Развитие музыкального мышления школьников на
уроках музыки
Рано Рашид кизы Мардаева Термезский государственный университет
Аннотация: Мышление - процесс обобщённого отражения действительности, возникший из чувственного познания на основе практической деятельности человека. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей школьного возраста.
Ключевые слова: развитие музыкального мышления, мышления школьников, уроках музыки, учитель музыки
Development of musical thinking of schoolchildren in music
lessons
Rano Rashid kizi Mardaeva Termez State University
Abstract: Thinking is a process of generalized reflection of reality, which arose from sensory cognition on the basis of human practical activity. Music develops the child mentally as well. In addition to various information about music that has cognitive significance, a conversation about it includes a description of the emotional and figurative content. The vocabulary of children is enriched with figurative words and expressions that characterize the moods and feelings conveyed in music. Musical activity involves mental operations: comparison, analysis, comparison, memorization, and thus contributes not only to musical, but also to the general development of the child. It is very important to create conditions for the formation of the foundations of the musical culture of schoolchildren.
Keywords: development of musical thinking, thinking of schoolchildren, music lessons, music teacher
В общеобразовательной школьной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.
Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.
Музыкальное воспитание представляет собой многоаспектный процесс педагогического воздействия, в ходе которого осуществляется музыкально -художественное, нравственно - эстетическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие личности.
Научный подход к воспитанию учащихся требует постоянного анализа и контроля результатов комплекса, применяемых средств педагогического воспитательного воздействия в учебной и внеучебной работе, в их взаимосвязи.
Выражение общечеловеческих ценностей, устремлённость в будущее как активное стремление к совершенству человеческого духа - неотъемлемая черта подлинного музыкального искусства. Она позволяет его образцам не только не устаревать, но, напротив, находиться всегда впереди, служить ориентиром движения к прекрасной цели.
Более чем другим видам искусства, музыке присуще удивительное свойство активизации духовных сил человека, пробуждения в нём стремления к совершенству. Подлинное искусство предоставляет возможность познать и усвоить чувства, мысли, ориентиры, которые необходимы, но в силу ограниченности собственного жизненного опыта ещё не могли быть пережиты и выработаны.
Музыка способствует не только сопереживанию композитору, но и развитию самой личности учащихся.
Психологическое воздействие музыки тем сильнее, чем больше точек соприкосновения будет выявлено в ходе музыкального восприятия между прозвучавшим содержанием и внутренним миром слушателя.
Восприятие музыки идёт через эмоцию, но эмоцией не кончается. Музыка представляет собой эмоциональное познание. Одновременно со слуховой и чувственной активизируется визуальная и моторная зоны мозга. Характер эмоциональной реакции на музыку проявляется в мыслительной деятельности учащихся. Образцы подлинного музыкального искусства существенно способствуют формированию у слушателей способности свободного творческого воображения, мышления. Поэтому, учитывая нюансы, связанные с воздействием музыки на слушателя, необходимо тщательно отбирать музыкальные произведения, предназначенные для воспитания нового
тетания. Opгaнизoвывaя Ш^^МУ мyзыкaльнoгo вocпитaния yчaщиxcя, пpeждe вceгo, нeoбxoдимo ocнoвывaтьcя нa вaжнeйшeм пpинципe eдинcтвa oбyчeния и вocпитaния.
Дaнныe пpинципы нaxoдят cвoю кoнкpeтизaцию в цeляx мyзыкaльнoгo вocпитaния yчaщиxcя, eгo coдepжaнии, фopмax и мeтoдax.
Цeлями мyзыкaльнoгo вocпитaния являютcя:
- oвлaдeниe oпpeдeлённым нeoбxoдимым ypoвнeм зшний o мyзыкaльнoм иcкyccтвe в ero иcтopичecкoм paзвитии;
- нaкoплeниe нeoбxoдимoгo cлyxoвoгo oпытa в oблacти миpoвoгo мyзыкaльнoгo иcкyccтвa paзныx жaнpoв и эпox:
- вocпитaниe мyзыкaльнo - эcтeтичecкoгo вкyca кaк cпocoбнocти к caмocтoятeльнoй кpитичecкoй oцeнкe мyзыкaльныx явлeний;
- фopмиpoвaниe cпocoбнocти aдeквaтнoгo нpaвcтвeннo - эcтeтичecкoгo вocпpиятия пpoизвeдeний ^^ccraa;
- выpaбoткy пoтpeбнocти в oбщeнии c пoдлиннo пpeкpacным в ^^ccrae и жизни.
Ocнoвoй фopмиpoвaния музык^ль^й кyльтypы yчaщиxcя являeтcя клaccичecкoe мyзыкaльнoe иcкyccтвo. Oднaкo пpoизвeдeния мyзыкaльнoй кю^ики oкaзывaeт cвoё нpaвcтвeннo - эcтeтичecкoe вoздeйcтвиe нa cлyшaтeля лишь ^и ycлoвии paзвитoй y нeгo cпocoбнocти к иx вocпpиятию. Рaзвитиe cпocoбнocти к чeлoвeчecкoмy coпepeживaнию - ocнoвa цeлeнaпpaвлeннocти пpoцeccoм фopмиpoвaния мyзыкaльнoй кyльтypы yчaщиxcя. Вocпитaтeльнoe вoздeйcтвиe музыки тeм peзyльтaтивнee, чeм cиcтeмaтичнee и ocoзнaннee oбщeниe cлyшaтeля c мyзыкoй oпpeдeлённoй нaпpaвлeннocти, чeм шиpe eгo музык^ь^ - cлyxoвoй oпыт в oблacти тoгo или инoгo видa музык^ль^го иcкyccтвa.
В xoдe мyзыкaльнoгo вocпитaния yчaщиxcя нeoбxoдимo coздaвaть ycлoвия для пoвтopнoгo пpocлyшивaния мyзыкaльныx пpoизвeдeний. Бoльшoe знaчeниe имeeт нe тoлькo кoличecтвo нeкoгдa пpocлyшaнныx пpoизвeдeний (xoтя и это oчeнь вaжнo!), нo и глубиш иx вocпpиятия, cтeпeнь зaкpeплeния в пaмяти иx интoнaциoннoй пвлшры, эмoциoнaльнo - oбpaзнoгo coдepжaния, coбcтвeнныx впeчaтлeний oт ycлышaннoгo. Opиeнтaция та пoвтopнocть (oбpaщeниe к oднoмy и тому жe пpoизвeдeнию, к музы^ oднoгo cтиля, aвтopa, к пpoизвeдeниям oднoй эпoxи, cxoдным пo интошциям, coдepжaнию, идeям, нacтpoeнию), нa ^док знaкoмoгo дaжe в нoвoй музы^ - cпeцифичecкaя ocoбeннocть мyзыкaльнoгo вocпpиятия. И чeм бoлee близкo нoвoe пpoизвeдeниe к тeм, кoтopoe yжe xopoшo знaкoмo, тeм быcтpee нaxoдитcя нa нeгo oтклик в дyшe yчaщиxcя.
Вaжнo, чтoбы клaccичecкaя музыга cтaлa для ниx пpивычным языгам твopчecкoгo мышлeния, ecтecтвeннoй чacтью иx дyxoвнoй жизни. Тoлькo в этом
случае может выработаться потребность в восприятии музыкальной классики и образоваться предпосылки для превращения её в действенное средство воспитания и самовоспитания личности.
Умение слушать и понимать музыку является результатом воспитания и опыта, которые формируются только на основе накопленного музыкально -слухового опыта.
Музыкальное воспитание и воспитание личности посредством музыки становится возможным и эффективным только при целенаправленности формирования у учащихся такого умения слушать музыку, при котором её содержание воспринимается эмоционально, осмысленно, когда в музыкальном тексте слушатель сознательно различает его структурные и выразительные компоненты.
Искусству слушать необходимо обучать. Необходимо при этом связать музыкальное воспитание с жизнью, учитывать закономерности восприятия музыкального текста.
Важнейшей задачей является организация процесса слушания музыки, формирование слушательских навыков учащихся.
Восприятие музыки складывается из трёх взаимодействующих компонентов: наблюдение, слуховое внимание, эмоциональная реакция.
В ходе беседы, предваряющей прослушивание, учащимся даётся понимание задач музыкального наблюдения, ставятся поисковые задачи.
Особое внимание уделяется обеспечению обратной связи. Недостаточно, чтобы учащиеся были только объектом информирования. На занятиях они должны развивать творческое мышление, вырабатывать навыки рассказывания о музыке и умение выразить свои впечатления. Говоря о музыке, они учатся её осмысливать, анализировать.
Использование информационно - коммуникационных технологий обеспечивает качественные изменения в организации и содержании образовательного процесса. Использование современных образовательных технологий позволяет преподнести материал образно, красочно, наглядно, сделать урок ярким, эмоциональным, мобильным, динамичным.
Использованная литература
1. Мардаева, Р. Р. К. (2022). Роль музыкальной грамотности в развитии музыкальных знаний учащихся дошкольного образования. Science and Education, 3(3), 818-824.
2. Мардаева, Р. Р. К. (2022). Унифицированные детали музыки, логическое правила взаимоотношений аккордов. Science and Education, 3(3), 885-890.
3. Мардаева, Р. Р. К,. (2022). Общие методологические трудности при эстетическом воспитание и теории музыки в дошкольном заведении. Science and Education, 3(4), 1637-1642.
4. Мардаева, Р. Р. К. (2022). Общие методологические трудности при эстетическом воспитание и теории музыки в дошкольном заведении. Science and Education, 3(4), 1637-1642.
5. Мардаева, Р. Р. К. (2022). Общая несопоставимость задействованных единиц шкалы в профилях музыкальной культуре в дошкольных организациях. Science and Education, 3(4), 1643-1648.
6. Мардаева, Р. Р. К. (2022). Использование инновационных образовательных технологий в обучении музыкального руководителя на уроках музыки. Science and Education, 3(3), 872-878.
7. Мардаева, Р. Р. К. (2022). Теория музыки как метод и форм педагогического наблюдения музыкального развития дошкольного образования. Science and Education, 3(5), 1441-1446.
8. Абдуллаева, З. Ш. (2022). Системное формирование этнохореографии на примере фольклора Сурхандарьинского региона. Science and Education, 3(11), 788-793.
9. Мардаева, Р. Р. К. (2022). Внедрение теории музыки в общеобразовательных школах по сфере музыкальной культуре. Science and Education, 3(5), 1428-1434.
10. Мардаева, Р. Р. К. (2022). Формы и методы педагогического образования за музыкальным развитием учащихся. Science and Education, 3(5), 1453-1458.
11. Мардаева, Р. Р. К. (2022). Раскрытие специфики использования частично поискового метода для музыкального развития личности ученика начального класса. Science and Education, 3(5), 1447-1452.
12. К.Б. Холиков. Комил Буронович Холиков (2022). Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education, 3 (4), 453-458.
13. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини анщлашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.
14. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.
15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576
16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини ани^лашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.
17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150
18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.
19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.
20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555
21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.
22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.
23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.
24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207
25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226
26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 12271232.
27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.
28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция— совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.
29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.
30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.