УДК 378
М. Н. Петрова, И. С. Алексеева, Д. С. Еремеева, О. А. Степанова, В. А. Ананьева
Развитие «мягких навыков» у будущих врачей
при изучении дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. Статья посвящена важности развития надпрофессиональных компетенций, «мягких навыков» («soft skills») у будущих врачей: представлены теоретические основания по проблеме исследования; значимыми «мягкими навыками» у студентов-медиков определены «softskills» социально-гуманитарной направленности: коммуникация, эмпатия, ценностное отношение к будущей профессии; приведены результаты проведенной научно-исследовательской работы студентов V курса в рамках изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»; исследование по изучению развития «soft skills» среди молодых врачей и студентов выпускных курсов отделения «Лечебное дело» Медицинского института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова; изучена степень сформированности исходного уровня «мягких навыков» у студентов старших курсов; показано, что у значительной части респондентов (85 %) достаточно развиты коммуникативные навыки: они вежливы и внимательны к пациентам, однако высокий уровень развития «мягких навыков» наблюдается лишь у 47 % старшекурсников. По результатам анкетирования признан положительным альтернативный опыт очного общения с пациентами в условиях пандемии в виде прохождения студентами практики в колл-центрах медицинских организаций. В заключении делаются выводы о необходимости усиления научно-исследовательской работы обучающихся в студенческих научных кружках Медицинского института, кураторской работы и наставничества.
ПЕТРОВА Милана Николаевна - к. мед. н., доцент кафедры организации здравоохранения и профилактической медицины Медицинского института, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.
E-mail: [email protected]
PETROVA Milana Nikolaevna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Organization of Health Care and Preventive Medicine, Institute of Medicine, M.K. Ammosov NorthEastern Federal University, Yakutsk, Russia.
АЛЕКСЕЕВА Ирина Степановна - к. пед. н., доцент кафедры педагогики, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.
E-mail: [email protected]
ALEKSEEVA Irina Stepanovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogics, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
ЕРЕМЕЕВА Диана Семеновна - студент Медицинского института, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.
E-mail: [email protected]
EREMEEVA Diana Semyonovna - student, Institute of Medicine, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
СТЕПАНОВА Олеся Александровна - студент Медицинского института, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.
E-mail: [email protected]
STEPANOVA Olesya Alexandrovna - student, Institute of Medicine, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
АНАНЬЕВА Виктория Анатольевна - студент Медицинского института, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.
E-mail: [email protected]
ANANIEVA Victoria Anatolyevna - student Institute of Medicine, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
Результаты исследования могут быть полезны для медицинских работников, преподавателей, методистов и руководителей вузов.
Ключевые слова: «soft skills», «мягкие навыки», «soft skills», социально-гуманитарная направленность, коммуникация, эмпатия, ценностное отношение к будущей профессии, студенты, будущие врачи, специалисты медицинского профиля, студенческая наука.
M. N. Petrova, I. S. Alekseeva, D. S. Eremeeva, O. A. Stepanova, V. A. Ananyeva
Development of "soft skills" in future doctors when studying the discipline "Public Health and Healthcare"
M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The article is devoted to the importance of developing supraprofessional competencies ("soft skills") in future doctors. The theoretical foundations for the research problem are presented. Significant «soft skills» for medical students are defined as «softskills» of a social and humanitarian orientation: communication, empathy, value attitude to the future profession. The results of the research work carried out by students of the 5th year in the framework of the study of the discipline «Public Health and Healthcare» are given; they studied the development of "soft skills" among graduate students of the Department of General Medicine, Institute of Medicine, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, and young doctors. We studied the degree of formation of the initial level of «soft skills» in senior students; it is shown that a significant part of the respondents (85%) have sufficiently developed communication skills: they are polite and attentive to patients; however, a high level of development of «soft skills» is observed only in 47% of senior students. According to the results of the survey, the alternative experience of face-to-face communication with patients in a pandemic in the form of students passing an internship in a call center of medical organizations was recognized as positive. Finally, conclusions are drawn about the need to strengthen the research work of students in student scientific circles of the Institute of Medicine; curatorial work and mentoring. The results of the study can be useful for medical workers, teachers, methodologists and university leaders.
Keywords: soft skills, social and humanitarian orientation, communication, empathy, value attitude to the future profession, students, future doctors, medical specialists, student science.
Введение
В современном образовании значительное внимание уделяется проблеме развития универсальных навыков, связанных с таким понятием, как «мягкие навыки» или «softskills». Актуальность развития надпрофессиональных компетенций определена глобальной трансформацией общества, неопределенностью и постоянными изменениями во всех сферах жизнедеятельности. В связи с этим возникает необходимость в современном специалисте, обладающем эмоциональным интеллектом, эмпатией, умеющим коммуницировать и выстраивать позитивные отношения с представителями разных сообществ и культур, владеющим навыками критического мышления, принятия ответственного, нестандартного решения тех или иных задач; способным к саморазвитию и развитию в собственной профессиональной деятельности.
Безусловно, специфика профессии врача предполагает развитие «softskills» социально-гуманитарной направленности.
Теоретические основания исследования
Исследования по изучению «softskills» («мягкие навыки»), определению его сущности, классификации, уровня развития у разных групп обучающихся, специальностей, профессий проводили как зарубежные [1, 2, 3], так и отечественные ученые [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12].
Российские и зарубежные авторы связывают актуальность формирования «softskills» или «мягких навыков» с изменениями в мире, в особенности на рынке труда, востребованностью компетенций, не связанных напрямую с профессиональными компетенциями.
По мнению Локтаевой Н. Н., «softskills» («мягкие навыки») охватывают «широкий спектр навыков, компетенций, поведенческих моделей, ценностных установок, а также личностных качеств, позволяющих субъекту эффективно ориентироваться в окружающей среде и взаимодействовать с ней, успешно сотрудничать с другими членами общества, продуктивно работать и достигать поставленных целей» [5].
Интересным для нашего исследования является представление Ивашковой А. А. о «мягких навыках» как перспективном активе будущего специалиста, способствующих его трудоустройству, что актуально в современной социально-экономической ситуации [6]. Сенченко Г. В., Сенченко А. Ю. выделяют эмоциональный интеллект одним из компонентов «мягких навыков», наряду с базовыми учебными навыками (конспектирование, скорочтение, запоминание и т. п.), самоорганизацией и эффективным управлением временем, общением [7].
Мы согласны с такими исследователями, как Заславская О. В., Малафий А. С., актуализирующими формирование у студентов «мягких навыков» в контексте востребованности: «новые формы организации труда требуют от специалиста владения, в первую очередь, именно ими - навыками самоорганизации, коммуникации, работы в команде и т.п.» [8]. Финакова Е. С., анализирует влияние проектной деятельности на формирование «мягких навыков» у студентов вузов [9]; Паули Ю. С. раскрывает значимость «soft skills» и коммуникативных компетенций, таких как умение выступать публично, умение слушать собеседника, умение договариваться, умение адекватно выразить в речи свои интенции [10]. Абишева А. Е., Ералина Э. М., изучая представления о «мягких навыках» у студентов вузов Казахстана, определили, что основами формирования «softskills» являются семья, школа и вуз. По мнению авторов, «softskills» «более интенсивно закрепляются в семье и в дальнейшем более активно развиваются в вузах, чем в школах» [3]. Кунгурова И. М., Слизкова Е. В., Фадич Д. Н. акцентируют внимание на формировании у будущих специалистов «мягких навыков», связанных с использованием полученных в вузе компетенций в решении жизненных проблем и практических задач [11]. Елизарова М. К. в статье «Использование метода групповой работы для развития потенциала коммуникативных компетенций будущих медицинских работников» в качестве одного из возможных способов формирования и развития общекультурных компетенций социально-гуманитарной направленности предлагает использовать в процессе обучения технологии сотрудничества [12]. Ряд авторов Башкирского государственного медицинского университета связывают подготовку будущих врачей с развитием не только классических профессиональных навыков («hardskills»), но и сформированностью мягких навыков («softskills»), в особенности навыков коммуникации: «Профессиональная деятельность современного специалиста медицинского профиля неразрывно связана с применением коммуникативных навыков, в том числе через средства телекоммуникации» [13].
Исследование по изучению развития «softskills» («мягкие навыки») у будущих врачей
Главной задачей образовательной программы в медицинских вузах является подготовка квалифицированного, компетентного специалиста. Однако в последние годы от специалистов медицинского профиля требуется владение не только общепрофессиональными и профессиональными компетенциями («жесткими» навыками), но немаловажную роль играет использование «мягких навыков», таких как: коммуникация, умение работать в команде, саморазвитие, мотивация, креативность, уравновешенность.
Сегодня мы можем наблюдать тенденцию увеличения количества тех студентов, которые в достаточной мере владеют только теоретическими знаниями и умениями, а навыки общения с пациентами и между собой в группе у них низкие. Одной из причин такого по-
ложения студенты указывают применение в течение двух-трех лет дистанционных методов обучения из-за пандемии СОУГО-19, что повлекло за собой ограничение доступа к проведению обучения в клинических базах университета (без курации пациентов).
При кажущейся «теоретичности» дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» многие студенты полагают, что изучение этой дисциплины не требует посещения клинических баз. Согласно ФГОС ВО 31.05.01 «Лечебное дело», выпускники медвуза должны быть готовы как к медицинской и организационно-управленческой, так и к научно-исследовательской профессиональной деятельности. При изучении этой дисциплины в рамках освоения ОК-1 обучающиеся должны владеть методиками сбора, статистической обработки и анализа информации о здоровье взрослого населения, детей и подростков; при освоении ОПК-6 студенты должны уметь заполнять формы медицинской документации, применяемой в амбулаторных условиях и владеть навыками ведения типовой учетно-от-четной медицинской документации в амбулаторно-поликлинических условиях. В рамках ПК-17 обучающиеся должны освоить методику расчета и оценки количественных и качественных показателей работы медицинских организаций и их структурных подразделений; владеть: алгоритмом заполнения основных учетных форм первичной медицинской документации; алгоритмом оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность; методами управления средним медицинским персоналом медицинских организаций.
Всё это крайне затруднительно выполнить на абстрактных примерах из задач. Гораздо интереснее и практически значимо для студентов выполнить все необходимые расчеты на примере конкретной медицинской организации, в которой они работают или в том отделении, в той отрасли, с которой планируют связать свою трудовую деятельность.
В связи с вышеуказанным, считаем необходимым активнее привлекать студентов к научно-аналитической деятельности на занятиях по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение», давая задания согласно календарно-тематическому плану и рабочей программе дисциплины.
В качестве иллюстрации приводим пример организации студенческой научной работы в малой группе, что позволило студентам в процессе сбора и обработки материала самим развить свои надпрофессиональные компетенции общения, анализа информации, управления.
Студенты 5 курса отделения «Лечебное дело», члены кружка «Профилактическая медицина и организация здравоохранения» Д. С. Еремеева, О. А.Степанова, В. А. Ананьева провели анализ исходного уровня сформированности «мягких навыков» у своих однокурсников, а также у студентов VI курса и молодых врачей, используя онлайн-анкетирование и опрос. Кружковцы инициировали выделение отдельной группы респондентов, выпускников Медицинского института, чтобы узнать, сколько времени понадобилось молодым врачам для адаптации на рабочем месте, их мнение по поводу дистанционного обучения, отмены интернатуры и т.д. В эту группу были включены молодые специалисты - выпускники вуза до эпидемии COVШ-19, работающие в лечебных учреждениях г. Якутска два-три года.
Для участковых терапевтов важное значение имеют «мягкие навыки», которые можно развить при изучении дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», поскольку выпускники медицинского института должны быть готовы к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков (ПК-4), а также к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-7). Будущие медики должны быть способны к применению
основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-17).
В исследовании приняли участие студенты отделения «Лечебное дело» в количестве: 5 курс - 50 человек, 6 курс - 30 человек, а также 17 врачей. Для изучения исходного уровня развития «мягких навыков» у будущих врачей использованы различные виды опросного метода: интервью, анкета, составленная по адаптированным вариантам вопросов многоуровневого личностного опросника «Методика оценки Softskills» Жуковского И.В. [14]. Определяющими «softskills» («мягкие навыки») нами выбраны: коммуникация, эмпатия, ценностное отношение к будущей профессии.
На первом этапе проведено анкетирование студентов выпускных курсов. В таблице 1 представлены результаты анкетирования развития «softskills» («мягкие навыки) будущих врачей. Вопросы анкеты построены в соответствии с выбранными «softskills» («мягкими навыками»): с 1 по 5 - навыки коммуникации; 6-8 - эмпатии; 9-11 - отношение к профес-
Таблица 1
Результаты анкетирования развития «soft skills» («мягкие навыки») у будущих врачей
№ Вопрос Да Нет
1 Я всегда вежлив как с пациентами на курации/практике, так и с однокурсниками, и никогда не повышаю голос, даже в конфликтных ситуациях. 85% 15%
2 Я здороваюсь, представляюсь и называю пациента на курации по имени и отчеству, а также всегда подробно разъясняю во время осмотра мои действия и рекомендации, даже если у меня совсем немного времени. 85% 15%
3 Иногда я слишком упорно настаиваю на своем мнении, в связи с чем наставники и однокурсники теряют терпение. 15% 85%
4 Слова пациента о том, что он искал информацию о своих симптомах в Интернете, меня раздражают. 30% 70%
5 Если я встречу на улице своих пациентов/врачей-ординаторов, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми. 45% 55%
6 Меня не раздражает/смущает внешний вид пациентов; к любым экспериментам, проявлением болезней (гангрена, алопеция, шрамы и т.д.) я отношусь совершенно спокойно. 85% 15%
7 Каждого пациента на курации/практике я всегда внимательно осматриваю и расспрашиваю, даже если времени очень мало. 80% 20%
8 Я всегда внимательно выслушиваю мнение пациента о его заболевании, включая его суждение по тактике обследования и лечения. 95% 5%
9 На учебе/курации/практике я выгляжу опрятно: чистая и выглаженная одежда, минимум парфюма, макияжа и украшений, короткий и неброский маникюр. 85% 15%
10 Если меня что-то беспокоит в состоянии курируемого пациента, я всегда найду способ связаться с ним или его лечащим врачом дистанционно и обязательно уточню его самочувствие, задам дополнительные вопросы его врачу и узнаю его профессиональное мнение. 40% 60%
11 Во время курации и заполнения историй болезни я пользуюсь профессиональной литературой, руководствами и справочниками, электронными медицинскими ресурсами и не скрываю свои действия от пациентов, однокурсников и преподавателей. 80% 20%
По результатам анкетирования у значительной части респондентов (85 %) достаточно развиты коммуникативные навыки: они вежливы и внимательны к пациентам. Будущие
врачи в процессе курации разъясняют свои действия во время осмотра и дают рекомендации по лечению. Однако незначительную часть (30%) раздражает факт поиска пациентами информации о симптомах болезни и ее диагнозе в интернет источниках, также некоторые студенты (15%) отметили нетерпение к мнению коллег и однокурсников.
Комплекс вопросов по изучению навыков эмпатии также показал, что 85 % будущих врачей проявляют сочувствие, сопереживание, понимание эмоционального состояния пациентов; спокойно относятся и не испытывают каких-либо отрицательных эмоций по отношению к внешнему виду пациентов, к различным проявлениям болезни.
У значительной части респондентов к будущей профессии врача проявляется осознанное, ответственное отношение. Старшекурсники отметили, что в случае трудности с диагностикой или проведением опроса, они используют справочники, учебники и методические пособия, обращаются за советом к преподавателям.
Следующий этап проведенного исследования - опрос-интервью по изучению навыков эмпатии, навыков коммуникаций с пациентом, лечащим врачом пациента, а также навыков инициативности в принятии решений в нестандартных ситуациях, возникающих при курации.
По результатам опроса выявлено, что при общении с пациентом 45% испытуемых посвящают отведенное для осмотра время непосредственно обследованию и лечебному процессу; 40% могут поддержать разговор с пациентом на волнующие его темы; 15% в редких случаях поддерживают разговор на «немедицинскую» тему.
На вопрос: «Если Вы проявили недостаточное внимание к пациенту во время курации, что предпримете?» - 65% постараются исправить ситуацию, предпримут меры, чтобы продлить осмотр и тщательно заполнить историю болезни. К сожалению, 35% респондентов допускают подобные случаи, могут недостаточно полно отразить в истории болезни результаты осмотра.
При ответе на вопрос «Необходима ли вам при курации пациента заполненная лечащим врачом история болезни?» 55% старшекурсников применят полученные знания и навыки для самостоятельного осмотра и постановки диагноза; 40% испытывают некоторые затруднения при опросе пациента без истории болезни; 5% выпускникам необходима заполненная лечащим врачом история болезни. 85% респондентов при изменении состояния пациента, новых жалобах в процессе осмотра проведут дополнительные, необходимые для верификации диагноза манипуляции и доведут полученные сведения до лечащего врача. Незначительная часть 15% ограничатся одной только курацией.
На вопрос «Совершенствуете ли полученные в ходе обучения знания и навыки?» значительная часть респондентов - 55% предпочитают применять знания, полученные в процессе обучения, регламентируемые программами дисциплин; 45% студентов постоянно совершенствуют свои знания и навыки, изучая дополнительную литературу и источники, занимаясь в научных кружках.
Кроме того, в процессе интервью были заданы дополнительные вопросы, касающиеся соблюдения санитарных норм при проведении курации и общении с пациентами (100 % используют средства индивидуальной защиты и антисептики); участия в общественной жизни института, университета (45% занимаются в научных кружках для углубления знаний по выбранной специальности, 30% участвуют в общественных мероприятиях, 15% не заинтересованы в этом).
■ Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Диаграмма 1. Уровень развития ««ойбкЦз» («мягкие навыки») у будущих врачей
По результатам изучения исходного уровня сформированное™ «БОЙзкШБ» («мягкие навыки») у будущих врачей определены: высокий уровень развития ««ойъкЛк» наблюдается у 47% старшекурсников; средний уровень развития «мягких навыков» регистрируется у 44% (35); низкий уровень - у 9% (7).
Таким образом, у студентов выпускных курсов отделения «Лечебное дело» Медицинского института, в целом, ««ойъкйк» («мягкие навыки») в достаточной степени развиты; преобладает развитие таких «мягких навыков», как ценностное отношение к профессии, связанное с ним осознание ответственности перед пациентами; в плане межличностных отношенийнавыки положительной коммуникации проявляются у значительной части будущих врачей как по отношению к пациентам, лечащим врачам, так и к однокурсникам и преподавателям; эмпатия выражается во внимании при курации, в желании помочь пациентам при дополнительных жалобах, добросовестности в проведении осмотра и заполнении истории болезни.
В ходе опроса, интервью старшекурсники назвали ведущей проблемой (100%) дистанционное обучение и недопуск в период пандемии студентов к курации пациента в связи с противоэпидемическими мероприятиями.
Таким образом, основная задача медицинского вуза, учебно-методических отделов, преподавателей состоит в обеспечении условий для освоения ««ойзкйк» («мягких навыков»), в том числе, посредством организации производственной практики с трудоустройством обучающихся выпускных 5-6 курсов в качестве среднего медицинского персонала, сотрудников колл-центра поликлиник, медицинских учреждений. Студенты, проводившие данное исследование, подготовили себя к пониманию основных проблем и задач, с которыми они столкнутся на выпускном VI курсе, а также к постдипломному периоду.
Заключение
В проведенном исследовании:
- представлены теоретические основания по проблемам развития «мягких навыков»;
- выбраны определяющими у будущих врачей ««ойзкПк» социально-гуманитарной направленности, такие как коммуникация, эмпатия, ценностное отношение к будущей профессии;
- изучена степень сформированности исходного уровня «мягких навыков» среди студентов выпускных курсов отделения «Лечебное дело» Медицинского института СевероВосточного федерального университета имени М.К. Аммосова;
- признан положительным альтернативный опыт очному общению с пациентами в условиях пандемии в виде прохождения студентами практики в колл-центре медицинских организаций.
Л и т е р а т у р а
1. Адамс, К. А. Тестирование на компетентность, а не на «интеллект» / К. А. Адамс, Д. С. Мак-Клиланд // Американский психолог. - 2018. - №28. - С. 1-14. - [Электронный ресурс]. - http:// www.orientamento.it/indice/a-summary-of-mcclelland-d-c-1973-testing-for-competence-rather-than-for-intelligence-american-psychologist-28-1-14/ (дата обращения 10.09.2022).
2. Роблес, М. Восприятие руководителями 10 лучших навыков межличностного общения, необходимых на современном рабочем месте / М. Роблес // Деловое общение. - 2012. - № 75 (4). -С. 453-465. [Электронный ресурс]. -https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1080569912460400 (дата обращения 10.09.2022).
3. Абишева, А. Е. Мягкие навыки студентов бакалавриата: анализ источников трудоустройства по полу / А. Е. Абишева, Э. М. Ералина // Обзор экономики Центральной Азии. - 2022. - №1 (142). -С. 60-72.
4. Комаров, С. Г. Развитие мягких навыков у медицинского персонала поликлиники. 18 очень простых приемов, которые позволят стать гораздо ближе к нашим пациентам: учебно-методическое пособие / С. Г. Комаров. - Санкт-Петербург: ИПК «Береста», 2020. - 14 с.
5. Локтаева, Н. Н. Понятие «мягкие навыки» как педагогическая категория: сущность и содержание / Н. Н. Локтаева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - № 4. -С. 29-35.
6. Ивашкова, А. А. К вопросу об изучении формирования softskills в зарубежных исследованиях / А. А. Ивашкова // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2021. - №4. -С. 13-17.
7. Сенченко Г. В. Какие навыки нужны студенту медицинского вуза для эффективного обучения? / Г. В. Сенченко, А. Ю. Сенченко // Сборник статей Всероссийской научно-педагогической конференции с международным участием (Красноярск, 3-4 февраля 2021 г.). - Красноярск: Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого. - С. 438-441.
8. Заславская, О. В. Формирование «мягких навыков» в образовательном процессе вуза как фактор развития конкурентоспособности молодого специалиста / О. В. Заславская, А. С. Малафий // Перспективы науки и образования. - 2021. - №3 (51). - С. 115-126.
9. Финакова, Е. С. Технология проектной деятельности как инструмент формирования мягких навыков студентов / Е. С. Финакова // Современные образовательные технологии: новые вызовы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2021. - С. 64-69.
10. Паули, Ю. С. Роль речеведческих дисциплин в формировании «мягких навыков» студента / Ю. С. Паули // Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе: коллективная монография. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. - С. 39-48.
11. Кунгурова, И. М. Мягкие навыки: новые задачи для молодежи / И. М. Кунгурова, Е. В. Слиз-кова, Д. Н. Фадич // V Рождественские чтения: межвузовский сборник научно-методических статей. -Тюмень: Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, 2018. - С. 102-107.
12. Елизарова, М. К. Использование метода групповой работы для развития потенциала коммуникативных компетенций будущих медицинских работников / М. К. Елизарова // Международный журнал экспериментального образования. - 2020. - №3. - С. 32-36.
13. Пестряева, Л. Ш. Перспективность формирования «мягких навыков» в современном образовании / Л. Ш. Пестряева, Д. В. Григорьев // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: материалы международной научно-практической конференции. - Чебоксары: Чувашский государственный аграрный университет, 2022. - С. 300-303.
14. Методика оценки «softskills» (МА) адаптация Жуковского И.В. [Электронный ресурс]. -https://onlinetestpad.com/ru/testview/788186-metodika-ocenki-soft-skills-ma-adaptaciya-iv-zhukovskogo (дата обращения 12.09.2022).
R e f e r e n c e s
1. Adams, K. A. Testirovanie na kompetentnost', a ne na «intellekt» / K. A. Adams, D. S. MakKliland // Amerikanskij psiholog. - 2018. - №28. - S. 1-14. - [Elektronnyj resurs]. - http://www.orientamento.it/ indice/a-summary-of-mcclelland-d-c-1973-testing-for-competence-rather-than-for-intelligence-american-psychologist-28-1-14/ (data obrashcheniya 10.09.2022).
2. Robles, M. Vospriyatie rukovoditelyami 10 luchshih navykov mezhlichnostnogo obshcheniya, neobhodimyh na sovremennom rabochem meste / M. Robles // Delovoe obshchenie. - 2012. - № 75 (4). - S. 453-465. [Elektronnyj resurs]. -https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/1080569912460400 (data obrashcheniya 10.09.2022).
3. Abisheva, A. E. Myagkie navyki studentov bakalavriata: analiz istochnikov trudoustrojstva po polu / A. E. Abisheva, E. M. Eralina // Obzor ekonomiki Central'noj Azii. - 2022. - №1 (142). - S. 60-72.
4. Komarov, S. G. Razvitie myagkih navykov u medicinskogo personala polikliniki. 18 ochen' prostyh priemov, kotorye pozvolyat stat' gorazdo blizhe k nashim pacientam: uchebno-metodicheskoe posobie / S. G. Komarov. - Sankt-Peterburg: IPK «Beresta», 2020. - 14 s.
5. Loktaeva, N. N. Ponyatie «myagkie navyki» kak pedagogicheskaya kategoriya: sushchnost' i soderzhanie / N. N. Loktaeva // Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. - 2019. - № 4. -S. 29-35.
6. Ivashkova, A. A. K voprosu ob izuchenii formirovaniya softskills v zarubezhnyh issledovaniyah / A. A. Ivashkova // Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2021. - №4. - S. 13-17.
7. Senchenko G. V. Kakie navyki nuzhny studentu medicinskogo vuza dlya effektivnogo obucheniya? / G. V. Senchenko, A. YU. Senchenko // Sbornik statej Vserossijskoj nauchno-pedagogicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (Krasnoyarsk, 3-4 fevralya 2021 g.). - Krasnoyarsk: Krasnoyarskij gosudarstvennyj medicinskij universitet imeni professora V. F. Vojno-YAseneckogo. - S. 438-441.
8. Zaslavskaya, O. V. Formirovanie «myagkih navykov» v obrazovatel'nom processe vuza kak faktor razvitiya konkurentosposobnosti molodogo specialista / O. V. Zaslavskaya, A. S. Malafij // Perspektivy nauki i obrazovaniya. - 2021. - №3 (51). - S. 115-126.
9. Finakova, E. S. Tekhnologiya proektnoj deyatel'nosti kak instrument formirovaniya myagkih navykov studentov / E. S. Finakova // Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: novye vyzovy i perspektivy: materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Astrahan': Izdatel'skij dom «Astrahanskij universitet», 2021. - S. 64-69.
10. Pauli, YU. S. Rol' rechevedcheskih disciplin v formirovanii «myagkih navykov» studenta / YU. S. Pauli // Innovacionnoe obrazovatel'noe prostranstvo: teoriya i praktika obucheniya inostrannym yazykam i russkomu yazyku kak inostrannomu v vysshej shkole: kollektivnaya monografiya. - Kirov: Mezhregional'nyj centr innovacionnyh tekhnologij v obrazovanii, 2019. - S. 39-48.
11. Kungurova, I. M. Myagkie navyki: novye zadachi dlya molodezhi / I. M. Kungurova, E. V. Slizkova, D. N. Fadich // V Rozhdestvenskie chteniya: mezhvuzovskij sbornik nauchno-metodicheskih statej. -Tyumen': Ishimskij pedagogicheskij institut im. P.P. Ershova (filial) Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018. - S. 102-107.
12. Elizarova, M. K. Ispol'zovanie metoda gruppovoj raboty dlya razvitiya potenciala kommunikativnyh kompetencij budushchih medicinskih rabotnikov / M. K. Elizarova // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. - 2020. - №3. - S. 32-36.
13. Pestryaeva, L. SH. Perspektivnost' formirovaniya «myagkih navykov» v sovremennom obrazovanii / L. SH. Pestryaeva, D. V. Grigor'ev // Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury i sporta v sovremennyh social'no-ekonomicheskih usloviyah: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -CHeboksary: CHuvashskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2022. - S. 300-303.
14. Metodika ocenki «softskills» (MA) adaptaciya ZHukovskogo I.V. [Elektronnyj resurs]. - https:// onlinetestpad.com/ru/testview/788186-metodika-ocenki-soft-skills-ma-adaptaciya-iv-zhukovskogo (data obrashcheniya 12.09.2022).