УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ОВЛАДЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ
А.Е. Сизёмина
В статье рассматривается проблема овладения лексическим аспектом речи иностранного языка. Более подробно анализируется лексическая мотивация, обусловливающая результат обучения в области иноязычной лексики. Выделяются факторы, развивающие мотивы овладения иностранным языком, и представляется видовая их классификация.
Ключевые слова: мотив, мотивация, мотивационная сфера, виды, учебный мотив, иностранный язык, учебный процесс, учебная мотивация, речь, мышление.
Уровень владения иностранным языком определяется в зависимости от умения излагать свои мысли с учетом языковых норм и ситуации общения. Качество сформирован-ности такого умения во многом зависит от уровня владения лексической стороной иностранного языка. Обучение лексике иностранного языка сопряжено с целым рядом трудностей, обусловленных особенностями лексической системы изучаемого языка. Необходимость решения данной проблемы обусловливает поиск новых эффективных приемов обучения этой стороны речи.
Поиск продуктивных приемов обучения лексике в специализированном вузе связан с использованием внутренних резервов самой личности обучаемого. Это обусловлено кардинальной перестройкой его мотивационной сферы. Использование мотивации как фактора, стимулирующего изучение лексики, предполагает совершенствование процесса обучения иностранным языкам за счет повышения его осознанности, рациональности и целесообразности.
Анализ работ, посвященных обучению лексическому аспекту речи иностранного языка (В .А. Бухбиндер, Н.И. Гредасова,
О. Приймак, С.Е. Рахман, А.А. Стеценко, Е.П. Тарасова, Л.А. Таранова и др.) показывает, что эффективность и целесообразность усвоения лексической стороны устной и письменной речи студентов языковых вузов не рассматривалась с учетом активизации и стимулирования их внутренних резервов в процесс обучения.
Вместе с тем, при обучении иностранным языкам мотивации принадлежит ведущая роль. Именно уровень развития лексической мотивации обусловливает готовность к восприятию, концентрации внимания на изу-
чаемом вопросе, побуждает мыслительную активность и, следовательно, определяет конечный положительный результат обучения в области иноязычной лексики.
С.Т. Григорян считает, что «усиление мотивации учебного процесса по иностранным языкам и отдельных его компонентов должно быть направлено на достижение такого состояния, при котором учебные действия становятся потребностью и самоцелью» [1].
Изменение мотивационной сферы обучаемого обусловливает изменения в отношении обучаемого к предмету, который становится для него «не только объектом познания, но и средством удовлетворения его потребностей» [2].
Множественность подходов и взглядов на понимание проблемы мотивации в педагогической психологии, в отечественной и зарубежной методике обучения иностранным языкам обусловливает проблематичность изучения данного вопроса. Основную сложность представляет собой неясность употребления терминов «мотивация» и «мотив».
Под понятием «мотив» часто понимают не только потребность, побуждение, намерение, цель, свойство или состояние личности, совокупность различных психологических факторов, определяющих поведение и деятельность человека, но и сам процесс мотивации. Представляется необходимым разграничить эти два понятия.
При всех различиях определений, оттенков значения термина «мотив» можно выделить наличие общего. Это присутствие «динамического компонента», задающего направленность действия и определяющего его ценность, значимость, то есть выступающего в качестве побуждения к действию.
Мотив рассматривается при этом не как любое побуждение, возникающее у человека, а только как «внутреннее осознанное побуждение, отражающее готовность человека к активности (действию, поступку)» [3].
Под учебным мотивом мы понимаем субъективное побуждение обучаемых к учебному процессу и деятельности, направленное на удовлетворение своих актуальных потребностей и достижения поставленных учебных целей. Такое побуждение «формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и через отношения, складывающиеся между участниками учебного процесса» [4].
И.А. Зимняя указывает на факторы, необходимые для развития мотивов овладения иностранным языком. Среди них можно назвать: 1) формирование познавательно-коммуникативной потребности; 2) актуальность содержания учебного материала, имеющая для обучаемого большое воспитательное, развивающее и образовательное значение; 3) осуществление личностно-деятельностного подхода [5].
Мотивацию часто отождествляют с конкретным доминирующим мотивом. Некоторые ученые рассматривают ее как иерархическую систему мотивов или как систему, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, влечения, идеалы, цели и эмоции.
Многочисленные подходы к определению сущности мотивации можно объединить в два основных направления:
1) мотивация рассматривается в качестве системы, совокупности факторов, обусловливающих поведение человека (Л.И. Божович, И.А. Зимняя, В.И. Ковалев, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Н.М. Симонова, В.Д. Шад-риков и др.);
2) мотивация рассматривается в качестве динамического образования, как процесс (В.К. Вилюнас, С.Т. Григорян, Е.П. Ильин, Ю.Н. Кулюткин, Г.К. Меске, Т.А. Труфанова и др.).
Придерживаясь второго направления, учебную мотивацию мы считаем процессом выбора обучаемыми учебных целей и активного, целенаправленного участия в учебном процессе (на основе личностного решения), направленного на достижение предполагаемого положительного результата.
Учебная мотивация позволяет определить направление, способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Она выступает в качестве значимого фактора, обусловливающего специфику учебной ситуации в каждый временной интервал.
Существует большое число стимулов и факторов, способных оказывать влияние на развитие мотивации в процессе обучения иностранным языкам. К наиболее важным относят: 1) академическую успешность; 2) межпредметные связи; 3) значимость иностранного языка для будущей профессиональной деятельности; 4) наличие благоприятной атмосферы на уроке и в коллективе; 5) взаимоотношения обучаемых и обучающего (демократический стиль общения); 6) содержание и организацию учебной деятельности; 7) разнообразие используемых методов и приемов работы; 8) проблемные задания, вызывающие активную поисковую деятельность; 9) ситуацию свободного выбора в процессе обучения;
10) продуктивные, творческие виды заданий;
11) когнитивный стиль работы студентов и т. д.
В процессе усвоения иноязычной лексики П.Б. Гурвич выделяет следующие виды мотивации:
1) целевая (коммуникативная) мотивация; 2) мотивация, порожденная осознанием учащихся достигнутого прогресса в овладении языком или же отдельными его аспектами; 3) мотивация, порожденная эмоционально-личностным интересом учащихся к стране изучаемого языка (страноведческая мотивация); 4) лингвопознавательная мотивация, порожденная интересом учащихся к более глубокому осмыслению языковой формы; 5) мотивация, обусловленная стремлением учащихся к получению информации по возможности в наиболее полном объеме и определенной системе; 6) мотивация, порожденная чувством удовлетворения, которое учащиеся получают при выполнении определенных видов работы (упражнений), - инструментальная мотивация (упражнение - «инструмент» обучения); 7) мотивация, порожденная чувством эстетического удовольствия, которое получают учащиеся при выполнении учебных действий (эстетическая мотивация) [6].
Исходя из рабочего определения мотивации и мотива, выделенные виды мотивации мы понимаем как виды мотивов. В раз-
личном сочетании они будут образовывать мотивационную основу в изучении лексики.
Среди выделенных видов мотивов наибольшее значение имеют следующие виды: коммуникативный; инструментальный; лингвопознавательный; лингвострановедческий.
Развитие и стимулирование вышеперечисленных мотивов призвано содействовать усилению всей мотивационной сферы при овладении лексическим запасом иностранного языка. Это, в свою очередь, будет способствовать: 1) осмысленному изучению иностранной лексики; 2) инициативности и самостоятельности как на занятиях по языку, так и дома; 3) настойчивости; 4) добросовестности; 5) старанию; 6) пытливости; 7) смысловой наполненности (личной заинтересованности) процессом овладения активными лексическими единицами иностранного языка; 8) любознательности; 9) развитию лингвокреативного мышления.
При изучении лексической стороны иноязычной речи сначала необходимо: а) усилить у обучаемых мотивы, т. е. обосновать необходимость, полезность и результат предстоящих учебных действий; б) усилить интеллектуальную деятельность студентов по запоминанию лексических единиц; в) предоставить комплекс упражнений, отвечающий коммуникативно-познавательным потребностям обучающих; г) подвести итоги, обсудить достигнутые результаты и наметить перспективы по дальнейшей работе над лексикой.
Таким образом, мотивация будет проявляться на трех уровнях: а) на глобальном (изучение необходимого лексического минимума в соответствии с программой обучения); б) на уровне занятия (освоение необходимого лексического минимума определенного занятия); в) на уровне ситуации, задания (выполнение упражнений) [7].
Развитие мотивационной сферы студентов 2 курса специализированного вуза в итоге должно привести к следующему: а) к повышению общего интереса по овладению иностранным языком; б) к концентрации
внимания при работе над лексической стороной речи; в) к интеллектуализации процесса обучения лексической стороне речи, путем создания, выработки когнитивных схем хранения программного лексического материала; г) к усвоению наиболее эффективных стратегий работы над лексическими единицами на 2 курсе; д) к систематизации знаний о лексической системе языка, к различным формам ее представления; е) к усвоению элементов культуры через усвоение фоновых долей в структуре значения слов.
1. Григорян С.Т. Мотивация учебной деятельности учащихся 5-7 классов при изучении иностранной лексики: автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 1977. С. 18.
2. Янкин В.В. Коррекция уровня мотивационной активности обучающихся в процессе изучения иностранного языка // Когнитивные процессы и изучение иностранных языков. Н. Новгород, 2005. С. 106.
3. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 28.
4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. М., 1972. С. 260.
5. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М., 1989.
6. Гурвич П.Б., Григорян С.Т. Усиление мотивации учебной деятельности, направленной на овладение лексикой иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1976. № 6. С. 50.
7. Brown H.D. Principles of Language Learning and Teaching. Englewood Cliffs. N. Y., 1987.
Поступила в редакцию 28.03.2008 г.
Sizyomina A.E. Learning motivation as a factor of effective acquisition of the lexical aspect of speech. The article considers the problem of acquisition of the lexical aspect of foreign speech. Lexical motivation, which conditions the result of training in the field of foreign language lexis, is analyzed in a more detailed manner. Factors, which develop the motives of foreign language acquisition, are singled out and their type classification is given.
Key words: motive, motivation, motivational sphere, types, learning motive, foreign language, academic process, learning motivation, speech, thinking.