УДК 37
Н. В. Новоторцева
Развитие научного наследия Л. С. Выготского в практике специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлены некоторые проблемы помощи детям с нарушением психофизического развития, исследуемые Л. С. Выготским, актуальные для современной дефектологии и смежных наук, для организации комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования. Анализируются проблемы и тенденции инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, вопросы комплексной помощи инвалидам, приводятся статистические сведения о распространенности различных отклонений в психофизическом развитии среди детского населения. Автор систематизирует актуальные проблемы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Выделено пять групп проблем, требующих современного подхода в решении на разных уровнях системы непрерывного образования. Материалы статьи могут быть востребованы руководителями системы образования, образовательных организаций, педагогами, реализующими программы инклюзивного обучения, разнопрофильными специалистами -участниками комплексного сопровождения процесса воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, комплексное сопровождение, особые образовательные потребности, образовательное пространство, профессиональная подготовка и переподготовка, профессиональное взаимодействие, ФГОС дошкольного образования, ФГОС начального общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
N. V. Novotortseva
L. S. Vygotsky's Scientific Heritage Development in Practice of Vocational and Inclusive Training of Children with Health Limitations
In the article are presented some problems of help to children with psychophysical development disorders researched by L. S. Vygotsky urgent for modern defectology and interdisciplinary sciences, for organization of the complex help to children with health limitations in conditions of vocational and inclusive education. Problems and tendencies of inclusive training of persons with health limitations, questions of the complex help to disabled people are analyzed, statistical data on prevalence of various deviations in psychophysical development among the children's population are provided. The author systematizes urgent problems according to FGOS requirements of preschool education, FGOS of the initial general education for persons with health limitations. Five problems groups are allocated requiring a modern approach in solution at different levels of the life-long education system. Materials of the article can be useful for heads of the education system, educational organizations, teachers realizing inclusive training programmes, diversified specialists - participants of complex support of the process of education and training of children with special educational needs.
Keywords: persons with health limitations, inclusive education, complex support, special educational needs, educational space, professional training and retraining, professional interaction, preschool education FGOS, primary general education FGOS for persons with health limitations.
В 2016 г. во всем научном мире отмечается 120-летие со дня рождения Льва Семеновича Выготского, занявшего исключительное место в истории психологии и дефектологии. В настоящее время по-новому актуальны идеи о необходимости включения детей с психофизическими нарушениями в практическую деятельность и во взаимодействие с нормально развивающимися сверстниками; о необходимости интеграции специального и массового образования. Основатель дефектологии как науки был убежден в том, «что человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно по-
бедит их социально и педагогически, чем медицински и биологически». Многие идеи Л. С. Выготского опередили время на несколько десятилетий: о необходимости включения детей с психофизическими нарушениями в практическую деятельность и во взаимодействие с нормально развивающимися сверстниками; о необходимости интеграции специального и массового образования; о необходимости комплексного подхода в изучении детей с психофизическими нарушениями; о необходимости социальной компенсации дефекта; о необходимости ранней диагностики, коррекции и своевременного предупреждения
© Новоторцева Н. В., 2016
«социальных вывихов»; о необходимости учета в учебно-воспитательной работе с детьми не только актуального уровня, но и зоны ближайшего развития; о необходимости совершенствования работы специальных школ, обеспечения разностороннего развития личности. Л. С. Выготский, исследуя проблему соотношения обучения и развития, пришел к выводу: обучение должно предшествовать, забегать вперед и подтягивать, вести за собой развитие. Л. С. Выготский писал о том, что для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка, а ключ к своеобразию дает понимание «закона превращения минуса дефекта в плюс компенсации» [1, с. 153].
Актуальные проблемы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья поднимаются на научных конференциях разного уровня, эти вопросы обсуждались и на Всероссийском съезде дефектологов «Особые дети в обществе», который состоялся 26-28 октября 2015 г. в г. Москве. Представители академической науки и педагоги-практики были единодушны в том, что в меняющемся мире системе образования необходимы качественные изменения, в том числе и в помощи детям с ограниченными возможностями. Нерешенные вопросы обсуждались в различных направлениях и ракурсах, требовали исследования в межнаучной области, участия в решении различных ведомств и управленческих структур. Наиболее значимыми из них являются следущие:
— Вопросы научных исследований по сопровождению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
— Раннее комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в современном межведомственном пространстве.
— Дети с ограниченными возможностями здоровья и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
— Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.
— Управление процессом образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
— Дети-инвалиды: спорт, искусство и культура. Коррекция развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования.
— Содействие самореализации и карьерным устремлениям молодых людей с инвалидностью.
— Деятельность общественных организаций по защите прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
— Бизнес в помощь детям с инвалидностью.
В современном обществе, характеризующемся стремительным ускорением темпов информационных, технологических и социальных изменений, риски нарушения социализации детства возрастают, приводят к увеличению числа детей со сложной структурой дефекта и вызывают трудности на пути интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в систему образования и в полноценную трудовую жизнь.
По последним статистическим сведениям Минздрава РФ, 4,5% (1,2 млн человек) детей в стране имеют выраженные ограниченные возможности здоровья.
Решение многих проблем специального образования, помощи лицам с ОВЗ зависит от нормативных актов, правового поля. Сегодня мы руководствуемся Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который включает в содержание частично проект закона о специальном образовании, разработанный группой ученых под руководством академика В. И. Лубовского.
Вопросы нормативно-правового сопровождения ребенка-инвалида и его семьи в образовательном пространстве России обсуждаются и решаются на государственном уровне, о чем мы узнаем из выступлений первого заместителя председателя комитета по образованию Государственной Думы, член-корреспондента РАО, председателя общероссийского общественного движения «Образование для всех» О. Н. Смолина, инвалида по зрению.
Одной из трудно решаемых проблем является инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и инвалидов, так как требуется многоаспектная работа на разных уровнях на пути от сегодняшней реальности к стабильности этого процесса в долгосрочной перспективе. Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В Ярославском регионе идет работа по формированию достаточных современных ресурсов и условий для обеспечения успешности этого процесса в системе образования: финансовых, материальных, информационных, учебно-методических, кадровых и др.
Развитие научного наследия Л. С. Выготского в практике специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Создание полноценной образовательной среды, адаптированных образовательных программ разных уровней и для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья - нерешенные вопросы в условиях массового обучения. Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Анализ новых нормативно-правовых документов, регионального опыта интеграции детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, знакомство с опытом инклюзивного обучения детей в других регионах позволил выделить группы актуальных проблем, касающихся интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов в общеобразовательную систему:
1. Формирование социокультурного безбарьерного пространства для инклюзивного обучения и воспитания детей:
— создание условий для позитивной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве;
— формирование инклюзивной культуры субъектов образовательного процесса.
2. Готовность субъектов инклюзивного образования ко взаимодействию:
— профессиональная деятельность педагогов и специалистов в условиях инклюзивного образования;
— организация профессионального взаимодействия педагогов с разнопрофильными специалистами;
— подготовка семьи к инклюзивному обучению ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Специфика управления образовательной организацией, реализующей программы инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
— финансово-экономическая деятельность;
— аналитико-диагностическая деятельность руководителя;
— кадровое обеспечение системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Инклюзивное развитие, воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования:
— создание доступной и безопасной коррек-ционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
— профессиональная подготовка и переподготовка педагогов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
— применение современных средств и новых технологий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.
5. Реализация ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
— создание условий для инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на разных уровнях системы непрерывного образования;
— обеспечение качества коррекционной работы, гуманизации и индивидуализации в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста;
— обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учебными пособиями и материалами, соответствующими их особым образовательным потребностям;
— проблемы профессиональной подготовки лиц с психофизическими нарушениями, инвалидов и их трудоустройства.
Анализ нормативно-правовых документов, знакомство с опытом инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в других регионах РФ позволяет сделать вывод, что предстоит длительная, поэтапная, многоаспектная работа на разных уровнях образования и системы управления с преодолением трудностей финансово-экономического, социально-психологического, организационно-управленческого характера. В решении проблемы кадрового обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья участвует дефектологический факультет ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.
Библиографический список
1. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. -527 с.
2. Особые дети в обществе [Текст] : сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I
Всероссийского съезда дефектологов. 26-28 октября 2015г. - М. : АНО «НМЦ «СУВАГ», 2015. - 280 с.
3. Профессиональный стандарт: педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель): утв. Приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 18 окт. 2013 г. № 544н // Российская газета. Федеральный выпуск. № 6261. -2013. - 18 дек.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : действует с 1 января 2014 года. - М. : Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. - М. : Просвещение, 2015. - 31 с.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] : с измен. и доп. на 2015 год. - М. : Эксмо, 2015. - 208 с.
ЫЫ^гаАсИезЩ $р1$ок
1. У^йБку, Ь. 8. РгоЫешу defektologii [Текз!] / Ь. 8. Vygotskij. - М. : Рюуе8ЬЬете, 1995. - 527 8.
2. ОБоЬуе deti V оЬ8ЬИе8^е [Тек81] : БЬогтк паисИ-пуИ dokladov i tezisov vystuplenij uchastnikov I УБе-rossijskogo s#ezda defektologov. 26-28 oktjabrja 2015g. - М. : АШ «КМС «8иУЛв», 2015. - 280 б.
3. Professional'nyj standart: pedagog (pedagog-icheskaja dejatel'nost' v doshkol'noш, nachal'noш ob-БИЪеш, osnovnoш obshheш, sredneш obshhem obra-zovanii) (vospitatel', uchitel'): и^. Prikazoш Mintruda i social'noj zashhity ИР ot 18 okt. 2013 g. № 544П // sijskaja gazeta. Federal'nyj vypusk. № 6261. - 2013. - 18 dek.
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija [Tekst] : dejstvuet Б 1 janvarja 2014 goda. - М. : Сейт pedagogicheskogo obra-zovanija, 2014. - 32 Б.
5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija [Tekst]. -М. : Prosveshhenie, 2015. - 31 Б.
6. Federal'nyj zakon «ОЬ obrazovanii V Rossijskoj Federacii» [Tekst] : Б izmen. i dop. na 2015 god. - М. : Jeksmo, 2015. - 208 Б.
Развитие научного наследия Л. С. Выготского в практике специального и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья