КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ СЕМЕЙ
Специальное образование. 2022. № 2 (66). Special Education. 2022. No 2 (66).
УДК 376.1:37.036:78-053 "465.00/. 07"
ББК Ч459.005.443+Ч459.091 ГСНТИ14.29.09 Код ВАК 5.8.3
Оксана Георгиевна Приходькош Анна Сергеевна Павлова2^
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1,2 Московский городской педагогический университет, Москва, Россия
Аннотация. Статья посвящена вопросу музыкального воспитания детей первых лет жизни с нормативным и нарушенным развитием. Отмечается важность периода раннего детства, который характеризуется высокими компенсаторными возможностями и пластичностью детского организма. Подчеркиваются огромный потенциал искусства, значительная роль музыки в жизни каждого человека, влияние музыкального искусства на познавательное, речевое, двигательное и социальное развитие нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии в процессе оказания им психолого-педагогической помощи. Рассматриваются основы теории и практики музыкального © Приходько О. Г., Павлова А. С., 2022
Oksana G. Prikhod'ko1® Anna S. Pavlova2®
MUSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF AN EARLY AGE WITH DISABILITIES
1,2 Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia
Abstract. The article deals with the issue of musical upbringing of children of first years of life with typical and impaired development. The authors note the importance of the period of early childhood characterized by high compensatory capabilities and plasticity of the child's organism. The study emphasizes a huge potential of art and a significant role of music in the life of every person, and reports the influence of musical art on cognitive, speech, motor and social development of typically developing children and children with developmental disabilities in the process of providing them with psycho-pedagogical support. The paper considers the fundamentals of the theory and practice of musical development of
развития детей раннего возраста; этапы становления и виды детской музыкальной деятельности; задачи проведения музыкальных коррекци-онно-развивающих занятий.
Представлены отдельные авторские методики и подходы к развитию детей раннего возраста средствами музыки, подчеркиваются ее эмоциональная сущность и ритмическая организация. Достаточное внимание уделено важности накопленных музыкальных впечатлений, полученных ребенком на самых ранних этапах становления его жизни. Проанализирован музыкальный репертуар детей за несколько десятилетий, описаны детские музыкальные предпочтения и музыкальные интересы их родителей, оказывающие большое влияние на формирование будущей культуры ребенка. Находясь в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде, ребенок овладевает музыкальным языком, а научившись чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи, будет испытывать потребность в ней, любить и понимать музыку.
Акцентируется внимание на том, что при проведении коррекционно-развивающих музыкальных занятий с детьми раннего возраста с проблемами в развитии большую роль играет тесное взаимодействие педагогов, специалистов сопровождения и родителей детей с ОВЗ, создание специальных условий для полноценного развития каждого ребенка в процессе музыкального воспитания.
Ключевые слова: ранний возраст, музыка, музыкальное воспитание, музыкальная деятельность, музыкальное искусство, дети с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ,
young children, the stages of formation and types of children's musical activity; and the tasks of conducting musical rehabilitation-educational classes.
Separate authored methods and approaches to the development of children at an early age by means of music are presented; and its emotional essence and rhythmic organization are emphasized. Considerable attention is paid to the importance of accumulated musical impressions received by the child at the earliest stages of their life. The study analyzes several decades of musical repertoire of children and describes children's musical preferences and musical interests of their parents, which have a great influence on the formation of child's future culture. Being in a musical environment saturated with positive emotions, the child masters the musical language, and having learned to feel and comprehend the expressiveness of musical speech, they will feel the need for it, and will love and understand music.
Attention is focused on the fact that when conducting rehabilitation-educational music classes with children of an early age with developmental problems, an important role is played by close interaction between teachers, support specialists and parents of children with disabilities and by the creation of special conditions for all-round development of each child in the process of musical upbringing.
Keywords: early age, music, musical education, musical activity, musical art, children with disabilities, disabilities, musical culture, rehabilitation-educational activity.
ограниченные возможности здоровья, музыкальная культура, коррекцион-но-развивающая работа.
Информация об авторах: При-ходько Оксана Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой логопедии, директор Института специального образования и психологии, МГПУ; адрес: 119621, Россия, г. Москва, ул. Панфёрова д. 8, к. 2.
Павлова Анна Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии, МГПУ; адрес: 119621, Россия, г. Москва, ул. Панфёрова д. 8, к. 2.
Для цитирования: Приходько, О. Г. Музыкальное воспитание детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / О. Г. Приходько, А. С. Павлова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2022. — № 2 (66). — С. 184-194.
Ранний возраст — важный и ответственный период для социального, познавательного, речевого и двигательного развития ребенка. Представители отечественной научной школы отмечают, что именно в первые годы его жизни наиболее интенсивно формируются все органы и системы организма, изменяется физическое и нервно-психическое развитие, происходит становление разнообразных умений и навыков (Н. М. Аксарина, А. А. Катаева, Н. М. Щелованов).
Данный возрастной этап развития характеризуется высокими компенсаторными возможностя-
Author's information: Prikhod'ko Oksana Georgievna, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Speech Therapy, Director of the Institute of Special Education and Psychology of Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia.
Pavlova Anna Sergeevna, Candidate of Psichology, Associate Professor of Department of Speech Therapy of the Institute of Special Education and Psychology of Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia. For citation: Prikhod'ko, O. G., Pavlova, A. S. (2022). Musical Education of Children of an Early Age with Disabilities. Special Education, 2(66), pp. 184-194. (In Russ.).
ми и пластичностью детского организма, что позволяет устранить или минимизировать патологические состояния у детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья (Е. Р. Баенская, О. Е. Громова, Е. А. Екжанова, С. Б. Лазуренко, Г. А. Мишина, О. Г. Приходько, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева, Л. И. Фильчикова, Н. Д. Шматко и др.). Раннее выявление проблем в развитии, а также оказание детям комплексной психолого-педагогической помощи дают высокие результаты [14].
В последние годы были проведены научно-теоретические и при-
кладные исследования по оказанию ранней дифференцированной помощи детям с различными отклонениями в развитии (М. В. Браткова, Е. Р. Баенская, Н. Ю. Григоренко, А. А. Гусейнова, И. А. Выродова, Е. А. Екжанова, С. Б. Лазуренко, И. Ю. Левченко, Г. Ю. Одиноко-ва, Н. Н. Павлова, О. Г. Приходь-ко, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребе-лева, Е. В. Шереметьева, О. В. Югова и др.).
Исследования последних десятилетий убедительно доказывают, что художественные виды деятельности (изобразительная, музыкальная, танцевальная) имеют большое значение для развития ребенка в раннем детстве (И. Л. Дзержинская, Е. А. Екжанова, Е. М. Ишмуратова, Т. С. Комарова, В. С. Мухина, О. Г. Приходько, Д. Б. Эльконин и др.). Для детей раннего возраста музыка считается наиболее доступным видом искусства. Музыка обогащает сенсорный опыт ребенка, оказывает глубокое эмоциональное воздействие на его внутренний мир, формирует в нем качества, необходимые для дальнейшей полноценной жизни, активной социализации и творческой самореализации [6; 13; 14].
Музыкальное воспитание оказывает влияние на психическое развитие ребенка раннего возраста в целом. Оно стимулирует зрительное и слуховое восприятие, совершенствует общую моторику, координацию движений, развива-
ет ориентировку в пространстве, устойчивое внимание, элементы произвольной деятельности и речевую активность (особенно ее коммуникативную сторону).
Отечественные исследователи (Н. А. Ветлугина, А. Г. Гогобе-ридзе, К. В. Тарасова и др.) выделяют следующие этапы становления музыкальной деятельности:
- возникновение и развитие музыкально-предметной деятельности (ребенок проявляет интерес к игрушкам и предметам, издающим звуки, манипулирует ими, извлекает звуки, прислушивается и т. д.);
- этап музыкально-игровой деятельности (музыка выступает источником обогащения эмоциональных переживаний, интересной игрой, на основе которой ребенок строит взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- музыкально-художественная деятельность (возникает к третьему году жизни и характеризуется тем, что ребенок интересуется не процессом, а качеством результата деятельности; ребенок пытается творчески интерпретировать музыкальные произведения и т. д.) [3; 5].
Немецкий композитор К. Орф одним из первых предложил методику музыкального развития детей раннего возраста. Он ввел термин «элементарное музицирование», под которым понимал процесс, состоящий из несколь-
ких видов детской музыкальной деятельности: пения, импровизации, движения и игры на инструментах [10].
Т. С. Бабаджан в начале ХХ в. также предложила начать развитие музыкальной деятельности в раннем возрасте. Автор выделяет игры, направленные на приобщение детей к творчеству, активизацию творческих проявлений в процессе восприятия музыки, ее исполнения. Т. С. Бабаджан полагает, что именно движение — средство усвоения музыки, выявления эмоций, связанных с музыкальным образом, что певческая активность детей проявляется лучше и больше в музыкальных играх, в которых результат становится более наглядным [2].
Н. А. Ветлугина предлагает использовать в работе с детьми раннего возраста следующие виды музыкальной деятельности: слушание музыки (способность содействовать целенаправленному восприятию музыки), пение (формирующее музыкально-сенсорные способности, музыкально-слуховые представления), игру на детских музыкальных инструментах (активизирует музыкально-слуховые представления) [3]. Исследователем доказана важность всестороннего музыкального развития ребенка с раннего детства, так как это период выявления и становления музыкальных способностей.
Музыкальное воспитание опирается на возможности и огромный потенциал искусства, его влияние на развитие детей как с нормальным, так и нарушенным развитием (Н. А. Ветлугина, О. П. Гаврилуш-кина, И. В. Евтушенко, Е. А. Медведева, Л. И. Плаксина, О. П. Рады-нова, Г. Р. Шашкина, Е. З. Яхнина и др.).
В системе психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями развития музыка играет значительную роль. И. А. Выродова, Е. А. Екжанова, И. С. Константинова, Е. А. Медведева, Г. А. Мишина, О. Г. При-ходько, Е. А. Стребелева, Н. Д. Шма-тко, О. В. Югова и другие исследователи подчеркивают, что музыкальные игры, пение, действия с музыкальными инструментами и движения под музыку обеспечивают эмоциональную основу для общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками, позволяют осваивать разнообразные действия в привлекательной для них форме [4; 7; 8; 11; 13; 15].
Е. А. Медведева, рассматривая формирование музыкальной деятельности у детей с нарушениями в развитии, рекомендует учить их слушать различные музыкальные инструменты с целью повышения устойчивости слухового внимания и дифференциации слуховых ощущений. Ученый предлагает приобщать детей
раннего возраста к пению и достигать этого путем подражания взрослому с различной интонационной, динамической окрашенностью в сочетании с мимикой и пантомимикой, а в процессе овладения ходьбой — расширять музыкальный опыт ребенка с ОВЗ через движения и игры под музыку, используя несложные песенки. Автор отмечает, что сочетание текста и движения формирует двигательную активность ребенка и подчеркивает важность его положительного эмоционального отклика на ритмические движения, предлагает для развития двигательной активности детей совершать имитационные движения или действия под музыку [1; 15].
Основной целью музыкального воспитания детей первых лет жизни в общей системе художественно-эстетического образования является развитие музыкального восприятия, положительного эмоционального отклика на мелодии, различные по своему характеру, а также побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на музыку в совместной со взрослым деятельности [13].
Музыкальные занятия помогают решать следующие задачи:
• вызывать у детей первых лет жизни чувство радости и побуждать их к активности;
• давать возможность получать яркие музыкальные впечатления;
• прививать интерес и любовь к музыке, формировать музыкальную восприимчивость и музыкальные предпочтения ребенка;
• развивать двигательные ощущения через спонтанный отклик на музыку, речевую активность через звукоподражание, интонационный слух через игру на музыкальных инструментах;
• формировать эмоциональную отзывчивость в процессе общения с музыкой [9].
Все эти задачи осуществляются в разных организационных формах музыкальной деятельности: на занятиях, праздниках, при проведении досуговой деятельности.
Привлекая маленьких детей к музыкальным занятиям, следует учитывать их интересы и предпочтения. Исследования А. И. Бру-силовского показывают, что уже семимесячный плод способен реагировать на музыку. Музыкальные произведения, которые слушает будущая мама, оказывают влияние на самочувствие ребенка. Наиболее предпочитаемой при этом является музыка А. Вивальди, В. А. Моцарта, И. С. Баха.
В первые месяцы жизни ребенок реагирует на характер музыки: веселая музыка вызывает у него непроизвольные движения, а грустную песню он может слушать спокойно, при этом как бы
замирая. Пение взрослого, звуки колокольчика, металлофона, треугольника вызывают у трех-четырехмесячного младенца сначала сосредоточение, а затем улыбку, гуление. Умывая или купая ребенка, можно напевать песенку, обращая внимание малыша на части тела и лица, о которых в ней поется. Ласковый голос взрослого и приятные поглаживающие движения будут стимулировать самостоятельные голосовые реакции ребенка [12]. Музыка доставляет удовольствие, вызывая положительные эмоции, которые по мере взросления ребенка становятся ярче и разнообразнее. Появляются заинтересованность, общее оживление и радостные возгласы. У детей младенческого и раннего возраста музыка раньше других видов искусства вызывает эмоциональный отклик, вводит ребенка в мир прекрасного. Развивается музыкальная восприимчивость и активность малыша.
Музыкальный вкус ребенка определяют музыкальные интересы родителей, ближайшего окружения и в целом социокультурная среда, в которой он растет и развивается. А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунская проанализировали музыкальные интересы и предпочтения детей за несколько десятилетий.
Детям, родившимся в 60-е гг. ХХ в., нравились русские народ-
ные песни и эстрадный репертуар того времени, песни из кинофильмов. Детский музыкальный репертуар, который разучивался на занятиях в детском саду, был интересен детям, родившимся в 70—80-х гг. того же столетия. Многие мелодии были популярны благодаря мультфильмам и радиопередачам. В то время часто звучали патриотические песни из кинофильмов. При этом классическая музыка реже попадала в круг музыкальных интересов, хотя составляла часть программы по музыкальному воспитанию детей в образовательных учреждениях того времени. Детей 90-х гг. привлекала взрослая популярная музыка и мелодии из диснеевских мультфильмов. Детская песня практически исчезла из музыкального опыта ребенка. Ее вытеснили маловыразительные, неяркие мелодии новых, современных песен.
Сегодня интерес детей снова направлен в сторону произведений из отечественных мультфильмов. Отношение к классической музыке тоже изменилось. Концертные залы переполнены маленькими слушателями. Современные дети и их родители все чаще предпочитают вальсы, мазурки, полонезы, сонатины, фрагменты из опер и балетов русских и зарубежных композиторов.
Слушая музыку, ребенок начинает непроизвольно совершать
различные движения, пританцовывать, тем самым передавая характер и настроение музыкальных произведений. О некоторых из них он может забыть сразу, а другие останутся в памяти надолго. При повторном исполнении ребенок будет узнавать их звучание сразу и эмоционально откликаться, переводя музыкальные образы в образы игровые.
А. Г. Гогоберидзе и В. А. Дер-кунская считают, что дети отражают ту социокультурную ситуацию, в которой живут, а средства массовой информации в той или иной степени оказывают влияние на формирование музыкальных предпочтений и интересов детей раннего и дошкольного возраста [5].
Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве трудно восполнить. Помочь ребенку раскрыть красоту музыки, дать возможность познакомиться с ней во всем ее многообразии, полюбить ее может только значимый взрослый (родители или ближайшее социальное окружение), а позже и педагог на занятиях в образовательной организации в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде [15].
Развитие музыкальной восприимчивости и активности детей обусловлено использованием игровых приемов педагогом на музыкальных занятиях или роди-
телями в повседневной жизни. Разнообразный музыкальный материал способствует проявлению голосовых, двигательных реакций у ребенка (общее оживление, улыбка, эмоциональные возгласы, попытки произвести те или иные действия, связанные со звуками музыки).
При общении с ребенком на ранних этапах дизонтогенеза традиционно используются колыбельные песни, пестушки и потешки, доступные для восприятия малышом музыкальные произведения. В занятия включается также слушание классических музыкальных произведений, в том числе написанных специально для детей. Малышей учат узнавать знакомые музыкальные произведения, различать характер музыки. Это способствует развитию ребенка, эмоциональной отзывчивости, обогащает его сенсорный опыт. Музыка помогает сохранить и укрепить физическое и психологическое здоровье детей раннего возраста. Музыкальная деятельность является источником новых положительных впечатлений, активизирует потенциальные возможности детей данной категории, способствует социальной адаптации в новых условиях [10].
Музыкальные занятия с детьми раннего возраста в большей степени ориентированы на формирование мотивации, направле-
ны на стимулирование интереса к слушанию песен, исполняемых для детей взрослыми, и пьес изобразительного характера, на игру со взрослым или освоение музыкального инструмента, обучение простейшим танцевальным движениям.
Детские песенки для слушания или исполнения выбираются с понятным и интересным содержанием, коротким текстом, легкими для произношения словами. Слушая произведения народной музыки и песенного фольклора, следует побуждать детей ритмически двигаться в соответствии с характером музыки, пританцовывать, притопывать, хлопать в ладоши, кружиться, подпевать. На любой эмоциональный отклик ребенка на музыку следует похвалить его.
Большое значение имеет тесное взаимодействие педагогов, специалистов сопровождения и родителей детей с ОВЗ. В этом случае коррекционно-развиваю-щая работа, в том числе средствами музыкального искусства, будет наиболее эффективна. В процессе музыкального воспитания детей раннего возраста с ОВЗ формируются предпосылки развития творческой активности и музыкальных способностей, а также создаются благоприятные условия для их познавательного, двигательного и личностного развития.
Литература
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании / под ред. Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2018. — 274 с. — Сер. 68: Профессиональное образование. — Текст : непосредственный.
2. Бабаджан, Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — Москва : [б. и.], 1967. — Текст : непосредственный.
3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. — Москва : Просвещение, 2014. — 415 с. — Текст : непосредственный.
4. Выродова, И. А. Музыка в системе ранней помощи: новые педагогические технологии : пособие для родителей. — Москва : Карапуз, 2012. — 144 с. — Текст : непосредственный.
5. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. — Москва : Академия, 2005. — 320 с. — Текст : непосредственный
6. Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников : пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада (Из опыта работы) / И. Л. Дзержинская. — Москва : Просвещение, 1985. — 160 с. — Текст : непосредственный.
7. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями : методическое пособие / под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. — Москва : Экзамен, 2004. — 160 с. — Текст : непосредственный.
8. Константинова, И. С. Музыкальные занятия с особым ребенком: взгляд ней-ропсихолога / И. С. Константинова. — Москва : Теревинф, 2013. — 352 с. — Текст : непосредственный.
9. Павлова, А. С. Музыкальные занятия с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья / А. С. Павлова. — Текст : непосредственный // Раннее развитие и коррекция: теория и практика : сборник научных статей по материалам науч.-практ. конф. / сост.: О. Г. При-
ходько, В. В. Мануйлова, А. А. Гусейнова, А. С. Павлова. — Москва : Юкод, 2016. — С. 214—218.
10. Павлова, А. С. Музыкальная деятельность детей раннего возраста с проблемами в развитии / А. С. Павлова. — Текст : непосредственный // Межведомственный подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья : сборник науч. статей по материалам науч.-практ. конф. — Москва : Парадигма, 2019. — С. 143—148.
11. Медведева, Е. А. Артпедагогические технологии приобщения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья к художественной культуре / Е. А. Медведева. — Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — Ялта, 2018. — № 61-1. — С. 180—184.
12. Приходько, О. Г. Как научить малыша говорить / О. Г. Приходько, О. В. Югова. — Москва : Каисса, 2010. — 74 с. — Текст : непосредственный.
13. Приходько, О. Г. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О. Г. При-ходько, О. В. Югова ; АНО «Совет по вопросам управления и развития». — Москва : Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис», 2015. — 145 с. — Текст : непосредственный.
14. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям : моногр. / О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко [и др.]. — Москва : Парадигма, 2018. — 378 с. — Текст : непосредственный.
15. Теоретические основы и методика музыкального воспитания детей с проблемами в развитии : учеб. пособие / под ред. Е. А. Медведевой. — Москва : Юрайт, 2018. — 217 с. — Текст : непосредственный.
References
1. Medvedeva, E. A. (Ed.) (2018). Art-pedagogika i artterapiya v spetsial'nom i inklyuzivnom obrazovanii [Art pedagogy and art therapy in special and inclusive education] (2nd ed., corrected and supplemented; Ser. 68: Professional Education). Moscow: Yurayt, 274 p. (In Russ.)
2. Babadzhan, T. S. (1967). Muzykal'noe vospitanie detey rannego vozrasta [Musical education of young children]. Moscow: 1967. (In Russ.)
3. Vetlugina, N. A. (2014). Muzykal'noe razvitie rebenka [Musical development of the child]. Moscow: Prosveshchenie, 415 p. (In Russ.)
4. Vyrodova, I. A. (2012). Muzyka v sisteme ranney pomoshchi: novye pedagogi-cheskie tekhnologii [Music in the system of early assistance: new pedagogical technologies] [A Guide for parents]. Moscow: Karapuz, 144 p. (In Russ.)
5. Gogoberidze, A. G., & Derkunskaya, V. A. (2005). Teoriya i metodika muzykal'nogo vospitaniya detey doshkol'nogo vozrasta [Theory and methods of musical education of preschool children] [Textbook for university students]. Moscow: Akademiya, 320 p. (In Russ.)
6. Dzerzhinskaya, I. L. (1985). Muzykal'-noe vospitanie mladshikh doshkol'nikov : posobie dlya vospitatelya i muz. rukovodi-telya det. sada (Iz opyta raboty) [Musical education of younger preschoolers]. Moscow: Prosveshchenie, 160 p. (In Russ.)
7. Strebeleva, E. A., & Mishina, G. A. (Eds.) (2004). Igry i zanyatiya s det'mi rannego vozrasta s psikhofizicheskimi narushe-niyami [Games and activities with young children with psychophysical disorders] [Methodological manual]. Moscow: Ekzamen, 160 p. (In Russ.)
8. Konstantinova, I. S. (2013). Muzykal'nye zanyatiya s osobym rebenkom: vzglyad ney-ropsikhologa [Musical lessons with a special child: the view of a neuropsychologist]. Moscow: Terevinf, 352 p. (In Russ.)
9. Pavlova, A. S. (2016). Muzykal'nye zanyatiya s det'mi rannego vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Musical lessons with children of early age with health limitations]. In O. G. Prikhod'ko, V. V. Manuylova, A. A. Guseynova, & A. S. Pavlova (Compilers), Rannee razvitie i kor-rektsiya: teoriya i praktika (Collection of scientific articles based on materials of the scientific and practical conf., pp. 214—218). Moscow: Yukod. (In Russ.)
10. Pavlova, A. S. (2019). Muzykal'naya deyatel'nost' detey rannego vozrasta s problemami v razvitii [Musical activity of young children with developmental problems]. In Mezhvedomstvennyy podkhod k obrazovaniyu detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya (Collection of scientific articles based on materials of the scientific and practical conf., pp. 143—148). Moscow: Paradigma. (In Russ.)
11. Medvedeva, E. A. (2018). Artpedagogi-cheskie tekhnologii priobshcheniya rebenka rannego vozrasta s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya k khudozhestven-noy kul'ture [Art-pedagogical technologies for introducing an early age child with disabilities to artistic culture]. Problemy sovre-mennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 61-1, 180—184. Yalta. (In Russ.)
12. Prikhod'ko, O. G., & Yugova, O. V. (2010). Kak nauchit' malysha govorit' [How to teach a baby to speak]. Moscow: Kaissa, 74 p. (In Russ.)
13. Prikhod'ko, O. G., & Yugova, O. V. (2015). Sistema ranney pomoshchi detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i ikh roditelyam [System of early care for children with disabilities and their parents]. Moscow: ANO "Sovet po voprosam upravle-niya i razvitiya", Delovye i yuridicheskie uslugi "LeksPraksis", 145 p. (In Russ.)
14. Prikhod'ko, O. G., Levchenko, I. Yu., et al. (2018). Sistema ranney kompleksnoy pomoshchi detyam s OVZ i ikh roditelyam [The system of early comprehensive care for children with disabilities and their parents] [Monograph]. Moscow: Paradigma, 378 p. (In Russ.)
15. Medvedeva, E. A. (2018). Teoretiche-skie osnovy i metodika muzykal'nogo vospita-niya detey s problemami v razvitii [Theoretical foundations and methods of musical education of children with developmental problems] [teaching handbook]. Moscow: Yurayt, 217 p. (In Russ.)