Научная статья на тему 'Синергетические основания проектной деятельности'

Синергетические основания проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТ / АКСЕЛЕРАТОР / HADI-ЦИКЛ / SYNERGETIC / PROJECT ACTIVITY / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / PROJECT / ACCELERATOR / HADI-CYCLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожнёва Инга Владимировна

Рассматривается проектная педагогическая технология через призму акселератора, как вариант реализации синергетического подхода в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGY BASIS OF THE PROJECT ACTIVITIES

The project pedagogical technology is considered through the prism of the accelerator, as an option to implement a synergistic approach in the educational process.

Текст научной работы на тему «Синергетические основания проектной деятельности»

УДК 378.4

Рожнёва Инга Владимировна

ст. преподаватель кафедры экономики

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, e-mail: [email protected]

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Inga V. Rozhneva

Sinior Lecturer of the Department of Economics

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: [email protected]

SYNERGY BASIS OF THE PROJECT ACTIVITIES

Аннотация. Рассматривается проектная педагогическая технология через призму акселератора, как вариант реализации синергетического подхода в образовательном процессе.

Ключевые слова: синергетика, проектная деятельность, педагогическая технология, проект, акселератор, HADI-цикл.

Abstract. The project pedagogical technology is considered through the prism of the accelerator, as an option to implement a synergistic approach in the educational process.

Key words: synergetic, project activity, pedagogical technology, project, accelerator, HADI-cycle.

В XXI в. синергетика является одним из приоритетных подходов рассмотрения таких сложных систем, как общество и образование. Востребованность синергетического подхода обусловлена тем, что современное образование является открытой системой, характеризуемой нелинейностью (знания и опыт поведения не только наращиваются последовательно, но и возникают спонтанно, субъективно, непредсказуемо благодаря процессам

© Рожнёва И.В., 2019

открытия их самими обучающимися); незавершенностью и открытостью (информация о знаниях сообщается в неполном виде); субъектностью (знание принадлежит только конкретному индивиду, независимо от уровней всеобщности знания); неустойчивостью и нестабильностью (знания изменчивы, находятся, как и человек, в постоянном развитии, определяя возможность развития личности); относительной предсказуемостью результатов образования [4]. Одной из форм организации образовательной деятельности, связанной с синергетическими характеристиками современной системы образования, является проектная деятельность, выступающая в роли метода обучения.

Следует отметить тот факт, что понятие «метод» как совокупность строгих требований, которые требуют точного выполнения и обеспечивают надежное запоминание, уступает место понятию «технология» как более целостному набору руководящих принципов, которые позволяют сгенерировать творчество в познание. Следовательно, «метод проектов» можно рассматривать как педагогическую и акселерационную технологию, выполняющую соизмеримую роль синергетического подхода по отношению к планированию и получению наиболее значимых результатов обучения.

Проектная деятельность в образовательном учреждении имеет под собой существенное нормативно-правовое основание. Профессиональный стандарт педагога (учителя, воспитателя) (с изменениями 2016 г.) в части описания общепедагогической функции и обучения предписывает учителю «владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность...» [7]. ФГОС среднего общего образования в части описания личностных характеристик выпускника включает способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность [6] как одну из важных его характеристик. То есть, находясь в роли обучающегося, необходимо быть готовым к решению проектных задач, а став учителем, необходимо владеть формами, методами проектной деятельности и ориентировать обучающегося на осуществление проектной деятельности.

Слово «проект» происходит от латинского слова рго1свгв (погружать, бросать, выдвигать вперед) и употребляется в современном русском языке в значении «планировать, разрабатывать». Проект - это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта [9]. Под этим термином подразумевается и практическое осуществление плана. Понятие «проект» не ограничивается педагогической сферой, а находит самостоятельное применение в области экономики, управления, бизнеса, ИТ и т. д.

«Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная на интеграцию фактических знаний, а не на их применение и приобретение новых» [9] через разработку проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, если практическая -конкретный результат, готовый к внедрению [5].

Результат возможно получить, используя технологии, которые изначально создавались для «выращивания» стартапов (такие, как акселератор).

Термин «акселерация» (от латинского acceleration - ускорение) предложил в 1935 г. немецкий врач Е.М. Кох [1]. Этим словом было названо проявление увеличения роста, веса и некоторых иных показателей детей и подростков в сравнении с их сверстниками в других поколениях.

С середины 2000-х гг. этот термин также стал применяться в области высокотехнологичного предпринимательства. Участие в акселерационной программе, как правило, придает значительный толчок в развитии проекта. Результатом участия в акселерационной программе может стать быстрое понимание нежизнеспособности и отказ от бизнес-идеи и, как следствие, сохранение ресурсов. Первоначально акселераторы специализировались на выращивании стартапов в области IT и мобильных приложений - проектов, характеризующихся кратким периодом разработки и вывода продукта на рынок [3].

Первым в мире акселератором считается Y Combinator (Силиконовая долина, США) - американский посевной фонд, основанный в 2005 г. [10].

Вслед за США акселераторы стали создаваться в Европе и других странах мира. Среди европейских акселераторов наибольшую известность получили Seedcamp (Лондон, Великобритания), Springboard (Кембридж, Великобритания), Startup Bootcamp (Копенгаген, Мадрид, Дублин, Берлин, Лондон), Open Fund (Афины, Греция), Пропеллер (Дублин, Ирландия; филиал акселератора, основанного в Новом Орлеане, США) и др. [11]. Помимо роста масштабов деятельности акселераторов в настоящий момент наблюдается изменение подходов к акселерационным программам, в том числе расширение потенциального числа участников, приглашение в акселераторы не только IT стартапов, но и других категорий, работающих над инновациями. Например, биотехнологии, здравоохранение, образовательные программы, СМИ и другие.

При достаточно большом разнообразии форм и методов работы акселераторов и акселерационных программ у них есть общие черты, которые отличают их от всех других инструментов работы с проектами. Такими отличительными особенностями являются:

работа с проектными командами, а не только с лидерами проектов;

- ограниченная по времени поддержка (обычно 3-6 месяцев), которая включает специализированные мероприятия (обучающие и консультативные), стратегические и инвестиционные сессии и менторское сопровождение;

- работа организована циклами, каждый цикл - несколько проектных команд. Команды сотрудничают, совместно решают возникающие проблемы и участвуют в обсуждении проектов. Работа по усилению проектов друг друга в значительной степени ускоряет темпы развития проектов, а также снижает нагрузку на тренеров;

возможное наличие клуба выпускников [3];

возможность выстроить блоки компетенций между образовательными программами под запрос региона, промышленности, бизнеса, университета;

- возможность в короткие сроки проработать проект и презентовать его университету, обществу, инвесторам.

Акселерация, в нашем случае, - это ускорение развития проектной деятельности, которое достигается за счёт следующих факторов:

- структурирование проекта, разработка стратегического видения;

- привлечение внешней и внутренней экспертизы для оценки проекта и планов по его развитию;

- жесткий мониторинг деятельности команды по развитию проекта;

- развитие партнерских связей и обмен опытом между участниками программы.

Акселерация в проектной деятельности студента возможна через методологию HADI — циклически повторяющийся процесс проверки идей, влияющих на улучшение ключевых показателей проекта. Данная методология вошла в основу образовательных программ инкубаторов и акселераторов всего мира, таких как Y Combinator, IT-Park Челны, Южный IT-Park, ФРИИ и т. д. За основу взят цикл Деминга PDSA (англ. Plan-Do-Study-Act) [8]. Суть HADI состоит в том, что почти любое действие оказывает влияние на определенное суждение. Если предполагаемые изменения прикрепить к показателям заранее, т.е. сформулировать гипотезу, то весь последующий процесс происходящих изменений будет контролируемый. Мы будем понимать, как наши действия повлияют на результат, что позволит быстро протестировать идею или суждение и убрать нерабочий вариант.

Таким образом, технология HADI-циклов обеспечивает постоянное тестирование гипотез о параметрах проектов на практике и принятие любых управленческих решений на основе реальной обратной связи от целевых аудиторий проекта, а не просто на основе представлений инициаторов проекта о его оптимальном дизайне [11].

Рассмотрим, как работает HADI-цикл, на примере использования метода проектов у бакалавров по дисциплине «Маркетинг образовательных услуг».

Гипотеза (Hypothesis). Записываем гипотезы, то есть изменения (наши действия), которые могут улучшить показатели нашего проекта. Например: «наличие истории в тексте поста увеличит конверсию в регистрацию на 5 %». В первую очередь, генерируются гипотезы по тем показателям, изменение которых важно в ближайшее время. Это значит, что если есть проблема с конверсией в регистрацию, то необходимо генерировать те идеи, которые напрямую повлияют на этот показатель.

Действие (Action). В начале каждого цикла (у нас это каждая неделя) берем несколько гипотез и начинаем их воплощать в жизнь. Например, мы переписываем тексты, и добавляем туда истории. Главная формула — делать быстро. Если изменение принесет пользу, улучшить его и масштабировать будет несложно. Главное в HADI — это оперативная проверка.

Сбор данных (Data). Начинаем сбор данных о показателях, на которые повлияет изменение. В нашем примере это конверсия в регистрацию. Чтобы показатели отражали реальные изменения, выборка (количество посетителей за время тестирования) должна быть репрезентативной.

Выводы (Insights). Анализируем, сработала ли гипотеза. Если да, то планируем ее улучшение, масштабируем.

Не все гипотезы подтверждаются. Чтобы не терять время на слабые гипотезы, можно использовать специальный алгоритм ранжирования.

Не проверяем одновременно несколько гипотез, которые влияют на одну метрику, так как не понятно, какая именно гипотеза сработала, что изменило показатель. Например, изменили описание услуги на сайте и прописали другую выгоду. Произошли количественные изменения в ту или иную сторону, а ответ найти сложно, так как не ясно, какая метрика повлияла.

Нами HADI-цикл реализуется по С.В. Голубеву [2] на протяжении 1,5-2 месяцев - периода одного семестра:

- стратегическая сессия (один день, 3-4 пары) - формулирование гипотез по различным компонентам проекта и разработка планов действий по проверке гипотез. На первой сессии гипотезы формулируются на основе предыдущего опыта участников и специальным образом структурированной теоретической базы, необходимой для проработки основных компонентов проекта; в дальнейшем основой для разработки гипотез становятся результаты «полевой» работы;

- межсессионный период (1-2 недели) - тестирование гипотез через практические действия по реализации проектов:

- опросы целевых групп, встречи с руководством ОУ, тестовые (виртуальные) продажи услуг или запуск новых программ. Результатами работы по завершению межсессионного периода являются данные обратной связи от всех целевых аудиторий;

- стратегическая сессия (один день, 3-4 пары) - анализ результатов обратной связи от целевых аудиторий и формирование нового видения деятельности (новые гипотезы и/или уточнения и детализации параметров проекта), проверке которых будет посвящен период до следующей сессии.

За обучения по курсу может пройти несколько циклов трансформации проектов, в рамках каждого из которых происходит более глубокое понимание модели проекта, четкое позиционирование услуг, точное определение целевых аудиторий и их запросов к услугам.

В данном подходе взаимодействие обучающегося и преподавателя «можно рассматривать как нелинейную ситуацию открытого диалога, прямой и обратной связи» [4], где акселерационные технологии позволяет написать проект, структурировать услуги и разработать маркетинговую стратегию образовательной организации.

Список литературы

1. Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей. М. 1976.

2. Голубев С.В. Инкубатор социально ориентированных некоммерческих организаций. Методические рекомендации по запуску программы на базе ресурсных центров СО НКО и Центров инноваций социальной сферы / С.В. Голубев, М.Ю. Славгородская, О.Ю. Пешкова. - М.: Грифон, 2016. - 170 с.

3. Голубев С.В., Славгородская М.Ю. Фонд социальных инвестиций Акселерационные программы: международный и российский опыт. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.soc-invest.ru/resources/

4. Загоруля Т.Б. Проектная технология как способ реализации синергетического подхода в образовании // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXV Междунар. науч. -практ. конф. № 12(35). - Ч. II. - Новосибирск: СибАК, 2013.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, - 2002. — 272 с.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ 413 от 17 мая 2012 г. (пос. изм. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» // [Электронный

ресурс]. Официальный интернет-портал правовой информации - URL: http//: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.02.2019).

7. Приказ Минтруда России 544н от 18.10.2013 (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс]. © КонсультантПлюс, 1997 - 2019. — URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/ 30085.html/ (дата обращения: 17.01.2019).

8. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. — М.: Стандарты и качество, 2008. — 408 с.

9. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. - 1998. - № 3. - С. 11-17.

10. About Y. Combinator [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ycombinator.com/about/

11. Miller P., Bound K. (2011) The Startup Factories: The rise of accelerator programmes to support new technology ventures. London: NESTA. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.scribd.com/document/292143337/Startup-Accelerator-Programmes-A-practice-guide

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.