Научная статья на тему 'Развитие креативного мышления младшего школьника'

Развитие креативного мышления младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2201
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТЕРИИ КРЕАТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брызгалова И. М.

Статья посвящена актуальной проблеме – развитию креативного (творческого) мышления учащихся младших классов, как одной из глав­ных целей нового федерального государственного образовательного стандарта. В статье поднимается вопрос о том, как воспитать в современной школе творчески мыслящего человека, который может успешно адаптироваться в социуме. Автор показывает способы, методы и при­емы достижения этой цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие креативного мышления младшего школьника»

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

© Брызгалова И.М.*

Гимназия № 82, г. Краснодар

Статья посвящена актуальной проблеме - развитию креативного (творческого) мышления учащихся младших классов, как одной из главных целей нового федерального государственного образовательного стандарта. В статье поднимается вопрос о том, как воспитать в современной школе творчески мыслящего человека, который может успешно адаптироваться в социуме. Автор показывает способы, методы и приемы достижения этой цели.

Ключевые слова креативность, инновационное поведение, поисково-исследовательская деятельность, проектная деятельность, критерии креативности.

Современное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей, саморазвитию. Но, к сожалению, как ни привлекательно творчество исследователи не отмечают роста его среди современных людей. Происходит снижение не количества творческих действий, а так называемая креативность, или «творческость» людей. Потребность общества в воспитании творчески мыслящего человека очень высока. Поэтому воспитание именно творческой личности в школе имеет особую актуальность [2].

В «Концепции общего среднего образования» основополагающий принцип обновления содержания образования - это личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учётом интересов и склонностей. Концепция нового ФГОС подразумевает, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной, профессиональной. Хочется видеть людей с высоким уровнем креативности.

Что же такое креативность? Это «созидательность, творческая, новаторская деятельность» [3, с. 442].

Каждому педагогу, работающему в современной начальной школе, необходимо задуматься о том, как построить уроки и занятия по внеурочной

* Учитель начальных классов.

деятельности, чтобы в результате у детей постоянно происходило развитие творческого мышления и творческой деятельности, причём такой системой методов и приёмов, которая бы соответствовала младшему школьному возрасту. Это могут быть:

1. субъективно-творческие задания на уроках;

2. языковые игры, олимпиады, конкурсы, викторины;

3. проектные работы;

4. сочинения;

5. наблюдения и эксперименты;

6. выступления на праздниках, внеклассных мероприятиях, утренниках;

7. защита исследовательских работ.

По утверждению нейропсихологов, характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности свойственна именно младшему школьнику. У детей этого возраста ведущим является правое полушарие, отвечающее за целостное эмоционально-образное восприятие и мышление.

Человек правополушарного типа - исследователь. Поэтому акцент, сделанный в стандартах на целостном восприятии учениками мира, на их поисковой, самостоятельной деятельности, вполне соответствует физиологическим особенностям младших школьников. Такие поисково-исследовательские задания могут давать учителя на всех уроках. Например, первоклассникам нужно научиться оформлять предложения на письме. Дети решают творческую задачу: «Нам надо записать текст из трёх предложений. Как будем обозначать границу между предложениями? Как конец одного и начало другого?». Ребята, решая творческую задачу, «изобретают» способ обозначения конца предложения точкой, а начало предложения заглавной буквой первого слова. Причём опыт показывает, что учащиеся предлагают и свои, оригинальные способы этих обозначений, что позволяет учителю ввести игру. Некоторые ставят в конце предложения черточку вниз, в начале - вверх. Есть и такие, которые в конце предложения просто рисовали квадрат.

Подобным образом дети «изобретают» свои системы букв, правила правописания, например: «Как на письме обозначать имена людей, названия городов, чтобы отличить их от простых слов (Соня и соня, шарик и Шарик, орёл и Орёл, еловое (бревно) и Еловое (посёлок)?» Дети самостоятельно выводят правило: «Чтобы отличать имена людей, названия городов, рек от простых слов, их пишут с заглавной буквы. Если слово напечатано с большой буквы в середине предложения, значит, это имя, фамилия, географическое название или кличка животного». При решении таких творческих заданий существенно повышается уровень познавательного интереса детей, они увлекаются такими работами. Но самое главное, что то правило, которое вывел сам ребенок, он запоминает и применяет гораздо более эффективно. Все школьные предметы и занятия по внеурочной деятельности дают широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в образовательном процессе.

Но для формирования личностных качеств ребенка младшего школьного возраста - креативности, готовности к нестандартным решениям, к созиданию в различных сферах, способности решать стоящие перед ним проблемы - необходима система. Что же составляет систему творческой деятельности в начальной школе? Это три составляющие:

1. воспитание у детей качеств, служащих предпосылками для творчества: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошей памяти, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты, развитые познавательные интересы, воображение;

2. самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество;

3. проектно-исследовательская деятельность.

Наивно предполагать, что творчество может расцветать на основе одних лишь порывов, эмоций, «озарения». Ведь само «озарение» - это умение быстро и точно выбрать необходимые знания, скомпоновать их нужным образом.

Творческая деятельность наиболее присуща тем детям, которые достигают ускоренного развития в самых разных областях: нравственной, умственной, физической.

Указанные предпосылки творческой деятельности школьников формируют такие средства обучения, как сказки, загадки, языковые игры, олимпиады (как очные, так и заочные), конкурсы, викторины, сочинения, выступления на утренниках, импровизации, иллюстрирования, стихотворство и т.д. Работа по стихотворству начинается с подбора рифм к словам, затем могут включаться задания типа: «Дополни стихотворную строку словом!», «Допиши стихотворение!», «Придумай продолжение истории по данному началу!», «Сочини сказку, басню, считалку...!» Конечно, такие творческие задания способствуют развитию самовыражения детей, развитию познавательных интересов.

Интересным видом работы на уроках изобразительного искусства является «кляксование». Дети делают разноцветные кляксы, затем дорисовывают их, если необходимо, до какого-либо образа, а в конце придумывают забавную историю или стихотворение. Например: «Забияка-обезьяна корчит рожицы, а у этой обезьяны очень мохнатая кожица». Несколько клякс на одном листе дают ребенку возможность составить целый рассказ. Вот примеры:

1. «Жила-была улитка, зеленый хоботок.

Ей встретился мальчишка, весёлый колобок.

Они гуляли в парке, ходили в зоопарк.

Им встретился слоненок и червячок-колпак».

2. «Клякс я наделать много смог,

На всех зверей похожих.

А стих придумать не сумел

И моя мама тоже».

Все изделия, которые дети выполняют на уроках технологии, являются выражением их творчества, их индивидуальности.

Развитие креативного мышления младших школьников наиболее ярко проявляется в поисково-исследовательской деятельности. Это их проектные работы. Проектная деятельность заставляет ребенка увидеть проблему, поставить перед собой цели и задачи, выдвинуть гипотезу, продумать ход исследования, представить продукт своей поисковой деятельности и сделать определенные выводы.

Проектная деятельность начинается уже с периода обучения грамоте в первом классе. После изучения темы «Алфавит» ребятам предлагаются задания: «Составь «фруктовую» азбуку», «Придумай азбуку на пальцах», «Сделай буквы алфавита из разных материалов» [1]. Чем старше становятся дети, тем усложняются их проекты. Они могут представить книжки-раскладушки, фотоальбомы, презентации, сборники сказок. Каждый ребенок должен защитить свой проект, представить свою работу. Развитие коммуникативных способностей - одна из основополагающих целей ФГОС. Неумение выразить свою мысль, бедный словарный запас, негибкость в использовании синонимов и антонимов могут существенно затормозить процесс творчества учащихся. А умение четко выразить мысль способствует пополнению знаний и развитию речи, которое очень пригодится в жизни каждому человеку.

Метод проектно-исследовательских работ учит детей способности достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

С целью содействия развитию творческого мышления учителем могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью проблемы. При этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов и постановке проблемной ситуации. Именно здесь и проявляются критерии креативности: беглость, оригинальность, гибкость, восприимчивость, умение видеть в простом сложное, а в сложном простое. Самое же главное - это удовлетворенность (итог проявления креативности).

Сегодня, когда человеку необходимо усваивать и правильно организовывать большое количество поступающей информации, огромное значение приобретает обучение навыкам самостоятельного получения и отбора информации. Роль знания, приобретенного в нашей жизни, зависит от того, открыто ли оно самим человеком, или осталось для него чем-то формальным, чуждым, инородным.

Важно, чтобы учитель приложил все усилия к тому, чтобы сформировать в каждом ребенке уверенность в своих силах с максимальной опорой на положительные эмоции, чувственность к противоречиям, умения обнаруживать и сознательно формулировать их. Педагоги современной школы должны всячески поощрять стремление ребенка быть самим собой.

Детское творчество неисчерпаемо. Дети - это тайна, которую так хочется разгадать любому творчески работающему учителю. Главный стимул творчества - неисчерпаемая радость, которую оно дает и ученику, и учителю.

Все дети по-своему талантливы. Раскрыть этот талант может и должен современный учитель, тогда задача социализации учащихся будет решена. Для этого и необходим новый ФГОС!

Список литературы:

1. Андрианова Т.М. Букварь. - М.: АСТ, Астрель, 2012. - 112 с.

2. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии. -1988. - № 4. - С. 98-107.

3. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: Современный литератор, 2003. - 976 с.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ЭКОЛОГОВ

© Голохвастова Е.Ю.*

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

Проанализировано понятие «компетенция», выделены ее компоненты. Рассмотрены модель формирования общих компетенций у учащихся колледжа, уровни их сформированности. Определены факторы эффективной реализации педагогических условий формирования общих компетенций у учащихся колледжа.

Ключевые слова педагогические условия, модель формирования общих компетенций, уровни и критерии сформированности общих компетенций.

Для реализации основных задач социально-экономического развития общества должна быть сформирована качественная образовательная система. В числе основного приоритета выдвигается формирование личности учащегося с определенным компетентностным набором, определяющим ее независимость, самостоятельность, способность к саморегуляции, дальнейшему саморазвитию, позволяющих в совокупности успешно адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях, быть конкурентоспособной [2].

Однако, на наш взгляд, общие компетенции играют не маловажную роль в становлении личности профессионала. Теория и практика формирования у

* Магистрант кафедры Педагогики и методик преподавания. Научный руководитель Ахмет-жанова Г.В., профессор, доктор педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.