Научная статья на тему 'К вопросу об исследовании уровня развития мотивационно-смысловой сферы студентов вуза'

К вопросу об исследовании уровня развития мотивационно-смысловой сферы студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ / ЛИЧНОСТНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PERSONALITY / STUDENTS / VALUE ORIENTATIONS / MOTIVATION SPHERE / MOTIVATION OF ACHIEVEMENT / SELF-ACTUALIZATION OF PERSONALITY / SENSE GUIDELINES / PERSONAL-TYPOLOGICAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахвердова Ольга Альбертовна, Козлова Элла Михайловна

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития мотивационно-смысловой сферы личности студентов, которая являясь ориентиром для личности, направляет формирование её мотивов и способов достижения целей, с учётом типологических особенностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ахвердова Ольга Альбертовна, Козлова Элла Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers actual problems concerning the development of motivation-sense sphere of students' personality, which, being a landmark for the personality, directs the development of its motives and goal achievement methods subject to the personality's typological characteristics.

Текст научной работы на тему «К вопросу об исследовании уровня развития мотивационно-смысловой сферы студентов вуза»

Ахвердова О. А., Козлова Э. М.

К вопросу об исследовании уровня развития мотивационно-смысловой сферы студентов.

К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

О. А. Ахвердова, Э. М. Козлова

ON INVESTIGATION OF DEVELOPMENT LEVEL OF HIGHER SCHOOL STUDENTS' MOTIVATION-SENSE SPHERE

Akhverdova O. A., Kozlova E. M.

The article considers actual problems concerning the development of motivation-sense sphere of students' personality, which, being a landmark for the personaltty, directs the development of its motives and goal achievement methods subject to the personality's typological characteristics.

Key words: personaltty, students, value orientations, motivation sphere, motivation of achievement, self-actualization of personality, sense guidelines, personal-typological characteristics.

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития мотивационно-смысловой сферы личности студентов, которая являясь ориентиром для личности, направляет формирование её мотивов и способов достижения целей, с учётом типологических особенностей личности.

Ключевые слова: Личность, студенты, ценностные ориентации, мотивационная сфера, мотивация достижения, самоактуализация личности, смысловые установки, личностно-типологические особенности.

УДК 37.015.3:159.923.5

В условиях социально-экономических перемен в мире объективно актуализируется потребность с особым вниманием отнестись к пониманию системы общечеловеческих ценностей, идеалов, моральных принципов. На сегодняшний день глобальные задачи развития общества имеют единую точку отсчета - значимость человека, уважение его прав, приоритеты духовно-нравственных отношений между людьми. Пока общество не признает первостепенную важность культуры и образования, необходимость этических норм поведения, оно не сможет стать цивилизованным и демократическим.

Образование - это та область социокультурной жизнедеятельности, где совершается становление духовно зрелой и нравственно свободной личности, способной отстаивать общечеловеческие ценности (4, с. 74). Одним из социальных факторов, оказывающих мощное влияние на формирование личности, является непрерывность образования. Закон РФ «Об образовании» предусматривает многовариативность образовательных структур и их звеньев, что обусловливает воспитание в духе широкой социальной коммуникабельности, интеллигентного и ответственного отношения каждого к самому себе, окружающим людям и природе, формирование развитой, свободной и позитивной личности, начиная с дошкольного образовательного учреждения, школы, продолжаясь в вузах, и далее в институтах повышения квалификации специалиста (5, с. 102).

Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становиться неотъемлемой частью его личности, формирует ее. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт (6, с. 113). На этом положении основывается процесс индивидуализации и личностной изменчивости. В настоящее время социальная ситуация такова, что общество потеряло возможность удовлетворить потребность человека в реализации своих духовных качеств. Очевидно, именно поэтому и обнаруживается психологическая склонность индивидуумов к разным вариантам девиантно-го поведения, что и объясняет процесс личностной изменчивости в конституционально-континуальном пространстве от психологической нормы - акцентуации до аномальной личностной изменчивости (2, с. 115; 3, с. 82).

Ведущие современные философы и методологи науки (А. С. Арсеньев, В. П. Коха-новский, В. В. Краевский, М. К. Мамарда-швили, Ф. Т. Михайлов, А. П. Назар етян, Г. И. Рузавин, П. Фейрабенд и др.) особое внимание обращают на качественное усложнение внутреннего мира современного человека, что, безусловно, ведет к усложнению научных исследований, имеющих дело с тонкими психологическими феноменами, такими как мотивационно-смысловая сфера личности.

Считаясь наиболее разработанной областью в психологии личности, мотивационно-смысловая сфера рассматривается в контексте различных научных направлений, связанных с выбором определенной методологической и экспериментальной базы. Это доказывает многогранность и сложность данной проблемы. Существуют различные подходы к определению мотивационно-смысловой сферы личности, пониманию ее структуры, содержания, динамики, механизмов. Этим проблемам посвящено большое количество работ как в отечественной психологии (Л. С. Выготский, Е. П. Ильин, В. К. Ковалев, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон и др.), так и в зарубежной

(Дж. Аткинсон, К. Левин, А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд).

Несмотря на многообразие характеристик мотивационно-смысловой сферы в различных концепциях, все еще слабо изучены иерархические связи между структурными компонентами мотивационной сферы, изменения моти-вационного профиля личности. Поэтому исследования мотивационно-смысловой сферы личности представляют на сегодняшний день достаточно важное и актуальное направление. «Смысловые установки личности рассматриваются как форма выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности, а личностный смысл есть содержание установки» (1, с. 256). Развивая учение Д. Н. Узнадзе, современные исследователи гуманитарного направления подчеркивают, что мотивационно-смысловые установки, являясь базовыми в структуре личности, актуализируют ее целостное развитие (Б. Т. Асеев,

A. Г. Асмолов, В. П. Зинченко, В. Я. Ляудис,

B. Л. Марищук, А. В. Серый, В. И. Слободчи-ков, М. С. Яницкий, В. А. Ядов и др.).

Вместе с тем, в научных исследованиях изучение мотивационно-смысловых установок личности студента носит лишь фрагментарный характер, их функция рассматривается как дополнительная в образовательной деятельности. Мы рассматриваем мотиваци-онно-смысловую установку как основополагающую в структуре личности студента и в его деятельности.

Целью нашего исследования стало изучение уровней мотивационно-смысловой сферы личности с позиции личностно-типологического подхода и их влияния на самоактуализицию личности студента вуза.

Выбор именно этой возрастной группы испытуемых был определен тем, что, по мнению Е. Е. Сапоговой (6, с. 280) с периодом студенчества связывают становление самостоятельности, ответственности человека за свои поступки, способности принимать «смысложизненные» решения, закрепление мировоззренческих ориентаций, построение устойчивого «образа мира», определение перспектив и целей жизни. В описываемый период заканчивается общесоматическое

Ахвердова О. А., Козлова Э. М.

К вопросу об исследовании уровня развития мотивационно-смысловой сферы студентов.

развитие, достигают своего оптимума физическое и половое созревание, но вместе с тем исследователи подчеркивают, что обладая всей совокупностью прав вести самостоятельную жизнь, далеко не всегда молодой человек способен найти и реализовать себя в ней. Кроме того, обнаруживается стремление к личностной экспансии, самовыражению (особенно в выборе профессии, профессионального самоопределения), построению жизненной стратегии, ориентируясь на систему идеалов и ценностей, которая сформировалась на предыдущих ступенях развития. Для молодежи особое значение имеет выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей, сопряженное с осознанием собственной уникальности и неповторимости. Важнейшим условием самореализации является самопринятие, самоощущение, внутренняя душевная жизнь.

Для исследования уровня мотивацион-но-смысловой сферы студентов вуза с позиций личностно-типологического подхода был использован следующий комплекс психодиагностических методик: патохарактеро-логический диагностический опросник А. Е. Личко (ПДО), методика ценностных ориентаций (М. Рокич), измерение мотивации достижения (А. Мехрабиан), тест-опросник «Диагностика самоактуализации личности» (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина) и шкала оценки потребности в достижениях (Ю. М. Орлов).

В экспериментально-психологическом исследовании приняли участие 140 студентов ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» мужского и женского пола в возрасте от 19 до 22 лет.

В основу качественной градации 140 испытуемых положены четыре конституциональных психотипа: циклоидный, эпи-лептоидный, шизоидный, истероидный, что в целом соответствует представлениям о типологии высшей нервной деятельности (И. П. Павлов, Б. М. Теплов, В. Д. Небыли-цин, Б. М. Русалов), типологии темпераментов (Я. Стреляу, Д. Доллард, М. Миллер, А. И. Фальков), конституциональных психотипов (Э. Кречмер, У. Шелдон, А. Е. Личко).

Эти базовые психотипы представлены в общей популяции в виде конституционально-личностного континуума, т. е. варьируют от личностной психологической нормы до пограничной личностной аномалии и далее - к патологической психопатической личности (Ахвердова О. А. 1998; Боев И. В., 1995).

Экспериментальную группу из 140 обследуемых студентов ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» эмпирически раздели на четыре подгруппы в зависимости от личностно-психотипо-логических особенностей: наибольшее число испытуемых относятся к представителям циклоидного психотипа - 33,5%, к представителям эпилептоидного психотипа относятся 20% обследованных, смешанный пси-хотип составил 20%, шизоидный психотип -19,3 %, наименее представлен среди испытуемых истероидный психотип - 7,2 % испытуемых.

В ходе экспериментально-психологического исследования были выявлены три уровня (высокий, низкий и средний уровни) мотивации достижения личности, при этом наиболее представленным уровнем явился средний уровень мотивации достижения (53,6 % испытуемых), наименее выражен высокий уровень мотивации достижения (2,8 % испытуемых), что свидетельствует о том, что большинство студентов, ориентированы на достижение успеха и способны правильно оценивать свои потребности, успехи, неудачи и в целом адекватно оценивать свои возможности.

Мотивационная тенденция «стремление к успеху» выражена в 27 % случаев у студентов, особенно у испытуемых циклоидного психотипа, что свидетельствует, скорее всего, об уверенности циклоидов в своих потенциальных возможностях добиться успеха в любом виде деятельности; при этом наименьший показатель развития данного мотива был зафиксирован в группе испытуемых шизоидного психотипа.

Стремление к самоактуализации как развитию собственных возможностей личности в наибольшей мере представлено в группе испытуемых циклоидного психотипа, наименее - в группе шизоидного психотипа.

Наибольший процент (79%) самоактуализирующихся личностей, зафиксированный в данном исследовании, был отмечен так же в группе испытуемых циклоидного психотипа, которые в наибольшей степени постигают ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие как: истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми.

У современных студентов иерархия личностных ценностных ориентаций (по М. Рокичу - выбор из терминальных ценностей) ограничивается: здоровьем, любовью, счастливой семейной жизнью вне зависимости от личностно-типологичесих характеристик.

При выборе инструментальных ценностей прослеживается уже некая зависимость. Так, у студентов циклоидного психотипа отмечается преобладание инструментальных ценностей общения: честность, жизнерадостность, что свидетельствует о направленности личности на межличностное взаимодействие, у студентов эпилептоидного психотипа - инструментальные ценности дела: аккуратность, исполнительность, свидетельствующие о серьёзном отношении эпилептои-дов к своим обязанностям, компетентности в делах и требовательности, в первую очередь, к собственной личности.

Представители шизоидного психотипа отметили инструментальные этические ценности: независимость и высокие запросы, подтверждающие «эстетическую» природу шизоида.

Испытуемыми истероидного психотипа были также отмечены такие инструментальные ценности общения, как: жизнерадостность, честность, чуткость, ценности дела: рационализм, образованность, твёрдая воля. Для таких людей значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они дружелюбны, общительны, непринужденны в общении, эмпатичны, социально активны, стремятся к признанию, уважению, одобрению

со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, к чьему мнению они прислушивается в наибольшей степени и на чье мнение он ориентируется, в первую очередь, в своих суждениях, поступках и взглядах. Личности истероидного психотипа также нуждаются в социальном одобрении своего поведения.

Для определения наличия - отсутствия взаимосвязей между устойчивыми мотивами и уровнем самоактуализации личности был проведён корреляционный анализ, который определил существование между обсуждаемыми показателями статистически значимых (г = 0,38697345; 0,38746181; 0,31468273 и 0,29419398), умеренных связей (0,30<г<0,49), статистически достоверных для такого количества испытуемых в выборке, позволивших нам говорить о том, что данные показатели интегрированы в единую систему (8, с. 116).

Проведённое психологическое исследование позволило экспериментально выделить специфические совокупности статистически взаимосвязанных патопсихологических и мотивационных факторов - маркеров, позволяющих дифференцировать циклои-дов, шизоидов, истероидов и эпилептоидов в общей популяции. Для группы испытуемых студентов циклоидного психотипа выявлена следующая совокупность маркёров: наличие диссимуляции, умеренная реакция эмансипации, преобладание черт мужественности как у юношей, так и у девушек-испытуемых, стремление к алкоголю, преобладание среднего уровня мотивации достижения, высокий уровень потребности в достижениях, доминирование мотива стремления к успеху, большой процент самоактуализирующихся личностей, преобладание конкретных терминальных ценностей здоровья и счастливой семейной жизни, абстрактной терминальной ценности любви, инструментальных ценностей общения: честности, жизнерадостности, отмечается общая направленность личности на межличностное взаимодействие.

Характерными признаками испытуемых эпилептоидного психотипа являются: наличие возможной органической предиспози-

Ахвердова О. А., Козлова Э. М.

К вопросу об исследовании уровня развития мотивационно-смысловой сферы студентов.

ции акцентуации характера, преобладание черт мужественности в системе отношений, как у девушек, так и у юношей-испытуемых, средний уровень мотивации достижения, отсутствие доминирования мотива «стрем-ления к успеху - избегание неудачи», выраженное стремление к самоактуализации, преобладание таких терминальных конкретных ценностей, как счастливая семейная жизнь, здоровье, инструментальные ценности дела - аккуратность, исполнительность, серьёзное отношение к своим обязанностям, компетентность в делах и требовательность.

В группе студентов шизоидного психотипа отмечается повышенный уровень откровенности, умеренная реакция эмансипации, преобладание черт женственности в системе отношений у испытуемых женского пола и черт мужественности в системе отношений у юношей, средний уровень мотивации достижения, неопределённость устойчивых мотивов личности, низкий уровень самоактуализации, высокая самооценка. У студентов шизоидного психотипа превалирует такие абстрактные ценности, как любовь, свобода, уверенность в себе. Инструментальные этические ценности - независимость и высокие запросы.

Для группы испытуемых истероидного психотипа выделена следующая совокупность статистически взаимосвязанных маркеров: умеренная реакция эмансипации, преобладание женственности у девушек, у юношей - преобладание черт мужественности в системе отношений, очень высокий показатель склонности к алкоголизации, свидетельствующий скорее не о стремлении злоупотреблять алкогольными напитками, а

о стремлении выставить напоказ свою склонность к выпивкам; средний уровень мотивации достижения и отсутствие выраженных мотивов стремления к успеху и избегания неудач, выраженное стремление к самоактуализации. преобладание конкретных терминальных ценностей здоровья и материально обеспеченной жизни, а также абстрактных терминальных ценностей жизненной мудрости, любви, развития, преобладание инструментальных ценностей общения.

Таким образом, комплексный анализ результатов нашего исследования показал, что юношеский возраст является периодом наиболее активного процесса формирования и развития мотивационно-смыс-ловой сферы личности, которая становится ориентиром для личности, направляя ее дальнейшее формирование, а также определяя способы достижения целей, причём уровень развития мотивационно-смысловой сферы связан с личностно-типологическими особенностями.

Студенчество - это особая социальная группа, формирующаяся из различных слоев общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, определенным статусом и морально-психологическими свойствами, для которой приобретение знаний, профессиональная подготовка является главным и в большинстве случаев единственным занятием. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт и это различие социального опыта основывается на личностно-типологических особенностях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.

2. Ахвердова О. А., Белашева И. В. Роль психологической службы в формировании толерантной личности студентов // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2009. - № 65 (6). - С. 113-118.

3. Боев И. В. Пограничная аномальная личность. — Ставрополь, 1999. — 362 с.

4. Гершунский Б. С. Философия образования: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. — М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 432 с.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480 с.

6. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. — СПб.: Изд-во «Речь», 2003. — 295 с.

7. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001 — 460 с.

8. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2007. — 350с.

Об авторах

Ахвердова Ольга Альбертовна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой клинической психологии, декан факультета психологии. Сфера научных интересов - личность, личностная и поведенче-

ская изменчивость, проблемы конституционально-биологических, психологических и социальных основ личности. Автор психологической модели дифференциальной диагностики деви-антного поведения. Автор более 150 научных и учебно-методических работ, в том числе монографий.

к1тр8усЬ@таП. ги

Козлова Элла Михайловна, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии. Сфера научных интересов - психология семейных отношений и их коррекция, психология личности. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.