Специальное образование. 2023. № 3 (71). Special Education. 2023. No 3 (71).
УДК 37.036:78:376.1-053 "465.00/. 07"
ББК Ч459.091+Ч459.005.443 ГРНТИ 14.29.01 Код ВАК5.8.3
Оксана Георгиевна Приходькош Анна Сергеевна Павлова2^
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1 Международный университет психолого-педагогических инноваций, Москва, Россия, [email protected], SPIN: 2671-2221.
2 Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, pavlovaas@ mgpu.ru, SPIN: 2821-4410
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования, посвященного развитию музыкального восприятия детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Основной целью эксперимента было выявление особенностей музыкального восприятия детей третьего года жизни с проблемами основных линий развития. Предметом исследования явилось музыкальное восприятие детей раннего возраста с ОВЗ. Комплексное психолого-педагогическое обследование позволило выделить и описать три группы детей с различным уровнем сформированности музыкального восприятия (с интуитивным уровнем развития музыкального восприятия, с эмоционально-интуитивным уровнем, с эмоционально-осознанным уровнем развития музыкального восприятия). В статье пока© Приходько О. Г., Павлова А. С., 2023
Oksana G. Prikhod'ko1® Anna S. Pavlova2®
DEVELOPMENT OF MUSICAL AWARENESS OF CHILDREN AT AN EARLY AGE WITH DISABILITIES
1 International University of Psychological and Pedagogical Innovations, Moscow, Russia, [email protected], SPIN: 2671-2221.
2 Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia, [email protected], SPIN: 2821-4410
Abstract. The article presents the results of an experimental study of development of the musical awareness of junior children with disabilities. The main aim of the experiment is to identify the specific features of musical awareness of children of the third year of life with problems in the main lines of development. The object of the study is the musical awareness of junior children with disabilities. A comprehensive psycho-pedagogical examination has made it possible to identify and describe three groups of children with different levels of musical awareness (with an intuitive level of development of musical awareness, with an emotional-intuitive level, and with an emotional-conscious level of development of musical awareness). The article shows the nature of a certain relationship between the level of development of music awareness and the formation of the main aspects of the
зан характер определенной взаимосвязи между уровнем развития восприятия музыки и сформированно-стью основных аспектов социальной, познавательной, речевой и двигательной сфер. Представленные данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о важности и необходимости проведения коррекционно-развивающей работы по развитию восприятия музыки у детей первых лет жизни с ОВЗ в различных видах музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, пение). Показаны основные задачи и содержание музыкального развития на этапе раннего детства. Подчеркивается важность взаимодействия педагогов, специалистов сопровождения и родителей детей с ОВЗ в процессе развития восприятия музыки в условиях художественно-развивающей среды образовательной организации и семейного воспитания.
Ключевые слова: музыкальное восприятие, музыка, музыкальное искусство, музыкальное воспитание, ранний возраст, дошкольники, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья, основные линии развития, экспериментальные исследования.
Информация об авторах: При-ходько Оксана Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, проректор Международного университета психолого-педагогических инноваций; SPIN-код 2671-2221; адрес: 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 15, стр. 1, email: ogprihodko@maiLiu
Павлова Анна Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры логопедии, Институт специально-
social, cognitive, speech and motor spheres. The data obtained as a result of the ascertaining experiment emphasize the importance and necessity of carrying out rehabilitation-educational work to develop the perception of music in children of the first years of life with disabilities in various types of musical activity (musical-rhythmic movements, playing musical instruments, and singing). The study describes the main tasks and the content of musical development at the stage of early childhood. The authors stress the importance of the interaction between teachers, support specialists and parents of children with disabilities in the process of developing the perception of music in the artistic environment of an education institution and the family.
Keywords: musical awareness, music, musical art, musical education, early age, preschoolers, SEND, disabilities, children with disabilities, main lines of development, experimental studies.
Author's information: Prikhod'ko Oksana Georgievna, Doctor of Pedagogy, Professor, Honored Employee of Higher School of Russian Federation, Vice-Rector of the International University of Psychological and Pedagogical Innovations, Moscow, Russia.
Pavlova Anna Sergeevna, Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Logopedics, Institute of Special
го образования и психологии, Московский городской педагогический университет; SPIN-код: 2821-4410; адрес: 119621, Россия, г. Москва, ул. Панфёрова, email: [email protected]. Для цитирования: Приходько, О. Г. Развитие музыкального восприятия детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / О. Г. Приходько, А. С. Павлова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2023. — № 3 (71). — С. 84-93.
На протяжении всей жизни человека окружает музыка. Уже с самого рождения он получает первые музыкальные впечатления (убаюкивающий голос мамы, звуки детских музыкальных игрушек и инструментов). Ребенок учится сосредотачивать на музыке свое внимание, прислушиваться к ней, отличать ее от шума вокруг и других звуков; оживляется, радуется ее звучанию.
Музыкальная деятельность имеет большое значение для полноценного развития детей младенческого и раннего возраста (Т. С. Бабаджан, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.) [2; 4; 6].
Музыка играет важную роль в системе отечественной ранней помощи детям с отклонениями развития. Музыкальная деятельность возникает у детей первых лет жизни только при условии взаимодействия со взрослыми: родителями, педагогами, специалистами сопровождения, а также создает основу для эмоциональ-
Education and Psychology, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia.
For citation: Prikhod'ko, O. G., Pavlova, A. S. (2023). Development of Musical Awareness of Children at an Early Age with Disabilities.
Special Education, 3(71), pp. 84-93. (In Russ.)
ного общения между ними (И. А. Выродова, И. С. Константинова, Е. А. Медведева, Г. А. Мишина, А. С. Павлова, О. Г. Приходько, Е. А. Стребелева, Н. Д. Шматко и др.) [5; 7; 8; 9; 14; 16; 17].
Развитие музыкального восприятия является одним из значимых вопросов в педагогике и психологии. Восприятие предшествует и сопровождает все виды музыкальной деятельности, являясь их основой (В. К. Белоборо-дова, Н. А. Ветлугина, А. Л. Готсди-нер, И. Л. Дзержинская, Д. К. Кир-нарская, О. П. Радынова, С. Х. Шо-ломович) [4; 6; 15].
В. М. Бехтерев показал, как музыка влияет на человеческий организм в виде возбуждения или ослабления ответных реакций [3]. П. Н. Анохин отметил, что музыкальное искусство оказывает влияние на параметры физиологического развития ребенка [1]. Чем меньше ребенок, тем лучше он воспринимает окружающие его звуки.
Одним из ведущих направлений в воспитании детей раннего
возраста средствами музыки является развитие их восприятия. Особенностям развития музыкального восприятия, его психологическим механизмам посвящен целый ряд отечественных исследований (Б. Г. Ананьев, Б. В. Асафьев, Л. Л. Бочкарев, Г. Н. Кечхуа-швили, А. Г. Костюк, А. Н. Леонтьев, В. В. Медушевский, Е. В. Назай-кинский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теп-лов, Д. Н. Узнадзе, Б. Л. Яворский и др.). Закономерности, характеризующие восприятие как психический процесс, лежат в основе восприятия музыки; при этом особенности собственно музыкального восприятия обусловлены звуковой организацией музыки и ее эмоционально-образной природой.
Б. М. Теплов полагает, что музыкальное восприятие тесно связано с пониманием эмоционального содержания музыкального произведения. Именно поэтому музыка, влияя на все аспекты психического развития человека, обладает огромной силой эмоционального воздействия [18].
В качестве основных компонентов музыкального восприятия В. В. Медушевский рассматривает «переживание — понимание — оценку». Исключение любого из этих компонентов, имеющих свою функциональную направленность, усложняет процесс музыкального восприятия.
Б. М. Теплов выделил «активный слухо-моторный компонент»,
который сопровождается различными непроизвольными двигательными реакциями. Активные действия ребенка тесно связаны с метроритмической организацией музыки. Основные виды музыкальной деятельности у детей в раннем возрасте вначале трудно разграничить, так как они возникают в тесной взаимосвязи друг с другом. Слушание музыки может сопровождаться движениями ребенка, а движения — эмоциональными вокализациями и т. д. [18].
Экспериментальное исследование проходило на базе ГБОУ «Школа № 199» и ГБОУ «ДОД ДТТТИ им. М. А. Балакирева». Основной целью констатирующего эксперимента являлось выявление особенностей музыкального восприятия детей раннего возраста с ОВЗ. В психолого-педагогическом обследовании принимали участие 44 ребенка третьего года жизни с проблемами основных линий развития.
Мы предположили, что дети раннего возраста с ОВЗ представляют собой неоднородную группу по сформированности музыкального восприятия, в отличие от их нормативно развивающихся сверстников. При этом недостатки сформированности музыкального восприятия обусловлены отклонениями различных линий их развития и недостаточной организацией оказания ранней комплексной помощи.
В ходе проведенного психолого-педагогического обследования были использованы несколько методик: «Комплексная психолого-педагогическая диагностика основных линий развития детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ» (О. Г. Приходько, 2001, 2009); «Диагностика особенностей восприятия музыки детьми третьего года жизни» (И. Л. Дзержинская).
Были выделены три группы детей раннего возраста с ОВЗ с различным уровнем сформиро-ванности музыкального восприятия. При этом была выявлена определенная взаимосвязь между уровнем развития восприятия музыки и уровневыми показателями социального, познавательного, речевого и двигательного развития.
1. Дети с интуитивным уровнем развития музыкального восприятия (6 детей — 14 %). Дети этой группы с трудом вступали в эмоциональный контакт, часто не отвечали на инициативу взрослого. Для них был характерен крайне низкий эмоциональный фон; их эмоции были не дифференцированы, бедные по выразительности. Дети отличались пассивностью, вялостью. Слуховое сосредоточение и слуховая ориентировочно-поисковая реакция носили неустойчивый характер. Дети испытывали трудности при понимании обращен-
ной к ним речи. Они были равнодушными к пению взрослого, звучанию музыки, не различали ее характер. У детей отсутствовало стремление воспроизводить отдельные интонации. К певческим интонациям голоса взрослого они не подстраивались. Различие метрических пульсаций в музыке для ходьбы и бега не чувствовали.
2. Дети с эмоционально-интуитивным уровнем развития музыкального восприятия (30 детей — 68 %). У детей этой группы эмоциональный и жестово-мимический контакт был несколько затруднен, часто имел избирательный характер. Для таких детей была характерна лабильность и вариабельность эмоциональной сферы. Отмечалось эпизодическое использование выразительного взгляда, улыбки, голосовых реакций, для активизации которых ребенку требовалась помощь со стороны взрослого. Наблюдалась недостаточная активность слухового и зрительного восприятия. Для детей была необходима частая смена видов музыкальной деятельности. Они часто отвлекались, слушая вокальную и инструментальную музыку. Дети ограниченно понимали обращенную к ним речь. По показу взрослого они выполняли различные музыкально-ритмические движения, подражая ему (хлопали в ладоши, делали «фонарики»,
притоптывали и приплясывали, слегка приседали).
3. Дети с эмоционально-осознанным уровнем развития музыкального восприятия (8 детей — 18 %). Дети охотно и быстро вступали в контакт (эмоциональный, жестово-мимический и даже речевой). Они проявляли ярко выраженный интерес и дифференцированное отношение к музыке. Эмоциональные реакции детей были ярко окрашены, избирательны, адекватны ситуации. Они использовали интонационно выразительные голосовые реакции. Все дети обладали выраженной мотивацией к различным видам музыкальной деятельности, активно включались в нее. Уровень развития музыкального восприятия соответствовал возрастной норме. Они различали тембровую окраску музыкальных инструментов, самостоятельно двигались под музыку, эпизодически проявляя ритмичность. Игровые действия детей соответствовали характеру музыкальных произведений.
Полученные результаты констатирующего эксперимента определили необходимость и важность проведения коррекционно-развива-ющей работы по развитию музыкального восприятия у детей раннего возраста с ОВЗ в различных видах музыкальной деятельности.
Основными направлениями музыкального развития детей раннего возраста являются:
1. Развитие восприятия музыки ребенком, положительного эмоционального отклика на мелодии, различные по своему характеру (веселые, быстрые, бодрые, спокойные, грустные, медленные, нежные).
2. Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на музыку в совместной со взрослым деятельности (пение-подпевание, выполнение движений, действия с музыкальными игрушками, музыкальными инструментами).
В соответствии с этими направлениями были сформулированы задачи музыкального развития, которые целесообразно учитывать на ранних возрастных этапах:
• Учить детей эмоционально воспринимать звучащую музыку, реагировать на различные по характеру, ладу, тембру и темпу мелодии. Развивать умение выполнять под музыку различные движения: хлопать в ладоши, махать руками, погремушкой, притоптывать, слегка приседать, приплясывать.
• Учить извлекать звуки из шумовых инструментов (ударять в бубен, барабан, стучать по клавишам детского пианино).
• Формировать умение различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, дудочка, гармошка, флейта).
• Учить ходить под музыку, формировать умение выполнять
музыкально-ритмичные плясовые движения («похлопывание в ладоши», «помахивание погремушкой», «пружинка», «притоптывание ногой»). Совершенствовать движения под музыку, учить выполнять их самостоятельно. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. Менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
• Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, эмоционально реагировать на них, помогать понимать содержание песенки. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразам в песне (совместно со взрослым) [12; 13; 14].
Занятия по слушанию музыки включают три этапа: подготовительный этап, который связан с созданием психологически комфортной атмосферы прослушивания, основной этап — собственно слушание музыкального произведения и заключительный этап — оценочная деятельность.
Исполнение одних песен взрослыми необходимо включать в периоды бодрствования, чтобы укреплять чувство взаимного доверия, использовать в процессе игровой деятельности. Напевание других песен — колыбельных —
создаст определенный ритуал подготовки ко сну с любимой маминой песенкой и поможет быстро и спокойно уснуть.
Звучание инструментов следует соотносить с определенными движениями. Во время игры на дудочке ребенок может приплясывать; пытается шагать, когда взрослый бьет палочками по барабану.
При проведении музыкальных занятий необходимо подбирать специальный музыкальный репертуар; применять соответствующие возрасту методы работы; использовать все виды музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах, пение).
Вовлекая детей первых лет жизни в музыкальную деятельность, необходимо учитывать их интересы и предпочтения. Главное, чтобы ребенок получал удовольствие, хотел приобщиться к миру музыкальной культуры. Музыкальная деятельность помогает получить ребенку новые положительные впечатления, активизирует его потенциальные возможности, помогает адаптироваться к новым условиям [10; 11].
Отсутствие разнообразных музыкальных детских впечатлений трудно потом восполнить. Помочь раскрыть красоту музыки, познакомиться с ней, дать возможность полюбить ее могут родители и ближайшее социальное
окружение, а уже позже педагоги — на музыкальных занятиях в насыщенной положительными эмоциями художественно-развивающей среде.
Таким образом, обобщая результаты экспериментального исследования, мы сформулировали следующие выводы:
• Анализ специальной психолого-педагогической литературы показал недостаточную разработанность проблемы развития восприятия детей раннего возраста с ОВЗ в процессе их музыкального воспитания.
• Дети раннего возраста с ОВЗ представляют собой неоднородную группу по уровню сформи-рованности музыкального восприятия.
• Полученные в ходе проведения эксперимента результаты свидетельствуют о том, что детям раннего возраста с ОВЗ необходима комплексная помощь в развитии музыкального восприятия.
• Выявленные особенности восприятия позволили обозначить основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с ОВЗ в различных видах музыкальной деятельности.
Литература
1. Анохин, П. Н. Очерки по физиологии функциональных систем / П. Н. Анохин. — Москва : Медицина, 1975. — Текст : непосредственный.
2. Бабаджан, Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста / Т. С. Ба-
баджан. — Москва : [б. и.], 1967. — Текст : непосредственный.
3. Бехтерев, В. М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства / В. М. Бехтерев. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1997. — Текст : непосредственный.
4. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. — Москва : Просвещение, 2014. — 415 с. — Текст : непосредственный.
5. Выродова, И. А. Музыка в системе ранней помощи: новые педагогические технологии : пособие для родителей / И. А. Выродова. — Москва : Карапуз, 2012. — 144 с. — Текст : непосредственный.
6. Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников : пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада (Из опыта работы) / И. Л. Дзержинская. — Москва : Просвещение, 1985. — 160 с. — Текст : непосредственный.
7. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями : методич. пособие / под ред. Е. А. Стребе-левой, Г. А. Мишиной. — Москва : Экзамен, 2004. — 160 с. — Текст : непосредственный.
8. Константинова, И. С. Музыкальные занятия с особым ребенком: взгляд ней-ропсихолога / И. С. Константинова. — Москва : Теревинф, 2013. — 352 с. — Текст : непосредственный.
9. Медведева, Е. А. Арт-педагогические технологии приобщения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья к художественной культуре / Е. А. Медведева. — Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — Ялта, 2018. — № 61-1. — С. 180-184.
10. Павлова, А. С. Музыкальные занятия с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / А. С. Павлова. — Текст : непосредственный // Раннее развитие и коррекция: теория и практика : сб. науч. ст. по материалам науч. -практ. конф. / сост.: О. Г. Приходько, В. В. Мануйлова, А. А. Гусейнова, А. С. Павло-
ва. — Москва : Юкод, 2016. — С. 214— 218.
11. Павлова, А. С. Музыкальная деятельность детей раннего возраста с проблемами в развитии / А. С. Павлова. — Текст : непосредственный // Межведомственный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья : сб. науч. статей по материалам науч.-практ. конф. — Москва : Парадигма, 2019. — С. 143-148.
12. Приходько, О. Г. Как научить малыша говорить / О. Г. Приходько, О. В. Югова. — Москва : Каисса, 2010. — 74 с. — Текст : непосредственный.
13. Приходько, О. Г. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О. Г. Приходько, О. В. Югова. — Москва : АНО «Совет по вопросам управления и развития» : Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис», 2015. — 145 с. — Текст : непосредственный.
14. Приходько, О. Г. Музыкальное воспитание детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / О. Г. При-ходько, А. С. Павлова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2022. — № 2 (66). — С. 184-194.
15. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников : учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. — Москва : Академия, 1998. — 240 с. — Текст : непосредственный.
16. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям : моногр. / О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко [и др.]. — Москва : Парадигма, 2018. — 378 с. — Текст : непосредственный.
17. Теоретические основы и методика музыкального воспитания детей с проблемами в развитии : учеб. пособие / под ред. Е. А. Медведевой. — Москва : Юрайт, 2018. — 217 с. — Текст : непосредственный.
18. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. — Москва : Наука, 2003. — 282 с. — Текст : непосредственный.
References
1. Anohin, P.N. (1975). Ocherki po fisio-logii funkcional'mh system [Essays on the physiology of functional systems]. Moscow: Medicina. (In Russ.)
2. Babadzhan, T.S. (1967). Muzykal'noe vospitanie detey rannego vozrasta [Musical education of young children]. Moscow. (In Russ.)
3. Behterev, B.M. (1997). Znachenie mu-ziki v esteticheskom vospitanii rebenka s per-vih dney ego detstva [The value of music in the aesthetic education of a child from the first days of their childhood]. St. Petersburg. (In Russ.)
4. Vetlugina, N.A. (2014). Muzykal'noe razvitie rebenka [Musical development of the child]. Moscow: Prosveshchenie, 415 p. (In Russ.)
5. Vyrodova, I.A. (2012). Muzyka v sisteme ranney pomoshchi: novye pedagogicheskie tekhnologii [Music in the system of early assistance: new pedagogical technologies] [A Guide for parents]. Moscow: Karapuz, 144 p. (In Russ.)
6. Dzerzhinskaya, I.L. (1985). Muzykal'noe vospitanie mladshikh doshkol'nikov : posobie dlya vospitatelya i muz. rukovoditelya det. sada (Iz opyta raboty) [Musical education of younger preschoolers]. Moscow: Prosve-shchenie, 160 p. (In Russ.)
7. Strebeleva, E.A., & Mishina, G.A. (Eds.) (2004). Igry i zanyatiya s det'mi rannego vozrasta s psikhofizicheskimi narusheniyami [Games and activities with young children with psychophysical disorders] [Methodological manual]. Moscow: Ekzamen, 160 p. (In Russ.)
8. Konstantinova, I.S. (2013). Muzykal'nye zanyatiya s osobym rebenkom: vzglyad neyropsikhologa [Musical lessons with a special child: the view of a neuropsycholo-gist]. Moscow: Terevinf, 352 p. (In Russ.)
9. Medvedeva, E.A. (2018). Artpedagogi-cheskie tekhnologii priobshcheniya rebenka rannego vozrasta s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya k khudozhestven-noy kul'ture [Art-pedagogical technologies for introducing an early age child with disabilities to artistic culture]. Problemy sovre-
mennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 61-1, 180-184. Yalta. (In Russ.)
10. Pavlova, A.S. (2016). Muzykal'nye za-nyatiya s det'mi rannego vozrasta s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Musical lessons with children of early age with health limitations]. In O.G. Prikhod'ko, V.V. Manuylova, A.A. Guseynova, & A.S. Pavlova (Compilers), Rannee razvitie i korrekt-siya: teoriya i praktika (Collection of scientific articles based on materials of the scientific and practical conf., pp. 214-218). Moscow: Yukod. (In Russ.)
11. Pavlova, A.S. (2019). Muzykal'naya deyatel'nost' detey rannego vozrasta s problemami v razvitii [Musical activity of young children with developmental problems]. In Mezh-vedomstvennyy podkhod k obrazovaniyu detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdoro-v'ya (Collection of scientific articles based on materials of the scientific and practical conf., pp. 143-148). Moscow: Paradigma. (In Russ.)
12. Prikhod'ko, O.G., & Yugova, O.V. (2010). Kak nauchit' malysha govorit' [How to teach a baby to speak]. Moscow: Kaissa, 74 p. (In Russ.)
13. Prikhod'ko, O.G., & Yugova, O.V. (2015).
Sistema ranney pomoshchi detyam s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i ikh roditelyam [System of early care for children with disabilities and their parents]. Moscow:
ANO "Sovet po voprosam upravleniya i razvi-tiya", Delovye i yuridicheskie uslugi "LeksPrak-sis", 145 p. (In Russ.)
14. Prikhod'ko, O.G., Pavlova, A.S. (2022). Musical Education of Children of an Early Age with Disabilities. Special Education, 2(66), pp. 184-194. (In Russ.)
15. Radinova, O.P., Katinene, A.I., & Pala-vandishvili, M.L. (1998). Muzikal'noe vos-pitanie doshkol'nikov [Musical education of preschoolers] [teaching handbook for students of faculties of preschool educational higher and secondary pedagogical educational institutions]. Moscow: Akademiya, 240 p. (In Russ.)
16. Prikhod'ko, O.G., Levchenko, I.Yu., et al. (2018). Sistema ranney kompleksnoy pomo-shchi detyam s OVZ i ikh roditelyam [The system of early comprehensive care for children with disabilities and their parents] [Monograph] . Moscow: Paradigma, 378 p. (In Russ.)
17. Medvedeva, E.A. (2018). Teoreticheskie osnovy i metodika muzykal'nogo vospitaniya detey s problemami v razvitii [Theoretical foundations and methods of musical education of children with developmental problems] [teaching handbook]. Moscow: Yurayt, 217 p. (In Russ.)
18. Teplov, B.M. (2003). Psihologiya muzy-kal 'nih spisobnostey [Psychology of musical abilities]. Moscow: Nauka, 282 p. (In Russ.)