Научная статья на тему 'Роль гражданского образования для становления субъекта социального предпринимательства'

Роль гражданского образования для становления субъекта социального предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CIVIC EDUCATION / СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / THE SUBJECT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ANTHROPOLOGICAL APPROACH / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / OPEN EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ливенцова Е.Ю., Фахретдинова А.П.

В статье рассмотрены субъектно-деятельностные и антропологические основания гражданского образования, определяющие его методологическую связь с развитием субъекта социального предпринимательства. Определены факторы становления субъекта социального предпринимательства в условиях гражданского образования и контексте антропологического подхода. Показано, что главным условием становления субъекта социального предпринимательства становится открытое образовательное пространство, определяющее организацию эффективного взаимодействия, открытых коммуникаций его участников. Получены выводы о том, что гражданское образование является фактором изменения содержания образования, влияющего на становление субъекта социального предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Civil Education for the Formation of the Subject of Social Entrepreneurship

This article describes the activity and the anthropological bases of civil education, defining its methodological connection with the development of the social entrepreneurship. The factors of formation of the social entrepreneurship in terms of civic education and the context of the anthropological approach are defined be the authors. The main characteristics of the subject from the point of view of philosophical anthropology and psychology is discovered. It is shown that the main condition of formation of social entrepreneurship is becoming an open educational space, defines the organization by the effective interaction, open communication of the participants. The article substantiates the formation of the organization the activities and educational communications in the open educational space. It was concluded that civic education is a factor in changing the content of education, influence on the formation of the subject of social entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Роль гражданского образования для становления субъекта социального предпринимательства»

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

УДК 37.0+334

Ливенцова Евгения Юрьевна

Аспирант, кафедра управления образованием, Томский государственный университет, evg.liv@mail.ru, Томск

Фахретдинова Александра Павловна

Аспирант, кафедра управления образованием, Томский государственный университет, maltsevaal@yandex.ru, Томск

роль гражданского образования для становления СУБЪЕКТА социального ПРЕДПРИНИМАТЕЛьСТВА*

Аннотация. В статье рассмотрены субъектно-деятельностные и антропологические основания гражданского образования, определяющие его методологическую связь с развитием субъекта социального предпринимательства. Определены факторы становления субъекта социального предпринимательства в условиях гражданского образования и контексте антропологического подхода. Показано, что главным условием становления субъекта социального предпринимательства становится открытое образовательное пространство, определяющее организацию эффективного взаимодействия, открытых коммуникаций его участников. Получены выводы о том, что гражданское образование является фактором изменения содержания образования, влияющего на становление субъекта социального предпринимательства.

Ключевые слова: гражданское образование, субъект социального предпринимательства, антропологический подход, открытое образовательное пространство.

Введение в проблему. Вопросы гражданского образования являются актуальными для стратегии развития страны. Ученые и педагоги-исследователи реализуют задачи государственной политики в области гражданского образования в Российской Федерации, направленной на формирование зрелой гражданственности в современном российском обществе и закрепляющей посредством воспитания, образования и просвещения ценности гражданственности. Целью гражданского образования является «формирование общественно-активной, социально компетентной, наделенной гражданским самосознанием личности» [14].

В то же время сегодня уделяется большое внимание деятельности социальных предпринимателей как особой категории профессионалов гражданского общества, способных осуществлять системные положительные общественные изменения. В отечественной науке социальное предпринимательство - новая область исследования, рассматривающая социальное действие и его результат, и трактующая роль «встро-енности» инициатора и участников социального предпринимательства в общественные структуры и систему ценностей [Цит. по:

7, с. 127]. Наблюдается очевидная взаимосвязь этих явлений на уровне решения общей педагогической проблемы - развитие субъектной позиции участников гражданского образования и социального предпринимательства по отношению к общественным явлениям, в том числе к образованию как социальному институту. В связи с этим становится актуальным рассмотрение роли гражданского образования для становления субъекта социального предпринимательства в открытом образовательном пространстве.

Теоретический анализ проблемы. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина, способного жить в обществе [Приводится по: 4]. В данном контексте понятие «жить» является отражением не только способности к существованию в определенном обществе, адаптации человека к условиям того или иного гражданского социума, но больше в качестве «творческой жизнедеятельности», характеризующейся особым преобразующим отношением к реалиям жизни, а также готовностью и ответственностью за принятые решения. Современными вопросами гражданственности как фактора влияния на развитие общества занимались И. А. Тютько-

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-13-70006.

ва, В. А. Гладик, З. С. Мазыр, Е. В. Митина, А. В. Хуторской. Авторы придерживаются точки зрения, что гражданское воспитание и развитие гражданской компетентности является составной частью общего процесса образования, направленного на формирование гражданственности как интегрального качества личности [3; 11; 12; 16; 17]. Исследователи работают непосредственно в ком-петентностной парадигме, в рамках которой деятельностный подход является ключевым. Гражданская компетентность не является статичной характеристикой личности, она постоянно находится в развитии и проявляется, прежде всего, в деятельности субъекта. Именно через деятельность у субъекта проявляется гражданская позиция, актуализируется гражданская активность. Опираясь на деятельностный подход в развитии гражданской компетентности, ученые-педагоги обосновывают содержание организационно-педагогических условий, апробируют модели и образовательные программы развития гражданского образования.

В нашем исследовании мы ориентируемся на то, что субъектно-деятельностные основания гражданского образования методологически связывают его с развитием социального предпринимательства. Прекурсором социального предпринимательства выступает предпринимательство продуктивное, ориентированное на создание полезных институтов, более благоприятных условий окружающей среды и т. п. Мы опираемся на обоснованную исследователями М. Портером и М. Крамером «концепцию разделяемых (общих) ценностей». В основании данной концепции заложено представление о том, что эффективность социального предпринимательства на рынке и состояние местных сообществ тесно взаимосвязаны. Поэтому социальные предприниматели должны применять такие методы работы, которые способны повышать уровень экономического и социального благосостояния общества. Социально-предпринимательская деятельность ведет к получению особого результата в виде социальной ценности (блага), что для образования является условием выполнения миссии развития гражданского общества [Приводится по: 18].

Зарубежными исследователями приводится широкое разнообразие трактовок со-

циального предпринимательства. Но вместе с тем существует консенсус в обозначении социального предприятия как организации, которая направлена на выполнение миссии преобразования общества и использует бизнес-технологии с целью обеспечения самоокупаемости. Теоретический анализ различных подходов к определению сущности социального предпринимательства (Б. Дрейтон, Г. Диз, И. Марти, Дж. Мэйр, Дж. Робинсон, Ю. Арай, Н. Зверева, Г. Изотова и др.) позволил нам выделить ряд сущностных характеристик его субъекта. Так, субъект социального предпринимательства обладает гражданской мотивированностью; имеет успешный опыт решения социальной проблемы (что достигается в процессе гражданского образования); обладает инновационным и рефлексивным мышлением для производства социальной ценности в обществе; эффективен в коммуникации, поскольку включен в различные практики социального взаимодействия.

В ходе проведенных теоретических и методологических исследований по проблеме гражданского образования [3; 4; 10-12; 16; 17] можем отметить, что основаниями к содержанию и организации педагогических условий для становления субъекта социального предпринимательства является представление об образовании как открытой образовательной среде. Создаются специальные условия, которые ставят перед необходимостью выбора форм образования, в котором качество и программы обучения определяются самим обучающимся - будущим субъектом социального предпринимательства.

В российской системе образования на данный момент происходят преобразования, стимулирующие субъектов определять и влиять на содержание и направление своего процесса образования. В этой связи актуализируется проблема субъектности, субъекта и образования субъекта, позволяющая непосредственно влиять на свое образование и самому нести за него ответственность, развивая свой потенциал и учитывая реальные возможности, способности и желания индивида. Таким образом, у субъектов образования появляются стимулы развития посредством личного выбора целей, задач, форм и результатов образовательной деятельности

[Приводится по: 1; 2; 5; 13].

Образование субъекта есть фундаментальное условие успешности и эффективности преобразования образовательного пространства. Субъектность также является неотъемлемым фактором влияния на проектирование образования и его содержание. Этим объясняется и актуализация проблемы становления субъекта социального предпринимательства как основного результата в процессе гражданского образования.

Изначально понятие «субъект» и его характеристики были рассмотрены в рамках философской антропологии. Понимание данного концепта в современной философии тесно связано с понятием его как «деятеля», преобразующего реальность. Также это связано с рефлексией и коммуникацией, которые в дальнейшем и определяют процесс развития субъекта [Приводится по: 9].

В современной психологии ученые делают акцент на том, что характеристиками субъекта являются: проявление инициативы и ответственности за свой выбор, рефлексия и преобладание самоопределения над определением обстоятельствами как результат проявленности отношений и мыслей к объективной реальности [Приводится по: 15].

В целом, за понятием субъекта закрепляется значение особого личностного качества, связанного с активно-преобразующими свойствами и способностями человека. При этом подчеркивается значимость процессов формирования и развития субъекта, в котором самоопределение и самосознание играют важную роль.

Результаты исследования. Субъектно-деятельностные основания антропологического подхода в гражданском образовании позволяют разрабатывать условия для становления субъекта социального предпринимательства. Главным условием становится организация деятельностей и образовательных коммуникаций в открытом образовательном пространстве в рамках гражданского образования, которые формируют потребность в субъектном самоопределении, гражданской идентификации, и обеспечивают включение будущего субъекта социального предпринимательства в процесс получения знаний, формирования смыслов, сеть социальных коммуникаций, способствующих развитию его социаль-

но-активной и гражданской позиции. При этом мы опираемся на разработку такого образовательного пространства, которое «определяет "личное присутствие" будущего субъекта социального предпринимательства в своем образовании с возможностью влияния на него; обеспечивают подготовку к инновационной деятельности; формирует компетенции эффективного группового взаимодействия, коммуникации и совместной деятельности» [Цит. по: 6, с. 148].

Ориентация на антропологический подход позволяет нам:

- обосновать развитие субъектной позиции социального предпринимателя в качестве основного условия эффективности гражданского образования;

- выявить процессы рефлексии, личной ответственности как особые условия в содержании и организации гражданского образования для становления субъекта социального предпринимательства, которые возможно реализовать только посредством совместного проектирования открытой образовательной среды;

- реализовывать организационно-педагогические условия в рамках личностно-ори-ентированной и компетентностной парадигм, что выступает в качестве основания для применения проектного и компетент-ностного подходов.

Отметим, что до настоящего времени проектирование не рассматривалось как условие и средство участия человека в изменении существующей действительности посредством своего образования. В контексте антропологического подхода образование представляется не только личным, но и проектным действием человека. При этом участие в проектировании представляется не только способом влияния на социальную практику, но и способом собственного развития («саморазвития»), реализации своих сущностных сил и потенций, «самореализации» [Цит. по: 8, с. 130]. Таким образом, проектирование становится ресурсом, способным не только изменить или конструировать социальную практику (актуальную для социального предпринимательства), но и способом образования субъектной позиции обучающегося.

Поэтому проектирование гражданского образования полагается нами как способ из-

менения подходов, содержания и качества процесса подготовки за счет обеспечения:

- влияния разных субъектов образования на построение форм, направленности, целей гражданского образования;

- способов деятельности, обусловливающих становление образовательных сообществ как субъектов влияния на развитие содержания и организации гражданского образования;

- качественно другого качества коммуникации участников гражданского образования - будущих субъектов социального предпринимательства, характеризующейся прежде всего открытостью, диалогичностью, ответственностью и общей компетентностью;

- взаимодействия образовательных, общественно-профессиональных ресурсов региона, что обусловливает создание гражданских сообществ, влияющих на становление субъектов социального предпринимательства.

Выводы. Таким образом, результаты проведенного теоретического исследования показывают, что гражданское образование является фактором изменения содержания образования, оказывающего влияние на становление субъекта социального предпринимательства, за счет обеспечения:

- влияния разных субъектов образования на построение форм, направленности, целей образовательного пространства при формировании субъекта социального предпринимательства;

- способов деятельности, обусловливающих становление образовательных сообществ как субъектов влияния на развитие содержания и организации социального предпринимательства;

- взаимодействия образовательных, общественно-профессиональных ресурсов региона, что обусловливает создание гражданских сообществ, влияющих на становление субъекта социального предпринимательства.

Библиографический список

1. Абакумова Н. Н., Малкова И. Ю. Компе-тентностный подход в образовании: организация и диагностика. - Томск: ТГУ, 2007. - 368 с.

2. Галажинский Э. В. Детерминация и направленность самореализации личности. - Томск: ТГУ, 2002. - 182 с.

3. Гладик В. А. Развитие гражданской компетентности обучающихся старших классов в условиях государственно-общественного управления школой: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 320 с.

4. Климина А. В. Образ школы и ее миссия в педагогических воззрениях С. И. Гессена // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. -С. 17-18.

5. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в транспективный анализ). - Томск: ТГУ, 2005. -174 с.

6. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 325. - С. 146-151.

7. Малкова И. Ю., Ливенцова Е. Ю. Образовательное проектирование как условие развития социально предпринимательской компетенции молодежи // Проблема человека

в педагогических исследованиях: сборник научных статей Всероссийского симпозиума молодых ученых 26-28 апреля 2017 года. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. - С. 126-130.

8. Малкова И. Ю. Концепция и практика организации образовательного проектирования в инновационной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Томск: Томский государственный университет, 2008. - 42 с.

9. Малкова И. Ю., Киселева П. В. Образовательное проектирование в высшей школе: разработка проектов педагогической практики // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 346 (май). - С. 133-135.

10. Малкова И. Ю., Фахретдинова А. П. Особенности гражданского образования в Европе // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2016. -№ 4 (169). - С. 126-130.

11. Мазыр З. С. Формирование гражданской компетенции учащихся в процессе обучения в школе: дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2005. -176 с.

12. Митина Е. В. Становление гражданской компетентности старшеклассников в учебном процессе: на материале гуманитарных дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. - Тула, 2011. - 277 с.

13. Петрова Г. И. Современные тенденции изменения содержания образования: Опыт становления философии образования в образова-

тельных практиках. - Томск: Томский ЦНТИ, 2001. - 124 с.

14. Проект государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 годы» // Сайт Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека [Электронный ресурс]. - URL: http://www. sovetpamfilova.ru/sovet/16402.php (дата обращения: 19.04.2017).

15. Субъект, личность и психология человеческого бытия. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 348 с.

16. Тютькова И. А. Генезис идеи гражданского воспитания в истории педагогики // Научно-методические проблемы гражданского и патриотического воспитания: сб. научных статей. - Коломна: КГПИ, 2001. - С. 4-17.

17. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. -№ 2. - С. 58-64.

18. PorterM., KramerM. The big idea: creating shared value; how to reinvent capitalism and unleash a wave of innovation and growth // Harvard Business Review. - 2011. - Vol. 89, Iss. 1/2. - P. 62-77.

Поступила в редакцию 23.09.2017

Liventsova Evgeniya Yur 'evna

Graduate student of Faculty of Psychology, National Research Tomsk State University, evg.liv@mail.ru,

Tomsk

Fakhretdinova Aleksandra Pavlovna

Graduate student of Faculty of Psychology, National Research Tomsk State maltsevaal@yandex.ru, Tomsk

University,

THE ROLE OF CIVIL EDUCATION FOR THE FORMATION OF THE SUBJECT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP*

Abstract. This article describes the activity and the anthropological bases of civil education, defining its methodological connection with the development of the social entrepreneurship. The factors of formation of the social entrepreneurship in terms of civic education and the context of the anthropological approach are defined be the authors. The main characteristics of the subject from the point of view of philosophical anthropology and psychology is discovered. It is shown that the main condition of formation of social entrepreneurship is becoming an open educational space, defines the organization by the effective interaction, open communication of the participants. The article substantiates the formation of the organization the activities and educational communications in the open educational space. It was concluded that civic education is a factor in changing the content of education, influence on the formation of the subject of social entrepreneurship.

Keywords: civic education, the subject of social entrepreneurship, anthropological approach, open educational space.

References

1. Abakumova, N. N., Malkova, I. Yu., 2007. Competence approach in education: organization and diagnostics. Tomsk: Tomsk State University, 368 p. (In Russ.)

2. Galazhinsky, E. V., 2002. Determination and direction of self-realization. Tomsk: Publishing house of TSU, 182 p. (In Russ.)

3. Gladik, V. A., 2010. The development of civic competence among students of senior classes in a state-public school management. Cand. Sci. (Ped-ag.). Moscow, 320 p. (In Russ.)

4. Klimina, A. V., 2013. The Image of the school and its mission in the pedagogical views of S. I. Ges-sen. Pedagogy: traditions and innovations: materials

of the IV international scientific. conf. (Moscow, December 2013). Chelyabinsk: Two Komsomolets, pp. 17-18 (In Russ.)

5. Klochko, V. E., 2005. Self-organization in psychological systems: problems of formation of the mental space of personality (introduction to trans-actional analysis). Tomsk: Tomsk State University, 174 p. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Klochko, V E., Galazhinsky, E. V, 2009. The Innovative potential of personality: systemic anthropological context. Bulletin of the Tomsk state University, 325, pp. 146-151. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Malkova, I. Yu., Liventsova, E. Yu., 2017. Educational design as a condition of development

of social entrepreneurial competences of young people. The Problem of personality in pedagogical researches: Collection of scientific articles of the all-Russian Symposium of young scientists from 26 to 28 April 2017. St. Petersburg: Publishing house of the Herzen state pedagogical University. A. I. Herzen, pp. 126-130. (In Russ.)

8. Malkova, I. Yu., 2008. The concept and practice of organization of educational design in an innovative school. Dr. Sci. (Pedag.). Tomsk: Tomsk state University, p. 42 (In Russ.)

9. Malkova, I. Yu., Kiselyova, P. V., 2011. Educational design in higher education: a project development of teaching practice. Vestnik of Tomsk State University, 346, pp. 133-135. (In Russ.)

10. Malkova, I. Y., Fakhretdinova, A. P., 2016. Peculiarities of civic education in Europe. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 4 (169), pp. 126-130. (In Russ., abstract in Eng.)

11. Mazur, Z. S., 2005. Formation of civil competence of students in the learning process at school. Cand. Sci. (Pedag.). Samara, 176 p. (In Russ.)

12. Mitina, E. V., 2011. Formation of civil competence of senior pupils in educational process: on the material of the Humanities. Cand. Sci. (Pedag.), 277 p. (In Russ.)

13. Petrova, G. I., 2001. Modern trends in the content of education: the Experience of formation of philosophy of education in educational practices. Tomsk: Tomsk CSTI, 124 p. (In Russ., abstract in Eng.).

14. The state programme «Civic education of the population of the Russian Federation for 20052008». Website of the presidential Council of the Russian Federation on assistance to development of institutes of civic society and human rights [online]. Available at: http://www.sovetpamfilova.ru/ sovet/16402.php (accessed 19.04.2017). (In Russ.)

15. Subject, personality and psychology of human existence. Moscow: Institute of psychology RAS, 2005, 348 p. (In Russ.)

16. Tuchkova, I. A., 2001. The genesis of the ideas of civic education in the history of pedagogics. Scientific and methodological problems of civil and Patriotic education: collection of scientific articles. Kolomna: KGPI Publ., pp. 4-17. (In Russ.)

17. Khutorskyi, A. V., 2003. Key competences as a component of personality-oriented education. National education, 2, pp. 58-64. (In Russ.)

18. Porter, M., Kramer, M., 2011. The big idea: creating shared value; how to reinvent capitalism and unleash a wave of innovation and economic growth. Harvard business review, V. 89, iss. 1/2, pp. 62-77.

Submitted 23.09.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.