РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЯЗЫКА Парпиева М.М.1, Мадумарова М.Д.2, Мавлонов У.О.3
'Парпиева Махсуда Махмуджановна — старший преподаватель русского языка;
Мадумарова Мухайё Джураевна — преподаватель русского языка, кафедра обучение языкам;
3Мавлонов Умаржон Одилжон угли — студент, механический факультет, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье говорится о развитие мотивации у студентов к изучению языков. Также подчеркивается важность ее решения определяющаяся тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Поднимается вопрос как внешней, так и внутренней мотивации, которые могут носить положительный и отрицательный характер. Дается описание коммуникативной, лингвопознавательной и инструментальной мотивации, а также способы развития мотивации.
Ключевые слова: внешняя и внутренняя мотивации, коммуникативная, лингвопознавательная, инструментальная, социальная, узколичностная.
Мотив и мотивация стимулируют поведения человека. Что же такое мотив, мотивация? Это - побудительная причина, повод к какому-нибудь действию. Эти понятия включают в себя представления о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Проблеме мотивации учения всегда уделялось пристальное внимание в педагогике. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Методологической основой изучения данной проблемы являются положения деятельной теории о педагогическом содержании, функциях, механизме образования и функционирования мотивов. Реализация деятельного подхода означает возможность и необходимость исследования учебных мотивов как структурного элемента деятельности учения, складывающегося в процессе ее осуществления [2, с.53]. На мотивационную сферу человека могут оказать влияние социальные мотивы, определяемые потребностями общества; в совокупности они составляют внешнюю мотивацию, которая существует в двух разновидностях как широкая социальная мотивация и как узколичностная. Во-вторых, на мотивационно-побудительную сферу человека может воздействовать и характер деятельности. Это так называемая внутренняя мотивация. Как внешняя, так и внутренняя мотивация могут носить положительный и отрицательный характер. Что касается видов мотивации применительно к иностранному языку, то точную характеристику широкой социальной мотивации (разновидность
внешней) дает П.М. Якобсон: «такая мотивация процесса учения связана с достаточно остро переживаемым чувством гражданского долга перед страной, перед близкими людьми, связана с представлением об учении как дороге к освоению больших ценностей культуры... учение как путь к осуществлению своего назначения в жизни». Основной разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная, так как коммуникация - это первая и естественная потребность изучающих иностранный язык. Проблема здесь в том, что этот тип мотивации труднее всего сохранить, так как иностранный язык не может конкурировать с родным языком. Лингвопознавательная мотивация заключается в положительном отношении учащихся к самой языковой материи, к изучению основных свойств языковых норм. Важным видом внутренней мотивации является также инструментальная мотивация, т.е. мотивация, вытекающая из положительного отношения учащихся к определенным видам работы. Известно, что педагогический эффект может быть достигнут в большей мере в результате собственной активности учащихся. Отсюда лозунг: «Учить учиться», т. е. «.включить ученика в самостоятельную учебную деятельность, нужно организовать эту деятельность таким образом, чтобы ученик приходил к открытию тех или иных фактов и законов, вырабатывал убеждения, овладевал методами решения задач, которые ему предлагаются при изучении того или иного учебного материала» [1, с. 74]. Для того, чтобы разбудить интересе к изучаемой теме, так же для обогащения знаний по географии, истории, культуре изучаемого языка, предлагается определенная система изучения страноведческого
материала. Прежде всего, это контурные карты и блоки, таблицы, которые учащиеся заполняют фактами Необходимо вооружить учащихся определенными приемами овладения иностранным языком, рациональный смысл которых был бы очевиден и импонировал им. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Регулярное использование Интернета делает процесс обучения иностранному языку более привлекательным для учащихся. Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду. Учащиеся расширяют свой словарный запас, обиходную лексику, улучшается. Упражнения в электронных учебных курсах подходят для самостоятельной работы учащихся. Упражнения дополняются акустическими и анимационными трюками, что делает их более наглядными и привлекательными. Особенно интересно использовать материалы Интернета при работе над проектом. В этом случае задействуются практически самые разнообразные возможности и ресурсы Интернета. Поиск нужной информации приводит участников проекта в виртуальные библиотеки, базы данных, виртуальные кафе и музеи, на различные информационные и образовательные серверы. Помимо телекоммуникационных проектов во внеурочной деятельности учащиеся могут самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний в области иностранного языка. Для этого в сетях существует великое множество разнообразных курсов для разных категорий учащихся, предназначенных для самообразования или для обучения под руководством преподавателя (дистанционные курсы). Время от времени необходимо проводить совместное проведение итогов и обсуждения результатов, что способствует активной речевой деятельности. Такая работа мотивирована, так как всем учащимся хочется рассказать о полученных результатах. В будущем нами планируется использовать Интернет на занятиях иностранного языка. Следует познакомить учащихся с работой электронных словарей, создать условия для получения необходимой учащимся информации, в том числе страноведческих материалов, новостей из жизни молодежи, статей из газет и журналов, разного рода литературы, будет организована переписка со сверстниками из других стран. Таким образом, вышеперечисленные способы развития положительной мотивации к изучению иностранного языка выступают не только как средства повышения мотивации, но и как средство обучения и воспитания учащихся в коллективе.
Список литературы
1. Безукладников К.Е. Залог успешности овладения иностранным языком в начальной школе // К.Е. Безукладнико. Начальная школа. 2004. № 5. С 17-21.
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности // Л.И. Божович. Под ред. Фельдштейна Д.И. М.: Международная педагогическая академия. 209 с.
ТРУДНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Хамдамова С.О.
Хамдамова Севара Ойбековна — преподаватель английского языка, кафедра обучения языкам, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются методы формирования лексических навыков в процессе обучения иностранному языку. Автором описываются основные этапы работы над лексикой и комплекс упражнения для автоматизации лексических навыков. Говорится о целесообразности тщательного подбора комплекса упражнений. Существующих множества мультимедийных программ обучения иностранным языкам, например Reward Intern@tive, EuroPlus Reward Millenium, Side by Side Interactive, Longman English Interactive и другие. Ключевые слова: лексическая компетенция, лексический минимум, формирование и автоматизация лексических навыков, мультимедийные программы.