УДК 378.4
DOI: 10.24412/2308-7226-2020-2-80-87
Рожнёва Инга Владимировна
старший преподаватель кафедры экономики
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, (342) 238-63-44 e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Inga V. Rozhneva
St. teacher of the department of economics
FSBEI of HE 'Perm State Humanitarian Pedagogical University', Perm, Russia 614990, Perm, Sibirskaya, 24, e-mail: [email protected]
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION COMPETENCE IN THE FIELD OF SOCIAL
ENTREPRENEURSHIP
Аннотация. Рассматриваются организационно-педагогические условия формирования компетентности в области социального предпринимательства через призму создания развивающей среды - «Бизнес-инкубатора социальных изменений».
Ключевые слова: бизнес-инкубатор социальных изменений; организационно-педагогические условия; компетентность в области социального предпринимательства; развивающая среда; социальное партнерство.
Abstract. The organizational and pedagogical conditions for the formation of competence in the field of social entrepreneurship, through the prism of creating a developing environment for the 'Business incubator of social change' are considered.
Key words: business incubator of social change; organizational and pedagogical conditions; competence in the field of social entrepreneurship; developing environment; social partnership.
В рамках неклассической концепции предпринимательской деятельности возникают новые вызовы, несущие социальные изменения и даже некую социальную миссию, и педагогический университет может вести деятельность в этих меняющихся реалиях.
© Рожнёва И.В., 2020
Студенты проявляют озабоченность будущим состоянием российской экономики и трудностями выхода на рынок труда. Это заставляет их выбирать образовательную организацию, которая предоставляет возможность выбора инструментов для приобретения навыков, способствующих осуществлению в будущем своих собственных проектов, большей самостоятельности и осознанной включенности в механизмы социального развития. В этой логике может действовать педагогический университет: вносить изменения в направления социального предпринимательства и социального проектирования, формировать компетентность студентов и преподавателей.
Налицо противоречие между потребностью в социальных изменениях и отсутствием в образовательной организации условий, формирующих компетентность субъекта в области социального предпринимательства. Отсюда вытекает задача - выявить условия формирования компетентности в области социального предпринимательства.
В связи с этим была сформулирована проблема, состоящая в том, чтобы через выявление условий создать возможность моделирования компетентности субъекта в области социального предпринимательства, соответствующей запросам современного рынка труда в условиях повышения конкурентоспособности социальных секторов экономики, которые обеспечивают развитие человеческого капитала в России.
Общеметодологические условия формирования социальной и предпринимательской компетентности выделялись в работах В.А. Воробьевой [2], К.Ф. Гусина [3], В.В. Колчиной и М.Г. Сергеевой [5], Е.Ю. Ливенцовой и И.Ю. Малковой [6].
Для выявления условий, которые будут способствовать формированию компетентности в области социального предпринимательства, уточним, что нами понимается под таковыми.
А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко раскрывают на основе междисциплинарного подхода понятие «организационно-педагогические условия» через понятийную систему: условие, организация, организационные
условия, педагогические условия, пространственная среда, образовательная среда, пространственно-образовательная среда, образовательные отношения [1].
В нашем случае анализ научной литературы и содержания компетентности в области социального предпринимательства, позволяет выделить организационно-педагогические условия формирования компетентности в области социального предпринимательства в Пермском гуманитарно-педагогическом университете (далее - педагогический университет):
- создание в педагогическом университете стимулирующей среды для формирования компетентности обучающихся в области социального предпринимательства;
- разработка диагностической технологии для формирования компетентности обучающихся в области социального предпринимательства как процесса определения образовательных результатов;
- расширение образовательного пространства за счет социального партнерства;
- развитие студенческих социально-предпринимательских и технологических инициатив;
- развитие самореализации и самопознания.
Перечень организационно-педагогических условий формирования компетентности в области социального предпринимательства в педагогическом университете позволяет нам перейти к проектированию стимулирующей среды.
В педагогическом университете основным элементом стимулирующей среды может стать бизнес-инкубатор (или центр) социальных инноваций (далее -инкубатор). Самая распространенная специализация как российских, так зарубежных инкубаторов при вузах - техническая. Так, 34 % российских инкубаторов работают в сфере информационно-коммуникационных технологий. В Европе и мире данный показатель - 39 и 48 % соответственно. Около 17 % инкубаторов заявляют о намерении взять любой проект или идею. В свою очередь, непопулярным направлением являются экологически чистые технологии (доля организаций всего 2 %) [7].
Цель деятельности инкубатора - организация и развитие социальной инновационной деятельности, направленной на создание жизнеспособных, коммерчески эффективных проектов (продуктов) в рамках приоритетных направлений развития университета, а также развитие молодежного социального и технологического предпринимательства в условиях реального рынка труда.
Предполагается использовать следующие основные термины формируемой структуры (стимулирующей среды):
- социальные инновации - новые идеи, стратегии, технологии, которые способствуют решению социально значимых задач и вызывают социальные изменения общества [4];
- технологические инновации - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта (или услуги), внедренного на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемого в практической деятельности. Технологическими инновациями могут быть как те продукты, процессы, услуги и методы, которые организация разрабатывает впервые, так и те, которые перенимаются ею у других организаций [8];
- целевая аудитория - студенты, аспиранты, сотрудники, выпускники педагогического университета.
Для достижения поставленной цели в инкубаторе решаются следующие задачи:
- обеспечение функционирования системы инкубации бизнес-проектов и стартапов из целевой аудитории;
- формирование у целевой аудитории компетентности в области социального предпринимательства;
- создание условий для развития социальной инновационной деятельности в педагогическом университете и координация работ, выполняемых подразделениями университета в сфере технологий;
- вовлечение целевой аудитории в процесс создания, разработки и реализации социальных инновационных проектов;
- использование результатов деятельности бизнес-инкубатора в образовательном процессе педагогического университета (подготовка студентов, программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации).
Мероприятия, проектируемые в рамках деятельности инкубатора, проводятся в логике программы развития педагогического университета.
В рамках образовательной стратегии:
- внедрение модульного формата индивидуальной образовательной траектории с использованием проектного обучения в целях формирования компетентности в области социального предпринимательства;
- реализация программ: «Основы предпринимательства» (дисциплина из вариативной части, по выбору, ведется в потоке до 30 человек - лекции, тренинги, участие в мероприятиях), преакселератор «Образовательный стартап», «Акселератор социальных инноваций совместно с социальными партнерами», курс «Инструменты без кода» для создания минимально жизнеспособного продукта (МУР), «Школа социального и технологического предпринимательства» для преподавателей и студентов;
- содействие в подготовке бизнес-проектов к участию в конкурсах по инновационной, социальной и предпринимательской тематике.
В рамках исследовательской стратегии:
- содействие в подготовке проектов к участию в грантовых конкурсах по инновационной и социальной тематике.
В рамках административной стратегии:
- внедрение матричной системы управления.
В рамках кадровой стратегии:
- привлечение педагогов из других вузов и экспертов из различных отраслей;
- включение критерия результативности академической деятельности: участие в проекте инкубатора.
В рамках инфраструктурной стратегии:
- организация контактного офиса;
- предоставление коворкинга, конференц-зала педагогического университета для реализации бизнес-проектов;
- консультирование по бизнес-планированию, юридическим вопросам, в частности, защите и трансферу интеллектуальной собственности;
- консультирование по маркетингу, продажам, питчингу;
- проведение мероприятий для целевой аудитории: инвесторов и всех, кому интересна сфера стартапов;
- предоставление услуг международным стартапам по выходу на российский рынок.
В рамках финансовой стратегии:
- диверсификация источников финансирования инкубатора.
В рамках стратегии цифровизации:
- производство и продвижение высококачественного мультимедиаконтента для целевой аудитории;
- разработка и запуск сайта, сообществ в социальных сетях (VK, Instagram).
В рамках маркетинговой стратегии:
- формирование в педагогическом университете центра притяжения социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), социальных предпринимателей, талантливой молодежи в социально-гуманитарном сегменте.
В соответствии с программой развития педагогического университета деятельность инкубатора планируется оценивать по количественным и качественным результатам.
Количественные результаты: число заявок, «дипломов как стартап»3, резидентов (с юридическим статусом), партнеров, спонсоров, часов тренингов, экспертов и менторов, полученных грантов, организованных мероприятий,
3 Защита дипломов в форме стартап-проектов.
85
вовлеченных сотрудников, инвесторов, партнеров из числа корпораций, государственных структур, контактов с зарубежными инкубаторами, процент иногородних стартапов.
Качественные результаты: расширен ассортимент образовательных продуктов, запущен процесс интеграции науки и бизнеса, вовлечена в исследовательскую и инновационную деятельность талантливая молодежь из целевой аудитории, внедрена структура матричного управления, созданы точка доступа к цифровым ресурсам для целевой аудитории, студенческий коворкинг и контактный офис, мультимедиаконтент для целевой аудитории, расширены партнерские отношения с бизнесом и НКО, сформированы контакты с зарубежными инкубаторами, повышена привлекательность университетского бренда.
Расширение образовательного пространства возможно за счет сотрудничества с социальными партнерами: АО «Корпорация МСП ПК», фондом «Наше будущее», АО «СИБУР-ХИМПРОМ», АО «ОМК», ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», БФ семьи Рыбаковых, БФ В. Потанина, Пермским отделением общественной организации «Опора России», ПАО «МТС», фондом поддержки социальных проектов БФ «Система», АНО ПКЦ «Практикум».
Выделенные организационно-педагогические условия в части создания развивающей среды и социального партнерства, на наш взгляд, необходимы для формирования компетентности в области социального предпринимательства.
Список литературы
1. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/ analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 10.11.2020).
2. Воробьева В.А. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности методики формирования социальной компетенции будущих магистров педагогического образования // Вестник ВГТУ. - 2014. - № 5-2 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opytno-eksperimentalnaya-rabota-po-proverke-effektivnosti-metodiki-formirovaniya-sotsialnoy-kompetentsii-buduschih-magistrov (дата обращения: 10.11.2020).
86
3. Гусин К.Ф. Предпринимательские компетенции в структуре профессиональной компетентности будущего учителя технологии // Школа и производство. - 2016. - № 7. - С. 59-64.
4. Инновация // Казахстан. Национальная энциклопедия. - Алматы : К,азак энциклопедиясы, 2005. - Т. II.
5. Колчина В.В., Сергеева М.Г. Формирование инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза - будущих менеджеров : монография / Региональный финансово-экономический институт. - Курск : Деловая полиграфия, 2016. - 290 с.
6. Ливенцова Е.Ю., Малкова И.Ю. Развитие социально-предпринимательской компетентности обучающихся в образовательном пространстве классического университета // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - № 425 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sotsialno-predprinimatelskoy-kompetentnosti-obuchayuschihsya-v-obrazovatelnom-prostranstve-klassicheskogo-universiteta (дата обращения: 01.11.2020).
7. Сергеева Т.Л., Павлов А.А., Васильев В.Е. Бизнес-инкубаторы при университетах: российский и зарубежный опыт // Beneficium. - 2018. - № 3 (28) [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/biznes-mkubatory-pri-universitetah-rossiyskiy-i-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 10.09.2020).
8. Статистика инноваций (методология к рубрике «Инновации») // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/business/nauka/metoda.docx (дата обращения: 10.10.2020).