Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (З4). С Ш-Ш.
удк 378.14 Б. В. Сергеева, И. В. Беляева
Методика обучения чтению на английском языке в начальных классах
Актуальность данной статьи обусловлена потребностью учителей начальных классов в обосновании, разработке методике обучения чтению на английском языке. В данной статье рассматривается методика обучения чтению на английском языке, включающая следующие компоненты: цель, содержание, инструментарий формирования и оценивания предметных умений младших школьников. Представлены этапы формирования предметных умений: первый этап безупречного произношения: умение воспроизводить требуемую фонему изолированно или в простейших слогах, постепенная автоматизация этого умения, его превращение в стойкий навык; второй этап - импринтинг: накопление словарного запаса; третий этап - транскрипция: умение воспроизводить требуемую букву и ее звук, умение на письме изображать заданные буквы, чтение слов, словосочетаний и их транскрипции; четвертый этап интенсивного чтения: закрепление чтения транскрипции, усвоение правил чтения, и разнообразные виды работы с текстом. Описан комплекс способов обучения чтению на уроках английского языка. Практический материал вносит вклад в разработку образовательных программ по английскому языку для младших школьников. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, в консультационной работе с родителями, в практике повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Ключевые слова: методика, языковое образование, английский язык, младшие школьники
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 155-161.
В. V. Sergeeva, i. V. Belyaeva
Technique of Training in Reading in English in Initial Classes
The relevance of this article is caused by need of elementary school teachers for justification, development to a technique of training in reading in English. In this article the technique of training in reading in English including the following components is considered: purpose, contents, tools of formation and estimation of subject abilities of younger school students. Stages of formation of subject abilities are presented: first stage of faultless pronunciation: ability to reproduce the required phoneme separately or in the simplest syllables, gradual automation of this ability, his transformation into resistant skill; the second stage - an imprinting: accumulation of a lexicon; the third stage - a transcription: ability to reproduce the required letter and its sound, ability on the letter to represent the set letters, reading words, phrases and their transcription; fourth stage of intensive reading: fixing of reading transcription, assimilation of rules of reading, and various types of work with the text. The complex of ways of training in reading at English lessons is described Practical material makes a contribution to development of educational programs for English for younger school students. Results of a research can be used in teaching and educational process of comprehensive schools, in consulting work with parents, in practice of professional development and retraining of pedagogical shots.
Key words: technique; language education; English; younger school students
последние годы интерес к иностранным языкам настолько возрос, что приобрел массовое явление. Год от года увеличивается число школ, в которых дети приступают к изучению иностранных языков с первого класса независимо от типа учебного заведения, будь то общеобразовательная школа или же школа инновационного типа (лицей или гимназия).
Ввиду того, что иностранный язык был введен в учебные программы начальной школы, многие исследователи занялись изучением проблем, связанных с ранним обучением детей иностранным языкам. Проблемам обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста посвящены работы Е.И. Матецкой, Е.А Ленской, И.Н. Борисенко, Л.И. Козловой, Е.И. Онищенко, C.B. Снеговой, и др. Различные аспекты раннего обучения иностранным языкам рассматриваются также зарубежными специалистами, в частности французскими М. Garabedian, R. Cohen, F. Debyser, M. Corbellari, N. Herr, J. Girardet, C. Paccanino и др.
Младший школьный возраст по своим психологическим характеристикам, как известно, считается наиболее благоприятным для овладения иностранным языком. В методической литературе в течение многих лет велась дискуссия о достоинствах и недостатках раннего обучения иностранному языку. В настоящее время осуществляется поиск эффективных путей обучения различным видам коммуникативной деятельности в младших классах, обсуждаются цели, условия и методы обучения.
Изучение специальной литературы по проблемам раннего обучения, наблюдение за процессом обучения, анализ опыта работы учителей свидетельствуют о том, что построение начального этапа овладения иностранным языком преимущественно на устной основе на практике себя не оправдывает, поскольку приобретенные навыки непрочны и быстро утрачиваются. Одной из основных причин низкой результативности обучения является недостаточное внимание к такому рецептивному виду коммуникативной деятельности, как чтение.
Решение данной проблемы, как нам представляется, возможно при необходимом поиске новых подходов в обучении как иностранному языку в младшем школьном возрасте в целом, так и иноязычному чтению. Диссертационные исследования последних лет подтверждают правомерность обучения чтению детей на иностранном языке в младших классах (Е.А.Ленская, И.Н. Борисенко, С.В. Снегова и др.). Однако в теории и практике преподавания раннего обучения иностранным языкам до настоящего времени отсутствует рациональный подход к обучению разным видам коммуникативной деятельности на иностранном языке в младших классах. Не решены вопросы об оптимальном соотношении видов речевой деятельности, о целевой доминанте
раннего обучения, не определены основные параметры курса иностранного языка в начальной школе: интенсивность, содержание, цели и эффективные пути их достижения.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что вопрос разработки методики обучения чтению на иностранном языке в младших классах, обеспечивающей формирование прочных технических и коммуникативных навыков чтения в сочетании с развитием умений устной речи, аудированием и письма, не нашел полного решения как в теории, так и в практике и может рассматриваться как актуальная задача современной методики обучения иностранным языкам, что и определило выбор темы настоящего исследования.
Таким образом, анализ изменившихся требований к осуществлению образовательного процесса в начальной школе, к образовательным результатам по иностранному языку выпускников начальной школы, практики формирования коммуникативных универсальных учебных действий в педагогической науке позволил выявить ряд имеющихся противоречий:
- «на социально-педагогическом уровне между требованиями федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования в РФ к обеспечению формирования планируемых предметных результатов в области чтения на уроках английского языка и недостаточной разработанностью способов их формирования в образовательном процессе начальной школы;»
- «на научно-теоретическом уровне между необходимостью теоретического осмысления современными исследователями проблемы формирования предметных умений по чтению на английском языке и недостаточной научно-теоретической разработанностью содержания этапов этого процесса»
- «на научно-методическом уровне между потребностью учителей в обучению чтения на английском языке младших школьников и отсутствием разработанной методики обучению чтению на иностранном языке младших школьников».
Осознание этих противоречий и необходимость их разрешения позволили сформулировать проблему исследования: каковы структурные компоненты методики обучению чтению на иностранном языке и их сущностное содержание?
Цель исследования: определить структурные компоненты методики, разработать и апробировать методику обучения чтению на английском языке младших школьников.
Методика - это нормативная упорядоченность действий в какой-либо конкретной деятельности, а также ее отражение в форме описания, предписания, представления; особый тип (особая область) знаний об осуществлении деятельности в той или иной сфере. Существуют различные масштабы методики. Общая методи-
ка представляет собой программу общей организации педагогического процесса как взаимодействия педагогов и учащихся. Частная методика - это уровень организации отдельных компонентов процесса и направлений педагогической деятельности. Конкретная методика действует в конкретных ситуациях и различных формах организации педагогического процесса. Структурными компонентами методики являются: целевой, содержательный, инструментальный, операциональный, деятельностный и результативный компонент.
Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Процесс чтения базируется на технической стороне, то есть на навыках, которые представляют собой автоматизированные зрительно-речемоторно-слуховые связи языковых явлений с их значением, на основе которых происходит узнавание и понимание письменных знаков и письменного текста в целом и, следовательно, реализация коммуникативного умения чтения.
Практический компонент цели обучения чтению как опосредованной форме общения на иностранном языке предполагает развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования. Планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, они уточняют и конкретизируют требования ФГОС НОО к результатам освоения программы для каждого учебного предмета с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета, а также с учетом возрастной специфики учащихся. Также основными видами планируемых результатов в начальной школе являются: личностные, метапредметные и предметные результаты. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания английского языка включают в себя: приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и до-
ступными образцами детской художественной литературы. Структура планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития младшего школьника. Английский язык, обучение которому начинается во 2 классе, даёт возможность сформировать: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД (универсальные учебные действия).
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания английского языка включают в себя:
1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Предметные планируемые результаты на уроках английского языка в начальной школе
Письмо
- умение грамматического и графического написания английский слов;
- умение составить и написать короткое личное письмо;
- умение писать с опорой на образец
- умение составить и написать простые предложения из предложенных слов, соблюдая грамматические нормы
Аудирование
- умение реагировать вербально и невербально на услышанное;
- умение воспринимать на слух содержание небольших сообщений;
- умение использовать языковую догадку
- умение понимать на слух речь учителя и одноклассников;
- знание базовых слов по теме (лексики по теме урока);
Чтение
- умение читать про себя слова и предложения, включающие изученный материал,
- умение читать про себя понимая смысл предложения
- умение свободного чтения вслух адаптированных текстов с правильным произношением
- умение адекватно произносить и различать на слух все звуки английского языка,
- умение вести читательский дневник на английском языке;
- умение систематизировать слова по тематическому признаку
- умение найти нужную информацию в тексте за короткий промежуток времени
Основными психолого-педагогическими принципами являются:
Принцип комплексной реализации целей -развивающей, воспитательной, практической и образовательной.
Принцип коммуникативной (речевой) направленности обучения означает, что учебно-воспитательный процесс по иностранному языку в школе должен быть так организован, целенаправлен и реализован, чтобы в результате обучений учащиеся овладели необходимым минимумом умений и навыков для пользования иностранным языком как средством общения в рамках тематики, предложенной программой.
Принцип коммуникативной направленности обучения иностранного языка в начальной школе осуществляется посредством реализации следующих пяти принципов:
1. личностно-ориентированного общения;
2. коллективного взаимодействия;
3. ролевой организации учебного предмета и учебного процесса;
4.полифункциональности упражнений;
5. организации учебного материала.
Принцип осознанного овладения иностранным языком - обучение эффективно когда ученик осознает необходимость своего обучения, ставит и принимает цели занятия, когда участвует в планировании и организации своей деятельности, в её осознании, самоконтроле и самооценке.
Принцип коллективно-индивидуализированного взаимодействия - максимальная реализация индивидуальных способностей ребёнка через коллективные формы обучения)
В обучении иностранным языкам принцип активности приобретает важную роль, поскольку овладение изучаемым языком возможно в том случае, если каждый обучающийся является активным участником процесса, если он вовлечен в речевую деятельность.
Данная система принципов направлена на достижение конечного результата: обеспечивает условия успешного обучения иностранному языку и овладение детьми иностранного языка как средства общения.
Основными методами педагогической деятельности в осуществлении преемственности непрерывного обучения являются:
1. объяснительно-иллюстративный;
2. репродуктивный;
3. частично-поисковый;
4. проблемно-поисковый;
5. исследовательско-творческий.
На формирующем этапе экспериментальной работы была разработана методика обучения чтению младших школьников на уроках английского языка, представлена на рисунке 1.
I этап - «Безупречного произношения». На каждый урок к детям приходит Мистер Танг - Господин язычок и рассказывает, что он делает в своем домике: смотрит в окно, выбивает пыль из дивана, дует на свечку, встречает гостей. А дел у него столько, сколько звуков в английском языке. На каждом уроке он кропотливо трудится вместе с язычками маленьких учеников. Учащиеся удивляют педагога и родителей своей способностью очень быстро и точно передавать все звуки «нового языка
Пример: Фонетическая зарядка. Цель: Тренировка звуков [o] [d] [t] [n] [n] [w] [r] Потренируем язычки. Мистер Танг бегал и устал [u-u-u - gud] отдохнул и обрадовался [o-o-o - mo:nin]. Мистер Танг решил выбить пыль из дивана [d-d-d-daun].
А теперь пыль из ковра [t-t-t-sit]. Он убрал свою квартиру и позвонил в колокольчик, чтобы позвать соседей [nin-nin-nin-nin- mo:nin].
Соседи пришли, а собачка рычит, не пускает [r-r-r-r n].
А когда гости ушли, Мистер Танг потушил свет [w-w-w-swim].
и сказал: «Very good!». Что он сказал?
Мистер Танг играет с учащимися в самые разнообразные фонетические игры:
игры-загадки - «Какой звук я придумал» Ребенок называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук, остальные отгадывают его. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.
игры-соревнования - «Необычный телефон» На доске рисуется большой телефон, на его диске вместо цифр - игрушки. Задача детей «набрать» за определенное время как можно больше игрушек и правильно произнести звук, который есть во всех словах. Игрушки меняются.
II этап - «Импринтинг». Накопление словарного запаса проходит от урока к уроку, объединенных общей темой. Тематический подход соединяется с грамматическим и семантическим, языковые конструкции постепенно усложняются. Грамматические навыки формируются при применении абстрактно-наглядных средств; фонетические - при использовании игровых упражнений и звуковой зарядки, связная речь формируется в ролевых играх.
Накоплению словарного запаса помогают лексические игры: загадки, кроссворды, игры на развитие, закрепление, активизацию лексики, игры «Снежный ком», сюжетно-ролевые игры, игры-утренники.
Целевой компонент методики
Цель методики: формирование предметных умений младших школьников на уроках английского языка
Задачи методики: умение правильно произносить звуки английского языка как изолированно, так и в потоке речи; правильно оформлять речь интонационно установления сходства и различий в произнесении звуков в русском и английском языках; формирование фонематического слуха, овладение техникой произнесения иноязычных в процессе говорения и чтения; распознавание и употребление в речи лексических единиц; распознавание букв английского алфавита, буквосочетаний
формирование правил чтения и правописания; распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций
Содержательный компонент методики
Этапы формирования предметных умений
Этап безупречного произношения: умение воспроизводить требуемую фонему изолированно или в простейших слогах, постепенная автоматизация этого умения, его превращение в стойкий навык.
Импринтинг: накопление словарного запаса.
Транскрипция: умение воспроизводить требуемую букву и ее звук, умение на письме изображать заданные буквы, чтение слов, словосочетаний и их транскрипции.
Этап интенсивного чтения: закрепление чтения транскрипции, усвоение правил чтения, и разнообразные виды работы с текстом.
Инструментальный компонент методики
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый.
Средства: учебная литература, методическая литература, дидактический материал: карточки, схемы, таблицы, тесты, иллюстративный материал: плакаты, иллюстрации, фотографии, компьютер, интерактивная доска, аудио и видео диски.
▼
Результативный компонент методики
Результат: сформированность предметных умений:
- умение читать про себя слова и предложения, включающие изученный материал,
- умение читать про себя понимая смысл предложения
- умение свободного чтения вслух адаптированных текстов с правильным произношением
- умение адекватно произносить и различать на слух все звуки английского языка,
- умение вести читательский дневник на английском языке;
- умение систематизировать слова по тематическому признаку
- умение найти нужную информацию в тексте за короткий промежуток времени
Рис. 1. Методика обучения чтению младших школьников на уроках английского языка
III этап - «Транскрипция», предполагается начать обучение чтению с изучения транскрипции звука, слова, фразы и только потом перейти к правилам чтения и их исключениям. Выполняя упражнения в рабочей тетради, читая небольшие тексты в «учебнике», слушая аудиозаписи мы путешествуем по стране «Осени», «Зимы», «Весны» и «Лета»: поем песни, преодолеваем препятствия Снежной королевы для того, чтобы на всю жизнь запомнить волшебные значки транскрипции, научиться читать и писать.
IV этап - «Этап интенсивного чтения» предусматривает закрепление чтения транскрипции, усвоение правил чтения, и разнообразные виды работы с текстом.
Модуль работы с текстом:
1. Поставить предложения по порядку;
2. Ответить на вопросы;
3. Выбрать соответствующую пару предложений;
4. Выбрать одну информацию из нескольких;
5. Выбрать необходимую информацию;
6. Заполнить пропуски;
7. Перефразировать (сказать другими словами);
8. Собрать текст;
9. Пересказать текст от другого лица;
10. Дописать конец рассказа;
11. Написать о своем опыте.
Анализ результатов эксперимента показал, что после реализации методики обучения чтению на уроках английского языка в экспериментальной группе произошли значительные изменения: возросло количество учащихся с высоким и средним уровнем, при этом значительно уменьшилось количество учащихся с низким уровнем. В контрольной группе количество учащихся с высоким, средним, низким уровнем предметных умений практически не изменилось.
Это доказывает, что разработанную методику обучения чтению на уроках английского языка, можно считать эффективным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками // Иностранные языки в школе 1986. №2. С. 31-33.
2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18 - 22.
3. Васильева Т. Г. Типологизация методов обучения технике чтения на английском языке учащихся младших классов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №76-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologizatsiya-metodov-obucheniya-tehnike-chteniya-na-angliyskom-yazyke-uchaschihsya-mladshih-klassov (дата обращения: 22.08.2018).
4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: М.: Глосса, Москва, 2000.
5. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностранным языком / А.А. Деркач, С.Ф. Щербак. Москва : Педагогика. 1991.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология : Учеб.пособие. Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1997.
7. Зимняя И.А. Психология обучения иностранных языкам. М.: Просвещение,1995.
8. Кемаева С. В. Понимание текста как один из аспектов развивающего обучения // Вестник МГУ. 1994. №4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ponimanie-teksta-kak-odin-iz-aspektov-razvivayuschego-obucheniya (дата обращения: 22.08.2018).
9. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учеб. пособие / В.М.Филатов, В.П.Белогрудова, Т.Е.Исаева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
10. Нужа И. В., Щемелева И. Ю. Обучение письму через чтение в курсе английского языка для академических целей // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-pismu-cherez-chtenie-v-kurse-angliyskogo-yazyka-dlya-akademicheskih-tseley (дата обращения: 22.08.2018).
11. Пифо Г.Э. Ситуации как поводы для языковой коммуникации на начальной ступени обучения английскому языку (Методика преподавания иностранного языка за рубежом) / Под ред. Беляева Н. 1999. С. 388-396.
12. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях (пособие для учителей и студентов педагогических вузов) / Г.В Рогова. М.: Просвещение, 2000. С. 47-56.
13. Савченко Г.А. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка. М.: Изд-во Панорама, 2006. 62 с.
14. Скрипченко В.М. Системы и системность в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2002. С.80-83.
15. Sergeeva B.V., Trofimtsova O.S. Techniques of speech activity of younger school students // Modern European Researches. 2017. № 1. C. 135-143.
REFERENCES
1. Amonashvili Sh.A. Psychological features of mastering the second language by younger schoolchildren. Foreign languages iin school. 1986. no. 2. pp. 31-33. (in Russian)
2. Asmolov A.G. System-activity approach to the development of new generation standards. Pedagogy. 2009. № 4. P. 18 - 22. (in Russian)
3. Vasilieva T.G. Typologization of methods of teaching reading technique in English of students of lower grades. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science. 2008. no. 76-2. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/tipologizatsiya-metodov-obucheniya-tehnike-chteniya-na-angliyskom-yazyke-uchaschihsya-mladshih-
klassov (accessed 22 August 2018). (in Russian)
4. Gal'skova N.D. Modern methods of teaching foreign languages: Moscow: Glossa, Moscow, 2000. (in Russian)
5. Derkach A.A., Shcherbak S.F. Pedagogical Heuristics: The Art of Mastering a Foreign Language / A.A. Derkach, S.F. Shcherbak. Moscow: Pedagogy. 1991. (in Russian)
6. Winter I.A. Pedagogical psychology: Textbook. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 1997. (in Russian)
7. Winter I.A. Psychology of teaching foreign languages. Moscow, Education Publ., 1995. (in Russian)
8. Kemaeva S. V. Understanding the text as one of the aspects of developmental learning. Mordovia university bulletin, 1994. no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ponimanie-teksta-kak-odin-iz-aspektov-razvivayuschego-obucheniya (accessed 22 August 2018). (in Russian)
9. Methods of teaching foreign languages in primary and basic secondary schools: Proc. allowance / V.M. Filatov, V.P.Belogrudova, T.E. Isaeva. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2004. (in Russian)
10. Nuzha I.V., Schemeleva I.Yu. Learning a letter through reading in the English language course for academic purposes. Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and Social Sciences. 2013. no. 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-pismu-cherez-chtenie-v-kurse-angliyskogo-yazyka-dlya-akademicheskih-tseley (accessed 22 August 2018). (in Russian)
11. Pifo G.E. Situations as grounds for language communication at the initial stage of teaching English (Methodology of teaching a foreign language abroad), Ed. Belyaeva N. 1999. pp. 388-396. (in Russian)
12. Rogova G.V. Methodology of teaching English at the initial stage in general education institutions (manual for teachers and students of pedagogical universities) / G.V. Rogova. Moscow, Enlightenment Publ., 2000. pp. 47-56. (in Russian)
13. Savchenko G.A. Development of communication skills in English classes. Moscow, Publ. Panorama, 2006. 62 pp. (in Russian)
14. Skripchenko V.M. Systems and systems in teaching foreign languages. Foreign languages in school, 2002. pp. 80-83. (in Russian)
15. Sergeeva B.V., Trofimtsova O.S. Techniques of speech activity of young school students. Modern European Researches. 2017. No. 1. C. 135-143.
Информация об авторах Сергеева Бэлла Владимировна
Information about the authors
Bella V. Sergeeva
(Russia, Krasnodar) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Methods of Primary Education Kuban State University E-mail: [email protected]
(Россия, Краснодар)
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
и методики начального образования Кубанский государственный университет
E-mail: [email protected]
Беляева Ирина Витальевна
(Россия, Краснодар) Магистр по программе подготовки "Педагогическое образование" Кубанский государственный университет E-mail: [email protected]
Irina V. Belyaeva
(Russia, Krasnodar)
Master in Training Program
"Teacher Education" Kuban State University
E-mail: [email protected]