that allows you to combine search activities with the assimilation of ready-made knowledge; creation of a «tangible» product within the framework of the «Social Entrepreneurship» course; participation in the implementation of various projects, in the internal and external environment of the Pedagogical University. The course «Social Entrepreneurship» is implemented as part of the elective module «Additional trajectories of professional development» of the OBOR Pedagogical education (with two training profiles). The course is based on the technology of educational acceleration.

Keywords: social entrepreneurship, competence in the field of social entrepreneurship, organizational and pedagogical conditions, project methodology, educational acceleration.

For citation: Rozhneva I. V. Organizational and pedagogical conditions for the formation of competence in the field of social entrepreneurship of pedagogical University students. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;18:77-86. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-18-77-86

Введение

В последние годы значительное развитие получило социальное предпринимательство как условие формирования гражданского общества. Вовлеченность молодежи в данный процесс позволяет развивать социальную активность личности, проявлять гражданскую позицию. Считаем, что данные качества чрезвычайно важны для формирования будущего педагога, который в процессе обучения должен стать не только социально-активной личностью, но и сформировать профессионально-значимые качества будущего педагога, основной профессиональной функцией которого является воспитание личности ребенка, в том числе, его «социальную самоидентификацию» [Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 года № 287].

В условиях формирования гражданского общества и растущего значения для экономики страны социального предпринимательства в педагогическом университете отсутствуют организационно-педагогические условия, формирующие компетентность в области социального предпринимательства субъекта.

В контексте нашего исследования мы рассматриваем «организационно-педагогические условия» как совокупность компонентов (внешних и внутренних) образовательного процесса, которые обеспечат создание образовательной среды для осуществления упорядоченного и направленного развития компетентности в области социального предпринимательства студентов педагогического университета [Демидова 2012; Ипполитова 2012: 8; см. о педагогическо моделировании [Козырев, Козырева 2015; Панфилова 2013; Хуторской 2017].

Основная часть

Мы предположили, что организационно-педагогические условия, которые позволят реализовать формирование компетентности в области социального предпринимательства, являются: разработка и реализация модели формирования компетентности в области социального предпринимательства студентов педагогического университета, направленной на развитие социальных инноваций; разработка и реализация элективного курса «Социальное предпринимательство», который позволит развивать инновационность мышления и деятельности, получить знания о предпринимательской деятельности и возможности развития социальных инноваций как инструмента решения социальных проблем; применение проектной методики с использованием инновационных приемов и методов, способствующих формированию «осязаемого» результата.

Социальный заказ:

ФГСС ВО-^.Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной поелпринимательской инициативы», На1^иональный проек- «Обоазааание«, ФЭ •Об образовании э РФ», пдсс в&сиегс педагоги-ес-чэгс образования. ©з «С развитии малого и среднего предпринимательства a PG>», Запрос на со_1иалпные изменения общистав, увел имением значимости для экономики страны субъектов малого и среднего предпринимательства, диффеоенц^ация рафика труда.

Целевой блок

Цель:

формирование компетентности в области социального п реп^ ои н и мател ьсггва студента в педагогического университета

ФФ

Задачи:

активизации пролесссв формирования компетентности в облзс-и ссциэ.-ьнсчэ поедтр/нимвтелвствэ студентов инструмента посссение более гибкой кар^есной траектории в течение всей жизни;

подбор и иопольэрва-ие актуальна* форм и методов обуче-ия. посэеде-ние диагностики результатов деител ьности

4

Содержательно-технологи чес кий блок

фазы

Вдохновения (ори вита цион но » п рос в ет ител ос <а а;

Самоанализ (проектная)

Принятие мер (продуктовая)

компоненты

И НПО ВВЦИОН Н О' деятел ьни й компонент

Ценносгно-смыеловой

КОГНИТИВН&1Й компонент

ОСЭниЭЭЦИОННО-

уп р а вл е нчес к и й компонент

Методы, средства и формы:

Диагностические: -встиосээние, -абласение экспеот-эя сценка

Формирующие: методология HAD , учебная акселерация проектный метод ментальные кап~ь, структур * рева ннре лекции и экслертнье оиенки,

ш

Оценочный (экспертный) блок

Стартовый уровень

уровни

Продуктовый уровень

Продвинутый уровень

Критерии и показатели

Функциональный критерий Социальный критерий Когнитивной критерий Личные ВОЗМОЖНОСТИ

И дентифи каиия ерга-изациончо-упаа влвнческихзадач Решение организационно-управле-нчеекихзадан Лидерства, способность эффективно еэаимодейс-заватз с пвшиерами и командой Цвг-ИОСГНЭЯ ориентация знания в области социального п репиоател ьства Владение уценивми реализации бизнес-процессов и социальной оаботы Направленность на успех и « н оаэчио нносгэ

Результат: Сформированная компетентность в области социального предпринимательства студентов педагогического университета

Рисунок 1. Модель формирования компетентности в области социального предпринимательства студентов педагогического университета

Первое организационно-педагогическое условие - разработка и реализация модели формирования компетентности в области социального предпринимательства студентов педагогического университета, направленной на развитие социальных инноваций. Модель имеет конкретную цель, задачи, элементы, компоненты, методы, критерии и показатели оценки компетентности в области социального предпринимательства студентов педагогического университета. Спроектирована на основе деятельного и технологического подхода, интегрирует совокупность содержательных модулей (целевой, методологический, содержательно-технологический и экспертный) и реализуется в логике очередности фаз (вдохновения, самоанализа и принятия мер) (рис. 1). Технологический подход в образовательном процессе предполагает использование современных технологий, методов и инструментов, направленных на повышение качества обучения и улучшение его результатов. Реализация технологического подхода в формировании компетентности студентов педагогического университета в области социального предпринимательства включает следующие этапы:

1. Анализ образовательных потребностей студентов, исходя из которых формируется программа элективного курса «Социальное предпринимательство».

2. Формирование программы элективного курса и выбор наиболее подходящей технологии обучения - учебная акселерация и проектный метод.

3. Организация обучения в соответствии с выбранной технологией: проведение комбинированных занятий (сессии, включающие структурированную лекцию и работу в номинальных группах (командах) и организация межсессионного периода с организацией «полевых работ» - тестирование гипотез на рынке.)

4. Оценка достигнутых результатов обучения, установление соответствия целевых задач и «осязаемых» результатов. Оценка проводится при помощи метода экспертной оценки.

Все этапы технологического подхода при формировании компетентности в области социального предпринимательства студентов педагогического университета направлены на развитие участников обучения и на получение навыков, умений и знаний, необходимых для эффективной работы в области социального предпринимательства, позволяют студентам работать в интерактивной, эффективной и многообразной учебной среде, учитывать особенности студентов, предоставляет возможности рационального использования времени и ресурсов.

Деятельный подход для формирования компетентности в области социального предпринимательства может включать следующие этапы:

1. Изучение теоретических основ социального предпринимательства, а также его особенностей, ценностей и целей.

2. Проведение исследования социальных проблем и потребностей в выбранной области, а также изучение лучших практик, которые могут быть использованы для решения этих проблем.

3. Выбор социальной миссии и разработка бизнес-плана для создания социального предприятия.

4. Проведение реального проекта социального предприятия, включающего оценку рынка, бюджетирование, управление финансовыми ресурсами, маркетинг и продажи.

5. Анализ результатов проекта и оценка его эффективности.

6. Развитие навыков социальной ответственности, лидерства и командной работы в рамках социального предпринимательства.

7. Проведение рефлексии и самооценки для определения улучшений и развития дальнейших планов действий.

Такой подход позволяет не только получить теоретические знания, но и применить их на практике, развивая навыки и компетенции, необходимые для успешной реализации социальных проектов.

В модели условно выделены уровни сформированности компетентности в области социального предпринимательства студентов педагогического университета.

Описание фаз формирования компетентности в области социального предпринимательства студентов педагогического университета приведено в Таблице 1.

В фазе вдохновения студенты педагогического университета посещали образовательные экскурсии к социальным предпринимателям, которые реализуют проекты: «Экотакси», «Матрешка», «Сделано бобрами» и организациям инфраструктуры поддержки СМСП и СОНКО: Корпорация развития МСП и Ресурсный центр СОНКО Пермского края, где студенты смогли узнать об инструментах поддержки для социальных предпринимателей (финансовой, имущественной, консультативной, экспертной, образовательной и инфраструктурной).

Таблица 1. Фазы формирования компетентности в области социального предпринимательства студентов педагогического университета

Фаза Деятельность преподавателя Деятельность студента Инструменты

Вдохновения (ориентационно-просветительская фаза) Информирует студентов о социальном предпринимательстве и проблемах, с которыми оно сталкивается, и позволяет им встретиться с реальными социальными предпринимателями и получить представление о насущных социальных проблемах общества. Мотивирует студентов на участие в проектных мероприятиях, как внешних, так и внутренних. Поиск предмета удовлетворения ценностной потребности Актуализация знаний и умений для удовлетворения ценностной потребности Генерация идей Образовательные экскурсии к социальным предпринимателям и организациям инфраструктуры поддержки СМСП Пермского края; Посещение мастер-классов, проводимых социальными предпринимателями Ментальные карты Саморефлексия

Фаза Деятельность преподавателя Деятельность студента Инструменты

Самоанализа (проектная фаза) Организация работы студентов по актуализации элементов модели социального воздействия в рамках проектной методики Организация экспертной поддержки Организация мероприятий по командному и партнерскому взаимодействию Групповая рефлексия Студенты работают над своими профилями, узнают о своих сильных сторонах и определяют важную для них социальную проблему. Участвует в проектных мероприятиях Получает навыки командного и партнерского взаимодействия Индивидуальная рефлексия Саморефлексия. Тренинги Участи в проектной деятельности педагогического университета Экспертная поддержка (педагоги, предприниматели, специалисты НКО, выпускники, студенты) Исследования (наблюдение, опросы, интервью) Работа в команде Метод учебной акселерации

Принятия мер (продуктивная фаза) Организация работы студентов по структурирование бизнес-модели и модели социального воздействия своего проекта. Организация экспертной поддержки. Групповая рефлексия. Разрабатывают социальный предпринимательский проект. Индивидуальная рефлексия. Коррекция собственной деятельности. Экспертная поддержка Методы проектирования Учебная акселерация Работа в команде

В фазе вдохновения студенты педагогического университета посещали образовательные экскурсии к социальным предпринимателям, которые реализуют проекты: «Экотакси», «Матрешка», «Сделано бобрами» и организациям инфраструктуры поддержки СМСП и СОНКО: Корпорация развития МСП и Ресурсный центр СОНКО Пермского края, где студенты смогли узнать об инструментах поддержки для социальных предпринимателей (финансовой, имущественной, консультативной, экспертной, образовательной и инфраструктурной). Студенты анализировали бизнес-модели социальных предпринимателей по структуре (целевые группы, ценностное предложение, технология, взаимодействие с клиентом, входящие и исходящие денежные потоки). Наблюдали за командой социального предприятия и брали интервью у основателей, чтобы оценить мотивы и побуждения социального предпринимателя. В целом, в данной фазе предметом рефлексии участников является удовлетворение ценностных потребностей, возможность участия в социально-предпринимательских проектах для собственного развития. Студентам было предложено ответить на вопросы мини-интервью. Все участники оставили положительные отзывы по итогам экскурсий. Отметили, что «мир социального предпринимателя, это новый для них мир».

Елизавета Щ.: «Мне было удивительно узнать, что люди разделяют и сортируют мусор»

Полина Г. «Я вдохновлена силой команды и возможностью получить партнерскую поддержку бесплатно».

Александр М. «Меня поразила возможность зарабатывать деньги, но при это решать социальные проблемы».

Фаза вдохновения или мотивационно-просветительская фаза повлияла на формирование ценностных установок, ориентацию на социальные ценности и мотивацию к проектной деятельности. В проектной фазе или самоанализе студенты работали над своими профилями, узнавали о своих сильных сторонах и определяли важную для них социальную проблему, получали навыки построения и удержания команды, искали и находили партнеров. Проводили исследования проблем потенциальных целевых групп опираясь на свой опыт, опыт группы и приобретённых знаний и впечатлений фазы вдохновения. Формулировали ценностное предложение, тестировали его и если гипотеза не подтверждалась возвращались на шаг или два назад, если подтверждалась, то двигались дальше к следующей фазе. Так же, студенты участвовали в проектной деятельности во внешней и внутренней среде университета. Во внутренней среде - это использование проектного метода в рамках изучаемых дисциплин и учебных «проектно-технолитических» практик. Во внешней среде -это написание проектов на региональные и федеральные конкурсы. В продуктовой фазе или фазе принятия мер, студенты искали решения для выявленных в ходе исследований проблем. Решения формировались в социально-предпринимательские проекты. Среди разработанных проектов можно выделить: «Гончарная мастерская «Эстетика» - ремесленная мастерская, в которой обучаются ремеслу и работают молодые люди с ограниченными возможностями движения. Команда проекта проработала и протестировала минимальный жизнеспособный продукт - мастер-классы по гончарному ремеслу.

Второе организационно-педагогическое условие - применение проектной методики с использованием инновационных приемов и методов, способствующих формированию «осязаемого» результата.

Е. С. Полат даёт следующее определение методу проектов: «Метод проектов -педагогическая технология, ориентированная на интеграцию фактических знаний, а не на их применение, приобретение новых» [Полат 2000: 3]. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат. Чтобы добиться такого результата, студенты самостоятельно находят и решают проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивают способности прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Результаты выполненных проектов «осязаемы». Все это студенты делают, проходя через три фазы содержательно-технологического блока модели. Содержательная часть данного условия складывается из трех составляющих. (рис. 2). Во-первых, использование проектной методики позволяет сочетать поисковую деятельность с усвоением готовых знаний. Например, используются методология HADI - циклически повторяющийся процесс проверки идей влияющих на улучшение ключевых показателей проекта, на учебных дисциплинах: «Основы предпринимательства», «Маркетинг», «Социальное предпринимательство». Работу HADI-цикла, на примере дисциплины «Маркетинг» при реализации метода проектов описывали ранее [Рожнёва 2019].

Во-вторых, «осязаемым» продуктом проектирования становится минимальный жизнеспособный продукт (МЖС), создаваемый в рамках элективного модуля «Социальное предпринимательство». Так, например, в студенческом проекте «Научно-образовательный центр им. Ж. Кювье» был разработан МЖП - Экспресс-курс «Мир живой природы. Растения» (5 занятий), который нацелен на сегмент: родители школьников, заинтересованные в продуктивном досуге ребенка, развитии его по дополнительным траекториям естественно-научного профиля и озабоченные его будущим. Решает проблему родителей: низкая мотивация ребенка к науке и отсутствие заинтересованности естественнонаучным профилем обучения. Экспресс-курс выстроен в логике: краткая структурированная лекция - определение исследуемого предмета (семена) - определение методики (определение всхожести семян и энергии прорастания) - эксперимент - оценка результата. Курс удобен в использовании для целевого сегмента, так как ребенок занят во внеурочное время, занятия имею продуктивный характер, не требуется участие родителя, короткий курс дает возможность попробовать продукт НОЦ, но не опустошает кошелек потребительского сегмента. Доставляет удовольствие - осознанием родителя, что воспитывает «ученого».

В-третьих, студенты участвуют в реализации различных проектов, как во внутренней среде, так и внешней среде педагогического университета. Например, во внутренней среде студенты университета становятся участниками проектных команд Центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации им. А. А. Фридмана» ПГГГПУ в рамках «Летней проектной школы «TESTO».

Во внешней среде, разработка и реализация проектов в рамках грантового конкурса Росмолодежи среди образовательных организаций высшего образования (2022,2023). Участие в конкурсе «Студенческий стартап» (2022,2023) является частью Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», Фонда грантов губернатора (2023), «Моя страна- моя Россия» (2019,2022) «Я в деле» (2023) и другие с проектной составляющей.

Третье организационно-педагогическое условие - разработка и реализация элективного курса «Социальное предпринимательство», который позволит развивать инновационность мышления и деятельности, получить знания о предпринимательской деятельности и возможности развития социальных инноваций как инструмента решения социальных проблем. Курс «Социальное предпринимательство» реализуется в рамках элективного модуля «Дополнительные траектории профессионального развития» основной профессиональной образовательной программы 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Объем комплексного модуля - 5 ЗЕ, в том числе дисциплина - 4 ЗЕ, практика по модулю - 1 ЗЕ. Форма промежуточной аттестации -комплексный компетентностно-ориентированный экзамен. В основу курса заложена технология учебной акселерации и методология HADI. Данная методология вошла в основу образовательных программ инкубаторов и акселераторов всего мира, таких как Y Combinator, 500 Startups, бизнес акселератор МГУ, акселератор ФРИИ и т. д. За основу взят цикл Деминга PDSA (англ. Plan-Do-Study-Act). [Голубев 2017]. Методология HADI обеспечивает постоянное тестирование гипотез о параметрах проектов на практике и принятие любых управленческих решений на основе реальной обратной связи от целевых аудиторий проекта, а не просто на основе представлений инициаторов проекта о его оптимальном дизайне [Рожнёва 2019].

Технология учебной акселерации включает в себя использование современных образовательных и тренинговых технологий, таких как ментальные карты, игровые технологии, номинальные группы со сменным составом, панельные дискуссии, «активное слушание», демо-дни и др. Она обеспечивает ускоренное накопление знаний с одновременным формированием умений и владений непосредственно через практический опыт взаимодействия, за счет быстрой проверки выдвинутых гипотез в «полевых условиях» на реальном рынке, фокусируясь на наиболее важных и эффективных аспектах, а также дает возможность расти «друг за друга» [Рожнёва 2011, 2015]. Занятия проходят в формате сессий. Структура занятия включает: получение новых знаний по блоку, структурирование бизнес-модели и модели социального воздействия своего проекта, обсуждение проекта с другими участниками в группах со сменным составом, получение обратной связи (суждений, уточняющих вопросов), получение обратной связи от эксперта в лице тренера-преподавателя. (рис. 3)

Модель Целевые рынки и

социального развития ценностное предложение

• Знакомство

■ Генерация идей

■ Гипотеза проблемы

- Описание продукта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Показатели проекта

Методика/приемы; 1 Ментальные карты 2. Работав чикрогруппах со

сменным ссстаном Ъ. Индиэндуальнаи работа

«основателя^ или команды 4. Структурированная лекция

Панельная дискуссия 6. Г рул п овая рефлекс и я

Полевые исследования

• Опросы

■ Наблюдения

■ Данные открытых источников

■ Интервью

J

■ Методы исследования

* Целевые группы

■ Целевая аудитория

* Ценностное предложение

Методика/приемы;

1. Ментальные карты

2. Работа в мккрогруппал со сменным составом

3. Индивидуальная работа «оснозателя» или команды

4. Структурированная лекция 5 Панельная дискуссия

6. Групповая рефлексия

Полевые исследования

* Опросы

• Наблюдения

* Данные открытых источников

• Интервью

Развитие проектов и формирование команды

Финансовое планирование

Демо-день со

Стратегии развития

Формирование

команды

Масштабирование

Полевые исследования

Входящие и исходящие денежные потоки Инвестиции, гранты, субсидии

Стартовые затраты

Рисунок 3. Логика элективного курса «Социальное предпринимательство»

Курс реализуется в течение одного семестра.

1 сессия (2 пары): генерация идей, детекция проблемы проектам Межсессийонный период (1 неделя): детекция проблемы проектам

2 сессия: формирование гипотез. Разработка планов действий по проверке гипотез. На первых сессиях гипотезы формулируются на основе предыдущего опыта участников и

специальным образом структурированной теоретической базы, необходимой для проработки основных компонентов проекта; в дальнейшем основой для разработки гипотез становятся результаты «полевой» работы.

Межсессионный период (1 неделя): тестирование гипотез через практические действия: опросы целевых групп, интервью, анализ открытых источников (социальные сети, тематические сайты, сайты аналитики).

3 сессия: анализ результатов обратной связи от целевых аудиторий и формирование нового видения деятельности (новые гипотезы и/или уточнения и детализации параметров проекта), проверке которых будет посвящён период до следующей сессии.

Межсессионный период (1 неделя): составление портрета ЦА с использованием инструментов исследования (опрос, интервью, наблюдение) и данных из открытых источников (социальные сети, федеральная служба государственной статистика, открытые мониторинги и анализы отрасли, тематические сайты, информационные ресурсы конкурентов, сервис подбора ключевых слов от Яндекса).

За обучение по курсу может пройти несколько циклов трансформации проектов, в рамках каждого из которых происходит более глубокое понимание модели проекта, чёткое позиционирование услуг, точное определение целевых аудиторий и их запросов к услугам. [Рожнёва 2019]

Модель сессий по теме: «Целевые группы и ценностное предложение» представлена в таблице 2. Общее время 190 минут (вкл. перерыв).

Таблица 2. Модель (технологическая карта) сессии. Тема: Целевые группы и ценностное предложение

№ п/п Этапы занятия Время, мин. Задачи, решаемые на этапе Содержание этапа Формы, методы и средства обучения Предполагаемый результат

1 Разминка 10 Создать благоприятные условия для взаимодействия преподавателя и студентов Приветствие, упражнение «Знакомств» Фронтальная Выполнение упражнения вместе с группой Положительный эмоциональный фон Готовность студентов к работе

2 Структурирован ная лекция 30 Формирование знаний о целевой аудитории Изложение нового материала в форме беседы с демонстрацией слайдов Фронтальная, Живое слово преподавателя, Средства наглядности Познавательный интерес к теме.

3 Индивидуальная работа 10 Выдвижение гипотезы относительно портрета ЦА Организация индивидуальной работы по формулированию гипотезы, консультирование, формулирование задания. Индивидуальная Выдвинутая гипотеза ЦА по своему проекту

4 Работа в малых группах 15 Проговаривание своей гипотезы ЦА, задавание вопросов, высказывание суждений Организация работы студентов в непостоянных малых группах, формулирование задания, консультирование студентов. Групповая Экспертиза от малой группы.

5 Панельная дискуссия 15 Трансляция результатов индивидуально и групповой работы Развитие презентационных навыков Высказывание суждений Публичная презентация гипотезы целевой аудитории Фронтально-групповая Живое слово преподавателя Осознание результатов. Экспертиза от преподавателя и группы

6 Перерыв 15

7 Структурированная лекция 30 Формирование знаний о ценностном предложении Изложение нового материала в форме беседы с демонстрацией слайдов Фронтальная, Живое слово преподавателя, Средства наглядности Познавательный интерес к теме.

8 Индивидуальная работа 10 Выдвижение гипотез относительно ценностного предложения Организация индивидуальной работы, консультирование, формулирование задания. Индивидуальная Выдвинута гипотеза относительно ценностного предложения для ЦА

9 Работа в малых группах 15 Проговаривание своей гипотезы ценностного предложения, задавание вопросов другим, высказывание суждений Организация работы студентов в непостоянных малых группах, формулирование задания, консультирование студентов. Групповая Экспертиза от малой группы.

10 Панельная дискуссия 15 Трансляция результатов работы Развитие презентационных навыков Высказывание суждений Публичная презентация ценностного предложения Организация работы студентов Фронтально-групповая Живое слово преподавателя Осознание результатов. Экспертиза от преподавателя и группы

№ п/п Этапы занятия Время, мин. Задачи, решаемые на этапе Содержание этапа Формы, методы и средства обучения Предполагаемый результат

11 План работы до следующего занятия (межсессионный) 10 Мотивация студентов на выполнение задания с целью усвоения приобретенных знаний и проверки выдвинутых гипотез относительно ЦА Провести исследование ЦА (методы: опрос, наблюдение, интервью, открытые источники) и сформулировать ценностное предложение Фронтальная, Живое слово преподавателя, Средства наглядности Готовность студентов к самостоятельной работе по проверке выдвинутых гипотез

12 Подведение итогов, рефлексия 12 Оценка эмоционального состояния студентов и преподавателя Оценка готовности идти дальше (метод шкалирования) Экспресс-тест Благодарности Фронтально-групповая Живое слово преподавателя Усвоение знаний и навыков Положительные впечатления от занятия

Интеграция организационных и педагогических условий обеспечивает создание концептуальной основы для формирования компетентности в области социального предпринимательства студентов педагогического университета. (таб. 3)

Таблица 3. Концептуальная основа для формирования компетентности в области _социального предпринимательства студентов_

№ Описание организационно-педагогических условий Результат

1 Разработка и реализация модели формирования компетентности в области социального предпринимательства студентов педагогического университета, направленной на развитие социальных инноваций. Проект модели /Социальные инновации

2 Разработка и реализация элективного курса, который позволит развивать инновационность мышления и деятельности, получить знания о предпринимательской деятельности и возможности развития социальных инноваций как инструмента решения социальных проблем. Инновационное мышление, знание о деятельности, приносящей прибыль и способах решения социальных проблем

3 Применение проектной методики с использованием инновационных приемов и методов, способствующих формированию «осязаемого» результата. Минимальный жизнеспособный продукт. Подтверждение/ опровержение промежуточной гипотезы

Заключение

Компетентность в области социального предпринимательства студентов педагогического университета является значимым профессиональным качеством выпускников университета. Формирование компетентности в области социального предпринимательства студентов реализовано моделью фазного формирования, обеспеченной совокупностью организационно-педагогических условий: насыщение в фазе вдохновения, проектирование и работа над собой в проектной фазе, решение проблем и создание продуктов в продуктовой фазе.

Список литературы

1. Голубев С. В., Славгородская М. Ю. Акселерационные программы: международный и российский опыт // Фонд социальных инвестиций. 2017. URL: https://www.soc-invest.m/wp-content/uploads/2017/07/2.-%D0%90%D0%9F.pdf (дата обращения: 10.12.2019).

2. Демидова Г. А. Организационно-педагогические условия формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования. Новосибирск : Сибирская ассоциация консультантов, 2012, 200 с.

3. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14.

4. Козырев Н. А., Козырева О. А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 1110-1114.

5. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М. : Академия, 2013. 191 с.

6. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10.

7. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями на 8 ноября 2022 года) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.07.2021. URL: https://docs.cntd.ru/document/607175848?section=text (дата обращения: 20.05.2023).

8. Рожнева И. В. Синергетические основания проектной деятельности // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 1. С. 106-112.

9. Рожнева И. В., Судакова А. А., Бабина Е. С. К вопросу формирования общих компетенций, на примере специальности «Коммерция» // Социальные науки. 2015. № 6(9). С. 55-62.

10. Рожнева И. В. Тренинги как элемент личностного развития и формирования ключевых компетенций выпускников // Современная педагогика: методология, теория, практика : Материалы II Международной заочной научно-практической конференции, Чебоксары, 19 сентября 2011 года / Чувашское отделение Академии

педагогических и социальных наук, Академия наук Чувашской республики, Чувашский государственный педагогический университет, Научно-исследовательский институт педагогики и психологии; Редакционная коллегия: И. В. Павлов, Л. Ю. Сироткин, М. В. Волкова, Л. А. Краснова. Чебоксары : Научно-исследовательский институт педагоги и психологии, 2011. С. 128-133.

11. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 85-91.

References

1. Golubev S. V., Slavgorodskaya M. Yu. Akseleratsionnye programmy: mezhdunarodnyy i rossiyskiy opyt [Acceleration programs: international and Russian experience]. Fond sotsial'nykh investitsiy [Social Investment Fund]. 2017. (In Russ.). Available at: https://www.soc-invest.rU/wp-content/uploads/2017/07/2.-%D0%90%D0%9F.pdf (accessed: 10.12.2019).

2. Demidova G. A. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya liderskogo potentsiala menedzhera sotsial'no-trudovoy sfery v refleksivnoy srede dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Organizational and pedagogical conditions for the formation of the leadership potential of a manager in the social and labor sphere in a reflective environment of additional professional education]. Novosibirsk, Sibirskaya assotsiatsiya konsul'tantov, 2012, 200 p. (In Russ.).

3. Ippolitova N. V., Sterkhova N. S. Analiz ponyatiya «pedagogicheskie usloviya»: sushchnost', klassifikatsiya [Analysis of the concept of "pedagogical conditions": essence, classification]. General and Professional Education. 2012, no 1, pp. 8-14. (In Russ.).

4. Kozyrev N. A., Kozyreva O. A. Spetsifika i vozmozhnosti pedagogicheskogo modelirovaniya v protsesse ispol'zovaniya tekhnologii sistemno-pedagogicheskogo modelirovaniya v vuze [Specifics and possibilities of pedagogical modeling in the process of using the technology of systemic pedagogical modeling at a university]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii [Modern scientific research and innovation]. 2015, no 12 (56), pp. 1110-1114. (In Russ.).

5. Panfilova A. P. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii. Aktivnoe obuchenie [Innovative pedagogical technologies. Active learning]. Moscow, Akademiya, 2013, 191 p. (In Russ.).

6. Polat E. S. Metod proektov na urokakh inostrannogo [Project method in foreign language lessons]. Inostrannyeyazyki v shkole [Foreign languages at school]. 2000, no 2, pp. 3-10. (In Russ.).

7. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31.05.2021 goda № 287 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya» (s izmeneniyami na 8 noyabrya 2022 goda) [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 No. 287 "On approval of the federal state educational standard of basic general education" (as amended on November 8, 2022)]. Ofitsial'nyy internet-portal pravovoy informatsii www.pravo.gov.ru [Official Internet portal of legal information www.pravo.gov.ru]. 05/07/2021. (In Russ.). Available at: https://docs.cntd.ru/document/607175848?section=text (accessed: 20.05.2023).

8. Rozhneva I. V. Sinergeticheskie osnovaniya proektnoy deyatel'nosti [Synergetic foundations of project activities]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 3. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki [Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series No. 3. Humanities and social sciences]. 2019, no 1, pp. 106-112. (In Russ.).

9. Rozhneva I. V., Sudakova A. A., Babina E. S. K voprosu formirovaniya obshchikh kompetentsiy, na primere spetsial'nosti «Kommertsiya» [On the issue of developing general competencies, using the example of the specialty "Commerce"]. Sotsial'nye nauki [Social sciencies]. 2015, no 6(9), pp. 55-62. (In Russ.).

10. Rozhneva I. V. Treningi kak element lichnostnogo razvitiya i formirovaniya klyuchevykh kompetentsiy vypusknikov [Trainings as an element of personal development and formation of key competencies of graduates]. Sovremennaya pedagogika: metodologiya, teoriya, praktika [Modern pedagogy: methodology, theory, practice]. Cheboksary, Nauchno-issledovatel'skiy institut pedagogi i psikhologii, 2011, pp. 128-133. (In Russ.).

11. Khutorskoy A. V. Metodologicheskie osnovaniya primeneniya kompetentnostnogo podkhoda k proektirovaniyu obrazovaniya [Methodological grounds for applying the competency-based approach to education design]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2017, no 12, pp. 85-91. (In Russ.).

Информация об авторе И. В. Рожнёва - старший преподаваетль, кафедра экономики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the author I. V. Rozhneva - Senior Lecturer, Department of Economics, Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 10.12.2023; одобрена после рецензирования 30.01.2024; принята к публикации 20.04.2024.

The article was submitted 10.12.2023; approved after reviewing 30.01.2024; accepted for publication 20.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.