Научная статья на тему 'Сетевой подход к развитию социально-предпринимательской компетентности молодежи в образовании'

Сетевой подход к развитию социально-предпринимательской компетентности молодежи в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВОЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / EDUCATION / NETWORK APPROACH / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ливенцова Евгения Юрьевна, Малкова Ирина Юрьевна

Рассматривается феномен социального предпринимательства как новый в поле исследований образовательной деятельности. Актуальным видится теоретическое обращение к возможностям сетевого подхода для развития социально-предпринимательской компетентности как образовательного результата. Практическое значение исследования заключается в изучении социальной сети как уникального условия образования и существования сетевого сообщества молодежи, в котором решаются задачи, направленные на реализацию локальных социально-предпринимательских сообществ, а также в определении этапов развития социально-предпринимательской компетентности молодежи в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ливенцова Евгения Юрьевна, Малкова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NETWORK APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF SOCIO-ENTREPRENEURIAL COMPETENCES OF YOUNG PEOPLE IN EDUCATION

The article discusses social entrepreneurship as a new phenomenon in the field of studies of educational activities. Theoretical appeal to the capabilities of the network approach to the development of socio-entrepreneurial competence as an educational outcome is urgent. The author proves the point of view that the forms of educational support of young people during the process of entering social and entrepreneurial activities become forms that accompany formation of the community in the social network. These forms provide both preparation of a person for this type of activity and formation of social entrepreneurship as a special value that unites and determines forms of the community members’ life. The article considers possibilities of the project approach and anthropological content of the network model of education for establishing subjects of social entrepreneurship, and youth communities as subjects of development of social and entrepreneurial activity of the region. Discusses the possibility of the project approach and the anthropological content of the network model of education for the development of the subjects of social entrepreneurship, youth communities as subjects of development of socio-entrepreneurial activities in the region. The practical value of the research is in identification of the stages of development of socio-entrepreneurial competences of young people as well as in the study of social networks as a unique condition for formation and existence of a community network of young people, which solves the tasks aimed to implement local social and business communities. These stages underlay the program of educational support aimed to develop social and entrepreneurial competence of young people.

Текст научной работы на тему «Сетевой подход к развитию социально-предпринимательской компетентности молодежи в образовании»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ

УДК 37.01

00! 10.23951/1609-624Х-2017-9-113-117

СЕТЕВОЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАНИИ

Е. Ю. Ливенцова, И. Ю. Малкова

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Рассматривается феномен социального предпринимательства как новый в поле исследований образовательной деятельности. Актуальным видится теоретическое обращение к возможностям сетевого подхода для развития социально-предпринимательской компетентности как образовательного результата.

Практическое значение исследования заключается в изучении социальной сети как уникального условия образования и существования сетевого сообщества молодежи, в котором решаются задачи, направленные на реализацию локальных социально-предпринимательских сообществ, а также в определении этапов развития социально-предпринимательской компетентности молодежи в образовании.

Ключевые слова: образование, сетевой подход, социальное предпринимательство, компетентность.

Социальное предпринимательство - новый феномен в поле исследований не только предпринимательской, но и образовательной деятельности. Авторы сборника статей по проблемам социального предпринимательства отмечают «двойную социальность» данного феномена [1]. Социальное здесь оказывается и целью (социальное изменение и социальная трансформация), и основой деятельности (сообщества, культурная укорененность, гражданственность, социальные сети, разделяемый с другими жизненный мир).

Историческая традиция развития социального предпринимательства и его спецификация в качестве автономного феномена имеет общие корни, связанные с трактовкой содержания предпринимательства. Однако речь идет о предпринимательстве продуктивном, цель которого - создание полезных институтов, более комфортных отношений, новых способов жизни и более благоприятных условий окружающей среды [2].

Отмечается, что социальный предприниматель стремится к созданию ценности в виде масштабного блага, имеющего преобразующее значение. Директор Центра развития социального предпринимательства Университета Дьюка (США) Грегори Диз, положивший начало изучению социального предпринимательства как академической дисциплины, в определение социального предпринимательства закладывает пять главных факторов: создание и поддержка социальной ценности; постоянный поиск возможностей для реализации миссии (в том числе через взаимодействие с сообществом); реализация непрерывного процесса иннова-

ций через образование; решительность в деятельности, использование имеющихся ресурсов; высокая ответственность за результаты деятельности перед благополучателями и обществом.

Кроме того, социальные предприниматели рассматриваются исследователями как новаторы, которые имеют отличительную характеристику (от традиционных предпринимателей) - способность организовать вокруг себя сообщество единомышленников. Социальные предприниматели создают особые точки роста, вокруг которых образуются не только новые проекты и предприятия, но и особые общественные отношения.

В качестве еще одного очень значимого для исследования образовательного условия развития социально-предпринимательской компетентности молодежи стоит отметить персоналистский подход к исследованиям предпринимательства, который пытался объяснить сам феномен предпринимательства на основе наличия особенных психологических качеств (Personal Traits) [3]. Актуализация данного подхода диктовалась самим материалом, с которым пионеры социального предпринимательства имели дело, а именно: отношениями между людьми.

Иначе говоря, личность предпринимателя перестала быть абстрактом, принадлежащим только ему, а предстала укорененной в сетях межличностных связей. В теоретических и эмпирических исследованиях акцент сдвинулся в сторону социальных сетей. Сам термин «социальные сети» был впервые предложен Дж. Барнсом в 1954 г. для обозначения не какого-либо определенного социального

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 9 (186)

тела [4], а для определения системы социальных отношений, через которые индивиды, получают и создают возможность своей деятельности.

Данные положения в педагогическом контексте позволяют обратиться к возможностям сетевого подхода для развития социально-предпринимательской компетентности как образовательного результата. Сетевая структура объединяет в себе социальные субъекты, отношения между ними, и потоки ресурсов, которыми участники сети непрерывно обмениваются друг с другом.

При этом мы ориентируемся на деятельностно-субъектный компонент социально-предпринимательской компетентности, определяющий возможности ее порождения и проявления в соответствующем виде деятельности.

Актуальность исследования возможностей сетевого подхода для вхождения молодежи в социально-предпринимательскую деятельность определяется задачами развития как самих субъектов социального предпринимательства, так и сообщества, которое выступает субъектом открытой информационно-образовательной среды.

Представления об условиях образования сообщества, объединяющего молодых людей, участвующих в социальном предпринимательстве и удерживающих своим объединением саморазвитие общества как особую ценность, изменены в контексте открытой образовательно-информационной среды. В данном случае сообщество рассматривается как субъект влияния на вхождение молодежи в социально-предпринимательскую деятельность.

В настоящее время большая часть работ, посвященных вопросам создания сообществ, фокусируется вокруг образования сетевых сообществ [5-7] и исследования особенностей создания социальных сетей как наиболее эффективного инструмента их образования.

Исследователи применяют понятие «виртуальное сетевое сообщество», которое определяется как социальное объединение, вырастающее из сети, в котором ее участники ведут открытое обсуждение длительно и в котором формируется сеть личных отношений [12]. Понятие «практическое сообщество» (Community of Practice, CoP) применяется для обозначения частного случая социальной сети. Речь идет о «сообществе профессионалов, не ограниченном рамками одной организации, а объединяющие людей со сходными интересами, которые заинтересованы в приобретении и развитии знаний в определенной области, их использовании на практике». Участники сети для достижения целей находятся во взаимодействии друг с другом [8-11]. Характеристикой такого сообщества выступает стремление его участников к сотрудничеству, к совместной деятельности в про-

цессе применения знаний в практической деятельности [13].

Обозначив возможности социальной сети, можно вести речь о том, что она является уникальным условием образования и существования сетевого сообщества молодежи, в котором можно решать задачи, направленные на создание и реализацию локальных социально-предпринимательских проектов. Однако в направлении создания сообществ, призванных содействовать вхождению молодежи в социально-предпринимательскую деятельность, порождать идеи развития региона, становится все более очевидной необходимость организации особой формы работы, способствующей выработке и принятию совместных норм и ценностей социального предпринимательства.

Практика создания и поддержки сетевых сообществ с помощью организации электронных ресурсов (портал, сайт и т. п.) показывает, что они не могут создаваться и удерживаться технически обустроенными способами, жить только в формате дистанционного взаимодействия [12]. Инициируют такие сообщества сами субъекты практической деятельности, и чаще всего это происходит при реализации проектов развития социально-предпринимательской деятельности.

На взгляд авторов, формами, сопровождающими становление сообщества в социальной сети, становятся формы образовательного сопровождения вхождения молодежи в социально-предпринимательскую деятельность, которые обеспечивают как подготовку человека к данному типу деятельности, так и становление социального предпринимательства как особой ценности, объединяющей и определяющей формы жизни участников сообщества. В этом направлении были рассмотрены возможности проектного подхода [11] и антропологического содержания сетевой модели образования для становления субъектов социального предпринимательства, молодежных сообществ как субъектов развития социально-предпринимательской деятельности региона.

Особенности создания сетевых структур на этапе становления разных форм социального предпринимательства обусловлены задачей появления самих субъектов социального предпринимательства и соорганизацией их ресурсов для решения проблем развития и поддержки этой деятельности в образовании.

Поэтому основной формой сетевой структуры, как правило, рассматриваются проекты, основанные на соорганизации ресурсов разных субъектов социального предпринимательства для решения задачи их развития. Основные характеристики сетевых образовательных проектов в контексте сетевого и проектного подхода заключаются в следующем:

- инициирование сетевых образовательных проектов и программ в сфере социального предпринимательства ведет к накоплению профессиональных и образовательных ресурсов региона, что обусловливает возможность их влияния на развитие социального предпринимательства в регионе;

- «социальный заказ» выступает способом появления новых сетевых образовательных проектов и программ в сфере социального предпринимательства, что означает проявление в образовании тенденций развития социального предпринимательства в регионе;

- образовательное пространство рассматривается как открытое, в котором важно учиться вести диалог о целях, задач образования и способах разрешения проблемных вопросов, связанных с реализацией сетевых образовательных проектов и программ в сфере социального предпринимательства, что обусловливает появление иного подхода к коммуникации участников образования.

Таким образом, проектный подход к созданию сетевых структур в практике социального предпринимательства делает ставку на поддержку и развитие субъектов этой деятельности.

Однако существуют границы проектного подхода к созданию сообществ. Сообщество существует во время разработки и реализации проекта или программы. По завершении проекта прекращается работа сети. Сам процесс образования сети в сфере социального предпринимательства зависит от появления проектной инициативы от сообщества, различных субъектов деятельности или в рамках реализации программ развития разного уровня. В связи с этим проблематично говорить о сете-образовании в рамках проектного подхода как непрерывном процессе, обеспечивающем становление сообществ [12].

Сегодня принято считать, что «в сетевой форме образования ситуации самопроектирования и самоорганизации становятся не случайным», а проектируемым эффектом образования [12]. В рамках решения проблемы становления молодежных сообществ становится актуальным то, что сетевая

модель образования ориентирована на потребность личности в саморазвитии и самореализации, моти-вационную готовность к самоизменению, т. е. обусловливает вхождение молодежи в социально-предпринимательскую деятельность в образовании. В контексте сетевой модели как условия вхождения молодежи в социально-предпринимательскую деятельность возникает вопрос - что заставляет входить человека в пространство деятельности?

Акцент переносится на становление субъектной позиции человека в процессе проектирования индивидуального профиля социально-предпринимательской деятельности (а не только продукта) как базовое условие становления сетевых структур и сообщества. Человек становится инициатором совместных действий по построению сетевой модели социального предпринимательства (профиля). Сетевая структура в этом случае начинает «относиться не к эмпирической деятельности (проект), а к моделям, построенным по ее подобиям» [13, с. 117].

Таким образом, опираясь на сетевой подход, можно выделить следующие этапы развития социально-предпринимательской компетенции молодежи в образовании:

- становление опыта социально-предпринимательской деятельности;

- построение пространства социально-предпринимательской деятельности;

- организация эффективного взаимодействия, коммуникации в процессе становления сообщества и проектирования индивидуального профиля социального предпринимательства.

Данные этапы легли в основу программы образовательного сопровождения развития социально-предпринимательской компетенции молодежи, ориентированной на процесс сетеобразования посредством вхождения молодежи в социально-предпринимательскую деятельность и проектирования профиля социального предпринимательства.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-13-70006.

Список литературы

1. Steyaert C., Hjorth D. «What is social in social entrepreneurship?», Entepreneurship as social change: a third new movements in entrepreneurship, Cheltenhan, UK: Edward Elgar, 2006. P. 1-20.

2. Baumol W. J. Entrepreneurship: Productive, Unproductive, and Destructive // Journal of Political Economy. 1990. Vol. 98, № 5, part 1. P. 894.

3. McClelland D. C. The Achieving Society. Princeton, New Jersy: Van Nostrand, Inc., 1961. P. 512.

4. Barnes J. Class and committees in a Norwegian Island Parish // Human Relations. 1954. № 7. P. 39-58.

5. Градосельская Г. В. Сетевые измерения в социологии: учебное пособие. М.: Новый учебник, 2004. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/ msg/242831.html (дата обращения: 12.03.2017).

6. Патаракин Е. Создание профессионального сетевого сообщества. URL: http://www.soobshestva.ru/wiki/SozdanieProfessionarnogoSetevo goSoobshhestva?v=1dhl (дата обращения: 12.04.2017).

7. Я талант - сообщество талантливых людей. URL: http://www.soobshestva.ru/news/?p=239 (дата обращения: 05.04.2017).

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 9 (186)

8. Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности. URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067 (дата обращения: 05.04.2017).

9. Градосельская Г. В. Анализ социальных сетей: автореф. дис. ... канд. социол. наук. URL: http://www.ecsoc.ru/images/pub_ ecsoc/2004/09/29/0000011331/Gradoselskaya_Referat.doc (дата обращения: 05.04.2017).

10. Давыденко В. А., Ромашкина Г. Ф., Чуканов С. Н. Моделирование социальных сетей. Отчет по гранту «Социолого-математическое моделирование социальных сетей» // Вестн. Тюменского гос. ун-та. 2005. № 1. С. 68-79. URL: http://www.tmnlib.ru/resources/books/pdf/ Romashkina_3.pdf (дата обращения: 02.04.2017).

11. Малкова И. Ю., Фещенко А. В. Возможности социальных сетей для проектирования образовательной деятельности и развития качества инновационного образования // Открытое и дистанционное образование. 2012. № 2 (46). С. 45-51.

12. Краснорядцева О. М., Малкова И. Ю. Сетевой проект психолого-образовательного сопровождения вхождения молодежи в инновационную деятельность: условие становления инновационных сообществ в образовании // Психология обучения. 2010. № 12. С. 89-99.

13. Ашкеров А. Ю. Социальная антропология. М.: Маркет ДС Корпорейшен, 2005. 608 с. (Университетская серия)

Ливенцова Евгения Юрьевна, аспирант, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050). E-mail: [email protected]

Малкова Ирина Юрьевна, доктор пед. наук, доцент факультета психологии, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 04.05.2017.

DOI 10.23951/1609-624X-2017-9-113-117

THE NETWORK APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF SOCIO-ENTREPRENEURIAL COMPETENCES OF YOUNG PEOPLE IN EDUCATION

E. Yu. Liventsova, I. Yu. Malkova

National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation

The article discusses social entrepreneurship as a new phenomenon in the field of studies of educational activities. Theoretical appeal to the capabilities of the network approach to the development of socio-entrepreneurial competence as an educational outcome is urgent.

The author proves the point of view that the forms of educational support of young people during the process of entering social and entrepreneurial activities become forms that accompany formation of the community in the social network. These forms provide both preparation of a person for this type of activity and formation of social entrepreneurship as a special value that unites and determines forms of the community members' life. The article considers possibilities of the project approach and anthropological content of the network model of education for establishing subjects of social entrepreneurship, and youth communities as subjects of development of social and entrepreneurial activity of the region.

Discusses the possibility of the project approach and the anthropological content of the network model of education for the development of the subjects of social entrepreneurship, youth communities as subjects of development of socio-entrepreneurial activities in the region.

The practical value of the research is in identification of the stages of development of socio-entrepreneurial competences of young people as well as in the study of social networks as a unique condition for formation and existence of a community network of young people, which solves the tasks aimed to implement local social and business communities. These stages underlay the program of educational support aimed to develop social and entrepreneurial competence of young people.

Key words: education, network approach, social entrepreneurship, competence.

References

1. Steyaert C., Hjorth D. "What is social in social entrepreneurship?", Entepreneurship as social change: a third new movements in entrepreneurship. Cheltenhan, UK, Edward Elgar, 2006. Pp. 1-20.

2. Baumol W. J. Entrepreneurship: Productive, Unproductive, and Destructive. Journal of Political Economy, 1990, vol. 98, no. 5, part 1, p. 894.

3. McClelland D. C. The Achieving Society. Princeton, New Jersy, Van Nostrand, Inc., 1961 P. 512.

4. Barnes J. Class and committees in a Norwegian Island Parish. Human Relations, 1954, no. 7, pp. 39-58.

5. Gradosel'skaya G. V. Setevye izmereniya v sotsiologii: uchebnoye posobiye [Network measurement in sociology: textbook]. Moscow, Izd. dom "Novyy uchebnik" Publ., 2004 (in Russian). URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/242831.html (accessed 12 March 2017).

6. Patarakin E. Sozdaniyeprofessional'nogo setevogo soobshchestva [The Creation of a professional network community] (in Russian). URL: http:// www.soobshestva.ru/wiki/SozdanieProfessional'nogoSetevogoSoobshhestva?v=1dhl (accessed 12 April 2017).

7. Ya talant - soobshchestvo talantlivykh lyudey [I am a talent - community of talented people] (in Russian). URL: http://www.soobshestva.ru/ news/?p=239 (accessed 5 April 2017).

8. Bondarenko E. Sotsial'nye seti kak instrument razvitiya: vidy i vozmozhnosti [Social networks as a tool for development: types and capabilities] (in Russian). URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067 (accessed 5 April 2017).

9. Gradosel'skaya G. V. Analiz sotsial'nykh setey. Avtoreferat dis. kand. sotsiol. nauk [Analysis of social networks. Abstract of thesis of cand. social. sci.] (in Russian) URL: http://www.ecsoc.ru/images/pub_ecsoc/2004/09/29/0000011331/Gradoselskaya_Referat.doc (accessed 5 April 2017).

10. Davydenko V. A., Romashkina G. F., Chukanov S. N. Modelirovaniye sotsial'nykh setey. Otchet po grantu "Sotsiologo-matematicheskoye modelirovaniye sotsial'nykh setey" [Modeling of social networks. Report on the grant "Socio-mathematical modeling of social networks"]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta - Tyumen State University Herald (in Russian). URL: http://www.tmnlib.ru/resources/books/pdf/ Romashkina_3.pdf (accessed 2 April 2017).

11. Malkova I. Yu., Feshchenko A. V. Vozmozhnosti sotsial'nykh setey dlya proektirovaniya obrazovatel'noy deyatel'nosti i razvitiya kachestva innovatsionnogo obrazovaniya [The power of social media for designing educational activities and development of quality innovative education]. Otkrytoye i distantsionnoye obrazovaniye - Open and Distance Education, 2012, no. 2 (46), pp. 45-51 (in Russian).

12. Krasnoryadtseva O. M., Malkova I. Yu. Setevoy proekt psikhologo-obrazovatel'nogo soprovozhdeniya vkhozhdeniya molodezhi v innovatsionnuyu deyatel'nost': usloviye stanovleniya innovatsionnykh soobshchestv v obrazovanii [Network project of psychological and educational support of inclusion of youth in innovative activity: condition of formation of innovative communities in education]. Psikhologiya obucheniya - Psychology of Education, 2010, no. 12. pp. 89-99 (in Russian).

13. Ashkerov A. Yu. Sotsial'naya antropologiya [Social anthropology]. Moscow, Market DS Korporeyshen Publ., 2005. 608 p. (in Russian).

Liventsova E. Yu., National Research Tomsk State University (pr. Lenina, 36, Tomsk, Russian Federation, 634050).

E-mail: [email protected]

Malkova I. Yu., National Research Tomsk State University (pr. Lenina, 36, Tomsk, Russian Federation, 634050).

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.