Научная статья на тему 'Формирование музыкального мышления как психолого-педагогическая проблема'

Формирование музыкального мышления как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мышление / музыка / образ / эмоции / воображение / музыкант-исполнитель / интерпретация. / thinking / music / image / emotions / imagination / musician / interpretation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисов Владимир Олегович, Борисова Нина Иосифовна, Кобозева Инна Сергеевна, Чинякова Надежда Ивановна

статья посвящена актуальной психолого-педагогической проблеме формирования музыкального мышления. В статье даны определения основных терминов данной проблематики. Авторы исследуют проблему формирования музыкального мышления с точки зрения психологии и педагогики. В статье анализируются труды ученых, внесших свой вклад в развитие музыкальной педагогики и психологии. Определены основные направления деятельности для формирования музыкального мышления. Авторы отмечают значимость как теоретических, так и практических знаний, умений и навыков для решений данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисов Владимир Олегович, Борисова Нина Иосифовна, Кобозева Инна Сергеевна, Чинякова Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MUSICAL THINKING AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

the article is devoted to the actual psychological and pedagogical problem of formation of musical thinking. The article defines the main terms of this problem. The authors investigate the problem of formation of musical thinking from the point of view of psychology and pedagogy. The article analyzes the works of scientists who have contributed to the development of music pedagogy and psychology. Certain main areas of activity for the formation of musical thinking. The authors note the importance of both theoretical and practical knowledge, skills and abilities to solve this problem.

Текст научной работы на тему «Формирование музыкального мышления как психолого-педагогическая проблема»

PEDAGOGICAL SCIENCES

FORMATION OF MUSICAL THINKING AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM Borisov V.O.1, Borisova N.I.2, Kobozeva I.S.3, Chinyakova N.I.4 (Russian Federation) Email: Borisov565@scientifictext.ru

'Borisov Vladimir Olegovich — Master ofPedagogical Education, Teacher of the highest qualification category; 2Borisova Nina Iosifovna — Teacher of the highest qualification category, MUNICIPAL BUDGET INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION VYEZDNOVSKAYA CHILDREN'S ART SCHOOL NAMED AFTER L.N. HOLOD OF ARZAMAS DISTRICT, WORK CAMP VYYEZDNOYE, ARZAMAS DISTRICT; 3Kobozeva Inna Sergeevna — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor; 4Chinyakova Nadezhda Ivanovna — Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION AND METHODS OF TEACHING MUSIC MORDOVIAN STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED AFTER M.E. EVSEYEV,

SARANSK

Abstract: the article is devoted to the actual psychological and pedagogical problem of formation of musical thinking. The article defines the main terms of this problem. The authors investigate the problem of formation of musical thinking from the point of view of psychology and pedagogy. The article analyzes the works of scientists who have contributed to the development of music pedagogy and psychology. Certain main areas of activity for the formation of musical thinking. The authors note the importance of both theoretical and practical knowledge, skills and abilities to solve this problem. Keywords: thinking, music, image, emotions, imagination, musician, interpretation.

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Борисов В.О.1, Борисова Н.И.2, Кобозева И.С.3, Чинякова Н.И.4 (Российская Федерация)

'Борисов Владимир Олегович — магистр педагогического образования, преподаватель

высшей квалификационной категории; 2Борисова Нина Иосифовна — преподаватель высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Выездновская детская школа искусств им. Л.Н. Холод Арзамасского района, рабочий поселок Выездное, Арзамасский район; 3Кобозева Инна Сергеевна — доктор педагогических наук, профессор; 4Чинякова Надежда Ивановна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра музыкального образования и методики преподавания музыки, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева,

г. Саранск

Аннотация: статья посвящена актуальной психолого-педагогической проблеме формирования музыкального мышления. В статье даны определения основных терминов данной проблематики. Авторы исследуют проблему формирования музыкального мышления с точки зрения психологии и педагогики. В статье анализируются труды ученых, внесших свой вклад в развитие музыкальной педагогики и психологии. Определены основные направления деятельности для формирования музыкального мышления. Авторы отмечают значимость как теоретических, так и практических знаний, умений и навыков для решений данной проблемы.

Ключевые слова: мышление, музыка, образ, эмоции, воображение, музыкант-исполнитель, интерпретация.

УДК 371

Любая деятельность человека требует активизации мышления. Психологи определяют мышление как «процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности» [2, с. 163]. Ю. А. Цагарелли, например, дает определение термину «мышление» как «познанию сущности и закономерности объектов и явлений с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстракции и т.д.» [5, с. 61].

Среди различных видов художественного мышления особое место занимает музыкальное мышление. Н.П. Концева, определяя понятие «музыкальное мышление», формулирует его как высшую форму аудиального мышления. В свою очередь аудиальное мышление является разновидностью синтетического мышления, в котором в диалектическом единстве представлен синтез чувственности и рациональности [2]. Ю. А. Цагарелли видит специфику музыкального мышления в том, «что в отличие, например, от математического, технического или философского мышления оно оперирует музыкальными образами, которые представляют собою результат и идеальную форму отражения музыки в сознании человека» [5, с. 63].

Феномен музыкального мышления человека интересовал ученых с глубокой древности (Платон, Аристоотель, Кант, Руссо и др.). Но теория музыкального мышления начинает оформляться лишь в XVIII-XIX столетиях (И. Гербарт, Э. Ганслик, Г. Риман и др.). Было установлено, что музыкальное мышление связано с эмоциональной сферой личности, с переживанием. А для того, «чтобы музыка вызывала переживания у человека, необходимо, чтобы он понимал, что нужно слышать в музыке и что понимать» [3, с. 24]. Для этого необходимо «освоить элементарные знания о языке музыки - языке чувств, поняв который, можно воспринимать музыку, обращаться к ней, общаться с ее создателями и т. д.» [3, с. 24].

Наш педагогический опыт позволяет утверждать, что формирование музыкального мышления обусловлено развитием образного мышления, с помощью которого более полно воссоздается многообразие всевозможных фактических характеристик явления. Образное мышление исполнителя-музыканта следует понимать, как мыслительные операции, связанные с эмоционально-образным аспектом музыки. Эмоциональное общение с помощью игры на музыкальных инструментах происходит в соответствии с художественной задумкой композитора [8]. Следует отметить, что создание и интерпретация эмоционально-образной драматургии и ее воплощение в исполняемых звуках реализуются на основе опыта и воображения музыканта. Поэтому неслучайно, что у обучающихся музыке восприятие и переработка музыкальной информации осуществляется доминантным (левым) полушарием мозга (Балонов Л.Я., Деглин В.Л. и др.). Именно это важно учитывать в педагогической деятельности при формировании музыкального мышления учащихся в процессах переработки воспринимаемой зрительно нотной информации в слуховые образные представления.

Как показывает наша педагогическая практика, жизненный и музыкально-исполнительский опыт, учащегося формирует способность образно мыслить. Например, городскому жителю, который продолжительно не жил в сельской местности, сложно представить животных, луг, лес и т.д. Сельский житель, повседневно сталкиваясь с данными явлениями, может легко вспомнить картинку и запахи природы. Следовательно, воссоздание образа у одних базируется на данных, полученных из художественных или научных источников (фильмы, мультфильмы, литература, учебный материал и др.), у других на основе эмпирических знаний. И. С. Кобозева и Ю.С. Фадеева считают, что «музыкальный образ не является лишь музыкальным по своей природе, поскольку при формировании образа важную роль играет зрительная память, воображение и ассоциативность» [4]. Вышесказанное позволяет утверждать, что при развитии образного мышления, которое в свою очередь позволяет сформировать музыкальное мышление следует уделить внимание психическим процессам отражения предметов или явлений не воспринимаемых в данный момент, то есть всем видам представлений: зрительным, слуховым, двигательным, осязательным, обонятельным и др.

Ещё один важный компонент музыкального мышления - логический аспект содержания музыки. Следует отметить, что логический компонент музыкального мышления связан с переработкой информации о средствах музыкальной и исполнительской выразительности музыкального произведения. В таком случае обеспечивается возможность «не только накапливать музыкальные впечатления, но и анализировать их, а далее упорядочивать, группировать, систематизировать» [7, с. 73]. Практика показывает, что учащиеся музыкальному исполнительству, развивая логическое мышление, лучше усваивают, исполняют, запоминают музыкальный материал.

Процесс обучения музыкальному исполнительству включает в себя развитие музыкального мышления. Одной из составляющей данной деятельности следует считать процесс увеличения и усвоения знаний. Г.М. Цыпин, в свою очередь, утверждал, что «мышление - это суть знания в действии» и «в процессе обучения игре на музыкальном инструменте создаются в принципе оптимальные условия для систематического пополнения багажа знаний учащегося, получения им самой широкой разнохарактерной информации» [6, с. 134]. Действительно, пополнение знаний о композиторах, стилях, жанрах, эпохах и т.д. является условием формирования и развития музыкального мышления и интеллекта.

П.П. Блонский, исследуя мышление и память, утверждал, что «пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать» [1, с. 246]. В то же время наличие энциклопедических знаний в сфере музыкально-исполнительской деятельности не является определяющим в процессе развития музыкального мышления. Психологи обращают внимание на развитие двигательной памяти в музыкально-исполнительской деятельности при формировании музыкального мышления.

60

Действительно, теоретические знания должны подкрепляться приобретением практических исполнительских навыков и умений, которые смогут в полной мере обеспечить развитие способности логического понимания содержания музыки.

Следует сделать вывод, что формирование музыкального мышления является сложной психолого-педагогической задачей, которая включает в себя педагогическую деятельность, направленную на: накопление музыкально-исторических, теоретических и исполнительских знаний; развитие двигательной памяти, образного мышления, логического мышления.

Список литературы / References

1. Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

2. Ступницкий В.П. Психология: Учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е.Степанов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. 520 с.

3. Кобозева И.С. Активизация музыкально-познавательной деятельности детей в процессе обучения игре на фортепиано / И.С. Кобозева, Ю.В. Величко // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Научно-аналитический и научно-образовательный журнал. Нижний Новгород: Изд-во ННГК (академия) им. М. И. Глинки, 2012. 5(26). С. 23-27.

4. Фадеева Ю.С., Кобозева И.С. Художественно-образное мышление: сущность и содержание / Ю.С. Фадеева, И.С. Кобозева // Научное обозрение. Педагогические науки, 2019. № 3-1. С. 139-141.

5. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб. пособие для преподавателей, студентов, аспирантов-психологов / Ю.А. Цагарелли. СПб.: Композитор, 2008. 368 с.

6. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» / Г. М. Цыпин. М.: Просвещение, 1984. 176 с.

7. Чинякова,Н.И. Значение аналитической деятельности обучающихся в системе непрерывного музыкального образования / Н. . Чинякова // Гуманитарные науки и образование, 2014. № 4 (20). С. 71.

8. Borisov V.O., Borisova N.I., Dorokhova G.Ye., Migunova N.I. The problem of formation of skills of ensemble musical and instrumental performance // International scientific review. № 9 (63) / LXIII international correspondence scientific and practical conference «international scientific review of the problems and prospects of modern science and education» (Boston. USA. October 22-23, 2019).

EDUCATION OF LABOR IN CHILDREN OF THE PRESCHOOL AGE IN CONDITIONS OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION Butvina O.Yu.1, Shevchuk E.M.2 (Russian Federation) Email: Butvina565@scientifictext.ru

'Butvina Olga Yurevna - PhD in Biological, Associate Professor; 2Shevchuk Ekaterina Mikhailovna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY BY FEVZI YAKUBOV, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract: the article discusses the relevance of research on the education of industriousness in children ofpreschool age in the conditions of preschool educational organizations. The results of an experimental study to identify the current level of upbringing industriousness in children ofpreschool age are presented. The pedagogical conditions for the effective education of industriousness among preschool children are listed. Criteria, indicators, levels of upbringing of industriousness are highlighted, and the corresponding diagnostic tools are selected and modified. Keywords: industriousness, labor activity, children of preschool age, criteria, indicators and levels of upbringing of industriousness.

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ Бутвина О.Ю.1, Шевчук Е.М.2 (Российская Федерация)

'Бутвина Ольга Юрьевна - кандидат биологических наук, доцент; 2Шевчук Екатерина Михайловна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, г. Симферополь, Республика Крым 61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.