Научная статья на тему 'ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРАКТИК ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРАКТИК ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОБЛАСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / УЧЕБНЫЕ КУРСЫ / ОБУЧЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожнёва И. В.

Статья посвящена изучению проблемы подготовки и обучения в области социального предпринимательства. Российские университеты используют лучшие зарубежные и отечественные профессиональные образовательные практики для обучения в области социального предпринимательства. При таком подходе возникает проблема несовпадения целей, задач и технологий подготовки. Целью исследования является анализ отечественных образовательных практик в области обучения социальному предпринимательству в университетах. Автором использовались теоретические методы исследования (изучение и анализ научных источников, информационных ресурсов образовательных организаций; сравнительный анализ). В результате сделаны выводы по организации отечественных образовательных практик в области социального предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рожнёва И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AND TRAINING IN THE FIELD OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP: AN OVERVIEW OF RUSSIAN PRACTICES

The article is devoted to the study of education and training in the feld of social entrepreneurship. Russian universities carry out such education and training based on the best national and foreign professional educational practices, but this approach results in a contradiction of goals, objectives and training technologies. The study analyzes educational practices in the feld of social entrepreneurship at Russian universities. The author used theoretical research methods: study and analysis of scientifc sources and information resources of educational institutions, and comparative analysis. The article draws conclusions on the organization of Russian educational practices in the feld of social entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРАКТИК ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-206-184-196 EDN WFKGSU

И. В. Рожнёва

ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРАКТИК ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Статья посвящена изучению проблемы подготовки и обучения в области социального предпринимательства. Российские университеты используют лучшие зарубежные и отечественные профессиональные образовательные практики для обучения в области социального предпринимательства. При таком подходе возникает проблема несовпадения целей, задач и технологий подготовки. Целью исследования является анализ отечественных образовательных практик в области обучения социальному предпринимательству в университетах. Автором использовались теоретические методы исследования (изучение и анализ научных источников, информационных ресурсов образовательных организаций; сравнительный анализ). В результате сделаны выводы по организации отечественных образовательных практик в области социального предпринимательства.

Ключевые слова: образовательная программа, область социального предпринимательства, учебные курсы, обучение, классификация образовательных программ

I. Rozhneva

EDUCATION AND TRAINING IN THE FIELD OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP: AN OVERVIEW OF RUSSIAN PRACTICES

The article is devoted to the study of education and training in the field of social entrepreneurship. Russian universities carry out such education and training based on the best national and foreign professional educational practices, but this approach results in a contradiction of goals, objectives and training technologies. The study analyzes educational practices in the field ofsocial entrepreneurship at Russian universities. The author used theoretical research methods: study and analysis of scientific sources and information resources of educational institutions, and comparative analysis. The article draws conclusions on the organization of Russian educational practices in the field of social entrepreneurship.

Keywords: educational program, area of social entrepreneurship, training courses, education and training, classification of educational programs

Российские университеты используют лучшие зарубежные и отечественные профессиональные образовательные практики для обучения в области социального предпринимательства. Собственный малый опыт определяется тем, что в настоящее время социальное предпринимательство идентифицируется как область исследования, отличная от «малого и среднего бизнеса» и «третьего сектора». При таком подходе возникает проблема несовпадения целей, задач и технологий подготовки.

Целью исследования является анализ отечественных образовательных практик в области обучения социальному предпринимательству в университетах.

В исследовании были использованы в основном теоретические методы, такие как анализ и изучение научных источников, иллюстративных примеров, открытых информационных ресурсов образовательных организаций и структур поддержки СМСП; сравнительный анализ.

В мире существует многолетний опыт обучения в исследуемой области.

Например, в Европе первая программа в области социального предпринимательства была реализована в Швейцарии в Женевском университете (University of Geneva) (2003) [10]. В Азии впервые реализовали программу подготовки магистров в области социального предпринимательства в Институте социальных наук Тата (Tata Institute of Social Sciences, Индия) [2].

В целом, по различным программам в области социального предпринимательства обучают более чем в 35 странах мира более 250 профессоров [10]. Например, по данным портала Classy [11], только в США программы по социальному предпринимательству существуют в 23 университетах. Так, программы бакалавриата включают такие курсы, как: производительность и социальные изменения, музыка и видео для социальных изменений, инкубатор социальных изменений, лидерские качества социального предпринимателя, экономика развития, дизайн социального предпринимательства, основы социальных инноваций и предпринимательства [11].

Программы на степень MSW/MBA предлагают курсы: социальное предпринимательство на развивающихся рынках, бизнес и социальное предпринимательство, некоммерческое и государственное управление, социальное предпринимательство и инновации, PR и социальные изменения, законодательство о социальном воздействии, корпоративная ответственность и этика, некоммерческое финансирование и развитие [11].

Получение степени магистра наук в области социального предпринимательства может включать посещение следующих курсов: концепции бухгалтерского учета и финансовая отчетность; управление продажами; стратегическая формулировка конкурентного преимущества; инвестирование в Impact Ventures; социальное предпринимательство: проектирование, разработка, реализация; социальный инновационный дизайн и другие.

Чаще всего это комплексное образование включает не только курсы, но и возможности практического обучения, такие как полевые работы, упражнения по созданию прототипов и лаборатория социальных инноваций [11].

Мировой и российский опыт практик обучения в области социального предпринимательства приводят исследователи Е. Ю. Благов, И. А. Логвинова, Ю. Н. Арай, В. К. Шаповалов, И. В. Назарова, И. Ф. Иг-ропуло, М. М. Арутюнян.

И. А. Логвинова, давая представление о зарубежных практиках обучения в области СП, отмечает, что программы различаются по следующим критериям: стартовому уровню обучающихся (предприниматели, студенты, слушатели), длительности, уровню (бакалавриат, магистратура), категории («major», «track», «minor»), способу реализации (дистанционная, очно-заочная, очная), типу организации (учебные заведения, некоммерческие организации). Также выделяет различия программ обучения по: цели, целевым группам и требованиям к поступающим на обучение; контенту; практикоориентированно-сти; методам и результатам обучения [2].

Е. Ю. Благов и Ю. Н. Арай образовательные программы разделяют по целям: «обучение социальному предпринимательству» и «обучение социальных предпринимателей», также классифицируют по по формату реализации (очно-заочные, очные, заочные) и по типу (дипломные и дополнительные профессиональные программы). Авторы опираются в своем исследовании на иллюстративные примеры и обобщенные экспертные оценки [1].

И. В. Назарова дает представление об специфике обучения социальному предпринимательству в РФ — это «междисциплинарные курсы и модули» (дипломные и краткосрочные программы различных уровней), сочетание теории и практики (участие студентов в социальных и предпринимательских проектах). Отмечает такие формы, как «акселераторы и бизнес-инкубаторы», в которых студентам помогают кураторы и мен-

торы. И высказывает мнение, что большинство образовательных программ в области СП, реализуемых в РФ, «акцентированы на обучение социальных предпринимателей навыкам устойчивого, эффективного управления организацией, на развитие компетенций необходимых для практической реализации бизнес-проектов социальной направленности» [3, с. 678].

В результате исследования профессиональных образовательных практик в области социального предпринимательства в регионах России В. К. Шаповалов, И. Ф. Игропу-ло и М. М. Арутюнян сделали выводы: основным типом образовательных программ являются дополнительные профессиональные программы для действующих СМСП, ориентированные в целом на развитие управленческих компетенций и «исчезающе мала доля модулей и дисциплин, которые направлены на формирование soft skills», тематика которых связана с развитием гражданских инициатив, этикой бизнеса и т. п.» [9, с. 168].

Что касается профессиональных курсов, то первыми были School for Social Entepre-heurs, реализованные в 1997 году британским

социологом Майклом Янгом в Лондоне, на данный момент имеют филиалы в Австрии, Канаде, Ирландии [13].

В российской практика «Школа социального предпринимательства» была впервые реализована Омской РОО «Ресурсный центр общественно активных школ» в 2011 году [3]. Подобные курсы реализуются на различных площадка, при поддержке Фонда «Наше будущее», Корпорации МСП, АО «Деловая среда», АО «ОМК» как в очном формате, так и удаленно. Отличительной особенностью последних лет стало использование онлайн-платформ для реализации сетевых образовательных курсов. Имеют отличия по содержанию, цели, целевым группам, результату (табл. 1).

Следуя зарубежным практикам обучения в области социального предпринимательства, развиваются образовательные практики и в России, в целом соответствуя основным мировым тенденциям. Современный курс на социально-экономическое развитие страны способствует формированию уникального опыта разработки и реализации образовательных программ в исследуемой области (табл. 2).

Таблица 1

Обзор профессиональных курсов в области социального предпринимательства, реализуемых в РФ

Организация Наименование программы Цели обучения и целевые группы (ЦГ) Контент программ Методы и технологии обучения Результаты обучения

Благотворительный фонд «Центр социальных программ» Социальное предпринимательство ЦГ: для начинающих и действующих предпринимателей, а также для представителей некоммерческих организаций. Социальная составляющая бизнес-проекта; бизнес-идея; линейки продуктов; внутренняя реклама продуктовых линеек; характеристики, выгоды, преимущества товаров; CRM-система; воронка продаж; стандарты коммуникаций; карта процессов; карта показателей; карта персонала; система мотивации; SWOT-анализ; план управления рисками и раскрытия возможностей; маркетинговые исследования; цифровая модель бизнеса. Инновационные: практикумы, дистанционные образовательные технологии, сопровождение эксперта. Удостоверение о повышении квалификации

Таблица 1. Продолжение

Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» Школа социального предпринимательства «Действуй без границ» ЦГ: предприниматели, которые трудоустраивают людей с инвалидностью или улучшают качество их жизни, большинство лекций подходят для любого бизнеса. Все, что нужно знать о трудоустройстве инвалидов; бизнес-процессы в социально-предпринимательском проекте; внешние ресурсы; команда проекта. Инновационные: практикумы; онлайн. Сертификат

АО «Корпорация МСП» Школа социального предпринимательства ЦГ: социальные предприниматели и те, кто планируют; цель: обучение навыкам масштабирования или перепрофилирования действующего бизнеса и создание нового. Модель социального воздействия; ресурсы для СП1 проекта; управление предприятием; законодательство в СП; управление человеческими ресурсами; маркетинг; продажи; бизнес-модель; финансовое планирование; калькуляция себестоимости; социальный франчайзинг. Инновационные: технология акселерации. Сертификат; доступ к социальным финансам.

Фонд «Навстречу переменам» Инкубатор для финалистов конкурса «ИМ-ПАКТ-СТАР-ТАПАМ» ЦГ: финалисты конкурса «Навстречу импакт-стратапам», предлагающие инновационны решения проблем детства и молодежи на этапе идеи, тестовой версии или проекта. Разработка стратегии и плана развития организации; планирование социального воздействия и оценка результата; доработка бизнес-модели; инструменты финансового планирования; формирование и управление командой. Инновационные: преинкубацион-ная программа (стратегические сессии, менто-ринг, консультации экспертов, продвижение). Сертификат; увеличивается на 80% доход за год участия в программе; доступ к социальным финансам.

АО «ОМК» «Начни свое дело» — программа по развитию социального предпринимательства ЦГ: жители городов присутствия АО «ОМК»; цель — содействие развитию микро и малого бизнеса и социального предпринимательства в моногородах присутствия. Модель социального воздействия; ресурсы для СП проекта; законодательство в СП; управление человеческими ресурсами; маркетинг; продажи; бизнес-модель; финансовое планирование; масштабирование. Инновационные: технология акселерации. Сертификат; защита проекта; сопровождение до 6 месяцев; грант до 200 тыс. рублей.

АО «Деловая среда» Социальное предпринимательство ЦГ: широкая аудитория Тенденции и технологии; эффективная команда; формула устойчивости социального проекта; сторителлинг и личный бренд; продукт проекта; финансовое планирование. Традиционные: вебинары; онлайн-платфор-ма; 120 часов практики/120 часов теории. Сертификат

'СП - социальное предпринимательство

Таблица 1. Продолжение

АО «Федеральная корпорация МСП» и «Опора России» «Мама-предприниматель» в социальном формате ЦГ: мамы несовершеннолетних детей — многодетные и мамы детей с ОВЗ, не ведущие свой бизнес или зарегистрировавшие свой бизнес не больше года. С помощью опытного тренерского состава, наставников и кураторов, программа позволяет участницам начать собственное дело и воплотить в жизнь бизнес-идеи. Традиционные: тренинг по основам предпринимательского дела, маркетинга, бизнес-планирования и управления бизнесом. Сертификат; по итогам конкурса бизнес-проектов победительница получает денежный грант.

АО «Корпорация МСП» МСП: акселератор социальных проектов Цель — юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие бизнес в сфере социального предпринимательства. Активная работа по созданию партнерской и инвестиционной сети, повышению прибыли, продвижению и масштабированию. Инновационные: акселератор Сертификат; экспертный взгляд на свой бизнес.

Таблица 2

Обзор образовательных программ университетов в области социального предпринимательства

Тип Университет Направление и профили Цели обучения и целевые группы (ЦГ) Контент программ Методы и технологии обучения Результаты обучения

С выдачей диплома (бакалавра) Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС при Президенте РФ Торговое дело, профиль «Коммерция и социально ответственное предпринимательство, с 2022 года». ЦГ: выпускники школ «Создание социально ориентированных стартапов и управление их продвижением на рынках; ведение социально ответственного бизнеса, поддержание его финансовой и стратегической устойчивости; продвижение интересов социальных предприятий в органах государственной власти; навыки деловых переговоров, включая зарубежных партнеров»; маркетинговые технологии и digital-маркетинг [5]. Традиционные: объяснительно-иллюстративные, практические. Диплом бакалавра с выбором надпрофессио-нальных навыков менеджеров международного уровня, владеющих инновационными технологиями ведения бизнеса, цифровыми методами продаж в сфере СП в условиях глобализации общественных процессов [5].

Магнитогорский государственный технический университет Социальная работа, профиль «Технологии и практики социального развития и СП» ЦГ: выпускники школ Технология и менеджмент социальной работы, социальное проектирование, консультирование, управление проектами, психодиагностика, технологии предпринимательской деятельности. Традиционная Диплом бакалавра

Филиал РГППУ в г. Нижнем Тагиле Социальная работа, профиль «Управление и предпринимательство в социальной сфере» ЦГ: выпускники школ Современные теории социального благополучия; технология социальной работы; технология социальной работы. Традиционная Диплом бакалавра

Таблица 2. Продолжение

Тип

Университет

Направление и профили

Цели обучения и целевые группы (ЦГ)

Контент программ

Методы и технологии обучения

Результаты обучения

рт с и

л п

и

д

й

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова совместно с БФ поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ»

Менеджмент, программа «Инновационное и социальное предприниматель-ство»

Цель:

подготовка менеджеров и социальных предпринимателей для восполнения потребности в высококвалифицированных кадрах, товарах и услугах современного общества.

Деловые и научные коммуникации; концепции менеджмента в СП; финансовый менеджмент в сфере СП; государственное и частное партнерство; инновационные технологии и опыт управления в СП; файндрай-зинг и краудсорсинг-техноло-гии СП; бизнес-модели СП; управление предпринимательскими рисками; управление кадровым развитием в СП [7].

Инновационные: научно-исследовательская и прикладная работа по проектированию;

менторство; акселерация.

Диплом магистра; защита проекта перед экспертами венчурного Фонда «Капитаны» и инвесторами [7].

Уфимский государственный нефтяной технический университет

Менеджмент, программа «Социальное предпринимательство»

ЦГ: бакалавры/

специалисты;

цель:

«подготовка социальных предпринимателей — руководителей, которые уделяют внимание рыночным механизмам, не упуская из виду основную миссию» [8].

Основы СП; социальная экономика; бизнес-планирование в сфере СП; финансирование социального

предпринимательства [8].

Инновационные:

научно-исследовательская и проектная работа; кейсы, деловые игры; тренинги креативные методы; сквозные симуляции;

группы и индивидуальное обучение;

мастер-классы; коучинг [8].

Диплом магистра; «способны создать баланс между социальными ценностями и получением прибыли, используя методы венчурного бизнеса для разработки,

финансирования и внедрения инновационных

решений проблем, включая культурные, социальные и экологические» [8].

Таблица 2. Продолжение

Тип Университет Направление и профили Цели обучения и целевые группы (ЦГ) Контент программ Методы и технологии обучения Результаты обучения

С выдачей диплома (магистра) Казанский (Приволжский) федеральный университет Менеджмент, программа «Управление проектами в сфере социального предпринимательства», 2021 Нет данных Новаторская социально предпринимательская деятельность, направленная на решение или смягчение социальных проблем общества [6]. Традиционные и инновационные: менторская поддержка; геймификация, кейсы, тренинги; лекции и мастер-классы от бизнесменов и ученых, семинары и тренинги на базе Общественной палаты РТ; оценка и приращение компетенции. Диплом с выбором надпрофессио-нальных навыков; апробация идеи проекта на инфраструктуре КФУ и его партнеров; Возможность монетизации полученных компетенций (личный бренд); возможность получения субсидий на развитие идеи проекта; трудоустройство: компании-партнеры [6].

Северо-Кавказский федеральный университет Государственное и муниципальное управление, программа «Управление проектами и инновациями в сфере СП и некоммерческого сектора региона» Нет данных Инновационный менеджмент; государственное и муниципальное управление; теория управления; основы стратегического управления регионом; управление региональными проектами и программами. Нет данных Диплом магистра

Таблица 2. Продолжение

Тип Университет Направление и профили Цели обучения и целевые группы (ЦГ) Контент программ Методы и технологии обучения Результаты обучения

ек в овт ог дг о п е р е п й о н ь на о и с с е ф о про о а ам НИУ ВШЭ — Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора и Фондом «Наше будущее» Мастер управления в социальном предпринимательстве «Социальные инновации и предпринимательство», с 2020 года ЦГ: социальные предприниматели, руководители и сотрудники НКО. Цель: приобретение знаний о предпринимательской деятельности нацеленной на получение прибыли и решение социальных проблем, формах и правовых основах; возможностях развития социальных инноваций как инструмента решения социальных проблем [4]. Бизнес-планирование в СП. Социальные инновации: возможности, формы; маркетинг и продажи в СП; управление социальным предприятием и проектом; инновационный менеджмент в СП и оценка социального воздействия; организационное поведение на социальном предприятии [4]. Традиционные с элементами инновационных: сочетание оф-лан-и онлайн-обучения; лекции, практики, мастер-классы. Диплом о профессиональной переподготовке «Мастер управления СП»; участники отработают практические навыки разработки и управления СП проектами, познакомятся с практическим опытом [4].

о л п и д й е чеа д ы в С Российский государственный гуманитарный университет Социальное предпринимательство ЦГ: действующие/ потенциальные социальные предприниматели, менеджеры компаний, развивающих бизнес-проекты в области СП. Цель: проф. переподготовка для осуществления деятельности в сфере СП в качестве руководителя/специалиста проектной команды. СП как новая форма бизнеса; государственная система управления социальной сферой; механизмы государственной поддержки СП; законодательная база СП; менеджмент организации в период кризиса; создание команды;принципы и методы проектных решений в СП; проектное бизнес-планирование в СП; управление рисками социальных проектов; финансирование проектов в СП; маркетинг и технологии продаж в сфере СП; инвестиции в СП. Традиционные Диплом о профессиональной переподготовке; собственные оригинальные социальные бизнес-проекты; бизнес-планы социальных проектов в различных сферах деятельности.

Таблица 2. Продолжение

Тип Университет Направление и профили Цели обучения и целевые группы (ЦГ) Контент программ Методы и технологии обучения Результаты обучения

С выдачей удостоверение о повышении квалификации Волжский государственный университет Проектная деятельность и социальное предпринимательство ЦГ: социальные предприниматели. Цель: совершенствование компетенций, необходимых для проф. деятельности работников организаций, повышение проф. уровня по вопросам проектной деятельности и СП, в т. ч. формирование проектного мышления. Основы организации предпринимательской деятельности Специфика СП; бизнес-идея в социальной сфере; анализ и оценка рынка; бизнес-модель СП; привлечение инвестиций и финансирование проекта. финансовая модель проекта: ресурсы, бюджет, эффективность. Карта рисков социального бизнес-проекта. Составление бизнес-плана. Инновационные: электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Удостоверение о повышении квалификации; практические навыки разработки и реализации собственного социально предпринимательского проекта; презентация проекта.

Сибирский институт управления — Филиал РАНХиГС при Президенте РФ Социальное предпринимательство ЦГ: руководители и сотрудники НКО, гражданские активисты, члены общественных палат, имеющие СПО и ВО. Цель: Формирование и совершенствование имеющихся у слушателей компетенций в области СП. Понятие СП; зарубежный опыт организации и поддержки СП; законодательство РФ о СП; меры государственной поддержки СП; инфраструктура развития СП; участие бизнеса и НКО в поддержке СП; успешные российские практики в сфере СП; разработка проекта СП; участие НКО в оказании социальных услуг; реестр поставщиков социальных услуг. Традиционные Удостоверение о повышении квалификации

РАНХиГС Всероссийский акселератор социальных проектов RAISE Основы проектирования в сфере социального предпринимательства ЦГ: студенты. Цель — разработка собственного уникального проекта. Основы социального проектирования; основы бизнес-планирования и нормативного оформления; продвижение проекта; ресурсы проекта. Инновационные: акселератор. Удостоверение; уникальный проект, направленный на решение социальной проблемы региона.

В составе образовательных программ ряда ведущих Университетов, можно выделить отдельные учебные курсы (рис. 1).

По результатам обобщенного исследования и проведенного анализа образовательных

практик в области социального предпринимательства можно сделать следующие выводы.

По типам и формам обучения образовательные программы, реализуемые в российских

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Университет (ВУЗ) Наименование курса Уровни программ

Бакалавриат Магистратура

ВШМ СПбГУ Социальное предпринимательство Менеджмент, профили: Этика бизнеса, Корпоративная социальная ответственность, Building Sustainable Value Chains Международный менеджмент, профиль: Corporate Social Responsibility and Business Ethics «Global Responsible Leadership» (CEMS MIM) «Social Entrepreneurship» (CEMS MIM)

ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова» Бизнес-модели социального предпринимательства Менеджмент, программа: Менеджмент предпринимательской деятельности

Система поддержки социальных предпринимателей

Менеджмент социального предпринимательства

Social Entrepreneurship (курс по выбору) Менеджмент, профиль: Управление бизнесом

ФГБОУ ВО «СВГУ» Социальное предпринимательство Экономика, программа: Экономика предпринимательства

ФГБОУ ВО «АГУ» Социальное предпринимательство в профессиональной деятельности Социология, профиль: Социология организации и управления

ФГАОУ ВО «ВолГУ» Проектная деятельность и социальное предпринимательство Направление подготовки бакалавров

ФГАОУВО «К (П)ФУ» Социальное предпринимательство Менеджмент, профиль подготовки: не предусмотрено

ФГБОУ ВО «ФУ при Правительстве РФ» Бизнес и предпринимательство в социальной сфере Экономика, профиль: Бизнес и финансы социальной сферы

ФГБОУВО «ПГГПУ» Социальное предпринимательство Менеджмент, профиль: Предпринимательство и управление проектами

ФГАОУВО «НИ ТГУ» Социальное предпринимательство Педагогическое образование, профиль: (элективный курс) Экономика и открытый профиль. С 2022 года все профили

Рис. 1. Учебные курсы в области социального предпринимательства

университетах представлены программами бакалавриата и магистратуры и, в меньшей доле, программами повышения квалификации, целевой группой которых являются действующие предприниматели и представители некоммерческого сектора, которые уже выбрали свою профессиональную траекторию. Кроме того, курсы (модули), формирующие компетентность в области социального предпринимательства, включены в программы по направлениям: социальная работа, менеджмент, экономика, социология, педагогическое образование. Сертифицированные образовательные программы в основном реализуются структурами поддержки СМСП и некоммерческого сектора.

По целевым группам — в большинстве случаев не предъявляется требования о наличии у обучающихся представлений о социальном предпринимательстве или бизнесе. Между тем, для магистерских программ и программ профессиональной переподготовке необходимо высшее образование.

Содержание образовательной программы зависит от начального уровня обучающихся, участия партнеров и академичности программы. В сравнении с зарубежными программами, в отечественных академических программах, в частности, преобладают курсы, направленные на формирование «жестких навыков» (практическую реализацию бизнес-процессов и социальных моделей) и существенно меньше на формирование мягких (развитие социальных инициатив). Что в значительной степени определяется требованиями к содержанию основных образовательных программ.

На методы обучения влияет наличие неакадемических партнеров, а также ожидаемый

результат. Инновационные методы (тренинги, сквозные симуляции, мастер-классы, коучинг, менторство, геймификация, акселерация) могут наблюдаться в основном при «возможности монетизации полученных компетенций, возможности получения субсидий на развитие идеи проекта» и «защите бизнес-проектов перед экспертным советом, состоящем из инвесторов» [5; 6].

Организационно-педагогические условия формирования компетентности в области социального предпринимательства: разработка и реализация образовательных программ посредством взаимодействия со структурами поддержки СМСП и некоммерческого сектора (Корпорация МСП, АО «Деловая среда», Фонд «Наше будущее», БФ «Капитаны») и с учетом образовательных потребностей ЦГ [1]; «нацеленность на изучение социального предпринимательства как социокультурного феномена, имеющего междисциплинарный характер» [5, с. 170]; разработка и реализация элективных курсов, которые позволяют развивать инновацион-ность мышления, деятельности и получить «знания о предпринимательской деятельности, нацеленной на извлечение прибыли и решение социальных проблем, ее формах и правовых основах функционирования, о возможностях развития социальных инноваций как инструмента решения социальных проблем» [4]; применение инновационных образовательных технологий, способствующих формированию компетентности в области социального предпринимательства; реализация вариативного партнерского взаимодействия в фазе вдохновения, которая информирует обучающихся о социальных предпринимателях, позволяет встретиться с ними и получить представление о насущных социальных проблемах общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Благов Ю. Е., Арай Ю. Н. Образовательные программы в области социального предпринимательства: мировой опыт и российские особенности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2014. № 3. С. 177-197.

2. Логвинова И. Л. Обучение социальному предпринимательству: зарубежный опыт // Современная конкуренция. 2015. Т. 9. № 5 (53). С. 84-106.

3. Назарова И. Б. Развитие социального предпринимательства: роль университета, обучение и вовлечение молодежи // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием (Москва, 18-19 декабря 2019 г.). Вып. 3. Ч. 1. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2020. C. 675-678.

4. Программа профессиональной переподготовки «Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство» // Высшая школа экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://busedu.hse.ru/catalog/249796836.html? r=210491552748247.86189& t=4450125& r=OK (дата обращения 05.11.2021).

5. Программа бакалавриата «Коммерция и социально ответственное предпринимательство» // Российская академия народного хозяйства и государственной службы. [Электронный ресурс]. URL: https://gscm.ranepa.ru/vo/undergraduate/socially-business-and-commerce/ (дата обращения 05.11.2021).

6. Программа магистратуры «Управление проектами в сфере социального предпринимательства» // Казанский федеральный университет. [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/institutes/institut-upravleniya-ekonomiki-i-finansov/graduate-centre/programs/menedzhment/upravlenie-proektami-v-sfere-socialnogo (дата обращения 05.11.2021).

7. Программа магистратуры «Инновационное и социальное предпринимательство» // Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rea.ru/ru/ org/faculties/Fakultet-biznesa-Kapitany/programms/Pages/2021/mag-innovacionnoe-i-socialnoe-predprinimatelstvo.aspx (дата обращения 05.11.2021).

8. Программа магистратуры «Социальное предпринимательство» // Уфимский государственный нефтяной технический университет. [Электронный ресурс]. URL: https://pk.rusoil.net/files/%D0%A4%D0% B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%B 8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82%D1%8B/mesp-buklet.pdf (дата обращения 05.11.2021).

9. Шаповалов В. К., Игропуло И. Ф., Арутюнян М. М. Особенности региональных практик обучения социальному предпринимательству в России // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). C. 168-171. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00918

10. BrockD. D. Social entrepreneurship teaching resources handbook. [Online]. Available at: https://dx.doi. org/10.2139/ssrn.1344412 (accessed 20.10.2021).

11. Burke E. Social entrepreneurship programs: 23 universities paving the way // Classy blog, February 22, 2019. [Online]. Available at: https://www.classy.org/blog/social-entrepreneurship-programs-19-universities-pav-ing-the-way/ (accessed 20.10.2021).

12. Tan W-L, Williams J., Tan T-M. Defining the "social" in "social entrepreneurship": Altruism and entrepreneurship // International Entrepreneurship and Management Journal. 2005. Vol. 1. No. 3. P. 353-365. https://doi.org/10.1007/s11365-005-2600-x

REFERENCES

1. Blagov Yu. E., Araj Yu. N. Obrazovatel'nye programmy v oblasti sotsial'nogo predprinimatel'stva: mirovoj opyt i rossijskie osobennosti // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment. 2014. № 3. S. 177-197.

2. LogvinovaI. L. Obuchenie sotsial'nomu predprinimatel'stvu: zarubezhnyj opyt // Sovremennaya konkurentsiya. 2015. T. 9. № 5 (53). S. 84-106.

3. NazarovaI. B. Razvitie sotsial'nogo predprinimatel'stva: rol' universiteta, obuchenie i vovlechenie molodezhi // Bol'shaya Evraziya: razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo. Materialy XIX Natsional'noj nauchnoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Moskva, 18-19 dekabrya 2019 g.). Vyp. 3. Ch. 1. M.: Institut nauchnoj informatsii po obshchestvennym naukam RAN, 2020. S. 675-678.

4. Programma professional'noj perepodgotovki "Upravlenie v sotsial'nom predprinimatel'stve: sotsial'nye innovatsii i predprinimatel'stvo" // Vysshaya shkola ekonomiki. [Elektronnyj resurs]. URL: https://busedu.hse. ru/catalog/249796836.html? r=210491552748247.86189& t=4450125& r=OK (data obrashcheniya 05.11.2021).

5. Programma bakalavriata "Kommertsiya i sotsial'no otvetstvennoe predprinimatel'stvo" // Rossijskaya akademiya narodnogo khozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby. [Elektronnyj resurs]. URL: https://gscm.ranepa. ru/vo/undergraduate/socially-business-and-commerce/ (data obrashcheniya 05.11.2021).

6. Programma magistratury "Upravlenie proektami v sfere sotsial'nogo predprinimatel'stva" // Kazanskij federal'nyj universitet. [Elektronnyj resurs]. URL: https://kpfu.ru/institutes/institut-upravleniya-ekono-miki-i-finansov/graduate-centre/programs/menedzhment/upravlenie-proektami-v-sfere-socialnogo (data obrashcheniya 05.11.2021).

7. Programma magistratury "Innovatsionnoe i sotsial'noe predprinimatel'stvo" // Rossijskij ekonomicheskij universitet imeni G. V. Plekhanova. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.rea.ru/ru/org/faculties/Fakultet-bi-znesa-Kapitany/programms/Pages/2021/mag-innovacionnoe-i-socialnoe-predprinimatelstvo.aspx (data obrash-cheniya 05.11.2021).

8. Programma magistratury "Sotsial'noe predprinimatel'stvo» // Ufimskij gosudarstvennyj neftyanoj tekhnicheskij universitet. [Elektronnyj resurs]. URL: https://pk.rusoil.net/es /%D0%A4%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%8B%20 %D0%B8%20%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82°/oD1%8B/me-sp-buklet.pdf (data obrashcheniya 05.11.2021).

9. Shapovalov V K., Igropulo I. F., Arutyunyan M. M. Osobennosti regional'nykh praktik obucheniya sotsi-al'nomu predprinimatel'stvu v Rossii // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020. № 5 (84). S. 168-171. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00918

10. Brock D. D. Social entrepreneurship teaching resources handbook. [Online]. Available at: https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.1344412 (accessed 20.10.2021).

11. Burke E. Social entrepreneurship programs: 23 universities paving the way // Classy blog, February 22, 2019. [Online]. Available at: https://www.classy.org/blog/social-entrepreneurship-programs-19-universities-pav-ing-the-way/ (accessed 20.10.2021).

12. Tan W-L, Williams J., Tan T-M. Defining the "social" in "social entrepreneurship": Altruism and entrepreneurship // International Entrepreneurship and Management Journal. 2005. Vol. 1. No. 3. P. 353-365. https://doi.org/10.1007/s11365-005-2600-x

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

РОЖНЁВА Инга Владимировна — Inga V. Rozhneva.

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия. Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia. E-mail: rozhnyova_iv@pspu.ru Старший преподаватель кафедры экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.