Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
104
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Буторина Наталья Иннокентьевна, Коновалов Антон Андреевич

В статье цифровые технологии рассматриваются как современные компьютерные дидактические средства для развития музыкальной культуры обучающихся. Авторы доказывают необходимость применения данных технологий при освоении подростками учебного предмета «Музыкальная литература» в учреждениях дополнительного образования. В публикации предложены имеющиеся определения музыкальной культуры, представлено содержание и классификация данного феномена. Уточнено определение современных цифровых технологий, их основное назначение применительно к образовательному процессу. Приведено определение музыкально-компьютерных технологий. Выявлены возможности, а также специфика использования специально разработанного мультимедийного курса лекций, базирующегося на использовании мультимедийных и музыкально-компьютерных технологий, необходимого для развития музыкальной культуры обучающихся учреждений дополнительного образования. Обозначены условия развития рассматриваемой культуры подростков на занятиях по музыкальной литературе. Определены критерии, соответствующие показатели и уровни развития музыкальной культуры обучающихся. Раскрыто содержание основных этапов опытно-поисковой работы (констатирующего, формирующего, контрольного), представлены результаты проведенного исследования, подтверждающие успешность применения специально разработанных современных цифровых технологий для развития музыкальной культуры обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEENAGERS’ MUSICAL CULTURE DEVELOPMENT THROUGH DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

In this article, digital technologies are considered as modern computer didactic tools for the development of the musical culture of students. The authors prove the need to use these technologies in teaching adolescents when they master the subject «Musical Literature» in institutions of additional education. The publication offers the available definitions of musical culture, presents the content and classification of this phenomenon. Clarified the definition of digital educational technologies, their main purpose in relation to the educational process. The definition of music and computer technologies is given. The possibilities, as well as the specifics of the use of a specially developed multimedia course of lectures, based on the use of multimedia and music-computer technologies, necessary for the development of the musical culture of students of institutions of additional education. The conditions for the development of the considered culture of adolescents in the classroom on musical literature are indicated. Criteria, corresponding indicators and levels of development of students’ musical culture have been determined. The content of the main stages of the experimental search work (ascertaining, forming, control) is revealed, the results of the study are presented, confirming the success of the use of specially developed modern digital technologies for the development of the musical culture of students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

^ Современные социокультурные практики bill! i

АзвитиЕ музыкальной культуры подростков

ПОСРЕДСТВОМ цифровых образовательных технологий

УДК [37.076:78.071.5]:[78.087.5:004] http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-2106-121-131

Н. И. Буторина

российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, российская Федерация

e-mail: nainnrgppu20@gmail.com

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6381-9430

А. А. Коновалов

российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, российская Федерация

e-mail: anton-andreevi4@mail.ru

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4134-665X

Аннотация: В статье цифровые технологии рассматриваются как современные компьютерные дидактические средства для развития музыкальной культуры обучающихся. Авторы доказывают необходимость применения данных технологий при освоении подростками учебного предмета «Музыкальная литература» в учреждениях дополнительного образования. В публикации предложены имеющиеся определения музыкальной культуры, представлено содержание и классификация данного феномена. Уточнено определение современных цифровых технологий, их основное назначение применительно к образовательному процессу. Приведено определение музыкально-компьютерных технологий. Выявлены возможности, а также специфика использования специально разработанного мультимедийного курса лекций, базирующегося на использовании мультимедийных и музыкально-компьютерных технологий, необходимого для развития музыкальной культуры обучающихся учреждений дополнительного образования. обозначены условия развития рассматриваемой культуры подростков на занятиях по музыкальной литературе. определены критерии, соответствующие показатели и уровни развития музыкальной культуры обучающихся. раскрыто содержание основных этапов опытно-поисковой работы (констатирующего, формирующего, контрольного), представлены результаты проведенного исследования, подтверждающие успешность применения специально разработанных современных цифровых технологий для развития музыкальной культуры обучающихся.

БУториНА НАтАлЬЯ МННоКЕНтЪЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры музыкально-компьютерных технологий российского государственного профессионально-педагогического университета.

Коновалов АНтоН АНДрЕЕВиЧ - кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-компьютерных технологий российского государственного профессионально-педагогического университета.

BUTORINA NATALYA INNOKENTYEVNA - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Music and computer Technology Department, Russian State Vocational Pedagogical University.

KONOVALOV ANTON ANDREEVICH - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Music and computer Technology Department, Russian State Vocational Pedagogical University.

© Буторина Н.и., Коновалов А.А., 2022

Ключевые слова: музыкальная культура, цифровые образовательные технологии, мультимедийные технологии, музыкально-компьютерные технологии, мультимедийный курс лекций, подросток, музыкальная литература.

Для цитирования: Буторина Н. И., Коновалов А. А. Развитие музыкальной культуры подростков посредством цифровых образовательных технологий // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 2 (106). С. 121-131. http://doi. org/10.24412/1997-0803-2022-2106-121-131

teenagers' musical CULTURE development through digital EDUCATIONAL technologies

Natalya I. Butorina

Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian Federation

e-mail: nainnrgppu20@gmail.com

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6381-9430

Anton A. Konovalov

Russian State Vocational Pedagogical University, Yekaterinburg, Russian Federation

e-mail: anton-andreevi4@mail.ru

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4134-665X

Abstract: In this article, digital technologies are considered as modern computer didactic tools for the development of the musical culture of students. The authors prove the need to use these technologies in teaching adolescents when they master the subject «Musical Literature» in institutions of additional education. The publication offers the available definitions of musical culture, presents the content and classification of this phenomenon. Clarified the definition of digital educational technologies, their main purpose in relation to the educational process. The definition of music and computer technologies is given. The possibilities, as well as the specifics of the use of a specially developed multimedia course of lectures, based on the use of multimedia and music-computer technologies, necessary for the development of the musical culture of students of institutions of additional education. The conditions for the development of the considered culture of adolescents in the classroom on musical literature are indicated. Criteria, corresponding indicators and levels of development of students' musical culture have been determined. The content of the main stages of the experimental search work (ascertaining, forming, control) is revealed, the results of the study are presented, confirming the success of the use of specially developed modern digital technologies for the development of the musical culture of students.

Keywords: musical culture, digital educational technologies, multimedia technologies, music and computer technologies, multimedia course of lectures, teenager, musical literature.

For citation: Butorina N.I., Konovalov A.A. Teenagers' musical culture development through digital educational technologies. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2022, no. 2 (106), pp. 121-131. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-2106-121-131

Снижение духовности и нравственности общества обусловливает необходимость формирования базовой культуры личности человека XXI века, важнейшим компонентом которой является музыкальная культура.

Сам термин «музыкальная культура» является предметом исследований различных

наук - от философии до культурологии и эстетики и, как следствие, по-разному трактуется.

Непосредственно в музыковедческой науке понятие «музыкальная культура», прежде всего, связано с историческим развитием самой музыки как вида искусства, что подтверждают следующие определения:

1) «музыка вместе с ее ближайшим контекстом, со всей совокупностью общественных форм музицирования» (Б. В. Асафьев) [3, с. 119];

2) «сложная система, включающая музыкальные ценности, деятельность (по их созданию, сохранению, воспроизведению, распространению, восприятию), композиторов, исполнителей, слушателей, музыковедов, учреждения, инструменты и оборудование» (А. Н. Сохор) [17, с. 95];

3) «результат сложного и длительного процесса формирования личности, в котором отражаются и объективное влияние микросреды, наполненной музыкой, пением, танцами, и последствия целенаправленной деятельности по музыкально-эстетическому просвещению и вовлечению индивида в различные виды музыкально-образовательной, музыкально-исполнительной и музыкально-созидательной деятельности» (А. Ю. Смирнов) [15, с. 227].

Духовно-нравственное развитие личности является приоритетной задачей музыкальной педагогики - «процесс музыкального образования неотделим от жизни и напрямую зависит от внутреннего состояния как педагогов, так и обучающихся» (Ю. С. Овчинникова) [14, с. 70].

Музыкальная культура личности, таким образом, интегрирует уровень музыкальной развитости и образованности, индивидуальный социально-художественный опыт и музыкальные потребности (Ю. Б. Алиев) [2]. Процесс развития музыкальной культуры личности «характеризуется возникновением, углублением и выражением в музыке личност-но значимого жизненного смысла, который определяется в качестве пути постижения музыки и жизни в их единстве» (Ч. Бисун) [5, с. 178] и направлен «на совершенствование человеком собственной природы согласно общественно значимым идеалам нравственности и духовности» (А. П. Мальцев) [13, с. 39].

Л.Х.Мунтяну предлагает следующие содержательные компоненты музыкальной культуры [22]:

1) черты личности (музыкальный опыт) -музыкальная чувствительность, восприятие музыки, музыкальный вкус, музыкальный интеллект и отношения;

2) музыкально-теоретические и музыкально-исторические знания, возможности их применения в музыкально-художественной деятельности.

Проблема развития музыкальной культуры, по мнению Н. В. Галушкиной и Н. В. Ип-политовой, остается сегодня недостаточно изученной [7]. При этом процесс воспитания музыкальной культуры современного подростка как составная часть формирования всесторонне развитой личности немыслим без его собственных усилий и инициативы (Н. О. Байрамова) [4, с. 11]. В этой связи интересны результаты исследования, которые доказывают непосредственную взаимосвязь при выборе будущей профессии не только музыкального опыта и личностных характеристик обучающихся, но и освоение ими того или иного музыкального инструмента [20].

Развитие основ музыкальной культуры подрастающего поколения является важной задачей организаций дополнительного музыкального образования, решение которой осуществляется, прежде всего, на занятиях по музыкальной литературе. При освоении данного предмета обучающиеся овладевают языком музыкального искусства и знакомятся с его лучшими отечественными и зарубежными образцами. Вместе с тем согласимся с Е. В. Лащевой и М. В. Швец в том, что «образцы современной популярной музыки, которым отдает предпочтение нынешнее подрастающее поколение, не всегда содержат в себе серьезную смысловую и мелодическую нагрузку, богатое

музыкальное содержание и наполненность образов, которые так необходимы для полноценного понимания искусства» [12, с. 90].

Содержание развитой музыкальной культуры подростков составляют компоненты, представленные на рисунке 1 (по А. Г. Костюк) [10, с. 73].

Оптимизировать процесс развития музыкальной культуры подростков в образовательных учреждениях могут современные цифровые технологии, к которым некоторые авторы относят виртуальную среду обучения и социальные сети [21], а Н. Ш. Козлова - цифровые образовательные ресурсы, обучающие программы, онлайн-курсы и онлайн-сервисы [8].

Цифровая образовательная среда, как справедливо отмечают Г. В. Ахметжанова и А. В. Юрьев, предоставляет принципиально новые возможности: переход к обучению в любом месте и в любое время; проектирование индивидуальных образовательных маршрутов; наделение обучающихся ролью создателей новых ресурсов, а не только активных потребителей [1].

Эффективность использования цифровых технологий в музыкальном и общем образовании подтверждают ряд исследований.

В частности, возможности электронного музицирования школьников в формировании культурной компетенции рассматривает И. М. Красильников, подчеркивая, что «этот воспитательный процесс окрашен яркими эмоциональными переживаниями, связанными с эстетическим восприятием музыкальных проявлений своего и других народов» [11, с. 107].

В музыкальном образовании сегодня широко применяются мультимедийные проекты, часто включающие музыкально-компьютерные технологии, специфика которых обусловливается новым интегрированным видом музыкально-компьютерной деятельности [9, с. 9].

Применение цифровых технологий на занятиях по учебному предмету «Музыкальная литература» сегодня может способствовать развитию музыкальной культуры подростков, благодаря готовности обучающихся к активному восприятию современных компьютерных средств обучения (Т. В. Смирнова) [16]. Это становится особенно актуальным в условиях ограниченного учебного времени, отводимого предпрофессиональной программой на данный предмет и недостаточного для глубокого погружения подростков в музыкальное искусство.

Рисунок 1. Содержание развитой музыкальной культуры подростков

При этом отсутствие научных исследований по изучению влияния цифровых технологий на процесс развития музыкальной культуры подростков, а также реального цифрового дидактического обеспечения данного процесса видится авторам серьезной проблемой, о результатах исследования в попытках решения которой на примере мультимедийного курса лекций и пойдет речь ниже.

Мультимедийный курс лекций (далее по тексту МКЛ) - комплект материалов, серия видео- или аудиоуроков, относящихся к средствам мультимедиа, каждая лекция которого включает «показ текстового и графического сопровождения с использованием анимации и качественно-численным моделированием изучаемых процессов, визуализированных на экране с помощью видеопроектора, управляемого компьютером» (А. Г. Чернышева) [18, с. 160].

МКЛ может быть выполнен в формате мультимедийных презентаций или серии видеороликов, позволяющих усовершенствовать подачу материала посредством совмещения технических возможностей компьютера, аудио-, видеотехники и живого общения лектора с обучающимися (В. М. Вакулюк, Н. Г. Семенова) [6, с. 95]. Присутствие в видеолекциях фигуры лектора улучшает понимание лекции благодаря сочетанию невербальных элементов (жесты, поза и др.) с интерактивными особенностями языка (оценочные выражения, паралингвистические ударения на словах) [19]. Универсальное сочетание всех инструментов мультимедиа в МКЛ расширяет его образовательные возможности, включая все органы восприятия обучающихся. При этом улучшается усвоение информации и повышается интерес к изучаемому предмету в сфере общего, дополнительного и профессионального образования.

Создание МКЛ может быть обусловлено определенной педагогической задачей. Курс лекций по музыкальной литературе может быть посвящен творчеству композитора, эпохе, историческому периоду, стилю или жанру, направлению в искусстве и т. д.

Мультимедийная лекция - основной структурный элемент МКЛ, состоящий из следующих компонентов: вводного слова о теме лекции; основной части - рассказа лектора, демонстрации материала; практической части - заданий для самостоятельной работы; демонстрационного материала для выполнения задания.

Как и традиционная лекция, мультимедийная лекция может выполнять разные образовательные функции (организующую, ориентирующую, методологическую, мотивирующую, развивающую, воспитывающую, информационную) и классифицироваться по различным основаниям: месту в учебном курсе; преобладающей форме обучения (классной, дистанционной); частоте общения лектора со слушателями; степени проблемного изложения.

МКЛ может использоваться в самостоятельной, классной и внеклассной работе обучающихся, при подготовке к контрольной работе, повторении пройденного материала, написании конспектов, слушании музыки и др. Современные технологии могут при этом привлечь интерес обучающихся и улучшить процесс запоминания материала [23].

Специально разработанный для развития музыкальной культуры подростков МКЛ включает в себя три видеоролика на учебные темы, входящие в рабочую программу шестого класса по учебному предмету «Музыкальная литература»: «Программная фортепианная сюита М. П. Мусоргского "Картинки с выставки"»; «Симфоническая сюита Н. А. Рим-

ского-Корсакова "Шехеразада"»; «П. И. Чайковский - композитор-романтик».

Две первые лекции имеют одинаковую структуру и включают в себя: вступление с краткой справкой о композиторе, месте и значении произведения в его творчестве; историю создания музыкального сочинения; содержание и структуру произведения - количество и название частей (миниатюр), анализ жанровых особенностей, средств музыкальной выразительности каждой части; драматургию целостного циклического произведения с образно-художественным анализом его частей (миниатюр); практическое задание для развития аналитических навыков - основы развития музыкальной культуры обучающихся.

Для закрепления материала первой мультимедийной лекции обучающимся предлагается: выполнить анализ музыкально-выразительных и исполнительских средств в миниатюре «Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве)»; определить место данной миниатюры в фортепианной сюите М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Освоение подростками мультимедийной лекции на тему симфонической сюиты «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова завершается анализом и сопоставлением выразительных и исполнительских средств в музыкальных темах султана и Шехеразады из I части сюиты. Критериями оценки выполнения предлагаемых практических заданий является правильность проведенного анализа и обоснованность ответов на заданные вопросы.

Третья лекция МКЛ, направленная на повторение и закрепление уже изученного материала, связана с сопоставлением творчества П. И. Чайковского и других композиторов-романтиков, поэтому практическое задание предлагает самостоятельный анализ подростками одного из романсов П. И. Чайковского.

Структура лекции «П. И. Чайковский -композитор-романтик» включает в себя следующие разделы: вступление - характеристика эпохи романтизма, тематика сочинений, стилистика музыкального языка; характеристику творчества - особенности творчества, музыкальный язык и наследие; основные выводы; практическое задание на анализ музыкально-выразительных и исполнительских средств в романсе П. И. Чайковского «На нивы желтые». При выполнении задания оценивалась правильность анализа, точность определения музыкального романтизма и его характеристики.

Следует подчеркнуть, что использование МКЛ по музыкальной литературе при развитии музыкальной культуры подростков нацелено, прежде всего, на освоение ими музыкально-теоретических и исполнительских знаний, активизацию музыкальной деятельности на основе познавательных, слуховых, исполнительских и аналитических умений.

Для определения успешности развития музыкальной культуры подростков с применением МКЛ на занятиях по музыкальной литературе было проведено опытно-поисковое исследование в МАУК ДО ДМШ № 6 и МБУК ДО «Детская музыкальная школа № 13 им. И. О. Дунаевского» (г. Екатеринбург, 2019 - 2020 уч. год). В нем приняли участие обучающиеся шестого класса в количестве 40 человек.

Пилотажное исследование было направлено на определение отношения подростков к музыке и развитию собственной музыкальной культуры. Для проведения опроса подросткам была предложена специально разработанная анкета.

Для оценки исходного уровня развития музыкальной культуры подростков на констатирующем этапе опытно-поискового исследования были разработаны соответствующие критерии (показатели) (см. рис. 2).

Кроме того, на констатирующем этапе были сформированы контрольная и экспериментальная группы из обучающихся шестого класса указанных выше школ. Подростки были разделены на контрольную (20 человек) и экспериментальную (20 человек) группы.

Для определения исходного уровня развития музыкальной культуры подростков обеих групп были разработаны: тестовые задания на определение знаний подростков по музыкальной литературе; практические задания на анализ музыкальных средств, жанра и стиля произведения, а также его ценностную оценку; практические задание для определения эмоциональной реакции на воспринимаемую музыку.

Тестовые задания состояли из 15 вопросов на выбор одного правильного ответа из трех предлагаемых; каждый тематический блок включал в себя пять вопросов. Практическое задание на анализ произведения проводилось в форме музыкальной викторины. Практическое задание на восприятие и анализ музыки включало пять музыкальных фрагментов для характеристики музыкальных образов и возникающих у подростков эмоций.

Следующей задачей констатирующего этапа исследования стало создание МКЛ и разработка контрольных заданий для опре-

деления итогового уровня развития музыкального интереса подростков.

На формирующем этапе опытно-поискового исследования мультимедийный курс лекций применялся на занятиях по музыкальной литературе в экспериментальной группе, в то время как обучающиеся контрольной группы осваивали учебный предмет традиционным способом.

На контрольном этапе уровень развития музыкальной культуры подростков экспериментальной и контрольной групп определялся с помощью трех контрольных заданий, соответствующих трем разработанным критериям.

Контрольное задание 1 заключалось в самостоятельном знакомстве подростков с содержанием МКЛ, изучении информации о композиторах и произведениях, слушании аудиоматериалов. Результативность освоения задания определялась с помощью интерактивного теста (по первому критерию).

Контрольное задание 2 состояло в слушании и анализе основных музыкальных произведений по изученным темам русской музыкальной литературы второй половины XIX века. Успешность выполнения данного задания определялась с помощью викторины (по второму критерию).

■■ ■

Критерий, характеризующий музыковедческие знания

-____I

Л

( \

• теоретические и практические знания в области музыкальной культуры;

• знания о ценностном отношении к действительности, формирующиеся посредством музыкальной деятельности.

V___)

/--ч

Практико-деиствеиныи критерий

Г ^\

• умение оценивать и ан али зиров ать музыка льн о е произведение;

• умение творчески следовать нормам и образцам культуры, личностное осмысление музыкально-ценностной информации

Ч_у

С-\

Эмоционально-чувственный критерий

/ \ • определение эмоциональных реакций на музыкальное произведение, конкретно-

чувственное восприятие

содержания музыкально-

художественного образа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч_)

Рисунок 2. Критерии и показатели оценки уровня развития музыкальной культуры подростков

Контрольное задание 3 предполагало слушание и анализ романса П. И. Чайковского (на выбор подростка), а также оценку образов, настроения, эмоций и чувств, вызванных музыкой (по третьему критерию).

По результатам выполнения контрольных заданий проводился сравнительный анализ результатов диагностики и подводились итоги опытно-поискового исследования по развитию музыкальной культуры подростков с применением цифровых технологий на занятиях по музыкальной литературе.

Пилотажное исследование позволило актуализировать проблему развития музыкальной культуры подростков с применением МКЛ на занятиях по музыкальной литературе.

На констатирующем этапе опытно-поискового исследования на основе разработанных критериев были выявлены одинаковые результаты в контрольной и экспериментальной группах: преимущественно средний и низкий уровни развития музыкального интереса подростков по всем трем показателям.

На формирующем этапе опытно-поискового исследования на занятиях по музыкальной литературе в домашней работе подростков экспериментальной группы были применены цифровые технологии (мультимедийный курс лекций).

Контрольный этап исследования определил большую успешность развития музыкальной культуры подростков экспериментальной группы с применением МКЛ. Для этого проводился анализ выполнения тестовых, практических заданий с последующим сопоставлением

результатов в обеих группах. Подросткам были предложены аналогичные констатирующему этапу тестовые и практические задания.

На контрольном этапе исследования были выявлены следующие результаты, представленные в таблице 1.

Анализ результатов опытно-поискового исследования показал большую положительную динамику в развитии музыкальной культуры у подростков экспериментальной группы, что подтвердило успешность применения цифровых технологий для развития музыкальной культуры подростков при изучении ими музыкальной литературы в организациях дополнительного музыкального образования.

Включение цифровых технологий, в частности мультимедийного курса лекций, в учебный процесс на занятиях по музыкальной литературе с подростками позволяет: представлять учебный материал в мультимедийном виде; автоматизировать процесс освоения учебного материала; повысить интерес подростков к учебному предмету; обеспечить свободный доступ к нужной информации; организовать самостоятельную работу обучающихся; использовать возможности дистанционного обучения; выбирать темп освоения информации; стимулировать обучающихся к познавательной деятельности для достижения более высоких результатов.

Отмеченные возможности цифровых технологий способствуют успешному развитию музыкальной культуры подростков на занятиях по музыкальной литературе в детской музыкальной школе.

Таблица 1. Сравнительные результаты развития музыкальной культуры в контрольной и экспериментальной группах

Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа Разница

Низкий 20 % (4 чел.) 10 % (2 чел.) - 10 %

Средний 55 % (11 чел.) 60 % (12 чел.) + 5 %

Высокий 25 % (5 чел.) 30 % (6 чел,) + 5 %

^ Современные социокультурные практики ■Иг i

Список литературы

1. Ахметжанова Г. В., Юрьев А. В. Цифровые технологии в образовании // Балтийский гуманитарный

журнал. 2018. № 3 (24). С. 334 - 336.

2. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Москва : ВлАДоС, 2000. 320 с.

3. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Москва : Дрофа, 2007. 310 с.

4. Байрамова Н. О. Самообразование как один из факторов формирования музыкальной культуры

студентов // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 10 - 11.

5. Бисун Ч. Формирование музыкальной культуры личности // Мир науки, культуры, образования. 2019.

№ 5 (78). С. 177 - 179.

6. Вакулюк В. М., Семенова Н. Г. использование мультимедиа технологий в лекционном курсе //

Москва : Современные наукоемкие технологии, 2004. Вып. 2. URL: https://www.top-technologies.ru/ pdf/2004/2/62/ pdf.

7. Галушкина Н. В., Ипполитова Н. В. историко-педагогический анализ проблемы формирования

музыкальной культуры у младших школьников // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. URL: https://mir-nauki.com/ PDF/79PDMN320.pdf.

8. Козлова Н. Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного

технологического университета. 2019. № 1. С. 83-91. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11008.

9. Коновалов А. А., Буторина Н. И. Музыкально-компьютерная деятельность: особенности про-

фессиональной подготовки специалистов // образование и наука. 2021. т. 23, № 8. С. 84-110. DOI:10.17853/1994-5639-2021-8-84-110.

10. Костюк А. Г. Культура музыкального воспитания. Москва : Академия, 2002. 154 с.

11. Красильников И. М. Формирование культурной компетенции школьников в процессе электронного

музицирования // Педагогика искусства. 2021. № 3. С. 98-108. DOI: 10.34897/IAECS.2021.13.50.012.

12. Лащева Е. В., Швец М. В. особенности формирования музыкальной культуры школьников

на современном этапе // Культура и образование. 2017. № 3 (66). С. 89 - 91.

13. Мальцев А. П. развитие музыкальной культуры подростков в учреждении дополнительного

образования детей: диссертация кандидата педагогических наук / Александр Павлович Мальцев. Москва : Музыка, 2003. 187 с.

14. Овчинникова Ю. С. творческая работа с интонируемым переживанием как средство развития

музыкальной культуры личности // Музыкальное искусство и образование. 2018. № 3. С. 68 - 82.

15. Смирнов Я. Ю. Музыкальная педагогика как методология и методика формирования музыкальной

культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (15). С. 227 - 234.

16. Смирнова Т. В. Психологическая готовность подростков к восприятию компьютерных технологий:

автореферат диссертации ... кандидата психологических наук / татьяна Владимировна Смирнова. Курск, 2010. 26 с.

17. Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура. Москва : АСт, 2007. 318 с.

18. Чернышева А. Г. Комплексное использование мультимедийных лекций и рабочих тетрадей при обучении будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) // тамбов: Альманах современной науки и образования. 2012. № 7 (62). С. 160 - 163.

19. Camiciottoli B. C. Teaching lecture comprehension skills through OpenCourseWare video-recorded lectures:

A research-informed classroom application // Journal of English for Academic Purposes. 2021. № 54. URL: https://doi.org/10.1016/j.jeap.2021.101055.

20. Kuckelkorn K. L., Manzano O., Ullen F. Musical expertise and personality - differences related to occupational

choice and instrument categories // Personality and Individual Differences. 2021. № 173. URL: https://doi. org/10.1016/j.paid.2020.110573.

21. Lacka E., Wong T. C., Haddoud M. Y. Can digital technologies improve students' efficiency? Exploring the role

of Virtual Learning Environment and Social Media use in Higher Education // Computers & Education. 2021. № 163. URL: https://doi.org/10.1016/jxompedu.2020.104099

тШШН 1 ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2022 ♦ 2 (106) март-апрель =

22. Munteanu L. M. Musical Culture, a Finality of Musical Education // Procedia - Social and Behavioral Sciences.

2012. № 46. C. 4195-4199. URL: https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2012.06.225.

23. Yang J., Zhang Y., Pi Z., Xie Y. Students' achievement motivation moderates the effects of interpolated pre-

questions on attention and learning from video lectures // Learning and Individual Differences. 2021. № 91. URL: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2021.102055.

References

1. Akhmetzhanova G. V., Yuryev A. V. Digital technologies in education // Baltic Humanitarian Journal. 2018.

No. 3 (24). pp. 334-336.

2. Aliyev Yu. B. Handbook of a school teacher-musician. Moscow: VLADOS, 2000. 320 p.

3. Asafiev BV Musical form as a process. Moscow: Drofa, 2007. 310 p.

4. Bayramova N. O. Self-education as one of the factors in the formation of students' musical culture // World

of Science, Culture, Education. 2017. No. 4 (65). pp. 10-11.

5. Bisun Ch. Formation of musical culture of personality // World of science, culture, education. 2019. No. 5 (78).

pp. 177-179.

6. Vakulyuk V. M., Semenova N. G. The use of multimedia technologies in the lecture course // Moscow: Modern

high technologies, 2004. Issue. 2. URL: https://www.top-technologies.ru/pdf/2004/2/62/pdf.

7. Galushkina N. V, Ippolitova N. V. Historical and pedagogical analysis of the problem of formation of musical

culture among younger schoolchildren // World of Science. Pedagogy and psychology. 2020. No. 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/79PDMN320.pdf.

8. Kozlova N. Sh. Digital technologies in education // Bulletin of the Maikop State Technological University.

2019. No. 1. pp. 83-91. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11008.

9. Konovalov A. A., Butorina N. I. Musical and computer activity: features of professional training of specialists //

Education and Science. 2021. V. 23, No. 8. pp. 84-110. D0I:10.17853/1994-5639-2021-8-84-110.

10. Kostyuk A. G. Culture of musical education. Moscow: Academy, 2002. 154 p.

11. Krasilnikov I. M. Formation of the cultural competence of schoolchildren in the process of electronic music

making // Pedagogy of Art. 2021. No. 3. pp. 98-108. DOI: 10.34897/IAECS.2021.13.50.012.

12. Lashcheva E. V., Shvets M. V. Features of the formation of the musical culture of schoolchildren at the present

stage // Culture and Education. 2017. No. 3 (66). pp. 89-91.

13. Maltsev A. P. The development of musical culture of adolescents in the institution of additional education

for children: dissertation of the candidate of pedagogical sciences / Alexander Pavlovich Maltsev. Moscow: Muzyka, 2003. 187 p.

14. Ovchinnikova Yu. S. Creative work with intoned experience as a means of developing the musical culture

of the individual // Musical Art and Education. 2018. No. 3. pp. 68-82.

15. Smirnov Ya. Yu. Musical pedagogy as a methodology and methodology for the formation of musical culture

// Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2015. No. 3 (15). pp. 227-234.

16. Smirnova T. V. Psychological readiness of adolescents to perceive computer technologies: abstract of the

dissertation ... candidate of psychological sciences / Tatyana Vladimirovna Smirnova. Kursk, 2010. 26 p.

17. Sokhor A. N. Sociology and musical culture. Moscow: AST, 2007. 318 p.

18. Chernysheva A. G. Integrated use of multimedia lectures and workbooks in the training of future teachers

of vocational training (design) // Tambov: Almanac of modern science and education. 2012. No. 7 (62). pp. 160-163.

19. Camiciottoli B. C. Teaching lecture comprehension skills through OpenCourseWare video-recorded lectures:

A research-informed classroom application // Journal of English for Academic Purposes. 2021. No. 54. URL: https://doi.org/10.1016/j.jeap.2021.101055.

20. Kuckelkorn K. L., Manzano O., Ullén F. Musical expertise and personality - differences related to occupational

choice and instrument categories // Personality and Individual Differences. 2021. No. 173. URL: https://doi. org/10.1016/j.paid.2020.110573.

^ Современные социокультурные практики ■Иг |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Lacka E., Wong T. C., Haddoud M. Y. Can digital technologies improve students' efficiency? Exploring the role

of Virtual Learning Environment and Social Media use in Higher Education // Computers & Education. 2021. No. 163. URL: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.104099

22. Munteanu L. M. Musical Culture, a Finality of Musical Education // Procedia - Social and Behavioral Sciences.

2012. No. 46. pp. 4195-4199. URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.225.

23. Yang J., Zhang Y., Pi Z., Xie Y. Students' achievement motivation moderates the effects of interpolated pre-

questions on attention and learning from video lectures // Learning and Individual Differences. 2021. No.

91. URL: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2021.102055.

*

Поступила в редакцию 12.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.