Научная статья на тему 'Research of self-actualization potential of students studying in various sociocultural environments depending of the nature of achievement motivation'

Research of self-actualization potential of students studying in various sociocultural environments depending of the nature of achievement motivation Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIOCULTURAL IDENTITY / SELF-ACTUALIZATION POTENTIAL / MOTIVATION OF SUCCESS ACHIEVEMENT / MOTIVATION OF AVOIDANCE OF FAILURES / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT / SMALL TOWN / MEGALOPOLIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логинова Ирина Олеговна, Живаева Юлия Валерьяновна, Стоянова Екатерина Иннокентьевна

The article deals with the aspects of self-actualization potential of students in small towns and big cities. The objective of the research is to determine sociocultural identity of people in small towns and big cities depending of the nature of achievement motivation. The diagnostic tools are the methodologies: “Personal and social identity” by A.A. Urbanovich, “Achievement motivation tests” by A. Mekhrabian modified by M.Sh. Magomed-Eminov. As the result, four groups were determined: the first subgroup students (positive factors of sociocultural identity and the motivation of success) are characterized by a high level of self-actualization signs; the second subgroup students (positive factors of sociocultural identity and the motivation of avoidance of failures) are characterized by a middle level of self-actualization signs and some lower signs; the fourth subgroup students are characterized by the negative sociocultural identity and some signs of the motivation of avoidance of failures, and the prevalence of low and self-actualization signs. The correlation of the motivation of achievement and the negative sociocultural identity of the third group students has not been found out.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Логинова Ирина Олеговна, Живаева Юлия Валерьяновна, Стоянова Екатерина Иннокентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Research of self-actualization potential of students studying in various sociocultural environments depending of the nature of achievement motivation»

и.о. ЛОГИНОВА, Ю.В. ЖИВАЕВА,

Е.И. СТОЯНОВА

(Красноярск)

исследование самоактуализационного потенциала у студентов, обучающихся в различных социокультурных средах, в зависимости от характера мотивации достижения

Раскрываются аспекты самоактуализационного потенциала студентов малого города и мегаполиса. Определялась социокультурная идентичность их представителей в зависимости от характера мотивации достижения. Диагностическим инструментарием выступили методики «Личностная и социальная идентичность» А.А. Урбанович, «Тест мотивации достижения» А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова. По результатам исследования были определены четыре группы студентов.

Ключевые слова: социокультурная идентичность, самоактуализационный потенциал, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи, социокультурная среда, малый город и мегаполис.

Направляя себя в будущее, намечая цели, человек выбирает определенный путь в их достижении и организации собственной жизни. Впервые человек учится овладевать перспективами своей жизни в юношеском возрасте. Формирование жизненных планов - наиболее характерная черта юношества. Человек обобщает цели, которые перед собой ставит, подвергает иерархии мотивы деятельности, составляющие ядро ценностных ориентаций. Мечты, стремления, направленные в будущее, поиски идеалов - все это способствует постепенному созданию все более реальных жизненных планов, и они «заземляются» в данном возрасте на выборе профессии, однако многие в этом возрасте имеют уже достаточно отдаленные жизненные цели - социальное продвижение, создание семьи и материальное потребление. в современной ситуации резкого изменения социальной действительности, реализуя жизненные планы, юноши и девушки сталкиваются с реальными противоречиями между

необходимостью и возможностью долговременного планирования своей жизни.

Исследование самоактуализационного потенциала личности приобретает особое значение в условиях глобальных социальных перемен, когда трансформации в различных сферах общественной жизни не только влияют на макросоциальные процессы, но и сказываются на индивидуальной жизни людей, изменяют их ценности, нормы, культуру. Культура новой России, которую мы хотели бы видеть сильной и демократической, формируется в крайне сложной социально-экономической и политической ситуации, которая не только не способствует успешному включению молодежи в общество, но и делает его крайне проблематичным.

в современной действительности социокультурное пространство обретает статус сложного, многоуровневого и характеризуется нестабильностью, неустойчивостью и высокой динамикой социальных процессов. важнейшие процессы трансформации современного общества и культуры связаны с такими явлениями, как глобализация, транснационализм, информатизация, визуализация и виртуализация. Наиболее значительным последствием данных процессов является актуализация проблемы сохранения социокультурной идентичности как самих городов, так и людей, их населяющих.

Учёт факторов и механизмов становления идентичности человека в региональном аспекте выступает необходимым условием успешной модернизации современного российского общества, сохранения его единства и социальной стабильности. в настоящее время численность малых городов в целом по Российской Федерации преобладает над численностью других типов городского поселения. Малый город, в отличие от мегаполиса, который является показателем экономического развития, характеризуется как индикатор социального и нравственного здоровья населения, именно малые города являются хранителями культурного наследия, национальной оригинальности. При этом в условиях малого города наиболее актуальна проблема социокультурного развития молодежи как основы развития общества в целом.

Вышеизложенное определяет актуальность исследования проявлений самоактуали-зационного потенциала в зависимости от ха-

© Логинова И.О., Живаева Ю.В., Стоянова Е.И., 2016

- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,

рактера мотивации достижения у студентов, обучающихся в различных социокультурных средах. Выборка исследования представлена студентами 2-4-го курсов очной формы обучения Лесосибирского педагогического института - филиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» - в количестве 146 чел., а также студентами Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, количество выборки равнозначное, средний возраст исследуемых равен 19-20 годам. Исследование носило лон-гитюдный характер, общий объем выборки -584 чел.

с целью изучения социокультурной идентичности у представителей малого города и мегаполиса в качестве диагностического инструментария мы использовали методику «Личностная и социальная идентичность» А.А. Урбанович. Анализируя результаты исследования студентов Лесосибирско-го педагогического института, можно сделать вывод о том, что социокультурная идентичность (позитивный результат) выявлена у 53,72% исследуемых (79 реципиентов). Соответственно, у 46,28% студентов - негативная социокультурная идентичность. Также позитивная социокультурная идентичность выявлена у студентов КГПУ им. В. П. Астафьева (102 реципиента), что составляет 69,9% исследуемых. Негативная социокультурная идентичность - у 30,1% исследуемых того же вуза. Студенты, для которых характерно проявление позитивной социокультурной идентичности, в большей степени адаптированы к реальности социального мира, они осознают, что для ощущения успешности и повышения самооценки важны как личностные качества, так и объективные показатели социальной позиции. также им свойственно увеличение осознанности представлений о себе и своем будущем, повышение эмоциональной насыщенности этих представлений, расширение их круга, такие студенты нацелены на будущее. Для студентов, у которых выявлена негативная социокультурная идентичность, характерно то, что они не принимают в полной мере ту социальную среду, в которой живут, не пытаются противостоять возникшим проблемным ситуациям. Им свойственны низкая адаптивность к новым условиям жизни, неспособность подстраиваться под обстоятельства, которые встречаются на пути. у них в малой степени сформированы представления о будущем, они не связывают свое будущее с социумом, в котором находятся сейчас.

ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

С целью изучения мотивации достижения у представителей малого города и мегаполиса в качестве диагностического инструментария нами была использована методика «Тест мотивации достижения» А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магомед-Эминова. В ходе исследования получены следующие показатели: мотив достижения успеха преобладает у 9,52% исследуемых студентов Лесосибирского педагогического института (14 чел.) и у 17,68% студентов КГПУ им. В. П. Астафьева (26 чел.). Мотив избегания неудачи выявлен соответственно у 90,48% исследуемых студентов лесосибирского педагогического института и у 82,32% студентов КГПУ им. В.П. Астафьева. Для студентов с преобладанием мотивации достижения успеха характерна направленность на достижение конструктивных, положительных результатов. личную активность определяет потребность в достижении успеха. студенты, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой положительную цель, достижение которой вполне можно расценивать как успех, предполагающий одобрение. Они полностью мобилизуют на это свои силы и ресурсы. При преобладании мотивации избегания неудачи студенты стремятся, прежде всего, избежать срыва, неудачи, порицания, наказания. Ожидание негативных последствий становится в данном случае определяющим. студенты со склонностью к избеганию неудачи ищут информацию о возможности неудачи при достижении результата. Они берутся за решение как очень легких задач (где им гарантирован 100%-ный успех), так и очень трудных (неудача не воспринимается как личный неуспех).

В логике теории психологических систем самореализация человека может быть представлена как форма, в которой проявляется его самоорганизация. В частности, показано, что механизмы самореализации могут быть объяснены с позиции системной детерминации, особая роль в которой принадлежит ценностям и смыслам как сверхчувственным новообразованиям открытой самоорганизующейся системы (Э. В. Галажинский). Выступая в качестве мотивов, ценности, как еще не реализованные возможности, способны поднять деятельность человека до уровня творческой самореализации (И. В. Григоричева). Одним из таких мотивов является мотив достижения успеха, выраженность которого, как показывают исследования Э. В. Галажинского, Л. П. Дмитриенко-вой, Н. В. Зоткина, Дж. Аткинсона, Е. Лоувела, В. Мейера, С. Мейхоуна, В. Ретмана и др., спо-

собна влиять на качество самореализации. Для изучения выделенной характеристики в качестве диагностического инструментария мы использовали методику «Самоактуализацион-ный тест (САТ)», разработанную Л. Я. Гоз-маном, М. В. Латинской. Учитывая данные исследования, мы имеем возможность говорить о том, что мотивация достижения имеет свои различия в зависимости от характера социокультурной идентичности. Исходя из этого, для анализа результатов мы условно разделили исследуемые нами выборки на подгруппы. Студентов первой подгруппы (позитивные показатели социокультурной идентичности и проявление мотивации достижения успеха) отличает высокий уровень самоактуализаци-онных показателей. Данный факт может свидетельствовать о том, что для людей с преобладанием мотивации достижения успеха, позитивно идентифицирующих себя с социумом, характерно проявление самоактуализационно-го потенциала на высоком и среднем уровнях.

Интересен тот факт, что при сопоставлении показателей исследования отдельно по шкалам у студентов Лесосибирского педагогического института и у студентов КГПУ им. В.П. Астафьева очевидна разница в процентном соотношении результатов. Для представителей мегаполиса в большей степени характерны высокие т-баллы по методике (в выделенной нами подгруппе). Данный факт можно объяснить тем, что для исследуемых нами студентов Лесосибирского педагогического института характерно то, что в родном городе они переживают противоречие между выраженной и сильной потребностью в самореализации и недостаточными возможностями для ее удовлетворения. Будучи условием полноценного функционирования психологической системы, самореализация человека осуществляется по-разному в зависимости от многих обстоятельств. Одними из них являются социально-экономические и другие параметры региона проживания, которые могут благоприятствовать самореализации или препятствовать ей. Исследованиями в области психологии среды доказано влияние места проживания на жизнедеятельность человека (Ю.Г. Абрамова, Н.А. Душков, Т.А. Лебедева, В.И. Панов, Р. Баркер, В.Б. Чупина, К. Линч, R. Park и др.).

Студентов второй подгруппы (позитивные показатели социокультурной идентичности и проявление мотивации избегания неудач) отличают средний уровень самоактуализацион-

ных показателей и присутствие низких показателей. Выявленные в ходе исследования, они могут объясняться тем, что студенты характеризуются преобладанием мотивации избегания неудачи, а значит, им свойственна определенная стратегия поведения: стремятся, прежде всего, избежать срыва, неудачи, порицания, наказания. В контексте системного видения психологической реальности мотивация достижения может быть понята как проявление самоорганизации человека, жизнедеятельность которого протекает в различных социальных, экономических и средовых условиях. Как следствие, «депривация потребности в самореализации» [1; 2] обусловлена и социокультурным фактом.

Для студентов следующей подгруппы характерны наличие негативной социокультурной идентичности и проявление мотивации избегания неудачи. Их отличает преобладание низких и средних самоактуализационных показателей. Объяснение этому мы можем найти в характеристиках представителей данной подгруппы: преобладание мотивации избегания неудачи и свойственная ей стратегия поведения в сочетании с негативной социокультурной идентичностью. Мы полагаем, что депри-вация самореализации у исследуемых данной подгруппы обусловлена указанными причинами. Самореализация как форма проявления самоорганизации человека, по словам Э. В. Га-лажинского, предстает как интегрирующий фактор, с которым связаны решения проблемы выбора жизненных сред и формирования наиболее адекватных жизненных стратегий. Окружающая среда (среда окружения) большинством исследователей понимается как полный, исчерпывающий набор условий и обстоятельств, в которых живет человек, как физических, так и социокультурных... Эти условия могут способствовать или препятствовать самореализации личности, будучи включенными в многомерный мир человека или оставаясь за его пределами и составляя не просто «фон», но основу, на которой развертывается процесс самореализации.

Изучение взаимосвязи между показателями мотивации достижения и самоактуализаци-онным потенциалом личности стало проблемным полем исследования на следующем этапе исследования. Результаты, полученные с помощью метода ранговой корреляции Ч. Спир-мена, позволяют констатировать наличие системы связей между исследуемыми параметрами.

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

По результатам исследования были составлены интеркорреляционные матрицы зависимости между показателями мотивации достижения и самоактуализационным потенциалом личности. Выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость между показателями шкалы «Ориентация во времени» методики САТ и шкалы «Мотивация достижения» методики «тест мотивации достижения» у студентов Лесосибирского педагогического института (г=0,56 ; р=0,05) и у студентов КГПУ им. В.П. Астафьева (г= 0,60; р=0,05). Также показатели шкалы «Мотивация достижения» взаимосвязаны с показателями шкалы «Поддержка» (САТ), выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость в выборке показателей у студентов Лесосибирско-го педагогического института (г=0,58; р=0,05) и у студентов КГПУ им. В.П. Астафьева (г= =0,62; р=0,05) (г=0,50 при р=0,05). Выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость между показателями шкалы «Мотивация достижения» и показателями шкалы «Ценностные ориентации» (САТ) в выборке у студентов Лесосибирского педагогического института (г=0,48; р=0,05) и у студентов КГПУ им. В.П. Астафьева (г= 0,45; р=0,05). Показатели шкалы «Мотивация достижения» взаимосвязаны с показателями шкалы «Спонтанность» (САТ), выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость у студентов Лесосибирского педагогического института (г=0,52; р=0,05) и у студентов КГПУ им. В.П. Астафьева (г=0,54; р=0,05). Выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость между показателями шкалы «Мотивация достижения» и шкалы «Представления о природе человека» (САТ) у студентов Лесосибирского педагогического института (г=0,41; р=0,05) и у студентов КГПУ им. В.П. Астафьева (г= 0,44; р=0,05). Показатели шкалы «Мотивация достижения» взаимосвязаны с показателями шкалы «Принятие агрессии», выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость у студентов Лесоси-бирского педагогического института (г=0,60; р=0,05) и у студентов КГПУ им. В.П. Астафьева (г= 0,64; р=0,05). Также выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость между показателями шкалы «Мотивация достижения» и шкалы «Познавательные потребности» (САТ) у студентов Лесоси-бирского педагогического института (г=0,44; р=0,05) и у студентов КГПУ им. В.П. Астафьева (г=0,45; р=0,05).

Для нас важным аспектом в исследовании взаимосвязи самоактуализационного потенциала и мотивации достижения у студентов малого города и мегаполиса явилось понятие самореализации человека как формы, в которой проявляется самоорганизация человека как открытой психологической системы. Сензитивность открывающимся возможностям как показатель степени открытости человека к познанию и творческому преобразованию мира (себя) может рассматриваться, по мнению Э.В. Галажинского, как проявление определенного уровня самореализации, разница между уровнями самореализации, как считает автор, обусловлена доминированием разных источников активности, разными типами смысловых образований, определяющими характер и форму открытия системы во внешнюю среду.

Список литературы

1. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. Барнаул, 2002.

2. Клочко В.Е. Методологические принципы теории психологических систем // Фиксированные формы поведения в образовании, науке и культуре. Бийск, 2000. С. 8-16.

3. Краснорядцева О.М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности (на материале педагогического труда): автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1997.

4. Логинова И.О. Жизненное самоосуществление: системно-антропологический контекст: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. Томск, 2010.

5. Лукьянов О.В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений. Томск: изд-во том. ун-та, 2008.

6. Магомед-Эминов М.Ш. Позитивная психология человека. От психологии субъекта к психологии бытия. М.: Психоаналит. ассоц. Рос. Федерации, 2007.

7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. М.: Педагогика, 2001. Т. 2.

8. Шакурова М.В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2007.

* * *

1. Galazhinskij Je.V. Sistemnaja deteiminacija samorealizacii lichnosti: dis. ... d-ra psihol. nauk: 19.00.01. Barnaul, 2002.

2. Klochko V.E. Metodologicheskie principy teorii psihologicheskih sistem // Fiksirovannye formy povedenija v obrazovanii, nauke i kul'ture. Bijsk, 2000. S. 8-16.

3. Krasnorjadceva O.M. Psihologicheskie meha-nizmy vozniknovenija i reguljacii myshlenija v real'noj zhiznedejatel'nosti (na materiale pedagogicheskogo truda): avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. M., 1997.

4. Loginova I.O. Zhiznennoe samoosushhes-tvlenie: sistemno-antropologicheskij kontekst: avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk: 19.00.01. Tomsk, 2010.

5. Luk'janov O.V. Problema stanovlenija iden-tichnosti v jepohu social'nyh izmenenij. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 2008.

6. Magomed-Jeminov M.Sh. Pozitivnaja psiho-logija cheloveka. Ot psihologii sub#ekta k psihologii bytija. M.: Psihoanalit. assoc. Ros. Federacii, 2007.

7. Hekhauzen H. Motivacija i dejatel'nost': v 2 t. M.: Pedagogika, 2001. T. 2.

8. Shakurova M.V. Pedagogicheskoe sopro-vozhdenie stanovlenija i razvitija sociokul'turnoj identichnosti shkol'nikov: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. M., 2007.

Research of self-actualization potential of students studying in various sociocultural environments depending of the nature of achievement motivation

The article deals with the aspects of self-actualization potential of students in small towns and big cities. The objective of the research is to determine sociocultural identity of people in small towns and big cities depending of the nature of achievement motivation. The diagnostic tools are the methodologies: "Personal and social identity" by A.A. Urbanovich, "Achievement motivation tests" by A. Mekhrabian modified by M.Sh. Magomed-Eminov. As the result, four groups were determined: the first subgroup students (positive factors of sociocultural identity and the motivation of success) are characterized by a high level of self-actualization signs; the second subgroup students (positive factors of sociocultural identity and the motivation of avoidance of failures) are characterized by a middle level of self-actualization signs and some lower signs; the fourth subgroup students are characterized by the negative sociocultural identity and some signs of the motivation of avoidance of failures, and the prevalence of low and self-actualization signs. The correlation of the motivation of achievement and the negative sociocultural identity of the third group students has not been found out.

Key words: sociocultural identity, self-actualization potential, motivation of success achievement, motivation of avoidance of failures, sociocultural environment, a small town, a megalopolis.

(Статья поступила в редакцию 26.08.2016)

е.и. рогов, о.с. моисеенко

(ростов-на-дону)

взаимосвязь профессионально-личностной направленности будущих педагогов с их представлениями о профессии

Доказывается необходимость дифференцированного подхода к профессионально-личностной направленности с учетом ее возможных типов и особенностей. Исследование профессиональных представлений студентов-педагогов показало, что респонденты с разным типом направленности ориентированы на разные объекты деятельности, представления о которых также различаются. Полученные данные могут быть использованы в практике подготовки педагогов в вузе.

Ключевые слова: профессионализация, профессиональные представления, профессионально-личностная направленность, типы направленности, образ объекта.

Профессионально-личностная направленность, являясь важнейшим компонентом профессионального становления специалиста, предполагает преодоление противоречия и достижение высокой согласованности профессиональной направленности специалиста и его профессионально важных качеств, что обеспечивает безусловный успех в деятельности. Поэтому многие отечественные психологи подчеркивают неделимость личностного и профессионального в структуре личности специалиста. Указывая на это, В.Д. Шадриков подчеркивает, что профессиональная направленность - это не что иное, как проявление общей направленности личности в труде, сохраняющее сходство с базовыми характеристиками общей направленности, но отличающееся специфическим выражением [20]. Анализируя эффективность профессионального образования, Л.Д. Шагдурова рассматривает сформи-рованность операциональных качеств субъекта в качестве внешнего критерия эффективности, а сформированность профессиональной направленности личности определяется ею как внутренний критерий его эффективности [19]. Подчеркивая особую роль профессионально-личностной направленности в деятельности

О Рогов Е.И., Моисеенко О.С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.