Научная статья на тему 'Развитие мотивации к учебно-исследовательской деятельности у обучающихся музыкальному исполнительству'

Развитие мотивации к учебно-исследовательской деятельности у обучающихся музыкальному исполнительству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / DEVELOPMENT OF MOTIVATION / MUSICAL PERFORMANCE / EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITY / EDUCATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисов В. О., Мигунова Н. И., Кобозева И. С.

В статье рассматривается проблема развития мотивации музыкального исполнительства у обучающихся в контексте учебно-исследовательской деятельности. Сформулированы теоретические понятия и формы учебной деятельности, которые являются продуктом нового знания и мотивированы стремлением к самостоятельности, раскрытию творческого потенциала, проявлению обучающегося в разных видах деятельности. При толковании трехсоставного понятия «учебно-исследовательская деятельность» авторы приводят трактовки составных элементов изучаемой проблемы «деятельность», «учебная деятельность», «исследовательская деятельность». Авторы обращают внимание на актуальность педагогической проблемы развития мотивации к учебно-исследовательской деятельности для преподавателей музыкально-исполнительских дисциплин учреждений общего, дополнительного и высшего профессионального музыкального образования. В статье проведен анализ взглядов исследователей данной проблематики, а также определены ориентиры педагогической деятельности, направленные на развитие мотивации к учебно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисов В. О., Мигунова Н. И., Кобозева И. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MOTIVATION TO EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES WITH STUDENTS OF MUSICAL PERFORMANCE

The article considers the problem of the development of motivation for musical performance among students in the context of educational and research activities. Theoretical concepts and forms of educational activity are formulated, which are the product of new knowledge and motivated by the desire for independence, the disclosure of creative potential, the manifestation of students in different types of activities. When interpreting the three-component concept of "educational research activity";, the authors give interpretations of the constituent elements of the problem being studied "activity", "educational activity", ";research activity". The authors draw attention to the relevance of the pedagogical problem of developing motivation for teaching and research activities for teachers of musical and performing disciplines of institutions of general, additional and higher professional musical education. The article analyzes the views of researchers on this issue, and also defines the guidelines for pedagogical activity aimed at developing motivation for educational and research activities.

Текст научной работы на тему «Развитие мотивации к учебно-исследовательской деятельности у обучающихся музыкальному исполнительству»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК УДК 37.013.31; 78.07

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВУ

В статье рассматривается проблема развития мотивации музыкального исполнительства у обучающихся в контексте учебно-исследовательской деятельности. Сформулированы теоретические понятия и формы учебной деятельности, которые являются продуктом нового знания и мотивированы стремлением к самостоятельности, раскрытию творческого потенциала, проявлению обучающегося в разных видах деятельности. При толковании трехсоставного понятия «учебно-исследовательская деятельность» авторы приводят трактовки составных элементов изучаемой проблемы — «деятельность», «учебная деятельность», «исследовательская деятельность». Авторы обращают внимание на актуальность педагогической проблемы развития мотивации к учебно-исследовательской деятельности для преподавателей музыкально-исполнительских дисциплин учреждений общего, дополнительного и высшего профессионального музыкального образования. В статье проведен анализ взглядов исследователей данной проблематики, а также определены ориентиры педагогической деятельности, направленные на развитие мотивации к учебно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: развитие мотивации, музыкальное исполнительство, учебно-исследовательская деятельность, образование, обучение.

Как цитировать статью: Борисов В. О., Мигу-нова Н. И., Кобозева И. С. Развитие мотивации к учебно-исследовательской деятельности у обучающихся музыкальному исполнительству // Отечест-венная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 4 (69). С. 177-187.

В. О. Борисов

Магистр педагогического образования, заведующий отделением фортепиано, преподаватель высшей квалификационной категории МБУ ДО «ВДШИ им. Л. Н. Холод», р.п. Выездное, Нижегородская область E-mail: vladimirborisov004@ gmail.com

Vladimir O. Borisov

Master of Pedagogical Education, Head of Piano Department, Teacher of the Highest Qualification Category,Vyshegorod Children's School of Arts named after L. N. Holod w. s. Vyyezdnoye, Nizhny Novgorod Region, Russia

Н. И. Мигунова

Магистр педагогического образования, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУДО «ДШИ № 1», г. Саранск

E-mail: nata.migunova.92@mail.ru

Natalya I. Migunova

Master of Pedagogical Education, Deputy Director of Educational Work, Children's School of Arts No. 1, Saransk, Russia

И. С. Кобозева

Доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск E-mail: kobozeva_i@mail.ru

Inna S. Kobozeva

Dr. Sc. (Education), Professor of the Chair of Music Education and Methods of Music Teaching, Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

Введение

Современный этап развития нашего общества характеризуется рядом изменений не только в структуре и содержании системы образования, но и в самом подходе к образованию, где одним из приоритетных направлений является внедрение новых методов и технологий, создание условий, направленных на повышение качества образования на всех его ступенях, что положительно влияет на развитие личности, интеллектуальное, творческое и духовно-нравственное воспитание будущего поколения. В наше время образовательное учреждение вправе выбрать собственную модель образования и выстроить педагогический процесс на основе новых идей и технологий, которые дополнят и расширят традиционное обучение. В арсенале инновационных средств и методов особое место занимает учебно-исследовательская деятельность, которая мотивирована стремлением к самостоятельности, раскрытию творческого потенциала, проявлению обучающегося в разных видах деятельности.

Функционирование системы образования всех уровней ставит в приоритет организацию учебного процесса, при котором осуществляется развитие творческого мышления обучающегося и способностей к исследовательской деятельности. Приоритетность направления подтверждается в таких нормативных актах, как ФЗ «Об образовании в РФ», «Национальная доктрина образования» [13; 8] и др.

В Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах отмечается, что при подготовке специалистов нового качества осуществляется вовлечение преподавателей и студентов в исследования с первого курса обучения [6]. Реализация данной концепции немыслима без мотивации преподавателей и сту-

дентов к учебно-исследовательской деятельности, которую необходимо прививать с детства.

Вышеизложенное определило наше обращение к проблеме развития мотивации к учебно-исследовательской деятельности обучающихся музыкальному исполнительству, которое реализуется в учреждениях общего, дополнительного и высшего профессионального музыкального образования.

Цель статьи: изучение научно-методических основ проблемы развития мотивации обучающихся музыкальному исполнительству в контексте учебно-исследовательской деятельности.

Методология и методы исследования

Сравнительный анализ научной литературы, изучение нормативных документов, обобщение педагогического опыта по проблеме развития мотивации обучающихся музыкальному исполнительству в контексте учебно-исследовательской деятельности; диагностика форм творческой деятельности.

Результаты исследования

Американский астронавт Нил Армстронг утверждал, что «исследование создает новое знание». Действительно, необходимым условием развития любой сферы жизнедеятельности человека является познавательная составляющая. Исследовательская деятельность приводит как к великим научным открытиям, так и к саморазвитию человека, находящегося далекого от науки. К данному виду деятельности человек целенаправленно приобщается с раннего детства в процессе обучения в учреждениях общего и дополнительного образования, и, как показывает педагогическая практика, интерес к учебно-исследовательской деятельности нужно прививать с раннего школьного возраста.

Рассмотрим более подробно понятие «учебно-исследовательская деятельность», трехсоставная структура которого включает понятия «деятельность», «учебная деятельность», «исследовательская деятельность».

В словаре Дмитрия Николаевича Ушакова приводится следующее определение: «Деятельность — работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области» [12, с. 114]. Сергей Иванович Ожегов трактует понятие «деятельность» как «1. занятие, труд. 2. работа каких-нибудь органов, а также сил природы» [9, с 356].

Приведенные выше определения дают возможность говорить о понятии «деятельность» как о систематическом занятии, труде, работе кого-нибудь или чего-нибудь.

Учебную деятельность Л. С. Выготский определил как «соотношение обучения и развития» [2]. Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов, теоретически обосновав и экспериментально доказав, что одной из ведущих деятель-ностей подрастающего человека является учебная деятельность, акцентировали внимание на том, что она формируется в младшем школьном возрасте в период, когда происходит психическое и личностное становление обучающегося [3]. Учебная деятельность, согласно их рассуждению, представляет собой один из видов деятельности и направлена на усвоение теоретических знаний и связанных с ними умений, навыков в области науки, искусства, нравственности посредством диалогов и дискуссий [3].

Действительно, результатом учебной деятельности становится умение учиться, умение и означает, что обучающийся способен учиться самостоятельно. Основываясь на вышесказанном, можно констатировать, что учебная деятельность — это деятельность обучающихся, направленная на получение знаний, умений и навыков.

Следующее понятие — «исследовательская деятельность». В толковых словарях, термин «исследование» трактуется как «научное сочинение, в котором исследуется какой-нибудь вопрос» [12, с. 203], как «научное изучение» [9, с. 572]. В философском словаре «исследование» обозначается «как приобретение знаний и вид познавательной деятельности» [14]. Следовательно, «исследовательская деятельность» определяется на наш взгляд, как познавательная, творческая деятельность, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью, результатом которой является формирование новых знаний, умений, навыков и способов деятельности.

Из вышесказанного можно заключить, что учебно-исследовательская деятельность — это познавательная, творческая деятельность обучающегося, направленная на изучение актуальной для него проблематики.

К вопросу учебно-исследовательской деятельности обращались В. И. Андреев, А. В. Леонтович, И. А. Мельничук, А. С. Обухов, Н. И. Дереклеева, А. И. Савенков, А. В. Хуторской, Д. Б. Богоявленская, Н. А. Гордеева и др. Главными целями учебного исследования, в отличие от научного, по мнению И. А. Мельничук, являются «приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального

способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления; активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний» [7, с. 14].

Учебно-исследовательская деятельность реализуется в деятельностном подходе к образованию. В условиях деятельностного подхода личность выступает активным творческим началом. Действительно, через деятельность и в процессе этой деятельности происходит саморазвитие и самоактуализация личности не только обучающегося, но и преподавателя. Исследовательскую деятельность учащихся А. Г. Озеров трактует как особую форму организации образовательного процесса, в основе которого лежит самостоятельная поисковая деятельность, направленная на приобретение новых знаний, умений и способствующая формированию опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру [10]. В этом подходе А. Г. Озерова отражается творческий процесс совместной деятельности обучающегося и преподавателя.

К важным педагогическим задачам учебно-исследовательской деятельности следует отнести такие, как применение обучающимися знаний, умений, усвоенных на уроках для поиска разнообразных проблем, проявление самостоятельной познавательной деятельности на основе решения поставленной проблемы, многоаспектное рассмотрение сложных объектов с позиции других наук, формирование компетенций, личностных качеств, профессиональных интересов. Сказанное находит подтверждение в исследовании Л. В. Байбородовой и Л. Н. Серебренникова [1].

Обучение музыкальному исполнительству осуществляется в ходе преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Специфика этого процесса, по мнению Г. М. Цыпина, состоит в развитии способностей учащихся в ходе обучения их игре на фортепиано. Именно это трактуется ученым и педагогом-музыкантом как специальная, четко определенная цель преподавания музыкально-исполнительских дисциплин [16, с. 3].

Для преподавателя фортепиано, как и для педагога-музыканта любой другой специализации, важно осознавать и цель преподавания музыкально-исполнительских дисциплин, и цель музыкального образования в целом, которая заключается в развитии музыкальной культуры личности человека, в раскрытии его интеллектуальных, творческих и художественных возможностей.

Одним из необходимых условий развития человека в процессе об-

учения музыкальному исполнительству является развитие у учащихся мотивации к учебно-исследовательской деятельности. Участие в учебно-исследовательской деятельности предполагает использование индивидуальных и коллективных форм творческой деятельности. К данным формам деятельности могут относиться выполнение творческих заданий и работ, сочинение, анкетирование, интервью, сбор информации. Исследовательский подход у обучающихся музыкальному исполнительству проявляется и в особенностях их работы над изучаемым музыкальным произведением: когда учащийся рассматривает исторический период, в котором творил автор; когда анализирует эмоционально-образное содержание сочинения и синтезирует все детали, выстраивая целостную музыкальную картину.

Способность самостоятельно или совместно с педагогом изучать что-либо и в дальнейшем создавать проекты на основе сделанных исследований благоприятно воздействует на всестороннее развитие личности обучающихся, развитие музыкально-исполнительских способностей, знаний, умений и навыков. Более того, в процессе выполнения творческих заданий и учебно-исследовательских работ оптимизируется познавательная активность, мышление, эстетический вкус к произведениям искусства и в целом формируется духовно богатый человек. Неслучайно известный композитор, музыкант, блестящий пианист и педагог Ференц Лист говорил своим ученикам, что для того, чтобы стать «значительным музыкантом», необходимо постараться стать «значительным человеком» [5, с. 13].

Наш педагогический опыт показал, что, проводя исследовательскую работу на тему «Импрессионизм в музыке и живописи», обучающийся узнал о биографиях композиторов и художников, об эпохе, о специфических особенностях этого художественного направления. Также учащийся приобрел знания о том, что музыка и живопись данной эпохи дополняют друг друга, например картина О. Ренуара «Девушка, расчесывающая волосы» и произведение К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна». Полученные знания о стилистических нюансах исполнения музыкального материала способствуют развитию музыкально-исполнительской грамотности обучающегося.

Важным компонентом учебно-исследовательской деятельности является интеллектуальный поиск, в котором важной частью выступает стадия мысленного решения поставленных задач. Педагогическая практика свидетельствует, что информация, которую обучающийся исследует сам,

усваивается и применяется им лучше, чем информация, приобретенная от преподавателя. Отметим, что в некоторых случаях необходимы компетентные пояснения и комментарии педагога к самостоятельно изученному материалу, для этого педагог должен владеть совокупностью знаний, индивидуально-методическими приемами, опытом, необходимым для успешной реализации педагогической деятельности.

Определяющим компонентом педагогической деятельности является мотивация обучающегося к чему-либо. Действительно, не имея личных побуждений, обучающийся без интереса относится к любой деятельности, ввиду чего результат не будет удовлетворять его потребности.

Проблемой мотивации к различным видам деятельности занимались К. Д. Ушинский, Л. С Выготский, В. И. Петрушин, Д. К. Кирнарская, Ю. Б. Алиев и др. Так, Ю. А. Цагарелли утверждал, что «общими компонентами мотивации являются побуждения, вызывающие активность человека и определяющие ее направленность» [15, с. 92].

С позиций психологической науки мотивация — это «совокупность мотивов, направляющая деятельность и сам внутренний процесс побуждения; это процесс психической регуляции, влияющий на направленность деятельности и количество энергии, мобилизуемой для ее выполнения» [11, с. 478]. В свою очередь мотив — это «внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятельности и придает ей осмысленность» [11, с. 478].

И. А. Зимняя утверждала, что мотивация определяется рядом средств, образовательной системой и учреждением, организацией процесса образования, особенностями обучающегося и педагога. Исследователь выделила четыре направленности мотивации: на процесс, результат, оценку преподавателя и на «избежание неприятностей» [4].

Результатом мотивации, с точки зрения Ю. А. Цагарелли, следует считать развитие «направленности к какому-либо виду деятельности, то есть стремление человека к определенному роду занятий» [15, с 9]. В то же время преподаватель, мотивируя обучающегося, опирается на сильный и устойчивый интерес ученика к чему-либо, то есть обращается к «направленности, которая характеризуется несколькими мотивами, побуждающими человека заниматься определенным видом деятельности» [15, с 9].

Образовательная действительность показывает, что важнейшей

задачей педагога при мотивировании к учебно-исследовательской деятельности является процесс формирования интереса к изучаемой проблеме. Заинтересовать обучающегося значит актуализировать для него определенную проблематику. Полагаем, что при подходе к данному вопросу преподавателю следует исходить из индивидуальных особенностей обучающегося, таких как пол, национальность, психологические особенности, интеллектуальные способности и т.д.

Педагоги отмечают, что в практике встречаются случаи проявления интереса к тому или иному вопросу непосредственно у самого обучающегося музыкальному исполнительству. В данном случае преподавателю необходимо в первую очередь предоставить учащемуся актуальные источники информации и литературу по данной проблематике. В настоящее время существует проблема поиска достоверной и актуальной информации ввиду огромного количества непроверенных и содержащих ложные данные источников. Наш педагогический опыт позволяет утверждать, что для развития мотивации к учебно-исследовательской деятельности у обучающихся музыкальному исполнительству эффективными следует считать методы, основанные на создании познавательного (когнитивного) конфликта, специально разработанных проблемных ситуациях (интеллектуальных затруднениях), сложности изучаемого материала, поощрении за работу и др. Ситуация познавательного конфликта возникает, когда знания учащегося о чем-либо противоречат наблюдениям за данным предметом или явлением. Например, обучающийся игре на фортепиано может представить, как должно звучать то или иное исполняемое на нем произведение, но, когда он слышит исполнение этого же произведения на клавишном синтезаторе с использованием разнообразных эффектов обработки звука, у него возникает вопрос: «как один человек на одном инструменте может получить звучание эстрадного инструментального ансамбля?». Следовательно, у человека возникает удивление, недоумение и как следствие — потребность в изучении данного явления.

Проблемные ситуации (интеллектуальные затруднения) способствуют эффективной активизации мыслительной деятельности, формируют способность к поиску нестандартных подходов к решению изучаемой проблемы, что по сути содержит в себе познавательную трудность, которая является необходимым условием для развития не только мышления обучающегося, но и важным мотивационным средством в процессе обучения.

По мнению исследователей, действенным стимулом учебно-иссле-

довательской деятельности является сложность поставленной перед учеником задачи: чем разнообразнее препятствия, которые необходимо преодолеть на пути к решению, тем выше ценность результата и крепче полученные знания и умения. Тем самым созданная для обучающегося ситуация сложности стимулирует его стремление к актуализации знаний, саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю, развитию интеллектуальной творческой инициативы.

Педагогическая практика показывает, что поощрение обучающегося за проведенную работу имеет важное значение при создании мотивации к учебно-исследовательской деятельности. Такое поощрение возможно получить непосредственно от учителя в виде оценки. Также, например, при участии с проведенным исследованием в конкурсе учащийся имеет возможность стать победителем, получить медаль или кубок, денежное вознаграждение, дополнительные баллы при поступлении в вуз или образовательное учреждение СПО.

Заключение

Анализ научной и методической литературы показывает, что при всей важности новых методов и технологий развитие мотивации обучающихся музыкальному исполнительству к учебно-исследовательской деятельности не стало предметом специального исследования. На наш взгляд, проблема развития мотивации обучающихся музыкальному исполнительству к учебно-исследовательской деятельности является продуктом нового знания. Практический опыт воспитания и обучения свидетельствует о том, что важную составляющую в этом процессе играют педагоги, которым требуется в значительной мере повысить качество профессиональной подготовки, умение применять активные формы и методы, осуществлять принцип единства обучения и воспитания.

Литература

1. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014. 175 с.

2. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психология развития ребенка. М.: Смысл: Эксмо, 2004. 512 с.

3. Давыдов В. В. Научные достижения Д. Б. Эльконина в области детской и педагогической психологии // Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. С. 5-24.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., испр. и пере-

раб. М.: Логос, 2009. 384 с.

5. Кадыров Р. Г. Музыкальная психология: уч. пособие / отв. ред. Р. Ю. Юнусов. Ташкент: Мусика, 2005. 80 с.

6. Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах // Вестник образования. 2010. № 21. С. 55-68.

7. Мельничук И. А. Исследовательская деятельность младших школьников. Брест: БрГУ, 2011. 87 с.

8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года от 04 октября 2000 года № 751 // Российская газета, № 157, 11.10.2000.

9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н. В. Валуева. М.: АСТ, 2013. 1376 с.

10. Озеров А. Г. Исследовательская деятельность как форма и метод обучения // Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы. М., 2004. 151 с.

11. Ступницкий В. П., Щербакова О. И., Степанов В. Е. Психология: учебник для бакалавров. М.: Дашков и К°, 2014. 520 с.

12. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка / под ред. А. И. Левина. М.: Аделант, 2017. 800 с.

13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.06.2020) // Российская газета, № 303, 31.12.2012.

14. Философский словарь. М.: Государственное издательство политической литературы, 2009. 590 с.

15. Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб. пособие для преподавателей, студентов, аспирантов-психологов. СПб.: Композитор, 2008. 368 с.

16. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. 176 с.

DEVELOPMENT OF MOTIVATION TO EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES WITH STUDENTS OF MUSICAL PERFORMANCE

The article considers the problem of the development of motivation for musical performance among students in the context of educational and research activities. Theoretical concepts and forms of educational activity are formulated, which are the product of new knowledge and motivated by the desire for independence, the disclosure of creative potential, the manifestation of students in different types of activities. When interpreting the three-component concept of "educational research activity", the authors give interpretations of the constituent elements of the problem being studied — "activity", "educational activity", "research activity". The authors draw attention to the relevance of the pedagogical problem of developing motivation for teaching and research activities for teachers of musical and performing disciplines of institutions of general, additional and higher professional musical education. The article analyzes the views of researchers on this issue, and also defines the guidelines for pedagogical activity aimed at developing motivation for educational and research activities.

Keywords: Development of motivation, musical performance, educational and research activity, education, training.

References

• Bajborodova L. V., Serebrennikov L. N. Proektnaya deyatel'nost' shkol'nikov v raznovozrastnyh grup-pah: posobie dlya uchitelej obshcheobrazovatel'nyh organizacij. M.: Prosveshchenie, 2014. 175 s. [In Rus].

• Cagarelli Yu. A. Psihologiya muzykal'no-ispolnitel'skoj deyatel'nosti: ucheb. posobie dlya prepoda-vatelej, studentov, aspirantov-psihologov. SPb.: Kompozitor, 2008. 368 s. [In Rus].

• Cypin G. M. Obuchenie igre na fortepiano. M.: Prosveshchenie, 1984. 176 s. [In Rus].

• Davydov V. V. Nauchnye dostizheniya D. B. El'konina v oblasti detskoj i pedagogicheskoj psihologii // El'konin D. B. Izbrannye psihologicheskie trudy / pod red. V. V. Davydova, V. P. Zinchenko. M.: Pedagogika, 1989. S. 5-24. [In Rus].

• Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii (s izm. i dop., vstup. v silu s 19.06.2020) // Rossijskaya gazeta, № 303, 31.12.2012. [In Rus].

• Filosofskij slovar'. M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury, 2009. 590 c. [In Rus].

• Kadyrov R. G. Muzykal'naya psihologiya: uch. posobie / otv. red. R. Yu. Yunusov. Tashkent: Musika, 2005. 80 s. [In Rus].

• Koncepciya razvitiya issledovatel'skoj i innovacionnoj deyatel'nosti v rossijskih vuzah // Vestnik obra-zovaniya. 2010. № 21. S. 55-68. [In Rus].

• MelnichukI. A. Issledovatel'skaya deyatel'nost' mladshih shkol'nikov. Brest: BrGU, 2011. 87 s. [In Rus].

• Nacional'naya doktrina obrazovaniya v Rossijskoj Federacii do 2025 goda ot 04 oktyabrya 2000 goda № 751 // Rossijskaya gazeta, № 157, 11.10.2000. [In Rus].

• Ozerov A. G. Issledovatel'skaya deyatel'nost' kak forma i metod obucheniya // Turistsko-kraevedcheskoe dvizhenie «Otechestvo»: issledovaniya, konferencii, konkursy. M., 2004. 151 s. [In Rus].

• Ozhegov S. I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka / pod red. N. V. Valueva. M.: AST, 2013. 1376 s. [In Rus].

• Stupnickij V. P., Shcherbakova O. I., Stepanov V. E. Psihologiya: uchebnik dlya bakalavrov. M.: Dashkov i K°, 2014. 520 s. [In Rus].

• Vygotskij L. S. Problema obucheniya i umstvennogo razvitiya v shkol'nom vozraste // Psihologiya raz-vitiya rebenka. M.: Smysl: Eksmo, 2004. 512 s. [In Rus].

• Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Izd. 2-e, dop., ispr. i pererab. M.: Logos, 2009. 384 s. [In Rus].

• Ushakov D. N. Tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo yazyka / pod red. A. I. Levina. M.: Adelant, 2017. 800 c. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.