А.А. АБИДОВА (Нальчик)
исследование самооценки
студЕнтов-иностГАнЦЕБ
кабардино-балкарского
ГОСУДАРСТВЕННОГО
университета как фактора, влияющего на разбитие их коммуникативной компетентности
Показано влияние самооценки студентов-ино-странцев Кабардино-Балкарского государственного университета на развитие их коммуникативной компетентности. Выявлены уровни самооценки иностранных студентов, которые содействуют или препятствуют развитию их коммуникативной компетентности.
Ключевые слова: адаптация, интернационализация, коммуникативная компетентность, самооценка, уровни самооценки.
Фундаментальность высшего профессионального образования РФ с каждым годом все более расширяет границы конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве. Концепция открытого образовательного пространства, принятая в России, и присоединение России к Болонскому процессу, как отмечают Ю.Н. Дорожкин, Л.Т. Матизова, естественным образом увеличивают количество иностранных студентов, желающих получить образование в российских вузах, чтобы в последующем, получив диплом о высшем образовании в России, работать у себя на родине. Следовательно, перед принимающей стороной стоит задача обеспечения оптимальных условий жизни и учебы иностранных студентов с учетом сложного процесса их адаптации к новому образу жизнедеятельности [1].
контингент иностранных студентов кабардино-Балкарского государственного университета (КБГУ) свидетельствует о его фактической значимости в области политики и экономики страны, о повышении конкурентоспособности вуза на мировом образовательном пространстве. Обучение иностранных граждан в кБГУ играет немаловажную роль в поддержке материально-технической и научной базы университета, поэтому контроль за качеством образования, предоставляемого иностранным студентам, должен быть на высоком уровне. Необходим исследовательский и научный подход
к обучению студентов-иностранцев в кБГУ, к проблемам, возникающим в период их обучения в вузе. Одной из таких проблем является и предмет настоящего исследования - самооценка студентов-иностранцев, которая, как выяснилось, оказывает значительное влияние на развитие их коммуникативной компетентности.
В настоящее время существует множество научных работ, посвященных названной проблеме, что свидетельствует о ее актуальности. Однако материал, изложенный в научной литературе, носит общий характер. В многочисленных монографических изданиях рассмотрены более узкие аспекты самооценки студентов-иностранцев. На наш взгляд, необходимо учитывать современные условия при исследовании проблемы обозначенной темы.
Высокая значимость проблемы и ее недостаточная практическая разработанность в рамках именно кабардино-Балкарского государственного университета определяют новизну данного исследования, цель которого - проанализировать самооценку иностранных студентов в период их обучения в кБГУ, выявить виды (уровни) самооценки и определить степень влияния этих уровней на развитие коммуникативной компетентности студентов-иностранцев.
Исследование развития личности не может обойтись без анализа психологического состояния, особенно если речь идет о динамике развития, становления профессиональной деятельности. В данном случае важно знать особенности восприятия личности самой собой, т.е. ее самооценку. Самооценка - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Как отмечает А.А. Реан, самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его отношений к миру. Самооценка напрямую связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности [6].
Методика самооценки А.А. Реана помогла нам выявить эталон личности для каждого студента и степень совпадения его самооценки с этим эталоном. В исследовании участвовали 114 студентов-иностранцев разных курсов обучения (1-я группа - начальные курсы, т.е. подготовительное отделение, и 1-й курс; 2-я группа - 35-е курсы). Студентам было предложено записать 10 наиболее важных качеств, которые необходимы современному специалисту, нумеруя
© Абидова А.А., 2013
их в порядке убывания значимости (например, профессиональная компетентность, высокий интеллект, организованность, стремление к творчеству, доброта, сильная воля и т.д.). Те же 10 качеств следовало пронумеровать в том порядке, в котором они, по мнению иностранных студентов, выражены у них самих.
Результаты исследования показали, что к идеальным студенты-иностранцы относят следующие качества личности: адекватность, активность, внимательность, высокая работоспособность, высокий интеллект, доброта, дружелюбие, интуитивность, искренность, красота, мудрость, непрерывное самообразование, общительность, объективность, опытность, организованность, ответственность, откровенность, патриотичность, преданность, профессиональная компетентность, реалистичность, религиозность, серьезность, сильная воля, сильный характер, стремление к творчеству, терпимость, уважительность, умение сделать правильный выбор, умение сохранять спокойствие, умеренная эмоциональность, уравновешенность, хладнокровность, целеустремленность, человечность, честность, элитарность.
Наиболее часто упоминались такие качества идеала, как 1) высокий интеллект (21% студентов-иностранцев); 2) профессиональная компетентность (12%); 3) сильная воля (10%); 4) организованность (5%); 5) доброта (3%). У себя студенты чаще всего обнаруживают 1) сильную волю (22%); 2) общительность (14%); 3) честность (11%); 4) религиозность (7%); 5) красоту (4%).
Следуя методике А.А. Реана, по каждому качеству мы подсчитали разность ранговых мест в первом и втором ряду и по предложенной формуле вычислили коэффициент корреляции, который выступает показателем самооценки. Таким образом, определились 3 вида самооценки: низкая, средняя и высокая. Процентные показатели самооценки двух групп студентов-иностранцев отражены в таблице.
самооценка студентов-иностранцев на первых и старших курсах обучения
Показатель самооценки Количество студентов, чел. (%)
0—1-й курсы 3-5-й курсы Всего
Низкая 29 (25) 0 (0) 29 (25)
Средняя 8 (7) 26 (23) 34 (30)
Высокая 7 (6) 18 (16) 25 (22)
Ответа нет 18 (16) 8 (7) 26(23)
%
10
25%
23%
■ Высокая самооценка
■ Низкая самооценка
0-1-йкурсы 3-5-й курсы
■ Ответа нет
■ Средняя самооценка
Сравнительная характеристика самооценки
студентов-иностранцев КБГУ
Более наглядно результаты тестирования по самооценке студентов-иностранцев отображены на рисунке.
Анализ результатов тестирования показывает, что низкая самооценка у студентов-иностранцев преобладает на первых курсах обучения в вузе. Связано это в первую очередь с проблемами адаптации иностранных студентов к новой среде. Любой студент (независимо от склада характера), приехавший в Россию, претерпевает снижение самооценки за счет появляющихся в адаптационный период проблем. Что касается студентов старших курсов, их самооценка выше.
Следующий этап тестирования выявил степень влияния самооценки каждого студента на развитие его коммуникативной компетентности. В бланк опроса мы включили не только вопросы для студентов, но и интересующие нас вопросы к преподавателям этих студентов: 1) Какая реальная самооценка данного студента? 2) Какова успеваемость студента? 3) Какое отношение студента к Вам? 4) Какое отношение у студента к однокурсникам?
По мнению преподавателей, низкая самооценка у студентов-иностранцев преобладает только на первых курсах обучения (27%). На всех остальных курсах для студентов-иностранцев характерен высокий уровень самооценки (42%). Средний уровень, как отмечают преподаватели, свойствен лишь 15% из числа опрошенных студентов.
Результаты анализа тестирования студентов и преподавателей показали, что студенты-иностранцы с низкой самооценкой (25%) имеют затруднения в учебе, в освоении русского
5
0
языка, во взаимоотношениях с преподавателями и местными студентами. Адаптационный период таких студентов протекает достаточно медленно, языковой барьер преодолевается трудно. В связи с этим мы считаем, что низкая самооценка препятствует развитию коммуникативной компетентности у таких студентов.
Студенты со средней (30%) и высокой (22%) самооценкой отличаются успехом в освоении русского языка, активностью на занятиях и общительностью. Однако необходимо отметить, что есть и такие студенты-иностранцы (15%), которые независимо от их высокой самооценки имеют языковые проблемы, отражающиеся общении с преподавателем и в успеваемости. Высокая самооценка этих студентов мешает, по мнению преподавателей, адекватно оценивать свои возможности, а значит, также препятствует развитию их коммуникативной компетентности.
При исследовании влияния самооценки студентов-иностранцев на развитие их коммуникативной компетентности мы выявили следующую закономерную тенденцию: студенты-иностранцы с низким уровнем успеваемости имеют заниженную или завышенную самооценку, студенты-иностранцы с высоким уровнем успеваемости имеют адекватную самооценку.
Таким образом, можно сделать вывод: фактор - адекватная или заниженная самооценка - содействует или препятствует развитию коммуникативной компетентности студентов-иностранцев.
Литература
1. Дорожкин Ю.Н., Мазитова Л.Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // СОЦИС. 2007. № 3.
2. Михайленко О.И. Влияние самооценки студента на успеваемость обучения в вузе // Перспектива-2011: материалы 15-й Междунар. науч.-практ. конф. Нальчик, 2011. Т. 3.
3. Михайленко О.И. Коммуникативная компетентность как фактор повышения качества педагогического образования //Акмеология. 2007. №3. Т. 3.
4. Михайленко О.И. Программа групповых тренинговых занятий : метод. указ. Нальчик :
Кабард.-Балкар. гос. ун-т, 2007.
5. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.
6. Слотина Т.В. Психология личности : учеб. пособие. иКЬ : http://fictionbook.ru/author/t_v_slotina/ psihologiya_Hchnosti_uchebnoe_posoЫe/read_onHne. html?page=4.
Research of self-assessment of foreign students of Kabardino-Balkaria State University as the factor that influences the development of their communicative competence
There is considered the influence of self-assessment of foreign students of Kabardino-Balkaria State University on the development of their communicative competence. There are found out the levels of self-assessment of foreign students thatfavour or preventfrom development of their communicative competence.
Key words: adaptation, internationalization, communicative competence, self-assessment, levels of selfassessment.
И.о. логинова, в.б. чупина,
Ю.в. живаева, е.и. чернова
(красноярск)
исследование взаимосвязи характера социокультурной идентичности с показателями самоактуализационного потенциала студентов как характеристик жизненного самоосуществления
Представлены результаты эмпирического исследования характера социокультурной идентичности и показателей самоактуализационного потенциала. Описывается достоверная взаимосвязь компонентов самоактуализационного потенциала, которые находятся в прямой зависимости от показателей социокультурной идентичности студентов малого города и мегаполиса.
Ключевые слова: социокультурная идентичность, самоактуализационный потенциал, жизненное само-осуществление человека, малый город, мегаполис.
В процессе жизнедеятельности человек обретает спектр разнообразных возможностей, реализация которых расширяет их. Однако здесь появляется проблема не столько выбора возможностей, но прежде всего эффективного их осуществления и тем самым осуществления себя. Жизненное самоосущест-
© Логинова И.О., Чупина В.Б., Живаева Ю.В., Чернова Е.И., 2013