Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи характера социокультурной идентичности с показателями самоактуализационного потенциала студентов как характеристик жизненного самоосуществления'

Исследование взаимосвязи характера социокультурной идентичности с показателями самоактуализационного потенциала студентов как характеристик жизненного самоосуществления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЖИЗНЕННОЕ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА / МАЛЫЙ ГОРОД / МЕГАПОЛИС / SOCIOCULTURAL IDENTITY / SELF-ACTUALIZATION POTENTIAL / LIFE SELF-REALIZATION / SMALL TOWN / MEGALOPOLIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логинова Ирина Олеговна, Чупина Виктория Борисовна, Живаева Юлия Валерьяновна, Чернова Екатерина Иннокентьевна

Представлены результаты эмпирического исследования характера социокультурной идентичности и показателей самоактуализационного потенциала. Описывается достоверная взаимосвязь компонентов самоактуализационного потенциала, которые находятся в прямой зависимости от показателей социокультурной идентичности студентов малого города и мегаполиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Логинова Ирина Олеговна, Чупина Виктория Борисовна, Живаева Юлия Валерьяновна, Чернова Екатерина Иннокентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are given the results of the empiric research of the character of sociocultural identity and indicators of self-actualization potential. There is described the true interconnection of the components of the self-actualization potential that depend on the indicators of sociocultural identity of students of a small town and a megalopolis.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи характера социокультурной идентичности с показателями самоактуализационного потенциала студентов как характеристик жизненного самоосуществления»

языка, во взаимоотношениях с преподавателями и местными студентами. Адаптационный период таких студентов протекает достаточно медленно, языковой барьер преодолевается трудно. В связи с этим мы считаем, что низкая самооценка препятствует развитию коммуникативной компетентности у таких студентов.

Студенты со средней (30%) и высокой (22%) самооценкой отличаются успехом в освоении русского языка, активностью на занятиях и общительностью. Однако необходимо отметить, что есть и такие студенты-иностранцы (15%), которые независимо от их высокой самооценки имеют языковые проблемы, отражающиеся общении с преподавателем и в успеваемости. Высокая самооценка этих студентов мешает, по мнению преподавателей, адекватно оценивать свои возможности, а значит, также препятствует развитию их коммуникативной компетентности.

При исследовании влияния самооценки студентов-иностранцев на развитие их коммуникативной компетентности мы выявили следующую закономерную тенденцию: студенты-иностранцы с низким уровнем успеваемости имеют заниженную или завышенную самооценку, студенты-иностранцы с высоким уровнем успеваемости имеют адекватную самооценку.

Таким образом, можно сделать вывод: фактор - адекватная или заниженная самооценка - содействует или препятствует развитию коммуникативной компетентности студентов-иностранцев.

литература

1. Дорожкин Ю.Н., Мазитова Л.Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // СОЦИС. 2007. № 3.

2. Михайленко О.И. Влияние самооценки студента на успеваемость обучения в вузе // Перспектива-2011: материалы 15-й Междунар. науч.-практ. конф. Нальчик, 2011. Т. 3.

3. Михайленко О.И. Коммуникативная компетентность как фактор повышения качества педагогического образования //Акмеология. 2007. №3. Т. 3.

4. Михайленко О.И. Программа групповых тренинговых занятий : метод. указ. Нальчик :

Кабард.-Балкар. гос. ун-т, 2007.

5. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учашцхся. М., 1990.

6. Слотина Т.В. Психология личности : учеб. пособие. иКЬ : http://fictionbook.ru/author/t_v_slotina/ psihologiya_Hchnosti_uchebnoe_posoЫe/read_onHne. html?page=4.

Research of self-assessment of foreign students of Kabardino-Balkaria State University as the factor that influences the development of their communicative competence

There is considered the influence of self-assessment of foreign students of Kabardino-Balkaria State University on the development of their communicative competence. There are found out the levels of self-assessment of foreign students thatfavour or preventfrom development of their communicative competence.

Key words: adaptation, internationalization, communicative competence, self-assessment, levels of selfassessment.

И.о. логинова, в.б. чупина,

Ю.в. живаева, е.и. чернова

(красноярск)

исследование взаимосвязи характера социокультурной идентичности с показателями самоактуализационного потенциала студентов как характеристик жизненного самоосуществления

Представлены результаты эмпирического исследования характера социокультурной идентичности и показателей самоактуализационного потенциала. Описывается достоверная взаимосвязь компонентов самоактуализационного потенциала, которые находятся в прямой зависимости от показателей социокультурной идентичности студентов малого города и мегаполиса.

Ключевые слова: социокультурная идентичность, самоактуализационный потенциал, жизненное само-осуществление человека, малый город, мегаполис.

В процессе жизнедеятельности человек обретает спектр разнообразных возможностей, реализация которых расширяет их. Однако здесь появляется проблема не столько выбора возможностей, но прежде всего эффективного их осуществления и тем самым осуществления себя. Жизненное самоосущест-

© Логинова И.О., Чупина В.Б., Живаева Ю.В., Чернова Е.И., 2013

вление человека есть процесс, «основанный на превращении возможностей человека в потенции, то есть в силы, выводящие человека за пределы его наличного бытия в тех точках жизненного мира, в которых окружающая человека среда отвечает его возможностям появлением новых (ценностно-смысловых) измерений» [2, с. 45].

Для того чтобы определить значение жизненного потенциала, необходимо рассмотреть более широкое понятие «потенциал», которое относится к деятельности человека. Потенциал характеризует состояние носителя - человека - с точки зрения возможности осуществлять определенного вида и качества деятельность. Эти возможности создаются обществом в ходе его исторического развития, определяются комплексом различных факторов в их единстве и взаимосвязи. Человеческая деятельность есть процесс реализации потенциала.

В психологической науке изучением понятия потенциала занимались такие авторы, как Д. Роттер («поведенческий потенциал» в контексте теории социального научения), Д.Е. Берлайн (потенциал активации), К. Левин (описание с помощью потенции психологической силы), К. Роджерс (полноценное человеческое функционирование), Ш. Бюлер, А. Мас-лоу (самоактуализация, самореализация) [6].

Д.А. Леонтьев вводит понятие личностного потенциала как базовой индивидуальной характеристики, стержня личности. Личностный потенциал, согласно ученому, является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала выступает как раз самодетерми-нация личности. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ей усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни [3].

В.Е. Клочко и Э.В. Галажинский предлагают понятие инновационного потенциала человека, который можно представить состоящим из трех основных блоков, иерархически связанных между собой. Он включает в себя личностные качества, такие как толерантность к неопределенности, способность к оправданному риску, ответственность, потребность в самореализации, мотивация достижения, рефлексивность, креативность (качества интеллекта, интеллектуальная инициатива); компетентности, прежде всего такие, как проектная, коммуникативная, информационная; виталь-

ность (особенности ценностно-смысловой организации жизненного мира, жизнестойкость, суверенность, трудоспособность, мобилизационный потенциал, уровень саморегуляции, ориентация человека на определенное качество жизни) [1].

Более содержательно понятие жизненного потенциала раскрыто в социологической концепции жизненного (или «человеческого») потенциала Г.М. Зараковским и Г.Б. Степановой, которые утверждают, что жизненный потенциал - интегральное свойство индивида или социума, лежащее в основе способности к продуктивной жизнедеятельности, т.е. такой жизнедеятельности, которая обеспечивает сохранение жизни и повышение ее качества в расширяющихся границах внутренних и внешних условий (цит. по. : [6]).

Таким образом, жизненный потенциал -особого рода возможность, которая, реализуясь, все время сохраняется как возможность дальнейшей жизнедеятельности. Не только для формирования, но и для реализации потенциала нужны средства - прежде всего те, которые дают возможность человеку действовать.

Однако в схеме «жизненные ресурсы -потенции - жизненный потенциал» не хватает еще одного звена. Это условия. Когда условия и ресурсы пересекаются - есть выход к самореализации, при этом происходит постоянное пополнение жизненных ресурсов. Условия в данном случае являются источником движения к самореализации. Если они благоприятные, то мы можем говорить о накоплении жизненных ресурсов и реализации потенциала в полном объеме, если неблагоприятные, то речь пойдет о трате ресурсов либо о переориентации вектора движения человека.

Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, постоянно предъявляют к нему новые требования. Научно-технический прогресс, расширение сферы предпринимательства, повышение престижности образования ставят человека перед необходимостью достижения определенного уровня успешности в ситуациях, связанных с соревнованием, объективной оценкой, конкурсным отбором. Осознание своей уникальности в мире, границ собственной личности, своих возможностей и жизненных перспектив необходимо для того, чтобы успешно реализовать себя. В этой связи особенно актуальными становятся исследования в области изучения личностных характеристик человека. Оптимальная реализация возможностей человека обусловлена особенностями социокультурной

среды. Человек приобщается к культуре через освоение культурного наследия данного общества, которое предъявляет индивиду определенного рода предписания, санкции и ограничения, касающиеся способов, форм, мер и порядка исполнения действий в повседневной жизни с конкретным набором культурных знаний, умений, навыков.

С целью изучения взаимосвязи характера социокультурной идентичности с показателями самоактуализационного потенциала студентов, обучающихся в малом городе и мегаполисе, мы организовали психодиагностическое исследование. В нем принимали участие студенты 2-4-х курсов очной формы обучения Лесосибирского педагогического института (ЛПИ) - филиала Сибирского федерального университета (146 чел.), а также студенты Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Aстафьева (КГПУ) (количество выборки равнозначное, средний возраст исследуемых - 19-20 лет).

Для получения валидных диагностических данных были применены тестовые методики: методика «Личностная и социальная идентичность» A.A. Урбанович, самоактуализаци-онный тест ^A^ Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза, М.В. Латинской. Для анализа полученных эмпирических данных применялись методы количественной (статистической) и качественной обработки данных исследования (пакет программы STATISTICA 6,0).

По результатам исследования личностных характеристик студентов мегаполиса и малого города были составлены интеркорреляционные матрицы зависимости между показателями социокультурной идентичности и показателями самоактуализационного потенциала. Aнализируя выявленные связи между показателями социокультурной идентичности и показателями по методике CAT, можно определить следующее.

Выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость между шкалой «Ориентация во времени» и шкалой «Социокультурная идентичность» («СИ»), характерная для показателей студентов как ЛПИ (r=0,61; p<0,05), так и КГПУ (r= 0,62; p<0,05). Данная взаимосвязь дает нам основания предположить, что при наличии показателей позитивной социокультурной идентичности для исследуемых в большей степени характерна полноценная ориентация во временном пространстве, т.е. они переживают настоящий момент своей жизни достаточно полно.

Показатели шкалы «СИ» взаимосвязаны также с показателями шкалы «Поддержка» (САТ), выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость в выборке показателей студентов ЛПИ (1=0,70; р<0,05) и КГПУ (г=0,73; р<0,05). Выявленная взаимосвязь дает нам возможность предположить, что чем позитивнее идентичен исследуемый с социумом, тем для него в большей степени характерна свобода в выборе стратегий своей жизни, он умеет руководствоваться собственными принципами, целями, убеждениями и установками при принятии решений.

Выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость между показателями шкал «СИ» и «Ценностные ориентации» (САТ) в выборке студентов ЛПИ (1=0,60; р<0,05) и КГПУ (г= 0,66; р<0,05 ). На основании этого мы имеем возможность предположить наличие следующей зависимости: для студентов, которые разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности, в большей степени характерно проявление позитивной социокультурной идентичности.

Результаты корреляционного анализа определения взаимосвязи показателей шкал «СИ» и «Гибкость поведения» (САТ) у студентов ЛПИ (г=0,52; р<0,05) и КГПУ (г=66; р<0,05) свидетельствуют о наличии прямой положительной зависимости. Данные корреляционного анализа позволяют предположить, что чем позитивнее социокультурно идентичен исследуемый, тем он в большей степени умеет контролировать свое поведение, взаимодействуя с окружающими людьми, находит с ними общий язык, быстро и адекватно реагирует на изменяющиеся условия социума. Значимость различий (0,52 и 0,66) позволяет предположить, что среда мегаполиса в большей степени предрасполагает к формированию гибкости поведения у исследуемых студентов.

Важно отметить, что при исследовании связи между показателями по шкале «СИ» и показателями «Сензитивность» выявлена значимая взаимосвязь только при сопоставлении результатов исследования студентов мегаполиса (г=0,58; р<0,05). Сензитивность открывающимся возможностям как показатель степени открытости человека к познанию и творческому преобразованию мира (себя) может рассматриваться, по мнению Э.В. Галажин-ского, как проявление определенного уровня самореализации, разница между уровнями самореализации представителей малых городов и мегаполисов, как считает автор, обусловлена

доминированием разных источников активности, разными типами смысловых образований, определяющими характер и форму открытия системы во внешнюю среду.

Интересен тот факт, что при исследовании связи между показателями по шкале «СИ» и показателями «Контактность» выявлена значимая взаимосвязь только при сопоставлении результатов исследования студентов мегаполиса (г=0,62; р<0,05). Контактность характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциональнонасыщенных контактов с людьми, а выявленная зависимость дает нам основание предположить, что именно среда мегаполиса способствует проявлению данной характеристики.

Выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость между показателями шкалы «СИ» и показателями шкал «Спонтанность», «Представление о природе человека» (САТ) в выборке студентов ЛПИ (г=0,54; р<0,05), (г=0,45; р<0,05) и КГПУ (г=

0,52; р<0,05), (г=0,59; р<0,05). На основании выявленной зависимости мы имеем возможность предположить, что чем позитивнее человек идентичен, тем спонтаннее его поведение. При этом он принимает природу человека такой, какая она есть («люди в массе своей скорее добры»).

Показатели шкалы «СИ» не обнаруживают значимых взаимосвязей с показателями шкал «Самоуважение», «Самопринятие» у исследуемых как из малого города, так и из мегаполиса. На основании этих данных мы имеем возможность сделать вывод о том, что в исследуемой нами выборке данные характеристики не являются взаимообусловливающи-ми. Скорее наоборот: они вполне самостоятельные. Можно предположить, что вне зависимости от характера социокультурной идентичности исследуемые ценят и уважают себя, знают свои достоинства, положительные свойства характера.

Показатели шкалы «СИ» взаимосвязаны с показателями шкалы «Принятие агрессии», выявлена положительная прямая пропорциональная зависимость: в выборке студентов ЛПИ (г=0,64; р<0,05) и КГПУ (г =0,60; р<0,05). На основании полученных данных мы имеем возможность предположить, что позитивная социокультурная идентичность в большей степени характерна для студентов, которые способны адекватно принимать свое напряжение, гнев и адекватно принимать агрессивность окружающих.

Не выявлены также значимые связи между показателями шкалы «Креативность» (САТ) и показателями шкалы «СИ». На основании этого мы можем предположить, что данные характеристики являются самостоятельными. Вне зависимости от характера социокультурной идентичности исследуемые могут проявлять творческие способности.

Для нас важным аспектом в исследовании связи между показателями самоакту-лизационного потенциала и характера социокультурной идентичности у студентов малого города и мегаполиса явилось понятие о самореализации человека как о форме, в которой проявляется самоорганизация человека как открытой психологической системы. В.Е. Клочко, Э.В. Галажин-ский отмечают: «... поскольку самореализация есть проявление самоорганизации психологической системы, без которой невозможно ее существование и развитие, то в каких-то пределах, на разных уровнях реализуют себя все люди» [1, с. 226]. В исследовании И.О. Логиновой, В.Б. Чупиной говорится о том, что любая созданная человеком конструкция, включая культуру, может выполнять, по крайней мере, одну из двух основных функций: способствовать или препятствовать дальнейшей деятельности, ограничивая ее [6]. Местность, в которой проживают исследуемые, характеризуется набором свойств, позволяющих определить ее как субкультуру. Удовлетворение основных культурных потребностей зависит от типа социально-культурной среды, уровня культуры населения, от мощи культурного потенциала. данные исследования взаимосвязи характера социокультурной идентичности с показателями самоактуализаци-онного потенциала студентов, обучающихся в малом городе и мегаполисе, свидетельству ют о наличии связи между изучаемыми параметрами. Выявленные различия позволяют сделать вывод о том, что более открытая социокультурная среда мегаполиса, а также собственная активность исследуемых студентов задают направление развития, способствуют расширению ценностно-смыслового пространства и реализации жизненного потенциала. Тогда как бедность форм социокультурной среды малого города приводит к тому, что жизнедеятельность исследуемых имеет отличные (в сравнении с исследуемыми мегаполиса) ценностные качества и протекает в большей мере по сложившимся ранее стереотипам,

установкам деятельности, которые ограничивают личностное развитие и реализацию потенциальных возможностей.

Однако важно отметить, что исследуемые нами студенты - жители как мегаполиса, так и малого города - ценят и уважают себя, знают свои достоинства, положительные свойства характера, имеют возможность спонтанно, непосредственно выражать свои чувства, проявлять творческое отношение к деятельности, о чем свидетельствует наличие факторов «Креативность» и «Самоуважение», «Са-мопринятие» в выборке исследуемых студентов обеих групп.

литература

1. Галажинский Э.В., Клочко В.Е. О принципах системной антропологической психологии // Материалы IV съезда Российского психологического общества. Ростов н/Д., 2007. Т. 1.

2. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспек-тивный анализ). Томск : Изд-во ТГУ, 2005.

3. Леонтьев Д.А. Человечность как проблема // Человек - наука - гуманизм: к 80-летию со дня рожд. академика И.Т. Фролова / отв. ред. А.А. Гусейнов. М. : Наука, 2009.

4. Логинова И.О. Психология жизненного са-моосуществления. М. : Изд-во СГУ, 2009.

5. Лукьянов О.В. Проблема становления идентичности в эпоху социальных изменений. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2008.

6. Чупина В.Б. Социокультурная детерминация самооценки и самореализационного потенциала молодых преподавателей вуза : дис. ... канд. пси-хол. наук. Барнаул, 2004.

7. Loginova I.O., Chupina V.B., Zhivaeva Y.V. Sociocultural Characteristics of Psychological Education in the Context of Systemic-Anthropological Approach // Journal of Social Sciences. Vol. 8. Issue 2.

Research of interconnection of sociocultural identity and indicators of self-actualization potential of students as the characteristics of life self-realization

There are given the results of the empiric research of the character of sociocultural identity and indicators of self-actualization potential. There is described the true interconnection of the components of the self-actualization potential that depend on the indicators of sociocultural identity of students of a small town and a megalopolis.

Key words: sociocultural identity, self-actualization potential, life self-realization, small town, megalopolis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.