электронный научный журнал «apriori. ^рия: гуманитарные науки»
www.apriori-journal.ru
УДК 159.9
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Лукомец Анна Александровна
педагог-психолог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 13, Нижний Новгород
author@apriori-journal. ru
Аннотация. В статье рассматривается значение развития навыков общения у детей младшего школьного возраста. Психологическая игра как условие развития у детей навыков эффективного общения и взаимодействия, проживание ситуаций сотрудничества и взаимоподдержки, создание условий для развития у детей самоконтроля и критичности к себе.
Ключевые слова: навыки общения; психологическая игра; проживание ситуаций сотрудничества и взаимоподдержки; социализация ребенка.
DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS THROUGH PSYCHOLOGICAL GAMES IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Lukomets Anna Aleksandrovna
educational psychologist Municipal budgetary educational institution gymnasium № 13
Nizhny Novgorod
Abstract. In article value of development of skills of communication in children of younger school age is considered. Psychological game as a condition of development in children of skills of effective communication and interaction, accommodation of situations of cooperation and mutual support, creation of conditions for development in children of self-checking and criticality to itself.
Key words: skills of communication; psychological game; accommodation of situations of cooperation and mutual support; socialization of the child.
Введение
Тема развития навыков общения у младших школьников была и есть, достаточно актуальна и теоретические основы формирования коммуникативных способностей личности рассматривались в трудах наших отечественных психологов и педагогов Л.С. Выготского, М.С. Кагана, А.А. Леонтьева, М.Л. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.А. Бодалева, А.В. Мудрика и др. [4-7].
Разные исследователи вкладывают в понятие общения различный смысл. Так, например, Б.Г. Ананьев, пишет: «Общение, - столь же социальное, сколь и индивидуальное явление. Поэтому так неразрывно связано социальное и индивидуальное в важнейшем средстве общения -языке, индивидуальным проявлением и механизмом которого является речь. Пантомимика и жестикуляция, т. е. внеречевые формы общения, становятся таковыми именно тогда, когда экспрессия поведения выполняет коммуникативную функцию...» [4].
М.С. Каган говорил об общении человека с природой и самим собой. Б.Д. Парыгин стремится дать специфическую характеристику общения. Для этой цели он вводит категорию взаимопонимания. Это понимание индивидуальных особенностей друг друга, сходство у различных людей взглядов на мир, взаимопонимание как взаимное принятие самооценки, своих возможностей и способностей [6].
В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга [9].
С приходом в школу дети сталкиваются со всем многообразием межличностного взаимодействия, поскольку дети приходят в новую социальную среду с разной культурой речевого и эмоционального обще-
ния, эти столкновения приобретают иногда выраженные экспрессивные формы. Если раньше ребенок был защищен своей семьей, то с изменением его социальной ситуацией развития, он теперь вынужден учиться отстаивать свою позицию, свое мнение, свое право быть равноправным в общении с другими людьми, при этом, не имея еще достаточно своего жизненного опыта. Именно характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей [8].
Важность общения, как главного условия личностного развития, была представлена в трудах Л.С. Выготского. В концепции Л.С. Выготского общение - «единица» психики: общение генетически предшествует высшим психическим процессам; структурно (через знаки) детерминирует их; является их универсальной составляющей в том смысле, что психические процессы всегда явно или скрыто включены в общение [5]. М.И. Лисина считала, что развитие психических способностей у детей значительно определяется влиянием общения. «...Таким образом, общение со взрослыми и ровесниками обеспечивает обогащение содержания детского сознания, оно детерминирует его структуру, реальное развитие отдельных психических процессов, личности, сознания и самосознания. В конечном счете, оно становится тем контекстом, в котором впервые зарождается, а затем быстро прогрессирует духовная жизнь детей, и они реализуют свои человеческие сущностные силы...» [7]. Поскольку у некоторых детей возникают сложности в установлении контактов с другими, то задачей психологии и педагогики является развитие навыков общения и взаимодействия детей, а вместе с тем и успешной их социализацией.
В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. И.С. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает
систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни [1].
Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму [2]. Мы знаем, что ведущей деятельностью младшего школьника является учение, однако игра - наиболее естественное средство усвоения знаний. Именно с помощью игры ребёнок глубже познаёт мир, других людей, учится ставить цель, вырабатывать план деятельности, находить средства её реализации. Поэтому одним из условий развития навыков общения у детей является проведение психологической игры в рамках общеобразовательных учреждений. Психологическая игра - эта «живая» деятельность. Она не учит, а позволяет погрузить человека в иные миры и отношения. Она дает опыт их создания, выбора, построения [3]. Обучающийся здесь занимает активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.
Нами представлен один из примеров большой психологической игры, которая проводилась в параллели 4 классов в одной общеобразовательной школе.
Большая психологическая игра Мир потерянных красок.
Цель игры: создание условий для группового взаимодействия и сотрудничества детей. Задачи игры:
• проживание ситуаций сотрудничества и взаимоподдержки;
• создание условий для осмысления новых моделей эффективного общения в различных ситуациях;
• создание условий для развития у детей самоконтроля и критичности к себе;
• способствовать формированию эмоционально-благоприятного климата в классе.
Вид игры: игровая - оболочка. Тип сюжета: волшебный сюжет.
Развивающие возможности игры: развитие социально-психологических свойств личности и коммуникативных навыков: социального воображения, социальной перцепции и готовности к сотрудничеству; развитие рефлексии и саморефлексии.
Содержание игры и игровая цель: В основе игрового действия сказочный сюжет, где наш мир теряет все свои краски. В результате того, что взрослые стали часто ссориться, а дети перестали дружить друг с другом, и не обращать внимания на то, как прекрасен окружающий их мир, волшебник решил их проучить и лишить их цветного мира с помощью дождя. Детям в игре предлагаются испытания, пройдя которые они возвращают миру все необходимые ему краски. В испытания заложены задания, способствующие активному групповому взаимодействию и сотрудничеству детей. Материалы и требования к организации игры: Участники: игра разработана для обучающихся 4 классов. Количество игроков не больше 20-22 человек.
Длительность игры - 1 час 45 минут. Участие в ней классного руководителя обязательно.
Сценарий игры
№ этапа Время на проведение Содержание каждого этапа Задачи, решаемые на каждом этапе Материалы, необходимые для каждого этапа
1 20 минут Ведущий вместе с учителем: Здравствуйте ребята! Представьте, что на нашей Земле взрослые стали часто ссориться друг с другом, а дети стали часто плакать и перестали друг с другом дружить. Тогда волшебник, который помогал нашей Земле быть красивой и нарядной, рассердился. Он увидел, что люди перестали ценить ту красоту, что их окружала, перестали радоваться ей. Решил волшебник людей проучить и пригласил дождик полить Землю, но это был не простой дождь. Дождик смыл все краски, и мир стал черно-белым. Взрослые и дети испугались, им совсем не хотелось жить в таком мире. Только в дружбе и сотрудничестве, а также в совместном творчестве в наших силах ребята, помочь взрослым и детям вернуть краски миру. Вы знаете, что у нас есть семь основных цветов (цвета радуги), перемешиваясь, они образуют множество оттенков. Давайте вернем все эти цвета, и мир засияет вновь. Для этого нам нужно вместе выполнить некоторые задания и упражнения. Выполняя одно задание, вы возвращаете один цвет. Таких заданий нас ждет семь, выполнив их все, мы вернем все краски нашему миру. Упражнение «Имя и цветок» Проводится в кругу. Ведущий предлагает каждому из участников называть своё имя и цветок на заглавную букву этого имени, с которым ребята могут себя ассоциировать. Классный руководитель: Насколько легко вам, ребята, было вспомнить цветок на заданную букву (ответы детей). Вхождение в сказочный сюжет, активизация детей, создание положительного настроения. Снятие эмоционального напряжения, дать каждому ребенку возможность представить себя другим детям. Большой лист ватмана, на котором изображена бесцветная радуга.
2 15 минут Ведущий: Ребята, наступила очередь выполнения наших с вами испытаний. Вы готовы? (ответы детей) Упражнение «Волшебная эмблема» Ведущий. А сейчас мы с вами немного поиграем. Идя к вам на встречу, мы захватили с собой необыкновенные кусочки обыкновенной проволоки. Мы предлагаем вам сделать из кусочка проволоки свою эмблему, которая могла бы многое рассказать о вас, если бы была живой. К примеру, вот этот треугольник - я думаю, что я похожа на треугольник, потому что каждый день я открываю в себе свою новую вершину треугольника. А теперь попробуйте и вы сделать такие эмблемы. Подумайте над тем, что сможет рассказать о вас другим людям неприметный кусочек проволоки. Классный руководитель: Мы уверены, что ваши рассказы, как и эмблемы, будут очень интересными. От вашей искренности и смелости будет зависеть спасение первого цвета - красного, в нашей бесцветной радуге. Заслушиваются ответы детей. Ведущий: Молодцы ребята! Вы справились с первым заданием и можете закрасить нашу радугу первым спасенным вами цветом. После окончания упражнения, ребята прикрепляют эмблемы к одежде с помощью булавок. Способствовать развитию самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение обучающихся; способствовать снятию тревоги. Кусочки мягкой проволоки длиной 10 см; булавки; музыкальное сопровождение, фломастеры.
10 минут Ведущий: Теперь ребята нам нужно с вами решить одну головоломку. Если решите ее, то спасете второй цвет нашей радуги - оранжевый. Упражнение «Пазлы» Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. Задача команды -собрать картинку, как можно быстрее. По окончанию задания, ребята раскрашивают радугу вторым цветом. Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи. Заготовка пазлов, с заранее разрезанными какими-нибудь яркими крупными картинками (количество картинок по количеству команд).
15 минут Упражнение «Хорошие и плохие поступки» Ведущий: Ребята, вам нужно разделиться на две команды. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой команды - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков. Обсуждение: Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе. По окончанию упражнения, ребята раскрашивают радугу на ватмане -желтым цветом. Осознание детьми связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением Два листа ватмана; фломастеры или маркеры; бумага А4.
15 минут Упражнение «Что важно для меня» Ведущий: Ребята! Вам необходимо представить, что вы с родителями надолго уезжаете, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Родители предлагают вам взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для вас. Что вы выберете? Названия этих вещей напишите на листе бумаги. Далее ребятам необходимо прочитать список и рассказать, почему они выбрали именно эти три вещи. Рефлексия: - Кто-нибудь выбрал то же, что и ты? - Какой предмет из тех, которые кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным? - Чьи записи тебя удивили? (ответы детей). Классный руководитель: Молодцы ребята! Ваша открытость и смелость помогает вам спасти еще один цвет нашей радуги - зеленый. Помочь детям поделиться своими представлениями о себе и своих интересах, которые делают их особенными, не похожими на других. Тетради, ручки.
10 минут Упражнение «Воображала» Ведущий предлагает ребятам стать изобретателями и придумать все возможные варианты использования футляра для очков. Необходимо записать варианты в течение 5 минут. Победителем окажется тот, кто придумает самый оригинальный и неповторимый способ применения предмета. Рефлексия: - Чья придумка понравилась больше всего? - Насколько легко восприняли то, что ваш способ оказался не самым оригинальным? Классный руководитель: Ребята вы славно поработали, а теперь вы можете добавить следующий цвет нашей радуге -голубой. Снятие напряжения, стремление правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других. Тетради, ручки, небольшие листочки для записей; футляр для очков
10 минут Упражнение «Умеете ли вы слушать?» Каждый обучающийся получает бланк с вопросами. Тест «Умеете ли вы слушать?» 1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь? 2. Делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом? 3. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика? 4. Ты часто перебиваешь собеседника? 5. Ты мечтаешь о чем-то своем, когда слушаешь других? 6. Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника? Классный руководитель: Теперь подсчитаем результаты: чем больше у вас ответов «да», тем хуже вы умеете слушать. Давайте подумаем над вопросом, что мешает нам слушать других? (ответы детей). В конце результаты всей группы обобщаются, ребята докрашивают следующий цвет радуги - синий. Развитие умения слушать и слышать.
Упражнение « Добрые пожелания»
Ведущий: Вот и подходит к концу наша с вами встреча ребята. Вы видите, что общими усилиями и совместным творчеством мы с вами добились нашей цели - мы вернули практически все цвета нашей радуги, чтобы наш мир снова заиграл все цветами и красками, стал еще прекраснее, чем был. Сейчас мы предлагаем каждому из вас на листе бумаги обвести ладошку и в центре написать своё имя. Затем передать рисунок соседу справа, а самому получить рисунок от соседа слева. В одном из "пальчиков" полученного чужого рисунка, каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю (например, "ты - добрый", "ты - веселый", "ты - остроумный" и т.д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все "пальчики" оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника. В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам, и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи и оставить ладошку себе на память (наши ладошки превратились в лучики весёлого солнышка)
Классный руководитель: Если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Действительно, ребята, каждый человек неповторимый. Он - индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто неинтересно. Мы все разные и по-своему яркие, как эта прекрасная радуга. (ребята добавляют последний цвет-фиолетовый, высказывают свои пожелания).
Завершение занятия, проявление дружеских чувств и чувства благодарности друг к другу.
Листы бумаги, карандаши.
Заключение
Способности, психические новообразования и в данном случае навыки общения не появляются сами по себе. Они возникают, развиваются, формируются только в том случае, если создана особая среда, особая система отношений между людьми. Соответственно, проблемы в обучении, общении, психологическом развитии возникают у детей тогда, когда им не были созданы условия, в которых они могли бы развить определенные качества, либо если в дальнейшем эти качества оказались невостребованными.
Психолог создает или воссоздает условия, (это условия формирования потребности в новом знании, потребности в общении с другими людьми), в которых новые возможности, искомые психологические навыки или процессы могут сформироваться и стать нужными ребенку, значимыми с точки зрения построения адекватных отношений с миром и другими людьми. Одним из таких условий является проведение психологических игр с детьми.
Немаловажным фактором выступает совместное сотрудничество школьного психолога, классного руководителя и детей, и имеет свои достаточно успешные результаты. Классный руководитель в процессе игры имел возможность по-новому взглянуть на своих учеников. В процессе групповых обсуждений, где дети высказывали свою точку зрения на ту или иную обсуждаемую проблему, классный руководитель имел возможность открыть для себя новые грани детей, увидеть их не только в процессе учебной деятельности, но и в творческой активности. Все это позволяет учителю избегать категоричных суждений и соблюдать осторожность в прогнозах о развитии каждого школьника, в том числе и о развитии его социально-психологических мотивов.
В ситуациях коллективного взаимодействия детей в игре формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств общения, дети учатся слышать и слушать партнера,
по- новому осмысливать свои действия в различных ситуациях. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются также благоприятными условиями для упрочения в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.
Список использованных источников
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1994.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2000. 264 с.
3. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2008. 304 с.
4. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1990.
6. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 2005.
7. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009.
8. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2006. 608 с.
9. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. М., 1990.