Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СИНГАПУРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ'

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СИНГАПУРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
856
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАВЫКИ СОТРУДНИЧЕСТВА / СИНГАПУРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / YOUNGER STUDENTS / COLLABORATION SKILLS / SINGAPOREAN TECHNOLOGY / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Евдокия Эдуардовна, Баянаева Надежда Александровна

В статье раскрываются механизмы развития навыков сотрудничества младших школьников посредством применения сингапурской технологии. Целью данного исследования является изучение эффективности применения сингапурской технологии в развитии навыков сотрудничества младших школьников. Гипотеза исследования: развитие навыков сотрудничества младших школьников на уроках будет проходить эффективно, если: в процессе учебной деятельности применить сингапурскую технологию. Также, в статье представлен педагогический эксперимент, содержащий диагностику уровня развития навыков сотрудничества у учащихся 3-го класса и реализация использования сингапурской технологии во время внеурочных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидорова Евдокия Эдуардовна, Баянаева Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SKILLS OF COOPERATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY SINGAPORE TECHNOLOGY

The article reveals the mechanisms of development of cooperation skills of primary school children through Singapore technology. Pedagogical conditions of development of cooperation of younger school students are defined. The potential of using Singapore technology in the development of cooperation of primary school students is experimentally substantiated. The article presents a pedagogical experiment that contains the diagnosis of the level of development of cooperation skills in students of the 3rd grade and the implementation of the use of Singapore technology during extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СИНГАПУРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

После проведенных мероприятий и уроков, мы провели повторную диагностику, с помощью тех же методов исследования, которые использовали на констатирующем этапе, чтобы выявить динамику развития художественно-эстетической воспитанности младшего школьника.

Проведенное исследование показало, что составленные нами уроки и мероприятия позволили в целом повысить уровень художественно-эстетическую воспитанность детей. Дети стали более подробно выражать свои чувства при видя картин, начали смелее выражать образы, самостоятельно продумывать композицию рисунка, более свободно фантазировать, создавая принципиально новые образы.

Мы убедились на практике в том, что музейные, внеклассные уроки обеспечивают высокую результативность в развитии эстетического воспитания.

Проведение диагностики показало, что полученные результаты стали качественнее по содержанию и по оригинальности ответов.

Показатели уровня эстетической воспитанности на контролирующем этапе

Методики Компоненты Высокий Средний Низкий

художественно- уровень уровень уровень

эстетической

воспитанности

«Интервью» Б.И. Додонов Когнитивный 40% 40% 20%

Тест «Ван Гог» Эмоционально- 50% 40% 10%

Е.К. Торшиловой и Т.М. Морозовой побудительный

Анализ продуктов Деятельностный 60% 40% -

творческой деятельности

Выводы. Анализируя проделанную работу, направленную на изучение эстетической воспитанности младших школьников, можно отметить, что ученики с живым интересом рассматривают картины, пытаются составить анализ произведений по предложенной схеме, учатся не только увидеть сюжет, но и почувствовать настроение художника. Исследование показало, что познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, благодаря которому, происходит проникновение в детское сознание, пробуждая эстетические потребности.

Литература:

1. Ванслова Е. Раздвигаем границы эстетического образования / Е. Ванслова // Искусство. - 2008. - №2. - С. 28-29.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 2007. - 94 с.

3. Герасимов С.А. Система эстетического воспитания школьников / С.А. Герасимов. - М.: Педагогика, 2013. - 264 с.

4. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.

5. Тимофеева В.В. Каталог Время. Пространство. Художник: 100 дарственных работ Афанасия Осипова.

6. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая. - М.: Академия. -2013. - 168 с.

Педагогика

УДК: 373

старший преподаватель Сидорова Евдокия Эдуардовна

Педагогический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный

университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск);

учитель начальных классов Баянаева Надежда Александровна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа имени Ю.Н. Прокопьева» (Верхневилюйский улус, село Андреевский)

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ

СИНГАПУРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. В статье раскрываются механизмы развития навыков сотрудничества младших школьников посредством применения сингапурской технологии. Целью данного исследования является изучение эффективности применения сингапурской технологии в развитии навыков сотрудничества младших школьников. Гипотеза исследования: развитие навыков сотрудничества младших школьников на уроках будет проходить эффективно, если: в процессе учебной деятельности применить сингапурскую технологию. Также, в статье представлен педагогический эксперимент, содержащий диагностику уровня развития навыков сотрудничества у учащихся 3-го класса и реализация использования сингапурской технологии во время внеурочных занятий.

Ключевые слова: младшие школьники, навыки сотрудничества, сингапурская технология, внеурочные занятия.

Annotation. The article reveals the mechanisms of development of cooperation skills of primary school children through Singapore technology. Pedagogical conditions of development of cooperation of younger school students are defined. The potential of using Singapore technology in the development of cooperation of primary school students is experimentally substantiated. The article presents a pedagogical experiment that contains the diagnosis of the level of

development of cooperation skills in students of the 3rd grade and the implementation of the use of Singapore technology during extracurricular activities.

Keywords: younger students, collaboration skills, Singaporean technology, extracurricular activities.

Введение. Тема нашего исследования является актуальной, поскольку в последнее время часто замечаем, что школьники не умеют общаться между собой, сопереживать или радоваться успехам товарищей, соотносить свои действия с интересами других людей. Во ФГОС НОО подчеркивается необходимость «развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций». Нам необходимо раскрыть такую систему обучения, где усвоение знаний, развитие умений и навыков осуществляется через сотрудничество младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой в целом, и каждым учителем в частности, нет более важной задачи, чем воспитание гармоничной, творческой и здоровой личности. Для реализации поставленной задачи необходимо отобрать и использовать такие формы и методы организации образовательного процесса, которые позволят повысить уровень развития навыков сотрудничества младших школьников.

Требования ФГОС основаны на трудах отечественных ученых, педагогов, которые в разное время обращались к идее активного обучения, коммуникации и сотрудничества: К.Д. Ушинский, С.Л. Соловейчик, Г.А. Цукерман и др. В практике конкретных методик для развития навыков сотрудничества младших школьников представлена недостаточно, что стало основанием для выбора темы исследования, целью которого является выявление эффективности использования сингапурской технологии в развитии навыков сотрудничества младших школьников. Если правильно использовать структуры сингапурской технологии, то можно повысить развитие навыков сотрудничества и повысить интерес к учебной деятельности. Проблему сотрудничества изучались и описывались многими учеными - исследователями. Так, О.В. Герасимова пишет: «Сотрудничество - совместная деятельность детей в образовательном процессе». Суть учебного сотрудничества состоит в том, что все активно взаимодействуют и идут к общей, поставленной перед ними цели. В совместной деятельности возможности и способности учеников реализуются более открыто, осмысление и принятие знаний проходит намного эффективнее [2].

По мнению А.А. Леонтьева сотрудничество предусматривает все уровни общения: деятельность -взаимодействие-общение - контакт.

Ляудис В.Я. рассматривает сотрудничество как совокупность двух основных аспектов. Во-первых, совместная деятельность ученика с учителем и другими учениками. В процессе сотрудничества развиваются не только познавательные действия, но и система взаимодействий учителя с учеником которая обуславливает как характер мотивации учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся. Во-вторых, деятельность, направленная не только на усвоение знаний, но и на построение системы отношений, форм общения [9].

Навыки сотрудничества - это доведенные до привычек способы поведения детей в ситуациях, когда нужно найти более эффективное назначение личному потенциалу в совместном деле [1].

В данном аспекте одним из эффективных средств развития навыков сотрудничества младших школьников является использование обучающих структур сингапурской технологии.

Целесообразнее обратить внимание на основных особенностях этой технологии:

- основе сингапурской технологии, лежит коммуникативность и сотрудничество учеников;

- строго заданный алгоритм, использование которого очень нравится учителям [10];

- авторы методики предлагают делить учеников в классе на четыре уровня успеваемости, детей в классе рассаживают таким образом, чтобы они оказывали друг другу помощь;

- работа с партнером, ученики сидящие друг напротив друга являются «партнерами по лицу», а те, кто сидят рядом «партнеры по плечу».

Используя обучающие структуры и приемы технологии сотрудничества на уроках, повышается познавательная мотивация учащихся к изучаемому предмету, что в свою очередь ведёт к более эффективному освоению школьниками образовательной программы.

Сингапурская методика предполагает кооперативное обучение, основу которого заложил еще русский психолог Л. Выготский. Существуют пять базовых составляющих кооперативного обучения:

1. Позитивное взаимоотношение. Группа работает как единое целое, имеет одну цель, достижение которой возможно только совместными усилиями всей команды;

2. Индивидуальная ответственность. Каждый представитель группы ответственен за достижение цели;

3. Взаимное общение;

4. Коммуникативные умения;

5. Постепенная выработка коммуникативных умений.

Анализ литературы и опыта применения сингапурской технологии показал, что именно в процессе сотрудничества младших школьников со сверстниками, приобретаются такие качества как умение договариваться со сверстниками, умение слышать и принимать другую точку зрения, даже если она расходится со своей собственной, умение поставить общую цель совместной работы и умение получить результат совместной деятельности. Наравне с этим, данная технология способствуют росту интереса к учебному предмету и как следствие повышается качество усвоения учебного материала, обеспечивается индивидуализация и дифференциация, ускоряются процесс обучения.

Практика показывает, что новая технология формирует в детях важные в наше время качества, такие как коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность; повышается уровень вовлечённости обучаемых и равного участия всех, позитивного учебного взаимодействия между обучаемыми, осознания учебных целей обучаемыми.

Для подтверждения гипотезы о том, что использование сингапурской технологии развивает навыки сотрудничества младших школьников, мы провели педагогический эксперимент на базе МБОУ «Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа им. Ю.Н. Прокопьева». В эксперименте участвовало 22 учащихся из 3-го класса, в возрасте 9-10 лет.

Констатирующий этап эксперимента нацелен на выявление уровня сформированности навыков сотрудничества, с помощью методик «Рукавички», «Дорога к дому» Г.А. Цукерман.

Первая методика «Рукавички», цель этой методики: изучить отношение детей со сверстниками и коммуникативных умений. Работа проводится в виде игры в парах, им дают рукавички, вырезанные из чистой бумаги, три разноцветных карандаша. Дается задание украсить свои рукавички одинаково чтобы они составили пару. Работы учеников оцениваются по следующим критериям: продуктивность, умение детей договариваться, приходить к общему решению, взаимоконтроль, взаимопомощь и эмоциональное отношение к совместной деятельности. Таким образом, анализ полученных данных свидетельствует о том, что высокий уровень показали 18,2% учеников, у которых рукавички украшены одинаковым или очень похожим рисунком, средний уровень показали 45,2% учеников, в рукавичках совпадают отдельные признаки и имеются и заметные различия, низкий уровень показали 36,4% учеников у которых вообще нет сходства в узорах.

При помощи методики «Дорога к дому» мы выявили умение получить результат совместной деятельности. После обработки результатов, были получены следующие данные: высокий уровень показали только две пары (18,2%) у этих пар маршруты соответствовали образцам, средний уровень умения получать результат совместной деятельности показали четыре пары (36,4%) у них получилось частичное сходство маршрута. И низкий уровень умения получать результат совместной деятельности показали пять пар (45,4%) у которых маршрут не сходится с образцом.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что высокий уровень сотрудничества показали только двое учеников, а большинство учеников имеют низкий и средний уровень сотрудничества со сверстниками. Исходя из этого можно сделать вывод, что младшие школьники не подготовлены к сотрудничеству со сверстниками.

В рамках формирующего этапа эксперимента мы решили целенаправленно и систематически использовать сингапурскую технологию. В основе этой технологии лежит групповая форма работы, работы в парах, позволяющая разнообразить формы деятельности и повысить творческую активность учащихся, повысить коммуникативные навыки, повысить уровень развития навыков сотрудничества. Класс разбивается на группы по 4 человека, рассаживают напротив друг друга, каждый ученик привязан к определенной цифре, который использует учитель во время проведения занятия. Каждый ученик имеет свои определенные задания. Испытывает чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.

Обучающих структур существует около 250, они являются частью некоего конструктора урока, отбираются в зависимости от этапа и цели, реализуемой на данном этапе. Мы выбрали такие структуры:

- «сте зе класс» («перемешай класс») — чтобы собрать максимум ответов и мыслей по своему списку заданий, ученикам разрешается ходить по классу, после чего проводится общий анализ и учащиеся в течение не более 30 секунд отвечают на вопрос, поставленный учителем;

- «конэрс» — ученики распределяются по углам класса в соответствии выбранным вариантам;

- «сималтиниусс раунд тейбл» — все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончании передают их по кругу соседу на проверку;

- «куиз - куиз - трейд» — опроси - опроси - обменяйся карточками;

- «таймд пэа шэа» — два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени;

- «микс пэа шэа» — ученики произвольно передвигаются под музыку, образуя случайные пар и обсуждая темы в коротких (релли робин) или в полных ответах.

После формирующего эксперимента, на контрольном этапе, мы провели повторную диагностику, с помощью тех же метод исследования, которые использовали на констатирующем этапе, чтобы выявить динамику развития навыка сотрудничества младших школьников. Проведенное исследование показало, что использования сингапурской технологии во время внеурочной деятельности позволила повысить уровень навыков сотрудничества младших школьников. Учащиеся стали более общительнее, старательнее, научились слушать друг друга, научились находить общий компромисс, тем самым мы наблюдаем процесс повышения уровня навыков сотрудничества. Мы убедились в том, что правильное использование сингапурских структур, обеспечивает высокую результативность в развитии сотрудничества.

Сводные показатели уровня развития навыков сотрудничества младших школьников на

контрольном этапе

Уровень 1 методика 2 методика

Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий 18,2% 27,4 18,2% 27,4%

Средний 45,2% 45,2% 36,4% 54,4%

Низкий 36,4% 27,4 45,4% 18,2%

Полученные данные показали, положительную динамику, из таблицы видно, какие изменения произошли «до» и «после» нашего эксперимента.

Выводы. Применение данной технологии на уроках способствовало развитию коммуникативных компетенций учащихся. Ученикам понравилось работать в парах, в коллективе, возрос интерес к учению, укрепилось чувство успеха. Сингапурские структуры как бы «перемещают» деятельность учителя на деятельность обучаемых, и, не смотря на необходимость более тщательной подготовки к урокам, учитель со стороны кажется скорее наблюдателем. Анализируя проделанную работу можно отметить что, почти половина учеников участвовавших в эксперименте улучшили свои показатели на контрольном этапе. Таким образом, систематическое и планомерное применение данной технологии в учебном процессе дает хорошие результаты, дети научились работать в парах и группах. Проговаривание выученных формулировок дают возможность ребятам закрепить полученные знания, в случае необходимости дают или сами получают консультации и разъяснения. Таким образом формируется позитивное отношение к учебе, развиваются коммуникативные умения и навыки выполнения различных заданий.

Литература:

1. Акимова, М.К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения / М.К. Акимова, В.Г. Козлова // Вопросы психологии. - 1997. - №6. - С. 49-56.

2. Герасимова, О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №5.- С. 75-78

3. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности М.: Издатель Рассказов А.И., 2002. 101 с.

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. - М.: Университетская книга, Логос, 2008. - 384 с.

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство отрочество: 10-е изд., перераб. и доп. - М.академия 2006. 608 с.

6. Психолого-Педагогический словарь: справочное издание / Пидкасистый П.И. - М., 1998. - с. 544.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - режим доступа: http//www.standart.edu.ru

8. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М., ЭКСМО, 2010. - 224-228 с.

9. Электронный ресурс http://pedlib.ru/Books/2/0238/index.shtml?from_page=7

10. Электронный ресурс http://ug.ru/article/1017

Педагогика

УДК 373.2

студент магистратуры Сипович Татьяна Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С

ПРИРОДОЙ

Аннотация. В статье изучена роль наглядно-дидактических пособий в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой, систематизированы представленные в теории и методике наглядно-дидактические пособия экологической направленности, дана их краткая характеристика. В ходе проведения научно-педагогического исследования разработана авторская модель экологической азбуки, доказана ее эффективность в формировании экологических представлений старших дошкольников.

Ключевые слова: дошкольник, экологическое воспитание и образование, экологическая азбука, дошкольный возраст, наглядно-дидактическое пособие.

An^tatton. The article studies the role of visual and didactic aids in introducing nature to older preschool children, systematizes the environmental and didactic visual aids presented in theory and methodology, and gives a brief description of them. During the scientific and pedagogical research, the author's model of ecological alphabet was developed, its effectiveness in the formation of environmental representations of senior preschoolers was proved.

Keywords: preschool child, environmental education and training, environmental alphabet, preschool age, visual and didactic allowance.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение. Научно-технический прогресс, потребительское отношение к природе как к бесконечному источнику ресурсов, разрушительная деятельность человека неизбежно ведет человечество к экологической катастрофе. Государство Российской Федерации всерьез обеспокоено состоянием окружающей среды, что подтверждается появлением нормативно-правовых документов, касающихся экологического состояния страны. Принятие в 1991 г. закона РФ «Об охране окружающей природной среды» утвердило необходимость создания системы всеобщего и непрерывного экологического образования, включающего все этапы, начиная с дошкольного возраста, профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов образовательных организаций всех уровней [5]. Закон «Об образовании» (1992) провозгласил «воспитание любви к окружающей природе» одним из приоритетных принципов государственной образовательной политики [6]. Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила право граждан на благоприятную окружающую среду [6, ст. 42] и, тем самым, завершило создание нормативно-правовой основы для формирования системы непрерывного экологического образования в России [15, с. 15].

Таким образом, правительство Российской Федерации стремится к улучшению экологического состояния планеты, но переучить человека гораздо сложнее, чем с рождения заложить основы позитивного взаимодействия с окружающей средой, поэтому в современных условиях актуализируются вопросы экологического воспитания подрастающего поколения, а также вопросы повышения эколого-педагогической компетентности педагогов дошкольных организаций [2].

Изложение основного материала статьи. Приоритетной целью образовательной программы дошкольного образования является всестороннее (разностороннее) развитие личности [13, ст. 64]. Одним из самых доступных средств воспитания и развития детей дошкольного возраста является окружающая природа. В период дошкольного детства ребенок постоянно и неосознанно взаимодействует с окружающей природой: воспринимает разнообразные объекты живой и неживой природы, интересуется миром растений и животных. Такое стихийное познание многообразия окружающего мира становится частью жизни ребенка и позволяет ему совершать новые открытия каждый день.

В дошкольных образовательных организациях такая работа осуществляется целенаправленно и планомерно. Так, в комплексных («Кроха», «Детство», «От рождения до школы», «Истоки» и т.д.) и парциальных (Юный эколог», «Семицветик», «Наш дом - природа», «Паутинка», «Живая экология» и др.) образовательных программах представлено содержание работы, направленной на формирование начал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.