Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ-БИЛИНГВОВ ЯКУТСКОЙ ШКОЛЫ'

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ-БИЛИНГВОВ ЯКУТСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рабочая тетрадь / внеклассное чтение / иностранный язык / родной язык / интерактивные технологии / билингвы / workbook / extracurricular reading / foreign language / native language / interactive technologies / bilinguals

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О И. Назарова, А И. Николаев

В статье раскрывается проблема снижения интереса к чтению среди учащихся современных школ. В частности, рассматривается возможность развития у учащихся-билингвов навыков чтения на английском языке путем применения интерактивной рабочей тетради по внеклассному чтению. Авторами определяется значение принципа опоры на родной язык при обучении иностранному языку, а также раскрывается педагогический потенциал интерактивных технологий. С опорой на теоретические материалы, анализированные в ходе исследования, разрабатывается интерактивная рабочая тетрадь «LIT-игра». Данное методическое пособие содержит литературные произведения на английском языке, их переводы на родные языки учащихся, различные упражнения на закрепление новой лексики и содержания, а также проверочные работы. В конце исследования анализируются результаты экспериментального обучения, проведенного в целях выявления эффективности данной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF READING SKILLS IN ENGLISH BY USING AN INTERACTIVE WORKBOOK FOR BILINGUAL STUDENTS OF THE YAKUT SCHOOL

The article reveals a problem of decreasing interest in reading among students of modern schools. The authors particularly consider how to develop reading skills in English in bilingual students through the use of an interactive workbook on extracurricular classes. The authors determine the importance of the principle of reliance on the native language when teaching a foreign language. Also, the pedagogical potential of interactive technologies is being revealed here. Based on the theoretical materials analyzed in the course of the study, an interactive workbook “LITigra” is being developed. This methodical manual contains literary works in English, their translations into the native languages of students, various exercises to consolidate new vocabulary and content, as well as a test work. At the end of the study, the results of experimental training conducted in order to identify the effectiveness of this technique are analyzed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ-БИЛИНГВОВ ЯКУТСКОЙ ШКОЛЫ»

Однако рассмотренные теории воспитательного пространства достаточно сложно реализовать в вузах на заочных формах обучения, так как для нее, в отличие от очной формы обучения, характерны такие особенности, как:

- посещение студентами небольшого количества лекций, семинаров и практических занятий;

- большое количество самостоятельной работы для студентов;

- обязательное посещение студентами кратного курса установочных занятий;

- преподаватель выполняет функцию не только лектора, но и консультанта;

- проверка степени усвоения учебного материала обучающимися контролируется преподавателем в основном при помощи проверки письменных работ (контрольных, докладов, рефератов), которые выполняются в межсессионный период;

- разновозрастный состав обучающихся.

В этой связи особо можно отметить проблемы управления качеством воспитательной деятельности, где присутствует прерывистость воспитательно-образовательного процесса. Вследствие этого и возникают затруднения в оценке эффективности всего воспитательного пространства, так как довольно проблематично реагировать на возникающие проблемы вне учебного процесса и не во время сессии. Однако тем не менее на заочной форме обучения в вузе также должно быть создано воспитательное пространство, которое не только формиру-

Библиографический список

ет и развивает у студентов-заочников духовно-нравственные, культурные ценности, но и воспитывает физически здоровые личности, способные к дальнейшей профессиональной деятельности.

Модель организации воспитательного пространства в высших учебных заведениях на заочной форме обучения подразумевает необходимость создания условий для максимальной и эффективной самореализации студентов-заочников во время сессии и межсессионный период. К таким условиям можно отнести разнообразие форм диалога и взаимодействия преподавательского состава, обучающихся и всех структурных воспитательных отделов; совокупность использования педагогического опыта, традиций и новых элементов деятельности и форм обучения (дистанционный формат); учет психологических и возрастных особенностей студентов, их интересов и личного опыта; существование устойчивых взаимосвязей и отношений между субъектами воспитательного пространства; расширение свободы выбора, что требуется для самовыражения, самоопределения и духовно-нравственного развития личности студента; организация рефлексии для дальнейшей корректировки и улучшения воспитательного пространства. Особенно тщательно необходимо рассматривать возможности развития воспитательной системы с опорой на имеющийся профессиональный опыт студентов-заочников. Все эти условия в той или иной мере влияют на создание эффективного работающего воспитательного пространства вуза на заочной форме обучения, что обеспечивает достижение цели формирования и развития гармонически развитой личности.

1. Какалина Е.В. Формирование воспитательного пространства в системе открытого образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 2011.

2. Пураева А.В. Нравственное содержание педагогической деятельности. Вестник Томского государственного университета. 2009, № 323: 85-88.

3. Баранова Н.А., Баранов А.Е. Теоретические основы построения и функционирования воспитательного пространства вуза: монография. Тверь: Виарт, 2008.

4. Алиева Л.В. Воспитательный потенциал образовательной деятельности вуза - ценностная основа формирования общепрофессиональных компетенций студентов. Казанский педагогический журнал, 2015 № 4.

5. Резниченко М.Г. Проектирование воспитательного пространства в теории и практике высшего образования. Высшее образование в России. 2009; №8: 83-89.

6. Жданко Т.А. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента. Автореферат ... кандидата педагогических наук. Иркутск, 2012.

7. Резниченко М.Г. Организационно-педагогические и дидактические основы построения «воспитательного пространства вуза». Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2009, Т. 11, № 4.

8. Рогалева ГИ. Педагогическая поддержка детских общностей в мультикультурной среде. Улан-Удэ: Издательство БГУ, 1999.

9. Багачук А.В., Гаврилов И.К., Пилипчевская Н.В. Воспитательное пространство педагогического вуза как условие формирования ключевых компетентностей. Вестник ТГПУ. 2008; Выпуск 3 (77): 25-28.

References

1. Kakalina E.V. Formirovanie vospitatel'nogo prostranstva v sisteme otkrytogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2011.

2. Puraeva A.V. Nravstvennoe soderzhanie pedagogicheskoj deyatel'nosti. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009, № 323: 85-88.

3. Baranova N.A., Baranov A.E. Teoreticheskie osnovy postroeniya i funkcionirovaniya vospitatel'nogo prostranstva vuza: monografiya. Tver': Viart, 2008.

4. Alieva L.V. Vospitatel'nyj potencial obrazovatel'noj deyatel'nosti vuza - cennostnaya osnova formirovaniya obscheprofessional'nyh kompetencij studentov. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, 2015 № 4.

5. Reznichenko M.G. Proektirovanie vospitatel'nogo prostranstva v teorii i praktike vysshego obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009; №8: 83-89.

6. Zhdanko T.A. Obrazovatel'no-professional'noe prostranstvo vuza kak pedagogicheskoe uslovie formirovaniya konkurentosposobnosti lichnosti studenta. Avtoreferat ... kandidata pedagogicheskih nauk. Irkutsk, 2012.

7. Reznichenko M.G. Organizacionno-pedagogicheskie i didakticheskie osnovy postroeniya «vospitatel'nogo prostranstva vuza». Izvestiya Samarskogonauchnogocentra Rossijskoj akademii nauk, 2009, T. 11, № 4.

8. Rogaleva G.I. Pedagogicheskaya podderzhka detskih obschnostej v mul'tikul'turnoj srede. Ulan-Ud'e: Izdatel'stvo BGU, 1999.

9. Bagachuk A.V., Gavrilov I.K., Pilipchevskaya N.V. Vospitatel'noe prostranstvo pedagogicheskogo vuza kak uslovie formirovaniya klyuchevyh kompetentnostej. Vestnik TGPU. 2008; Vypusk 3 (77): 25-28.

Статья поступила в редакцию 08.08.23

УДК 372.881.111.1

Nazarova O.I., BA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: oks.nzrv00@yandex.ru

Nikolaev A.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: nickan07@mail.ru

DEVELOPMENT OF READING SKILLS IN ENGLISH BY USING AN INTERACTIVE WORKBOOK FOR BILINGUAL STUDENTS OF THE YAKUT SCHOOL. The article reveals a problem of decreasing interest in reading among students of modern schools. The authors particularly consider how to develop reading skills in English in bilingual students through the use of an interactive workbook on extracurricular classes. The authors determine the importance of the principle of reliance on the native language when teaching a foreign language. Also, the pedagogical potential of interactive technologies is being revealed here. Based on the theoretical materials analyzed in the course of the study, an interactive workbook "LITigra" is being developed. This methodical manual contains literary works in English, their translations into the native languages of students, various exercises to consolidate new vocabulary and content, as well as a test work. At the end of the study, the results of experimental training conducted in order to identify the effectiveness of this technique are analyzed.

Key words: workbook, extracurricular reading, foreign language, native language, interactive technologies, bilinguals

О.И. Назарова, бакалавр, студент Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: oks.nzrv00@yandex.ru

А.И. Николаев, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: nickan07@mail.ru

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ-БИЛИНГВОВ ЯКУТСКОЙ ШКОЛЫ

В статье раскрывается проблема снижения интереса к чтению среди учащихся современных школ. В частности, рассматривается возможность развития у учащихся-билингвов навыков чтения на английском языке путем применения интерактивной рабочей тетради по внеклассному чтению. Авторами определяется значение принципа опоры на родной язык при обучении иностранному языку, а также раскрывается педагогический потенциал интерактивных технологий. С опорой на теоретические материалы, анализированные в ходе исследования, разрабатывается интерактивная рабочая тетрадь «ЫТ-игра». Данное методическое пособие содержит литературные произведения на английском языке, их переводы на родные языки учащихся, различные упражнения на закрепление новой лексики и содержания, а также проверочные работы. В конце исследования анализируются результаты экспериментального обучения, проведенного в целях выявления эффективности данной методики.

Ключевые слова: рабочая тетрадь, внеклассное чтение, иностранный язык, родной язык, интерактивные технологии, билингвы

«Ведущей целью изучения иностранных языков, в том числе и английского, в средней общеобразовательной школе является формирование коммуникативных навыков и умений устной и письменной речи на изучаемом языке, развитие лингвокультурологической компетенции» [1, с. 354]. При этом особое внимание уделяется чтению как важнейшему звену при изучении иностранного языка.

Одним из важных положений в обучении иностранному языку является учет родного языка. Учащийся сможет овладеть иностранным языком лишь в том случае, если он будет хорошо знать свой родной язык и культуру Из-за этого возникает необходимость применять в якутских школах особые методические принципы обучения иностранному языку.

Как известно, внеклассные занятия по чтению играют важную роль в повышении читательского интереса. Внеклассное чтение предназначено для постоянного улучшения подготовки учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, то есть правильной читательской деятельности детей (умение и привычка думать о книгах перед чтением, во время и после чтения) и кругозора читателя.

Результат формирования читательских умений в большей степени зависит от средств обучения. На занятиях по внеклассному чтению можно использовать различные приемы и методы, которые позволят повысить познавательную активность учащихся. Одним из таких средств обучения может служить интерактивная рабочая тетрадь.

Актуальность работы обусловлена отсутствием материалов интерактивного характера по английскому языку для учащихся-билингвов, где есть опора на родной язык учащихся. Интерактивные технологии обучения являются одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Цель исследования - разработка и применение интерактивной рабочей тетради для внеклассного чтения по английскому языку для учащихся среднего класса с учетом их билингвального мышления.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть важность чтения в изучении иностранному языку.

2. Выявить особенности восприятия учащимися-билингвами иноязычных текстов.

3. Определить роль внеклассного чтения в развитии читательской культуры и навыков чтения на иностранном языке.

4. Рассмотреть интерактивную рабочую тетрадь как способ организации внеклассного чтения по иностранному языку

5. Разработать интерактивную рабочую тетрадь по английскому языку для учащихся-билингвов.

6. Применить рабочую тетрадь на уроке английского языка и провести анализ эффективности данной методики.

Теоретическая значимость: благодаря исследованию раскрыт методический потенциал интерактивной рабочей тетради как способ организации внеклассного чтения по английскому языку. При этом выявлены особенности восприятия иноязычного текста учащимися-билингвами.

Практическая значимость: разработанная для исследования интерактивная рабочая тетрадь может служить примером для создания подобных пособий и может быть применена в якутских школах на уроках внеклассного чтения по английскому языку.

1.1 Чтение как важный аспект в изучении иностранного языка

«Чтение представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, который предполагает извлечение содержащейся в тексте информации, включая воссоздание в процессе чтения авторского замысла» [2].

В обучении иностранному языку чтение можно рассматривать и как цель, и средство. От того, с какой точки мы определяем этот процесс, зависит структура всей работы [3, с. 264-277].

Изучением проблемы чтения в методике преподавания иностранного языка занимались многие выдающиеся исследователи. Среди них можно выделить А.А. Леонтьева, И.Л. Бима, ПВ. Рогову, С.К. Фоломкину, И.А. Зимнюю, М.В. Ляхо-вицкого и многих других.

В классификации видов чтения большинство лингвистов и методистов сходятся к одной точке зрения, которую основательно раскрыла К.С. Фоломки-

на. Она описывает четыре вида чтения: «просмотровое, изучающее, ознакомительное и поисковое» [4, с. 86].

Федоткина Е.В., исходя из условий обучения, выделяет «парные подвиды чтения:

- по способу и характеру учебной работы с текстом - интенсивное (intensive reading) и экстенсивное чтение (extensive reading);

- по степени самостоятельности учащегося в процессе чтения - подготовленное и неподготовленное чтение; чтение со словарем и без словаря; чтение с частично и полностью снятыми трудностями;

- в зависимости от участия родного языка в процессе чтения и проверке понимания прочитанного - беспереводное и переводное чтение» [2].

В процессе обучения иностранному языку все виды учебного чтения взаимодействуют и дополняют друг друга.

I. Теоретико-методологические особенности организации внеклассного чтения по английскому языку

1.2 Особенности восприятия учащимися-билингвами иностранных текстов

При восприятии художественного текста (да и текста в целом) огромную

роль играют мышление читателя, его прошлый опыт, взгляды на мир, чувства и эмоции. Поэтому этот процесс считается сложной деятельностью. Следовательно, правильность и полнота понимания художественного текста напрямую зависит от того, насколько богат индивидуальный опыт читателя. А этот опыт связан с его жизнью и складывается из знания им культуры, нравов, традиций и быта своего народа [5, с. 88].

В школах Республики Саха (Якутия), где государственными языками одновременно являются русский и якутский, в большинстве учатся билингвы. Поэтому принцип опоры на родной язык при обучении иностранному языку становится важным ввиду того, что у каждого билингва имеется доминантный язык и своя лингвокультура.

Как правило, «билингвами называют детей, которые общаются на родном языке только в кругу этнической группы (семьи, родственников, друзей и т. д.), все остальное общение у них происходит на неродном языке» [5, с. 88].

Для успешного усвоения учащимися-билингвами иноязычных текстов следует развивать такие умения, как:

1) сопоставлять и сравнивать персонажей из иностранных произведений с персонажами из родной литературы;

2) определять национальную картину мира в различных национальных произведениях;

3) давать ответ на проблемный вопрос, интерпретировать сюжет читаемого текста;

4) обнаруживать и определять образы-символы в произведениях иностранных авторов и писателей родной литературы;

5) сопоставлять оригинальный текст и перевод и т. д.

1.3 Интерактивная рабочая тетрадь как способ организации внеклассного чтения по английскому языку

Ведущим средством обучения на уроках внеклассного чтения является учебник (книга). Однако, как установлено психологами, «...человек лучше всего запоминает те знания, которые использовал в каких-то собственных действиях, практически опробовал, применил к решению реальных задач. Все остальное, не нашедшее практического применения, обычно рано или поздно забывается» [6, с. 11]. В связи с этим необходимо искать такие средства обучения, которые позволяют учащимся активно работать с текстом художественного произведения. К таким работам можно отнести чтение, выделение нужных элементов, подчеркивание, соединение, рисование, исключение и т. д. Одним из таких инструментов, который широко используется в современных школах, является рабочая тетрадь.

Под рабочей тетрадью подразумевают «полифункциональное дидактическое пособие с печатной основой, содержащее различные типы заданий как для самостоятельной работы, так и для работы под руководством учителя» [7, с. 27].

Ввиду того, что сейчас происходит активное внедрение современных педагогических технологий, возникает вопрос интегрирования традиционной рабочей тетради в интерактивное учебное пособие.

Интерактивное учебное пособие - это «электронное средство обучения, являющееся источником учебной информации и дополняющее учебник,

содержащее темы учебного материала в более расширенном плане и работающее в режиме непосредственного взаимодействия человека и компьютера» [8, с. 258].

В методологии образования интерактивные пособия считаются новым типом образовательного ресурса. Их цель - дать учащимся возможность улучшить свои знания и навыки. Это позволяет организовать индивидуальные процессы обучения и в то же время проверять усвоение учебных материалов.

II. Методика работы по интерактивной рабочей тетради на уроке внеклассного чтения по английскому языку

2.1 Разработка интерактивной рабочей тетради для внеклассного чтения по английскому языку на основе принципа опоры на родной язык

С опорой на теоретические сведения для экспериментальной апробации была разработана интерактивная рабочая тетрадь по английскому языку «LIT-игра» (англ. literature 'литература' и русск. игра) для 8 классов якутской школы для самостоятельного чтения в рамках программы внеклассного чтения по английскому языку. Рабочая тетрадь представлена в виде презентации в PowerPoint, содержащая в себя ссылки на интернет-ресурсы. Это эффективно в связи с тем, что в интернет-ресурсах много возможностей для создания интересных для детей упражнений, и тем, что здесь можно использовать различные источники и интегрировать их на одном месте. Помимо этого, электронное пособие лучше тем, что оно экономит на бумажных расходах и обеспечивает ученикам доступ к нему с мобильных устройств или компьютеров.

Интерактивная рабочая тетрадь LIT-игра содержит различные литературные произведения на английском языке, которые сгруппированы по уровням сложности, тем самым основываясь на принципе вариативности. Это дает читателю право выбирать подходящие по его уровню владения английским языком произведения. Представляем список литературных произведений, входящих в рабочую тетрадь (рис. 2.1.1).

Данное интерактивное методическое пособие состоит из четырёх блоков:

1. Заголовок и основные сведения о произведении, об его авторе (если имеется)

Это является первым и важным этапом ознакомления с произведением. Поэтому необходимо грамотно подобрать картину, составить вступительный текст, чтобы замотивировать школьников прочитать это произведение. Основой этого текста служит короткий рассказ о герое и открытый вопрос об его судьбе. Также в качестве дополнительной фишки можно добавить интересный факт.

2. Текст с выделенными словами и с их объяснениями на родном языке, а также переводы текста на якутский и русский языки

Это основная часть интерактивной рабочей тетради. Задача этого блока -составить комфортные условия для чтения и достичь полного восприятия читателем литературного текста. Чтобы облегчить прочтение иностранного произведения, мы выделили сложные для понимания школьниками среднего класса слова (рис. 2.1.2) и дали им объяснения в двух вариантах: на якутском и русском языках (рис. 2.1.3). Как говорилось ранее, опора на родной язык благотворительно влияет на изучение нового материала.

3. Упражнения игрового характера на лексику и на понимание содержания произведения

Этому блоку рабочей тетради дана роль закрепления содержания прочитанного произведения и новых изученных слов, а также развития критического, творческого и аналитического мышления. Для этого блока были разработаны упражнения на таких сайтах, как learning.apps, WordWall и Google Forms (рис. 2.1.4). Типы заданий: соотнесение слов с их переводами на родной язык учащихся; тест на содержание с множественным выбором ответов; заполнение пропусков в предложении; распределение слов по группам; работа с картинками; упорядочивание частей предложения; вопросы с кратким ответом и т. д. При самостоятельной работе с заданиями школьник прилагает все свои усилия к их выполнению. Благодаря этому изучаемый материал усваивается более качественно. Также благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Контрольная работа

Контрольная работа нацелена на то, чтобы определить, насколько учащийся усвоил новую лексику и понял содержание прочитанного произведения. Она представлена в виде тестирования в Google Форме. Ученик самостоятельно выполняет задания и отправляет отчет учителю. Тот, в свою очередь, оценивает работу ученика и анализирует его прогресс.

Разработанная нами интерактивная рабочая тетрадь LIT-игра может быть использована как на уроках английского языка в якутских школах для развития читательских навыков, так и для самостоятельного чтения с помощью ПК и смартфона или планшета в домашних условиях, так как созданные игры можно опубликовать для всеобщего пользования.

Основная идея интерактивной работы, которая может быть создана благодаря этому сервису, заключается в том, что учащиеся могут в игровой форме проверить и закрепить свои знания. Эта методика способствует формированию навыков и познавательного интереса к определенной области изучения.

Рис.2.1.1Главнаястраницаинтерактивнойрабочейтетради ИТ-игра с названиями произведений

Oil« upon a [¡me tliere lived an :<iphii ¿ul Hsj Eiiother lid f;t-_ had L.eda lone time and aftei then deeth she was tAken in hi wealthy relatives, Frequently world skiver with cold aid huiga because her relative neither fed hot dessed her udetpaTely. And whatever she did something wiong. she was dvelly jumshed, The £iri was unhappy for a longtime

O.i" niiTiiciui. late ill the evening the miasm of the lion* salt ±£ girl out lo i'etdj t-cnit water. Outside flie moon was :-h mm hiiehdy. Hie girl was odd and began |o complain almd: "If-jiiy I could navel to the sun or the moon, I could escape my suffering Here an ewth only the dogs treat me well If 1 left this place. I would remeniherthem I always shaie food witli them. Only the dotrsloveine. Idomiemve any love or affection fiMnliuiiiaiis."

The Sml the Moon and tlie Earth lieatd the lamentations of the nil viti »as standing on a little bndge holding her buckets of water.

The Sun said: 1' is the Earth, theEanh whooffendsyou.Coineupheii and stay witli me."

The Earth replied; "Dmit jio to the Sun. Dont do if I You will die; ywi will boil."

The Mconsaid; "Don't stay on Earth. Eton! doit! You will be Inuigrytheie, Couie up here and live with me"

So die ahl thoneht "If 1 go up to die Sun 1 will get boiled alive; 1 will die And if 1 stay on Eanh. I will j.irt> too. It I

wans Ito 1 better^oto the Moon." And the oil called out to the Moon; "Well. Moon, take me! I waul To toyoii.

The Moonheaidki'auiliiiimeihately raised a blizzard to I ift the girl.

Since thai, die people say dial [here stands a gill an tta moon holding her two buckets of water. .And the does on earth i look up to the moouandhcwl Theymiss their fnend

Рис. 2.1.2 Текст с выделенными словами

Рис. 2.1. ЗСловарь

2.2. Обсуждение результатов экспериментального обучения с применением интерактивной рабочей тетради

Для того чтобы выявить эффективность использования интерактивной рабочей тетради LIT-игра при развитии навыков чтения, нами было проведено экспериментальное обучение среди учеников 8-х классов в МОБУ «Саха гимназия ГО «город Якутск»».

Экспериментальное исследование проходило во 2 учебном полугодии 2023 г, когда учащиеся заканчивали седьмой модуль УМК «Spotlight 8» (Ва-улина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. - Москва: Express publishing: Про-

Результаты этапа формирования: учащиеся активно работали на занятиях и проявляли интерес во время тестирования игр на онлайн-платформах. Большинство респондентов поняли задачу, лишь нескольким потребовалась небольшая консультация с объяснением в процессе работы.

На контролирующем этапе было проведено повторное исследование по выявлению степени развития сформированности навыков чтения в виде теста, также разработанного на онлайн-сервисе Google Формы. Этот этап эксперимента так же, как и на констатирующем этапе, был проведен в обеих группах.

На примере экспериментальной группы мы выявили, что читательский навык сформировался с большей скоростью, а у учеников вырос интерес, они ознакомились с интерактивной рабочей тетрадью LIT-игра, научились выполнять задания на ПК и смартфоне, повышая также информационную компетентность.

Таким образом, результаты диагностического теста по выявлению уровня усвоения английской лексики на контролирующем этапе дали основание констатировать наличие положительных педагогических эффектов от экспериментальной работы, проведенной с учащимися 8-х классов. Это доказывает увеличение динамики уровня навыка чтения на этапе контроля по сравнению с констатирующим этапом.

В заключение хочется отметить, что в ходе данной работы цель была достигнута, и мы обнаружили, что, разработав такую рабочую тетрадь, можно добиться максимального усвоения учащимися материалов по зарубежным литературным произведениям.

Результатом нашей работы является методическая разработка по организации внеклассного чтения с помощью интерактивных рабочих тетрадей. Мы разработали комплекс упражнений для развития навыков чтения в процессе самостоятельного обучения чтению, структуру интерактивных рабочих тетрадей и уроков внеклассного чтения в восьмом классе. Содержание данного пособия включает в себя девять сказок из якутской, русской и английской литературы. Сюжет этих сказок затрагивает тему любого учебника английского языка, поэтому наш комплекс может быть включен в школьную программу.

Таким образом, организация внеклассного чтения на английском языке с самостоятельной работой на основе интерактивных рабочих тетрадей помогает повысить интерес к чтению и развить навыки самостоятельного чтения и анализа литературных произведений. Взаимодействие принципа опоры на родной язык с интерактивными технологиями обучения эффективно не только для учащихся, но и для учителей.

Библиографический список

1. Ермаков В.Л. Внеклассное чтение как методическое средство мотивации к обучению в процессе изучения английского языка в средней школе. Известия Тульского государственного университета. 2012; № 3: 354-365.

2. Федоткина Е.В. Чтение на иностранном языке и его роль в учебном процессе в неязыковом вузе. Available at: https://www.ssoar.info/ssoar/bitstream/handle/ document/43261/ssoar-kirov2015-13-fedotkina-.pdf?sequence=1

3. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. Москва: Высшая школа, 1982.

4. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учебно-методическое пособие. Москва: Высшая школа, 2005.

5. Колыикова Н.Л. Особенности восприятия инокультурного текста учащимися-билингвами. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009; № 9: 86-90.

6. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. Москва: Гуманитарный издателльский центр "Владос", 1998.

У. Хоменко Е.В. Рабочая тетрадь по литературному чтению как средство формирования читательских умений у учащихся начальной школы. Ученые записки НовГУ. 2020; № 1 (26): 26-34.

8. Саликов Д.А. Роль интерактивных учебных пособий в обучении школьников в условиях введения ФГОС второго поколения. Педагогическое образование в России. 2014; № 8: 25У-260.

References

1. Ermakov V.L. Vneklassnoe chtenie kak metodicheskoe sredstvo motivacii k obucheniyu v processe izucheniya anglijskogo yazyka v srednej shkole. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 3: 354-365.

2. Fedotkina E.V. Chtenie na inostrannom yazyke i ego rol' v uchebnom processe v neyazykovom vuze. Available at: https://www.ssoar.info/ssoar/bitstream/handle/document/43261/ ssoar-kirov2015-13-fedotkina-.pdf?sequence=1

3. Gez N.I., Lyahovickij M.V., Mirolyubov A.A. i dr. Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednej shkole: uchebnik. Moskva: Vysshaya shkola, 1982.

4. Folomkina S.K. Obuchenie chteniyu na inostrannom yazyke v neyazykovom vuze: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 2005.

5. Kol'chikova N.L. Osobennosti vospriyatiya inokul'turnogo teksta uchaschimisya-bilingvami. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009; № 9: 86-90.

6. Badmaev B.C. Psihologiya i metodika uskorennogo obucheniya. Moskva: Gumanitarnyj izdatell'skij centr "Vlados", 1998.

У. Homenko E.V. Rabochaya tetrad' po literaturnomu chteniyu kak sredstvo formirovaniya chitatel'skih umenij u uchaschihsya nachal'noj shkoly. Uchenye zapiski NovGU. 2020; № 1 (26): 26-34.

8. Salikov D.A. Rol' interaktivnyh uchebnyh posobij v obuchenii shkol'nikov v usloviyah vvedeniya FGOS vtorogo pokoleniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; № 8: 25У-260.

Статья поступила в редакцию 18.08.23

УДК 37.012

Petrusevich A.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: petrark47@mail.ru

THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL CAPITAL OF ADOLESCENTS.

The article analyzes a concept of social capital and its features of manifestation in human activity. The main attention is paid to the study of possibilities of the digital educational environment as a factor influencing the development of the social capital of adolescents. The pedagogical analysis of the activity of teachers in a modern school indicates the presence of a number of problems faced by teachers engaged in educational work. The general characteristics of these problems give grounds to make effective decisions that contribute to solving the problems of education. One of the main conclusions made in the article is the conclusion that the digital educational environment of the school has a significant impact on the process of formation and development of the social capital of adolescents. It

Рис. 2.1.4 Игры на электронных ресурсах learning.apps, WordWàll

свещение, 2018). Поэтом эксперимент проходил в рамках восьмого модуля -«Pastimes («На досуге»).

Учащиеся были распределены на две группы - экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контролирующий.

На констатирующем этапе было проведено тестирование, состоящее из 17 вопросов на онлайн-сервисе Google Формы, составленное специально для выявления умений восприятия иноязычного текста и понимания его содержания. Итоги показали, что уровень читательского навыка у респондентов КГ и ЭГ примерно одинаков. По полученным результатам диагностики констатирующего этапа на выявление сформированности знаний по чтению можно отметить, что большинство учеников получили оценку «4».

На формирующем этапе было проведено экспериментальное обучение с применением упражнений, разработанных для интерактивной рабочей тетради LIT-игра. При этом оно было проведено только для экспериментальной группы. А учащиеся контролирующей группы обучались в традиционном формате.

Игровые тестирования с разработанными нами упражнениями на формирование читательских навыков использовались:

1. Во время закрепления изученного материала.

2. Для проверки уровня сформированности навыков чтения у учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.