Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ: ОБЗОР ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

РАЗВИТИЕ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ: ОБЗОР ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие самостоятельности / автономность / развитие навыка самостоятельности / преемственность ступеней обучения / готовность к самостоятельности / development of independence / autonomy / independence skills / continuity of educational levels / readiness for autonomy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жукова Виктория Александровна

В статье на основе анализа диссертационных исследований рассматривается развитие навыка самостоятельности студентов первого курса. Исследуется состояние изученности темы и анализируются требования к первокурсникам. Отмечено, что основным инструментом формирования самостоятельности обучающихся является внедрение инициатив и научных мероприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жукова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE SKILLS IN FIRST-YEAR STUDENTS: REVIEW OF DISSERTATION RESEARCH

In article, based on the analysis of dissertation research, the independence skills of 1st year students are required. The state of knowledge of the topic is examined and the needs of first-year students are analyzed. It is noted that the main principle of developing student independence is the introduction of initiatives and extracurricular activities

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ: ОБЗОР ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»



JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

УДК 378.881.111.1

РАЗВИТИЕ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ: ОБЗОР ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE SKILLS IN FIRST-YEAR STUDENTS: REVIEW OF DISSERTATION RESEARCH

АННОТАЦИЯ

В статье на основе анализа диссертационных исследований рассматривается развитие навыка самостоятельности студентов первого курса. Исследуется состояние изученности темы и анализируются требования к первокурсникам. Отмечено, что основным инструментом формирования самостоятельности обучающихся является внедрение инициатив и научных мероприятий.

Ключевые слова: развитие самостоятельности, автономность, развитие навыка самостоятельности, преемственность ступеней обучения, готовность к самостоятельности.

ABSTRACT

In article, based on the analysis of dissertation research, the independence skills of 1st year students are required. The state of knowledge of the topic is examined and the needs of first-year students are analyzed. It is noted that the main principle of developing student independence is the introduction of initiatives and extracurricular activities.

Keywords: development of independence, autonomy, independence skills, continuity of educational levels, readiness for autonomy.

Виктория

Александровна

ЖУКОВА,

соискатель кафедры иноязычного образования Института международного образования, Московский педагогический государственный университет (МПГУ)

va.zhukova@mpgu.su

Viktoriia

Alexandrovna

ZHUKOVA,

Applicant of the Department of Foreign Language Education of the Institute of International Education of the Moscow Pedagogical State University (MPSU)

va.zhukova@mpgu.su

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Введение

В современном быстро меняющемся мире способность быть независимым и самостоятельным все чаще признается жизненно важным навыком для достижения успеха в различных сферах жизни, включая сферу обучения. Это особенно актуально для студентов первого курса университета, поскольку осуществляется переход от структурированной среды средней школы к более автономному и требовательному миру высшего образования. И развитие навыков независимости у этих студентов имеет решающее значение для их адаптации к условиям университета и общего личностного и академического роста. Концепция независимости охватывает различные аспекты, включая развитие самостоятельности и развитие навыков, которые позволяют студентам ориентироваться в трудностях университетской жизни. Самостоятельность относится к способности принимать решения, проявлять инициативу и действовать независимо, в то время как развитие навыков независимости предполагает приобретение необходимых компетенций для эффективного функционирования в условиях образовательной среды.

Уровень знаний о развитии навыков самостоятельности у студентов первого курса является областью постоянных исследований. Понимание факторов, способствующих развитию независимости у студентов, необходимо для осуществления их поддержки в данный переходный период и обогащения их общего образовательного опыта.

Цель данной научной статьи - внести вклад в существующую совокупность знаний путем изучения существующих научных исследований в данной области, и определить требования, предъявляемые к студентам первого курса в связи с их самостоятельной деятельностью в университете. Исследуя концепции развития независимости, самостоятельности и формирования навыков автономности, данное исследование направлено на освещение того, как студенты первого курса могут наилучшим образом адаптироваться к новой среде и условиям открывшейся перед ними образовательной среды.

Развитие навыка самостоятельности первокурсников

Успех в учебе у будущего специалиста в вузе во многом связан с качеством и продол-

жительностью процесса адаптации студента на первых курсах обучения, а также от того, как студент овладевает знаниями и навыками, нужными для его успешного функционирования в студенческой среде, помимо получаемых знаний по специальности. В учебное заведение поступают студенты с разным уровнем самоорганизации и различной мотивацией. Большинству студентов на первых этапах получения высшего образования потребуется помощь и поддержка, оказание которых и зависит от содержания организационных форм, направленных на самоорганизацию студентов в процессе самостоятельной образовательной деятельности [6]. Так, анализируя магистерское диссертационное исследование О.Л. Елгаскиной на тему - «Адаптация первокурсников к условиям вуза в процессе внеучебной деятельности», необходимо отметить, что в работе особое внимание уделяется именно внеклассной деятельности первокурсников, как фактору формирования самостоятельности и автономности [3].

В исследовании было установлено как первокурсники адаптируются к новой среде и условиям университета посредством внеклассной деятельности. В работе исследуется роль этих видов деятельности в развитии навыков независимости, которые необходимы учащимся для общего роста и успеха в учебе. Навыки независимости определяются как способности студентов проявлять инициативу, принимать решения, решать проблемы и действовать автономно в различных сферах университетской жизни. Методика исследования, используемая в диссертации, предполагает сочетание качественного и количественного подходов. Опросы, интервью и анализ документов проводятся для сбора информации от различных заинтересованных сторон, таких как первокурсники, учителя и руководители внешкольных организаций. Это позволяет получить исчерпывающее представление о формировании у студентов навыков самостоятельности и о влиянии внеклассной деятельности на их адаптацию к университетской жизни. Также в научно-исследовательской работе рассматриваются требования к первокурсникам в связи с их самостоятельной деятельностью в университете. Это включает изучение таких факторов, как тайм-менеджмент, постановка целей, самодисциплина и самомотивация. Понимание этих требований необходимо для разработки эффективных стра-

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

тегий и вмешательств, которые могут поддержать студентов в процессе адаптации и помочь им развить необходимые навыки независимости. Как способы развития самостоятельности у студентов 1 курса автор предлагает рассматривать: информационные встречи студентов, организацию мероприятий, составление спортивных программ; организация групп волонтеров. Внимание уделяется постановке трудных задач, способствующей активизации познавательной и мыслительной активности, а также развитию навыков автономности.

Решая эти исследовательские задачи, данное диссертационное исследование стремится предоставить ценную информацию, практические рекомендации и потенциально внести вклад в разработку мероприятий и программ, способствующих самостоятельному росту и успеху студентов первого курса в университетских условиях. В конечном счете усиление формирования навыков самостоятельности у этих студентов может позволить им преуспеть в академическом, личностном и профессиональном плане, заложив прочную основу для их будущих начинаний.

Диссертационное исследование Шамсии Рабадановой исследует развитие академической независимости у студентов вузов с помощью модели управления уровнем. Целью исследования является повышение качества самостоятельной работы учащихся путем включения двумерной структуры развития в трехуровневую модель управления [12]. Гипотеза, выдвинутая в исследовании, подтверждается полученными результатами. Исследование направлено на развитие управленческих уровней самостоятельной работы как основы профессиональной компетентности студентов. Это достигается за счет сложного коммуникативного воздействия и консультирования по развитию. Кроме того, для контроля успеваемости учащихся используется рейтинговая система. В заключении исследования отмечается, что в контексте меняющейся образовательной политики очень важно поощрять независимых и ответственных людей. Необходимо выработать адекватные формы и средства управления учебным процессом, уделяя особое внимание способности педагога устанавливать предметно-предметные и межличностные отношения с учащимися.

В диссертационном исследовании И.М. Власовой «Организация внеаудиторной самостоятельной работы с использованием дистанцион-

ных технологий», автор подчеркивает важность самостоятельной работы для развития самостоятельности и самоопределения учащихся [1]. Автор предлагает комплексную структуру организации самостоятельной работы с использованием дистанционных технологий с учетом различных факторов, таких как цели и задачи самостоятельной работы, роль педагога и использование соответствующих технологических средств. Исследование подчеркивает преимущества удаленных технологий, такие как повышенная гибкость, доступность и возможность предоставлять индивидуальные рекомендации и обратную связь, для облегчения самостоятельной работы. В своей работе Власова И.М. дает ценную информацию об эффективной организации самостоятельной внеурочной работы с использованием дистанционных технологий, способствующих развитию автономии и самоопределения обучающихся.

Дубровин Д.Н. в своем исследовании рассматривает психологическую адаптацию студентов 1 курса как решающий фактор в процессе индивидуального самоопределения учащихся, формирования самостоятельности [2]. Дубровин исследует, как психологическая адаптация влияет на способность студентов развивать автономию и принимать независимые решения. В исследовании анализируются различные психологические факторы, влияющие на адаптацию, такие как самооценка, уверенность в себе, мотивация и стратегии выживания. Диссертационное исследование подчеркивает важность создания благоприятной среды для психологической адаптации студентов, для создания данной среды Дубровин предлагает применять стратегии консультирования, наставничества и создания позитивной учебной среды. Кроме того, в исследовании признается важность образовательной среды для поощрения автономии и самоопределения учащихся. Дубровин считает, что создание благоприятной атмосферы, способствующей активному участию в процессах принятия решений, развития чувства принадлежности, является неотъемлемой частью поощрения автономии среди учащихся. Обе вышеописанные диссертации подчеркивают важность поощрения самостоятельности и независимости среди студентов. В то время как Власова сосредотачивается на применении дистанционных технологий, Дубровин рассматривает психологическую адаптацию как фактор самоопределения.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Ершова Н.Г. в своей научно-исследовательской работе «Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов-первокурсников к учебной деятельности в ИФК» [4], и Инкина О.Н. «Развитие самообразовательной деятельности студентов вуза в процессе обучения как условие повышения качества их подготовки», рассматривают процесс формирования самостоятельности студентов 1 курса в контексте образования [5].

Ершова Н.Г. исследует педагогические условия, необходимые для облегчения процесса адаптации первокурсников. Инкина О.Н. подчеркивает важность благоприятной учебной среды, эффективного общения и индивидуального подхода, которые помогают студентам адаптироваться и преуспевать в учебе. Автор подчеркивает, что для повышения качества подготовки учащихся решающее значение имеет самообразовательная деятельность, что также является подвидом самостоятельной деятельности обучающихся. При анализировании данных диссертаций можно отметить, что каждый из авторов подчеркивает важность независимости в образовательном процессе. Данные работы помогают нам понять, как учителя могут эффективно направлять и расширять возможности студентов в период их ранней академической практики.

В диссертационном исследовании Лыча-гиной И.Н. автор исследует понятие адаптации и предлагает аксиологический подход к облегчению процесса адаптации. Автор утверждает, что развитие самостоятельности имеет важное значение для успешной адаптации к университетской среде, и выдвигает несколько условий, способствующих этой независимости [8]:

1. Создание благоприятной учебной среды. Лычагина И.Н. предлагает, чтобы университеты создавали атмосферу открытости, уважения и признания. Это включает в себя поощрение позитивных отношений между студентами, а также между студентами и преподавателями, а также предоставление ресурсов для академической и личной поддержки.

2. Поощрение постановки целей и саморефлексии. Важна помощь учащимся в определении своих ценностей, целей и стремлений. Направляя их в постановке значимых задач и поощряя регулярное саморефлексию, университеты могут дать студентам возможность направлять их учебный путь.

3. Поощрение активного обучения и участия. Автор предлагает университетам поощрять стратегии активного обучения, которые вовлекают студентов в учебный процесс. Это включает в себя интерактивные лекции, групповые обсуждения, мероприятия по решению проблем и совместные проекты. Такие подходы способствуют критическому мышлению, сотрудничеству и самообучению.

4. Предоставление возможностей для принятия решений и автономии. Личагина предлагает, чтобы университеты предлагали студентам возможности принимать решения и нести ответственность за свои академические и личные предпочтения. Это может быть достигнуто путем вовлечения студентов в процессы принятия решений, продвижения независимых исследовательских проектов и предоставления возможностей для выполнения руководящих ролей.

Точно так же рассуждает Надеева Н.В. в своей научно-исследовательской работе «Развитие познавательной самостоятельности студентов педагогического колледжа как основа повышения качества профессиональной подготовки» [10]. Автор предлагает следующие условия, способствующие формированию самостоятельности учащихся:

1. Активное обучение и поощрение критического мышления. Надеева Н.В. подчеркивает важность вовлечения студентов в активную учебную деятельность, которая стимулирует навыки критического мышления. Это включает в себя представление сложных задач, которые побуждают студентов подвергать сомнению гипотезы, анализировать данные и принимать решения, основанные на доказательствах.

2. Создание благоприятной и инклюзивной учебной среды. Создание позитивной и инклюзивной среды в группе важно для независимости учащихся. Это включает в себя оценку уникальных взглядов студентов, развитие культуры взаимного уважения и обеспечение безопасного пространства для интеллектуальных исследований.

3. Саморегуляция и развитие метакогни-тивных навыков. По словам Надеевой Н.В., учащихся следует обучать стратегиям саморегуляции и метапознания, таким как постановка целей, планирование, отслеживание собственного прогресса в обучении и размышления о своем опыте обучения. Эти навыки позволяют студентам контролировать процесс обучения и стать независимыми студентами.

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

4. Предоставление возможностей для самостоятельных исследований и проектов. Автор подчеркивает преимущества привлечения студентов к исследовательским проектам и самостоятельным занятиям. Это позволяет студентам исследовать свои интересы, развивать критические исследовательские навыки и брать на себя ответственность за результаты обучения.

В своих диссертационных исследованиях и Осипов Е.А., и Хусаинова Р. Р. уделяют особое внимание процессу адаптации и тому, как он влияет на развитие самостоятельности у студентов-первокурсников в университетских условиях [11]. Хотя конкретные детали могут варьироваться в зависимости от отдельных работ, общие подходы, принятые обоими авторами, можно резюмировать следующим образом: Осипов Е.А. рассматривает организационные и педагогические условия, которые способствуют адаптации студентов к университетскому образованию посредством внеклассных мероприятий. Автор подчеркивает важность создания благоприятной и инклюзивной среды, способствующей активному участию студентов за пределами формальной обстановки в классе. Предоставляя студентам возможность принимать участие в различных внеклассных мероприятиях, университеты могут способствовать развитию независимости и личностного роста среди своих студентов [13].

Хусаинова Р.Р. исследует роль группооб-разующих мероприятий в содействии адаптации студентов к условиям обучения в педагогическом вузе. Она предполагает, что групповые мероприятия могут помочь первокурсникам развить самостоятельность, способствуя социальному взаимодействию, поддержке сверстников и совместному обучению. Благодаря групповым проектам, дискуссиям и командной работе студенты могут улучшить свои навыки решения проблем и общения, а также обрести уверенность в своих способностях работать автономно. Работы предполагают, что, включив внеклассные мероприятия и инициативы по формированию групп в образовательный процесс, университеты могут способствовать развитию самостоятельности у студентов первого курса, что в итоге повысит их адаптацию и общую успеваемость в учебе.

В зарубежной литературе встречается термин «self-directed learning», что означает «самостоятельное обучение». Данный термин описывает

способность к автономии учащихся, как важного компонента взросления, а также обучение предполагает, что опыт учащихся становится все более богатым ресурсом обучения, который следует использовать наряду с ресурсами экспертов. Самостоятельное обучение предполагает, что люди становятся готовыми изучать то, что требуется для выполнения их развивающейся жизненной задачи или для более адекватного решения своих жизненных проблем. Также предполагается, что учащиеся мотивированы внутренними стимулами, такими как самооценка [14].

На данный момент во многих учебных заведениях присутствует гибридное обучение, когда сочетается очное и дистанционное проведение занятий. В таком формате обучения мотивационная составляющая выражена достаточно сильно, так как предполагается понимание необходимости много работать самостоятельно и принятие студентами ответственности за результаты обучения. Необходимо отметить, что успешная познавательная деятельность базируется на тщательно организованной самостоятельной работе. Несмотря на идею большого количества времени, отведенного на самостоятельную работу учащихся, преподаватель является ключевой фигурой, так как он планирует и организует обучение слушателей, консультирует их в процессе изучения материала, контролирует выполнение заданий и проводит тестирование для выявления результатов прохождения курса и степени освоения материала учащимися самостоятельно [9].

Одним из условий, определяющих эффективность самостоятельной работы в дистанционном или гибридном формате обучения, является знание того, как надо работать с инструментами, которые преподаватель использует для организации обучения и подачи материала. Рассмотрим пятикомпонентную структуру деятельности Н.В. Кузьминой, которая состоит из пяти блоков умений и навыков самостоятельной работы студентов: гностические, проектировочные, конструктивные, организационные и коммуникативные [7].

Гностические умения представляют собой умения, связанные с процессом изучения и усвоения информации: умение использовать поисковые системы, анализировать источники учебного материала, выделять связи между фактами и изучаемыми понятиями, изображать информацию графически, умение обобщать и критически вос-

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

принимать предлагаемый материал. Умения проектирования связаны с целеполаганием самостоятельной деятельности: умение формулировать цели и выбирать объем и темп самостоятельной работы, способность формулировать, к каким результатам и с помощью каких инструментов самообразования можно достичь поставленных целей, умение выделять этапы выполнения задания. Конструктивные определяется способностью учащихся к систематизации содержания, сохранению логики и последовательности выполнения различных видов самостоятельной учебной работы: умение конспектировать кратко, выделяя главное в прочитанном или услышанном материале, составлять план полученной информации или выступления на вебинаре, делать выводы на основании своего или прослушанного выступления, соблюдать технические требования к оформлению материала, соблюдение правил хранения и распространения информации в сети Интернет. В блок умений, связанных с организацией, можно отнести умение тайм-менеджмента, организации рабочего места, организации места работы с информацией в сети Интернет, организовывать свою самостоятельную деятельность так, чтобы приобретенные умения и навыки можно было использовать в дальнейшем в процессе обучения и профессиональной деятельности. Коммуникативные умения связаны с созданием и реализацией общения в условиях самостоятельной работы: умение формулировать и высказывать оценочные суждения, аргументируя их, умение задавать вопросы во время вебинара, умение поддерживать общение с коллегами и преподавателями в условиях дистанционного или гибридного обучения.

По сравнению с традиционным обучением, при дистанционном или гибридном обучении роль самостоятельной работы значительно возрастает. Возникает необходимость в создании и использовании новых мультимедийных информационных образовательных технологий для развития навыков самостоятельности, что

в дальнейшем приведет к самореализации личности. Чтобы быть эффективным, внедрение технологий в высшем учебном заведении, должно опираться на хорошо сформированные ранее умения и навыки самостоятельной работы, а с другой стороны, именно такая форма организации обучения предполагает их дальнейшее развитие и становление самостоятельности как черты личности.

Заключение

Самостоятельный учащийся несет ответственность за свои собственные результаты и прогресс в обучении как автономная личность. Все рассмотренные ранее аспекты и особенности самостоятельности в целом, и особенно самостоятельности в процессе обучения, приводят к значительному последствию в виде ценностной установки у обучающегося. Вышеупомянутые компоненты ответственности, а также их элементы, способствующие развитию самостоятельного обучения, будут полезными для каждого преподавателя, заинтересованного в развитии своих учеников как самостоятельных личностей, а также заинтересованного адаптации студентов первого курса к новому для них формату обучения в высшем учебном заведении. Автономия рассматривается как смысловая, философская, психологическая, социологическая категория, а также как одна из теории, практики и развития образования [15]. Таким образом, как можно отметить, научных точек зрения на развитие самостоятельности студентов 1 курса, их автономии и независимости достаточно большое количество. Но большинство работ посвящено использованию внеклассных мероприятий, который способствуют развитию навыков самостоятельности. В изучении темы формирования навыков самостоятельности у студентов недостаточно исследований проведено непосредственно в процессе обучения, а также с использованием образовательных интернет-технологий.

Литература

1. Власова И.М. Организация внеаудиторной самостоятельной работы с использованием дистанционных технологий: автореф. дис. канд. пед. наук. Москва, 2019. 24 с.

2. Дубровин Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: авто-реф. дис. канд. психол. наук. Москва, 2020. 48 с.

3. Елгаскина О.Н. Адаптация первокурсников к условиям вуза в процессе внеучебной деятельности: дис. канд. пед. наук. Тольятти, 2018. 231 с.

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

4. Ершова Н.Г. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов-первокурсников к учебной деятельности в ИФК: дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2019. 170 с.

5. Инкина О.Н. Развитие самообразовательной деятельности студентов вуза в процессе обучения как условие повышения качества их подготовки: автореф. дис.канд. пед. наук. Новосибирск, 2018. 23 с.

6. Карамбиров В.А. Внешние и внутренние факторы формирования готовности студентов к самоорганизации в процессе самостоятельной работы в вузе // Теория и практика общественного развития. 2014. № 7. C. 62-65.

7. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. М.: Народное образование, 2002. С. 7-52.23).

8. Лычагина И.Н. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе на основе аксиологического подхода: автореферат дис. кандидата педагогических наук. Челябинск, 2017. 23 с.

9. Милованова Г.В., Рыбакова А.И., Фомина С.Н. Готовность студентов к самостоятельной работе в условиях дистанционного обучения // Вестник Академии права и управления. 2015. № 3(40). С. 163-174.

10. Надеева Н.В. Развитие познавательной самостоятельности студентов педагогического колледжа как основа повышения качества профессиональной подготовки: дис. канд. пед. наук. Казань, 2020. 95 с.

11. Осипов Е.А. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к обучению в вузе в процессе внеучебной деятельности: дис. канд. педагогических наук. Москва, 2022. 128 с.

12. Рабаданова Ш.Р. Развитие учебной самостоятельности студентов вуза на уровневой основе управления: дис. канд. пед. наук. Москва, 2017. 151 с.

13. Хусаинова Р.Р. Адаптация студентов к условиям образования в педагогическом вузе посредством группообразующей деятельности: автореферат дис. кандидата педагогических наук. Киров, 2020. 118 с.

14. Ciechanowska D. Self-directed learning, Proba konceptualizacji pojCcia na gruncie edukacji dorosiych Rocznik Andragogiczny. Plock. 2009, p. 56. - URL: https://depot.ceon.pl/bitstream/handle/123456789/ 5936/Student%20Responsibility%20In%20Deep%20Learning.pdf?sequence=1 (data obrashcheniya 10.10.2023).

15. ChanockK. Autonomy and responsibility: same or different? hb Proceedings of the Independent Learning Conference 2003, Published 20 September 2004. - URL:https://www.independentlearning.org/uploads/ 100836/ila03_chanock.pdf (дата обращения 10.10.2023).

References

1. Vlasova I.M. Organizatsiya vneauditornoy samostoyatel'noy raboty s ispol'zovaniyem distantsionnykh tekhnologiy: avtoref. dis. kand. ped. nauk. Moskva, 2019. 24 p.

2. Dubrovin D.N. Psikhologicheskaya adaptatsiya kak faktor lichnostnogo samoopredeleniya: avtoref. dis. kand. psikhol. Nauk. Moskva, 2020. 48 p.

3. Yelgaskina O.N. Adaptatsiya pervokursnikov k usloviyam vuza v protsesse vneuchebnoy deyatel'nosti: dis. kand. ped. nauk. Tol'yatti, 2018. 231 p.

4. Yershova N.G. Pedagogicheskiye usloviya aktivizatsii protsessa adaptatsii studentov-pervokursnikov k uchebnoy deyatel'nosti v IFK: dis. kand. ped. nauk. Sankt-Peterburg, 2019. 170 p.

5. Inkina O.N. Razvitiye samoobrazovatel'noy deyatel'nosti studentov vuza v protsesse obucheniya kak usloviye povysheniya kachestva ikh podgotovki: avtoref. dis.kand. ped. nauk. Novosibirsk, 2018. 23 p.

6. Karambirov V.A. Vneshniye i vnutrenniye faktory formirovaniya gotovnosti studentov k samoorganizatsii v protsesse samostoyatel'noy raboty v vuze. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya, 2014, no. 7, pp. 62-65.

7. Kuz'mina N.V. Ponyatiye «pedagogicheskoy sistemy» i kriterii yeye otsenki // Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya. M.: Narodnoye obrazovaniye, 2002. Pp. 7-52.

8. Lychagina I.N. Adaptatsiya studentov mladshikh kursov k obucheniyu v vuze na osnove aksiologicheskogo podkhoda: avtoreferat dis. kandidata pedagogicheskikh nauk. Chelyabinsk, 2017. 23 p.

9. Milovanova G. V., Rybakova A.I., Fomina S.N. Gotovnost' studentov k samostoyatel'noy rabote v usloviyakh distantsionnogo obucheniya. Vestnik Akademii prava i upravleniya, 2015, no. 3(40), pp. 163-174.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

10. Nadeyeva N.V. Razvitiye poznavatel'noy samostoyatel'nosti studentov pedagogicheskogo kolledzha kak osnova povysheniya kachestva professional'noy podgotovki: dis. kand. ped. nauk. Kazan', 2020. 95 p.

11. Osipov YeA. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya adaptatsii studentov k obucheniyu v vuze v protsesse vneuchebnoy deyatel'nosti: dis. kand. pedagogicheskikh nauk. Moskva, 2022. 128 p.

12. Rabadanova Sh.R. Razvitiye uchebnoy samostoyatel'nosti studentov vuza na urovnevoy osnove upravleniya: dis. kand. ped. nauk. Moskva, 2017. 151 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Khusainova R.R. Adaptatsiya studentov k usloviyam obrazovaniya v pedagogicheskom vuze posredstvom gruppoobrazuyushchey deyatel'nosti: avtoreferat dis. kandidata pedagogicheskikh nauk. Kirov, 2020. 118 p.

14. Ciechanowska D. Self-directed learning, Proba konceptualizacji pojCcia na gruncie edukacji dorosiych Rocznik Andragogiczny. Plock. 2009, p. 56. - URL: https://depot.ceon.pl/bitstream/handle7123456789/ 5936/Student%20Responsibility%20In%20Deep%20Learning.pdf?se quence=1 (data obrashcheniya 10.10.2023).

15. Chanock K. Autonomy and responsibility: same or different? l-b Proceedings of the Independent Learning Conference 2003, Published 20 September 2004. - URL:https://www.independentlearning.org/ uploads/100836/ila03_chanock.pdf (дата обращения 10.10.2023).

Статья поступила в редакцию 01.12.2023; принята к публикации 26.12.2023.

The article was submitted 01.12.2023;

accepted for publication 26.12.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author read

and approved the final version

of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.