Научная статья на тему 'Некоторые приемы саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся на уроках физической культуры как способ повышения академической успеваемости'

Некоторые приемы саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся на уроках физической культуры как способ повышения академической успеваемости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2091
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФГОС / УУД / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / УСПЕШНОСТЬ / СОПРЯЖЕННОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / НАСТРОЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мутагарова Люция Рифовна

В данной статье предлагается опыт работы по применению сопряженного психофизического воздействия в 1 классе, применение АМО (активных методов обучения), приемов саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся на уроках физической культуры как важного условия успешной учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые приемы саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся на уроках физической культуры как способ повышения академической успеваемости»

УДК 796 (072.2)

Л.Р. Мутагарова Некоторые приемы саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся на уроках физической культуры как способ повышения академической успеваемости

В данной статье предлагается опыт работы по применению сопряженного психофизического воздействия в 1 классе, применение АМО (активных методов обучения), приемов саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся на уроках физической культуры как важного условия успешной учебной деятельности.

Ключевые слова: здоровье, ФГОС, УУД, саморегуляция, успешность, сопряженное психическое воздействие, эмоциональное напряжение, визуализация, настроение.

Здоровье — это еще не все . но все без здоровья — ничто». - гласит известный афоризм [1]. Проблема развития и сохранения здоровья учащихся все больше приобретает статус приоритетного направления. Данная идея отражена в национальной инициативе «Наша новая школа». В настоящее время основным нормативным документом. на котором строятся и проектируются результаты обучения. является Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). предполагающий реализацию личностного становления ребенка.

ФГОС определил основной подход в современном образовании как системнодеятельностный. Именно вовлечение учащихся в различные виды деятельности ,

© Л.Р. Мутагарова , 2012

а не просто освоение неких знаний определяется стандартом как главная ценность обучения. Практическая направленность уроков позволяет учителям создавать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия. способа добывания информации . самоконтроля . саморегуляции . адекватной самооценки . умения сотрудничать. ФГОС предъявляет следующие требования к результатам обучения: личностные . предметные и метапредметные. Для того чтобы обеспечить эти результаты. в фундаментальном ядре содержания общего образования предусмотрено формирование: личностных результатов -через развитие базовых национальных ценностей; предметных - через освоение основных элементов научного знания. метапредметных - через овладение универсальными учебными действиями (далее - УУД). Универсальные учебные действия - это умение учиться . то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [3. с. 16.].

Овладение учащимися УУД - залог успешной социализации. реализации жизненных проектов учащихся. Одним из существенных показателей эффективности обучения признается формирование таких регулятивных действий . как целеполагание . планирование . прогнозирование . контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. коррекция. оценка . волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии . способность к волевому усилию по преодолению препятствий.

Важным регулятивным действием является саморегуляция эмоционального и физического состояний учащихся. Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием . достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов. мысленных образов. управление мышечным тонусом и дыханием.

Важным условием успешной учебной деятельности является саморегуляция эмоциональных состояний тревожности . которые нередко сопряжены с высокими интеллектуальными и эмоциональными нагрузками (контрольные работы . экзамены. ответы у доски . сдача контрольных нормативов и т. д.).

Успешность саморегуляции личности определяется личностным потенциалом. который может быть определен как системная организация личностных особенностей. представляющих основу. или «стержень» личности (Д.А. Леонтьев). Уровень академической успешности и самоэффективности в значительной степени связан с конструктивностью стратегий совладания (копинг-стратегия). используемых при столкновении с трудностями.

Уроки физической культуры являются предметным полем для развития и отслеживания уровня саморегуляции эмоциональных состояний учащихся. В процессе сопряженного (взаимосвязанное применение средств двигательной активности и психорегулирующих воздействий в процессе обучения) психофизического воздействия двигательная активность включает в себя не только освоение того или иного движения (комплекса движений) и навыка . но и познавательный и личностный аспекты. а психологическая атмосфера занятий способствует развитию уверенности в себе . ощущению «чувства локтя». оптимизма и т. д. Двигательная активность способствует формированию здоровых привычек. самоконтроля стрессовых ситуаций . отказа от агрессивности. В процессе занятий вырабатывается образ Я-субъекта.

Таким образом . как отмечает В.А. Родионов. суть принципа. сопряженного психофизического воздействия заключается в том. что применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (физическое качество быстроты). которые . в свою

очередь. способствуют направленным изменениям в психической сфере (например. быстрота восприятия информации и принятия решения) [2]. При этом сопряженное воздействие используется как последовательно (физические упражнения создают предпосылки для последующего развития физических качеств). так и параллельно (упражнения одновременно воздействуют на физическую и психическую сферы). При проведении урока уже в начальной школе необходимо. чтобы дети знали о механизмах физического и психического воздействия на человека и приемах саморегуляции.

Так. на уроке физической культуры в первом классе . целью которого является освоение приемов саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся . обращается внимание на то. что напряженные эмоциональные состояния меняют мимику . повышают тонус скелетной мускулатуры . темп речи . дыхание . пульс . цвет лица . приводят к ошибкам ориентировки в пространстве . подавленному настроению. Поэтому во вводной части целесообразно введение элементов активных методов обучения (далее - АМО). например . игры «Физ-культ — привет!». Учитель. вытягивая руки в стороны . произносит: «Физ-

культ...». Все ребята подбегают . каждый кладет свою руку на руку учителя и одновременно поизносят: «Привет!». И быстро возвращаются на свои места. (Соревнуются. кто быстрее построится. мальчики или девочки). Цель данного упражнения - эмоциональный настрой на урок. тактильное общение. развитие доверия друг к другу (открытые ладони). быстроты как физического качества и быстроты реакции - как психического.

При сообщении цели и задач урока актуализируется внимание на ощущениях . связанных с настроением (раздраженность. плохое самочувствие . хорошее настроение и т. д.). проводится краткая беседа о роли мимических мышц в

создании настроения человека . дается установка на создание собственного положительного настроения с помощью мимики. например: «Придайте лицу

выражение радости . грусти. Что изменилось в ваших ощущениях? А сейчас попробуйте догадаться. какое настроение у учителя (учитель показывает различные выражения настроения или картинки). По каким признакам вам удалось это сделать? А как вы узнаете . когда учитель огорчается? Как вы думаете . влияет ли настроение на выполнение физических упражнений и . наоборот. можно ли с помощью физических упражнений поднять настроение?».

В практической части урока предлагаются ходьба . бег с выполнением имитации движений зверей или людей с соответствующим настроением. Дети выполняют статичные . динамичные и ролевые задания. Статичные (поза. мимика . взгляд): передать вид сердитого человека. удивленного. застенчивого. веселого и др. Динамичные: изобразить движения усталого. хромого. жизнерадостного. больного человека . ходьбу по горячему песку . по камням. кочкам. Ролевые: показать. как движется пингвин (на внутренней стороне стопы). мишка (на внешней стороне стопы). лисичка (скрестным шагом). гномы (в приседе). великаны и карлики . Чарли Чаплин (стопы врозь. колени не сгибаются). Во время упражнений необходимо следить за осанкой. соответствием мимики и движений выбранному настроению.

Для восстановления дыхания можно дать упражнение «Вверх по радуге» (дыхательная гимнастика). Предлагается закрыть глаза . представить радугу. На вдохе - подняться по радуге . на выдохе -скатиться [7]. Повторить несколько раз. Спросить. какие ощущения испытывали . кому легко удалось подняться по радуге . какое чувство испытывали при спуске . в каких жизненных ситуациях возможно применение данного упражнения.

При выполнении общеразвивающих

упражнений целесообразно применение технологии ритмопластики, например, упражнения «Полет»: «Друзья! Давайте представим, что у нас выросли крылья! Мы можем летать. Как же мы это сделаем?», Вместе с учителем дети произносят:

У меня есть крылья за спиной! (руки за спину)

Я летать умею над землей! (руки -вверх)

Я взмываю ввысь и мир - Эгей! -(руки - высоко вверх , делаем взмахи) На ладошке умещается моей, Покружу немного в облаках! (машем руками , кружимся вокруг себя) Устремлюсь стрелою вниз и - Ах! -(приседаем)

Оседлаю кучевую тучу,

Поскачу на ней к небесной круче! (делаем короткие приседания -скачем)

С кручи я вприпрыжку вниз сбегу , (бег на месте)

Крылышки почищу , отдохну...

(руки опускаем вниз)

Пальчики, как перышки, расправлю, (встряхиваем кисти рук)

Распрямлюсь, встряхну себя немножко, (распрямляем спину , раздвигаем лопатки , вытягиваем шею)

Вам на память перышко оставлю Мягкое , пушистое в ладошке (сдуваем с ладошки воображаемое перышко, делаем глубокий вдох и выдох) [6]. Примечание: при выполнении ОРУ обратить внимание детей на выразительность, соответствие движений, артистичность,

В основной части урока возможно использование подвижных игр с применением «сюжетной визуализации», так

как ведущим средством физического воспитания в программе начальной школы является игра, Игра включает в себя имитационные ситуации, ролевые, соревновательно-игровые моменты упражнений, В процессе игровой деятельности значительно развивается

способность учащихся к произвольному регулированию своего поведения. Сопряженным воздействием на психическую и физическую сферы отличаются многие известные подвижные игры. Описание некоторых из них приводится ниже.

Игра «Осторожные звери». В этой игре участвуют осторожные звери и охотник . который стоит спиной к ним. Осторожные звери могут двигаться (изображать животных . птиц . насекомых) только тогда . когда на них не смотрит охотник. Как только охотник оборачивается. звери застывают на месте . а охотник должен угадать . кого из зверей изображает тот или иной участник.

«Журавли и лягушки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности . быстроту реакции . сосредоточенность и внимание). Часть детей (меньшая по количеству) изображает журавлей. стоя на одной ноге. Остальные изображают лягушек . прыгая на четвереньках. По команде «журавли». прыгая на одной ноге . ловят «лягушек». прыгающих в «болото» (очерченный заранее круг). В «болоте» «лягушки» в безопасности. Затем участники меняются ролями.

«Стрелок» (развивает скоростносиловые качества и координационные способности . быстроту реакции и мышления. сосредоточенность внимания). Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок (стрелок) стоит с мячом в кругу. Играющие перебегают от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Мяч . брошенный мимо. игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч . брошенный стрелком . это не считается попаданием. В качестве первого стрелка выбирается тот. кто по команде «Сесть!» выполнил ее последним [2].

«Через тернии к здоровью» (ходьба по дорожке здоровья. состоящей из резиновых и пластмассовых ковриков.

палок. камней. каната. поролоновых кубиков). После прохождения дорожки можно опросить учащихся: какие эмоции вызвал у них пластмассовый коврик . что они чувствовали . заметили ли разницу между поролоновыми кубиками и пластмассовыми ковриками и т.д.

В заключительной части урока предлагаются игры на восстановление дыхания. анализ проведенных игр. рефлексия учащихся по результатам урока. Можно предложить игру «Волшебный кувшинчик». Учащимся предлагается представить свою голову расписным кувшинчиком с ручками . в котором накопились зло. боль. обиды. Медленно наклоняя голову к полу . ребята как бы выливают все плохое . что там накопилось. А затем «выливают» грязную воду . чтобы налить чистую.

Дыхательные упражнения: «ко-шка показывает когти» - вдох . на выдохе - полуприсед . вытягивая руки вперед . учащиеся изображают сердитую кошку.

Рефлексия: учащиеся рисуют фломастером соответствующего цвета свое настроение на плакате. Подводится итог урока . обращается внимание на смайлики . нарисованные детьми . возможен опрос учащихся о том. как менялось их настроение в зависимости от позы и мимики. Закончить урок можно аплодисментами и благодарностью своему телу за проделанную работу.

Результатом подобных уроков является не только освоение приемов саморегуляции, выраже-ния мимики, действующих на на-строение человека, но и развитие представлений о возможности влиять на внутренний мир че-ловека, его «Я» через движение. Интеграция средств физической подготовки и психического совершенствования позволяет по-новому формировать деятельное отношение ребенка к действительности . повышая эффективность его развития как личности.

Таким образом. негативные эмоции можно преодолеть с помощью двига-

тельных действий . которые способствуют снятию стресса . помогают приобрести уверенность. снять нервное напряжение . применяя самые несложные упражнения: занять непринужденную позу . установить медленное и глубокое дыхание . расслабить мышцы тела и лица (мимические упражнения . дыхательные упражнения. визуализация). Мимические упражнения - самый простой . но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции (расслабление мимической мускулатуры). Научившись расслаблять лицевые мышцы. а также произвольно и сознательно контролировать их состояние . можно управлять и соответствующими эмоциями. Эмоциональное напряжение . скорее всего. пойдет на убыль. если внимание человека переключится от причины гнева . печали или радости на их внешние проявления - выражение лица . слезы или смех. Так .в гневе сжимаются зубы. меняется выражение лица. Возникает это автоматически . рефлекторно. Однако стоит «запустить» вопросы самоконтроля («Не сжаты ли зубы?». «Как выглядит мое лицо?»). и мимические мышцы начинают расслабляться. Только необходима предварительная тренировка в расслаблении определенных мышечных групп на основе словесных самоприказов. Эмоциональное состояние возможно восстановить дыхательными упражнениями. Когда человек рассержен . разгневан. испуган . у него нарушается ритм дыхания. Научившись управлять дыханием . можно приобрести еще один из способов эмоциональной саморегуляции. Визуализация также способствует саморегуляции. Например. при выполнении общеразвивающих упражнений целесообразно применение техники ритмопластики . ролевых упражнений . дыхательного упражнения «Радуга». Визуализация помогает человеку активизировать его эмоциональную память. воссоздать те ощущения . которые он испытал когда-то. Воспроизведя в сознании образы внешнего мира. можно быстро отвлечься от

напряженной ситуации. восстановить эмоциональное равновесие [5].

Бесспорно. что отрицательные эмоции . принесенные ребенком на урок из внешней среды. являются причиной дезорганизации . плохого усвоения материала. Но переключить эмоциональное состояние ученика возможно . используя описанные выше приемы саморегуляции.

В результате саморегуляции возникает три основных эффекта: эффект успокоения, эффект восстановления, эффект активизации. Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством. предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения. Ее регулярное применение способствует полноте восстановления сил. нормализует фон деятельности . а также усиливает мобилизацию ресурсов организма . что не может не отразиться на повышении качества обучения [4]. Таким образом . негативные эмоции можно преодолеть с помощью физических и дыхательных упражнений . ролевых игр. снижающих стресс . помогающих приобрести уверенность . снять нервное напряжение. Освоение учащимися на уроках физической культуры приемов саморегуляции эмоционального и физического состояния способствует повышению академической успеваемости и в других образовательных областях . и в повседневной жизни.

Список литературы:

1. Ишмухаметов М.Г. Философия здорового образа жизни в мудрых мыслях, афоризмах, поэтических строках, пословицах, поговорках. Пермь, 2009.

2. Родионов В.А. Сопряженное

психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры: учеб.-метод. пособие.

М.: Педагогический университет

«1 сентября», 2006.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Мин-ва образования и науки РФ от

15 декабря 2010 г. № 1897 // Вестник образования. 2011. № 4. С. 16.

4. Профилактика эмоционального выгорания у педагогов. URL:http://sites.google.com/site/psihol од21 /home/ucitelam/profilaktika-emocionalnogo-vygorania-u-pedagogov.

5. Способы саморегуляции эмоционального состояния

URL:http: // cerebro999.ru/publ/vse_o_ Ыгпезе/samosovershenstvovanie/sposoby

samorequljacii ehmocionalnoqo sostojan

уа/30-1-0-569.

6. «Шутки-минутки» (использование на уроках экспресс-приемов по снятию психоэмоциональной нагрузки) URL:http://www.uchportal.ru/publ/.

7. Электронная книга «Копилочка активных методов обучения» URL:http: // sozvezdieoriona.ru/publ/ak tivnye_metody_obuchenija/5-1-0-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.