ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.о. ЛОГИНОВА, Ю.В. ЖИВАЕВА,
Е.И. ЧЕРНОВА (Красноярск)
особенности проявления свободы жизненного самоосуществления людей, характеризующихся разным типом устойчивости жизненного мира
Показаны результаты эмпирического исследования свободы жизненного самоосуществления людей, характеризующихся разным типом устойчивости жизненного мира. Установлено, что тип устойчивости жизненного мира (конструктивный, неконструктивный, стагнационный) определяет особенности свободного жизненного само-осуществления человека.
Ключевые слова: типы устойчивости жизненного мира (конструктивный, неконструктивный, стагнационный), свобода жизненного самоосуществления.
Сложность и интенсивность социальнопсихологических процессов диктуют особые требования к личностной автономии, суверенности и свободе человека. Общество стремительно входит в информационную эпоху, когда персональные контакты все более обезличиваются, и человеку становится сложнее самоопределиться в мире людей, вещей и технологий.
Проблема устойчивости человека в меняющемся мире сложна и в конкретнопрактических аспектах, и теоретически, в качестве решения задачи присутствия, сохранения человека как сущности, организма, индивидуальности, личности. Без сохранения устойчивости реализация физических и духовных потенций невозможна. Следовательно, невозможны и удовлетворение от процесса самореализации, ощущение благополучия человека. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее устойчивости. На передний план выходят три аспекта устойчивости: стойкость, стабильность; уравновешенность, соразмерность; сопротивляемость (резистентность).
© Логинова И.О., Живаева Ю.В., Чернова Е.И., 2012
Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения. Уравновешенность - соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению события (величине положительных или отрицательных последствий, к которым он может привести). Сопротивляемость - это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора. Устойчивость как характеристика человека может предопределить особенности реализации свободы человека, если у человека развиты компоненты стабильности, уравновешенности и сопротивляемости, то он способен, находясь в разных жизненных ситуациях, реализовывать свободу поведения, свободу выбора и свободу жизненного само-осуществления. С точки зрения И.О. Логиновой, существует три типа устойчивости жизненного мира: конструктивный, неконструктивный, стагнационный. Стагнационный характер устойчивости характеризуется отсутствием ценностного отношения к жизни, перспектив дальнейшего движения, снижением рефлексивной способности. Неконструктивный характер проявления устойчивости жизненного мира снижает продуктивность и оптимальность жизнедеятельности человека, а конструктивный - определяет особенности таких характеристик, как доминирование продуктов нового качества, способность к решению творческих задач, соответствие возможностей человека степени его ответственности за реализацию этих возможностей, ценностное отношение к жизни, наличие перспектив дальнейшего движения, отсутствие недостатка ресурса (собственного потенциала, условий среды) для разрешения противоречий между образом мира и образом жизни, самотождественность [3]. В данном случае существуют основания полагать, что характер устойчивости жизненного мира определяет особенности реализации свободы человека, т.к. устойчивость - это способность и возможность человека противостоять трудным жизненным ситуациям, которые могут ограничивать свободное жизненное са-моосуществление человека.
В статье представлены результаты эмпирического исследования устойчивости жизненного мира людей с разными представлениями о свободе жизненного самоосуществле-ния человека. Наше предположение основано на том, что свобода жизненного самоосущест-вления характеризуется разным типом устойчивости жизненного мира (конструктивным, неконструктивным, стагнационным). В эмпирическом исследовании приняли участие студенты 2-го и 3-го курсов, обучающиеся по специальности «Педагогика и психология» (выборку составили 50 студентов в возрасте 18 -20 лет).
Первый этап эмпирического исследования был направлен на определение доминирующих содержательных аспектов проявления свободы жизненного самоосуществления. В ходе эмпирического исследования использовался метод контент-анализа. Для анализа мы выделили пять категорий доминирующих содержательных аспектов жизненного самоосущест-вления (предметный, предметно-смысловой, смысловой, ценностно-смысловой, ценностный), специфическим образом демонстрирующих особенности представлений о свободе человека. Доминирование предметного содержательного аспекта жизненного са-моосуществления проявляется в отстраненности, обособленности человека от мира, в ситуациях решения «задач на смысл», смыслового содержательного аспекта - в рассудочности, реалистичности, способности жить «здесь и сейчас», ценностного содержательного аспекта - в «способности видеть настоящее через призму будущего» [1].
Второй этап эмпирического исследования был направлен на определение устойчивости жизненного мира людей, характеризующихся доминированием предметного, предметносмыслового, смыслового, ценностно-смыслового и ценностного содержательного аспекта свободы жизненного самоосуществления. Методом исследования выступил предложенный И.О.Логиновой психодиагностический комплекс, состоящий из двух методик:
1) методика «Изучение устойчивости жизненного мира человека», позволяющая выявлять особенности организации человеком процесса жизнедеятельности, определяющей характер проявления устойчивости жизненного мира (конструктивный, неконструктивный, стагнационный);
2) опросник «определение типа жизненного сценария», позволяющий диагностиро-
вать два типа жизненных сценариев, занимающих полярные, крайние позиции, характеризующие две тенденции устойчивости жизненного мира человека: преодоление как восполнение необходимого и восхождение как восполнение сверхнеобходимого, возможного [3].
Испытуемым было предложено в методике по изучению устойчивости жизненного мира человека написать эссе на тему «Три дня из моей жизни, которые...» и ответить на вопросы методики «определение типа жизненного сценария». Первоначально испытуемые были распределены по группам в зависимости от принадлежности к доминирующему содержательному аспекту жизненного самоосу-ществления, специфическим образом демонстрирующему особенности представлений о свободе человека.
Таблица 1
выраженность показателей устойчивости жизненного мира людей с разными представлениями о свободе жизненного самоосуществления, %
Аспекты жизненного самоосуществления Характер устойчивости
Стагна- ционный Неконструк- тивный Конструк- тивный
Предметный содержательный 65 20 15
Предметно- смысловой содержательный 47 34 19
Смысловой содержательный 38,4 40 21,6
Ценностно- смысловой содержательный 24,3 30,3 45,4
Ценностный содержательный 16,9 28,9 54,2
Согласно результатам проведенного по методике «Изучение устойчивости жизненного мира человека» исследования, у испытуемых, характеризующихся доминированием предметного содержательного аспекта жизненного само-осуществления, зафиксирован в большей степени стагнационный характер устойчивости жизненного мира (65%). Стагнационный характер устойчивости не способствует продуктивному и оптимальному жизненному самоосуществле-нию. Испытуемые, характеризующиеся стагнационным характером устойчивости жизненного мира, демонстрируют следующие характеристики: отсутствие целостного отношения к жизни, снижение рефлексивной способности, доминирование стереотипных продуктов жизнедеятельности, неспособность решать творческие задачи, оценивать собственные жизненные дефи-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
циты. Испытуемые, характеризующиеся доминированием предметно-смыслового содержательного аспекта жизненного самоосуществления, в большей степени демонстрируют стагнационный характер устойчивости жизненного мира (47%), менее выражен неконструктивный характер устойчивости жизненного мира (34%). Неконструктивный характер устойчивости жизненного мира (40%) в большей степени демонстрируют испытуемые, характеризующиеся доминированием смыслового содержательного аспекта жизненного самоосуществления. Неконструктивный характер устойчивости жизненного мира проявляется через такой важный показатель, как снижение способности к продуктивной жизнедеятельности. Испытуемым, для которых характерно доминирование смыслового содержательного аспекта, свойственно ситуативное проявление продуктивности: после удовлетворения потребностей они не проявляют значимых достижений и высокой продуктивности жизнедеятельности.
Конструктивный характер устойчивости жизненного мира в большей степени демонстрируется испытуемыми, которые характеризуются доминированием ценностно-смыслового (45,4%) и ценностного (54,2%) содержательного аспекта жизненного самоосуществления. Конструктивный характер устойчивости жизненного мира позволяет испытуемым видеть большой спектр пространства возможных выборов (личностный рост, творчество, оптимизация своего потенциала). Характеристики, которые демонстрируют испытуемые, относящиеся к конструктивной устойчивости жизненного мира: способность к решению творческих задач, соответствие возможностей человека степени его ответственности за реализацию этих возможностей, наличие перспектив дальнейшего движения.
Таблица 2 итоговый показатель устойчивости жизненного мира людей (типы жизненного сценария) с разными представлениями о свободе жизненного самоосуществления, %
У испытуемых, характеризующихся доминированием предметного содержательного аспекта жизненного самоосуществления, жизненный сценарий в большей степени разворачивается по типу «преодоление», в меньшей -по типу «восхождение» (см. табл. 2). Испытуемые, характеризующиеся доминированием жизненного сценария по типу «преодоление», минимизируют усилия в отношении организации собственной жизни, творчества. Испытуемые, характеризующиеся доминированием предметного содержательного аспекта жизненного самоосуществления, в большей степени сосредоточены на прошлом, или детерминированы прошлым, т.е. «здесь и сейчас», не возникает возможности ориентации ближайших жизненных перспектив, что согласуется с результатами жизненного сценария по типу «преодоление».
Низкий процентный показатель по типу жизненного сценария «восхождение» у испытуемых, характеризующихся доминированием предметного содержательного аспекта, позволяет говорить о том, что возможность реализации творческого потенциала снижена. Это обусловлено тем, что испытуемые, характеризующиеся доминированием «предметного мира», концентрируют внимание не на возможности проявлять творческий потенциал и сверхспособности, а на возможности минимального приложения усилий в реализации деятельности.
У испытуемых, характеризующихся доминированием предметно-смыслового содержательного аспекта, в большей степени жизненный сценарий разворачивается по типу «преодоление», в меньшей степени - по типу «восхождение». Перспектива будущего у испытуемых рассматривается через настоящее, реализация происходит в ситуации «здесь и сейчас», возможность реализации творческой активности согласно типу жизненного сценария не проявляется в возможности творческой деятельности, реализуется в большей степени возможными ориентирами в стремлении проявить сверхнормативную активность.
Испытуемые, характеризующиеся доминированием смыслового содержательного аспекта жизненного самоосуществления, разворачивают жизненный сценарий в большей степени по типу «преодоление», в меньшей -по типу «восхождение». Такие испытуемые находятся в ситуации «претворения возможности в действительность». В данном случае потребность реализуется, «возможное» переходит в «действительное», но после удовлетворения актуальных потребностей человек не
Аспекты жизненного самоосуществления Тип жизненного сценария
Преодоление Восхождение
Предметный содержательный 73 27
Предметно-смысловой содержательный 81 19
Смысловой содержательный 68 32
Ценностно-смысловой содержательный 46 54
Ценностный содержательный 31 69
проявляет себя в реалиях «ценностного мира», возвращается в «смысловой мир». Таким образом, возможность реализации сверхнормативной активности у человека существует, но проявляется «ситуативно». У испытуемых, характеризующихся доминированием ценностносмыслового и ценностного содержательного аспектов жизненного самоосуществления, сценарий разворачивается по типу «восхождение». Они демонстрируют особые духовные усилия в отношении самостроительства собственной жизни, реализации потребности творчества, ориентации на отдаленные результаты и перспективы, требующие больших жизненных усилий и вложений, которые способны облагораживать человека, переводить возникающие возможности в действительность.
В ходе исследования было определено следующее: испытуемые, характеризующие-
ся доминированием предметного, предметносмыслового и смыслового содержательного аспектов свободы жизненного самоосущест-вления, проявляют низкую степень устойчивости жизненного мира. Характер устойчивости жизненного мира в большей степени проявляется по форме «гипоустойчивости», что связано с готовностью к изменениям под влиянием внешних обстоятельств и отсутствием выработанных форм взаимодействия с миром. Высокая степень устойчивости жизненного мира зафиксирована у испытуемых, характеризующихся доминированием ценностно-смыслового и ценностного содержательного аспектов жизненного само-осуществления. Высокая степень устойчивости -это подвижная устойчивость, готовность к взаимодействию с миром, изменениям под влиянием обстоятельств и выработанные формы взаимодействия с миром, которые человек изменяет под влиянием обстоятельств.
Таким образом, высокая степень устойчивости позволяет человеку в принятии «вызовов» окружающей действительности совладать с ними в такой мере, чтобы не ограничивать возможности свободного выбора и реализовывать свободное жизнеосуществление.
литература
1. Юпочко А.В., Kраcнорядцева О.М. Суверенность как результат становления человека в совмещенной психологической системе // Вестн. БГПУ. Психолого-педагогические науки. 2001. №1. С. 4 - 9.
2. Юпочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспек-тивный анализ). Томск : Изд-во ТГУ, 2005.
3. Логинова И.О. Особенности устойчивости жизненного мира человека в кризисных условиях жизнедеятельности // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Психологические науки. 2011. №2. С. 21 - 26.
Peculiarities of display of life selffulfillment freedom of people of different types of life world steadiness
There are shown the results of the empiric research of life self-fulfillment of people of different types of life world steadiness. There is stated that the type of life world steadiness (constructive, unconstructive, stagnant) determines the peculiarities of life self-fulfillment freedom of a person.
Key words: type of life world steadiness (constructive, unconstructive, stagnant), freedom of life self-fulfillment.
Е.И. САтАЕВА (нижний новгород)
РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ
И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Обосновывается актуальность развития мотивации достижения и познавательной активности студентов-психологов в процессе обучения, сделана попытка доказать эффективность разработанной модели развития исследуемой мотивации.
Ключевые слова: мотивация достижения, познавательная активность, оптимизация, индивидуальная стратегия достижения, синдром достижения, психолого-педагогические условия.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью создания в вузовском обучении условий для раскрытия внутреннего потенциала студентов, включающего не только интеллектуальные, но и личностные составляющие. Особенно это касается профессионально значимых личностных качеств, мотивационной основы студентов в процессе обучения. Для оптимизации мотивации достижения студентов необходимо создать условия,
© Сатаева Е.И., 2012