Научная статья УДК 37.025.2
Развитие наблюдательности психологов и педагогов-психологов в процессе профессионального тренинга
Л. Р. Ахмадиева
Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация.
Ключевые слова:
В статье рассматривается проблема влияния различных форм организации наблюдения на развитие наблюдательности студентов психологов и педагогов-психологов в процессе профессионального тренинга, оценивается развитие наблюдательности. Анализ результатов проведенного эмпирического исследования показал, что наблюдательность лучше развивается при групповом наблюдении участников тренинга за собственным поведением, которое проводится в конце тренинга. Полученные выводы позволяют разрабатывать эффективные профессиональные тренинги, развивающие психологическую наблюдательность.
наблюдение, наблюдательность, профессиональный тренинг, развитие психологической наблюдательности, условия развития наблюдательности
Для цитирования: Ахмадиева Л. Р. Развитие наблюдательности психологов и педагогов-психологов в процессе профессионального тренинга // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024. Вып. 3(852). С. 111-117.
Original Article
Developing of Observation Skills of Psychologists
and Educational Psychologists in the Process of Professional
Training
Liya R. Akhmadieva
Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract.
Keywords:
For citation:
The article deals with the influence of various forms of organizing the monitoring of the development of students' observation skills regarding psychologists and educational psychologists in the process of professional training. It is shown that observation skills develop better during group observation of one's own behavior, carried out at the end of the training. The findings allow us to develop more effective professional training that develops psychological observation skills.
observation, observation skills, professional training, development of psychological observation skills, conditions for the development of observation skills
Akhmadieva, L. R. (2024). Developing of observation skills of psychologists and educational psychologists in the process of professional training. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 3(852), 111-117. (In Russ.)
ВВЕДЕНИЕ
В современных политических и социально-экономических условиях все больше и больше увеличивается потребность общества в квалифицированных кадрах. Интерес к модернизации высшего образования в РФ растет с каждым годом. Одним из направлений модернизации является усиление ориентации образования на подготовку к практической профессиональной деятельности. Следовательно, в образовательных программах увеличивается количество часов практической подготовки, повышается доля разнообразных практических занятий. Одним из видов этих занятий является тренинг. С его помощью возможно не только формировать знания и умения обучающихся, но и развивать у них профессионально важные качества. Одним из таких качеств для будущих психологов и педагогов-психологов является наблюдательность.
Многие авторы считают, что наблюдательность является профессионально важным качеством для представителей социономических профессий. Ее можно понимать как способность к наблюдению, как умение анализировать и интерпретировать поведение людей, как психическое свойство или качество личности [Перков, 2019]. Независимо от понимания наблюдательности признание ее профессионально важным качеством означает необходимость ее развития у будущих представителей социономических профессий, в том числе у психологов и педагогов-психологов. Основными направлениями развития профессиональной наблюдательности специалистов психологического профиля считаются целенаправленное развитие чувствительности анализаторов, приобретение опыта «понимающего наблюдения», совершенствование определенных эмоциональных свойств [Костина, 2018]. К сожалению, немногочисленные публикации, описывающие развитие наблюдательности с помощью тренинга, уделяют внимание только приобретению опыта понимания, при этом недостаточно освещая технологию и условия проведения тренингов и методы диагностики наблюдательности [Реуцкая, 2023; Перков, 2022; Костина, 2017; AL-Moteri, 2015; Воке, 1983]. Данные обстоятельства обусловливают актуальность исследований различных аспектов развития профессиональной наблюдательности, разработки методик оценки наблюдательности и изучения влияния особенностей организации и проведения тренингов наблюдательности.
В данном исследовании было проведено сравнение разных методов оценки наблюдательности и исследование развития наблюдательности у будущих психологов и педагогов-психологов
в процессе профессионального тренинга. Специфика такого тренинга заключается в его направленности на формирование моделей поведения, повышающих эффективность профессиональной деятельности, на базе практикоориентированных знаний [Ахмадиева, 2005].
Цель данной работы - изучить развитие наблюдательности психологов и педагогов-психологов в процессе профессионального тренинга.
Задачи:
- разработать и применить методики оценки наблюдательности;
- оценить развитие наблюдательности психологов и педагогов-психологов в процессе профессионального тренинга;
- выявить влияние разных форм организации наблюдения в процессе тренинга, направленного на развитие наблюдательности как профессионально важного качества, на результаты обучения.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ НА ТРЕНИНГЕ
Профессиональная психологическая наблюдательность включает в себя множество компонентов. Психологу и педагогу-психологу важно замечать, определять, понимать и оценивать индивидуально-психологические особенности, настроение, самочувствие, функциональное состояние клиента, его готовность к установлению контакта со специалистом, к тому, чтобы принимать определенную информацию и делиться ей, его эмоциональные и когнитивные реакции на информацию, полученную от специалиста, и многое другое. Непосредственному наблюдению доступны различные особенности поведения клиента, как правило, проявляющиеся в процессе общения. Поэтому целесообразно развивать психологическую наблюдательность, изучая именно коммуникативные умения. Принцип обучения «от простого к сложному» диктует необходимость выбора более простого материала для развития умения наблюдать. Так как большинству обучающихся проще следить за одним человеком, чем за несколькими людьми, было решено использовать в качестве материала для наблюдения публичные выступления, не предполагающие активного взаимодействия выступающего с аудиторией. Обучающимся предлагалось оценивать вербальные и невербальные характеристики выступления, которые влияют на восприятие выступающего аудиторией. Устные оценки выступающих без изначально заданных критериев оценивания привели
к неудовлетворительным результатам. В таких случаях часто активно выступают 1-2 участника тренинга, а все остальные присоединяются к их комментариям. Таким образом, оценить наблюдательность каждого участника невозможно. Поэтому было решено оценивать наблюдательность с помощью бланков для наблюдения, позволяющих каждому участнику тренинга зафиксировать свой индивидуальный ответ, не сверяя его с ответами других обучающихся.
В первом бланке обучающимся предлагалось оценить по десятибалльной шкале такие характеристики выступающих, как особенности звучания голоса, содержательность, понятность и чистота речи, конгруэнтность сигналов оптико-кинетической системы невербальной коммуникации содержанию выступления (всего 14 шкал). Аналогичную оценку осуществляли эксперты-психологи (пять человек). Точность ответов обучающихся оценивалась по степени близости их ответов к экспертной оценке. Достоинство десятибалльных шкал оценивания связано с возможностью измерять наблюдательность количественно. Однако при выборе одного из десяти баллов всегда есть вероятность случайным образом угадать «правильный» ответ. Поэтому для повышения надежности оценивания наблюдательности обучающихся было решено использовать второй бланк для оценки наблюдательности.
Второй бланк представляет собой таблицу, в которой указаны только категории наблюдения. Сами наблюдаемые признаки участник тренинга должен вписать самостоятельно. Каждая категория разделена на две части: положительные и отрицательные характеристики выступающего. Ведущий тренинга объясняет, каким образом заполняется бланк. Например, есть категория «мимика выступающего», в нее можно включить такие признаки говорящего, как прищуренные глаза, нахмуренные брови, страх и отвращение на лице. Если обучающийся считает, что во время выступления нужно хмурить брови и щурить глаза, он заносит соответствующий признак в графу «положительные характеристики», если считает, что выступающему не стоит демонстрировать страх и отвращение, он заносит эти проявления в графу «отрицательные характеристики». Данные, полученные с помощью такого бланка, перевести в количественные показатели сложно. Тем не менее составить алгоритм для такого перевода вполне реально. Для начала необходимо получить экспертную оценку выступающего. Затем ответы участников тренинга можно сравнивать с оценками экспертов, начисляя баллы за совпадающие признаки. Стоит отметить, что обучающиеся замечают меньшее количество
признаков, нежели эксперты, но они никогда не ошибаются, помещая признаки в колонки «положительные» и «отрицательные» характеристики. Таким образом, становится возможным получить показатель наблюдательности в той же шкале, которая имеется и в предыдущем бланке, что позволяет сравнивать значения наблюдательности между собой. В данном исследовании во втором бланке было использовано 10 категорий, в которых эксперты выделили 44 признака. Точное совпадение выделенного признака оценивалось двумя баллами.
Корреляционный анализ подтвердил, что показатели двух методик оценки наблюдательности тесно связаны друг с другом (коэффициент корреляции Пирсона равен 0,85 при р<0,001, количество испытуемых - 222 человека), при этом оценки, полученные с помощью первого бланка, были статистически значимо выше оценок, полученных с помощью второго бланка. Поэтому было принято решение усреднить показатели наблюдательности с целью получения более надежной оценки этого качества. Для удобства содержательной интерпретации значений наблюдательности данная переменная измерялась в процентной шкале. Чтобы оценить развитие наблюдательности, ее замеры проводились дважды: до и после профессионального тренинга. Разница в полученных значениях отражала развитие наблюдательности.
После создания методов оценки наблюдательности и выбора алгоритма ее оценивания было необходимо принять решение о том, какие формы организации наблюдения на тренинге будут сравниваться друг с другом.
Традиционная структура модуля профессионального тренинга включает в себя освоение теоретического материала, выступающего фундаментом для формирования умений. Развитие умения видеть у других людей поведенческие особенности, которые необходимо изменять в собственном поведении, предшествует развитию своих поведенческих умений, поэтому в программы тренингов часто включают как просмотр и анализ видео незнакомых людей, так и работу с видеозаписями поведения участников тренинга [Ахма-диева, 2005]. Работа с видеозаписями учит видеть и оценивать различные особенности поведения людей, развивая, таким образом, психологическую наблюдательность участников тренинга. Так как наблюдательность развивается при просмотре и обсуждении различных видеозаписей, варьируемыми условиями организации наблюдения могли стать наличие / отсутствие просмотра и анализа видеозаписей незнакомых людей, время и характер работы с собственными видеозаписями.
Первой исследуемой формой организации наблюдения в процессе тренинга стала работа с видеозаписями незнакомых людей. Структура тренингового модуля не предполагает обязательного просмотра учебных видеоматериалов, следовательно, в типичном тренинговом модуле работа видеозаписями незнакомцев отсутствует. В то же время освоение теоретического материала можно сопровождать визуальными материалами, иллюстрирующими правильные и неправильные модели изучаемого поведения, что позволило органично включать в содержание тренинговых модулей работу с видеозаписями незнакомцев. На тренингах эта работа проводилась следующим образом: тренер демонстрировал участникам видеозаписи изучаемого в модуле поведения, во время просмотра первой видеозаписи привлекал внимание обучающихся к целевым аспектам поведения, например, при изучении темы мимики выступающего, фокусировал внимание на зонах лба, бровей, век, щек, носа, рта, демонстрировал разницу между напряженными и расслабленными глазами, спокойными и раздувшимися ноздрями, приподнятыми и опущенными уголками рта и т. д., объяснял, какие эмоциональные переживания могут выражать те или иные мимические паттерны. При просмотре второй видеозаписи участники тренинга должны были самостоятельно проводить аналогичный анализ поведения.
Второй изменяемой переменной стало время работы над видеозаписью собственного поведения обучающихся. Эту работу можно проводить как в начале, так и в конце тренинга. Сторонники раннего предъявления видеозаписи аргументируют свою позицию следующим образом: чем раньше обучающийся увидит свои слабые стороны, тем больше у него будет времени на исправление своих ошибок, он будет более внимательным к теоретическому материалу, объясняющему, что и как можно исправить, и это позволит ему эффективнее совершенствовать собственные умения. В качестве контраргументов часто звучат следующие доводы: в начале тренинга обучающиеся не обладают полной информацией о «должном» поведении, следовательно, им сложно самостоятельно увидеть и осознать все допущенные ими ошибки; если ошибок достаточно много, у обучающихся могут «опуститься руки», они могут решить, что смысла в дальнейшем обучении нет, так как у них просто нет талантов и способностей, необходимых для успешного осуществления деятельности, являющейся темой профессионального тренинга. Соответственно, защищая целесообразность предъявления видеозаписи в конце тренинга, говорят о том, что обладая полной информацией, обучающиеся
могут объективно оценить свое поведение. В то же время, умения обучающихся в процессе тренинга развивались, и то, что они умеют делать в конце тренинга может значимо отличаться от того, что они умели делать в начале, приведенные факторы делают просмотр недостаточно актуальным. Таким образом, у каждого подхода к предъявлению видеозаписи есть свои сторонники и противники. Поэтому второй исследуемой формой организации наблюдения в процессе тренинга стало время работы с видеозаписью собственного выступления обучающихся (в начале или в конце тренинга).
Третьей исследуемой формой организации наблюдения в процессе тренинга стали особенности просмотра видеозаписи собственного выступления. Обычно на тренингах работа с видеозаписями участников проводится в присутствии всей группы. Приоритетно высказывается тот, чья видеозапись демонстрируется, другие участники дополняют оценку своими комментариями, тренер подводит итоги и обращает внимание на признаки, пропущенные обучающимися. Вместе с тем в последнее время всё больший интерес у образовательных организаций вызывает замена контактной работы с преподавателем индивидуальной самостоятельной работой студента. Этот интерес доходит до стремления записывать видеоматериалы, с которыми студенты будут знакомиться самостоятельно, и обсуждать при встречах с преподавателем только отдельные сложные моменты. Мы решили изучить целесообразность такого подхода при развитии наблюдательности. Поэтому у части участников тренинга групповое обсуждение видеозаписей заменили индивидуальной, самостоятельной работой с видеозаписями собственного поведения. Обучающиеся получали следующее задание: посмотреть видеозапись, оценить поведение по критериям, предложенным на тренинге, обсудить с тренером полученные результаты. Во время обсуждения тренер имел возможность скорректировать оценки обучающегося.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРЕНИНГА
Исследование развития наблюдательности психологов и педагогов-психологов в процессе профессионального тренинга проводилось в 2015-2022 году. Участниками тренингов были 222 студента московских вузов (направления подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование») в возрасте от 18 до 22 лет.
Сначала было необходимо подтвердить, что в процессе профессионального тренинга происходит развитие наблюдательности. Для этого нужно было сравнить значения наблюдательности обучающихся до и после тренинга. Сравнение было проведено с помощью критерия Стьюдента для зависимых выборок. Результаты представлены в таблице 1.
Как видно из таблицы, наблюдательность обучающихся в среднем выросла на 10 %. Таким образом, можно обоснованно утверждать, что профессиональный тренинг является эффективным методом для развития психологической наблюдательности.
Далее с помощью критерия Стьюдента для независимых выборок было проведено сравнение групп психологов и педагогов-психологов. Результаты сравнения продемонстрировали, что статистически значимых различий нет ни в значениях наблюдательности до и после тренинга, ни в показателе ее развития. Таким образом, последующие расчеты проводились на всех обучающихся, без дополнительного деления на подгруппы «психологи» и «педагоги-психологи».
Далее с помощью критерия Стьюдента для независимых выборок было проведено сравнение развития наблюдательности в группах, в которых присутствовала и отсутствовала работа с видеозаписями незнакомых людей. По результатам сравнения не было выявлено значимых различий. В обеих группах прогресс наблюдательности составил 9 %. Этот результат оказался неожиданным. Можно было предположить, что просмотр дополнительных видеозаписей может улучшить наблюдательность обучающихся, однако этого не произошло. Полученный результат можно объяснить следующим образом: в каждой тренинговой группе было от 8 до 12 участников, следовательно, каждый участник просматривал от 8 до 12 видеозаписей поведения, причем эти видеозаписи, как правило, просматривались не менее 2-3 раз. В этих условиях добавление 4-8 видеозаписей, просматриваемых, как правило, однократно, могло быть недостаточным для того, чтобы значимо повлиять на развитие наблюдательности. В будущем, продолжая данное исследование, было бы целесообразно увеличить время работы с видеозаписями незнакомцев в несколько раз и проверить, отражается ли количество времени, затраченного на наблюдение, на развитие наблюдательности.
Следующим этапом исследования стало сравнение развития наблюдательности у групп, просматривающих видеозаписи собственного поведения в начале и в конце тренинга. Результаты
Таблица 1
СРАВНЕНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДО И ПОСЛЕ ТРЕНИНГА
До тренинга После тренинга Уровень статистической значимости различий
Наблюдательность 31 % 41 % 0,001
Таблица 2
СРАВНЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРОСМАТРИВАЮЩИХ ВИДЕОЗАПИСИ СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЕ И В КОНЦЕ ТРЕНИНГА
Просмотр в начале тренинга Просмотр в конце тренинга Уровень статистической значимости различий
Развитие наблюдательности 8 % 11 % 0,001
Таблица 3 СРАВНЕНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРОСМАТРИВАЮЩИХ ВИДЕОЗАПИСИ СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО И В ГРУППЕ
Индивидуальный видеоанализ Групповой видеоанализ Уровень статистической значимости различий
Развитие наблюдательности 7 % 9 % 0,03
сравнения с помощью критерия Стьюдента для независимых выборок представлены в таблице 2.
Как видно из таблицы, наблюдательность обучающихся, работавших с видеозаписями собственного поведения, в конце тренинга развивается лучше, чем у тех, кто выполнял эту работу в начале тренинга. Ее динамика даже на 1 % превышает средний показатель развития наблюдательности у всех участников тренинга. Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что анализу видеозаписей должна предшествовать теоретическая подготовка. По-видимому, зная обо всех требованиях к поведению выступающего, проще увидеть сильные и слабые стороны своего поведения, обратить на них внимание, понять и запомнить значимые для аудитории поведенческие реакции выступающего, что обеспечивает более выраженный прогресс в развитии наблюдательности.
Последнее сравнение двух групп проводилось между обучающимися, работавшими с видеозаписями собственного поведения индивидуально и в группе. Результаты сравнения с помощью Т-критерия Стьюдента для независимых выборок представлены в таблице 3.
Как видно из таблицы, наблюдательность обучающихся, анализирующих видеозаписи собственного поведения в группе, значимо превышает наблюдательность обучающихся, анализирующих видеозаписи собственного поведения индивидуально.
Можно предложить несколько объяснений данного результата. Во-первых, еще изначально на этапе зарождения тренингов психологи многократно подчеркивали преимущества групповых форм обучения, которые создают определенную среду, поощряющую экспериментирование с новыми формами поведения, генерируют феномены социального заражения и подражания, дают возможность для обмена разнообразным опытом, моделируют условия, в которых будет осуществляться последующая деятельность [Ахмадиева, 2005]. Видимо, при тренировке наблюдательности группа способна выполнять эти же функции, стимулирующие развитие этого профессионально важного качества. Во-вторых, работа в группе проходит под контролем тренера. Фактически он управляет процессом анализа, направляя его, регулируя затраченное на оценивание время и т. п. При индивидуальной работе обучающиеся могут тратить меньше времени на выполнение этого задания, воспользоваться посторонней помощью, фактически не выполняя задание, пропускать или неверно интерпретировать существенные особенности поведения. И если третий фактор частично сглаживается обсуждением выполненного задания с тренером, то компенсировать влияние первых двух
факторов, при такой организации наблюдения крайне сложно.
ВЫВОДЫ
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. При оценке наблюдательность целесообразно использовать различные шкалы: с вариантами ответов и без них, с необходимостью сформулировать ответ самостоятельно.
2. В процессе профессионального тренинга происходит развитие наблюдательности психологов и педагогов-психологов: она возрастает на 10 %.
3. Наблюдательность психологов и педагогов-психологов на тренинге развивается одинаково.
4. Различные формы организации наблюдения в процессе тренинга влияют на развитие наблюдательности: просмотр участником тренинга видеозаписи собственного поведения в конце тренинга приводит к лучшему развитию наблюдательности, чем просмотр в начале тренинга; групповой анализ видеозаписей собственного поведения эффективнее, чем индивидуальный.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование профессиональных тренингов подтверждает высокий потенциал данного вида обучения не только для формирования и развития знаний и умений обучающихся, но и для формирования и развития их профессионально важных качеств. Варьируя различные условия проведения тренинга, можно значимо улучшать его результаты. Развитие наблюдательности участников тренинга зависит от изменения условий наблюдения.
Полученные результаты могут быть использованы в разных видах образовательной деятельности при обучении и развитии взрослых людей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Перков А. А. Наблюдательность как профессионально важное качество // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1(49). С. 271-275.
2. Костина Л. Н. Профессиональная наблюдательность психолога и основные направления ее развития // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 3. С. 38-39.
3. Реуцкая И. Е. К вопросу о развитии профессиональной наблюдательности посредством тренинга // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы: сборник научных трудов VII Международной конференции. 2023. С. 222-224.
4. Перков А. А. Применение психологического тренинга для развития профессиональной наблюдательности сотрудников Госавтоинспекции // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сборник материалов IV Международного симпозиума психологов: в 3 ч. 2022. Ч. III. С. 22-25.
5. Костина Л. Н. Об использовании тренинга как средства развития профессиональной наблюдательности у курсантов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности» // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2017. № 2. С. 32-33.
6. Al-Moteri M. O. et al. Training paradigms to enhance clinical observational skills in clinical practice: A scoping review / М. Al-Moteri, V. Plummer, S. Cooper, M. Symmons // Journal of Nursing Education and Practice. 2015. Vol. 5. № 12. P. 96-103.
7. Boice R. Observational skills // Psychological Bulletin. 1983. Vol. 93 (1). P. 3-29. URL: https://doi. org/10.1037/0033-2909.93.1.3.
8. Ахмадиева Л. Р. Оценка психологических показателей эффективности профессионального тренинга: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.
REFERENCES
1. Perkov, A. A. (2019). Nablyudatel'nost' kak professionals vazhnoe kachestvo = Observation skills as a professionally important quality. Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, 1(49), 271-275. (In Russ.)
2. Kostina, L. N. (2018). Professional'naya nablyudatel'nost' psihologa i osnovnye napravleniya ee razvitiya = Professional observation skills of a psychologist and the main directions of its development. Mezhdunarodnyj zhurnal psihologii i pedagogiki v sluzhebnoj deyatel'nosti, 3, 38-39. (In Russ.)
3. Reuckaya, I. E. (2023). K voprosu o razvitii professional'noj nablyudatel'nosti posredstvom treninga = On the issue of developing professional observation through training. Professional'noe obrazovanie sotrudnikov organov vnutrennih del. Pedagogika i psihologiya sluzhebnoj deyatel'nosti: sostoyanie i perspektivy (pp. 222-224): The digest of articles of VII international scientific conference. (In Russ.)
4. Perkov, A. A. (2022). Primenenie psihologicheskogo treninga dlya razvitiya professional'noj nablyudatel'nosti sotrudnikov Gosavtoinspekcii = The use of psychological training for the development of professional observation of traffic police officers. Psihologiya XXI veka: vyzovy, poiski, vektory razvitiya (part III, pp. 22-25): IV International Symposium of Psychologists Proceedings, in 3 parts. (In Russ.)
5. Kostina, L. N. (2017). Ob ispol'zovanii treninga kak sredstva razvitiya professional'noj nablyudatel'nosti u kursantov, obuchayushchihsya po special'nosti "Psihologiya sluzhebnoj deyatel'nosti" = About how to use training as a tool for development of professional observation of cadets, student on speciality "psychology of performance". Mezhdunarodnyj zhurnal psihologii i pedagogiki v sluzhebnoj deyatel'nosti, 2, 32-33. (In Russ.)
6. Al-Moteri, M. O., Plummer, V., Cooper, S., Symmons, M. (2015). Training paradigms to enhance clinical observational skills in clinical practice: A scoping review. Journal of Nursing Education and Practice, 5(12), 96-103.
7. Boice, R. (1983). Observational skills. Psychological Bulletin, 93(1), 3-29. https://doi.org/10.1037/0033-2909.93.1.3.
8. Akhmadieva, L. R. (2005). Ocenka psihologicheskih pokazatelej effektivnosti professional'nogo treninga = Evaluation of psychological indicators of the effectiveness of professional training: PhD in Psychology. Moscow. (In Russ.)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ахмадиева Лия Рустэмовна
кандидат психологических наук
доцент кафедры психологии и педагогической антропологии
Института гуманитарных и прикладных наук
Московского государственного лингвистического университета
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Akhmadieva Liya Rustemovna
PhD (Psychology)
Associate Professor at the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology Institute of Humanitarian and Applied Sciences, Moscow State Linguistic University
Статья поступила в редакцию одобрена после рецензирования принята к публикации
10.02.2024 07.03.2024 17.05.2024
The article was submitted approved after reviewing accepted for publication