Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
275
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / РАМКИ КОМПЕТЕНЦИЙ / КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / SOCIAL ENTREPRENEUR / COMPETENCY FRAMEWORK / COMPONENTS OF THE COMPETENCY MODEL IN SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / SOCIAL CHANGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рожнёва И. В.

Рассматривается вопрос моделирования компетентности в области социального предпринимательства у выпускников в условиях повышения конкурентоспособности социальных секторов экономики, обеспечивающих развитие человеческого капитала в России. Для этих целей анализируются подходы к определению понятия «компетентность в области социального предпринимательства» на основании различных источников (матрица компетенций, портрет социального предпринимателя, анализ содержания курсов по социальному предпринимательству, классификация компетенций социального предпринимательства), что позволило выделить в структурном отношении следующие компоненты: инновационно-деятельный компонент, когнитивный компонент, мотивационно-ценностный, организационно-управленческий компонент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рожнёва И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF APPROACHES TO THE DEFINITION OF COMPETENCE IN SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

The paper focuses on the issue of modeling competence of social entrepreneurship in graduates against the backdrop of growing competitiveness of social sectors of economy that ensure the development of human capital in Russia. The article explores numerous definitions of the concept of competence in the field of social entrepreneurship. The sources of data include a competency matrix, the portrait of a social entrepreneur, the content of courses on social entrepreneurship, and the classification of competences of social entrepreneurship. The study has identified the following components: innovation and activity; cognitive; motivation and value; organization and management.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-199-225-234

И. В. Рожнёва

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Рассматривается вопрос моделирования компетентности в области социального предпринимательства у выпускников в условиях повышения конкурентоспособности социальных секторов экономики, обеспечивающих развитие человеческого капитала в России. Для этих целей анализируются подходы к определению понятия «компетентность в области социального предпринимательства» на основании различных источников (матрица компетенций, портрет социального предпринимателя, анализ содержания курсов по социальному предпринимательству, классификация компетенций социального предпринимательства), что позволило выделить в структурном отношении следующие компоненты: инновационно-деятельный компонент, когнитивный компонент, мотивационно-ценностный, организационно-управленческий компонент.

Ключевые слова: социальный предприниматель, рамки компетенций, компоненты модели компетентности в области социального предпринимательства, педагогический университет, социальные изменения.

I. Rozhneva

THEORETICAL ANALYSIS OF APPROACHES TO THE DEFINITION OF COMPETENCE IN SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

The paper focuses on the issue ofmodeling competence ofsocial entrepreneurship in graduates against the backdrop of growing competitiveness of social sectors of economy that ensure the development of human capital in Russia. The article explores numerous definitions of the concept of competence in the field of social entrepreneurship. The sources of data include a competency matrix, the portrait of a social entrepreneur, the content of courses on social entrepreneurship, and the classification of competences of social entrepreneurship. The study has identified the following components: innovation and activity; cognitive; motivation and value; organization and management.

Keywords: social entrepreneur, competency framework, components of the competency model in social entrepreneurship, pedagogical university, social change.

Актуальность процесса формирования компетентности в области социального предпринимательства бакалавров определяется логикой концепции социально-экономического развития РФ.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. определен переход к инновационному типу экономического развития РФ, связанному с формированием механизма социального развития. В условиях, когда не удается

сформировать данные механизмы, ведущие к позитивным социальным изменениям, идеология социального предпринимательства выходит за рамки традиционного понимания, когда хозяйственная деятельность предпринимателя включает социальную миссию. При этом государство делает акцент на его развитии.

В июле 2019 года президент России Владимир Путин подписал закон, который вводит в России понятия «социальное предприни-

мательство» и «социальное предприятие», а также определяет правовое регулирование отношений в сфере социального предпринимательства [8].

Образование становится площадкой, где может реализоваться новый субъект деятельности, который включается в феномен социального предпринимательства, актуализирующего ценности, и несущий социальные изменения в обществе.

При этом современные студенты озабочены будущим состоянием российской экономики и трудностями выхода на рынок труда, что заставляет их выбирать вуз, который предоставляет возможность обучения и выбор инструментов для приобретения навыков, способствующих осуществлению в будущем своих собственных проектов, большей самостоятельности и осознанной включенности в механизмы социального развития. И университет может действовать в направлении развития социального предпринимательства и социального проектирования, внося изменения и формируя компетентность студентов и преподавателей.

В рамках этого исследования будут обоснованы теоретические подходы к определению компетентности в области социального предпринимательства.

В этой связи проблему, которая стоит перед педагогическим университетом, можно сформулировать следующим образом: как организовать возможность моделирования компетентности в области социального предпринимательства у выпускников, соответствующую запросам современного рынка труда в условиях повышения конкурентоспособности социальных секторов экономики, обеспечивающих развитие человеческого капитала в России?

Для эффективного моделирования компетентности в области социального предпринимательства необходимо понять ее структуру. Нами был проведен анализ понятия «социальный предприниматель» для выделения возможных структурных аспектов, представленный в таблице 1.

Проведенный обзор теоретических подходов к определению «социальный предприниматель», позволяет согласиться с мнением А. А. Московской [5], которая выделяет следующие критериальные признаки социального предпринимателя:

1) Ориентация на выполнение социальной миссии. Главной целью является не извлечение выгоды, а решение или снижение остроты социальной потребности.

2) Экономическая устойчивость. Основной доход прибирается за счет производства и (или) реализации товаров (услуг, работ), а не донорских (спосор-ских) средств.

3) Инновационный подход. Предполагает качественно новый продукт, новую технологию или новую модель его предоставления.

В определении понятия «компетентности», придерживаемся трактовки И. А. Зимней, что компетентность — это прижизненно формируемое, этносоциокультурно обусловленное, актуализируемое в деятельности, во взаимодействии с другими людьми, основанное на знаниях, интеллектуально и личност-но обусловленное интегративное личностное качество человека, которое, развиваясь в образовательном процессе, становится и его результатом [2].

Создавая условия для моделирования компетентности в области социально предпринимательства, обратимся к рамкам компетенций, обусловливающих содержание компетентности и влияющих на организацию условий ее формирования.

Компетенция — это цель образовательного процесса, где компетентность в области социального предпринимательства формируется при определенных педагогических условиях.

В качестве методологии использовался анализ литературных источников по исследуемому предмету (табл. 2).

Таблица 1

Подходы к определению «социальный предприниматель»

Авторы Определение

П. С. Лайт (2006) Социальный предприниматель — индивид, группа, сеть, организация или альянс организаций, которые осуществляют устойчивые, масштабные изменения через идеи, разрушающие привычные способы решения существующих социальных проблем, используемые государством, некоммерческими организациями, бизнесом [14].

Д. Боши (1998) Социальные предприниматели — это руководители, которые уделяют все больше внимания реалиям рынка, не упуская при этом из виду свою основную миссию. Они способны создать баланс между моральными императивами и жаждой прибыли — и этот процесс представляет собой сердце и душу всего социального движения [10].

Б. Дрейтон (1978-80) Социальные предприниматели не удовлетворяются тем, чтобы дать голодному человеку рыбу или научить его ловить ее. Они не успокоятся, пока не произведут настоящую революцию в рыболовной отрасли [3].

Т. Лайонс (2012) Социальный предприниматель — социальный новатор, придающий новую ценность жизни других за счет реализации социальной миссии с использованием процессов, инструментов и техник обычного предпринимательства. Социальный предприниматель ставит социальное благо выше личного, используя «прибыль» компании для выполнения своей миссии. Среда, в которой социальный предприниматель реализует свою миссию, может быть коммерческой, некоммерческой, или публичной либо их гибридом [3].

Г. Диз (1998) Социальные предприниматели — это агенты изменений в социальном секторе, благодаря: • принятию миссии, направленной на создание и поддержание социальной ценности (а не только ценности для индивидуума); • выявлению и неустанной реализации новых возможностей, связанных с этой миссией; • участию в процессе постоянных инноваций, адаптации и обучения; • смелым действиям, не ограниченным уже имеющимися ресурсами; • обостренному чувству ответственности за судьбу социальных групп, для которых они работают, и за результат своей деятельности [11].

Д. Бакли (2017) «Кто такой социальный предприниматель? Когда я думаю об этих словах, я представляю людей, которые стремятся найти решение широко распространенных социальных проблем, таких как бедность, голод и недостаток образования. Они вкладывают себя в свой бизнес и в людей, которым пытаются служить. Они не просто предприниматели, они бизнесмены, стремящиеся изменить мир к лучшему» [12].

Канадский фонд социального предпринимательства (2020) «Социальный предприниматель — это тот, кто признает социальную проблему и использует предпринимательские принципы для организации, создания и управления предприятием для осуществления социальных изменений (социальное предприятие)» [19].

Таблица 2

Рамки компетенций

Источник Элементы модели Характеристика элементов

Е. Ю. Ливенцова (2018) Не проектируется, формируется маршрут. Компоненты маршрута: • мотивационно-ценностный, • деятельно-проектировочный, • рефлективно-аналитический Мотивационно-ценностный компонент ориентирован на выполнение «миссии» по решению социальных проблем, создания социально-экономических ценностей. Деятельностно-проектировочный предполагает усвоение знаний о социальном предпринимательстве и его ценностях, основах бизнес-проектирования в социальной сфере, формирование умений разрабатывать замысел социально-предпринимательского проекта, планировать достижение двух эффектов: социального и экономического; использовать коммуникацию как ресурс осуществления социальных преобразований; приобретение навыков владения методами взаимодействия в проектной команде при разработке и реализации социально-предпринимательского проекта; бизнес-проектирования в социальной сфере; организации коммуникации, непосредственного взаимодействия с целевыми группами, построения сетевых связей, расширения сети партнерских отношений. Рефлексивно-аналитический компонент формируется в процессе осуществления социально-предпринимательской деятельности, а также анализа ее эффективности в соответствии с нравственными, ценностными и этическими нормами [4].

Л. Э. Орхей, Ш. Нандром, Ю. Винке (2015) Компетенции : • функциональная • социальная • мета-компетенция • когнитивная Функциональная компетенция (организационные навыки, работа с другими, самоменеджмент, проектное управление, анализ, совместные усилия, анализ, проактивность, обработка рисков, удовлетворение социальных потребностей) Социальная компетенция (уверенность в себе, открытость инициативе, настойчивость в решении социальных проблем, ориентация на будущее, открытость к инновациям, решительность, открытость к переменам, открытость для предпринимательства, настрой на победу) Мета-компетенция (решение социальных проблем) Когнитивная компетенция (менеджмент, бизнес-планирование, законодательство, маркетинг, социальные потребности) [16].

Таблица 2. Продолжение

Н. Саенс, А. Л. Лопес (2015) Компетенции: • решения задач и выполнения работ • социальных отношений • развития личных возможностей • философская и этическая 1. Компетенции, касающиеся решения задач и выполнения работ (инновации и креативность; видение будущего в проекте; целеполагание; принятие решений: способность выбирать лучшую альтернативу, следование принятому решению и его соответствие целям; планирование и управление; решение проблем; управление временем). 2. Компетенции относительно социальных отношений (лидерство; способность эффективно взаимодействовать с партнерами; командная работа; общение; мотивация; организация, делегирование и управление людьми). 3. Компетенции относительно развития личных возможностей (инициатива и инициативность; автономность; адаптивность; упорство и настойчивость; уверенность в себе и позитивный психологический настрой; локус внутреннего контроля и ответственности; управление стрессом и терпимость к неопределенности; способность к риску). 4. Философская и этическая компетенции (моральный кодекс и этический смысл; информирование общественности; критическое мышление; значимость в социальной реальности) [18].

З. Амини, З. Арасти, А. Багери (2018) Компетенции: • коммуникативные • индивидуальные • управленческие • социальные • медицинские профессиональные 1. Коммуникативные компетенции определяются как усвоенное поведение, которое люди выражают в своих межличностных или организационных отношениях с целью передачи и обмена информацией, значениями, концепциями и чувствами и общением в целом. 2. Индивидуальные компетенции состоят из знаний и потенциальных навыков, способностей (способностей) и квалификаций отдельных лиц, которые могут помочь человеку справиться с разными случаями. Эта компетенция определяет, насколько мы знаем себя и можем управлять собой. 3. Управленческие компетенции. Это относится к знаниям, навыкам, умениям, связанным с управленческими знаниями, которые помогают человеку реализовать организационные цели. 4. Социальные компетенции включают в себя те компетенции, которые характерны для руководителей организаций социального предпринимательства. Выявленные социальные компетенции в данном исследовании — это внутренние компетенции и приобретенные компетенции. 5. Медицинские профессиональные предпринимательские компетенции включают знания, навыки и умения, относящиеся к области здравоохранения, в которой менеджеры по социальному предпринимательству помогают создавать организацию и выполнять технические и специализированные задачи [9].

Таблица 2. Продолжение

Т. Л. Миллер, К. Л. Уэлси, Д. Э. Уильямс (2011) Не предлагаются Управление разработкой стратегии, управление финансовым капиталом, способность измерять последствия, инновационность и креативность. Выявление, оценка и использование возможностей, заинтересованность и способность создавать уникальное социальное воздействие, способность развивать совместное общение, способность выявлять социальные проблемы, создавать/оценивать возможность или запускать бизнес-план, способность и заинтересованность в развитии организации, способность продавать для организации [15].

Л. Ленсон (JVGroup) (2010) Не проектируется, выделяется 7 критически важных компетенций Ориентация на действия: нравится усердно работать; ориентирован на действие и полон энергии для вещей, которые он/она считает сложными; не боятся действовать с минимумом планирования; использует больше возможностей, чем другие. Работа с неопределенностью: может эффективно справляться с изменениями; может переключать режимы; может решать и действовать, не имея общей картины; не расстраивается, когда все «подвешено»; может с комфортом справиться с риском и неопределенностью. Межличностное смекалка: хорошо взаимодействует со всеми типами людей: вверх, вниз и вбок, внутри и вне организации; строит соответствующую связь; строит конструктивные и эффективные отношения; использует дипломатию и тактичность; может рассеивать даже ситуации высокого напряжения с комфортом. Обучение на лету: быстро учится, когда сталкивается с новыми проблемами; неустанный и разносторонний ученик; открыт для перемен; анализирует как успехи, так и неудачи для поиска путей улучшения; экспериментирует и постарается найти решение; наслаждается вызовом незнакомых задач; быстро схватывает суть и основную структуру чего-либо. Управление видением и целью: сообщает убедительное и вдохновенное видение или чувство основной цели; выходит за рамки сегодняшнего дня; говорит о возможностях; оптимистичен; создает вехи и символы, чтобы создать видение; делает видение доступным для всех; может вдохновлять и мотивировать целые подразделения или организации. Упорство: генерирует энергию, заканчивает начатое; редко сдается перед финишем, особенно перед лицом сопротивления или неудач. Самопознание: знает личные сильные и слабые стороны, возможности и ограничения; ищет обратную связь; получает представление об ошибках; открыт для критики; восприимчив к разговору о недостатках; ждет отчетов и анализов производительности [17].

Таблица 2. Продолжение

GATES — Building skills for social entrepreneurship. (2018)

Не проектируется, формируется матрица компетенций GATES для формирования навыков социального предпринимателя (жестких и мягких)

Жесткие навыки:

Финансирование. Способность планировать, организовывать, управлять и контролировать финансовую деятельность, такую как приобретение и использование средств организации. Социальная оценка. Способность оценить влияние вашего бизнеса на людей, окружающую среду и другие организации. Планирование. Способность эффективно определять цели и приоритеты работы / области проекта, определяя действия, сроки и требуемые ресурсы и устанавливая соответствующие меры мониторинга и контроля для достижения поставленных целей.

Управление временем. Умение эффективно и рационально управлять временем; концентрирует усилия на наиболее важных приоритетах; умело обрабатывает несколько задач одновременно. Управление ресурсами. Способность эффективно управлять всеми ресурсами для достижения целей организации и результатов бизнеса. Управление социальным воздействием. Способность эффективно управлять социальными проблемами, которые влияют на ваш бизнес и взаимность. Мягкие навыки:

Создание смысла. Способность определять более глубокое значение или значение того, что выражается.

Социальный интеллект: способность глубоко и прямо взаимодействовать с другими людьми, ощущать реакцию на взаимодействие. Навыки новаторского и адаптивного мышления: умение мыслить и вырабатывать решения, выходящие за рамки правил. Межкультурная компетентность. Способность работать в разных культурных условиях. Вычислительное мышление. Способность переводить огромные объемы данных в абстрактные понятия и понимать основанные на данных рассуждения. Трансдисциплинарная грамотность и способность понимать концепции нескольких учеников.

Дизайн мышления. Способность представлять и разрабатывать задачи и рабочие процессы для достижения желаемых результатов. Управление когнитивной нагрузкой. Способность различать и фильтровать информацию по важности, а также понимать, как максимизировать когнитивное функционирование, используя различные инструменты и методы. Сотрудничество.

Способность работать продуктивно, стимулировать участие и демонстрировать присутствие в качестве члена виртуальной команды [13].

Таблица 2. Продолжение

Исследовательская группа Циркон (2013) Не проектируется, формируется портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики Гуманистические ценностные ориентации и общественная активность; Социальная ответственность, склонность к деятельности, направленной на решение социальных проблем; Инновационность мышления и деятельности; Экономическая эффективность бизнеса [6].

Ю. Б. Рубин (2018) Элементы: • Профессиональные компетенции • Личностные способности • Личностные качества и склонности людей Профессиональные компетенции: • Общие предпринимательские компетенции (создание бизнеса, ведение бизнеса, развитие бизнеса, выход из бизнеса) • По профилю «Социальное предпринимательство» (умение балансировать социальные и коммерческие цели предприятия при принятии управленческих решений; умение вдохновлять и поддерживать мотивацию команды на достижение социальных целей предприятия; умение ставить конкретные задачи по достижению социального эффекта; умение привлекать целевую социальную аудиторию к разработке, тестированию и совершенствованию товаров и услуг; знание и понимание существа социально значимых задач, стоящих перед государством и обществом; умение находить решение задач в соответствии с интересами слоев общества, в отношение которых осуществляется социальный предпринимательский проект; понимание важности выполнения социальных обязательств и несения ответственности перед обществом; умение создавать и поддерживать коллективы работников, представляющих или включающих в себя социально незащищенные слои населения; знание специфики руководства наемными работниками из числа социально незащищенных слоев населения; знание специфики работы с покупателями и потребителями из числа социально незащищенных слоев; умение осуществлять фандрайзинг — привлечение финансовых или материальных ресурсов для выполнения социально значимых проектов; знание особенностей управления НКО; понимание важности социальных инноваций; умение придумывать и реализовывать социальные инновационные проекты; владение современным инструментарием в области создания, ведения, развития и прекращения социальных предприятий). Личностные способности Личностные качества и склонности людей: • Профессионально значимые для предпринимательской деятельности • Профессионально значимые для занятия социальным предпринимательством [7].

Таблица 2. Продолжение

Н. В. Гарашкина, А. А. Дружинина (2013)

Не проектируется, представляет собой интеграцию трех взаимосвязанных компонентов: личностного, социального и технологического

Компоненты наполняются содержательно: знаниями, системами ценностей, программами действий, т. е. можно говорить об уровне реализации компетентности в границах ценностно-смыслового (аксиологического), когнитивного и технологического критериев [1].

Источник: составлено автором

Проведенный теоретический анализ подходов к определению понятия компетентности в области социального предпринимательства на основании различных источников (матрица компетенций, портрет социального предпринимателя, анализа содержания курсов по социальному предпринимательству, классификация компетенций социального предпринимательства), позволяет выделить в структурном отношении следующие компоненты: инновационно-деятельный компонент, когнитивный компонент, моти-вационно-ценностный, организационно-управленческий компонент.

Конкретный компонентный состав компетентности:

• Инновационно-деятельный компонент (инновационность мышления и деятельности).

• Ценностно-смысловой (гуманистические ценностные ориентации и общественная активность; социальная ответственность, склонность к деятельности несущей социальные изменения).

• Когнитивный компонент включает знание и понимание социально-предпринимательских аспектов управления, бизнес-планирования, маркетинга, социальной работы, основ законода-

тельства, владение которыми необходимо для достижения цели.

• Организационно-управленческий компонент содержит умение планировать, организовывать, управлять и контролировать финансовую деятельность, оценить влияние бизнеса на людей, окружающую среду и другие субъекты, умение эффективно определять цели и приоритеты проекта, умение рационально управлять временем, управлять всеми ресурсами для достижения предпринимательских целей и результатов бизнеса, эффективно управлять социальными проблемами, которые влияют на бизнес.

Таким образом, в результате проведенного теоретического анализа подходов к определению понятия компетентности в области социального предпринимательства можно сделать вывод о том, что в процессе формирования указанной компетентности целесообразно спроектировать модель, включающую компоненты, описанные выше. Реализуя данную модель в практике формирования компетентности в области социального предпринимательства студентов вуза, как представляется, можно сформировать педагогические условия, при которых данный процесс будет максимально эффективный.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гарашкина Н. В., Дружинина А. А. Формирование компетентности в области социального предпринимательства как направление высшего профессионального социального образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 12 (128). С. 105-112.

2. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16-31.

3. Кикал Д., Лайонс Т. Социальное предпринимательство. Миссия — сделать мир лучше. М.: Альпина Паблишер, 2014. 303 с.

4. Ливенцова Е. Ю. Формирование социально-предпринимательской компетентности обучающихся в современном университете (на материале Парка социогуманитарных технологий): дис. канд. пед. наук. Томск, 2018. 164 с.

5. Московская А. А., Соболева И. В. Социальное предпринимательство в системе социальной политики: мировой опыт и перспективы России // Проблемы прогнозирования. 2016. № 6. С. 103-111.

6. Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики. Отчет по итогам опроса социальных предпринимателей. М.: Циркон, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zircon.ru/upload/ iblock/e4e/Portret_SP_Otchet.pdf (дата обращения: 05.04.2019).

7. Рубин Е. Б. Профессиональные компетенции социальных предпринимателей как основа обучения социальному предпринимательству. 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruaee.ru/library/ Presentations/RubinYu_Prof_compet_SocEntr.pptx (дата обращения: 01.02.2020).

8. Федеральный закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие"». [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102575296 (дата обращения: 20.09.2019).

9. Amini Z., Arasti Z., Bagheri A. Identifying social entrepreneurship competencies of managers in social entrepreneurship organizations in healthcare sector // Journal of Global Entrepreneurship Research. 2018. Vol. 8. Article 19. https://doi.org/10.1186/s40497-018-0102-x

10. Boschee J. Merging mission and money: A board member's guide to social entrepreneurship. Washington: National Center for Nonprofit Boards, 1998. 22 p.

11. Dees J. D. The meaning of "social entrepreneurship". 1998. [Online]. URL: https://centers.fuqua.duke. edu/case/wp-content/uploads/sites/7/2015/03/Article_Dees_MeaningofSocialEntrepreneurship_2001.pdf (accessed 25.04.2017).

12. Buckley D. 8 Famous Social Entrepreneurs Doing Good and Making // Change Creator. 2018. [Online]. URL: https://changecreator.com/8-famous-social-entrepreneurs-need-know/ (accessed 15.04.2020).

13. GATES. Building skills for social entrepreneurship. Game based training to answer the disruptive shift that will reshape the youth workforce landscape. 2018. [Online]. URL: https://play4impact.eu/wp-content/up-loads/2018/11/OP1_GATES.pdf (accessed 20.09.2019).

14. Light P. C. The search for social entrepreneurship. Washington: Brookings Institution Press, 2008. 296 р.

15. Miller T. L., Welsey C. L., Williams D. E. Educating the minds of caring hearts: Comparing the views of practitioners and educators on the importance of social entrepreneurship competencies // Academy of Management Learning & Education. 2012. Vol. 11. No. 3. P. 349-370. https://doi.org/10.5465/amle.2011.0017

16. Orhei L. E., Nandram S. S., Vinke, J. Social entrepreneurship competence: evidence from founders of social enterprises in Romania // International Journal of Entrepreneurship and Small Business. 2015. Vol. 25. No. 1. P.80-105. https://www.doi.org/10.1504/IJESB.2015.068780

17. Lepson L. Picking a Needle out of a Haystack: Selecting for social entrepreneurs // JVGroup. 2010. [Online]. URL: http://d3n8a8pro7vhmx.cloudfront.net/nnaac/pages/42/attachments/original/1393956561/ SocialEntrepeneurCompetenciesReport.pdf? (accessed 23.07.2019).

18. Sáenz Bilbao N., López VélezA. L. Las competencias de emprendimiento social, COEMS: Aproximación a través de programas de formación universitaria en Iberoamérica // REVESCO. Revista de Estudios Cooperativos. 2015. Vol. 119. P. 159-182. https://doi.org/10.5209/rev_REVE.2015.n119.49066

19. What is a Social Entrepreneur? // CSEF. Educate. Innovare, Celebrate. 2020. [Online]. URL: https://www.csef.ca/what_is_a_social_entrepreneur.php (accessed 15.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.