Научная статья на тему 'Акселераторы в инновационном бизнесе'

Акселераторы в инновационном бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
688
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
АКСЕЛЕРАТОР / БИЗНЕС-АКСЕЛЕРАТОР / ПРОЕКТЫ / ОАО «РВК» / ПЛЮСЫ-МИНУСЫ / СТАРТАП / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / GENERATIONS / ACCELERATOR / BUSINESS ACCELERATOR / PROJECTS / AND GENERATIONS / RVC / PROS-CONS / A STARTUP BUSINESS INCUBATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пивоварова Дарья Михайловна, Крюкова Анастасия Александровна

Рассмотрена сущность акселераторов в инновационном бизнесе. Обращено внимание на роль в развитии бизнес-акселераторов российских корпораций, которые, в свою очередь, позволят создать точки экономического роста и снизить социальную напряженность в регионах Российской Федерации. Рассмотрено понятие стартапа и учтены минусы и плюсы вовлечения собственных денежных средств в проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акселераторы в инновационном бизнесе»

Accelerators in innovative business

1 2

Pivovarova D. , Kryukova A. (Russian Federation)

Акселераторы в инновационном бизнесе Пивоварова Д. М. , Крюкова А. А. (Российская Федерация)

1 Пивоварова Дарья Михайловна /Pivovarova Daria - студент;

2Крюкова Анастасия Александровна /Kryukova Anastasia - кандидат экономических наук, заместитель декана ФИСТ по научной работе, доцент, кафедра электронной коммерции, факультет информационных систем и технологий,

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего профессионального образования

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара

Аннотация: рассмотрена сущность акселераторов в инновационном бизнесе. Обращено внимание на роль в развитии бизнес-акселераторов российских корпораций, которые, в свою очередь, позволят создать точки экономического роста и снизить социальную напряженность в регионах Российской Федерации. Рассмотрено понятие стартапа и учтены минусы и плюсы вовлечения собственных денежных средств в проекты.

Abstract: the essence of accelerators in innovative business. Highlighted role in the development of business accelerators Russian corporations, which, in turn, will create a point of economic growth and reduce social tension in the regions of the Russian Federation. The article discusses the concept of a startup and considered the pros and cons of involving private funds into projects.

Ключевые слова: акселератор, бизнес-акселератор, проекты, GenerationS, ОАО «РВК», плюсы-минусы, стартап, бизнес-инкубатор.

Keywords: accelerator, business accelerator, projects, and GenerationS, RVC, pros-cons, a startup business incubator.

Слово «акселератор» означает ускоритель.

Бизнес-акселератор — модель поддержки бизнесов только на ранней стадии, которая предполагает интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки. Для быстрого выхода на рынок проекту обеспечиваются инвестирование, инфраструктура, экспертная и информационная поддержка.

Для инвестиций на начальных стадиях бизнес-акселераторы привлекают инвесторов как частных, так и институциональных, а также могут частично сами выступать в роли фонда. Бизнес-акселераторы наиболее распространены как форма поддержки интернет-стартапов.

Бизнес-акселераторы ускоряют процесс создания технологических бизнесов. Это новая для России модель выращивания стартапов, которая открывает новые горизонты для инвесторов и дает новые возможности предпринимателям, мечтающим воплотить идеи в жизнь.

Чтобы понять, как зародилась эта концепция, нужно сначала посмотреть на Запад, где инкубаторы и акселераторы существуют уже несколько десятков лет. Первым из акселераторов современного типа стал Y Combinator Пола Грэма — основанный в 2005-м году, он до сих пор остаётся одним из самых известных, наряду с Techstars и Seedcamp. Через Y Combinator, по данным Seed-DB, прошло уже более 500-а проектов [2, с. 79].

В Россию движение пришло с традиционным запозданием, но зато было принято с воодушевлением — за эти годы на территории страны появилось больше сотни разнообразных инкубаторов и акселераторов, относящихся ко многим производственным сферам. Их развивает не только государство, но и частные лица: почти в каждом крупном городе есть как минимум 2 инкубатора — один городской и второй, от крупного ВУЗа.

Первой площадкой, которая начала форсировано выращивать стартап-проекты, стал Y Combinator. С его крыла вышли Airbnb, Dropbox, Omnisio (технология редактирования видео, которую Google приобрел для Youtube).

Проекты, за считанное время, созданные в условиях акселераторов, отлично показывают себя на рынке.

Ключевые преимущества акселераторов в том, что авторы проектов смогут отвлечься от всего на свете и на три месяца погрузиться в стартап.

Часто проекты проваливаются из-за того, что их участникам не хватает знаний или умений. С помощью советов экспертов участники акселератора могут «добрать» необходимые знания и избежать типовых ошибок. После окончания программы у команд становится больше шансов на успех.

Министерство экономического развития РФ стало партнером федерального акселератора технологических стартапов GenerationS-2015, организованного РВК.

Акселератор GenerationS дает компаниям возможность полупроизводственного использования самых передовых инструментов «открытых инноваций» — создания корпоративных акселераторов, встраивания их во внутрикорпоративные процедуры, формирования партнерских альянсов с инвесторами и другими участниками венчурного рынка. Участие в GenerationS поможет корпорациям стать более открытыми при

взаимодействии с малым инновационным бизнесом и даст им возможность совершить комфортный переход на новые инструменты, получая экспертную поддержку РВК и участников партнерской сети GenerationS [3].

Для развития в России инструментов «открытых инноваций» РВК объединяет в рамках GenerationS усилия различных институтов и игроков рынка. Благодаря поддержке Министерства экономического развития есть возможность привлечь дополнительное внимание крупных российских компаний к теме взаимодействия с малым инновационным бизнесом и тем возможностям и ресурсам, которые GenerationS предоставляет для реализации программ инновационного развития в российских корпорациях.

Generations — это федеральный акселератор технологических стартапов, в ходе которого лучшие проекты, отобранные по результатам многоступенчатой экспертизы, получают интенсивное развитие и широкие возможности по привлечению инвестиций. GenerationS проводится РВК с 2013 года при поддержке российских корпораций, институтов развития, представителей венчурной инфраструктуры.

С 2015 года ресурсы GenerationS используются для создания корпоративных и отраслевых акселераторов в тесном сотрудничестве с крупными российскими корпорациями. Корпорации принимают непосредственное участие в отборе, экспертизе проектов и акселерации стартапов - участников GenerationS, исходя из своих потребностей в инновационных разработках.

GenerationS-2015 проводится по семи отраслевым направлениям: Power&Energy, Telecom Idea, Robotics, Aerospace, SmartCity, Oil&Gas, BiotechMed.

ОАО «РВК» — государственный фонд фондов, институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. Число проинвестированных фондами РВК инновационных компаний достигло 175. Совокупный объем проинвестированных средств — 15,7 млрд. руб.

Выбор способа финансирования стартапа зависит от многих факторов: сумма инвестиций, ресурсы, которыми располагают основатели, доступ к каналам привлечения инвестиций, амбиции команды проекта и другие. Каждый основатель должен взвешенно подходить к этому вопросу и оценивать все плюсы и минусы, ведь в каждом конкретном случае свои обстоятельств [1, с. 52].

Плюсы развития на свои деньги — оперативность принятия важных решений, полная самостоятельность и вовлеченность в проект. Минусы — потенциально более низкие темпы роста, увеличение сроков вывода продукта на рынок, слабая маркетинговая поддержка.

Главная сложность состоит в том, что не всегда можно позволить расти быстрее в команде, и на каждого сотрудника ложится много совсем разных задач. А плюсы в том, что ограничение в средствах заставляет думать быстрее, креативнее, выжимать максимум с каждого потраченного рубля и становиться эффективными.

Надо понимать, что речь здесь идёт, в первую очередь, о новом партнёре, поэтому надо оценивать его возможный вклад и пользу для развития бизнеса. Ни одному инвестору, вкладывающему в какие-либо проекты деньги на этих самых рисковых этапах, такой подход не понравится, а предприниматель, очевидно, недополучит ценности от инвестора [5].

Если у вас достаточно компетенций, и вы железно уверены в своих действиях, что в реальности встречается редко, если мы говорим о стартапах и инновациях, то берите кредит в банке, закладывайте квартиры — отношения с инвесторами у вас не сложатся. На более поздних раундах, в общем, в большей степени работает математика.

Как видно из вышесказанного, у каждого подхода есть свои апологеты, и на каждое решение — свои причины. С уверенностью можно сказать лишь то, что для того, чтобы принять взвешенное решение, необходимо учесть множество факторов — характер и сложность какого либо проекта, уровень компетенций членов команды, наличие стартового капитала и многое другое.

Так уж получается, что любое продвижение не дискретно. Его нельзя приостановить. Снизить темп — да, вполне. Но внезапное молчание со стороны команды проектов после ряда активностей вызывает сомнения в том, что проект развивается или вообще существует.

Конечно, если следовать такому совету — стартовать продвижение при внутренней готовности обязательно его продолжить, — велик соблазн просто отложить «весь этот пиар» до лучших, стабильных времен. Вот он — момент истины и честности с собой. Вероятность наступления такого периода невелика, и всегда будет что-то более важное, срочное, чем, к примеру, подготовить материал для СМИ, сайта, группы и т. п. Поэтому нужно пробовать посвящать задачам по продвижению своего проекта, скажем, 30 минут ежедневно, в часы, когда мало шансов, что вас отвлекут на другие вопросы.

Проекты, подтвердившие свою бизнес-модель в ходе акселерационной программы, уже спустя полтора месяца после ее старта могут получить предложение о дополнительных инвестициях seed-раунда в размере 14 млн. руб.

Кроме того, по завершении программы претендовать на посевные инвестиции могут и проекты, показавшие хорошие результаты по её ходу. Для этого стартап должен выполнить все задачи, которые были поставлены перед началом работы в акселераторе. Предполагается, что финансирование на данном этапе поможет предпринимателям расширить аудиторию проекта и захватить новые рынки. Проекты, дошедшие до раунда привлечения инвестиций а, могут рассчитывать на получение 275 млн. рублей от ФРИИ, минуя программу акселерации [4].

Литература

1. Балацкий Е. В., Павличенко Р. В. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования. // Мировая экономика и международные отношения, 2012, № 1, с. 52.

2. Буньковский В. И. Роль бизнес-инкубаторов в инновационном развитии и малого предпринимательства регионов. // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2012. - № 1, с. 79.

3. Инновационный бизнес-инкубатор (БРРЦ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bi31.ru

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://books.google.ru.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://b-mag.ru/2015/russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.