Вестник Томского государственного университета. 2017. № 425. С. 187-190. Б01: 10.17223/15617793/425/24
ПЕДАГОГИКА
УДК 378.4
Е.Ю. Ливенцова, И.Ю. Малкова
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Теоретически обосновываются этапы развития социально-предпринимательской компетентности в образовательном пространстве классического университета (на примере Томского государственного университета). Комплекс теоретических исследований позволяет выявить сущностные аспекты феномена социального предпринимательства, определяет компонентный состав социально-предпринимательской компетентности.
Ключевые слова: компетентностный подход; образовательное пространство; социальное предпринимательство; социально-предпринимательская компетентность.
Постоянное реформирование университетского образования в контексте концепции открытости обостряет социальную функцию, наделяет универсальной особой третьей миссией. Современные университеты становятся институтами развития общества. Стратегическое планирование и практическая реализация третьей миссии университета, в свою очередь, приводит к выполнению функции, обеспечивающей инновационное развитие регионов. В Европе и России третья миссия понимается по-разному, но в общем смысле обозначает стратегию, в рамках которой обеспечивается реализация трех направлений: непрерывное образование; трансфер технологий и развитие инноваций, вовлеченность университетов в социальную жизнь [1].
Участие классического университета в жизни сообщества дает возможность реализовать ему исторически заложенную миссию общественного служения. Университет формирует запас доверия к себе, что ведет к обогащению качества социального партнерства вуза с государством, бизнесом и некоммерческим сектором. Обучающиеся такого университета приобретают возможность развивать профессионально-полезные навыки и вне стен университета. Интенсивно развиваясь, развивая свою профессиональную сферу и выходя за ее границы, они определяют себя как трансфессионалы [2].
Рассмотрение с данных позиций уникальности Национального исследовательского Томского государственного университета (НИ ТГУ) как классического привело исследователей к фокусировке на сфере повышения качества жизни человека и общества. Процессы взаимодействия НИ ТГУ с сообществами закреплены в Стратегической инициативе № 6 Программы повышения конкурентоспособности, удерживающей функцию системного повышения роли университета в развитии региона и его сообществ через развитие инициативных, в том числе социально-предпринимательских проектов обучающихся. Таким образом, развитие социально-предпринимательской компетентности обучающихся раскрывается как одна из актуальных образовательных задач.
С целью обоснования содержания социально-предпринимательской компетентности обучающихся мы обращаемся к исследованиям характеристик соци-
ального предпринимательства. В разное время к теме социального предпринимательства обращались зарубежные и отечественные исследователи Ю. Арай, Д. Браун, Г. Диз, К. Леттс, А. Московская, Дж. Мэйр, Дж. Робинсон, С. Элворд и др.
Во-первых, в качестве конструирующего признака социального предпринимательства выделяют ориентацию на создание ценности, в составе которой приоритетное значение имеет производимый социальный эффект. Во-вторых, социальное предпринимательство - инновационный тип деятельности, ориентированный на поиск новых возможностей решения социальной проблемы. В-третьих, социально-предпринимательская деятельность ведет к получению особого продукта - социального капитала, который выступает как образовательный результат и ресурс, особенно важный для классического университета, позволяющий развивать партнерское взаимодействие с социальными предпринимателями - выпускниками.
Опираясь на исследования Ч. Лидбитера, Дж. Мэйр, Э. Нобо, Дж. Робинсона, Д. Томпсона, Л. Шубиной, мы определили сущностные черты субъекта социального предпринимательства. Таким образом, социальный предприниматель характеризуется инновационным типом мышления, особой эффективностью в коммуникации и обладанием «прошлого» опыта разрешения социальных проблем. Характеристики социального предпринимательства и его субъекта помогают нам обратиться к обоснованию содержания социально-предпринимательской компетентности.
Сегодня компетентностный подход характеризуется совокупностью общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Данный подход способствует обоснованию содержания социально-предпринимательской компетентности обучающихся, уточнению ведущих компетенций, входящих в состав компетентности; определению содержания деятельности по развитию социально-предпринимательской компетентности обучающихся. Компетентностный подход, актуализирующий деятельностные основания образования (что обусловлено феноменом социального предпринимательства как вида деятельности),
обостренный личностно-ориентированной парадигмой, по мнению Е.В. Бондаревской, содержит набор компетенций, ориентированных на смысловую составляющую любого вида деятельности [3. С. 182].
Опираясь на сущностные характеристики социального предпринимательства, мы полагаем, что в содержание социально-предпринимательской компетентности входят следующие компоненты: социально-коммуникативная и инновационно-предпринимательская компетенции. Социально-коммуникативная отражает уровень потребности обучающегося в решении социальных проблем города и региона и показывает отношение обучающегося к коммуникации как к важному ресурсу реализации социально-предпринимательской деятельности. Инновационно-предпринимательская компетенция отражает уровень потребности обучающегося в приобретении предпринимательских навыков, развитии инновационного мышления и показывает готовность обучающегося осуществлять социально-предпринимательские пробы.
Особое значение для нашего исследования представляет тот факт, что в концепциях философско-педагогической антропологии отражено понимание образования как пространства человеческого существования, реальности человека. По мнению В. И. Слободчикова, «в науках, ориентированных на образование, все более укореняется антропологический подход, который в сфере гуманитарного знания определяет, в первую очередь, ориентацию на человеческую реальность во всей ее полноте; поиск средств и условий становления полного человека; человека как субъекта собственной жизни» [4, 5].
В контексте антропологического подхода В.Е. Клочко [6. С. 17] предлагает понимание образования как действительности человека, которая «содержит в себе его собственную субъективность, "осевшую" на объектах и превратившую их в предметы, имеющие для человека значение, смысл, ценность». При этом, рассматривая гуманитарный потенциал образования как психологическую реальность, В.Е. Клочко подчеркивает, что образование - это действительность, т. е. пространство, в котором человек может действовать. Настоящая деятельность совершается тогда, когда человек понимает смысл и ценность своих действий. Ценности превращают жизненный мир личности в действительность - устойчивое, переживаемое как реальность, т. е. существующее «здесь и сейчас» пространство.
Перечисленные исследования в области образования указывают на то, что в период социальной реформации, инновационного развития особое значение приобретает способность человека «держать» и конструировать формы социальной практики [8]. Такая способность характеризует человека как субъекта социальной практики и деятельности (Е.И. Исаев, М.К. Мамар-дашвили, В.И. Слободчиков, М. Фуко, Г.П. Щедровиц-кий и др.), а в контексте нашего исследования - субъекта социального предпринимательства.
В педагогической науке, посвященной инновационному образованию, естьт исследования открытого пространства образования, основными существенными признаками которого являются: «место»
человека в образовании, возможность (невозможность) влиять, участвовать в своем образовании, создавать свои, реальные образовательные формы; «движущие» силы изменения образования; развитие «человеческого ресурса» (Г.Н. Прозументова) [7]. Базовыми признаками открытого образовательного пространства является включенность обучающихся в его проектирование, создание образовательного сообщества как субъекта образования (И.Ю. Малкова) [8]. В рамках деятельностного подхода построение образовательного пространства субъекта социально-предпринимательской деятельности предполагает «сохранение целостности структуры деятельности (по
A.Н. Леонтьеву) через последовательную актуализацию ее компонентов (потребности, мотивы, цели, условия), что создает предпосылки для органичного включения образовательной деятельности субъекта в целостный контекст его жизнедеятельности».
Мы ставим особый акцент на использовании таких образовательных программ и технологий для построения современного образовательного пространства классического университета, которые, по мнению
B.Е. Клочко и Э.В. Галажинского, «определяют «личное присутствие» субъекта в своем образовании с возможностью влияния на него; обеспечивают подготовку к инновационной деятельности; формируют компетенции эффективного группового взаимодействия, коммуникации и совместной деятельности, необходимые для жизни человека в открытом образовательном пространстве», в том числе и для развития социально-предпринимательской компетентности [9. С. 146].
Таким образом, опираясь на труды В. Е. Клочко, Э. В. Галажинского, И. Ю. Малковой, мы обращаем внимание, прежде всего, на особую роль гуманитарных технологий в построении образовательного пространства университета для развития социально-предпринимательской компетентности. Это обусловлено тем, что «гуманитарные технологии, находящиеся на разных стадиях разработки, ориентируются на проектирование таких образовательных сред, которые позволяют человеку выстраивать траектории жизне-осуществления, максимально реализуя жизненные ресурсы» [9. С. 146]. В итоге актуальность гуманитарных технологий обосновывается приоритетом образования в обучении субъектов новым способам мышления и формам деятельностей.
Рассматривая дискурс социального предпринимательства, базирующийся на идеологии общественного участия, мы выявили, что основой формирования подобной идеологии у социального предпринимателя является наличие опыта решения социальных проблем, актуализирующийся во взаимодействии с социальной средой. Таким образом, можно предположить, что в образовательном пространстве классического университета должны существовать такие «места», где обучающиеся получают опыт решения социальных проблем, что является основой развития социально-коммуникативной компетенции, входящей в состав социально-предпринимательской компетентности; развить инновационно-предпринимательскую компетенцию и сформировать навык рефлексии эффективности результатов социально-предпринимательской деятельности.
Таким образом, содержание социального предпринимательства как вида деятельности и структура социально-предпринимательской компетентности позволяют нам определить основные этапы ее развития в образовательном пространстве классического университета:
- появление опыта решения социальных проблем (происходит во взаимодействии с социальным сектором в различных социальных практиках), что составляет основу развития социально-коммуникативной компетенции;
- становление у обучающегося опыта разработки социально-предпринимательских проектов (способствует развитию знаниевого компонента социально-коммуникативной и инновационно-предпринимательской компетенций);
- организация включения обучающегося в реализацию реальных социально-предпринимательских проектов (позволяет проявить социально-коммуникативную и инновационно-предпринимательскую компетенции в деятельности);
- организация рефлексии (позволяет проявить дефициты и перейти к их устранению и переводит обучающегося в статус действующего субъекта социально-предпринимательской деятельности).
Обобщая, мы можем сделать вывод, что образовательное пространство учреждения должно обеспечи-
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. 9.
Статья представлена научной редакцией «Педагогика» 4 ноября 2017 г.
вать возможности для прохождения обучающимися всех этапов в рамках развития социально-предпринимательской компетентности. Однако, как показывает опыт ведущих отечественных университетов (Университет ИТМО, НИУ Высшая школа экономики, НИ ТГУ и др.), наиболее эффективно развивать социально-предпринимательскую компетентность обучающихся помогают специально организованные центры. Такие центры, встроенные в образовательное пространство университета, помогают им системно и эффективно пройти все этапы развития социально-предпринимательской компетентности, поскольку специально разрабатывают систему содействия подготовки социальных предпринимателей, привлекая структурные подразделения университета и внешних партнеров из числа государственных учреждений, социально-ориентированных организаций и представителей бизнес-структур. В связи с этим центры выполняют координационную функцию между обучающимися, желающими развивать социально-предпринимательскую компетентность, организациями коммерческой и некоммерческой сферы, сообществами социальных предпринимателей и самим университетом, представляющим в рамках открытого образовательного пространства многочисленные ресурсы для профессионального развития (кампусные курсы, открытые лекции, дистанционное обучение и т. п.).
ЛИТЕРАТУРА
Вузы и местные сообщества - инструмент инновационного развития регионов. Аналитический обзор Вячеслава Бахмина // Комитет гражданских инициатив. URL: https://komitetgi.ru/analytics/3402/ (дата обращения: 03.10.2017).
Программа повышения конкурентосбоности ТГУ. URL: http://viu.tsu.ru/documents/ (дата обращения: 10.10.2017).
Малкова И.Ю., Абакумова Н.Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. Томск : ТГУ, 2007. 368 с.
Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. [2-е изд., перераб. и доп.]. Биробиджан : Изд-во БГПИ, 2005. 270 с.
Козлова Н.В., Малкова И.Ю. Образовательное проектирование и его роль в совершенствовании высшего профессионального образования. Томск : ТГУ, 2011. 122 с.
Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Том. гос. ун-т, 2005. 174 с.
Прозументова Г.Н. Переход к Открытому образовательному пространству: стратегия субъективации // Переход к Открытому образовательному пространству: стратегии инновационного управления. Томск, 2003.
Малкова И.Ю. Концепция и практика организации образовательного проектирования в инновационной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Томск : Том. гос. ун-т, 2008. 42 с.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Инновационный потенциал личности : системно-антропологический контекст // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 325. С. 146-151.
DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ENTREPRENEURIAL COMPETENCY OF STUDENTS WITHIN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A CLASSICAL UNIVERSITY
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2017, 425, 187-190. DOI: 10.17223/15617793/425/24
Evgeniya Yu. Liventsova, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Irina Yu. Malkova, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: competence approach; educational space; social entrepreneurship; social and entrepreneurial competence.
The article is devoted to the analysis of conditions and stages in the development of social and entrepreneurial competency of students within the educational process of a classical university (by example of Tomsk State University). The authors analyze a special third mission of a classical university focused on improving the quality of life of people and society. Being focused on this mission, the university is interested in developing the region and regional communities through the implementation of innovative social and entrepreneurial projects of students. In this regard, development of social and entrepreneurial competency of students is described as one of the educational tasks of a classical university. The article analyzes interdisciplinary research on the concept of social entrepreneurship. A constructive characteristic of social entrepreneurship is orientation to the creation of value with a social effect as a key feature. Social entrepreneurship is considered as an innovative type of activity leading to the creation of social capital as an educational result and resource, which is especially important for a classical university. The article analyzes competence and activity approaches that contribute to the substantiation of the content of social and entrepreneurial competency of students, as well as to the clarification of the leading competences included in the concept "competency". The authors define such components of social
and entrepreneurial competency as social-communicative and innovative-entrepreneurial competences. The authors consider that during the development of social and entrepreneurial competency of students within the educational process, classical universities assign a special pole to: humanitarian technologies because of their prior role in teaching new ways of thinking and new forms of activities; specially organized "places" where students master the knowledge, value and activity components of social and entrepreneurial activity by moving through certain stages which include obtaining experience in solving social problems, experience in development and implementation of real social and entrepreneurial projects and reflection. The authors have concluded that in order to develop social and entrepreneurial competency of students, the educational space of the institution should provide, along with other conditions, an opportunity for students to move through all stages. For this purpose, creation of special centers allowing the accumulation of external resources (outside the university) as well as internal (within the university) seems to be effective.
REFERENCES
1. Bakhmin, V. (2017) Vuzy i mestnye soobshchestva — instrument innovatsionnogo razvitiya regionov. Analiticheskiy obzor [Universities and local
communities are a tool of innovative development of regions. Analytical overview]. [Online] Available from: https://komitetgi.ru/analytics/3402/. (Accessed: 03.10.2017).
2. Tomsk State University. (n.d.) Programma povysheniya konkurentosbonosti TGU [Program to increase the competitiveness of TSU]. [Online]
Available from: http://viu.tsu.ru/documents/. (Accessed: 10.10.2017).
3. Malkova, I.Yu. & Abakumova, N.N. (2007) Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii: organizatsiya i diagnostika [Competence approach in edu-
cation: organization and diagnostics]. Tomsk: Tomsk State University.
4. Slobodchikov, V.I. (2005) Ocherkipsikhologii obrazovaniya [Essays on the psychology of education]. 2nd ed. Birobidzhan: BSPI.
5. Kozlova, N.V. & Malkova, I.Yu. (2011) Obrazovatel'noeproektirovanie i ego rol' v sovershenstvovanii vysshegoprofessional'nogo obrazovaniya
[Educational design and its role in the improvement of higher professional education]. Tomsk: Tomsk State University.
6. Klochko, V.E. (2005) Samoorganizatsiya vpsikhologicheskikh sistemakh: problemy stanovleniya mental'nogo prostranstva lichnosti (vvedenie v
transspektivnyy analiz) [Self-organization in psychological systems: problems of the formation of the mental space of the individual (introduction to transspective analysis)]. Tomsk: Tomsk State University.
7. Prozumentova, G.N. (2003) Perekhod k Otkrytomu obrazovatel'nomu prostranstvu: strategiya sub"ektivatsii [Transition to the Open Educational
Space: Strategy of Subjectivization]. In: Prozumentova, G.N. (ed.) Perekhod k Otkrytomu obrazovatel'nomu prostranstvu: strategii innovatsion-nogo upravleniya [Transition to the Open Educational Space: Strategies for Innovative Management]. Tomsk: UFO-press.
8. Malkova, I.Yu. (2008) Kontseptsiya i praktika organizatsii obrazovatel 'nogo proektirovaniya v innovatsionnoy shkole [The concept and practice of
organization of educational design in an innovative school]. Abstract of Pedagogics Dr. Diss. Tomsk.
9. Klochko, V.E. & Galazhinskiy, E.V. (2009) Innovatsionnyy potentsial lichnosti: sistemno-antropologicheskiy kontekst [Innovative potential of the
individual: the system-anthropological context]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal. 325. pp. 146-151.
Received: 04 November 2017