Научная статья на тему 'Проблема формирования навыков ансамблевого музыкально-инструментального исполнительства'

Проблема формирования навыков ансамблевого музыкально-инструментального исполнительства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
356
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
музыкант-исполнитель / ансамбль / коммуникативные умения / синхронное исполнение / динамический баланс. / musician / ensemble / communication skills / synchronous performance / dynamic balance.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Борисов Владимир Олегович, Борисова Нина Иосифовна, Дорохова Галина Емельяновна, Мигунова Наталья Игоревна

статья посвящена актуальной педагогической проблеме формирования навыков и умений ансамблевого музыкально-инструментального исполнительства. Авторы предлагают для решения поставленной проблемы педагогическую деятельность, направленную на развитие коммуникативных умений, музыкального слуха, навыков и умений синхронного исполнения и соблюдения динамического баланса (между партиями). В статье приведены воздействия внешних (не межличностных) факторов, влияющих на качество исполнения музыкального произведения в ансамбле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Борисов Владимир Олегович, Борисова Нина Иосифовна, Дорохова Галина Емельяновна, Мигунова Наталья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF SKILLS OF ENSEMBLE MUSICAL AND INSTRUMENTAL PERFORMANCE

the article is devoted to the urgent pedagogical problem of the formation of the skills and abilities of ensemble musical instrumental performance. The authors propose pedagogical activities aimed at developing communicative skills, musical ear, skills of synchronous performance, and maintaining dynamic balance (between parties) to solve the problem. The article presents the effects of external (non-interpersonal) factors affecting the quality of performance of a musical work in an ensemble.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования навыков ансамблевого музыкально-инструментального исполнительства»

PEDAGOGICAL SCIENCES

THE PROBLEM OF FORMATION OF SKILLS OF ENSEMBLE

MUSICAL AND INSTRUMENTAL PERFORMANCE Borisov V.O.1, Borisova N.I.2, Dorokhova G.Ye.3, Migunova N.I.4 (Russian Federation) Email: Borisov563@scientifictext.ru

1Borisov Vladimir Olegovich - Master of pedagogical education, Teacher of the highest qualification category; 2Borisova Nina Iosifovna - Teacher of the highest qualification category, MUNICIPAL BUDGET INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION VYEZDNO VSKA YA CHILDREN'S ART SCHOOL NAMED AFTER L.N. HOLOD,

ARZAMAS DISTRICT; 3Dorokhova Galina Yemel'yanovna - Teacher of the highest qualification category, MUNICIPAL BUDGET INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION CHILDREN'S ART SCHOOL «OVATSIYA», KRASNODAR; 4Migunova Natal'ya Igorevna - Master of pedagogical education, deputy Director,

EDUCATIONAL WORK MUNICIPAL BUDGET INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION CHILDREN'S ART SCHOOL № 1, SARANSK

Abstract: the article is devoted to the urgent pedagogical problem of the formation of the skills and abilities of ensemble musical instrumental performance. The authors propose pedagogical activities aimed at developing communicative skills, musical ear, skills of synchronous performance, and maintaining dynamic balance (between parties) to solve the problem. The article presents the effects of external (non-interpersonal) factors affecting the quality ofperformance of a musical work in an ensemble.

Keywords: musician, ensemble, communication skills, synchronous performance, dynamic balance.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АНСАМБЛЕВОГО МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА Борисов В.О.1, Борисова Н.И.2, Дорохова Г.Е.3, Мигунова Н.И.4 (Российская Федерация)

1Борисов Владимир Олегович - магистр педагогического образования, преподаватель высшей квалификационной категории; 2Борисова Нина Иосифовна - преподаватель высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Выездновская детская школа искусств им. Л.Н. Холод, Арзамасский р-н;

3Дорохова Галина Емельяновна - преподаватель высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств «Овация», г. Краснодар; Мигунова Наталья Игоревна - магистр педагогического образования,

заместитель директора по УВР, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств № 1, г.о. Саранск

Аннотация: статья посвящена актуальной педагогической проблеме формирования навыков и умений ансамблевого музыкально-инструментального исполнительства. Авторы предлагают для решения поставленной проблемы педагогическую деятельность, направленную на развитие коммуникативных умений, музыкального слуха, навыков и умений синхронного исполнения и соблюдения динамического баланса (между партиями). В статье

приведены воздействия внешних (не межличностных) факторов, влияющих на качество исполнения музыкального произведения в ансамбле.

Ключевые слова: музыкант-исполнитель, ансамбль, коммуникативные умения, синхронное исполнение, динамический баланс.

УДК 371

Музыкальное образование на всех ступенях системы включает в себя сольное и коллективное музыкальное исполнительство [1]. Следует отметить, что обучение игре на музыкальном инструменте в ансамбле реализуется в соответствии с образовательными программами, требованиями и стандартами. Так, например, в музыкальной школе или школе искусств согласно федеральным государственным требованиям и дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Фортепиано» предусмотрен учебный предмет «Ансамбль». Реализация программ по данному предмету направлена на обучение ансамблевому исполнительству на основе уже приобретенных на уроках специальности и чтения с листа музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков. Следует отметить, что игра в ансамбле требует от исполнителя дополнительных навыков и умений, таких как: синхронное исполнение (с другими партиями), музыкальный слух и соблюдение динамического баланса (между партиями), коммуникативные умения и др.

Исполнение в ансамбле в первую очередь предполагает синхронное звучание всех партий. Практика показывает, что качество данного параметра напрямую зависит от качества выученности партии каждым участником ансамбля в том темпе, который задумал композитор. Наш педагогический опыт подтверждает тот факт, что синхронным исполнение будет лишь тогда, когда исполнитель идеально будет знать не только текст произведения, но и то как, например, исполняют ritenuto или accelerando другие участники ансамбля. Обмен данной информации происходит во время репетиций. Следует отметить, что коммуникативные умения участников ансамбля напрямую влияют на успешность процесса обмена информацией, которая направлена на синхронизацию исполнения. Ю.А. Цагарелли утверждал, что «практика, а также результаты опроса многих профессиональных ансамблистов свидетельствуют о том, что многие высокопрофессиональные музыкальные коллективы распадаются из-за недостаточности коммуникативных умений участников» [3, с. 10].

Динамический баланс всех партий ансамбля, как правило, прописывается в нотах композитором. На проблему выстраивания громкости исполнения каждой партии в первую очередь влияют индивидуальные слуховые особенности каждого участника ансамбля. Психологи и педагоги отмечают, что музыкальный слух является качественно своеобразным восприятием музыки и проявляется в особенностях самого восприятия [3]. Действительно, процесс выстраивания динамического баланса в первую очередь зависит от уровня развития гармонического и мелодического слуха, которые отвечают за восприятие не отдельных звуков или суммы отдельных звуков, а качественно своеобразного и синтетического звучания исполняемого произведения. Наш педагогический опыт показывает, что, развивая данные навыки, учащиеся формируют способность воспринимать целостное звучание музыкального произведения, то есть всех музыкальных инструментов, при исполнении своей партии в ансамбле.

Следует отметить, что при выстраивании звукового баланса, кроме индивидуальных особенностей восприятия звука участников ансамбля, следует учитывать особенности и характеристики музыкальных инструментов, помещений, усиливающей и обрабатывающей звуковой аппаратуры и др. Педагогическая практика показывает, что нередко из-за усиления звука с помощью микрофонов, микшерного пульта и колонок выученное произведение исполняется не качественно, с ошибками и остановками. Некоторые цифровые фортепиано при подключении к микшерному пульту через разъем для наушников не воспроизводят звук через штатные динамики самого инструмента, следовательно, участники ансамбля слышат исполняемую фортепианную партию через сценические колонки, а не из привычного направления. Описанную ситуацию возможно

решить путем усиления звука через микрофон, в таком случае исполнители слышат воспроизводимый звук примерно также как на репетициях.

При подготовке к исполнению на сцене следует учитывать фактор новизны для музыкантов-исполнителей акустических параметров зала. Так, например на одной сцене при исполнении участники ансамбля могут услышать эхо или более объемный звук, на другой сцене усиление или уменьшение громкости исполняемой программы из-за особенностей конструкции зала. Наш опыт подготовки учащихся к сценическим выступлениям в ансамбле показывает, что следует также учитывать расположение инструментов на сцене, так как в некоторых случаях нет возможности расположения исполнителей в поле зрения друг друга, вследствие чего утрачивается невербальное общение.

Наша педагогическая практика показывает, что музыкально-инструментальное исполнительство в ансамбле позволяет развить коммуникативный интеллект, то есть «совокупность умственных способностей человека, проявляющихся в решении задач, которые возникают в процессе общения человека с людьми» [2, с. 154]. Действительно, исполнительская деятельность в ансамбле подразумевает коммуникацию между исполнителями как вербальную (на репетициях) и невербальную, так и общение на эмоциональном уровне с помощью музыкальных инструментов. Вербальное общение происходит только на репетициях, когда идет образовательный процесс или обсуждение нюансов исполнения. Невербальное общение и общение на эмоциональном уровне с помощью музыкальных инструментов происходит как на репетициях, так и во время исполнения. Как известно, участники ансамбля следят за движениями и мимикой партнеров, например легкий поклон головой может служить сигналом о готовности и т.д. Эмоциональное общение с помощью музыкальных инструментов происходит в соответствии с художественной задумкой композитора, то есть участник ансамбля передает часть эмоционального содержания музыки, исполняя свою партию.

В целом следует констатировать, что решение проблемы формирования навыков ансамблевого музыкально-инструментального исполнительства заключается в педагогическом процессе, направленном на развитие коммуникативных умений, музыкального слуха, навыков и умений синхронного исполнения, соблюдения динамического баланса (между партиями).

Список литературы /References

1. Кобозева И.С. Постижение сущностных характеристик сценического выступления в музыкальном пространстве образования и культуры / И.С. Кобозева, В.О. Борисов // Мир науки, культуры, образования. Международный научный журнал, 2018. № 3 (70). С. 169-171.

2. Немов Р.С. Психологический словарь // Р.С. Немов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 560 с.

3. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб. пособие для преподавателей, студентов, аспирантов-психологов. / Ю.А. Цагарелли. СПб.: Композитор, 2008. 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.