Научная статья на тему 'Развитие навыков общения посредством психологической игры у младших школьников'

Развитие навыков общения посредством психологической игры у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
450
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА / ПРОЖИВАНИЕ СИТУАЦИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОПОДДЕРЖКИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА / SKILLS OF COMMUNICATION / PSYCHOLOGICAL GAME / ACCOMMODATION OF SITUATIONS OF COOPERATION AND MUTUAL SUPPORT / SOCIALIZATION OF THE CHILD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукомец Анна Александровна

В статье рассматривается значение развития навыков общения у детей младшего школьного возраста. Психологическая игра как условие развития у детей навыков эффективного общения и взаимодействия, проживание ситуаций сотрудничества и взаимоподдержки, создание условий для развития у детей самоконтроля и критичности к себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS THROUGH PSYCHOLOGICAL GAMES IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

In article value of development of skills of communication in children of younger school age is considered. Psychological game as a condition of development in children of skills of effective communication and interaction, accommodation of situations of cooperation and mutual support, creation of conditions for development in children of self-checking and criticality to itself.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков общения посредством психологической игры у младших школьников»

электронный научный журнал «apriori. ^рия: гуманитарные науки»

www.apriori-journal.ru

УДК 159.9

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Лукомец Анна Александровна

педагог-психолог

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 13, Нижний Новгород

author@apriori-journal. ru

Аннотация. В статье рассматривается значение развития навыков общения у детей младшего школьного возраста. Психологическая игра как условие развития у детей навыков эффективного общения и взаимодействия, проживание ситуаций сотрудничества и взаимоподдержки, создание условий для развития у детей самоконтроля и критичности к себе.

Ключевые слова: навыки общения; психологическая игра; проживание ситуаций сотрудничества и взаимоподдержки; социализация ребенка.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS THROUGH PSYCHOLOGICAL GAMES IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Lukomets Anna Aleksandrovna

educational psychologist Municipal budgetary educational institution gymnasium № 13

Nizhny Novgorod

Abstract. In article value of development of skills of communication in children of younger school age is considered. Psychological game as a condition of development in children of skills of effective communication and interaction, accommodation of situations of cooperation and mutual support, creation of conditions for development in children of self-checking and criticality to itself.

Key words: skills of communication; psychological game; accommodation of situations of cooperation and mutual support; socialization of the child.

Введение

Тема развития навыков общения у младших школьников была и есть, достаточно актуальна и теоретические основы формирования коммуникативных способностей личности рассматривались в трудах наших отечественных психологов и педагогов Л.С. Выготского, М.С. Кагана, А.А. Леонтьева, М.Л. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.А. Бодалева, А.В. Мудрика и др. [4-7].

Разные исследователи вкладывают в понятие общения различный смысл. Так, например, Б.Г. Ананьев, пишет: «Общение, - столь же социальное, сколь и индивидуальное явление. Поэтому так неразрывно связано социальное и индивидуальное в важнейшем средстве общения -языке, индивидуальным проявлением и механизмом которого является речь. Пантомимика и жестикуляция, т. е. внеречевые формы общения, становятся таковыми именно тогда, когда экспрессия поведения выполняет коммуникативную функцию...» [4].

М.С. Каган говорил об общении человека с природой и самим собой. Б.Д. Парыгин стремится дать специфическую характеристику общения. Для этой цели он вводит категорию взаимопонимания. Это понимание индивидуальных особенностей друг друга, сходство у различных людей взглядов на мир, взаимопонимание как взаимное принятие самооценки, своих возможностей и способностей [6].

В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга [9].

С приходом в школу дети сталкиваются со всем многообразием межличностного взаимодействия, поскольку дети приходят в новую социальную среду с разной культурой речевого и эмоционального обще-

ния, эти столкновения приобретают иногда выраженные экспрессивные формы. Если раньше ребенок был защищен своей семьей, то с изменением его социальной ситуацией развития, он теперь вынужден учиться отстаивать свою позицию, свое мнение, свое право быть равноправным в общении с другими людьми, при этом, не имея еще достаточно своего жизненного опыта. Именно характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей [8].

Важность общения, как главного условия личностного развития, была представлена в трудах Л.С. Выготского. В концепции Л.С. Выготского общение - «единица» психики: общение генетически предшествует высшим психическим процессам; структурно (через знаки) детерминирует их; является их универсальной составляющей в том смысле, что психические процессы всегда явно или скрыто включены в общение [5]. М.И. Лисина считала, что развитие психических способностей у детей значительно определяется влиянием общения. «...Таким образом, общение со взрослыми и ровесниками обеспечивает обогащение содержания детского сознания, оно детерминирует его структуру, реальное развитие отдельных психических процессов, личности, сознания и самосознания. В конечном счете, оно становится тем контекстом, в котором впервые зарождается, а затем быстро прогрессирует духовная жизнь детей, и они реализуют свои человеческие сущностные силы...» [7]. Поскольку у некоторых детей возникают сложности в установлении контактов с другими, то задачей психологии и педагогики является развитие навыков общения и взаимодействия детей, а вместе с тем и успешной их социализацией.

В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. И.С. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает

систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни [1].

Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму [2]. Мы знаем, что ведущей деятельностью младшего школьника является учение, однако игра - наиболее естественное средство усвоения знаний. Именно с помощью игры ребёнок глубже познаёт мир, других людей, учится ставить цель, вырабатывать план деятельности, находить средства её реализации. Поэтому одним из условий развития навыков общения у детей является проведение психологической игры в рамках общеобразовательных учреждений. Психологическая игра - эта «живая» деятельность. Она не учит, а позволяет погрузить человека в иные миры и отношения. Она дает опыт их создания, выбора, построения [3]. Обучающийся здесь занимает активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.

Нами представлен один из примеров большой психологической игры, которая проводилась в параллели 4 классов в одной общеобразовательной школе.

Большая психологическая игра Мир потерянных красок.

Цель игры: создание условий для группового взаимодействия и сотрудничества детей. Задачи игры:

• проживание ситуаций сотрудничества и взаимоподдержки;

• создание условий для осмысления новых моделей эффективного общения в различных ситуациях;

• создание условий для развития у детей самоконтроля и критичности к себе;

• способствовать формированию эмоционально-благоприятного климата в классе.

Вид игры: игровая - оболочка. Тип сюжета: волшебный сюжет.

Развивающие возможности игры: развитие социально-психологических свойств личности и коммуникативных навыков: социального воображения, социальной перцепции и готовности к сотрудничеству; развитие рефлексии и саморефлексии.

Содержание игры и игровая цель: В основе игрового действия сказочный сюжет, где наш мир теряет все свои краски. В результате того, что взрослые стали часто ссориться, а дети перестали дружить друг с другом, и не обращать внимания на то, как прекрасен окружающий их мир, волшебник решил их проучить и лишить их цветного мира с помощью дождя. Детям в игре предлагаются испытания, пройдя которые они возвращают миру все необходимые ему краски. В испытания заложены задания, способствующие активному групповому взаимодействию и сотрудничеству детей. Материалы и требования к организации игры: Участники: игра разработана для обучающихся 4 классов. Количество игроков не больше 20-22 человек.

Длительность игры - 1 час 45 минут. Участие в ней классного руководителя обязательно.

Сценарий игры

№ этапа Время на проведение Содержание каждого этапа Задачи, решаемые на каждом этапе Материалы, необходимые для каждого этапа

1 20 минут Ведущий вместе с учителем: Здравствуйте ребята! Представьте, что на нашей Земле взрослые стали часто ссориться друг с другом, а дети стали часто плакать и перестали друг с другом дружить. Тогда волшебник, который помогал нашей Земле быть красивой и нарядной, рассердился. Он увидел, что люди перестали ценить ту красоту, что их окружала, перестали радоваться ей. Решил волшебник людей проучить и пригласил дождик полить Землю, но это был не простой дождь. Дождик смыл все краски, и мир стал черно-белым. Взрослые и дети испугались, им совсем не хотелось жить в таком мире. Только в дружбе и сотрудничестве, а также в совместном творчестве в наших силах ребята, помочь взрослым и детям вернуть краски миру. Вы знаете, что у нас есть семь основных цветов (цвета радуги), перемешиваясь, они образуют множество оттенков. Давайте вернем все эти цвета, и мир засияет вновь. Для этого нам нужно вместе выполнить некоторые задания и упражнения. Выполняя одно задание, вы возвращаете один цвет. Таких заданий нас ждет семь, выполнив их все, мы вернем все краски нашему миру. Упражнение «Имя и цветок» Проводится в кругу. Ведущий предлагает каждому из участников называть своё имя и цветок на заглавную букву этого имени, с которым ребята могут себя ассоциировать. Классный руководитель: Насколько легко вам, ребята, было вспомнить цветок на заданную букву (ответы детей). Вхождение в сказочный сюжет, активизация детей, создание положительного настроения. Снятие эмоционального напряжения, дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям. Большой лист ватмана, на котором изображена бесцветная радуга.

2 15 минут Ведущий: Ребята, наступила очередь выполнения наших с вами испытаний. Вы готовы? (ответы детей) Упражнение «Волшебная эмблема» Ведущий. А сейчас мы с вами немного поиграем. Идя к вам на встречу, мы захватили с собой необыкновенные кусочки обыкновенной проволоки. Мы предлагаем вам сделать из кусочка проволоки свою эмблему, которая могла бы многое рассказать о вас, если бы была живой. К примеру, вот этот треугольник - я думаю, что я похожа на треугольник, потому что каждый день я открываю в себе свою новую вершину треугольника. А теперь попробуйте и вы сделать такие эмблемы. Подумайте над тем, что сможет рассказать о вас другим людям неприметный кусочек проволоки. Классный руководитель: Мы уверены, что ваши рассказы, как и эмблемы, будут очень интересными. От вашей искренности и смелости будет зависеть спасение первого цвета - красного, в нашей бесцветной радуге. Заслушиваются ответы детей. Ведущий: Молодцы ребята! Вы справились с первым заданием и можете закрасить нашу радугу первым спасенным вами цветом. После окончания упражнения, ребята прикрепляют эмблемы к одежде с помощью булавок. Способствовать развитию самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение обучающихся; способствовать снятию тревоги. Кусочки мягкой проволоки длиной 10 см; булавки; музыкальное сопровождение, фломастеры.

10 минут Ведущий: Теперь ребята нам нужно с вами решить одну головоломку. Если решите ее, то спасете второй цвет нашей радуги - оранжевый. Упражнение «Пазлы» Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. Задача команды -собрать картинку, как можно быстрее. По окончанию задания, ребята раскрашивают радугу вторым цветом. Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи. Заготовка пазлов, с заранее разрезанными какими-нибудь яркими крупными картинками (количество картинок по количеству команд).

15 минут Упражнение «Хорошие и плохие поступки» Ведущий: Ребята, вам нужно разделиться на две команды. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой команды - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков. Обсуждение: Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе. По окончанию упражнения, ребята раскрашивают радугу на ватмане -желтым цветом. Осознание детьми связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением Два листа ватмана; фломастеры или маркеры; бумага А4.

15 минут Упражнение «Что важно для меня» Ведущий: Ребята! Вам необходимо представить, что вы с родителями надолго уезжаете, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители предлагают вам взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для вас. Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листе бумаги. Далее ребятам необходимо прочитать список и рассказать, почему они выбрали именно эти три вещи. Рефлексия: - Кто-нибудь выбрал то же, что и ты? - Какой предмет из тех, которые кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным? - Чьи записи тебя удивили? (ответы детей). Классный руководитель: Молодцы ребята! Ваша открытость и смелость помогает вам спасти еще один цвет нашей радуги - зеленый. Помочь детям поделиться своими представлениями о себе и своих интересах, которые делают их особенными, не похожими на других. Тетради, ручки.

10 минут Упражнение «Воображала» Ведущий предлагает ребятам стать изобретателями и придумать все возможные варианты использования футляра для очков. Необходимо записать варианты в течение 5 минут. Победителем окажется тот, кто придумает самый оригинальный и неповторимый способ применения предмета. Рефлексия: - Чья придумка понравилась больше всего? - Насколько легко восприняли то, что ваш способ оказался не самым оригинальным? Классный руководитель: Ребята вы славно поработали, а теперь вы можете добавить следующий цвет нашей радуге -голубой. Снятие напряжения, стремление правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других. Тетради, ручки, небольшие листочки для записей; футляр для очков

10 минут Упражнение «Умеете ли вы слушать?» Каждый обучающийся получает бланк с вопросами. Тест «Умеете ли вы слушать?» 1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь? 2. Делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом? 3. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика? 4. Ты часто перебиваешь собеседника? 5. Ты мечтаешь о чем-то своем, когда слушаешь других? 6. Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника? Классный руководитель: Теперь подсчитаем результаты: чем больше у вас ответов «да», тем хуже вы умеете слушать. Давайте подумаем над вопросом, что мешает нам слушать других? (ответы детей). В конце результаты всей группы обобщаются, ребята докрашивают следующий цвет радуги - синий. Развитие умения слушать и слышать.

Упражнение « Добрые пожелания»

Ведущий: Вот и подходит к концу наша с вами встреча ребята. Вы видите, что общими усилиями и совместным творчеством мы с вами добились нашей цели - мы вернули практически все цвета нашей радуги, чтобы наш мир снова заиграл все цветами и красками, стал еще прекраснее, чем был. Сейчас мы предлагаем каждому из вас на листе бумаги обвести ладошку и в центре написать своё имя. Затем передать рисунок соседу справа, а самому получить рисунок от соседа слева. В одном из "пальчиков" полученного чужого рисунка, каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, "ты - добрый", "ты - веселый", "ты - остроумный" и т.д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все "пальчики" оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам, и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого солнышка)

Классный руководитель: Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Действительно, ребята, каждый человек неповторимый. Он - индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто неинтересно. Мы все разные и по-своему яркие, как эта прекрасная радуга. (ребята добавляют последний цвет-фиолетовый, высказывают свои пожелания).

Завершение занятия, проявление дружеских чувств и чувства благодарности друг к другу.

Листы бумаги, карандаши.

Заключение

Способности, психические новообразования и в данном случае навыки общения не появляются сами по себе. Они возникают, развиваются, формируются только в том случае, если создана особая среда, особая система отношений между людьми. Соответственно, проблемы в обучении, общении, психологическом развитии возникают у детей тогда, когда им не были созданы условия, в которых они могли бы развить определенные качества, либо если в дальнейшем эти качества оказались невостребованными.

Психолог создает или воссоздает условия, (это условия формирования потребности в новом знании, потребности в общении с другими людьми), в которых новые возможности, искомые психологические навыки или процессы могут сформироваться и стать нужными ребенку, значимыми с точки зрения построения адекватных отношений с миром и другими людьми. Одним из таких условий является проведение психологических игр с детьми.

Немаловажным фактором выступает совместное сотрудничество школьного психолога, классного руководителя и детей, и имеет свои достаточно успешные результаты. Классный руководитель в процессе игры имел возможность по-новому взглянуть на своих учеников. В процессе групповых обсуждений, где дети высказывали свою точку зрения на ту или иную обсуждаемую проблему, классный руководитель имел возможность открыть для себя новые грани детей, увидеть их не только в процессе учебной деятельности, но и в творческой активности. Все это позволяет учителю избегать категоричных суждений и соблюдать осторожность в прогнозах о развитии каждого школьника, в том числе и о развитии его социально-психологических мотивов.

В ситуациях коллективного взаимодействия детей в игре формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств общения, дети учатся слышать и слушать партнера,

по- новому осмысливать свои действия в различных ситуациях. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются также благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

Список использованных источников

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1994.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2000. 264 с.

3. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2008. 304 с.

4. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1990.

6. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 2005.

7. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009.

8. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2006. 608 с.

9. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.