Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ШКОЛ НА КАФЕДРЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 70-90-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА'

РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ШКОЛ НА КАФЕДРЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 70-90-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / ДОСУГ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРА ДЕТСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сукало Александр Александрович

В статье рассматриваются вопросы использования научного потенциала, накопленного на кафедре социально-культурной деятельности в 70-90-е гг., в современных социокультурных практиках. Научные исследования в области педагогической и прикладной культурологии, социокультурного проектирования, самореализации личности, технологий социальной защиты и социокультурной реабилитации, профилактики девиантного поведения молодежи в сфере досуга, культуры семьи и детства и ряда других заложили основания Ленинградской - Санкт-Петербургской научной школы социально-культурной деятельности. Необходимость востребования результатов исследований данной проблематики обусловлена потребностью в научно-методическом и технологическом обеспечении современных социокультурных практик, развитии теории и методики социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сукало Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC SCHOOLS AT THE DEPARTMENT OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY IN THE 70-90S OF THE XX CENTURY

The article deals with the use of the accumulated scientific potential at the Department of social and cultural activities in the 70-90s in modern socio-cultural practices. Research in the field of educational and applied cultural studies, socio-cultural design, self-realization, technology, social protection and social rehabilitation, prevention of deviant behavior of youth in the field of leisure, culture, family, and childhood and other laid the Foundation of the Leningrad - St. Petersburg scientific school of socio-cultural activities. The need to demand the results of research on this issue is due to the need for scientific, methodological and technological support for modern socio-cultural practices, the development of the theory and methodology of the SCD.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ШКОЛ НА КАФЕДРЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 70-90-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА»

УДК 374.7:378.1"197/199'

А. А. Сукало

Развитие научных школ на кафедре социально-культурной деятельности в 70-90-х годах ХХ века

В статье рассматриваются вопросы использования научного потенциала, накопленного на кафедре социально-культурной деятельности в 70-90-е гг., в современных социокультурных практиках. Научные исследования в области педагогической и прикладной культурологии, социокультурного проектирования, самореализации личности, технологий социальной защиты и социокультурной реабилитации, профилактики девиантного поведения молодежи в сфере досуга, культуры семьи и детства и ряда других заложили основания Ленинградской - Санкт-Петербургской научной школы социально-культурной деятельности. Необходимость востребования результатов исследований данной проблематики обусловлена потребностью в научно-методическом и технологическом обеспечении современных социокультурных практик, развитии теории и методики социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, педагогические практики, досуг, самореализация личности, культура детства.

Aleksandr A. Sukalo

Development of scientific schools at the Department of social and cultral activity in the 70-90s of the XX century

The article deals with the use of the accumulated scientific potential at the Department of social and Guitrai activities in the 70-90s in modern socio-cultural practices. Research in the field of educational and applied cultural studies, socio-cultural design, self-realization, technology, social protection and social rehabilitation, prevention of deviant behavior of youth in the field of leisure, culture, family, and childhood and other laid the Foundation of the Leningrad - St. Petersburg scientific school of socio-cultural activities. The need to demand the results of research on this issue is due to the need for scientific, methodological and technological support for modern socio-cultural practices, the development of the theory and methodology of the SCD.

Key words: socio-cultural activity, pedagogical practices, leisure, personal self-realization, childhood culture.

В формировании модели подготовки специалистов третьего десятилетия ХХ! в. огромное значение обретает интеллектуальный профессиональный ресурс, накопленный за десятилетия научно-исследовательской и педагогической деятельности преподавателей кафедры. Репрезентация наработанных концепций и технологий обретает особый смысл в культурно-информационной защите отечественного социокультурного пространства, востребования аксиологических и

Раздел 1 • Стратегия государственной культурной политики РФ и актуальные проблемы социально-культурной деятельности антропологических ресурсов отечественной культуры. В практику социокультурной деятельности в последние годы активно внедряются заимствованные и довольно поверхностные представления о сути досуга, социального воспитания, которые позиционируют технологии и практики исключительно в развлекательно-гедонистическим контексте, игнорируя его культурно-созидательную сущность, важность которой отстаивал Марк Ариевич Ариарский.

В качестве примера можно привести поистине гениальную репрезентацию Дмитрием Михайловичем Генкиным гриновского культурного кода «Алые паруса» в проекте массового шоу-праздника выпускников школ, получившего признание не только в России, но и как мировое «Самое знаковое событие года». Праздник выпускников получил главную награду в престижном конкурсе Best Event Awards World. Но переоценить его культурно-созидательное и воспитательное значение просто невозможно.

Также в качестве примера можно привести отстаиваемую на протяжении многих лет альтернативную официальной доктрине клубной политики концепцию клуба, продвигавшуюся Геогием Георгиевичем Карповым, Евгенией Ивановной Смирновой, Владимиром Евгеньевичем Триодиным и др. Согласно ей позиционировался приоритет клуба как общности особого типа, обладающей, в чем пришлось сейчас убедиться, огромным социосетевым ресурсом. Только движение «Ротари», играющее огромную роль в формировании мировой стратегии развития, насчитывает по всему миру свыше 26 000 клубов, объединяющих политические, экономические, административные и интеллектуальные элиты большинства государств мира. Формирующиеся в данном и аналогичных клубных движениях нарративы становятся правилами, определяющими мировое общественное мнение по широкому кругу вопросов.

Комментировать роль социальных сетей, имеющих в своей основе клубные коды социальной организации, в контексте современных информационных процессов даже не имеет смысла в силу очевидности и всевозрастающего значения современных информационных процессов.

Широко известны в профессиональном сообществе Санкт-Петербургские школы социокультурного проектирования, прикладной и педагогической культурологии, девиантологии и превентологии подростково-молодежного досуга.

В 1980-90-е гг. на кафедре в контексте перемен в общественной жизни того периода было инициировано развитие новых научных

Section 1 • Strategy of State cultural policy of the Russian Federation and current problems of social and cultural activity направлений, опирающихся на теоретико-методологические основания социально-культурной деятельности: прикладная и педагогическая культурология. Новое теоретическое осмысление существующих тенденций развития и социокультурных практик, апробация идей на многочисленных международных и российских конференциях завершилось научным признанием разрабатываемых кафедрой концепций в качестве новой научной специальности с шифром 24.00.04 «Прикладная культурология» и утверждением статуса «Педагогической культурологии» Академией педагогических наук Российской Федерации, присвоением заведующему кафедрой, профессору М. А. Ариарскому звания член-корреспондент Академии педагогических наук Российской Федерации.

Социально-культурное проектирование как новую технологию в данный период разрабатывали профессора кафедры Григорий Михайлович Бирженюк и Александр Петрович Марков. Проведя многочисленные исследования, сопряженные с внедрением проектных технологий в социокультурную практику большинства регионов Российской Федерации, авторы, без преувеличения, изменили и оптимизировали подходы к разработке и реализации региональных стратегий культурной политики. Труды этих авторов стали классикой социокультурного проектирования и широко используются в подготовке и повышении квалификации кадров социально-культурной сферы.

В данный период оригинальное исследование, инициированное кафедрой, осуществлялось и в области профилактики девиантного поведения, ресоциализации несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы. Реализация на протяжении довольно длительно периода ряда социокультурных проектов с широким участием творческих и спортивных организаций, общественности города, деятелей искусства позволила разработать оригинальную педагогическую технологию, доказавшую свою эффективность.

Но особо необходимо остановиться на недостаточно акцентуированных в современной социально-культурной деятельности концепциях и технологиях, разработанных на кафедре, а также возможностях их научно-практической репрезентации в культурно-досуговых практиках.

Это, прежде всего, концепция самореализации личности, разработанная коллективом преподавателей кафедры (Василий Петрович Лаврентьев, Галина Ефимовна Минскер, Александр Петрович Марков) под руководством Ларисы Георгиевны Брылевой.

Раздел 1 • Стратегия государственной культурной политики РФ и актуальные проблемы социально-культурной деятельности

В настоящее время понятие «самореализация» стало общепринятым научным и даже медийным понятием. Но в начале 70-х гг. ХХ в. оно практически отсутствовало в научном лексиконе. Потребность в глубинном изучении культурно-досуговой и творческой мотивации участников художественной самодеятельности и любительских объединений определила научный поиск в психолого-антропологических основаниях «человека культурного», что привело авторов к констатации категории «самореализация» как универсума, определяющего в значительной степени природу человеческого бытия.

С одной стороны, отталкиваясь, с другой - в антитезе необычайно популярной в тот период пирамиде потребностей А. Маслоу, авторы в сотрудничестве с факультетом психологии Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета осуществили по адаптированной и трудоемкой методике Р. Б. Кеттелла, разработав свою стандартизацию результатов, многолетнее научное исследование, в процессе которого было тестировано более 22 000 респондентов.

Выводы и результаты данного исследования вплоть до настоящего времени выходят далеко за границы официальной научной компетенции кафедры социально-культурной деятельности. Экспериментально выявив и теоретически обосновав основные онтологические типы самореализации человека, осмыслив их особенности в национально-культурном контексте, авторы разработали научно-методологические основания использования социально-культурных технологий не только в досуговых практиках, но и в педагогике досуга и художественного творчества (самореализационный подход), профориентационных практиках, рекламных и PR технологиях, психокоррекционной работе, проектных технологиях.

Итогом многолетней исследовательской работы явились публикации статей и фундаментальные монографии Ларисы Георгиевны Бры-левой «Самореализация личности: онтокультурологический аспект»1 и «Мир взрослого... Культурологическая типология самореализации человека и онтообразовательная реальность»2. Эти монографии с согласия автора имеются в электронных информационных ресурсах кафедры. Несмотря на определенную сложность восприятия студентами и магистрантами без предварительных, соответствующих истории и теории вопроса комментариев, они используются в образовательном процессе, в научных исследованиях различных аспектов социально-культурной деятельности. Так среди научных исследований особый интерес представляет диссертация Кузьминой Олеси Владимировны «Антропологические матрицы рекламы в современной культуре»3.

Section 1 • Strategy of State cultural policy of the Russian Federation and current problems of social and cultural activity

Концепция социально-культурной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья развивалась в рамках научных исследований кафедры Андреем Зиновьевичем Свердловым, на тот период преподавателем-совместителем при Межрегиональном центре реабилитации лиц с проблемами слуха (современное название) в г. Павловске. Им в начале 70-х гг. ХХ в. было инициировано создание драматического театра для лиц молодого возраста с ограниченными возможностями по слуху. Параллельно в это же время исследования по творческой реабилитации инвалидов по зрению осуществлял преподаватель Виталий Зорахович Кантор, защитивший впоследствии докторскую диссертацию по тифлопедагогике, возглавлявший длительное время факультет дефектологии и являющийся в настоящее время проректором по инклюзивному образованию Российского государственного университета им. А.И. Герцена.

Сотрудничество кафедры и коллег из РГПУ им. Герцена привело к осуществлению образовательного проекта для лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе Межрегионального центра реабилитации г. Павловска и констатации задолго до реализации международных конвенций в практике отечественной социальной реабилитации инвалидов приоритета не только в области обеспечения равных возможностей и применения арт-терапевтических практик, но и развития, а также самореализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в качестве равнозначных субъектов социокультурной активности.

В начале 2000-х гг. в данном направлении началось плодотворное сотрудничество с коллегами из Московского государственного института культуры в рамках рабочей группы Министерства труда и социального развития по проекту разработки и внедрения инновационных технологий инкультурации в реабилитационную практику (координатор Юлия Сергеевна Моздокова4). Сотрудничество эффективно продолжается и в настоящее время с кафедрой социально-культурной деятельности МГИК в лице Ольги Юрьевны Мацукевич, Наталии Владимировны Шарковской и другими коллегами.

Концепция пространства семьи и детства как особого социокультурного феномена сформировалась в начале 70-х гг. ХХ в. на кафедре благодаря творческому переосмыслению отечественного опыта клубной работы Станислава Теофиловича Шацкого и коммунарской методики коллективного творческого воспитания (коллективных творческих дел) Игоря Петровича Иванова. (Согласно концепции С. Т. Шацкого, в детских клубах стремились к интенсивному воспитанию через организацию длительно существующих объединений по интересам с

Раздел 1 • Стратегия государственной культурной политики РФ и актуальные проблемы социально-культурной деятельности учетом возраста участников). Замечательный ученый и организатор, доцент кафедры Галина Ильинична Фролова инициировала работу по адаптации наработанного опыта с учетом реалий той поры в практике клубной работы с детьми и подростками. Ее педагогические труды5 явились основанием проектирования новых форм клубной работы с детьми и подростками, в социально-культурную теорию и практику вошел термин «педагогика детско-юношеского досуга».

После преждевременного ухода из жизни Г. И. Фроловой ее дело продолжил Борис Александрович Титов, ставший одним из разработчиков концепции педагогики сотворчества применительно к особому пространству «культуры семьи и детства». Уникальные новаторские идеи получили широкую поддержку региональной и российской научно-педагогической общественности. Научные исследования, творческие проекты, развернутая подготовка кадров по направлениям подготовки «социально-культурная деятельность» и «семейная психология», несмотря на последующие организационные преобразования, сохраняют свою актуальность и в настоящее время. Накопленный кафедрой научно-педагогический опыт может и должен быть переосмыслен и творчески использован в современных социокультурных практиках.

Современные вызовы определяют необходимость разработки новых научно-исследовательских проектов в области социально-культурной деятельности. В качестве основных направлений могут быть обозначены социокультурные аспекты государственной культурной политики. Имеющийся опыт методической проработки концепции, разработанной под эгидой Министерства культуры РФ, и подготовка при доминирующем участии кафедры учебника по основам государственной культурной политики создают такое научно-исследовательское пространство. В то же время наличествуют серьезные лакуны в области творческих индустрий, event-технологий, использования социокультурных практик в современной цифровой среде.

Накопленный опыт научных исследований предшествующих лет может быть успешно востребован и репрезентирован в разработке моделей подготовки специалистов на основе гипотетического формирования «образа будущего» социально-культурной деятельности. В данном аспекте представляется плодотворным развивающееся сотрудничество кафедр социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры и Санкт-Петербургского государственного института культуры, коллег из других вузов культуры, мониторинг тенденций развития социально-культурной сферы.

Section 1 • Strategy of State cultural policy of the Russian Federation and current problems of social and cultural activity Недооценка потребности дальнейшего развития научно-методологического и кадрового ресурсов социально-культурной деятельности способна привести к кризисным тенденциям в осмыслении роли и места социально-культурной деятельности в современном российском социуме.

Примечания

1 Брылева Л. Г. Самореализация личности: Онтокультурологический аспект / Л. Г. Брылева; Рос.акад. образования, Ин-т образования взрослых. Санкт-Петербург: изд-во Рос. акад. образования, 2002. 188 с.

2 Брылева Л. Г. Мир взрослого... Культурологическая типология самореализации человека и онтообразовательная реальность / Л. Г. Брылева; ред. В. И. Подобед; Рос. акад. образования, Ин-т образования взрослых. Санкт-Петербург: изд-во Рос. Акад. образования, 2004. 160 с.

3 Кузьмина О. В. Антропологические матрицы рекламы в современной культуре: дис. ... канд. культурологии / О. В. Кузьмина: 24.00.01: защищена 11.10.2013 в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. 183 с.

4 Материалы рабочей группы Министерства труда и социального развития // Социальное обеспечение. 2001. № 8. С. 25-291.

5 Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: учеб. пособие для студентов ин-тов культуры / Г. И. Фролова. Москва: Просвещение, 1986. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.