Научная статья на тему 'Проектный подход к формированию общепрофессиональных компетенций'

Проектный подход к формированию общепрофессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / общепрофессиональные компетенции / социальный проект / социальные инновации / сервис подбора помощников / методологии PDCA. / project activity / general professional competence / social project / social innovation / service for the selection of assistants / PDCA methodology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожнёва Инга Владимировна

Рассматривается проектный подход как метод обучения, тематическим ядром которого являются социальные инновации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT APPROACH TO THE FORMATION OF GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE

The project approach is considered as a method of learning, the thematic core of which is social innovation

Текст научной работы на тему «Проектный подход к формированию общепрофессиональных компетенций»

УДК 378.147

DOI: 10.24411/2308-7226-2019-10007

Рожнёва Инга Владимировна

старший преподаватель кафедры экономики

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: rozhnyova_iv@pspu.ru

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Inga V. Rozhneva

St. teacher of the department of economics

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Perm State Humanitarian Pedagogical University " 614990, 24, Sibirskaja, Perm, Russia, e-mail: rozhnyova_iv@pspu.ru

PROJECT APPROACH TO THE FORMATION OF GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация. Рассматривается проектный подход как метод обучения, тематическим ядром которого являются социальные инновации.

Ключевые слова: проектная деятельность, общепрофессиональные компетенции, социальный проект, социальные инновации, сервис подбора помощников, методологии PDCA.

Abstract. The project approach is considered as a method of learning, the thematic core of which is social innovation.

Key words: project activity, general professional competence, social project, social innovation, service for the selection of assistants, PDCA methodology.

Под проектным подходом в образовании понимают подход, основанный на использовании проектирования как компонента содержания обучения и как основы учебно-профессиональной деятельности обучающихся в рамках современных интерактивных образовательных технологий [1]. Он является не

© Рожнёва И.В., 2019

только способом организации профессиональной деятельности, но и методом обучения.

Тематическим ядром проектной деятельности в педагогическом вузе являются социальные инновации, которые предполагают преобразование реальности и строятся на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Для реализации проектного подхода как метода обучения были привлечены студены двух направлений подготовки: «Прикладная информатика» и «Педагогическое образование», профиль «Экономика».

Проектная деятельность в образовательном учреждении имеет под собой существенное нормативно-правовое основание.

В «Концепции долгосрочного социально экономического развития РФ до 2020 г.» определен переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития и заявлено, что в основу развития системы образования должны быть положены принципы проектной деятельности, включающие применение проектных методов, и конкурсная поддержка лидеров [7].

ФГОС по направлениям подготовки «Прикладная информатика» и «Педагогическое образование» определяет, что выпускники должны готовиться к решению ряда профессиональных задач определенных типов, в том числе и проектного [4].

Профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников по направлению «Прикладная информатика», предполагают владение такими обобщенными трудовыми функциями, как «Управление проектами в области ИТ [...], с учетом влияния организационного окружения проекта; разработка новых инструментов и методов управления проектами в области ИТ» [5].

Профессиональный стандарт педагога в «Общепедагогической функции. Обучение» требует от учителя умения «владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность.» [6].

Слово «проект» происходит от латинского слова рго1свгв («погружать, бросать, выдвигать вперед») и употребляется в современном русском языке в значении «планировать, разрабатывать». Проект - это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта [9].

Ученые и практики по-разному трактуют понятие «проектная деятельность». Одни называют его формой организации педагогического процесса в вузе, другие - методом [3], третьи - технологией [2].

В данной работе мы отмечаем тот факт, что понятие «метод» как совокупность строгих условий, которые требуют точного выполнения и обеспечивают надежное запоминание, уступает место понятию «технология» как более целостному набору руководящих принципов, которые позволяют сгенерировать творчество в познание. Следовательно, «метод проектов» можно рассматривать как педагогическую технологию, выполняющую соизмеримую роль по отношению к планированию и получению наиболее значимых результатов обучения (формирование общепрофессиональных компетенций).

Мы применяем проектные технологии, основанные на использовании методологии PDCA (англ. Plan-Do-Study-Act), которая представляет собой простейший алгоритм действий, циклически повторяющийся процесс: планирование (установление целей и процессов, планирование работ по достижению целей, планирование выделения ресурсов); выполнение запланированных работ; проверка (сбор информации и контроль результатов основных KPI выявление и анализ отклонений, установление причин); воздействие (управление, корректировка, устранение причин отклонения от запланированного результата, изменение распределения ресурсов) [8].

В рамках проектной технологии мы реализовали два цикла и начали работать по третьему.

В первом цикле была поставлена цель выявить проблему, решение которой несет социальные изменения в обществе. Для этого были использованы методы маркетингового исследования.

Далее были проведены следующие маркетинговые исследования: анкетирование с использованием Google Форм, метод лестницы (лэддеринг), позволяющий выявить причинно-следственные связи, и экспресс-экспертиза (состояние рынка, оценка привлекательности рыночной ниши, оценка конкурентов и пр.).

Затем были проведены проверка и контроль результатов маркетингового исследования, выявлены отклонения, связанные с использованием различных методик.

И наконец, мы минимизировали отклонения в результатах маркетинговых исследований, провели контрольное глубинное интервью, в результате сформировалась идея сервиса «Бабушка в деле» для определенной целевой аудитории (рис. 1). Перераспределили временные, технические, финансовые и трудовые ресурсы в пользу сетевых ресурсов.

Рис. 1. Целевая аудитория продукта

Во втором цикле определили цель создать удобный сервис для решения проблем клиентов, который поможет осуществить подбор помощника для дома и семьи, в режиме 24/7 на временной или постоянной основе. Преимущества сервиса отражены на рис 2.

Определились с сетевым ресурсом, была выбрана методология Agile - это гибкое управление процессом, которое разбивает его на короткие участки

с конкретными задачами и сроками. Гибкость в данном случае заключается в возможности менять функционал и отдельные элементы «на ходу». Методология позволяет получить быстрый результат и опробовать идеи на реальных пользователях.

Рис. 2. Преимущества сервиса «Бабушка в деле»

Разработали логотип, сайт, приобрели доменные имена (babushkavdele.ru, бабушкавделе.рф). При разработке была выбрана система управления сайтами Wordpress. Преимущество состоит в том, что, разработав один шаблон, можно создать неограниченное количество сайтов. Административная панель Wordpress понятна и проста для обучения (рис. 3).

Рис. 3. Стартовая страница сайта http://babushkavdele.ru/

В качестве сервера баз данных применяется пакет MySQL, он обеспечивает надежность и быстродействие. СУБД обладает высоким уровнем безопасности.

Осуществили проверку через сбор информации от сторонних экспертов (сокурсники, коллеги, партнеры, благополучатели), оценили выполнение основных KPI для данного этапа: количество лидов (обращения, подписки, контакты), видимость сайта по семантическому ядру. В ходе оценки количества лидов (форма контроля таблица CRM) были установлены существенные отклонения от планируемых результатов по качеству и количеству. Видимость сайта по семантическому ядру оценивали с помощью сервиса Яндекс. Метрики, количество визитов по отчету не соответствовали планируемым. В ходе определения причин было установлено, что семантическое ядро выявлено некорректно, а форма обращения на сайте не призывает к действию, ведущему к генерации лидов. Также на данном этапе эксперты высказали жалобу на то, что отсутствует мобильное приложение.

На заключительном этапе мы провели корректировку KPI, внесли правки в семантическое ядро сайта, откорректировали форму обращений, перераспределили блоки на сайте, поменяли цветовую гамму, написали адаптированный текст, объясняющий, зачем нужен данный ресурс клиенту.

По результатам первых двух циклов запустили третий цикл.

В планировании основная цель - начать тестовые продажи. Для этого мы начали решать следующие задачи: наполнить базу помощников, для этого готовимся к участию в форуме «Пермское долголетие. Время достижений», реализуемом Министерством социального развития Пермского края; написать гибридное мобильное приложение, используя фреймворк Ionic; подключить интернет-эквайринг.

Этап выполнения работ: сделана заявка на форум, заключен договор с ПАО «Сбербанк» на открытие счета и создание платежного модуля, приступили к разработке мобильного приложения. Мобильное веб-приложение работает независимо от сайта, имеет схожий функционал на основе информации, получаемой напрямую из базы данных. Для приложения реализован свой фронтенд (внешний вид), повторяющий интерфейс сайта. Используемый фреймворк Ionic подходит для быстрого прототипирования, и к нему применима методология Agile.

К этапу проверки и последующей корректировки приступим, когда проведем тестовые продажи, через 2-3 месяца.

Поиск новых подходов совершенствования технологий формирования общепрофессиональных компетенций обусловил обращение к проектной деятельности как самостоятельной технологии, направленной на формирование личности, созидателя социальных изменений общества, способного к самопроектированию, саморазвитию, свободному определению себя в профессии.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф., Лебедева Е.В., Зиннатова М.В. Методологические основания реализации процессного и проектного подходов в профессиональном образовании // Образование и наука. - 2016. - № 7 (136). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovaniya-realizatsii-protsessnogo-i-proektnogo-podhodov-v-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 13.05.2019).

2. Карпов Е. Учебно-исследовательская деятельность в школе: в поисках новой педагогической альтернативы // Экономика в школе. - 2001. - № 2. -C. 3-11.

3. Полат Е. С. Метод проектов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. - С. 3-12.

4. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» // СПС КонсультантПлюс // опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.03.2018.

5. Приказ Минтруда России от 18.11.2014 № 893н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель проектов в области информационных технологий» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2014 № 35117).

6. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html/

7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.

8. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М. : Стандарты и качество, 2008. - 408 с.

9. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. - 1998. - № 3. - С. 11-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.