Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
37
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бизнес-инкубатор социальных изменений / организационно-педагогические условия / компетентность в области социального предпринимательства / развивающая среда / социальное партнерство / business incubator of social change / organizational and pedagogical conditions / competence in the field of social entrepreneurship / developing environment / social partnership

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рожнёва Инга Владимировна

Рассматриваются организационно-педагогические условия формирования компетентности в области социального предпринимательства через призму создания развивающей среды – «Бизнес-инкубатора социальных изменений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION COMPETENCE IN THE FIELD OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP

The organizational and pedagogical conditions for the formation of competence in the field of social entrepreneurship, through the prism of creating a developing environment for the ‘Business incubator of social change’ are considered.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 378.4

DOI: 10.24412/2308-7226-2020-2-80-87

Рожнёва Инга Владимировна

старший преподаватель кафедры экономики

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, (342) 238-63-44 e-mail: rozhnyova_iv@pspu.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Inga V. Rozhneva

St. teacher of the department of economics

FSBEI of HE 'Perm State Humanitarian Pedagogical University', Perm, Russia 614990, Perm, Sibirskaya, 24, e-mail: rozhnyova_iv@pspu.ru

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION COMPETENCE IN THE FIELD OF SOCIAL

ENTREPRENEURSHIP

Аннотация. Рассматриваются организационно-педагогические условия формирования компетентности в области социального предпринимательства через призму создания развивающей среды - «Бизнес-инкубатора социальных изменений».

Ключевые слова: бизнес-инкубатор социальных изменений; организационно-педагогические условия; компетентность в области социального предпринимательства; развивающая среда; социальное партнерство.

Abstract. The organizational and pedagogical conditions for the formation of competence in the field of social entrepreneurship, through the prism of creating a developing environment for the 'Business incubator of social change' are considered.

Key words: business incubator of social change; organizational and pedagogical conditions; competence in the field of social entrepreneurship; developing environment; social partnership.

В рамках неклассической концепции предпринимательской деятельности возникают новые вызовы, несущие социальные изменения и даже некую социальную миссию, и педагогический университет может вести деятельность в этих меняющихся реалиях.

© Рожнёва И.В., 2020

Студенты проявляют озабоченность будущим состоянием российской экономики и трудностями выхода на рынок труда. Это заставляет их выбирать образовательную организацию, которая предоставляет возможность выбора инструментов для приобретения навыков, способствующих осуществлению в будущем своих собственных проектов, большей самостоятельности и осознанной включенности в механизмы социального развития. В этой логике может действовать педагогический университет: вносить изменения в направления социального предпринимательства и социального проектирования, формировать компетентность студентов и преподавателей.

Налицо противоречие между потребностью в социальных изменениях и отсутствием в образовательной организации условий, формирующих компетентность субъекта в области социального предпринимательства. Отсюда вытекает задача - выявить условия формирования компетентности в области социального предпринимательства.

В связи с этим была сформулирована проблема, состоящая в том, чтобы через выявление условий создать возможность моделирования компетентности субъекта в области социального предпринимательства, соответствующей запросам современного рынка труда в условиях повышения конкурентоспособности социальных секторов экономики, которые обеспечивают развитие человеческого капитала в России.

Общеметодологические условия формирования социальной и предпринимательской компетентности выделялись в работах В.А. Воробьевой [2], К.Ф. Гусина [3], В.В. Колчиной и М.Г. Сергеевой [5], Е.Ю. Ливенцовой и И.Ю. Малковой [6].

Для выявления условий, которые будут способствовать формированию компетентности в области социального предпринимательства, уточним, что нами понимается под таковыми.

А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко раскрывают на основе междисциплинарного подхода понятие «организационно-педагогические условия» через понятийную систему: условие, организация, организационные

условия, педагогические условия, пространственная среда, образовательная среда, пространственно-образовательная среда, образовательные отношения [1].

В нашем случае анализ научной литературы и содержания компетентности в области социального предпринимательства, позволяет выделить организационно-педагогические условия формирования компетентности в области социального предпринимательства в Пермском гуманитарно-педагогическом университете (далее - педагогический университет):

- создание в педагогическом университете стимулирующей среды для формирования компетентности обучающихся в области социального предпринимательства;

- разработка диагностической технологии для формирования компетентности обучающихся в области социального предпринимательства как процесса определения образовательных результатов;

- расширение образовательного пространства за счет социального партнерства;

- развитие студенческих социально-предпринимательских и технологических инициатив;

- развитие самореализации и самопознания.

Перечень организационно-педагогических условий формирования компетентности в области социального предпринимательства в педагогическом университете позволяет нам перейти к проектированию стимулирующей среды.

В педагогическом университете основным элементом стимулирующей среды может стать бизнес-инкубатор (или центр) социальных инноваций (далее -инкубатор). Самая распространенная специализация как российских, так зарубежных инкубаторов при вузах - техническая. Так, 34 % российских инкубаторов работают в сфере информационно-коммуникационных технологий. В Европе и мире данный показатель - 39 и 48 % соответственно. Около 17 % инкубаторов заявляют о намерении взять любой проект или идею. В свою очередь, непопулярным направлением являются экологически чистые технологии (доля организаций всего 2 %) [7].

Цель деятельности инкубатора - организация и развитие социальной инновационной деятельности, направленной на создание жизнеспособных, коммерчески эффективных проектов (продуктов) в рамках приоритетных направлений развития университета, а также развитие молодежного социального и технологического предпринимательства в условиях реального рынка труда.

Предполагается использовать следующие основные термины формируемой структуры (стимулирующей среды):

- социальные инновации - новые идеи, стратегии, технологии, которые способствуют решению социально значимых задач и вызывают социальные изменения общества [4];

- технологические инновации - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта (или услуги), внедренного на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемого в практической деятельности. Технологическими инновациями могут быть как те продукты, процессы, услуги и методы, которые организация разрабатывает впервые, так и те, которые перенимаются ею у других организаций [8];

- целевая аудитория - студенты, аспиранты, сотрудники, выпускники педагогического университета.

Для достижения поставленной цели в инкубаторе решаются следующие задачи:

- обеспечение функционирования системы инкубации бизнес-проектов и стартапов из целевой аудитории;

- формирование у целевой аудитории компетентности в области социального предпринимательства;

- создание условий для развития социальной инновационной деятельности в педагогическом университете и координация работ, выполняемых подразделениями университета в сфере технологий;

- вовлечение целевой аудитории в процесс создания, разработки и реализации социальных инновационных проектов;

- использование результатов деятельности бизнес-инкубатора в образовательном процессе педагогического университета (подготовка студентов, программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации).

Мероприятия, проектируемые в рамках деятельности инкубатора, проводятся в логике программы развития педагогического университета.

В рамках образовательной стратегии:

- внедрение модульного формата индивидуальной образовательной траектории с использованием проектного обучения в целях формирования компетентности в области социального предпринимательства;

- реализация программ: «Основы предпринимательства» (дисциплина из вариативной части, по выбору, ведется в потоке до 30 человек - лекции, тренинги, участие в мероприятиях), преакселератор «Образовательный стартап», «Акселератор социальных инноваций совместно с социальными партнерами», курс «Инструменты без кода» для создания минимально жизнеспособного продукта (МУР), «Школа социального и технологического предпринимательства» для преподавателей и студентов;

- содействие в подготовке бизнес-проектов к участию в конкурсах по инновационной, социальной и предпринимательской тематике.

В рамках исследовательской стратегии:

- содействие в подготовке проектов к участию в грантовых конкурсах по инновационной и социальной тематике.

В рамках административной стратегии:

- внедрение матричной системы управления.

В рамках кадровой стратегии:

- привлечение педагогов из других вузов и экспертов из различных отраслей;

- включение критерия результативности академической деятельности: участие в проекте инкубатора.

В рамках инфраструктурной стратегии:

- организация контактного офиса;

- предоставление коворкинга, конференц-зала педагогического университета для реализации бизнес-проектов;

- консультирование по бизнес-планированию, юридическим вопросам, в частности, защите и трансферу интеллектуальной собственности;

- консультирование по маркетингу, продажам, питчингу;

- проведение мероприятий для целевой аудитории: инвесторов и всех, кому интересна сфера стартапов;

- предоставление услуг международным стартапам по выходу на российский рынок.

В рамках финансовой стратегии:

- диверсификация источников финансирования инкубатора.

В рамках стратегии цифровизации:

- производство и продвижение высококачественного мультимедиаконтента для целевой аудитории;

- разработка и запуск сайта, сообществ в социальных сетях (VK, Instagram).

В рамках маркетинговой стратегии:

- формирование в педагогическом университете центра притяжения социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), социальных предпринимателей, талантливой молодежи в социально-гуманитарном сегменте.

В соответствии с программой развития педагогического университета деятельность инкубатора планируется оценивать по количественным и качественным результатам.

Количественные результаты: число заявок, «дипломов как стартап»3, резидентов (с юридическим статусом), партнеров, спонсоров, часов тренингов, экспертов и менторов, полученных грантов, организованных мероприятий,

3 Защита дипломов в форме стартап-проектов.

85

вовлеченных сотрудников, инвесторов, партнеров из числа корпораций, государственных структур, контактов с зарубежными инкубаторами, процент иногородних стартапов.

Качественные результаты: расширен ассортимент образовательных продуктов, запущен процесс интеграции науки и бизнеса, вовлечена в исследовательскую и инновационную деятельность талантливая молодежь из целевой аудитории, внедрена структура матричного управления, созданы точка доступа к цифровым ресурсам для целевой аудитории, студенческий коворкинг и контактный офис, мультимедиаконтент для целевой аудитории, расширены партнерские отношения с бизнесом и НКО, сформированы контакты с зарубежными инкубаторами, повышена привлекательность университетского бренда.

Расширение образовательного пространства возможно за счет сотрудничества с социальными партнерами: АО «Корпорация МСП ПК», фондом «Наше будущее», АО «СИБУР-ХИМПРОМ», АО «ОМК», ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», БФ семьи Рыбаковых, БФ В. Потанина, Пермским отделением общественной организации «Опора России», ПАО «МТС», фондом поддержки социальных проектов БФ «Система», АНО ПКЦ «Практикум».

Выделенные организационно-педагогические условия в части создания развивающей среды и социального партнерства, на наш взгляд, необходимы для формирования компетентности в области социального предпринимательства.

Список литературы

1. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/ analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 10.11.2020).

2. Воробьева В.А. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности методики формирования социальной компетенции будущих магистров педагогического образования // Вестник ВГТУ. - 2014. - № 5-2 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opytno-eksperimentalnaya-rabota-po-proverke-effektivnosti-metodiki-formirovaniya-sotsialnoy-kompetentsii-buduschih-magistrov (дата обращения: 10.11.2020).

86

3. Гусин К.Ф. Предпринимательские компетенции в структуре профессиональной компетентности будущего учителя технологии // Школа и производство. - 2016. - № 7. - С. 59-64.

4. Инновация // Казахстан. Национальная энциклопедия. - Алматы : К,азак энциклопедиясы, 2005. - Т. II.

5. Колчина В.В., Сергеева М.Г. Формирование инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза - будущих менеджеров : монография / Региональный финансово-экономический институт. - Курск : Деловая полиграфия, 2016. - 290 с.

6. Ливенцова Е.Ю., Малкова И.Ю. Развитие социально-предпринимательской компетентности обучающихся в образовательном пространстве классического университета // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 425 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sotsialno-predprinimatelskoy-kompetentnosti-obuchayuschihsya-v-obrazovatelnom-prostranstve-klassicheskogo-universiteta (дата обращения: 01.11.2020).

7. Сергеева Т.Л., Павлов А.А., Васильев В.Е. Бизнес-инкубаторы при университетах: российский и зарубежный опыт // Beneficium. - 2018. - № 3 (28) [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/biznes-mkubatory-pri-universitetah-rossiyskiy-i-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 10.09.2020).

8. Статистика инноваций (методология к рубрике «Инновации») // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/business/nauka/metoda.docx (дата обращения: 10.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.