Ельникова С. А.
Студентка Алтайского государственного педагогического университета
Череканова М. С.
Студентка Алтайского государственного педагогического университета
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития внимания и мышления младших школьников в учебно-воспитательном процессе. Раскрывается роль внимания и мышления в развитии качеств позитивной личности и формировании умения человека позитивно строить свою жизнь. Анализируются эмпирические данные исследования внимания и логического мышления и даются рекомендации по их развитию у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: внимание, мышление, позитивное мышление, развитие внимания и мышления младшего школьника.
Keywords: attention, thinking, positive thinking, developing attention and thinking in younger students.
Роль внимания и мышления в жизни человека сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Характер внимания и образ мыслей определяют направление развития и содержание жизни каждого конкретного человека. «Человеку с позитивным мышлением свойственно преобладание позитивных мыслей, мнений, оценок, образов. Он склонен позитивно трактовать события, ход ситуаций, делать положительные выводы, прогнозировать успех, высоко
оценивать свои возможности и способности к разрешению возникающих трудностей. Такому человеку свойственна эмоциональная саморегуляция в поведении и деятельности, стремление к проживанию позитивных эмоций, удовлетворенности жизнью. Позитивно мыслящая личность выбирает конструктивные стратегии поведения и реагирования в сложных или неблагоприятных ситуациях» [1, с.195].
Развитие таких свойств внимания и мышления возможно посредством технологий позитивной педагогики. Как отмечает С.В. Колесова, позитивная педагогика предполагает научение человека разумному выбору,
ориентированному на ведущие ценности - добро, истину, красоту, любовь и Человека, как безусловную и высшую ценность на Земле. Разумный выбор совершается на основе позитивного мышления. Поэтому одна из главных задач позитивной педагогики - это воспитание позитивного мышления ребенка. Умение мыслить позитивно, обеспечивает человеку защиту от негативных влияний реальной действительности, других людей, облегчает работу над собой, преодоление своих негативных проявлений или недостатков, возможность их замещения позитивным опытом поведения и отношения [1].
Ребёнок младшего школьного возраста от природы любознателен и полон желания учиться. К школьному возрасту у ребенка развиваются основные качества личности, так и свойства восприятия, памяти, мышления, воли, необходимые для систематического обучения и воспитания в школе. Для учебно-воспитательного процесса необходимо выяснить какие особенности внимания и мышления обеспечивают наилучшее отчетливое восприятие, прочное запоминание, глубокое осмысление учебного материала и жизненного опыта, а следовательно, успешное обучение и воспитание ребенка в школе.
Необходимо формировать у детей умение и привычку мобилизовать свое произвольное внимание и запоминание в тех случаях, когда они
обязаны выполнять не то, что они хотели бы, а то, что необходимо с точки зрения цели обучения.
Исследованием проблем внимания занимались такие ученые как А.А. Ухтомский, Д.Е. Бродбент, И.П. Павлов, Н.Н. Ланге, Д.Н. Узнадзе и др. В частности, К.Д. Ушинский впервые поставил проблему формирования внимания учащихся на уроке. Несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой для теории и практики обучения и воспитания младших школьников. [3]
Формирование логического мышления детей младшего школьного возраста также является важной составной частью педагогического процесса. Логические приемы и операции являются основными компонентами логического мышления, которые развиваются именно в младшем школьном возрасте. Проблеме развития мышления ребенка в учебно-воспитательном процессе посвящены работы В.В. Левитес, Л.С. Выготский, А. А. Люблинская, П.Я. Галперин, Е.Н. Шилов.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций и вниманием. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. [2]
Наше исследование уровней сформированности логических операций и развития внимания у младших школьников подтверждает необходимость организации специальной систематической работы по развитию внимания и мышления детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось во 2-3 классах начальной школы одной из гимназий г. Барнаула. Для диагностики были использованы методики: «Сравнение понятий», «Выделение существенного», «Исключение лишнего» (С.Я. Рубинштейн) и
методики «Проставь значки», «Запомни и расставь точки»
(С. Л. Кабыльницкая) [2].
Анализ результатов эмпирического исследования показывает: большинство учащихся - 60-75%, имеют показатели низкого уровня развития внимания, допускают от 5 до 8 ошибок, они неправильно
понимают смысл предложения, делают ошибки в правильно написанных словах, зачеркивают все фигуры или совсем не выполняют задание; 21-28% учащихся имеют средний уровень развития внимания, при этом допускают такие ошибки: невнимательно читают слова, и путают буквы или зачеркивают фигуры, допускают по 3 - 4 ошибки; только 4-12% младших школьников имеют высокий уровень развития внимания, допускают не более 2 ошибок.
Исследование уровня сформированности логических операций показывает, что 24-33% учащихся не владеют умением анализировать, сравнивать и синтезировать. Некоторые учащиеся с большим трудом выполнили это задание. Учащиеся указали по 2-3 признака сходства и 1-2 признака различия в предлагаемых парах понятий. Для большинства
младших школьников - 67-76%, характерен средний уровень
сформированности операций анализа, сравнения и синтеза. Детей с высоким уровнем сформированности этих логических операций выявлено не было. При этом способности к обобщению, анализу и классификации у большинства учащихся 52% - развиты на высоком уровне. По 24%
учащихся обладают средним и низким уровнями сформированности умения выделять существенные признаки, что говорит о недостаточном развитии умения учащихся сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки. Это проявляется в том, что представления о предметах и явлениях и оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей.
Для развития внимания и мышления детей в учебно-воспитательном процессе можно рекомендовать следующие задания и упражнения. «Найди слова»: на доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово (смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель). Игра, распространенная у охотничьих племен индейцев: детям предлагают
короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли (учитель может специально «организовать» некоторые шумы). Эту игру можно проводить как соревнование: кто больше услышит шумов и угадает их происхождение. Для увеличения объема внимания и кратковременной памяти: упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается. Для развития логического мышления подходят упражнения: «Сделай заключение»: Маша, Таня и Лена читали разные произведения. Одна читала сказку, другая - басню, а третья - рассказ. Что читала каждая девочка, если Маша не читала сказку, Лена не читала сказку и не читала басню, а Таня не читала рассказ? (Маша читала басню, Лена - рассказ, Таня -
сказку). «Восстанови рассказ»: Однажды пошёл Алёша в_____за грибами.
Увидел на_______белку и кинул_______кепку. В ______не попал, а кепка
повисла на ветке. Заплакал Алёша, _____ ему стало кепки. Хорошо, что
мимо_______школьники Саша, Вера и Наташа. Саша был_________, он залез
на_______и достал Алёшину кепку._________отдал кепку Алёше и сказал:
«Нельзя обижать_______. Ты сам______наказал!»
Полученные данные показывают, что одной из задач обучения и воспитания младших школьников является развитие внимания и логического мышления. Достаточный уровень развития произвольного внимания и логического мышления позволит более успешно решать задачи обучения и
позитивного воспитания младших школьников.
Список литературы:
1. Колесова С.В. Позитивное мышление как условие становления позитивного «Образа мира» в социальном опыте ребёнка // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 19-20 декабря 2013 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова - Ульяновск: SIMJET, 2013. - 582 с. - с. 190-195.
2. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высших пед. Учеб. Заведений: в 3 кн.: кн.З: Экспериментальная педагогическая психология и
психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 449 с.
3. Романова В. Л., Ю.Б. Гиппенрейтер. // Психология внимания. Хрестоматия по психологии //- М., 2000. - 460 с.
4. Т.Г. Макеева// Диагностика развития младших школьников:
психологические тесты /сост.. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 125с.