Научная статья на тему 'Развитие мотивации достижения и познавательной активности студентов-психологов в процессе обучения'

Развитие мотивации достижения и познавательной активности студентов-психологов в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
621
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / СИНДРОМ ДОСТИЖЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MOTIVATION OF ACHIEVEMENT / COGNITIVE ACTIVITY / OPTIMIZATION / INDIVIDUAL STRATEGY OF ACHIEVEMENT / SYNDROME OF ACHIEVEMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сатаева Елена Ивановна

Обосновывается актуальность развития мотивации достижения и познавательной активности студентов-психологов в процессе обучения, сделана попытка доказать эффективность разработанной модели развития исследуемой мотивации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сатаева Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is substantiated the urgency of development of the motivation of achievement and cognitive activity of students-psychologists in the educational process, made the attempt to prove the efficiency of the model of developing the motivation of achievement and cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Развитие мотивации достижения и познавательной активности студентов-психологов в процессе обучения»

проявляет себя в реалиях «ценностного мира», возвращается в «смысловой мир». Таким образом, возможность реализации сверхнормативной активности у человека существует, но проявляется «ситуативно». У испытуемых, характеризующихся доминированием ценностносмыслового и ценностного содержательного аспектов жизненного самоосуществления, сценарий разворачивается по типу «восхождение». Они демонстрируют особые духовные усилия в отношении самостроительства собственной жизни, реализации потребности творчества, ориентации на отдаленные результаты и перспективы, требующие больших жизненных усилий и вложений, которые способны облагораживать человека, переводить возникающие возможности в действительность.

В ходе исследования было определено следующее: испытуемые, характеризующиеся доминированием предметного, предметносмыслового и смыслового содержательного аспектов свободы жизненного самоосущест-вления, проявляют низкую степень устойчивости жизненного мира. Характер устойчивости жизненного мира в большей степени проявляется по форме «гипоустойчивости», что связано с готовностью к изменениям под влиянием внешних обстоятельств и отсутствием выработанных форм взаимодействия с миром. Высокая степень устойчивости жизненного мира зафиксирована у испытуемых, характеризующихся доминированием ценностно-смыслового и ценностного содержательного аспектов жизненного само-осуществления. Высокая степень устойчивости -это подвижная устойчивость, готовность к взаимодействию с миром, изменениям под влиянием обстоятельств и выработанные формы взаимодействия с миром, которые человек изменяет под влиянием обстоятельств.

таким образом, высокая степень устойчивости позволяет человеку в принятии «вызовов» окружающей действительности совладать с ними в такой мере, чтобы не ограничивать возможности свободного выбора и реализовывать свободное жизнеосуществление.

литература

1. Клочко А.В., Краснорядцева О.М. Суверенность как результат становления человека в совмещенной психологической системе // Вестн. БГПУ. Психолого-педагогические науки. 2001. №1. С. 4 - 9.

2. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспек-тивный анализ). Томск : Изд-во ТГУ, 2005.

3. Логинова И.О. Особенности устойчивости жизненного мира человека в кризисных условиях жизнедеятельности // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Психологические науки. 2011. №2. С. 21 - 26.

Peculiarities of display of life selffulfillment freedom of people of different types of life world steadiness

There are shown the results of the empiric research of life self-fulfillment of people of different types of life world steadiness. There is stated that the type of life world steadiness (constructive, unconstructive, stagnant) determines the peculiarities of life self-fulfillment freedom of a person.

Key words: type of life world steadiness (constructive, unconstructive, stagnant), freedom of life self-fulfillment.

Е.И. САтАЕВА (нижний новгород)

развитие мотивации достижения

и познавательной Активности студЕнтов-психологов в процессе обучения

Обосновывается актуальность развития мотивации достижения и познавательной активности студентов-психологов в процессе обучения, сделана попытка доказать эффективность разработанной модели развития исследуемой мотивации.

Ключевые слова: мотивация достижения, познавательная активность, оптимизация, индивидуальная стратегия достижения, синдром достижения, психолого-педагогические условия.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью создания в вузовском обучении условий для раскрытия внутреннего потенциала студентов, включающего не только интеллектуальные, но и личностные составляющие. Особенно это касается профессионально значимых личностных качеств, мотивационной основы студентов в процессе обучения. Для оптимизации мотивации достижения студентов необходимо создать условия,

© Сатаева Е.И., 2012

способствующие индивидуализации учебной деятельности студента. особое место мы уделили проблеме изучения и развития мотивационной сферы студентов в учебном процессе.

В процессе оптимизации мотивации достижения важную роль играет уровень развития познавательной активности. С.Л. Рубинштейн рассматривает ее как предпосылку и результат развития. Т.И. Шамова определяет познавательную активность как цель, средство и результат активации учебно-познавательной деятельности. В нашем исследовании было уточнено понятие «познавательная активность», которое рассматривается нами как интегративное свойство личности, интенсивно формирующееся в процессе обучения. Под интегративным свойством мы понимаем совокупность личностных и профессиональных качеств студентов, необходимых для достижений в процессе обучения.

В настоящее время высшая школа сталкивается с нежеланием студентов учиться, неумением самостоятельно получать знания, интеллектуальной пассивностью студентов (Е.А. Сорокоумова) (см. [3, с. 3]). В нашем исследовании выявлен и описан феномен минимизации познавательной активности, влияющий на уровень развития мотивации достижения и познавательной активности, проявляющийся в процессе обучения студентов-психологов. Под минимизацией познавательной активности мы понимаем индивидуальную стратегию достижения, которая проявляется в отношении студентов к процессу и в реализации (достижении) оптимального результата учения. Минимизация познавательной активности у студентов в процессе учебной деятельности имеет две тенденции: конструктивную и деструктивную. Конструктивная минимизация познавательной активности - это стратегия достижения, позволяющая интенсифицировать усилия для достижения максимального результата, а деструктивная - стратегия достижения, дающая возможность компенсировать, экстенсировать усилия для достижения минимального результата. Данный феномен может быть выражен в стремлении к интеллектуальным достижениям (при конструктивной минимизации познавательной активности) или к формализованной (атрибутивной) успеваемости (при деструктивной) [2].

Целью исследования является разработка модели развития мотивации достижения и познавательной активности, реализуемая через создание психолого-педагогических условий, которые способствуют организации про-

дуктивной учебной деятельности студентов-психологов. В исследовании приняли участие 95 студентов-психологов Волжского государственного инженерно-педагогического университета.

Предложенная нами модель является динамичной и позволяет максимально использовать возможности учебных предметов для формирования профессионально значимых знаний, умений и навыков. Структуру модели составляют следующие компоненты: цель, задачи, принципы, условия, содержание, методы, формы, средства, результаты. Модель предусматривает также критерии сформиро-ванности мотивации достижения и познавательной активности. Данные критерии необходимы для выявления наличия начального и конечного уровней развития личностных характеристик, что предусматривает определение актуального потенциала студента и уровня его достижения после внедрения (реализации) обучающей модели.

Развитие познавательной активности предполагает обеспечение высокого уровня овладения студентами системой научных знаний, умений и навыков, практическое использование приобретенных знаний при решении учебных задач, формирование творческой активности. Развитие мотивации достижения студентов требует определенного ожидания в отношении результата деятельности (достижение успеха); реалистичной оценки своих возможностей и способностей (адекватный уровень притязаний, самооценки); осознания личной ответственности за результат деятельности при ситуациях успеха/неудачи; доминирования мотива достижения над мотивом избегания неудачи; устойчивого положительного отношениея к учению, развития синдрома достижения, т.е. преобладания у человека стремления к успеху над стремлением избегать неудачи [1].

Развитие мотивации достижения и познавательной активности студентов достигается путем организации системы упражнений, заданий в каждом блоке содержательной части модели. Следовательно, ведущими условиями развития мотивации достижения и познавательной активности студентов-психологов являются осознание дефицита учебных знаний для мобилизации познавательной активности, уровня своих интеллектуальных достижений, снижение уровня тревожности и негативного отношения к процессу обучения, осознание меры ответственности за процесс и результат деятельности, ценности будущей профессио-

нальной деятельности при выполнении комплекса упражнений, заданий в рамках учебной деятельности.

Практическая реализация модели возможна через ее содержательную часть, которая включает следующие компоненты: информационно-ориентировочный блок, учебно-познавательный блок, рефлексивно-прогностический блок. Выделение этих блоков принципиально важно для понимания логики процесса проектирования конкретного учебного занятия.

каждый блок представляет собой структурное единство составляющих его компонентов. Информационно-ориентировочный блок (информационное обеспечение активности человека) позволяет ориентироваться в дефиците необходимой информации и восполнять ее объем для решения поставленных задач. Учебно-познавательный блок обеспечивает поэтапное развитие познавательной активности и мотивации достижения за счет содержащихся в модели форм, средств и методов обучения. Рефлексивно-прогностический блок предусматривает анализ результатов как педагогом, так и студентом для самопознания самооценки, самоконтроля, самокоррекции.

Разработанная модель учитывает современные научные представления о сущности и возможности диагностирования актуального уровня мотивации достижения и познавательной активности. В основу диагностирования положен ряд критериев. каждый критерий разделен на три уровня развития: низкий, средний, высокий. Данные уровни определяются через качественные характеристики, соответствующие наличию или отсутствию и уровню развития данных качеств у студента. Разработанные нами критерии позволяют определить потенциал личности до и после использования модели в процессе учебной деятельности.

С целью проверки эффективности разработанной и реализованной нами модели развития мотивации достижения студентов и познавательной активности мы использовали методы оценки достоверности различий между уровнями развития мотивации достижения и познавательной активности в экспериментальной и контрольной группах ^-критерий Стью-дента). Таким образом, мы предприняли попытку проследить тенденции изменения показателей мотивации достижения и познавательной активности. Зафиксирован прирост в группах испытуемых с высоким (+8%) и средним

(+8%) уровнями выраженности мотивации достижения, в группе с низким уровнем мотивации достижения наблюдается снижение показателей (-15%).

На основе полученных данных можно предположить, что реализация модели развития мотивации достижения и познавательной активности способствует развитию внутренней мотивации достижения, выбору наиболее оптимальных стратегий достижения в процессе обучения студентов-психологов. В контрольной группе тенденции к уменьшению количества испытуемых с низким уровнем мотивации достижения не наблюдается. В группах испытуемых со средним и высоким уровнями мотивации достижения замечена незначительная тенденция на увеличение (+3% в каждой).

Проверка значимости выявленных различий осуществлялась при помощи вычисления критерия ^Стьюдента (при р<0,01; Ьтабл.=2,63). В контрольной группе ^=4,5 (гипотеза о значимости различий подтверждается), в экспериментальной - ^=31,5 (гипотеза о значимости различий подтверждается). Как показывают изменения в контрольной группе, если сравнить средние показатели по группе (16,4 и 16,1), наблюдается снижение показателей количества мотивации достижения у испытуемых, что подтверждают различия вследствие проведенного математического анализа. В экспериментальной группе при сравнении средних показателей (15,9 и 19,4) выявлено явное повышение показателей и подтверждено значимостью различий при ^=31,5. Можно сделать вывод об эффективности описанной нами модели, направленной на развитие мотивации достижения и овладения или расширения стратегий достижения.

Анализ изменений в выраженности значений познавательной активности показал прирост показателей у испытуемых с высоким уровнем (+11%). У испытуемых с выраженным средним и низким уровнями познавательной активности наблюдается снижение показателей (-8% и -3% соответственно). Можно предположить, что происходят развитие внутренней познавательной активности, осознание ценности знаний для решения профессиональных задач и будущей профессиональной деятельности.

В контрольной группе замечены небольшие изменения в показателях познавательной активности. У испытуемых с низким уровнем

познавательной активности наблюдается увеличение показателей (+2%), у испытуемых со среднем уровнем - снижение показателей (-1%), с высоким уровнем - также снижение показателей (-1%).

Проверка значимости выявленных различий осуществлялась при помощи вычисления критерия t-Стьюдента (при p<0,01; Ьтабл.=2,63). В контрольной группе t =63,8 (гипотеза о значимости различий подтверждается), в экспериментальной - t =41,2 (гипотеза о значимости различий подтверждается).

Анализ изменений в контрольной группе показал увеличение средних показателей (20,3 и 29,2), что подтверждается с помощью математического анализа наличием значимости различий в группах. В экспериментальной группе при сравнении средних показателей (22,9 и 31,5) выявлено увеличение показателей и подтверждено значимостью различий при t =41,2. Таким образом,

А А эмп. 7 А

зафиксированные явные изменения в экспериментальной группе подтверждают наличие положительного эффекта вследствие практического использования модели развития мотивации достижения и познавательной активности.

Анализируя результаты, полученные в процессе реализации модели развития мотивации достижения и познавательной активности, мы установили, что становление мотивации достижения и познавательной активности у студентов-психологов проходит более успешно при соблюдении следующих условий: практическое применение модели развития мотивации достижения и познавательной активности; соблюдение герменевтического принципа, принципа активности, принципа связи теории с практикой, аксиологического принципа при оптимизации мотивации достижения, познавательной активности; осознание студентами личной ответственности за свои поступки и действия; ориентация на ценности профессиональной деятельности; наличие возможностей реализации сформированных особенностей мотивации достижения и познавательной активности в учебной деятельности студентов; овладение комплексом необходимых стратегий достижения.

Анализ изменения выраженности показателей развития мотивации достижений и познавательной активности студентов-психологов выявил следующие тенденции: в

динамике показателей мотивации достижения определено явное увеличение показателей среднего и высокого уровней. Можно отметить, что практическая реализация модели способствовала развитию внутренней мотивации достижения, овладению оптимальными стратегиями достижения.

Анализ динамики показателей познавательной активности выявил увеличение показателей высокого и среднего уровней, что свидетельствует о развитии у студентов-психологов внутренней познавательной активности, осознании ценности профессиональных знаний, умений и навыков для решения теоретических и практических задач, развитии и применении навыков самоконтроля, рефлексии, самокоррекции в процессе обучения. Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что минимизация познавательной активности является биполярным образованием, т.к. характеризуется наличием использования двух стратегий: конструктивной и деструктивной.

литература

1. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб. : Питер, 2007.

2. Сатаева Е.И. Признаки минимизации познавательной активности студентов-психологов в процессе обучения // Вестн. Череповецк. гос. ун-та. 2011. №3. Т. 1. С. 121 - 124.

3. Хлестова Е.Д. Формирование ключевых компетенций познавательной активности современного подростка : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009.

Development of the motivation of achievement and cognitive activity of students-psychologists in the educational process

There is substantiated the urgency of development of the motivation of achievement and cognitive activity of students-psychologists in the educational process, made the attempt to prove the efficiency of the model of developing the motivation of achievement and cognitive activity.

Key words: motivation of achievement, cognitive activity, optimization, individual strategy of achievement, syndrome of achievement, psychological andpedagogi-cal conditions.

10 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.